Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Представленная исследовательская работа состоит из 23 листов машинописного текста, 12 приложений, 9 источников использованной литературы и 2 ссылок на Internet-сайты. Во введение обоснована актуальность выбранной темы, доказана необходимость создания экологической тропы на 105-ий пруд, четко определены цель, задачи, объект и предмет исследования. В исследовательской работе, состоящей из двух глав, автор последовательно и логично прослеживает необходимость создания экологической тропы.   Первая г...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Новолялинского городского округа

«Дом детского творчества»








Тропа памяти

Экологический туристский маршрут на 105-ий пруд





Автор: Курочкина Татьяна

Руководитель:

Наборщикова Татьяна Евгеньевна







2012 г.

Содержание


Стр.

Введение……………………………………………………………..

3

1.

Тропинками родного края…………………………………………

5

1.1.

Экологическая тропа. Ее типы……………………………………

5

1.2.

Историко-географическая справка Новолялинского района…….

8

2.

Экологическая тропа: от идеи к проекту…………………………

10

2.1.

Факторы создания экологической тропы…………………………

10

2.2.

Объекты экологической тропы…………………………………….

13

Заключение………………………………………………………….

22

Список литературы…………………………………………………

24

Приложение…………………………………………………………

25

















Введение

В настоящее время остро стоит проблема экологического образования населения. Необходима система экологического просвещения, в которую входили бы не только средства массовой информации и экологические курсы в учебных заведениях, но и непосредственное общение человека с природой.

В этом случае помогут экологические тропы, особенно если при их разработке использовались результаты фундаментальных исследований. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Путешествия по экологическим тропам помимо познавательной решаются природоохранные и воспитательные задачи.

Экологические тропы - непременные атрибуты экологического туризма. А под экологическими туризмом обычно подразумевают путешествие, позволяющее человеку глубже познакомиться с природой той местности, где он, собственно, путешествует.

Наша природа - это не только «среда», обстановка, декорация, из которой мы извлекаем элементы, необходимые нам для существования. Она живое существо, трудное для понимания в своей необъятности, в своем разнообразии.

В нашем Новолялинском районе очень много мест, о которых люди незаслуженно забыли, но все они - наша история, история наших отцов и дедов. Мы должны помнить и чтить каждый уголок своей малой родины, и передать эти знания своим детям. Таким является пруд на 105-ом километре, который среди населения носит название 105-ий.

Объект нашего исследования - дорога на 105-ий пруд.

Предмет - природные объекты, расположенные на экологической тропе.

Исходя из объекта и предмета была поставлена цель экологической тропы.

Цель: создание экологической тропы в районе города Новая Ляля на 105-ий пруд.

Для реализации цели поставлен ряд задач:

1. Исследовать и описать маршрут экологической тропы на 105-ий пруд.

2. Составить картосхему маршрута.

3. Найти и описать точки остановок.

4. Выяснить историю создания стартовой поляны и узнать историю пруда на 105-ом км.

5. Провести познавательные экскурсии с учащимися разных возрастных групп творческого объединения «ВЭК».

Экологическая тропа на 105-ий пруд - маршрут протяженностью около 4 км, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную информацию об этих объектах (Приложение 1). Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.










1. Тропинками родного края

1.1. Экологическая тропа. Её типы

История организации познавательных маршрутов в природе насчитывает уже более полувека. Как правило, эти маршруты прокладываются по самым интересным, и нередко уникальным уголкам природы.

Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, архитектурные памятники, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие (гуляющие, туристы) получают устную (с помощью экскурсовода) или письменную (стенды, аншлаги и тому подобное) информацию об этих объектах. Основная цель экологической тропы состоит во взаимосвязи трех компонентов: отдыха, воспитания и обучения. При этом в задачу обучения входит расширение естественнонаучного кругозора посетителей, а воспитательная цепь направлена на формирование чувства любви к природе, заинтересованности в ее сохранении и ответственности за ее судьбу. [11]

Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения учащихся и взрослого населения нашего города.

