Рабочая программа по обществознанию 7 класс

Предмет: обществознаниеКурс: «обществознание»Класс: 7 классГод обучения: 2013-2014 гг.Количество часов: В год: 35ч, в неделю: 1ч Форма работы: Классно-урочнаяРабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания базового уровня в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллекту...
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕНИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ ГЕРОЯ Р.Ф. ЛАЙСА А.В.

Рассмотрена на заседании МО

Протокол № _________________

«____» _______________2013 г.

Согласованна с заместителем

Директора по УВР

«____»______________2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Ненинская СОШ имени героя Р.Ф. Лайса А.В. _____________________

Приказ №_______

От «___» ____________ 2013 г.



Рабочая программа

по предмету:

«Обществознание»

Базовый уровень, 7 класс

2013 -2014 учебный год







Руф Юлия Александровна, учитель истории и

обществознания МБОУ Ненинская СОШ

имени героя РФ Лайса А.В.



Ненинка



Предмет: обществознание

Курс: «обществознание»

Класс: 7 класс

Год обучения: 2013-2014 гг.

Количество часов: В год: 35ч, в неделю: 1ч

Форма работы: Классно-урочная

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания базового уровня в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала учащихся. Реализация программы осуществляется за счёт обязательной части учебного плана, составляет 35 учебных часов.

Программа: Авторская (адаптированная), Автор Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Ивановой. Москва, «Просвещение», 2009 год. Программа курсов для 7 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования РФ. Издание стереотипное. М., «Русское слово», 2007.

В состав УМК входят: учебник для 7 класса «Обществознания», дидактические материалы.

В 7 классах при изучении обществознания прежде всего даются знания граждановедческого характера, основу которых составляют наиболее актуальные для учащихся подросткового возраста проблемы жизни личности и общества, жизненные ценности, нравственные и правовые нормы, правила поведения, в том числе взаимоотношения ребенка с семьей, ученическим коллективом, взрослыми; обобщение опыта общения с социальной и природной средой; знания о правах человека и способах их защиты, этические нормы, первичные знания о государстве и законах, социальных институтах и процессах. Изучение данного материала направлено на содействие первичной социализации подростков.
Курс, строится с учетом того, что в подростковом возрасте именно общение, сознательное экспериментирование в собственных отношениях с другими людьми (поиск друзей, конфликты, выяснение отношений, смена компании) выделяются в относительно самостоятельную область жизни. Дети в отроческом возрасте обладают высокой степенью самостоятельности и инициативности при недостаточной критичности и отсутствии привычки просчитывать отдаленные последствия своих поступков.
Цели и задачи курса:

- создать содержательные и организационно-педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);

- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);

- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;

- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся основной школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);

- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;

- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;

- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;

- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.

Программа раскрывает содержание начального курса «Человек и общество» в следующей последовательности.
В 6 классе программа является вводно-пропедевтической по отношению к основной школе. С одной стороны, содержание ее во многом строится на тех же дидактических единицах, что и в начальной школе, с другой - вводит новые единицы содержания.

Логика программы в 7 классе предполагает использование принципа от частного к общему.

Каждая тема программы 7 класса предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Принцип системности направлен на формирование у учащихся ценностных ориентиров и убеждений, основанных на нравственных и культурных достижениях современной эпохи. Последовательность обеспечивается тематически выверенным подбором заявленных объектов изучения, дающих возможность учащимся ознакомиться с фактами, событиями и явлениями общественной жизни разных поколений, особенностями формирования ценностных представлений и ориентиров в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизни общества.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; пони­мать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; при­нимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддержи­вать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект

Таким образом, в целях последовательного формирования ключевых учебных компетенций и активизации познавательной деятельности учащихся используются следующие методы:

1) по технологическому обеспечению урока: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод проблемного изложения изучаемого материала;

2) по функциональному обеспечению урока: методы устного изложения знаний учителем, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;

3) по источникам познания - словесный, наглядный, практический;

4) по формированию структуры личности - методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В организации учебного процесса предусмотрен контроль за уровнем качества знаний учащихся в следующих формах:

- входной контроль - тестовая работа;

- промежуточный контроль - индивидуальные карточки,

диктанты (используется текст с ошибками),

анализ схем, таблиц,

фронтальный устный опрос,

понятийные диктанты,

тематические тесты по изученному блоку;

- итоговый контроль - тестовая работа.

