Методическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выбор

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборМетодическая разработка внеклассного мероприятия по избирательному законодательству Мой выборКонкурс методических разработок по избирательному законодательству среди образовательных учреждений

Таловского района





Составлен учителем истории и обществознания

МКОУ Орловской СОШ им. И.Ф. Жужукина

Таловского района

Воронежской области

Тарелкиной Валентиной Анатольевной





Почтовый адрес школы:

397478 Воронежская область,

Таловский район, село Орловка,

ул. Центральная, дом 198

МКОУ Орловская СОШ

им.И.Ф. Жужукина

Пояснительная записка

Данное внеклассное мероприятие целесообразно для проведения с учащимися 7-9 классов общеобразовательных школ в целях формирования у них демократических жизненных принципов и правовой культуры.

Подростковый возраст - это возраст, в котором человек усваивает основные общественные ценности, это возраст юношеских мечтаний, время неуемной энергии и жажды свершений. В это время происходит становление настоящего человека, способного отвечать за свои поступки, гражданина современного демократического государства и члена гражданского общества.

Вскоре 14 - 15 летние подростки станут совершеннолетними, получат право участвовать в государственных делах, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях, голосовать на выборах Президента России, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления.

Для того, чтобы сделать собственный выбор, за который молодые люди будут нести ответственность перед собой и обществом, необходимы хорошие знания и серьезная подготовка.

На уроках истории в 5-9 классах учащиеся фрагментарно знакомились с историей выборных органов власти на Руси. В ходе данного внеклассного мероприятия эти знания будут собраны воедино и систематизированы, расширены и углублены.

В доступной для учащихся этого возраста игровой форме, подростки не только проверят свои знания по истории, обществознанию, избирательному праву, но и получат возможность развить свой творческий потенциал, навыки работы в коллективе, реализовать свои способности в различных видах деятельности.

Назначение и цели мероприятия - содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, её социализации, познанию окружающей действительности, самопознанию и самореализации. Цели мероприятия состоят в том, чтобы, способствовать формированию:

- гуманистического мировоззрения, включающего убежденность в неповторимости, уникальности каждой личности, в том, что жизнь - высшая ценность бытия; идеалы гуманизма, свободы, демократии, социального прогресса; позитивного отношения к социальным регуляторам жизни, нравственно-правовым нормам как необходимым условиям выживания и развития человеческого сообщества;

- необходимых моральных ориентиров, включающих так называемые простые нормы нравственности, а также высшие социально-нравственные качества;

- гражданственности, любви к Родине; политической и правовой культуры, предусматривающей готовность и умение конструктивно действовать в условиях демократии, политического плюрализма, становления правового государства;

- умения получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней;

- умения применять полученные знания для решения задач практического характера.

Цели игры:

1. Расширить и углубить знания учащихся в области избирательного права, правовых основ нашего государства. Создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин;

2. Способствовать воспитанию у школьников позитивного восприятия норм и ценностей демократического правового государства. Способствовать воспитанию политически активных, законопослушных граждан, способных отстаивать свои права законными методами, знающих и исполняющих свои гражданские обязанности, способных построить в России правовое государство и гражданское общество.

3. Сформировать у учащихся осознанное понимание необходимости участия каждого гражданина в судьбе государства через выборы.

Создать ситуацию для использования знаний и умений, полученных в курсах обществоведческих дисциплин; помочь учащимся осмыслить свой политический статус и связанные с ним политические роли, возможности и условия их реализации. Развивать у учащихся умения и навыки применения полученных на уроках правовых знаний на практике в различных жизненных ситуациях. Формирование активной гражданской позиции учащихся - будущих избирателей.

