- Преподавателю
- Обществознание
- Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд
Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | U ;.H. |
Дата | 05.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Новолялинского городского округа
«Дом детского творчества»
Тропа памяти
Экологический туристский маршрут на 105-ий пруд
Автор: Курочкина Татьяна
Руководитель:
Наборщикова Татьяна Евгеньевна
2012 г.
Содержание
Стр.
Введение……………………………………………………………..
3
1.
Тропинками родного края…………………………………………
5
1.1.
Экологическая тропа. Ее типы……………………………………
5
1.2.
Историко-географическая справка Новолялинского района…….
8
2.
Экологическая тропа: от идеи к проекту…………………………
10
2.1.
Факторы создания экологической тропы…………………………
10
2.2.
Объекты экологической тропы…………………………………….
13
Заключение………………………………………………………….
22
Список литературы…………………………………………………
24
Приложение…………………………………………………………
25
Введение
В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой.
В этом случае помогут экологические тропы, особенно если при их разработке использовались результаты фундаментальных исследований. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Путешествия по экологическим тропам помимо познавательной решаются природоохранные и воспитательные задачи.
Экологические тропы - непременные атрибуты экологического туризма. А под экологическими туризмом обычно подразумевают путешествие, позволяющее человеку глубже познакомиться с природой той местности, где он, собственно, путешествует.
Наша природа - это не только «среда», обстановка, декорация, из которой мы извлекаем элементы, необходимые нам для существования. Она живое существо, трудное для понимания в своей необъятности, в своем разнообразии.
В нашем Новолялинском районе очень много мест, о которых люди незаслуженно забыли, но все они - наша история, история наших отцов и дедов. Мы должны помнить и чтить каждый уголок своей малой родины, и передать эти знания своим детям. Таким является пруд на 105-ом километре, который среди населения носит название 105-ий.
Объект нашего исследования - дорога на 105-ий пруд.
Предмет - природные объекты, расположенные на экологической тропе.
Исходя из объекта и предмета была поставлена цель экологической тропы.
Цель: создание экологической тропы в районе города Новая Ляля на 105-ий пруд.
Для реализации цели поставлен ряд задач:
1. Исследовать и описать маршрут экологической тропы на 105-ий пруд.
2. Составить картосхему маршрута.
3. Найти и описать точки остановок.
4. Выяснить историю создания стартовой поляны и узнать историю пруда на 105-ом км.
5. Провести познавательные экскурсии с учащимися разных возрастных групп творческого объединения «ВЭК».
Экологическая тропа на 105-ий пруд - маршрут протяженностью около 4 км, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную информацию об этих объектах (Приложение 1). Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
1. Тропинками родного края
1.1. Экологическая тропа. Её типы
История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, и нередко уникальным уголкам природы.
Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и тому подобное) информацию об этих объектах. Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественнонаучного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу. [11]
Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения учащихся и взрослого населения нашего города.
Ее основное назначение - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, экологическая тропа выполняет природоохранную функцию, с её помощью углубляются и расширяются знания об окружающей природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.
Самым талантливым и мудрым педагогом является сама природа. Наша задача - помочь природе предстать в роли педагога, а посетителям экологической тропы воспринять её уроки.
При создании экологических троп необходимо ориентироваться на «усредненного посетителя», разрабатывая при этом варианты экскурсий для разных возрастных и иных категорий.
Выделяют познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и учебные экологические тропы.
Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность в среднем 4-8 км. На таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетители получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.
Протяженность познавательно-туристических троп колеблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков.
Учебные экологические тропы - это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяженность редко превышает 2 км, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов.
При составлении схемы экологической тропы необходимо учитывать три главных критерия: привлекательность, доступность и информативность.
Начало организации экологической тропы определяется выбором маршрута.
Принципами выбора маршрута являются:
1) доступность;
2) посещаемость,
3) эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.
Информация, усвоенная в обстановке максимальной наглядности, способствует повышению экологической грамотности и культуры посетителей.
Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Живая природа подвергается наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде [3].
