Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ЕН. 01. Обществознание

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

«КРАСНОДАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭЛЕКТРОННОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»







Комплект

контрольно-оценочных средств

учебной дисциплины

ен.01. Обществознание

основной образовательной программы (ОПОП)

по направлению подготовки (специальности)

для специальностей:

09.02.02 «Компьютерные сети»

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

09.02.05 «Прикладная информатика»

10.02.03. «Информационная безопасность автоматизированных систем»

11.02.01 «Радиоаппаратостроение»

11.02.10 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)








Краснодар, 2014



Утверждаю СОГЛАСОВАНО

Директор колледжа Зам. директора по УМР

_________ С.В.Касаткин __________ Е.А.Тупчиева

___ _________ 2014 г. ___ _________ 2014г.




Одобрена

Цикловой комиссией
общих гуманитарных

социально-экономических дисциплин

Протокол от 19 июня 2014 г. № 10

Председатель ЦК

______________В.Н.Потапова





Разработчик: В.Н. Потапова

преподаватель общественных

и социально-экономических дисциплин

ГБОУ СПО «ККЭП» КК




1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Обществознание.

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме зачета (дифференцированного).

КОС разработаны на основании положений:

основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки специальности СПО

09.02.02 «Компьютерные сети»

09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»

09.02.05 «Прикладная информатика»

10.02.03. «Информационная безопасность автоматизированных систем»

11.02.01 «Радиоаппаратостроение»

11.02.10 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение»

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

программы учебной дисциплины Обществознание

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Текущий контроль

- устный опрос;

- письменные задания;

- практические работы,

- контрольные работы.

-

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

Рубежный контроль

- собеседование;

- письменная контрольная работа;

-практическая, лабораторная самостоятельная работа;

- зачетное занятие;

- тест

Промежуточный контроль

- дифференцированный зачет

- реферат

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля


Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У 1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- устный опрос;

- письменные

задания

Тесты 1

У 2. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

-Сообщения,

- доклады;

-написание рефератов

-выполнение практических работ

зачет

У 3. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

-устные ответы;

- сообщения и доклады;

- самостоятельная работа с учебником.

Тесты 2,4

З 1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

особенности социально-гуманитарного познания

Устные ответы;


Тесты 1,6

З2.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Устные ответы,









Тесты 3-5










































4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.


Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания

У1

У2

У3

З1

З2

Тема 1.1. Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Человек, индивид, личность

Устный ответ


Деятельность и мышление

Устный ответ

Социализация личности

Устный ответ

доклады

Мировоззрение

Устный ответ

доклады

Проблема познаваемости мира

Устный ответ

Понятие истины и его критериев

Устный ответ

Основные особенности научного мышления

Устный ответ


Межличностное общение и взаимодействие

Устный ответ

Тесты 1

Тема 1.2 Общество как сложная система

Подсистемы и элементы общества

Устный ответ

Многовариантность общественного развития.

Устный ответ

Эволюция и революция как формы социального изменения.

Устный ответ

Цивилизация и формация

Устный ответ

сообщения

Процессы глобализации

Устный ответ

Тесты 2

Тема 2.1. Понятие о культуре

Понятие о культуре

Устный ответ

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире


Наука

Устный ответ

Образование как способ передачи знаний и опыта

Устный ответ

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Самостоятельная работа с учебником

Устный ответ

Мораль. Виды искусств.

Устный ответ

доклады

Религия как феномен культуры

Тесты 3


Тема 3.1. Экономика и экономическая наука

Экономика как наука и хозяйство

Устный ответ

Рациональный потребитель

Устный ответ


Тема 3.2 Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.


Рынок одного товара

Устный ответ

Фондовый рынок

Устный ответ

Основы менеджмента и маркетинга

Устный ответ

Функции государства в экономике

Устный ответ

Государственный бюджет.

Устный ответ

Тема 3.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица.


Экономический рост и развитие

Устный ответ

Рынок труда и безработица

Устный ответ

доклады

Банковская система

Устный ответ

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Россия в мировой экономике

Доклады студентов

Тест 3

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация.

