Рабочая программа по обществознанию 5 класс

    Рабочая  программа по обществознанию для  5    класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), примерной программы основного общего образования по обществознанию  и  программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.   Данная программа по обществознанию  предназначена  ...
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Календарно-тематическое планирование к курсу Обществознания для 5 класса по учебнику Л.Н.Боголюбова

Пояснительная записка к планированию курса «Обществознание» для 5-го класса

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень), примерной программы основного общего образования по обществознанию и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2008). Рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю. Данная программа по обществознанию предназначена для учащихся 5 класса основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе примерной программы основного общего образования по обществознанию для 5 класса (2005г) и программы основного общего образования по обществознанию Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеева А.И. (Просвещение, 2007). Данные программы отражают содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы.

При изучении данного курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 5 класс, 2007 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста, раскрывает ученикам расширенный круг социальных проблем, учащиеся познают полезность трудового обучения. Авторы учебника раскрывают нравственные качества, как добродетель: мораль и добро. . Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 5 класса включает изучение 6 тем: «Человек», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина», «Добродетели». Курс 5 класса преимущественно носит пропедевтический характер, связанный с проблемами социализацией младшего подростка.

Курс обществоведения в 5 классе ставит цели;

  • Создание условий для социализации личности;

  • Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры;

  • Содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;

  • Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях

  • Воспитание общероссийской идентичности, гражданской позиции, уважения к социальным нормам

  • Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений.

Содержание тем

Содержание в соответствии с Рабочей программой Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).

Глава I. Человек - 5 часа.

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.

Глава II. Семья - 5 часа.

Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Глава III. Школа - 6 часа.

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Глава IV. Труд - 6 часа.

Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Глава V. Родина - 11 часов.

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык - государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.

Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан.

Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения

Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») - статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество

часов

1

Введение

1

2

Тема 1. Человек

5

3

Тема 2. Семья

5

4

Тема 3. Школа

6

5

Тема 4. Труд

6

6

Тема 5. Родина

11

7

Повторение

1

Итого:

35


Календарно-тематический план по курсу «Обществознание» для 5-го класса


Разделы, темы.

Тип урока

Элементы содержания

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Дата

план

факт

1

Вводный урок

Предмет обществознания.

1

Сформировать представление о новом курсе, отрабатывать умения работать с текстом учебника, решать проблемные задания.

Обществознание, гражданин

6.09

Тема 1. Человек (5 часов)

2

Человек родился

Урок изучения нового материала

Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность - биологическая сущность всех людей.

1

Знать, что человек, родившись, должен еще научиться быть человеком, показать отличие человека от животного

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах.

Человек, животное, инстинкт, трудовая деятельность

Актуализация знаний

13.09

3-4

Человек и другие люди.

Урок исследование

Взаимоотношения человека с другими людьми

2

Знать проблемы взаимоотношений человека с другими людьми

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение Мотив, деятельность, человек понятий.

Устный опрос

20.09

27.09

5

Повторно-обобщающий урок по теме «Человек»

Зачем человек рождается. Сходство и различия мира животных и мира человека. Общение.

1

Знать, сущность природы человека, его отличия от мира животных.

Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации

Урок-игра

4.10

Тема 2. Семья (8 ч.)

6-7

Семья - ячейка общества

Какие бывают семьи

Урок изучение нового материала

Зачем люди создают семьи. Семья и государство.. Какие бывают семьи.

2

Знать причины создания семьи, ее сущность и виды.

Уметь выделять главное в тексте. Работать в парах. Семья, задачи государства, полные и неполные семьи

Проверка эссе

11.10

18.10

8-9

Семейные заботы

Семейный бюджет

Урок-практикум с элементами деловой игры

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

2

Знать основы ведения домашнего хозяйства.

Уметь различать и сравнивать хозяйственные понятия, приводить примеры из жизни Семейное хозяйство, домашние обязанности, работать с текстом.

Устный опрос

25.10

15.11

10-11

Дому нужен хозяин

Урок-практикум с элементами дискуссии

Семейное хозяйство. Расходы Доходы. Разумные потребности

2

Знать основы искусства ведения домашнего хозяйства.

Уметь работать с таблицей, с текстом учебника, документом, анализировать, работать в группе.

Рачительный хозяин, авторитет, деспот

Устный опрос

22.11

29.11

12

Делу время, потехе час

Урок-исследование

Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Своими руками. Что такое хобби. Здоровый образ жизни.

1

Знать, что такое свободное время и как его проводить с пользой.

Уметь проводить исследование, работать с текстом учебника, иллюстрациями Отдых, досуг

Опрос

Опрос

6.12

13.12

13

Повторно-обобщающий урок по теме «Семья»

Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам. Свободное время

1

Знать сущность понятия «семья», ее задачи и роль в истории.

