Рабочая программа обществознание 10класс база

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ «ЗНАК»

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

Протокол №____от

«____»________________2014г.

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР ________________ «____»________________2014г.


«Утверждено»

Директор АНО ЦО «Знак»

_______________.

«____»__________2014г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


_____Морозов Александр Владимирович, высшая категория_____



по обществознанию 10 класс, базовый уровень

















2014 - 2015 учебный год

Пояснительная записка.

Концепция программы: формирование гуманистических и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.

Обоснованность: рабочая программа составлена по программе разработанной под руководством Л.Н. Боголюбова., допущенной Министерством образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010

Образовательная область: обществознание.

Цели учебного предмета и его содержание: Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Всего 68 часов; в неделю 2 часа.

Учебник: Обществознание 10 класс. (базовый уровень) Авт. Л.Н. Боголюбов., Изд. Просвещение. М.: 2010.

Место и роль курса в обучении: Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию (обществоведению) представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Цели и задачи:

В соответствии с задачами модернизации образования изучение предмета «Обществознание» в каждом концентре имеет цели, которые структурированы по 5 направлениям: развитие личности учащихся, воспитание, усвоение системы знаний, выработка умений, формирование способности применять полученные знания и умения в практической деятельности.
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Сроки реализации программы: 1 год.

Принцип отбора материала и построение структуры программы:

Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.
Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.
Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.
Общая характеристика учебного процесса:

Новое содержание обществоведческого образования, ориентированное на новые цели, предполагает изменение форм обучения, внедрение в практику приемов и методов, максимально соответствующих возрастным и личностным особенностям учащихся, получающих общеобразовательную подготовку, позволяющую осуществлять разнообразную социально одобряемую деятельность в современном российском обществе. Использование в педагогическом процессе активного обучения (тренинг, дискуссии, деловые, ролевые, ситуативные игры, включение учащихся в реализацию социальных проектов в школе, микрорайоне, исследовательская деятельность, работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета), написание творческих работ по обществоведческим дисциплинам, решение познавательных задач и т.д.) существенно меняет позицию участников процесса обучения, характер их учебной коммуникации.

На лабораторном занятии учащиеся могут работать с текстом учебника или дидактическим материалом. На практических занятиях может быть привлечен комплект познавательных и практических заданий. Последние могут использоваться для проведения семинарских занятий.

Логическая связь данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного ) плана:

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Предполагаемые результаты:

Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетен­ций среднего уровня.

Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.

Учебно- тематическое планирование

по обществознанию






Наименование разделов и тем

Количество часов

Календарные сроки

Вид занятия

Виды деятельности и формы

Наглядные пособия и технические средства

Виды контроля

Повторение



план

факт




1

2


3


4


5

6


7/8


9

10

11

12


13/14

15


16

17


18

19

20

21


22

23


24

25


26/27


28

29

31



32/34



35

37



38

39

40

41


42

43/44


45

46


47/48


49

50

51

52


53/54


55


56

57


58

69

61


62/63


64


65/66


67

68/70

Общество и человек

Общество

Что такое общество

Признаки общества


Общество как сложная динамическая система


Общество

Человек

Теории происхождения человека

Природа человека


Человек как духовное существо.


Понятие деятельности

Деятельность- способ существования людей.

Познание

Знание


Человек в системе социальных связей

Общество и человек

Основные сферы общественной жизни

Духовная культура.

Культура

Духовная жизнь общества


Наука

Образование

Мораль.

Религия.


Искусство и духовная жизнь.

Духовная культура

Экономика

Экономика, как наука

Роль экономики в жизни общества.


Экономическая культура


Экономика

Социальная сфера

Социальная сфера

Социальная структура общества



Социальное взаимодействие



Социальный контроль

Отклоняющееся поведение



Нации

Межнациональные отношения

Семья

Быт


Социальное развитие и молодёжь

Социальная сфера

Политическая сфера

Политика

Политика и власть


Политическая система.


Гражданское общество

Правовое государство

Демократические выборы

Политические партии.


Участие граждан в политической жизни


Политическая сфера

Право

Право

Право в системе социальных норм.