Социальные отношения

Устный ответ


Социальная стратификация

Устный ответ

Тема 4.2 Социальные нормы и конфликты


Социальный контроль

Устный ответ

Самостоятельная работа с учебником

Социальный конфликт

Устный ответ

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Межнациональные отношения

Устный ответ

Семья и брак.

доклады

Тест 4

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Политика как общественное явление

Устный ответ

Политическая система, ее внутренняя структура

Устный ответ

Государство как политический институт

Устный ответ

Тема 5.2. Участники политического процесса.


Политическое лидерство

Устный ответ

Гражданское общество и государство.

доклады

Устный ответ

Отличительные черты выборов в демократическом обществе

сообщения

Политические партии и движения, их классификация

Устный ответ

доклады

Тест 5

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Право в системе социальных норм

Устный ответ

Система права. Основные формы права

Устный ответ

Правовые отношения и их структура

Устный ответ

Юридическая ответственность и ее задачи.

Устный ответ


Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Основы конституционного строя Российской Федерации.

Устный ответ

Понятие гражданства

Устный ответ

Тема 6.3. Отрасли российского права

Гражданское право и гражданские правоотношения.

Устный ответ


Семейное право и семейные правоотношения.

Устный ответ

Трудовое право и трудовые правоотношения

Самостоятельная работа с учебником

Устный ответ

Административное право и административные правоотношения

Устный ответ


Уголовное право.

Устный ответ

сообщения

Тема 6.4. Международное право

Международное право

Тест 6

зачет


6. Структура контрольного задания

6.1 Тесты 1 к теме «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»

6.1.1 Содержание тестов

Тест 1

1. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Ответственность предполагает предвидение последствий собственных поступков.
Б. Ответственность предполагает оценку собственных поступков с точки зрения их социальной направленности.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны
2. Социализацией личности называется
1) развитие природных задатков и индивидуальных склонностей человека
2) столкновение интересов, мнений, взглядов отдельных людей
3) освоение индивидом культурных ценностей общества
4) поведение человека, противоречащее принятым в обществе социальным нормам
3. К свойствам, отражающим биологическую природу человека, относится

  1. общение с помощью членораздельной речи

  2. потребность быть в обществе

  3. способность абстрактно мыслить

  4. приспособление к условиям среды

4. Известен вопрос, поставленный Б. Паскалем: «Почему люди следуют за большинством?» На какое обществоведческое понятие необходимо опираться, чтобы ответить на этот вопрос?

  1. адаптация; 2)социализация; 3)самоопределение; 4) конформизм

5. Какой признак отличает человеческую деятельность от поведения животных?

  1. использование орудий, приспособлений

  2. генетическая запрограммированность

  3. сознательная постановка целей

  4. инстинктивное приспособление к окружающему

6. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой проявления человека, нехарактерные для животного.

1) Индивид; 2) личность; 3) гражданин; 4) субъект; 5) объект; 6) творец.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: _____________________

7. Установите соответствие между характером деятельности и его проявлениями каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ

A) постановка целей деятельности

Б) изготовление и использование инструментов

B) предвидение результатов и последствий
Г) кооперация

Д) координация человеческих усилий

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. сознательный

  2. орудийный

  3. коллективный

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ:

А

Б

В

Г

Д



8. Найдите в приведённом ниже списке примеры социальных потребностей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. потребность в общении 4) потребность в пище

  2. потребность в сне 5) потребность в труде

  3. потребность в достижении статуса 6) потребность в отдыхе

Ответ: ____________________

9. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В соответствии с современными (А) представлениями человек - это целостное биопсихосоциальное существо, которое является и организмом, и создателем и носителем (Б), и главным участником ____________________ В) (т. е. существом социальным). Своеобразие человека отражают социальность его бытия, наличие разума, воли, ценностей, общительность,

постоянное развитие в процессе (Г). Даже _______________(Д)

свойства человека во многом несут на себе отпечаток воздействия общества. Но
единого (Е) о становлении человека как особого вида живых существ не существует».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. исторический процесс

  2. научный

  3. биологический

  4. культура

  5. жизнедеятельность


  1. обыденный

  2. мнение

  3. потребность

  4. социальная динамика

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск с. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов

А

Б

В

Г

Д

Е


Ответ:

10. Наступила пора экзаменов. Какие действия, характерные для деятельности по подготовке к экзаменам, начнут осуществлять школьники?

Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. знакомиться с вариантами экзаменационных материалов

  2. проводить самопроверку с помощью тестов

  3. разрабатывать обучающие программы

  4. выполнять задания по различным темам курса

  5. играть в развивающие игры

  6. повторять пройденное

Ответ: ______________________________

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «межличностные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие

информацию о межличностных отношениях.

12. В развитии индивида главную роль играет стремление к удовлетворению естественных органических потребностей, в развитии личности - стремление к удовлетворению культурных потребностей. Конкретизируйте данное положение, подобрав два примера удовлетворения потребностей, ведущих к развитию индивида и личности.

13. Объясните, что имел в виду Иоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». (Приведите три суждения-объяснения.)

14. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Влияние природы на человека и общество». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о личности.

Тест № 2

1. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?

  1. духовно-теоретической; 2) социально-преобразовательной

3) духовно-практической; 4) материально-производственной

2. Свойства человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, выступая субъектом социокультурной жизни, характеризуют его как

  1. индивида; 2) индивидуальность; 3) организм; 4) личность

3. Что свойственно человеку в отличие от животного?

  1. действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий;

3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности

4. Согласно одному из существующих в науке подходов, различают практическую и духовную деятельность. Примером практической деятельности является

  1. познание законов развития общества; 2) производство товаров повседневного спроса;

3) изучение сокровищ народной мудрости; 4 )формирование научной картины мира

5. Постановление Правительства РФ о передаче пенсионных накоплений в управление частных пенсионных фондов представляет собой пример деятельности

  1. социально-преобразовательной; 2) прогностической;

3) материально-производственной; 4) ценностно-ориентировочной

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано,

1) Учение; 2) познание; 3) деятельность; 4) труд; 5) игра.

Ответ: ________________________

7. Верны ли следующие суждения?

А. Потребности характерны только для человека и не свойственны животным.

Б. Нельзя говорить о потребностях социальной группы - потребности свойственны только индивиду.

  1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

8. Запишите слово, пропущенное в схеме.


Ответ : ___________________________

9. Установите соответствие между потребностями и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПОТРЕБНОСТИ

A) социальные

Б) физиологические

B) экзистенциальные
Г) престижные

Д) духовные

ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

  1. первичные (определяющие собственно выживание и существование организма)

  2. вторичные (приобретаемые в процессе осуществления социальных связей)

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

А

Б

В

Г

Д


Ответ:


10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на МЕСТО пропусков.

«Большинство (А) сходятся в том, что человек качественно отличается от всех обитателей Земли. Важным признаком человека они считают его __________ (Б). Человек включён в (В) - своей деятельностью он создаёт «вторую природу», преобразует мир вокруг себя и свою собственную природу. Он включён в систему связей и отношений с другими людьми, ____________ (Г), институтами общества. Духовная и социальная (Д) человека определяет личностный аспект его бытия. Эта сложная двойственность бытия человека порождает различные терминологические обозначения человека в разных его (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

  1. культура 6) учитель

  2. общность 7) социализация

  3. природа 8) проявление

  4. учёный 9) социальная сущность

  5. учащийся

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.

А

Б

В

Г

Д

Е


Ответ:

11. Приведите три примера проявления человека как личности.

12. Учёные наблюдали за чайками, которые защищали от опасности птенцов. Когда в их колонию проникали хищники, взрослые птицы издавали крик, взлетали и атаковали хищника - могли даже ударить его одной или обеими лапами, когда он приближался к гнезду. Можно ли назвать данные действия животных целенаправленными? Опираясь на знание курса, приведите обоснование своего ответа и укажите любое принципиальное отличие описанных действий животных от защиты своих детей человеком.

13. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Деятельность человека». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

14. Что является высшей формой познания? Назовите три ее отличительных свойства

15. Назовите любые три группы потребностей человека.

Тест № 3

1. Идёт строительство дома для молодых семей. Поднимают на высоту грузы крановщики. Кладут плитку плиточники. Тянут проводку электрики. Укажите, кто выступает субъектом этой деятельности.

Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. плитка 4) плиточники

  2. грузы 5) электрики

  3. крановщики 6) молодые семьи

Ответ: _________________________________________

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Жизненные цели; 2) влияние референтной группы; 3) социальные нормы; 4) факторы социального поведения; 5) способности к самооценке и самоконтролю.

Ответ: ______________________________________

3. Верны ли следующие суждения о восприятии?

А. Восприятие является важнейшей формой рационального познания.

Б. Восприятие - это присущее только человеку психическое свойство.

  1. верно только А; 2) верно только Б;3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

4. В отличие от трудовой деятельности, игра

  1. всегда ориентирована на практический результат

  2. формирует коллективистские ценности

  3. может носить условный характер

  4. предполагает общение с другими людьми

5. Революция, эволюция, реформа являются

  1. формами преобразования общества

  2. проявлениями классовой структуры общества

  3. примерами коллективных действий

4) видами социальных связей

6. К теоретическому уровню мировоззрения относится

  1. формирование мироощущения; 2)формирование чувственного отношения к миру

3) воспитание детей в семье; 4) формирование миропонимания

7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, ~~ относятся к практической деятельности.

1) земледелие, 2) реформа, 3) производство, 4) идеология, 5) строительство, 6) прогнозирование. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ:

8. Установите соответствие между понятиями и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПОНЯТИЕ

  1. личность

  2. индивид

  3. индивидуальность



A) отдельно взятый представитель

человеческого рода

Б) человек в комплексе его уникальных,

неповторимых черт

B) человек, способный делать

сознательный и ответственный выбор

Г) человек, активно осваивающий и

целенаправленно преобразующий

природу и самого себя

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г


Ответ :

9. Деятельность художника, работающего над картиной, и повара, приготовившего своё фирменное блюдо, является творческой. Найдите в предложенном списке характеристики данного вида деятельности человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. создание нечто нового, оригинального, ранее не существовавшего

  2. строгое следование инструкциям и устоявшимся мнениям авторитетных людей

  3. использование нестандартных приёмов, методов, материалов

  4. большую роль играет интуиция и импровизация

  5. точное копирование уже существующего произведения, блюда

  6. формализация деятельности

Ответ: ___________________

10. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Деятельность - присущая только человеку форма взаимодействия с _______(А). Основное её содержание - изменение и _____(Б) мира в интересах людей. Деятельность характеризуется направленностью на создание того, чего нет в природе, на _________(В) продукта материальной или духовной культуры. Деятельность всегда связана с определённой _________(Г), она и осуществляется ради её удовлетворения.

Деятельность проявляется в различных сферах общества. Ей свойственны такие черты, как ______(Д), продуктивность, общественный характер. Она включает в себя цель, средства, _____ (Е), а сам процесс

деятельности обычно состоит из ряда действий и поступков.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. окружающий мир 6) производство

  2. преобразование 7) потребность

  3. приспособление 8) потребление

  4. результат 9) мотив

  5. сознательность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

А

Б

В

Г

Д

Е


Ответ:

11. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «способности»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об этом понятии.

12. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером.

13. Как-то А. Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение Вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта», - сказала супруга ученого.

О каких методах научного исследования идет речь в этом фрагменте? Кратко охарактеризуйте их.

14. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Проблема познаваемости мира». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

15. Назовите три элемента, составляющие структуру познания, проиллюстрируйте каждый из них примером.

Тест № 4

1. Антропогенез - это

  1. вопрос о происхождении человеческого рода

  2. вопрос о формировании человеческого общества

  3. врожденный способ реагирования

  4. вечные и неизменные стремления и желания людей

2. Верны ли следующие суждения?