Экологическая тропа может быть использована в различное время года.
К осенним экскурсиям относятся те, которые проходят в период с появления первых желтых листьев до наступления морозов. Рассматривается осенний период в жизни растений и животных, который характеризуется определенными явлениями и изменениями в живой природе.
Зимние экскурсии проводить затруднительно, так как недостаточно демонстрационного материала, и погода предъявляет свои требования. Главной задачей зимней экскурсии является демонстрация того факта, что и в зимнее время жизнь продолжается, только надо быть более внимательным. На зимних экскурсиях, прежде всего, следует обратить внимание на деревья и кустарники, на то, как они переносят это суровое время года.
Встреча с животными зависит от температурных условий. Основными объектами на зоологических экскурсиях будут птицы, остающиеся на зиму. Зимой птицы стараются держаться стайками, исключение составляют хищные птицы и птицы - древолазы (дятлы, пищухи, поползни).
Основное правило на экскурсии - рассказать лишь о том, что можно показать и потрогать руками. Возможность прикоснуться к объекту или взять его в руки очень важно, так как в дополнении к зрению и слуху добавляется еще и тактильный способ восприятия [4].
1.2. Историко-географическая справка Новолялинского района
Средний Урал, в географических границах которого расположена и Свердловская область,- один из самых живописных и богатых природными ресурсами регионах России. Некогда дикий край, восточная неосвоенная окраина империи сегодня заявляет о себе и как объект туризма: историко-позновательного, спортивного, природного.
Свердловская область (её площадь составляет 194,5 тысяч квадратных километров) - самая большая на Урале. Она расположена на стыке Уральской горной страны, Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнины.
В 1597 году по приказу царя Бориса Годунова была проложена грунтовая дорога от Соликамска в Сибирь, которая проходила по долине реки Ляля. Дорогу эту провел один из посадских людей Артемий Бабинов, хорошо знающий горные тропы через Уральский хребет. С проведением грунтовой дороги Московское Правительство обратилось к населению Центральной России о переселении на Урал и в Сибирь. Часть переселенцев оседала среди местного вогульского населения, а часть образовывала свои поселения по долине рек Ляля и Лобва. Так возникли п. Павда, Караул, Бессоново, Коптяки, Лопаево, деревни Заболотная, Буреломная и многие другие.
В 1903 году возник поселок Новая Ляля, к 1924 году рабочий поселок становится районным центром, а 24 декабря в 1938 году преобразован в город. В одно время здесь чеканили медную монету, делали посудное стекло, поташ и медный купорос.
Новолялинский район расположен на восточном склоне Уральского хребта северной части Среднего Урала. Площадь его равна 6220 кв.м. В состав Новолялинского района входит один город Новая Ляля - районный центр, два рабочих поселка - Лобва и Павда, 21 населенный пункт.
Наш район в прошлом и настоящем выделяется в экономической структуре области тем, что всегда был поставщиком «зеленого золота».
Территория, на которой расположился город Новая Ляля, в основном равнинная, слабопересеченная. Природа вокруг города очень красивая [10].
От города по старой лялинской дороге (построенной еще в 17 веке) через деревню Заболотная можно выехать к трассе, ведущей в город Верхотурье. Расположенные по сторонам дороги покосы (действующие, зарастающие и используемые сегодня в качестве пастбищ) свидетельствуют о том, что данный маршрут активно использовался местными жителями. В четырех километрах от города Новая Ляля расположен пруд, созданный искусственным путем.
С начала 2000 и до 2009 года старая лялинская дорога практически не использовалась. Интерес к ней возобновился после восстановления пруда. Экологических маршрутов и туристических троп на территории Новолялинского городского округа нет.
2. Экологическая тропа: от идеи к проекту
2.1. Факторы создания экологической тропы
Экологические тропы и маршруты имеют большое значение для получения дополнительного экологического образования в условиях дикой природы. Проектируя экологическую тропу, мы максимально учли природные и исторические особенности, использовали уже протоптанные дорожки, не делая новых; а также приняли во внимание разнообразие природных условий; возможность экскурсий по разной тематике (например: растения (лекарственные, деревья и так далее), животные (насекомые, млекопитающие, земноводные и так далее); наличие исторических и культурных достопримечательностей ландшафта; относительно удобное расположение).