Ее основное назначение - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, экологическая тропа выполняет природоохранную функцию, с её помощью углубляются и расширяются знания об окружающей природе (растительном и животном мире, геологическом строении местности), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Это повышает ответственность людей за сохранение окружающей среды, способствуя воспитанию чувства любви к природе, своей родине.

Самым талантливым и мудрым педагогом является сама природа. Наша задача - помочь природе предстать в роли педагога, а посетителям экологической тропы воспринять её уроки.

При создании экологических троп необходимо ориентироваться на «усредненного посетителя», разрабатывая при этом варианты экскурсий для разных возрастных и иных категорий.

Выделяют познавательно-прогулочные, познавательно-туристские и учебные экологические тропы.

Познавательно-прогулочные тропы, или тропы «выходного дня», имеют протяженность в среднем 4-8 км. На таких маршрутах затрагиваются вопросы взаимоотношений природной среды и человека, влияния хозяйственной деятельности на природу, посетители получают представление о том, какие мероприятия осуществляются для ее защиты.

Протяженность познавательно-туристических троп колеблется в среднем от нескольких десятков до нескольких сотен километров. Тропы такого типа чаще прокладывают в охранных зонах заповедников или в зоне туризма национальных парков.

Учебные экологические тропы - это специализированные маршруты для экологического образования. Их протяженность редко превышает 2 км, поскольку считается, что учебная экскурсия не должна занимать более трех часов.

При составлении схемы экологической тропы необходимо учитывать три главных критерия: привлекательность, доступность и информативность.

Начало организации экологической тропы определяется выбором маршрута.

Принципами выбора маршрута являются:

1) доступность;

2) посещаемость,

3) эмоциональная насыщенность и информационная емкость маршрута.

Информация, усвоенная в обстановке максимальной наглядности, способствует повышению экологической грамотности и культуры посетителей.

Натуральные объекты выступают зрительным образом для сообщения преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных, форм рельефа и другие элементы живой и неживой природы. Живая природа подвергается наибольшему воздействию со стороны человека, поэтому важное значение в повышении экологической грамотности посетителей тропы имеет знакомство их с законами живой природы, действие которых и обеспечивает сохранение экологических условий жизни в окружающей среде [3].

Экологическая тропа может быть использована в различное время года.

К осенним экскурсиям относятся те, которые проходят в период с появления первых желтых листьев до наступления морозов. Рассматривается осенний период в жизни растений и животных, который характеризуется определенными явлениями и изменениями в живой природе.

Зимние экскурсии проводить затруднительно, так как недостаточно демонстрационного материала, и погода предъявляет свои требования. Главной задачей зимней экскурсии является демонстрация того факта, что и в зимнее время жизнь продолжается, только надо быть более внимательным. На зимних экскурсиях, прежде всего, следует обратить внимание на деревья и кустарники, на то, как они переносят это суровое время года.

Встреча с животными зависит от температурных условий. Основными объектами на зоологических экскурсиях будут птицы, остающиеся на зиму. Зимой птицы стараются держаться стайками, исключение составляют хищные птицы и птицы - древолазы (дятлы, пищухи, поползни).

Основное правило на экскурсии - рассказать лишь о том, что можно показать и потрогать руками. Возможность прикоснуться к объекту или взять его в руки очень важно, так как в дополнении к зрению и слуху добавляется еще и тактильный способ восприятия [4].

1.2. Историко-географическая справка Новолялинского района

Средний Урал, в географических границах которого расположена и Свердловская область,- один из самых живописных и богатых природными ресурсами регионах России. Некогда дикий край, восточная неосвоенная окраина империи сегодня заявляет о себе и как объект туризма: историко-позновательного, спортивного, природного.

Свердловская область (её площадь составляет 194,5 тысяч квадратных километров) - самая большая на Урале. Она расположена на стыке Уральской горной страны, Западно-Сибирской и Восточно-Европейской равнины.

