- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шипицына Е.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 8 классе - это третий этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т. д.
Формы контроля:
- тестирование;
- задания на выявление операционных жизненных ситуаций;
- моделирование жизненных ситуаций.
Предполагаемые результаты.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- знания и представления о нормах российского законодательства;
- знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
- коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Распределение учебного материала в 8 классе
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Введение
1
2
Личность и общество
4
3
Сфера духовной культуры
8
4
Экономика
13
5
Социальная сфера
5
6
Итоговое повторение
3
Итого
34
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений /
Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 8 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2010.
3. Обществознание. 8 класс : поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред.
Л. Н. Боголюбова. - М. : Просвещение, 2010.
Реализация рабочей программы способствует:
- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания ученик должен
знать/понимать:
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
• извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Литература, рекомендуемая в процессе реализации
рабочей программы
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод. пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи… : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М. : Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию : учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников : 5-9 классы : конспекты занятий / сост. О. В. Летнева. - Волгоград : Учитель, 2006.
Обществознание. Право. Экономика : сб. материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области / авт.-сост. Е. И. Колусева, Т. А. Корнева. - Волгоград : Учитель, 2006. - 123 с.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод,
В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
Сычев, А. А. Обществознание : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2010.
Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 1999.
Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
Дыдко, С. Н. Обществознание. 8-11 классы : справ. материалы /
С. Н. Дыдко. - М. : АСТ : Астрель : ПолиграфИздат, 2010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.
Учебно-методическое обеспечение
Печатные пособия.
Демонстрационные таблицы:
Человек познает мир.
Внутренний мир и социализация человека.
Человек, природа, общество.
Рыночная экономика.
Развитие общества.
Политическая система общества.
Политическая жизнь общества.
Право.
Социальная система общества.
Взаимодействие людей в обществе.
Культура и духовная жизнь.
Информационно-коммуникативные средства.
Обществознание. 8-11 кл. Краткий курс. Тренировочные тесты. Терминологический словарь. Ответы на экзаменационные билеты / Н. С. Кочетов [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (В помощь учащимся). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Рекомендации. Разработки / Н. Ю. Бухарева [и др.]. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Методики. Материалы к урокам). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников». Тематические тесты. Редактор тестов / сост. Н. А. Скобелина. - Волгоград : Учитель, 2010. - (Сетевой тестовый контроль). - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Обществознание. Курс лекций : учеб. пособие / А. Ю. Ларин, О. Е. Боровик. - М. : Книжный мир, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-Rom).
Технические средства обучения.
Телевизор.
Магнитофон.
Аудиоцентр.
Мультимедийный компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран проекционный.
Учебно-практическое оборудование.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
Штатив для карт и таблиц.
Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
Шкаф для хранения карт.
Ящики для хранения таблиц.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС
№
п/п
Тема
урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Элементы содержания
Требования
к уровню подготовки
обучающихся
Вид
контроля.
измерители
Эле-
менты
дополни-
тельного
содержания
Домашнее
задание
Дата
проведения
план
факт
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
Введение
1
Изучение нового материала
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношений к окружающей действительности
Знать термины, общие представления об обществознании.
Уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение
Беседа
С. 4-65,
словарь.
Темы сообщений:
1. Человек глазами древних мудрецов.
2. Человек - гордость Вселенной.
3. Гуманизм:
за и против
Глава 1. Личность и общество (4 часа)
2
Быть
лич-
ностью
1
Изучение нового материала
Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности
Уметь давать определение понятий; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы
Устный опрос, составить словарь темы
Социали-
зация
индивида
§ 1,
задания,
с. 13
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
3
Общество как форма жизнедеятельности людей
1
Комбинированный
Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества.
Ступени развития общества
Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы.
Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества
Опрос. Письменные задания
§ 2,
задания,
с. 19-20
4
Развитие общества
1
Комбинированный
Изменчивость и стабильность. Реформы
и реформаторы. Развитие человечества в XXI веке. Глобальные проблемы современности
Знать, в чем выражается эволюционный характер развития общества.