Источники права

Правоотношения

Правонарушения


Современное российское законодательство


Предпосылки правомерного поведения


Общество в развитии


Человек и общество

Человек и общество

15

4

1

1

1


1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

40

8

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1


1

16

1

1


1

1

1

1


1



1

1

1

1

1

1

11

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1


1

1

1

1






Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование и совершенствование знаний

Обобщение и систематизация

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Комбинированный

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование знаний

совершенствование ЗУН

Комбинированный

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование знаний

Закрепление и совершен контроль ЗУН


Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Комбинированный

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Комбинированный

контроль ЗУН

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Комбинированный

Закрепление и совершенствование знаний

контроль ЗУН

Формирование знаний

Формирование и совершенствование знаний

Обобщение и систематизация знаний

Формирование знаний

Формирование и совершенствование знаний

Обобщение и систематизация знаний

Формирование знаний

Формирование и совершенствование знаний

Обобщение и систематизация знаний

Формирование знаний

Совершенствование ЗУН

Комбинированный

Закрепление и совершенствование знаний

Обобщение и систематизация

контроль ЗУН

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование знаний

Обобщение и систематизация

Комбинированный

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

контроль ЗУН

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Формирование и совершенствование ЗУН

Формирование знаний

Формирование и совершенствование ЗУН

Обобщение и систематизация знаний

Формирование знаний

совершенствование знаний

Формирование и совершенствование знаний

Формирование знаний

Закрепление и совершенствование знаний

Обобщение и систематизация знаний

Контроль ЗУН


Лекция

коллективная/ -практическая

коллективная/лаборат-практическая

фронтальная/беседа

Лекция

коллективная/практическая

фронтальная/беседа

коллективная/практическая

Лекция

групповая/ -практическая

фронтальная/беседа

коллективная/практическая

Лекция

групповая/практическ

контрольная


Лекция

коллективная/ -практическая

фронтальная/беседа

коллективная/ -практическая

Лекция

коллективная/ -практическая

формирование и совершенствование

контрольная


Лекция

коллективная/ -практическая

фронтальная/беседа

коллективная/ лабораторно-практическая

контрольная

Лекция

фронтальная/беседа

коллективная/ -практическая

Лекция

фронтальная/беседа

групповая/ -практическая

Лекция

фронтальная/беседа

коллективная/ -практическая

Лекция

Индивидуальная/ практическая

фронтальная/беседа

проектная/ -практическая

исследовательская/семинар

контрольная


Лекция

коллективная/ -практическая

Лекция

коллективная/ -практическая

Лекция

групповая/ -практическая

фронтальная/беседа

коллективная/ -практическая

Лекция

Групповая/исследовательская

Контрольная


Лекция

коллективная/ -практическая

коллективная/ -практическая

Лекция

фронтальная/беседа

коллективная/ -практическая

Лекция

Групповая/диспут

фронтальная/беседа

Лекция

групповая/ -практическая

коллективная/ -лабораторно- практическая

контрольная




Дидактический материал








Дидактический материал



П/К




Дидактический материал




Дидактический материал











П/К

Дидактический материал







П/К

Дидактический материал










Дидактический материал

Дидактический материал


фронтальный опрос

лаборат-практическая работа

самостоят. работа


практическая работа

фронтальный опрос

практическая работа

практическая работ

фронтальный опрос

тестирование


практи. работа

контрольная работа


практическая работа

практическая работа

тестирование


практическая работа

контрольная работа


практическая работа

лабораторно- практическая работа

тестирование


фронтальный опрос

практическая работа

фронтальный опрос

тестирование

фронтальный опрос

практическая работа

эссе


практическая работа

практическая работа

контрольная работа


практическая работа

понятийный диктант

практическая работа

практическая работа

практическая работа

контрольная работа


практическая работа

понятийный диктант

фронтальный опрос

практическая работа

практическая работа


практическая работа

практическая работа

контрольная работа в форме ЕГЭ



Что такое обществ

П 1- 2








Общество и человек

П 3-7





Духовная культура

П 8-11




Экономика

П 12-13











Социальная сфера

П

14-19







Политическая сфера

П

20-24









Право

П

25-30

П

25-30


Содержание тем учебного курса





Наименование разделов и тем

Количество часов


Содержание учебной темы






Основные изучаемые вопросы

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания и др. формы

Требования к знаниям и умениям обучающихся

Возможные виды самостоятельной работы учащихся


1/2




3



4


5/6



7/8



9/10



11/12




13/14




15


16/17



18/19





20/21



22



23

24/25




26/27




28

29/31






32/34






35/37




38/39





40/41




42




43/44

45/46



47/48





49/50




51/52



53/54




55

56/57





58



59/61





62/63



64





65/66




67


68


Общество и человек

Общество

Что такое общество




Общество как сложная динамическая система


Общество


Человек

Природа человека



Человек как духовное существо.