В 1597 году по приказу царя Бориса Годунова была проложена грунтовая дорога от Соликамска в Сибирь, которая проходила по долине реки Ляля. Дорогу эту провел один из посадских людей Артемий Бабинов, хорошо знающий горные тропы через Уральский хребет. С проведением грунтовой дороги Московское Правительство обратилось к населению Центральной России о переселении на Урал и в Сибирь. Часть переселенцев оседала среди местного вогульского населения, а часть образовывала свои поселения по долине рек Ляля и Лобва. Так возникли п. Павда, Караул, Бессоново, Коптяки, Лопаево, деревни Заболотная, Буреломная и многие другие.

В 1903 году возник поселок Новая Ляля, к 1924 году рабочий поселок становится районным центром, а 24 декабря в 1938 году преобразован в город. В одно время здесь чеканили медную монету, делали посудное стекло, поташ и медный купорос.

Новолялинский район расположен на восточном склоне Уральского хребта северной части Среднего Урала. Площадь его равна 6220 кв.м. В состав Новолялинского района входит один город Новая Ляля - районный центр, два рабочих поселка - Лобва и Павда, 21 населенный пункт.

Наш район в прошлом и настоящем выделяется в экономической структуре области тем, что всегда был поставщиком «зеленого золота».

Территория, на которой расположился город Новая Ляля, в основном равнинная, слабопересеченная. Природа вокруг города очень красивая [10].

От города по старой лялинской дороге (построенной еще в 17 веке) через деревню Заболотная можно выехать к трассе, ведущей в город Верхотурье. Расположенные по сторонам дороги покосы (действующие, зарастающие и используемые сегодня в качестве пастбищ) свидетельствуют о том, что данный маршрут активно использовался местными жителями. В четырех километрах от города Новая Ляля расположен пруд, созданный искусственным путем.

С начала 2000 и до 2009 года старая лялинская дорога практически не использовалась. Интерес к ней возобновился после восстановления пруда. Экологических маршрутов и туристических троп на территории Новолялинского городского округа нет.















2. Экологическая тропа: от идеи к проекту

2.1. Факторы создания экологической тропы

Экологические тропы и маршруты имеют большое значение для получе­ния дополнительного экологического образования в условиях дикой при­роды. Проектируя экологическую тропу, мы максимально учли при­родные и исторические особенности, использовали уже прото­птанные дорожки, не делая новых; а также приняли во внимание разнообразие природных условий; возможность экскурсий по разной тематике (например: растения (лекарственные, деревья и так далее), животные (насекомые, млекопитающие, земноводные и так далее); наличие исторических и культурных достопримечательностей ландшаф­та; относительно удобное расположение).

Наша экологическая тропа названа «Тропа памяти» в память о тех людях, которые жили в деревне на 105-ом км и создали пруд. Она рассчитана на учащихся школ города Новая Ляля, ребят, посещающих творческие объединения эколого-биологической и туристско-краеведческой направленностей Дома детского творчества, а также жителей, которые любят путешествовать. Учащиеся и туристы могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов - водоемом, лесом, лугом и так далее. Кроме этого, увидеть своими глазами антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества. Учащиеся могут овладеть на ней частью программного учебного материала (по географии, биологии), познакомиться с частичкой истории родного края (краеведение), а также:

1) изучить объекты и явления природы;

2) познать виды природопользования;

3) приобрести опыт взаимодействия человека и природы.

Маршрут данной экологической тропы выбран с учетом решения учебно-воспитательных задач по вопросам рационального природопользования, пропаганды здорового образа жизни и идеи охраны природы среди населения. При выборе маршрута учитывались привлекательность окружающего ландшафта, чередование открытых пространств с лесными тропинками. Наряду с привлекательностью тропа носит информативный: познавательный и просветительский характер. Ее воздействие на эмоции, интеллект и волю слушателя дают свои положительные результаты (из общения с учащимися четвертых и седьмых классов, совершивших экскурсию по «Тропе памяти»).