Приёмы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный исторический материал), преобразующая деятельность (новый исторический материал), творческая деятельность (новый исторический материал, новые способы деятельности, степень овладения приёмом учебной деятельности).

Типы уроков: по отношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучении нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учёта знаний), по ведущему методу (видео-урок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).

Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.

Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.

Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ, контролирующий и развивающий зачёт.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

По окончанию изучения курса «Обществознания» ученик должен знать:

- основные обществоведческие понятия: Общество, авторитет, герб, наследственность, государство, деятельность, добро, добродетель, кодекс, конституция, нравственность, образование, общение, патриотизм, познание, референдум, самооценка, федерация, флаг, хобби, товар, труд, сознание, семья, субъект РФ, чувство, экономика, эмоция, эрудиция.

- общее и особенное в политической жизни современной России;

- основные задачи и исторические формы образования;

- основы конституционного строя Российской Федерации;

- сущность и строение культуры;

-.особенности подросткового возраста, важного для становления личности;

- значение и назначение самопознания.

Ученик должен уметь:

- давать определения основным обществоведческим понятиям, выделяя их характерные признаки;

- объяснять сущность человека;

- уметь объяснить сущность духовной сферы жизни общества, приводя в подтверждение своих мыслей конкретные примеры из области науки, культуры, религии, образования;

- объяснять сущность семьи как основной ячейки общества;

- объяснять роль и значение школы;

- объяснять труд как основу жизни;

- объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах.

Ученик должен владеть навыками:

- конспектирования текстовой информации и выделения главного;

- использования дополнительных источников социальной информации (газет, журналов,

Интернет сети);

- схематизации материала, либо анализа предложенной схемы;

- правильного применения специальных терминов и объяснения понятий;

- монологического связного воспроизведения информации;

- выявления сходных и отличительных черт в общественных явлениях;

- презентации собственных суждений, сообщений.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся

по обществознанию

Оценка 5:

Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка 4:

Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3:

Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Оценка 2:

Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.

Список литературы:

.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. - М., 1985. - Ч. 2, 3.
2.Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. - М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3.Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А. И. Боханов. - М., 1989.
Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. - М., 1997.
4.Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. - М., 1977.
5.Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. / О. В. Кишенкова. - М., 1997.
6.Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов / Я. Л. Коломинский. - М.: Просвещение, 1986. 18.Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых / И. Т. Шведова. - М., 1992. - Вып. 1. Экономика.
7.Я познаю мир: Психология / Е. В. Селезнева. - М., 2001.

Ресурсы internet:

http: // www/gov.ru/

http: // mon. gov.ru/

http: // www/ ed.gov.ru/

http: // fipi.ru/

http: // mediasput.ru/

Календарно тематическое планирование (обществознание 7 класс)

урока

Тема урока


Кол- во

часов

Элементы

Содержания

урока

Требование

К уровню

Подготовки

учащихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План

Факт

«Человек среди людей» (5 часов)

1

Вводный урок

1

Знакомство с курсом обществознания 7 класс, Цели и задачи курса, структура содержания

Изучить структуру содержания учебного пособия

Устный опрос

Стр. 3-6

2

Отношения между людьми

1

Какие отношения называют межличностными. Чувства - основа отношений

Знать виды межличностных отношений.

Графический тест

§1

3

Ты и твои товарищи

1

Какие бывают группы людей. Кто может быть лидером. С какой группой тебе по пути

Уметь классифицировать группы людей по характерным признакам

Фронтальный опрос

§2 вопросы

4

Зачем люди общаются

1

Что такое общение? Каковы цели общения. Особенности общения со сверстниками

Знать суть человеческого общения, его причины и цель

Практическое задание

§3 творческое задание

5

Почему нужно быть терпимым

1

Как возникает межличностный конфликт, толерантное отношение к окружающим

Понимать значение и суть межличностного конфликта, уметь находить компромисс в споре

тестирование

§4 вопросы

«Человек и закон» ( 12 часов)

6

Что значит жизнь по правилам

1

Социальные нормы, привычки, ритуалы, традиции, манеры.