Деятельность- способ существования людей.



Познание и знание




Человек в системе социальных связей




Общество и человек

Основные сферы общественной жизни

Духовная культура.

Культура и духовная жизнь общества



Наука и образование





Мораль. Религия.



Искусство и духовная жизнь.



Духовная культура

Экономика

Роль экономики в жизни общества.




Экономическая культура




Экономика

Социальная сфера

Социальная структура общества






Социальное взаимодействие






Социальный контроль и отклоняющееся поведение



Нации и межнациональные отношения





Семья и быт




Социальное развитие и молодёжь




Социальная сфера

Политическая сфера

Политика и власть



Политическая система.





Гражданское общество и правовое государство




Демократические выборы и политические партии.


Участие граждан в политической жизни




Политическая сфера

Право

Право в системе социальных норм.




Источники права



Правоотношения и правонарушения





Современное российское законодательство


Предпосылки правомерного поведения




Общество в развитии




Человек и общество


Человек и общество


15

4

2




1



1


11

2



2



2



2




2




1

40

8

2



2





2



1



1

5

2




2




1

16

3






3






3




2





2

1



1




2

11

2



2





2




2



2




1

13

2





1



3





2



1





2




1


1






Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.













Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.


Контроль знаний







Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.










Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.







Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.








Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.









Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.



Контроль знаний






Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.








Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
















Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.








Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.








Контроль знаний



Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.











Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.



Контроль знаний


Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.



















Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.



















Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.









Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.













Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.










Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.










Контроль знаний




Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.







Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.














Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.











Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.






Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.












Контроль знаний




Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.














Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.









Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.















Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.





Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.















Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.










Контроль знаний



Контроль знаний








Лабораторная работа с тексом учебника (составление плана « Особенности социальной системы»



Практические задания.



Лабораторная работа с документами


Решение познавательных задач






Анализ таблицы. Решение познавательных задач, отражающих типичные социальные ситуации.




Анализировать источники социальной информации



Решение проблемных задач







Практические задания/дискуссия








Лабораторная работа с документами, решение проблемных задач










решение проблемных задач









решение проблемных задач








Семинар: задания группам: выделить проблемы современной молодёжи, проработать пути их решения.



решение проблемных задач



Работа с текстом и составление схемы «Политическая система»




решение проблемных задач






Анализ материалов СМИ, выполнение проблемных заданий.




Практическое задание составить таблицу «Отрасли права»







Анализ правовых документов (практические задания)




Анализ правовых документов (практические задания в группах по теме «Существуют ли правонарушения, не опасные для общества»)





Выполнение проблемных заданий






Уметь:

-высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

-давать определение понятию общество;

- объяснять сущность экономической, политической, духовной и социальной сферы общества, иллюстрируя свой ответ примерами

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах

Знать понятия темы.

Объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Решение проблемных заданий.

Работа с материалами СМИ

Уметь:

-высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Знать:

- понятия природа

- примеры взаимодействия человека и природы; способы защиты природы.

Уметь:

-высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

- объяснять взаимосвязь человека, общества и природы, с примерами

Уметь:

-высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

- характеризовать моральные ценности

-объяснять сущность мировоззрения.

Знать:

-что такое деятельность, потребности

Уметь:

- характеризовать черты деятельности, определять мотивы деятельности;

- раскрывать на примерах многообразие видов деятельности

- определять взаимосвязь деятельности и сознания.

Знать, что представляет собой знаний и процесс познания.

Уметь:

- объяснять сущность человеческого и рационального познания;

-анализировать собственные и чужие взгляды на познание мира;

- объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные решения.

Знать связь свободы и необходимости.

Уметь:

- характеризовать основные точки зрения на соответствие биологического и социального в человеке

- выделять основные признаки понятия «личность»

-объяснять в каких сферах происходит социализация личности и чем она выражена

- определять связь между самоопределением и самореализацией личности.

Контроль ЗУН по данному разделу

Знать:

- понятия темы

- что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь:

- разъяснять сущность пониманий культуры у различных народов;

- уметь анализировать особенности культурных ценностей.

Знать:

- что такое наука, её функции в обществе, виды учебных заведений и их функции

Уметь:

- осознанно выбирать ВУЗ для продолжения обучения;

- знать, что представляет собой образование, как институт общества;

- уметь разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времён до наших дней;

- уметь разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать:

- что такое религия, мораль и их роль в обществе.