Для реализации данных целей потребуется решить следующие задачи:

1. Познавательные:

  • определять и правильно употреблять в устной и письменной речи основные понятия и термины Избирательного права;

  • формировать у учащихся представления об основах избирательного законодательства Российской Федерации, о выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Развивающие:

  • совершенствовать умение самостоятельно добывать знания (работа с документами, СМИ, материалами Интернета);

  • систематизировать и творчески перерабатывать знания (заполнение таблиц, подготовка и презентация проектов, анализ и обобщение данных);

  • отрабатывать навыки ведения дискуссии, умение аргументированно изложить свою позицию (беседа, диспут);

3. Воспитательные:

  • продолжить выработку активной гражданской позиции;

  • формировать чувство ответственности за будущее своей страны;

  • формировать потребность высказывать свои суждения о ценности, уровне и значении социально-политических институтов и механизмов демократической власти в России;

Предполагаемые результаты

В результате проведения занятия участники смогут:

  • познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;

  • получить опыт работы, участия в избирательной кампании (деловая игра);

  • понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;

  • расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;

  • проводить первичный анализ и применение информации по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ»;

Оформление зала:

  1. Плакаты с высказываниями о государстве и праве.

  2. Таблички с названиями команд.

  3. Таблицы с определениями для конкурса

  4. Таблицы с ячейками для заполнения

  5. Стенд для подсчета баллов жюри.

  6. Портреты кандидатов от команд

  7. Аудиозаписи с музыкой для конкурсов.

  8. Мультимедийный проектор, компьютер.

  9. Мультимедийные презентации.

  10. Извлечения из Конституции РФ и Федеральных законов.

Цитаты на плакатах:

  • «Лучше ходить на выборы, чем однажды попасть на баррикады». Э. Сервус

  • « Народ, зависящий от воли одного человека, не может сохраниться, да и не заслуживает этого» Р. Шеридан

  • «Выбор между жизнью и смертью скорее мнимый, чем реальный; реальный же человеческий выбор- между хорошей жизнью и плохой». Э. Формм.

  • «Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством». Аристотель, древнегреческий философ.


  • «Будь гражданином, ибо родина нужна для твоей безопасности, для твоих удовольствий, для твоего благополучия». Гельвеций, французский философ.


  • «Кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин».В.Г.Белинский


  • «Без приобретения чувств гражданина ребёнок мужского пола, вырастая, делается существом мужского пола средних, а потом пожилых лет, но мужчиной он не становится, или, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера». Н.Г.Чернышевский.


  • «Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявлять свои права граждан и использовать обязанности граждан» С.Смайлс, английский писатель.


  • «Тот, кто не знает границ своим желаниям, никогда не станет хорошим гражданином» В.А.Сухомлинский.


  • «Человек, который не был ребёнком, будет плохим гражданином» Ф.М.Достоевский.


ХОД ИГРЫ.

Людям издавна свойственно выбирать. Вообще способность останавливаться на чем-то одном из нескольких вариантов - это качество человеческих существ, во многом определившее их дальнейшую судьбу. Выборы - волеизъявление граждан страны. Это явление, к которому мы привыкли. Но всегда ли у граждан нашей страны была возможность выбирать? Всегда ли выборы были волеизъявлением граждан? Далеко не всегда!

В настоящее время мы живем в демократической стране, в которой каждый человек может использовать своё право выбора. Чтобы пользоваться им правильно, на благо своей семьи и на благо общества и государства, необходимо изучить основы избирательного законодательства, познакомиться с современными политическими технологиями. Я надеюсь, что в ходе сегодняшней игры, вы узнаете для себя много полезного и интересного.

Конкурс № 1. Избирательное законодательство.

Представьте, что вы депутаты Государственной Думы и вам нужно ознакомиться с Федеральным законом о выборах, но названия законов перемешались. Вам надо правильно составить их название.

Команды получают таблички с отдельными словами из названий законов, из которых необходимо составить правильные названия.


«Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ»; «О выборах Президента РФ»; «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»; «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»; «О референдуме РФ».Выигрывает та команда, которая правильно составит наибольшее количество названий законов.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Конкурс № 2 Избирательный алфавит.

Команды получают листы с алфавитом. Задача игроков - на каждую букву алфавита написать термин, относящийся к избирательному законодательству.

А -

Б -

В - и так далее..

Конкурс №3. Конкурс для болельщиков.

Пока наши команды записывают термины, мы с вами проведем конкурс для болельщиков. У вас есть возможность заработать призовые купоны, которые в конце игры можно обменять на соответствующие призы.