При выборе маршрута тропы мы стремились к тому, чтобы он охватил не только уникальные, но и типичные объекты местной природы, разнообразные типы леса (хвойный, смешанный, лиственный), луга (низинные сенокосы и пастбища расположены в бессточных понижениях, на днищах логов и в речных долинах с болотными, дерново-подзолистыми и торфяно-подзолистыми почвами различной степени оглеения), водоемов (болото, пруд, ручей), характерные формы рельефа, которые могут быть использованы в летний и осенне-зимний периоды. В качестве зрительного образа мы использовали элемент антропогенного ландшафта. Это транспортные дороги, пастбища, пруд. Опираясь на эти реальные проявления человеческой деятельности, можно рассказать о характере природопользования, возникающих проблемах охраны окружающей среды, путях и способах решения этих проблем, об участии учащихся в решении экологических проблем своего города.

Оборудовать экологическую тропу мы начали с прокладки на местности маршрута и составления крупномасштабной карты-схемы. К этой работе были привлечены обучающиеся 4 классов, посещающие творческое объединение «ВЭК» (Важная экология).

Экологическая тропа на 105-ий пруд представляет собой трассу протяженностью около 4 км от населенного пункта (город Новая Ляля) до водоема, созданного человеком, и относится к познавательно-прогулочному виду. По ходу трассы расположены природные объекты: болота, хвойный, смешанный и лиственный леса, пастбище, луг, зарастающий покос, речка Буреломная. Исследователям тропы предлагается ряд экологических задач и вопросов, которые проверяют знания детей о растительном и животном многообразии организмов, их особенностях жизнедеятельности, видах, находящихся под охраной Красной Книги Свердловской области, лекарственном значении растений болот, лесов, лугов, реки.

Экологическая тропа на 105-ий пруд может быть использована как в летний, так и в осенне-зимний периоды. Экскурсия в весеннее время нежелательна из-за высокой активности клещей.























2.2. Объекты экологической тропы

На тропе разработаны определенные «тематические остановки». Каждая остановка имеет свое название, пояснительную записку и план наблюдений.

Остановки на станциях позволяют учащимся получить дополнительные знания по экосистеме, а также понять механизмы взаимодействия между живыми организмами и их естественной средой обитания. Особое внима­ние уделено антропогенным факторам.

Тематические остановки в летний период:

К1 - «Сосна».

К2 - «Луг».

К3 - «Береза».

К4 - «Пруд».

Тематические остановки в осенне-зимний период:

К1 - «Стартовая поляна».

К2 - «Сосна».

К3 - «Береза».

К4 - «Пруд».

Расположение тематических остановок представлено на картосхеме, составленной летом 2011 года (Приложение 2).

Остановка «Стартовая поляна»

(Контрольная точка № 1 в осенне-зимний период)

Стартовая поляна (приложение 3) всегда находилась возле старой лялинской дороги и была любимым местом активного отдыха жителей в зимний период. Раньше она располагалась с левой стороны. С 1982 года ее перенесли на правую сторону, своими руками тренера сделали трассу освещенной (сами установили 45 столбов, с помощью электриков провели свет).

До 1988 года лыжная трасса пользовалась большой популярностью среди жителей города Новая Ляля. Но после несчастного случая люди перестали ходить в лес, лыжный спорт стал потихоньку умирать. Провода на «освещенке» были срезаны и сданы в качестве цветного лома, столбы выкопаны.

В 1997 году директором Детско-юношеской спортивной школы стал Виктор Алексеевич Носков. С его приходом на стартовой поляне снова стали собираться люди, чтобы поболеть за своих детей, друзей, которые принимали участие в соревнованиях по лыжным гонкам.

В конце 90-х годов открыл свои двери и пункт проката лыж.

Сейчас в зимний период проводятся соревнования на приз Областной газеты; Зональные соревнования, Кубок Северных городов, куда съезжаются участники со всего Северного управленческого округа: Североуральска, Волчанска, Карпинска, Краснотуринска, Серова, Новой Ляли, Верхотурья, Нижней Туры, Верхней Туры, Лесного, Качканара, Восточного, Иска, Кушвы, Салды, Красноуральска.