Наша экологическая тропа названа «Тропа памяти» в память о тех людях, которые жили в деревне на 105-ом км и создали пруд. Она рассчитана на учащихся школ города Новая Ляля, ребят, посещающих творческие объединения эколого-биологической и туристско-краеведческой направленностей Дома детского творчества, а также жителей, которые любят путешествовать. Учащиеся и туристы могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов - водоемом, лесом, лугом и так далее. Кроме этого, увидеть своими глазами антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. Учащиеся могут овладеть на ней частью программного учебного материала (по географии, биологии), познакомиться с частичкой истории родного края (краеведение), а также:
1) изучить объекты и явления природы;
2) познать виды природопользования;
3) приобрести опыт взаимодействия человека и природы.
Маршрут данной экологической тропы выбран с учетом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования, пропаганды здорового образа жизни и идеи охраны природы среди населения. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Наряду с привлекательностью тропа носит информативный: познавательный и просветительский характер. Ее воздействие на эмоции, интеллект и волю слушателя дают свои положительные результаты (из общения с учащимися четвертых и седьмых классов, совершивших экскурсию по «Тропе памяти»).
При выборе маршрута тропы мы стремились к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса (хвойный, смешанный, лиственный), луга (низинные сенокосы и пастбища расположены в бессточных понижениях, на днищах логов и в речных долинах с болотными, дерново-подзолистыми и торфяно-подзолистыми почвами различной степени оглеения), водоемов (болото, пруд, ручей), характерные формы рельефа, которые могут быть использованы в летний и осенне-зимний периоды. В качестве зрительного образа мы использовали элемент антропогенного ландшафта. Это транспортные дороги, пастбища, пруд. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся в решении экологических проблем своего города.
Оборудовать экологическую тропу мы начали с прокладки на местности маршрута и составления крупномасштабной карты-схемы. К этой работе были привлечены обучающиеся 4 классов, посещающие творческое объединение «ВЭК» (Важная экология).
Экологическая тропа на 105-ий пруд представляет собой трассу протяженностью около 4 км от населенного пункта (город Новая Ляля) до водоема, созданного человеком, и относится к познавательно-прогулочному виду. По ходу трассы расположены природные объекты: болота, хвойный, смешанный и лиственный леса, пастбище, луг, зарастающий покос, речка Буреломная. Исследователям тропы предлагается ряд экологических задач и вопросов, которые проверяют знания детей о растительном и животном многообразии организмов, их особенностях жизнедеятельности, видах, находящихся под охраной Красной Книги Свердловской области, лекарственном значении растений болот, лесов, лугов, реки.
Экологическая тропа на 105-ий пруд может быть использована как в летний, так и в осенне-зимний периоды. Экскурсия в весеннее время нежелательна из-за высокой активности клещей.
2.2. Объекты экологической тропы
На тропе разработаны определенные «тематические остановки». Каждая остановка имеет свое название, пояснительную записку и план наблюдений.
Остановки на станциях позволяют учащимся получить дополнительные знания по экосистеме, а также понять механизмы взаимодействия между живыми организмами и их естественной средой обитания. Особое внимание уделено антропогенным факторам.
Тематические остановки в летний период:
К1 - «Сосна».
К2 - «Луг».
К3 - «Береза».
К4 - «Пруд».
Тематические остановки в осенне-зимний период:
К1 - «Стартовая поляна».
К2 - «Сосна».
К3 - «Береза».
К4 - «Пруд».
Расположение тематических остановок представлено на картосхеме, составленной летом 2011 года (Приложение 2).