Я буду называть дату, связанную с тем или иным событием в истории избирательного законодательства России. А ваша задача - назвать данное событие.

-12 декабря 1993 г. (принята Конституция РФ);

- 21 июня 1995 г. (Закон РФ «О выборах Государственной Думы ФС РФ»);

-17октября1905г.(царский Манифест, разрешена деятельность парламента, политических партий, граждане России получили избирательные права);

- 27 апреля 1906год (созыв I Государственной Думы)

- май-июнь 1989 год (1-ый съезд народных депутатов СССР)

- март 2000 год (избрание В.В. Путина Президентом РФ)

За каждый правильный ответ болельщик получает 1 балл (купон).

Конкурс № 4. Черный ящик.

Ведущий выносит черный ящик, а игроки должны угадать, что в нём находится. Ведущий может дать 3 подсказки. За каждую подсказку снимается по 1 баллу.



Это выдают гражданам на избирательном участке;

Это избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

Что за предмет находится в черном ящике? (избирательный бюллетень.)



Конкурс № 5. Избирательный бюллетень.

Учащиеся получают 2 вида избирательных бюллетеня. Они должны ответить на вопросы к этим бюллетеням:



Вопросы к бюллетеням:

1. В чём сходство и отличие первого избирательного бюллетеня от второго?

2. При какой избирательной системе использовались эти бюллетени? Аргументируйте свой ответ.

3. Мог ли такой избирательный бюллетень использоваться на выборах в СССР?

Конкурс № 6. Стадии избирательного процесса.

Избирательный процесс состоит из нескольких стадий. Эти стадии вы хорошо знаете. Используя свои знания, вам необходимо построить необычную пирамиду. Она состоит из стадий избирательного процесса. Необходимо вписать эти стадии на плакат с изображением пирамиды. Побеждает команда, которая быстрее и правильно заполнит пирамиду.

В пирамиду должны быть вписаны следующие стадии:

1.Назначение даты выборов

2.Выдвижение и регистрация кандидатов,

3. Предвыборная агитация,

4. Голосование и подведение итогов выборов

Конкурс № 7. Английский кроссворд.

Перед вами английский кроссворд, который командам необходимо разгадать. Существуют несколько правил работы с таким кроссвордом. Во-первых, все слова в нем читаются по прямой.

Читаются они в разных направлениях (по горизонтали, вертикали, диагонали; слева направо и справа налево), одна буква может быть в нескольких словах, могут остаться и лишние буквы.

В

С

Я

И

Ц

У

Т

И

Т

С

Н

О

К

Г

Е

О

Е

Б

Щ

Е

Н

Е

Р

А

В

Н

О

О

Н

Е

П

Р

Е

З

И

Д

Е

Н

Т

И

З

Л

И

П

М

Р

Я

В

М

М

А

А

Б

З

О

О

А

Е

И

Ы

Ь

З

У

Б

Д

Б

Б

Б

Л

С

И

Б

Н

Р

Я

Д

Л

И

О

А

Р

И

Т

О

Е

Е

И

Л

Н

Ю

Д

Л

А

Ь

Н

Р

Т

В

Ц

О

Д

Е

Д

Н

П

Е

Э

Ы

Е

А

А

А

Е

П

Р

А

А

Р

А

В

Л

Т

Т

Т

П

Н

О

Е

Т

К

П

Р

Л

О

И

И

У

Е

Т

И

Ф

Е

А

Й

Ю

В

Г

Н

Т

О

М

Л

Г

Е

Л

О

Б

К

А

Л

А

О

А

С

О

Ь

Р

Ь

В

А

Н

И

Т

А

Р

О

Т

К

Е

Л

Э

И





















Задание к кроссворду:

Найдите в кроссворде термины, соответствующие следующим определениям:

  1. документ для голосования с фамилиями кандидатов;

  2. высший представительный орган власти;

  3. основной закон государства;

  4. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата в данном избирательном округе;

  5. одна из форм участия граждан в политической жизни страны;

  6. установленные законом условия, необходимые для приобретения права участвовать в выборах представительных органов государственной власти;

  7. в большинстве современных государств - выборный глава государства;

  8. деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата;

  9. лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления;

  10. форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации;

  11. всенародное голосование;

  12. группы давления на власть;

  13. небольшая группа людей, которые отличаются не только тем, что они обладают лучшими нравственными, профессиональными или творческими качествами, а тем, что обладают наибольшей властью в обществе;

  14. лицо, выдвинутое в установленном настоящим Федеральным законом, иным законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность;

  15. совокупность избирателей, поддерживающих на выборах какую-либо программу, партию или кандидатуру;

  16. гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования.