Традиционными являются соревнования, проводимые во время открытия и закрытия зимнего сезона, Новогодние гонки, на которых ребят поздравляют Дед Мороз и Снегурочка. А на лыжне России собирается около 500 человек.

В выходные и праздничные дни для жителей города работает прокат лыж.

Летом учащиеся ДЮСШ очищают трассу от мусора и веток.

Стартовая поляна вновь популярна среди жителей города. Осенью 2012 года планируется восстановить «освещенку», чтобы юные спортсмены и любители активного отдыха могли кататься не только днем, но и вечером.

План наблюдения:

  1. Рассмотреть план лыжных трасс.

  2. Посмотреть на местности, где начинается и заканчивается трасса протяженностью 1 км.

  3. Выяснить, в каком лесном массиве она проходит (сосновый лес)

  4. Описать ландшафт рассматриваемой лыжной трассы.

  5. Рассказать о тех зимних видах спорта, которыми занимаетесь.

Остановка «Сосна»

(Контрольная точка № 1 в летний период,

№ 2 в осенне-зимний период)

Отгадайте загадку:

У меня длинней иголки,

Чем у самой рослой ёлки.

Подо мной полно соседей -

Кабанов, волков медведей.

(Сосна)

На латыни название сосны «Pinus». Сосны часто растут на скалистых обрывах или крутых склонах гор, поэтому есть предположение, что корни этого названия таятся в кельтском «pin», что значит скала. Помимо этого, существует старая греческая легенда, объясняющая это название: Нимфа утренней зари белокурая Питис (в некоторых вариантах Питида или Пития) очень сильно полюбила веселого и озорного бога Пана, сына Гермеса и дочери Дриопа, который считался богом-проводником, покровителем рыбаков и охотников. Но ревность другого бога, Борея, повелителя холодного северного ветра оказалось сильнее, и он превратил нимфу в сосну, высокое вечнозеленое дерево, которое и получило название Pinus. Известны изображения бога Пана с сосновым венком на голове.

В благоприятных условиях сосна живет до 400 лет, достигая 48 метров высоты и 1 метра толщины.

Сосны являются наиболее доступными, и являются хорошим строительным материалом, потому так и привлекают браконьеров. В Свердловской области эти деревья чаще всего подвергаются незаконной вырубке среди всех видов деревьев.

План наблюдения:

  1. Рассмотреть сосну (приложение 4).

  2. Объяснить, почему данная сосна небольшой высоты, имеет толстый ствол и низко расположенные ветви (растет на открытом участке).

  3. Сравнить исследуемую сосну с другими соснами, растущими по другую сторону лесной дороги.

  4. Рассказать все, что вы знаете о сосне в зимнее и летнее время года.


Остановка «Луг»

(Контрольная точка № 2 в летний период)

В 80-х годах прошлого столетия луга, расположенные возле старой лялинской дороги активно использовались как покосы. Сейчас здесь пасут коров, неиспользуемая часть луга (приложение 5) зарастает кустарником и молодняком хвойных деревьев.

Растительность луга снабжается водой за счет атмосферных осадков и близко залегающих грунтовых вод. Травостои представлены разнотравно-осоково-злаковой растительностью с участием щучки дернистой, мятлика болотного, клевера лугового и ползучего, лютика ползучего, лапчатки гусиной, вероники длиннолистной, сабельника болотного, осоки острой, дернистой, заячьей, горошка мышиного, тысячелистника обыкновенного. Вовремя таяния снега и выпадения сильных дождей луг переувлажняется. Часть площади пастбища покрыта растительными кочками.

В летнее время Микрюков Юрий Анатольевич вместе с местными мальчишками - подпасынками пасет здесь крупный рогатый скот жителей микрорайона Стройка.