Уметь определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.

Знать, что такое искусство как оно соотноситься с духовной культурой.

Уметь:

- анализировать произведения искусства, определяя достоинства.

- выработать умения аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России.

Контроль ЗУН по данному разделу

Знать: что такое экономика, её структуру, роль, сущность производства, виды экономических ресурсов.

Уметь:

Определять, каким должно быть поведение предпринимателя, менеджера, наёмного рабочего в экономической сфере;

- определять отраслевую принадлежность хозяйственных единиц и их роль в развитии общества;

- решать творческие экономические задачи.

Знать основные элементы экономической культуры.

Уметь:

- определять значение экономической направленности и социальных установок личности;

- определять, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения;

- объяснять, в чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике.

Контроль ЗУН по данному разделу

Знать: что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения, социальная стратификация.

Уметь:

- анализировать социальный образ, имидж личности;

- объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью;

- разъяснять, апеллируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества;

- пояснять на конкретных примерах, каким образом принадлежность к определённому классу оказывает влияние на жизнь людей;

- анализировать положения человека в обществе.

Знать: что такое социальная связь и социальное взаимодействие;

- какими факторами обуславливается социальное взаимодействие людей;

- причины социальных конфликтов;

-как проявляется социальное неравенство и его последствия;

- что представляет собой явлении бедность и каковы его последствия.

Уметь:

- определять последствия социальных конфликтов;

- объяснять социальные аспекты труда, сущность и значения культуры труда;

- анализировать социальные процессы в обществе.

Знать:

- что такое социальные нормы и социальный контроль;

- в чём состоит значение самоконтроля.

Уметь::

- приводить примеры, характеризующие виды социальных норм;

- определять причины отклоняющегося поведения;

- объяснять социальную опасность преступности

Знать, что представляет собой межнациональные отношения.

Уметь:

- разъяснять особенности взаимоотношений национального большинства и меньшинства, опираясь на исторические примеры;

- пояснять сущность этноцентризма и его влияния на взаимоотношения с разными народами;

- уметь анализировать этнические конфликты, имевшие место в истории;

- уважительно относиться к национальной инакости людей.

Знать, что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи

Уметь:

- описывать жизненный цикл семьи;

- анализировать причины и мотивы распада семей;

- анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций

Знать:

- актуальные проблемы нашего общества и молодёжи;

- как изменяются социальные роли человека в молодые годы;

- какие льготы предусмотрены для несовершеннолетних работников.

Уметь вести исследование по проблеме, характеризовать особенности молодёжи как социальной группы.

Контроль ЗУН по данному разделу

Знать, какие существуют формы проявления влияния в обществе.

Уметь:

- пояснять, что представляет собой власть, её виды;

- анализировать конкретные жизненные ситуации связанные с борьбой за власть

Знать:

- что такое политическая система общества и какова роль государства в ней;

- основные признаки и функции государства, уметь их анализировать;

- что такое политические режимы и какие бывают их типы;

- причины возникновения государств

Уметь:

- давать разъяснение термину государство;

- анализировать виды монополии государства и виды политических режимов. на примерах.

Знать:

- основные положения урока;

- что такое гражданское общество; институт «гражданства», правовой статус гражданина

- что такое правовое государство и его признаки.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- анализировать взаимоотношения государства и общества.

Знать:

- что представляет собой политическая система;

- типология политических партий и их сущность.

Уметь определять сходства и различия мажоритарной и пропорциональной политических систем.

Знать что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм;

- каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны.

Уметь:

- Объяснять сущность активного и пассивного избирательного права;

- анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения;

Контроль ЗУН по данному разделу

Знать: чем отличаются подходы к определению права;

- роль системы права в регулировании общественных отношений;

- общее в морали и праве;

- что представляют собой социальные нормы и каково их видовое разнообразие.

Уметь.

- объяснять, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия;

- разъяснять сущность права и его значения.

Уметь:

- пояснить систему права, раскрывая сущность основных отраслей права;

- определить, нормами каких отраслей права регулируется определённая жизненная ситуация и куда следует обратиться, чтобы узнать модель верного поведения участников правоотношений.

Знать определения основных понятий темы

Уметь:

- разъяснять сущность понятий: правосознание и правовая культура личности;

- раскрывать важнейшие признаки правоотношений;

- определять особенности правонарушений и различия между проступком и преступлением;

- называть главные черты юридической ответственности;

- объяснять основные цели деятельности судебной системы.