Из оставшихся букв составьте фразу, характеризующую принципы на основе, которых избиратель участвует в выборах при демократическом режиме.

Ответ.

Слова: бюллетень, парламент, конституция, квота, голосование, ценз, президент, агитация, депутат, выборы, референдум, лобби, элита, кандидат, электорат, наблюдатель.

Фраза - «всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании»

















Конкурс № 8. Конкурс для болельщиков.

Пока команды разгадывают английский кроссворд, у наших болельщиков снова появляется возможность заработать призовой купон.

Сейчас я буду говорить определение понятий, связанных с избирательным процессом, а ваша задача - назвать термин, соответствующий этому определению.

  1. Нижняя палата Федерального Собрания ? (Государственная Дума).

  2. Верхняя палата Федерального Собрания? (Совет Федераций)

  3. Наличие в обществе двух или более партий ? (Многопартийность).

  4. Область, специалисты которой с помощью рекламы, создают привлекательный для избирателей имидж кандидата в депутаты? (Политический маркетинг).

  5. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов? (Избирательный участок).

  6. Устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права? (Избирательный ценз).

  7. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом?

(Избиратель).

  1. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата?

(избирательная квота).

  1. Избираемый представитель населения в органах государственной власти и местного самоуправления? (Депутат).

  2. Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений? (Референдум).

  3. Лицо, принимающее участие в выборах в качестве претендента на какую-нибудь политическую должность. (Кандидат)

  4. Демократический прием самостоятельного участия граждан в политической жизни страны. (Голосование)

  5. Высший законодательный орган нашей страны. (Парламент)

  6. Процедура избрания кандидата на ту или иную политическую должность. (Выборы)

  7. Набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, выраженный в письменной форме. (Закон)

  8. У каждого человека есть … на участие в политической жизни своей страны. (Право)

  9. Это лицо, которое принадлежит к постоянным жителям данной страны, имеет все права предоставленные законами этой страны. (Гражданин)

  10. Совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически.(Общество)

  11. Совокупность мероприятий, проводимых для достижения какой-либо важной цели, например, избрания Президента или мэра. (Кампания)

  12. Один из способов участия граждан в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. (Референдум)

  13. Возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей. (Власть)

  14. Главное свидетельство волеизъявления избирателя. (Бюллетень)

  15. Выборная должность главы государства. (Президент)

  16. Назначенное кандидатом при проведении выборов лицо, уполномоченное осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельности комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов. (Наблюдатель)

  17. Лицо, избранное гражданами в органы власти. (Депутат)

  18. Демократическая … выборов. (Процедура)

  19. Искусство управления государством. (Политика)

  20. Деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании, побуждающая избирателей к голосованию за того или иного кандидата. (Агитация)





Конкурс № 9. Известный политик.

Перед вами портреты известных политических деятелей 20 века.

Ваша задача - назвать имена этих политиков.




Конкурс № 10. Политическое лото.

Перед вами лист лото, на котором в ячейках написаны ключевые дожности в Российской Федерации. Кроме того, вы получаете карточки с именами известных политических фигур нашего государства, занимающих эти должности. Ваша задача - разложить карточки с фамилиями в соответствующие ячейки.

Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Министр иностранных дел Российской Федерации


Министр внутренних дел Российской Федерации

Глава муниципального образования г.Велиж

Министр финансов Российской Федерации

Президент Российской Федерации

Министр образования и науки Российской Федерации

Спикер Государственной Думы

Спикер Совета Федерации

Министр юстиции Российской Федерации

Глава муниципального образования Велижского района

Председатель Правительства Российской Федерации













А пока команды раскладывают карточки лото, мы с вами послушаем песню о выборах в исполнении наших учащихся.