Остановка «Стартовая поляна»
(Контрольная точка № 1 в осенне-зимний период)
Стартовая поляна (приложение 3) всегда находилась возле старой лялинской дороги и была любимым местом активного отдыха жителей в зимний период. Раньше она располагалась с левой стороны. С 1982 года ее перенесли на правую сторону, своими руками тренера сделали трассу освещенной (сами установили 45 столбов, с помощью электриков провели свет).
До 1988 года лыжная трасса пользовалась большой популярностью среди жителей города Новая Ляля. Но после несчастного случая люди перестали ходить в лес, лыжный спорт стал потихоньку умирать. Провода на «освещенке» были срезаны и сданы в качестве цветного лома, столбы выкопаны.
В 1997 году директором Детско-юношеской спортивной школы стал Виктор Алексеевич Носков. С его приходом на стартовой поляне снова стали собираться люди, чтобы поболеть за своих детей, друзей, которые принимали участие в соревнованиях по лыжным гонкам.
В конце 90-х годов открыл свои двери и пункт проката лыж.
Сейчас в зимний период проводятся соревнования на приз Областной газеты; Зональные соревнования, Кубок Северных городов, куда съезжаются участники со всего Северного управленческого округа: Североуральска, Волчанска, Карпинска, Краснотуринска, Серова, Новой Ляли, Верхотурья, Нижней Туры, Верхней Туры, Лесного, Качканара, Восточного, Иска, Кушвы, Салды, Красноуральска.
Традиционными являются соревнования, проводимые во время открытия и закрытия зимнего сезона, Новогодние гонки, на которых ребят поздравляют Дед Мороз и Снегурочка. А на лыжне России собирается около 500 человек.
В выходные и праздничные дни для жителей города работает прокат лыж.
Летом учащиеся ДЮСШ очищают трассу от мусора и веток.
Стартовая поляна вновь популярна среди жителей города. Осенью 2012 года планируется восстановить «освещенку», чтобы юные спортсмены и любители активного отдыха могли кататься не только днем, но и вечером.
План наблюдения:
-
Рассмотреть план лыжных трасс.
-
Посмотреть на местности, где начинается и заканчивается трасса протяженностью 1 км.
-
Выяснить, в каком лесном массиве она проходит (сосновый лес)
-
Описать ландшафт рассматриваемой лыжной трассы.
-
Рассказать о тех зимних видах спорта, которыми занимаетесь.
Остановка «Сосна»
(Контрольная точка № 1 в летний период,
№ 2 в осенне-зимний период)
Отгадайте загадку:
У меня длинней иголки,
Чем у самой рослой ёлки.
Подо мной полно соседей -
Кабанов, волков медведей.
(Сосна)
На латыни название сосны «Pinus». Сосны часто растут на скалистых обрывах или крутых склонах гор, поэтому есть предположение, что корни этого названия таятся в кельтском «pin», что значит скала. Помимо этого, существует старая греческая легенда, объясняющая это название: Нимфа утренней зари белокурая Питис (в некоторых вариантах Питида или Пития) очень сильно полюбила веселого и озорного бога Пана, сына Гермеса и дочери Дриопа, который считался богом-проводником, покровителем рыбаков и охотников. Но ревность другого бога, Борея, повелителя холодного северного ветра оказалось сильнее, и он превратил нимфу в сосну, высокое вечнозеленое дерево, которое и получило название Pinus. Известны изображения бога Пана с сосновым венком на голове.
В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.
Сосны являются наиболее доступными, и являются хорошим строительным материалом, потому так и привлекают браконьеров. В Свердловской области эти деревья чаще всего подвергаются незаконной вырубке среди всех видов деревьев.
План наблюдения:
-
Рассмотреть сосну (приложение 4).
-
Объяснить, почему данная сосна небольшой высоты, имеет толстый ствол и низко расположенные ветви (растет на открытом участке).
-
Сравнить исследуемую сосну с другими соснами, растущими по другую сторону лесной дороги.
-
Рассказать все, что вы знаете о сосне в зимнее и летнее время года.