План наблюдения:

  1. Найти растения и назвать их, пользуясь справочником - определителем (приложение 6).

  2. Рассказать, какие деревья и кустарники растут на данном лугу.

  3. Объяснить, как семена хвойных растений попали на луг.

  4. Посмотреть, какие насекомые живут на лугу.

  5. Поверхность луга покрыта небольшими буграми. Объяснить, кто и для чего их сделал.

Остановка «Береза»

(Контрольная точка № 3 в летний и осеннее-зимний периоды)

Отгадайте загадку:

Зелена, а не луг, бела, а не снег,

Кудрява, а без волос. (Береза.)

Береза (приложение 7) важная от корней до самой макушки. Во-первых, у нее очень ценная древесина. Во-вторых, из листьев березы получаются очень хорошие зелёные и жёлтые краски для ткани. В-третьих, ее почки просто незаменимы в медицине. А ещё их для создания духов используют! Раньше из березовой коры даже одежду делали! И вообще береза - самое распространённое дерево в России.

Береза дает человеку много лекарственных продуктов. Но не забудьте, что одна большая береза, поврежденная топором, может потерять за весну до 200 л сока.

Береза - дерево однодомное с разнополыми цветами, цветет перед распусканием листьев. Плодоносить начинает на открытых местах с 10-12 лет, в древостоях - с 15-20 лет. Плодоносит ежегодно и очень обильно. Сережки раскрываются частью сразу после созревания семян, частью постепенно зимой. Поэтому часть семян попадает на почву осенью, другая часть распространяется по снегу и попадает на почву весной. Для прорастания семян нужна оголенная поверхность минерального слоя почвы. Густой моховой и травяной покров и лесная подстилка препятствуют появлению всходов.

Береза - порода светолюбивая и быстрорастущая. Скорость ее роста зависит от освещенности и падает с возрастом. На открытых местах в молодости растет быстро, под пологом сосняков - медленно. Попадая под полог темнохвойных пород, почти прекращает рост и довольно быстро усыхает. Это обычно происходит при восстановлении хвойных пород через временную смену на березу.

План наблюдения:

  1. Рассмотреть березы.

  2. Ответить на вопросы: Как называется лес, состоящий из одних берез? Какие грибы растут в березовых лесах?

  3. Понаблюдать, какие птицы прилетают к березам.

  4. Рассказать все, что вы знаете о березе в зимнее, весеннее и летнее время года.


Остановка «Пруд»

(Контрольная точка № 4 в летний и осенне-зимний периоды)

История пруда (приложение 8) на 105-ом км берет отсчет с начала 20 века, когда по Столыпинской программе семья Корольковых переехала жить в Верхотурье из центральной части России. Через год они перебрались в Новую Лялю, которая в то время относилась к Верхотурскому уезду. Дом, в котором стала жить семья Корольковых, сгорел. Тогда им разрешили валить лес и строить дом там, где еще не было поселений. Так появилась деревня Бурелормная, основателями которой стала семья Корольковых: пять братьев и одна сестра. Речушка с одноименным названием была очень мелкая, поэтому братья построили насыпь и сделали запруду. Так появился искусственный пруд Буреломный.

Периодически запруду размывало, но ее восстанавливали. Из воспоминаний Валерия Александровича Королькова, в 70-ых годах 20-го столетия пруд, имел небольшие размеры, но рыбалка там была хорошая, а один раз вокруг него сели рыбачить 74 человека, заняв всю площадь по периметру. В те годы в пруду водилось много карасей, гальянов, налимов, щук. По выходным до пруда ходил рейсовый автобус, устраивали городские гулянья, пляжи пруда были отсыпаны песком, установлены плошкоты.

В самой деревне к тому времени насчитывалось 36 домов, детский сад и начальная школа (до 4-ых классов), одной из учителей которой была Елена Алексеевна Королькова (1895-1963). После четвертого класса ученики ходили пешком в город Новая Ляля в школу № 6, ставшую позднее школой № 3, а после Детской школой искусств. Со временем работы в деревне не стало, начальную школу перевели в деревню Заболотная, расположенную на 104-ом км. Люди стали перевозить свои дома в город Новая Ляля, или продавать.