Знать отличие трудового договора от гражданско- правовых договоров.

Уметь:

- объяснять общие черты и специфику отраслей российского права;

- определять сходства и отличие проступка от преступления.

Знать:

- что такое правосознание;

- каким образом взаимодействует право и правосознание;

- что такое правомерное поведение и его признаки.

Уметь:

- характеризовать основные элементы правосознания;

- объяснять предпосылки правомерного поведения;

- объяснять, каково соответствие правосознания, правомерного поведения и правовой культуры

Знать:

- каковы проблемы глобализации в экономической сфере;

- основные глобальные проблемы современности.

Уметь:

- определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития;

- объяснять, что такое процесс глобализации.

Уметь:

-анализировать факты, высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий

Контроль ЗУН по данному разделу


Проблемные задания, составление таблицы «Общественные науки»




Работа по таблице «Социальные институты»


Самостоятельная работа


Составить словарик темы



Составление таблицы «Типы мировоззрения».


Составление схемы «Потребности человека»



Тест, составление таблицы «Отношение философов к проблеме познаваемости мира», схемы «Истина и её критерии».


Групповые письменные задания по карточкам




контр. работа


Задания по карточкам, тест со свободными ответами.

Составление таблицы «Функции культуры»


Составление словарика темы





Составление словарика темы

И таблицу «Мировые религии»


Составить схему «Искусство и его формы»



контр. работа

составить словарик по теме и таблицу «Виды экономической деятельности»



Составление словарика темы и памятки «Этический кодекс предпринимателя»



Тестирование

Составить схему «Социальная структура общества» и словарик темы.





Составление словарика по теме





Составить таблицу «Виды социальных норм»



Эссе на тему «Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления»




Составить схему «Функции семьи», словарик темы.







Тестирование

Составить схемы «Политические институты», «Власть и её виды».







Составить кластер «Правовое государство» и словарик по теме.



Составить таблицу «Политические партии, их программы»






Контрольная работа

Составить схему «Структура права».




Составить схему «Источники права»



Составить таблицу «Виды юридической ответственности»




Составить словарик темы


Эссе на тему «Правомерное поведение» Составить словарик по теме







Самостоятельная работа


Контрольная работа в форме ЕГЭ







Требования к уровню знания к учащимся по

обществознанию на базовом уровне.

знать/понимать

· биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

· необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

· особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

· характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

· анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

· объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

· раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

· осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

· оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

· подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

· применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

· решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· предвидения возможных последствий определенных социальных действий.

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Форма контроля уровня достижений учащихся и критерии оценивания.


Форма контроля


Критерии оценивания

Письменные ответы на вопросы

По 5- ти бальной системе в зависимости от знания материала

Тесты

0-49% ответов- оценка 2, 50-69%- 3, 70-89%- 4, 80-100 - 5

Устные ответы на вопросы

По 5- ти бальной системе в зависимости от уровня ответов, знания материала










Перечень учебно - методического обеспечения

Методическое учебное обеспечение

1. Программа Л.Н. Боголюбова, допущена Министерством образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2010.

2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию 10 класс М.:2009.

3. Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся. 10 класс. / Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009

Список литературы.

1. Абчук В.А. Основы предпринимательства. - М., 1998.

2. Алексеев С.С. Право, законы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. Начальные сведения. Для учащихся 9 - 11 классов. - М., 1998.

3. Воскресенская Н.М., Давлетшина Н.В. Граждановедение. Демократия: государство и общество. - М., 1997.

4. Гуревич П.С. Введение в философию. - М., 1997.

5. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9 - 11 класс. Краткий справочник школьника. - М., 1998

6. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. - М., 1996.

7. Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 1997.

8. Кулаков А.Е. Религии мира. - М., 1998.

9. Малышевский А.Ф. и другие. Мир человека. - М., 1997.

10. Мухаев Р.Т. Политология. - М., 1997.

11. Мушинский В.О. Азбука гражданина. Учебник для основной школы. - М., 1996.

12. Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 1996.

13. Никитин А.Ф. Право и политика. Учебное пособие. - М., 1997.

14. Понамарева Г.М. и другие. Введение в культурологию.- М., 1997.

















Приложения к программе.


Примерный перечень тем рефератов.


  1. Творческая природа деятельности.

  2. Общество и неординарная творческая личность.