Остановка «Луг»
(Контрольная точка № 2 в летний период)
В 80-х годах прошлого столетия луга, расположенные возле старой лялинской дороги активно использовались как покосы. Сейчас здесь пасут коров, неиспользуемая часть луга (приложение 5) зарастает кустарником и молодняком хвойных деревьев.
Растительность луга снабжается водой за счет атмосферных осадков и близко залегающих грунтовых вод. Травостои представлены разнотравно-осоково-злаковой растительностью с участием щучки дернистой, мятлика болотного, клевера лугового и ползучего, лютика ползучего, лапчатки гусиной, вероники длиннолистной, сабельника болотного, осоки острой, дернистой, заячьей, горошка мышиного, тысячелистника обыкновенного. Вовремя таяния снега и выпадения сильных дождей луг переувлажняется. Часть площади пастбища покрыта растительными кочками.
В летнее время Микрюков Юрий Анатольевич вместе с местными мальчишками - подпасынками пасет здесь крупный рогатый скот жителей микрорайона Стройка.
План наблюдения:
-
Найти растения и назвать их, пользуясь справочником - определителем (приложение 6).
-
Рассказать, какие деревья и кустарники растут на данном лугу.
-
Объяснить, как семена хвойных растений попали на луг.
-
Посмотреть, какие насекомые живут на лугу.
-
Поверхность луга покрыта небольшими буграми. Объяснить, кто и для чего их сделал.
Остановка «Береза»
(Контрольная точка № 3 в летний и осеннее-зимний периоды)
Отгадайте загадку:
Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (Береза.)
Береза (приложение 7) важная от корней до самой макушки. Во-первых, у нее очень ценная древесина. Во-вторых, из листьев березы получаются очень хорошие зелёные и жёлтые краски для ткани. В-третьих, ее почки просто незаменимы в медицине. А ещё их для создания духов используют! Раньше из березовой коры даже одежду делали! И вообще береза - самое распространённое дерево в России.
Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.
Береза - дерево однодомное с разнополыми цветами, цветет перед распусканием листьев. Плодоносить начинает на открытых местах с 10-12 лет, в древостоях - с 15-20 лет. Плодоносит ежегодно и очень обильно. Сережки раскрываются частью сразу после созревания семян, частью постепенно зимой. Поэтому часть семян попадает на почву осенью, другая часть распространяется по снегу и попадает на почву весной. Для прорастания семян нужна оголенная поверхность минерального слоя почвы. Густой моховой и травяной покров и лесная подстилка препятствуют появлению всходов.
Береза - порода светолюбивая и быстрорастущая. Скорость ее роста зависит от освещенности и падает с возрастом. На открытых местах в молодости растет быстро, под пологом сосняков - медленно. Попадая под полог темнохвойных пород, почти прекращает рост и довольно быстро усыхает. Это обычно происходит при восстановлении хвойных пород через временную смену на березу.
План наблюдения:
-
Рассмотреть березы.
-
Ответить на вопросы: Как называется лес, состоящий из одних берез? Какие грибы растут в березовых лесах?
-
Понаблюдать, какие птицы прилетают к березам.
-
Рассказать все, что вы знаете о березе в зимнее, весеннее и летнее время года.
Остановка «Пруд»
(Контрольная точка № 4 в летний и осенне-зимний периоды)
История пруда (приложение 8) на 105-ом км берет отсчет с начала 20 века, когда по Столыпинской программе семья Корольковых переехала жить в Верхотурье из центральной части России. Через год они перебрались в Новую Лялю, которая в то время относилась к Верхотурскому уезду. Дом, в котором стала жить семья Корольковых, сгорел. Тогда им разрешили валить лес и строить дом там, где еще не было поселений. Так появилась деревня Бурелормная, основателями которой стала семья Корольковых: пять братьев и одна сестра. Речушка с одноименным названием была очень мелкая, поэтому братья построили насыпь и сделали запруду. Так появился искусственный пруд Буреломный.
