Конспект урока экономики 11 класс на тему Государственные финансы. Государственный бюджет

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок экономики 11 класс

Государственные финансы. Государственный бюджет.

Задачи:

· Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; рассмотреть структуру и виды государственного бюджета как основного финансового плана государства, принципы и методы налогооблажения как источника доходов государства; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.

· Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.

· Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).

В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).

Слайд № 1 (приложение).

Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».

- Как вы понимаете слова автора?

- Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?

Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).

Слайд № 2 (приложение).

III. Работа по теме.

Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.

- Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?

Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.

Давид Рикардо утверждал, что «почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя».

Согласны ли вы с этим мнением ученого-экономиста?

- Как вы считаете, что такое бюджет?

Слайд № 3 (приложение).

IV. Работа с термином.

Бюджет - сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.

Функции бюджета:

  • Фискальная, которая связана с формированием финансовой базы бюджета;

  • Экономического регулирования;

  • Социальная, предполагающую использование государственного бюджета для защиты нуждающихся слоев населения.

Слайд № 4 (приложение).

Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.

Идеальный бюджет - запланированные расходы = запланированным доходам.

Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.

Слайд № 5 (приложение).

Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.

Обратимся к понятию доход.

Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2009 году».

- Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

- Приведите примеры неналоговых доходов?

- Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.

Слайд № 6 (приложение).

Обратимся к понятию расход.

Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2009 году».

- Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?

- На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?

Слайд № 7 (приложение).

Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицита или профицита бюджета.

Слайд № 5 (приложение).

Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.

Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).

- Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?

Слайд № 8 (приложение).

Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.

- Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?

Слайд № 10 (приложение).

Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.

· сокращение бюджетных расходов,

· изыскание дополнительных источников доходов,

· выпуск денег,

· одалживание денег.

- Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Слайд № 10 (приложение).

Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.

Сокращение бюджетных расходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.

- Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?

Слайд № 11 (приложение).

Изыскание дополнительных источников доходов.

Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.

- Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?

Слайд № 12 (приложение).

Выпуск денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия.

- Как вы считаете, к чему может привести выпуск дополнительных денежных средств?

Слайд № 13 (приложение).

Одалживание денег.

Когда государству не хватает денежных средств, то оно может их одолжить. Тогда у него возникает государственный долг.

- У кого же государство может взять деньги в долг?

Государство может, одолжить денежные средства у международных финансовых организаций или у собственных граждан, фирм, организаций.

- Как вы считаете, к чему может привести одалживание денежных средств государством?

Слайд № 14 (приложение).

Рассмотрев различные способы преодоления дефицита бюджета, определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?

Обратите внимание на предложенную диаграмму. Какой вывод можно сделать?

Слайд № 15 (приложение).

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

· федеральный бюджет;

· бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты);

· бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Слайд № 16 (приложение).

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Бюджет составляется на финансовый год. В России финансовый год начинается 1 января.

Формирование бюджета, содержащего предварительную смету доходов и расходов государства, осуществляется Министерством финансов РФ.

Построение бюджета основано на соблюдении нескольких основных принципов.

Принцип единства - сосредоточение в бюджете всех расходов и всех доходов государства. В государстве должна существовать единая бюджетная система, единообразие финансовых документов и бюджетной классификации.

Принцип полноты - учет по каждой статье бюджета всех затрат и всех поступлений.

Принцип реальности - правдивое отражение доходов и расходов государства.

Принцип гласности - открытость и необходимость информирования общества обо всех расходах и источниках доходов.

Законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается.

Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу (он рассматривается в нескольких чтениях, как правило, в четырех чтениях, от чтения к чтению всё более детально).

После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации.

В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан президентом РФ.

Слайд № 17 (приложение).

V. Давайте подведем итоги:

· Что такое государственный бюджет?

· Какие особенности государственного бюджета Российской Федерации можно выделить?

· Какую роль играет государственный бюджет в жизни страны?

Слайд № 18 (приложение).

VI. Рефлексия.

· Что нового вы узнали?

· Что больше всего запомнилось?

· Где вы можете применить знания данной темы?

Слайд № 19 (приложение).

Вернемся к эпиграфу нашего урока. «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета» (неизвестный).

- Как бы вы сейчас отнеслись к словам автора?

V. Домашнее задание: 1. Читать § 5, вопросы 3,5,6

2.Подготовить сообщение о государственном долге



© 2010-2022