  3. Побудительные основы деятельности.

  4. Чем трудна трудовая деятельность.

  5. Мораль в системе социальных норм.

  6. Социологи о социальной структуре современного российского общества.

  7. Этническое многообразие в современном мире.

  8. Национальная политика.

  9. Социальные «лифты» в современном обществе.

  10. Измерители экономической деятельности.

  11. Гражданское общество.

  12. Разделение властей.

  13. Политическая символика.

  14. Политическое участие.

  15. Право и свобода.

  16. Право и справедливость.

  17. Элиты в политике.

  18. Политический лидер: идеал и реальность.

  19. Народ и политика.

  20. Выдающаяся историческая личность.

  21. Толпа и вождь.

  22. Типы политических лидеров.

  23. Личности и история.













Памятки для учащихся.


Общие правила составления плана при работе с текстом:

1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.

2. Разбить текст на смысловые части, озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.

3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.

4. Проверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Правила конспектирования:

1. Внимательно прочитайте текст. Попутно отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.

2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.

3. При первом чтении текста составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основное положение текста, отметив аргументацию автора.

4. Заключительный этап конспектирования состоит из перечитывания ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.

5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним , максимум двумя предложениями.

Как дать рецензию на ответ товарища:

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.

2. Следовл ли он намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.

3. Вспомните, выразил ли ученик своё личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.

4. Употреблял ли он в рассказе необходимые термины и понятия.

5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужные повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Характеристика общественных выступлений:

1. Время и место выступления.

2. Связь с другими событиями.

3. Причины.

4. Социальный состав участников.

5. Требования, лозунги, цели.

6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстания, акция протеста, или гражданского неповиновения и т.д.).

7. Масштабы выступления.

8. Уровень организованности,

9. Имена участников, руководителей.

10. Развитие событий, основные этапы.

11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства:

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская, суперпрезидентская).

2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.

3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого - либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).

4. Структура органов власти:

-глав государства, его полномочия,

-законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия),

-исполнительные органы (способ формирования, функции, подчинённость),

-судебные органы,

-соотношение прав законодательной, исполнительной, судебной власти,

-местные органы власти.

5. Прав граждан (подданных):

-избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов и т. пр.)

-политические права и свободы,

-личные права и свободы,

-возможность использования провозглашенных законом прав.

6. Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные слои, положения в политической системе).

7.Краткая обобщённая оценка политического строя и перспектив его развития.

Рекомендации по написанию реферата на историческую тему:

1. Определить цель написания реферата в соответствии с поставленной темой.

2. Составить план.

3. При чтении литературы выделить основные идеи, положения, доказательства, чтобы затем сосредоточить на них своё внимание.

4. Классифицировать собранный материал, обобщить, сделать вывод.

Структура реферата:

1. План или оглавление с указанием страниц.

2. Обоснование выбора темы.

3. Теоретические основы выбранной темы.

4. Изложение основного вопроса.

5. Вывод и обобщение.

6. Практическое значение реферата.

7. Список используемой литературы.

8. Приложения.

Примерные аспекты содержания реферата.

1. Вводная часть:

-Обоснованность выбора темы (её актуальность, значимость, новые современные подходы к решению проблемы, наличие противоположных точек зрения и желания в них разобраться, противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории, личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме).

2. Основная часть:

-суть проблемы, изложение объективных исторических сведений по теме реферата,

-критический обзор источников,

-собственные сведения, версии, оценки.

3. Заключение:

-основные выводы,

-результаты и личная значимость проделанной работы,

-перспективы продолжения работы над темой.

Оформление титульного листа:

- название школы,

- тема реферата,

- Ф.И. автора, класс,

- Ф.И.О. учителя,

- год написания реферата.

Отзыв учителя:

- содержательность, логичность, аргументированность изложения материала и обобщение выводов;

-умение анализировать различные источники, извлекать из них исчерпывающую информацию, систематизировать и обобщать материалы;

- умение выявлять несовпадения в различных позициях, суждениях по проблеме реферата, давать ей критическую оценку;

- присутствие личностной позиции автора, самостоятельность, оригинальность, обоснованность его суждений;

- умение ясно выражать свои мысли в письменной форме, яркость, образность выражений, индивидуальность стиля реферата;

- правильное оформление реферата, соответствие с планом, наличие цитат, их оформление,

- сопроводительные материалы к реферату.



© 2010-2022