Периодически запруду размывало, но ее восстанавливали. Из воспоминаний Валерия Александровича Королькова, в 70-ых годах 20-го столетия пруд, имел небольшие размеры, но рыбалка там была хорошая, а один раз вокруг него сели рыбачить 74 человека, заняв всю площадь по периметру. В те годы в пруду водилось много карасей, гальянов, налимов, щук. По выходным до пруда ходил рейсовый автобус, устраивали городские гулянья, пляжи пруда были отсыпаны песком, установлены плошкоты.
В самой деревне к тому времени насчитывалось 36 домов, детский сад и начальная школа (до 4-ых классов), одной из учителей которой была Елена Алексеевна Королькова (1895-1963). После четвертого класса ученики ходили пешком в город Новая Ляля в школу № 6, ставшую позднее школой № 3, а после Детской школой искусств. Со временем работы в деревне не стало, начальную школу перевели в деревню Заболотная, расположенную на 104-ом км. Люди стали перевозить свои дома в город Новая Ляля, или продавать.
Бывшая деревня была отдана подсобному хозяйству, земли распаханы и засажены зерновыми культурами, картофелем. Благодаря удобрениям урожай был отличным. Работники Целлюлозно-бумажного комбината, колхозники, школьники и комсомольцы помогали в уборке урожая.
Спустя время эти угодья отдали населению под коллективные сады. Люди разбивали огороды и строили дачи. Одно время здесь насчитывали 10 - 15 домиков. После того, как Гришино поле, расположенное возле города, было отдано под дачи, из деревни Буреломная домики перевезли на новое место, а огороды забросили (приложение 9).
Из воспоминаний Шамшурина Юрия Петровича: в 60-ые годы прошлого столетия Калинин Сергей Иванович вместе с комсомольцами, вновь восстановив запруду, передал пруд городскому совету, который продолжал за ним смотреть. После очередного смыва плотины решили положить трубу, но этого нельзя было делать. И около 20-ти лет назад запруду размыло окончательно. Больше никто восстановлением плотины не занимался. Место пруда стало постепенно зарастать молодняком, дорогой, ведущей мимо реки Буреломная к деревне Заболотная пользоваться не стали.
В 2009 году общество охотников в составе Шамшурина Юрия Петровича, Шилова Геннадия Геннадьевича, и Лобкова Евгения Павловича решило восстановить пруд на 105-ом километре. (Приложение 10). Золотари составили проект, руководство Новолялинского Целлюлозно-бумажного комбината предоставило плиты, дорожники отсыпали до будущего пруда дорогу. Пруд восстановили всем миром, и 9 июля 2011 года состоялось его торжественное открытие, приуроченное ко Дню рыбака (Приложение 11).
Сейчас уровень воды в пруду поддерживается ключиками, бьющими на дне, около 200 гектар лесного массива имеет наклон в сторону водоема, питая его водой во время паводков и дождей. Речка Буреломная впадает в пруд и вытекает из него, неся свои воды в реку Ляля (устье находиться возле водозобора).
Летом 2011 года в пруд были запущены мальки карпа, рипуса, омуля, карася и щуки. Глубина пруда возле плошкота составляет около 3-3,5 метров. Самое глубокое место - 4 метра - там, где вытекает речка Буреломная, самое мелкое место 2-1,5 метра на противоположной стороне пруда. Общая площадь пруда 4,5 га.
Весной 2011 года егерями совместно с выпускниками школы № 4 были посажены плодовые деревья: вишня, яблоня, груша, а так же черемуха (Приложение 12). В 2012 году планируется разровнять площадку для отдыха.
План наблюдения:
-
Рассмотреть пруд и сказать, какой он формы.
-
Посмотреть, какие растения растут по берегам пруда.
-
Понаблюдать, кто живет в пруду, какие птицы обитают возле водоема.
-
Найти на берегу пруда норы мышей и кротов.
-
Принять участие в общественно-полезной деятельности при очистке территории пруда от бытового мусора.
В заключение следует отметить, что экологическая «Тропа памяти» помогает эффективно реализовать следующие основные положения:
1. Восстановить сведения исторического характера.