Бывшая деревня была отдана подсобному хозяйству, земли распаханы и засажены зерновыми культурами, картофелем. Благодаря удобрениям урожай был отличным. Работники Целлюлозно-бумажного комбината, колхозники, школьники и комсомольцы помогали в уборке урожая.

Спустя время эти угодья отдали населению под коллективные сады. Люди разбивали огороды и строили дачи. Одно время здесь насчитывали 10 - 15 домиков. После того, как Гришино поле, расположенное возле города, было отдано под дачи, из деревни Буреломная домики перевезли на новое место, а огороды забросили (приложение 9).

Из воспоминаний Шамшурина Юрия Петровича: в 60-ые годы прошлого столетия Калинин Сергей Иванович вместе с комсомольцами, вновь восстановив запруду, передал пруд городскому совету, который продолжал за ним смотреть. После очередного смыва плотины решили положить трубу, но этого нельзя было делать. И около 20-ти лет назад запруду размыло окончательно. Больше никто восстановлением плотины не занимался. Место пруда стало постепенно зарастать молодняком, дорогой, ведущей мимо реки Буреломная к деревне Заболотная пользоваться не стали.

В 2009 году общество охотников в составе Шамшурина Юрия Петровича, Шилова Геннадия Геннадьевича, и Лобкова Евгения Павловича решило восстановить пруд на 105-ом километре. (Приложение 10). Золотари составили проект, руководство Новолялинского Целлюлозно-бумажного комбината предоставило плиты, дорожники отсыпали до будущего пруда дорогу. Пруд восстановили всем миром, и 9 июля 2011 года состоялось его торжественное открытие, приуроченное ко Дню рыбака (Приложение 11).

Сейчас уровень воды в пруду поддерживается ключиками, бьющими на дне, около 200 гектар лесного массива имеет наклон в сторону водоема, питая его водой во время паводков и дождей. Речка Буреломная впадает в пруд и вытекает из него, неся свои воды в реку Ляля (устье находиться возле водозобора).

Летом 2011 года в пруд были запущены мальки карпа, рипуса, омуля, карася и щуки. Глубина пруда возле плошкота составляет около 3-3,5 метров. Самое глубокое место - 4 метра - там, где вытекает речка Буреломная, самое мелкое место 2-1,5 метра на противоположной стороне пруда. Общая площадь пруда 4,5 га.

Весной 2011 года егерями совместно с выпускниками школы № 4 были посажены плодовые деревья: вишня, яблоня, груша, а так же черемуха (Приложение 12). В 2012 году планируется разровнять площадку для отдыха.

План наблюдения:

  1. Рассмотреть пруд и сказать, какой он формы.

  2. Посмотреть, какие растения растут по берегам пруда.

  3. Понаблюдать, кто живет в пруду, какие птицы обитают возле водоема.

  4. Найти на берегу пруда норы мышей и кротов.

  5. Принять участие в общественно-полезной деятельности при очистке территории пруда от бытового мусора.

В заключение следует отметить, что экологическая «Тропа памяти» помогает эффективно реализовать следующие основные положения:

1. Восстановить сведения исторического характера.

2. Повысить научный уровень образования, наладить тесные межпредметные связи, увязав ее с программным материалом. Знания применяются в комплексе, указывая на неразрывное единство природной окружающей среды и человека.

3. Конкретизировать связь обучения с жизнью, с трудом людей, обеспечить реальное участие школьников в систематическом уходе, защите и улучшении общего состояния отдельных экологических объектов.
















Заключение

«Тропа памяти» имеет большое значение для изучения экологии, биологии и географии. Она знакомит экскурсантов с разными объектами природы, находящимися недалеко от города, и испытывающими антропогенную нагрузку, позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.