Уметь характеризовать воздействие социальной революции на общественное развитие; находить отличие реформ от революций; называть последствия, к которым ведет процесс глобализации
Опрос. Письменные задания
Эволюция
и революция
§ 3,
задания,
с. 26-27
5
Личность
и общество
1
обобщение
и систематизация знаний
Личность. Социали-
зация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. развитие общества. Движущие силы общественного развития
Знать основные этапы эволюционного развития общества.
Уметь характеризовать
общество как форму жизнедеятельности людей; сравнивать суждения об обществе и чело-веке, выявлять их общие
черты и различия; работать
Опрос. Письменные задания.
Решение познавательных
задач
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач
Глава II. Сфера духовной культуры (8 часов)
6
Сфера духовной жизни
1
Комбинированный
Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Тенденции развития культуры в современной России
Знать, что включает в себя понятие «культура».
Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения
Опрос. Письменные задания.
Работа
с документами
§ 4,
задания,
с. 36
7
Мораль
1
Комбинированный
Мораль, нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло
Знать, что такое мораль и зачем она нужна людям; почему гуманизм считается высшей моральной ценностью.
Уметь определять, в каких
поступках проявляется любовь к ближнему; использовать приобретенные знания для выполнения практических и творческих заданий
Опрос. Письменные задания.
Творческое задание
§ 5,
задание,
с. 44-45
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
8
Долг
и совесть
1
Комбинированный
Что такое долг. Долг общественный и долг моральный.
Совесть. Совесть
как требование своих собственных постыдных поступков
(Демокрит)
Знать, что такое долг, совесть
и объективные обязанности.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий
Опрос. Письменные задания.
Творческое задание
§ 6,
задание,
с. 51-52
9
Моральный выбор - это ответственность
1
Комбинированный
Моральный выбор. Свобода - это ответственность. Моральные знания и практическое поведение личности. Основные принципы и формы морали
Знать, в чем выражается свобода выбора.
Уметь определять, как связаны свобода и ответственность; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм общества; используя приобретенные ранее знания, решать проблемные задания
Фронтальная беседа. Проблемные задания
§ 7,
задания,
с. 58-59
10
Образование
1
Комбиниро-ванный
Приоритетность образования. Возрастающая значимость образования в условиях информационного общества.
Знать, в чем заключается приоритет образования; основные элементы системы образования в России.
Уметь объяснять, почему
в информационном обществе
Опрос.
Работа
с документами
§ 8,
задания,
с. 66-67
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Основные элементы системы образования
в Российской Федерации. Непрерывность образования
возрастает приоритет обра-
зования, а непрерывное
образование является ключевой задачей общества; работать с документами по заданному алгоритму
11
Наука
в современном обществе
1
Комбинированный
Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого.
возрастание роли
современной науки. Наука - двигатель прогресса
Знать, какие черты отличают науку как систему государст-
венных и общественных организаций.
Уметь характеризовать науку как особую систему знаний; определять нравственные принципы ученого в современной науке
Опрос
Ответственность ученого
§ 9,
задания,
с. 74-75
12
Религия как одна из форм культуры
1
Комбинированный
Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения.
Свобода совести.
Свобода вероисповедания
Знать, что такое религия,
что характерно для религиозной веры.
Уметь характеризовать
основные виды религиозных организаций; объяснять, в чем заключается принцип свободы совести; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
Опрос. Письменное задание
§ 10,
задания,
с. 81-82
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
13
Сфера духовной культуры
1
обобщение
и систематизация знаний
Сфера духовной жизни. Мораль, долг и совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия
Знать основные понятия
по теме.
Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культуры, в чем заключается взаимосвязь науки и образования, в чем состоит роль религии в современном обществе
тест
Глава III. Экономика (13 часов)
14
Экономика и ее роль
в жизни общества
1
Изучение нового материала
Потребности и ресурсы. Свободные и экономические блага.
