- Преподавателю
- Обществознание
- Рекомендации по составлению рабочей программы в соответствии с ФГОС
Рекомендации по составлению рабочей программы в соответствии с ФГОС
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Самоловских О.Г. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рекомендации по разработке рабочей программы отдельных учебных предметов, курсов в соответствии с требованиями ФГОС
Рабочая программа - это нормативный документ. Является структурным элементом основной образовательной программы начального (основного, среднего) общего образования.
Рабочие программы - это программы, разработанные на основе примерных учебных, но вносящие изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Рабочая программа - это локальный индивидуальный документ педагога. Локальность рабочей программы - создаётся для конкретного образовательного учреждения. Индивидуальность рабочей программы - разрабатывается педагогом для своей деятельности.
Рабочая программа - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Порядок составления рабочей программы.
Разрабатывается в соответствии с Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, учебных модулей в соответствии с ФГОС. Может отличаться от федеральной примерной программы по предмету не более, чем на 20% (учитель распределяет материал по годам обучения, темам)
Составляется на основе:
-
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования,
-
примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в Федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе.
Примерные (типовые) учебные программы, разработанные на федеральном уровне не могут использоваться в качестве рабочих программ, т.к. не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Рабочая программа:
-
разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.
-
для авторских учебных программ целесообразно проводить дополнительную внешнюю экспертизу, которую осуществляет муниципальный экспертный совет.
-
должна показывать, как педагог создаёт индивидуальную педагогическую модель образования на основе ФГОС.
Порядок рассмотрения рабочей программы
-
этап: 1 - 30 июня - рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты заносятся в протокол) и согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе.
-
этап: 1 - 30 августа - рассматривается на педагогическом совете и утверждается руководителем образовательного учреждения.
После утверждения руководителем образовательного учреждения рабочая программа становится нормативным документом, реализуемом в данном образовательном учреждении.
Обновляется ежегодно до начала учебного года.
Общий перечень программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
Структура рабочей программы (ФГОС НОО, ФГОС ООО)
-
.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, Приказ Минобрнауки России № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования». Раздел 3. п.19.5
-
.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. Раздел 3. п.18.2.2.
Структура рабочей программы (ФГОС)
-
Титульный лист
-
Пояснительная записка
-
Требования к уровню освоения учащимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов конкретного учебного предмета, курса.
-
Содержание учебного предмета, курса
-
Календарно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
-
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
-
Приложения (технологические карты уроков, технологические карты контроля и т.д.)
Титульный лист
-
1.
Полное наименование ОУ (в соответствии с лицензией).
2.
Гриф рассмотрения и утверждения программы.
3.
Название учебного предмета, курса (модуля).
4.
Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный
предмет, курс
5.
(модуль).
Класс в котором изучается учебный предмет (курс).
6.
Год составления рабочей программы.
Пояснительная записка
-
Сведения о программе (примерной (и) авторской),с указанием наименования, автора, года издания на основе которой разработана рабочая программа.
-
Цели и задачи. Конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
-
Общая характеристика учебного предмета, курса. Изменения, внесённые в примерную и авторскую учебную программу и их обоснование.
-
Описание учебного предмета, курса в учебном плане.
-
Информация о количестве учебных часов, в т. ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ, экскурсий, проектов, исследований.
-
Формы организации образовательного процесса и их сочетание, а также преобладающие формы текущего контроля планируемых результатов обучения (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в ОУ), промежуточной и итоговой аттестации (в соответствии с соответствующими Положениями)
-
Название УМК (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта и др. в соответствии с Федеральным перечнем учебников, утверждённым Минобрнауки РФ), используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Требования к уровню подготовки учащихся
-
Это описание целей-результатов обучения, выраженных в действиях учащихся и реально опознаваемых с помощью диагностических инструментов.
-
Данный перечень включает в себя специальные предметные и метапредметные (общие учебные) умения и способы деятельности.
-
Должны соответствовать требованиям, сформулированным в ФГОС (НОО, ООО) и федеральной примерной учебной программе.
По каждой учебной теме (разделу) указываются:
-
Наименование темы (раздела).
-
Количество часов.
-
Содержание учебного материала.
-
Требования к уровню подготовки учащихся в соответствии с ФГОС.
-
Перечень контрольных мероприятий (контрольных, лабораторных, практических работ, зачётов и др.).
Календарно-тематический план (примерная структура)
-
Темы курса, последовательность их изучения.
-
Количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем.
-
Планируемый результат освоения материала.
-
Виды учебной деятельности (или характеристика деятельности) учащихся.
-
Оборудование.
-
Электронные образовательные ресурсы.
Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. Формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в классном журнале должны совпадать.
Формы и средства контроля
-
Данный раздел включает материалы в виде тестовых, контрольных работ, вопросов для зачёта и др. для оценки освоения школьниками содержания учебного материала.
-
Количество контрольных работ определяется инструктивно-методическими документами о преподавании учебных предметов и дисциплин, принятыми на уровне региона.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Данный раздел включает:
-основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ и лабораторных практикумов, хрестоматии);
-
справочные пособия (словари, справочники);
-
наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы);
-
оборудование и приборы и т.п.