2. Повысить научный уровень образования, наладить тесные межпредметные связи, увязав ее с программным материалом. Знания применяются в комплексе, указывая на неразрывное единство природной окружающей среды и человека.
3. Конкретизировать связь обучения с жизнью, с трудом людей, обеспечить реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния отдельных экологических объектов.
Заключение
«Тропа памяти» имеет большое значение для изучения экологии, биологии и географии. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися недалеко от города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Совершая путешествие по экологической тропе, узнаешь много нового и интересного. Сама природа раскрывает свои владения как книгу и предлагает «читателям» поближе познакомиться с ее растительным и животным миром. Наш край - это не только красивые леса и поля, это наша история с ее забытыми и заброшенными местами (деревня Буреломная), пока еще неофициальными памятниками природы (пруд на 105-ом километре). Это и «Стартовая поляна», на которой юные лыжники совершенствуют свое мастерство, занимают призовые места не только в районных и зональных соревнованиях, но и в областных, принимают участие в составе сборной команды Свердловской области на Российских соревнованиях. Это и здоровый образ жизни для всех жителей города, предпочитающих не сидеть дома перед телевизором, а дышать свежим воздухом, наслаждаться красотой окружающего мира…
По маршруту экологической тропы можно совершать путешествие как пешком, так и на велосипеде. А в зимнее время года лыжня, петляя через лес, обязательно выведет к пруду, где путешественников уже ждут крытая веранда со столом, организованны места костровищ.
И летом, и осенью, и зимой - в любое время года «Тропа памяти» ждет своих посетителей.
Мы планируем установить по ходу тропы аншлаги с тематическими остановками, на месте деревни установить вывеску с ее историей. Надеемся, что все намеченное осуществится. Если мы будем помнить и чтить наши корни, наших предков, то так же будут поступать и наши дети, внуки и правнуки.
Экологическая тропа - место не только приобретения, но и передачи элементов экологической культуры различным слоям населения, через ее посещение и участие в общественно-полезной деятельности.
Список литературы
-
Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии [Текст]. М., 1996. - 192 с.
-
Афонин А.В. Экологические тропы России. М.: ПК Литфонда России [Текст], 1993. - 36 с.
-
Демидов В.А. Экологическая тропа// Биология в школе [Текст]. 1996. № 3
-
Газета «Обозрение». Информационное издание Новолялинского городского округа. №№ 12 (от 18.09.2010 г.); 22 (от 28.05.2011 г.); 3 (от 16.07.2011 г.)
-
Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы [Текст]. М.: 5 за знания, 2005. - 208 с.
-
Методические рекомендации по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы. М.: изд. Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы [Текст], 2004
-
Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие [Текст]. СПб.: «Паритет», 2002. - 256 с.
-
Город, который я люблю (70-летию любимого города посвящается). Фотоальбом. Новая Ляля, 2005 г.
-
Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы [Текст]. М.: Агропромиздат, 1989. - 159 с.
-
newlyalya.ru/info/ Новая Ляля Он-лайн. Информация о городе Новая Ляля.
-
ecosystema.ru/03programs/tro/02.htm Экологический центр «Экосистема». Чижов В.П. Тропа в гармонии с природой [Текст].
Приложение 1
Город Новая Ляля и его окрестности
Приложение 2
Картосхема маршрута «Тропы памяти»
Приложение 3
Стартовая поляна
Приложение 4
Сосна
Приложение 5
Луг
Приложение 6
Растения луга
Щучка дернистая
Мятлик болотный
Клевер луговой
Лютик ползучий
Горошек мышиный
Тысячелистник
Осока острая
Лапчатка гусиная
Сабельник болотный
Приложение 7
Береза
Приложение 8
Пруд на 105-ом километре
Приложение 9
Зарастающий луг, на котором стояла деревня Буреломная
Приложение 10
Районная газета «Обозрение» от 18.09.2010 г.
Приложение 11
Районная газета «Обозрение» от 16.07.2011 г.
Приложение 12