Экономический выбор и альтернативная стоимость
Знать, что такое экономика
и в чем сложность экономического выбора.
Уметь объяснять, почему
природные ресурсы нельзя
считать неисчерпаемыми; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом
Опрос.
Работа
с документами
§ 11,
задания,
с. 90-91
15
Главные вопросы эконо-
мики
1
Комбинированный
Нужно ли регулировать производство. Экономическая
система и ее функции. Типы экономических систем
Знать, что такое экономическая эффективность; типы экономических систем.
Уметь определять экономические функции; работать с документами; работать с учебником; отвечать на вопросы
Опрос. Письменные задания
§ 12,
задания,
с. 98-100
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
16
Собственность
1
Комбинированный
Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита прав собственности. Закон на страже права собственности
Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями.
Уметь называть формы
собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос. Групповые задания
§ 13,
задания,
с. 106-107
17
Рыночная экономика
1
Комбинированный
Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие
Знать, каковы условия функционирования рынка.
Уметь определять, как спрос влияет на предложение в условиях рыночной экономики, от чего зависит рыночное равновесие; решать проблемные
задачи
Опрос. Письменные задания. Проблемные задания
§ 14,
задания,
с. 113-114
.
18
Про-
изводство - основа эконо-
мики
1
Комбинированный
Главный источник
экономических благ. Товары и услуги.
Факторы производ-
ства. разделение
труда и специали-
зации.
Знать, в чем заключается
роль производства в экономике; что способствует повышению производительности
труда.
Уметь характеризовать осо-бенности услуги как товара;
Опрос.
Работа
со схемой
Формы
торговли.
Реклама
§ 15,
задания,
с. 122-123
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Производительность труда
называть ресурсы, необходи-мые для осуществления
производства
19
Предпринимательская деятельность
1
Комбинированный
Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее организационно-правовые формы. Индивидуальное частное предпринимательство. Малое предпринимательство
Знать, чем предпринима-
тельская деятельность отли-
чается от других форм хозяйствования.
Уметь называть преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предпринимательства
Опрос.
Индивидуальные задания
§ 16,
задания,
с. 131-132
20
Роль государства в экономике
1
Комбинированный
Государство и экономика. Налоги. Государственный бюджет.
Государственное
воздействие на экономику
Знать, какие способы воздействия на экономику может использовать государство.
Уметь называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос.
проверочная работа
§ 17,
задания,
с. 139-140
21
Распределение доходов
1
Комбинированный
Доходы граждан
и прожиточный
минимум. Неравенство доходов.
Перераспределение
доходов.
Экономические меры
Знать основные источники
доходов населения.
Уметь объяснять, зачем людям нужна социальная поддержка государства; харак-
теризовать экономические
меры социальной поддержки
Опрос. Проблемные задания
§ 18,
задания,
с. 146-147
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
социальной поддержки населения
населения; решать проблемные задания
22
Потребление
1
Комбинированный
Семейное потребление. Страхование.
Экономические основы прав потребителей
Знать, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; как защищаются права потребителей в РФ.
Уметь характеризовать зависимость степени благосостояния граждан от структуры расходов граждан; работать с документами; выполнять проблемные задания
Опрос. Проблем-ные задания.
Работа
с документами
§ 19,
задания,
с. 153-154
23
Инфляция
и семейная экономика
1
Комбинированный
Семейный бюджет. Номинальные и реальные доходы.
Формы сбережения граждан.
Банковские услуги
Знать, какое влияние инфляция оказывает на доходы
граждан.
Уметь объяснять, чем реальный доход отличается от номинального, каковы формы
сбережения граждан; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала
Опрос. Письменные задания
§ 20,
задания,
с. 162-163
24
Безра-
ботица, ее при-
чины
1
Комбинированный
Что такое безработица. Причины безра-
ботицы. Экономические и социальные
Знать, чем вызвана безрабо-
тица, каковы ее экономические и социальные последствия.