Совершая путешествие по экологической тропе, узнаешь много нового и интересного. Сама природа раскрывает свои владения как книгу и предлагает «читателям» поближе познакомиться с ее растительным и животным миром. Наш край - это не только красивые леса и поля, это наша история с ее забытыми и заброшенными местами (деревня Буреломная), пока еще неофициальными памятниками природы (пруд на 105-ом километре). Это и «Стартовая поляна», на которой юные лыжники совершенствуют свое мастерство, занимают призовые места не только в районных и зональных соревнованиях, но и в областных, принимают участие в составе сборной команды Свердловской области на Российских соревнованиях. Это и здоровый образ жизни для всех жителей города, предпочитающих не сидеть дома перед телевизором, а дышать свежим воздухом, наслаждаться красотой окружающего мира…

По маршруту экологической тропы можно совершать путешествие как пешком, так и на велосипеде. А в зимнее время года лыжня, петляя через лес, обязательно выведет к пруду, где путешественников уже ждут крытая веранда со столом, организованны места костровищ.

И летом, и осенью, и зимой - в любое время года «Тропа памяти» ждет своих посетителей.

Мы планируем установить по ходу тропы аншлаги с тематическими остановками, на месте деревни установить вывеску с ее историей. Надеемся, что все намеченное осуществится. Если мы будем помнить и чтить наши корни, наших предков, то так же будут поступать и наши дети, внуки и правнуки.

Экологическая тропа - место не только приобретения, но и передачи элементов экологической культуры различным слоям населения, через ее посещение и участие в общественно-полезной деятельности.











Список литературы

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии [Текст]. М., 1996. - 192 с.

  2. Афонин А.В. Экологические тропы России. М.: ПК Литфонда России [Текст], 1993. - 36 с.

  3. Демидов В.А. Экологическая тропа// Биология в школе [Текст]. 1996. № 3

  4. Газета «Обозрение». Информационное издание Новолялинского городского округа. №№ 12 (от 18.09.2010 г.); 22 (от 28.05.2011 г.); 3 (от 16.07.2011 г.)

  5. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников: Основные аспекты, сценарии мероприятий. 5-11 классы [Текст]. М.: 5 за знания, 2005. - 208 с.

  6. Методические рекомендации по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы. М.: изд. Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы [Текст], 2004

  7. Травникова В.В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие [Текст]. СПб.: «Паритет», 2002. - 256 с.

  8. Город, который я люблю (70-летию любимого города посвящается). Фотоальбом. Новая Ляля, 2005 г.

  9. Чижова В.П., Добров А.В., Захлебный А.Н. Учебные тропы природы [Текст]. М.: Агропромиздат, 1989. - 159 с.

  10. newlyalya.ru/info/ Новая Ляля Он-лайн. Информация о городе Новая Ляля.

  11. ecosystema.ru/03programs/tro/02.htm Экологический центр «Экосистема». Чижов В.П. Тропа в гармонии с природой [Текст].

Приложение 1

ГТропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский прудород Новая Ляля и его окрестности

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Приложение 2

Картосхема маршрута «Тропы памяти»

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Приложение 3


Стартовая поляна

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд


Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд



Приложение 4


Сосна

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд


Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский прудТропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд


Приложение 5


Луг

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд











Приложение 6

Растения луга

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Щучка дернистая

Мятлик болотный

Клевер луговой

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Лютик ползучий

Горошек мышиный

Тысячелистник

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Осока острая

Лапчатка гусиная

Сабельник болотный


Приложение 7

Береза

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд


Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский прудТропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд


Приложение 8

Пруд на 105-ом километре

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский прудТропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд


Приложение 9


Зарастающий луг, на котором стояла деревня Буреломная


Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд










Приложение 10


Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд

Районная газета «Обозрение» от 18.09.2010 г.








ПТропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский прудриложение 11


Районная газета «Обозрение» от 16.07.2011 г.


























Приложение 12


Тропа памяти. Экологический туристический маршрут на Стопятовский пруд



© 2010-2022