Уметь анализировать текст, работать в парах, проводить самооценку своей деятельности. Применять и определять уровень усвоения информации

Урок-игра

20.12

Тема 3. Школа (4 ч.)

14-15

Профессия - ученик

Урок-портрет

Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа.

2

Знать сущность и основные этапы школьного образования.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Школьное образование, учение, знания

Актуализация знаний

27.12

16

Одноклассники, сверстники, друзья

Урок-анализ

Ты и другие ребята

1

Знать основы правил поведения с одноклассниками и друзьями.

Уметь выработать нормированные позиции взаимоотношений членов коллектива Дружба, толерантность, уважение

Опрос

17

Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа»

Значение образования. Ступени школьного образования. Подросток в школе. Учёба - основной труд

1

Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины

Урок-игра

Тема 4. Труд (5 ч.)

18-19

Труд - основа жизни

Урок-практикум с элементами дискуссии

Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность.

2

Знать содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Значение труда

Уметь анализировать социальные факты, формулировать несложные выводы, аргументировать собственную позицию.

Труд, богатство и бедность

Актуализация знаний

20-21

Труд и творчество

Урок-исследование

Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.

2

Знать, что такое творчество и его особенности.

Уметь работать в группе, анализировать текст, применять полученные знания на практике.

Творчество, профессия

Проверка эссе

22

Повторительно-обобщающий урок по теме «Труд»

Роль труда в жизни человека. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких - залог успеха. Выбор жизненного пути.

1

Знать сущность трудовой деятельности человека.

Уметь самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять термины

Урок-игра

Тема 5. Родина (8 ч.)

23-24

Что значит быть патриотом?

Урок-практикум. Изучаем карту РФ

Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Русский язык -государственный. За что мы любим свою страну.

2

Знать и понимать истинный смысл понятия «патриотизм». Уметь составлять план текста, анализировать прочитанное, делать несложные выводы .Субъекты РФ.

Патриотизм, гражданин, Родина

Актуализация знаний

25

Символика России

Урок исследование

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн.

1

Знать символику своей страны.

Уметь описывать и характеризовать символы своей страны, работать с текстом, выделять главное, анализировать и обобщать.

Гимн.

Герб России. Флаг.

Поверка творческого задания

26-27

Гражданин - Отечества достойный сын

Урок-практикум с элементами дискуссии

Гражданин. Права и обязанности граждан России.

2

Знать сущность понятия «гражданин». Уметь приводить примеры достойного служения Отечеству гражданами страны. Работать в группе, аргументировать свою позицию.

Гражданин, Отечество, долг

Проверка творческого задания

28-29

Мы - многонациональный народ

Урок-исследование

Что говорит закон. Многонациональная культура России. Что такое национальность.

2

Знать и понимать сущность понятия «многонациональный народ».

Уметь составлять план текста на основе прочитанного, работать в группах, работать с терминами.

Народы, многонациональная культура, национальность

Проверка проектов

30

Повторительно-обобщающий урок по теме «Родина»

Наша Родина - Россия. Символика. Гражданин. Права и обязанности граждан России.

1

Знать сущность понятия «родина». Уметь формировать и высказывать собственные суждения по теме

Круглый стол

Тема 6. Добродетели (3 ч.)

31

Человек славен добрыми делами.

Урок-проект

Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе - значит хорошее. Золотое правило морали.

1

Знать свойства добра и доброго человека. Уметь описывать социальные объекты, работать в парах, исследовать предложенный материал.

Добро, доброе, польза, ценности, мораль

Актуализация знаний по теме

32

Будь смелым

Урок-практикум

Что такое страх. Смелость города берет.

1

Знать сущность понятия «смелость». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах.

Смелость, трусость, равнодушие

Проверка творческого задания

33

Добродетели

Урок-анализ

Что такое человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям.

1

Знать сущность понятия «гуманизм». Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах.

Человечность, терпимость, добродетели

Проверка проектов

34

35

Итоговое повторение

Семья, школа, добродетели, Родина, человек

2

Знать основные положения теоретического материала урока

Уметь применять полученные знания на практике, анализировать текст, работать в группах

Урок-путешествие по темам курса


Курс формирует следующие умения и навыки:

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать:

  • Знать основные обществоведческие термины, распознавать и употреблять их;

  • Знать основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

Уметь:

  • Выделять главную мысль, составлять план;

  • Описывать изучаемый объект;

  • Сравнивать социальные объекты или источники;

  • Характеризовать (описывать) общество как форму жизнедеятельности людей; Объяснять взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявляя их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; практическое занятие, игры-обсуждения.

Программа курса рассчитана на 35 учебных часов.

Рабочая программа рассчитана применение ресурсосберегающих технологий.

Планирование создано на основе:

Примерной программы основного общего образования по обществознанию (базовый уровень)

Программы курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение» 2009

Базовый учебник и дополнительная литература:

Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.

Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.



© 2010-2022