Таблица «Последствия безработицы
Борьба
с безработицей. Профсоюз
§ 21,
задания,
с. 169-171
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
и последствия
последствия безработицы. Роль государства в обеспечении
занятости
Уметь объяснять, почему безработица сопутствует рыночной экономике; определять роль государства в обеспечении занятости населения;
работать с таблицей, анали-
зировать письменные
источники
для
общества»
25
Мировое хозяйство и международная торговля
1
Комбинированный
Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая
политика.
Обменные курсы
валют
Знать, что такое мировое хозяйство.
Уметь называть особенности политики протекционизма и свободной торговли; объяснять, какие условия влияют на обменный курс валют; работать с документом по заданному алгоритму
Опрос.
Работа
с документом
§ 22,
задания,
с. 176-177
26
Эконо-
мика
в жизни общества
1
обобщение
и систематизация знаний
Роль экономической деятельности в жизни общества.
Рыночная экономика.
Функционирование экономических
систем.
Собственность.
Безработица
Знать основные понятия
по теме.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определение понятий
тест
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Глава IV. Социальная сфера (5 часов)
27
Социальная структура общества
1
Комбинированный
Социальная структура общества. Социальная мобильность.
Многообразие социальных групп.
Социальные конфликты и пути их разрешения
Знать, что определяет статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе.
Уметь характеризовать различные социальные группы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; моделировать социальные ситуации на основе ранее изученного материала
Опрос. Письменные задания.
Модели-
рование
ситуаций
Формальные и неформальные
группы
§ 23,
задания,
с. 189-190
28
Социальные статусы и роли
1
Практикум
Социальная позиция человека в обществе.
В поисках себя.
Вопрос «отцы и дети»
Знать социальные позиции человека в обществе.
Уметь определять социальные статусы и социальные роли; приводить примеры социальных отношений, поведен-
ческих ситуаций; работать
с терминами
Опрос. Моделирование поведенческих ситуаций. Составление словаря темы
Взаимосвязь «Я»
и социальной роли
§ 24,
задания,
с. 197-198
29
Нации
и межнациональные отношения
1
Изучение нового материала
Межнациональные отношения.
Отношения к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе
Знать соотношения понятий «нация» и «этнос».
Уметь характеризовать
межнациональные отношения в современном обществе;
осуществлять поиск социальной информации по задан-
Опрос
§ 25,
задания,
с. 205-206, словарь
Продолжение табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
ной теме из различных
источников
30
Отклоняющееся поведение
1
Комбинированный
Отклоняющееся
поведение.
Алкоголизм
и наркомания
Знать, что называют отклоняющимся поведением.
Уметь приводить примеры
социальных отношений;
работать с документом по заданному алгоритму; анализировать виды отклоняющегося поведения
Опрос. Письменные задания.
Работа
с доку-
ментом
§ 26, задания,
с. 213-214
31
Соци-
альная сфера
1
обобщение
и систематизация знаний
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения
Опрос. Письменные задания
Повторение.
Вопросы,
с. 214-215
Итоговое повторение (3 часа)
32
Личность
и общество. Духовная куль-
тура
1
обобщение
и систематизация знаний
Личность. Общество как форма жизнедеятельности людей.
развитие общества. Сфера духовной жизни. Мораль, долг
и совесть. Мораль-
Знать основные положения раздела.
Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духов-
ной культуры; в чем заключается взаимосвязь науки и образования; в чем состоит роль
Опрос. Письменные задания
Повторение. Подготовка
к итоговому тестированию
Окончание табл.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
общест-ва
ный выбор. Обра-
зование. Наука
в современном
обществе. Религия
религии в современном
обществе
33
Государство
и экономика
1
обобщение
и систематизация знаний
Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем.
Собственность.
Безработица
Знать основные положения раздела.
Уметь высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать
с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для моделирования ситуаций в различных сферах деятельности
людей
Опрос. Письменные задания.
Модели-
рование
ситуаций
Повторение.
Подготовка к итоговому тестированию
34
Итоговая контрольная работа
1
Проверка знаний
и умений
Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
тест