Урок обществознания на тему: Социальные роли и статусы (8 класс)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальные роли и статусы

Цели урока:

Образовательная - учащиеся узнают, что такое социальные роли и социальные статусы, санкции и их вид. Научатся выделять главный социальный статус.

Развивающая - развивать умение анализировать ситуации и факты связанные с социальными статусами и ролями.

Воспитательная - способствовать привитию чувства осознанности своей социальной роли и своего социального статуса.

Тип урока - комбинированный урок

Средства обучения: Учебник, параграф 24. Рабочая тетрадь. Презентация «Социальные статусы и роли»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап(1минута)

Проверка знаний и умений (до 15 минут)

  1. Что такое социальная структура общества? Объясните понятие социальная стратификации.

  2. Выйдите к доске и начертите 2 графические модели структуры общества.

  3. Что такое социальна мобильность и какие ее виды вам известны.

  4. Что такое социальный лифт? Приведите примеры традиционных соц. лифтов и современных.

  5. Что такое социальные группы. Какие виды социальных групп существуют?

Ответы

  • взаимосвязь основных элементов социальной сферы называется социальной структурой общества. Социальная стратификация - это деление общества на страты (категории в зависимости от должности, характера деятельности и т.д.)

  • Графическая модель «Пирамида» и модель «Ромб». Примеры стран - Древний Египет, Сомали (в 1 случае) - США, Канада (во 2ом случае)

  • Перемещение отдельных людей или групп в рамках социальной системы называют социальной мобильностью. Выделяют вертикальную (восходящая и нисходящая) и горизонтальную.

  • Социальный лифт это механизм перехода из 1 социальной группы в другую. Традиционные - амия, брак, политика, образование. Современные - шоубизнес, социальные сети, спорт.

  • Социальные группы - это совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию и роль. Выделяют: большие и малы, формальные и неформальные, первичные и вторичные.

Изучение нового материала (до 30 минут)

Необходимо вспомнить, что такое социализация?

Запишем определение.

Социальный статус - это социальна позиция человека в обществе с характерными для нее правами и обязанностями.

Далее приводятся примеры различных социальных статусов: сын, отец, директор, спортсмен и т.д.

Что определяет социальный статус личности?

Нужно понимать, что у человека одновременно может быть очень много социальных статусов. Но на определенных жизненных этапах среди них 1 главный, приоритетный.

Пример: для пожилой женщины решающее значение может приобрести статус бабушки.

Приведите собственные примеры.

Давайте разберем, какие социальные статусы бывают.

Классификация социальных статусов

1)Приписанные - даны человеку от рождения (пол)

2)Достигаемые - приобретаются в результате деятельности человека (должность)

Приведите собственные примеры.

Запишем определение

Социальная роль - это ожидаемая модель поведения человека, зависящая от статуса.

Далее следует обсуждение социально роли ученика, его права и обязанности.

Обязан посещать занятия, выполнять домашние задания, соблюдать устав школы и т.д.

Права - на образование, медицинское обслуживание, достойные условия обучения, участие в деятельности школы и т.д.

Соблюдение или несоблюдение социальной роли влечет за собой санкции - меры поощрения или наказания поддерживающее поведение предписываемое социальной ролью.

Составим схему - «Виды санкций»

Формальные - делятся на негативные и позитивные

Неформальные - делятся на негативные и позитивные.

Приведите примеры таких санкций.

Далее ученики самостоятельно читают раздел «В поисках себя». Затем учитель задает вопрос: какие факторы влияют на выбор своего жизненного пути?

Говоря о конфликте отцов и детей, следует ввести понятие

Поколение - группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода.

Устойчивая тенденция - в рамках одного поколения, на начальном этапе преобладает число мальчиков, с возрастом показатели уравниваются, а к 80-му возрасту женщин в 2 раза больше.

С чем по вашему, это связано?

Говоря о причинах конфликтов между поколениями, стоит отметить влияние технического прогресса, возросла социальная мобильность, более сложная общественная жизнь. Человек не может понять социальную роль до тех пор, пока сам в ней не окажется.

Обсуждая вопрос о воспитании ребенка в зависимости от его половой принадлежности, следует обратить внимание на стиль воспитания мальчиков и девочек.

Гендерные особенности учитываются при поступлении на работу. Существуют традиционно женские профессии и традиционно мужские профессии. Приведете примеры.

Однако для современного общества характерно изменение гендерных ролевых установок - женщины часто занимаются мужскими профессиями (служба в армии)

Подводя итоги нужно отметить - чем отличаются социальная роль и социальный статус, акцентировать внимание на том, что любое поведение влечет за собой санкции.

Ожидаемый ответ: социализация это процесс становления личности в обществе.

Записывают определение.

Ожидаемый ответ: национальность, возраст, пол, образование, место работы, доход и т.д.

Приводят собственные примеры главных социальных статусов.


Составляют вместе с учителем схему - «Виды социальных статусов»

Ожидаемый ответ:

Приписанные - национальность и др.

Достигаемые - статус родителя и др.




Составляют схему. Приводят примеры: Формальные - любые правовые нормы позитивного и негативного характера. Неформальные (неофициальные) - родительская похвала, наказание

Ответ: семья, сверстники, близкие друзья, церковь, средства массовой информации и т.д.

Ожидаемый ответ

Это связано с характером деятельности мужчин - служба в армии, более тяжелая работа, склонность к вредным привычкам со временем уменьшают численность мужского населения.



Женские профессии: швея, воспитательница, детский врач.

Мужские: шахтер, военный, рабочий завода и т.д.

Организация домашнего задания (1-2 минуты)

Пересказ параграфа 24, письменно ответить на вопрос №5 после параграфа


© 2010-2022