Звучит песня на мотив ДДТ «Что такое осень»

Стало в мире больше ярких красок,

Но виной всему совсем не осень

Яркие листовки, лозунги, плакаты

Словно агитатор ветер носит (2 раза)

Припев

Это - выбор делать пора

Все серьезно, все не игра

Если сердце бьется в груди

На участок иди

Есть возможность жизнь изменить

Ты решаешь, как дальше жить

Наше право выбор любой

Мы заслужили с тобой!

Конкурс № 11. Домашнее задание. Предлагаемая ситуация.

Команды разыгрывают сценки с ситуациями, которые могут происходить на избирательном участке. Ситуации заранее предложены учителем.

Соперники должны объяснить эти ситуации с правовой точки зрения.

Конкурс № 12. Качества кандидата.

Кандидатом в депутаты, при соблюдении определённых условиях, может быть любой гражданин нашей страны. Для того, чтобы быть депутатом нужны не только политические способности, но и сильные личностные качества. Как вы считаете, какие качества личности не дозволительны кандидату в депутаты, а потом и депутату в органы власти. Отметьте «+» и

«-» качества народного избранника.

Щедрость, легковерие, мстительность, влюбчивость, принципиальность, честность, доброта, стеснительность, резкость, работоспособность, деловитость, лживость, решительность, самопожертвенность, человеколюбие, уважительность, гуманность, уступчивость, критичность, деловитость, нежность, красота, совесть, заботливость, великодушие, искренность, долг, отзывчивость, скромность.

Подведение итогов игры. Слово жюри.

Награждение победителей и самых активных болельщиков.

Заключительное слово ведущего.

Каждый выбирает по себе - женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку каждый выбирает по себе.


Закончилась наша игра, посвященная избирательному законодательству. Я очень хочу пожелать вам, чтобы у вас всегда было право выбора, чтобы вы умело могли им распорядиться. «Жизнь - не зрелище и не праздник; жизнь -трудное занятие»- говорил американский философ Сантаяна. А Ж.Ж. Руссо писал: «Сама по себе жизнь ничего не значит: цена её зависит от её употребления.» Ему как бы вторит знаменитый М.Монтанель: «Жизнь сама по себе - ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.» Нетрудно понять, что все три мудреца говорят об одном: если живёшь ради самой жизни - ты не живёшь, а прозябаешь, чтобы жить, а тем более принимать активное участие в политической жизни общества, страны - нужно приложить немало труда.


Один мудрый человек заметил, что за деньги можно купить кровать, но не сон, еду, но не аппетит, лекарства, но не здоровье, дом, но не домашний очаг, книги, но не ум, украшения, но не красоту, роскошь, но не культуру, развлечения, но не счастье, религию, но не спасение, власть, но не свободу. Наше право выбора это настоящее чувство свободы.

Но чтобы правильно им воспользоваться, необходимо знать основы избирательного законодательства, быть не только хорошо образованным человеком, но и настоящим гражданином своей страны.

До свидания, дорогие ребята, до новых встреч!






Литература и источники:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 20 век. М. Просвещение. 2009 год.

  2. Ваш голос определит будущее! Методическое пособие для молодых избирателей. Избирательная комиссия Воронежской области. Воронеж. 2008.

  3. История выборов в России. Тематическое пособие для будущих избирателей. ТИК Таловского района. Таловая. 2008.

  4. Памятка будущему избирателю. ТИК Таловского района Воронежской области. Таловая. 2008.

  5. Царские выборы. Тематическое пособие для будущих избирателей. ТИК Таловского района Воронежской области. Таловая. 2008.

  6. Экскурс в историю избирательного права. Тематическое пособие для будущих избирателей. ТИК Таловского района Воронежской области. Таловая. 2008.

  7. Этапы формирования избирательного права в России. Тематическое пособие для будущих избирателей. ТИК Таловского района Воронежской области. Таловая. 2008.

  8. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

  9. Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (извлечения).

  10. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (извлечения).

  11. cikrf.ru/

  12. chuvash.izbirkom.ru/



© 2010-2022