Уметь верно оценивать поведение людей

Устный опрос

§5

7-8

Права и обязанности граждан

2

Роль права в жизни государства, гражданские и политические права и их защита

Знать международные правовые документы о правах ребенка

Практическое задание

§6

9

Почему важно соблюдать законы

1

Свобода и ответственность. Конституция, механизмы реализации и защиты, прав гражданина

Знать, почему обществу нужен порядок, каковы способы установления порядка

Тестирование

§7 творческое задание

10

Защита Отечества

1

Защита Отечества - священный долг гражданина, основные обязанности военнослужащих, подготовка к воинской службе

Знать, что защита Отечества - это священный долг каждого гражданина Р.Ф.

Фронтальный опрос

§8 вопросы

11

Что такое дисциплина

1

Дисциплина обязательная и специальная, правомерное поведение, дисциплинарные взыскания

Знать, что такое дисциплина, каковы последствия ее нарушения

Практическое задание

§9

12

Виновен - отвечай

1

Виды нормативно - правовых актов, система законодательства, признаки нарушения закона

Знать, кого называют законопослушным гражданином, в чем коварство мелкого хулиганства

тестирование

§10

13-14

Кто стоит на страже закона

2

Правоохранительные органы Р.Ф. суд, прокуратура, полиция, нотариус их взаимодействия

Знать какие задачи стоят перед работниками правоохранительных органов

Задание на нахождение соответствия

§11 творческое задание

15

Повторение и обобщение по теме «Человек и закон»

1

Все понятия и термины по изученной теме

Решать поставленные задачи на основе полученных знаний

Устный опрос

Повторить, изученное ранее

16

Контрольная работа по теме «Человек и закон»

1

Все понятия и термины по изученной теме

Решать поставленные задачи на основе полученных знаний

Контрольная работа

Повторить, изученное ранее

17

Работа над ошибками

1


«Человек и экономика» (12 часов)

18-19

Экономика и ее основные участники

2

Экономика и ее роль в жизни общества, экономическая сфера, производство, потребление, обмен

Знать, как экономика служит людям, какие бывают формы хозяйствования

Практическое задание

§12

20

Золотые руки работника

1

Производство и труд, производительность труда, заработная плата, факторы, влияющие на труд

Знать из чего складывается мастерство работника, как определяется размер заработной платы

тестирование

§13 вопросы

21

Производство: затраты, выручка, прибыль

1

Развитие производства, выручка, прибыль, затраты производства

Знать какова роль разделения труда в развитии производства, как снизить затраты производства

Фронтальный опрос

§14 творческое задание

22-23

Виды и формы бизнеса

2

Предпринимательство, основные организационно - правовые формы предпринимательства. Роль предпринимательства в развитии экономики страны

Знать для чего люди занимаются предпринимательской деятельностью, какие виды и формы бизнеса бывают

тестирование

§15 вопросы

24-25

Обмен, торговля и реклама

2

Товары и услуги. Формы торговли, реклама, как обмен решает задачи экономики, торговлю - источник богатства

Знать, как обмен решает проблемы экономики, зачем люди и страны ведут торговлю

Практическое задание

§16

26

Деньги и их функции

1

Деньги, функции и формы денег, реальные и номинальные доходы. Инфляция, обменные курсы валют

Знать функции и формы денег

Устный опрос

§17

27-28

Экономика семьи

2

Семейный бюджет, сущность страхования, формы денежных сбережений

Знать, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них, из чего складывается семейный бюджет.

тестирование

§18

29

Контрольная работа по теме «Человек и экономика»

1

Все понятия и термины по изученной теме

Решать поставленные задачи на основе полученных знаний

Контрольная работа

Повторить, изученное ранее

«Человек и природа» (3часа)

30

Воздействие человека на природу

1

Самое громкое слово, бесценный дар или неисчерпаемая кладовая, загрязнение природы

Знать, что такое экологическая угроза, характеризовать влияние человека на природу

Фронтальный опрос

§19

31

Охранять природу - значит охранять жизнь

1

Что значит, относится к природе по-человечески, тяжелые последствия безответственности, экологическая мораль

Знать, что такое экологическая мораль

Практическое задание

§20

32

Закон не страже природы

1

Природа нуждается в охране, что может и должен сделать каждый гражданин для защиты природы

Знать какие законы стоят на страже охраны природы

§21

Итоговое повторение (3 часа)



33

Итоговая контрольная работа

1

Все понятия и термины по изученной теме

Решать поставленные задачи на основе полученных знаний

Контрольная работа

Повторить, изученное ранее

34-35

Итоговое повторение

2

Все понятия и термины по изученной теме

Устный опрос

Повторить, изученное ранее



© 2010-2022