А) И человеку, и животному свойственны биологические, социальные и духовные потребности.

Б) И человек, и животное способны изготавливать орудия труда.

  1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

3. Какое направление познания человека занимается изучением его внутреннего мира?

  1. биологическое; 2) психологическое; 3) социальное; 4) космическое

4. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А) Мировоззрение - это устоявшаяся система взглядов на мир, на себя и свое место в этом мире.

Б) Мировоззрение - это процесс формирования личности.

  1. верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны

5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?

  1. субъект; 2) объект; 3) средства; 4) потребности

6. Фраза «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах» является выражением позиции учёных

  1. рационалистов 2) агностиков 3) идеалистов 4) эмпириков

7. Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением
одного, связаны с понятием «мышление». Найдите и запишите номер понятия, «выпадающего» из общего ряда.

1) Анализ; 2) синтез; 3) темперамент; 4) сравнение.

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

Труд возникает первоначально как преодоление трудностей, как _____(А). Но по мере развития социокультурного процесса труд всё больше превращается в ______ (Б). Такое восприятие труда свидетельствует о том, что человек всё больше осознаёт себя, собственную ______ (В). Труд обеспечивает воспроизводство материальной и духовной _______(Г) как основного_________(Д) социальной жизни. Труд в реальности выступает как ________ (Е), как деятельность общественная.

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. потребность 6) ответственность

  2. сотрудничество 7) необходимость

  3. собственность 8) цивилизация

  4. культура 9) результат

  5. ценность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

Е



9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) анатомические особенности, 2) биологическая основа человека, 3) темперамент, 4) тип высшей нервной деятельности, 5) ведущий тип памяти.

Ответ: _____

10. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: ______________________

11. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

12. Как уровень самооценки влияет на личность человека? Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления этого влияния.

13. Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся. С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

14. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

15. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Свобода и ответственность».

Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

6.1.2. Время на выполнение: 30 мин.

6.1.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

У 1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

1. тесты по узнаванию

2. тесты-подстановки

3. стандартизированные тесты (1-10)

4. Ответы на вопросы на основе полученных знаний (11-15)






1-10 вопросы

(не менее половины)-

удовлетворительно

11-15 -(не менее 3) «хорошо»

14 -15 вопросов - (Отлично)

У 2. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы


У 3. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;


6.2. Устный ответ

6.2.1. Текст задания

1. Как соотносятся между собой общество и природа? Каковы основные тенденции изменения взаимодействия общества и природы в процессе исторического развития?

2. Приведите названные сферы общественной жизни в соответствие с функционирующими в них институтами:

1) духовная сфера жизни общества;

2) социальная сфера жизни общества;

3) экономическая сфера жизни общества;
4) политическая сфера жизни общества:

  • власть, государство, избирательное право;

  • производство материальных благ, финансы, торговля;

  • классы, нации, первичные коллективы;

  • театр, религия, наука, нравственные нормы, образование.

3. Какие факторы влияют на развитие общества?

  1. Какие науки изучают общество? Их отличие от естественных наук.

  2. Что такое общественные отношения, подходы к их пониманию.

  3. Назовите причины, обусловившие неравномерное развитие различных обществ.

7. Известный немецкий философ XIX в. Л. Фейербах утверждал: «Природа есть Бог для человека».

Какой, по-вашему, смысл вкладывал философ в это утверждение?

Подтверждает ли жизнь такое отношение к природе.

6.2.2. Время на выполнение: 5 мин.

6.2.3. Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З 2. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

совершенствования собственной познавательной деятельности;

критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;


  • Устный опрос

Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя















Обучающийся должен, во-первых, обладать необходимой теоретической информацией (знания), во-вторых быть в состоянии применять ее на практике (умения), в-третьих довести это применение до автоматизма (навык).


Для учебного диалога очень важна продуманная система вопросов, которые проверяют не только (и не столько) способность учеников запомнить и воспроизвести информацию, но и осознанность усвоения, способность рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировано строить ответ, активно участвовать в общей беседе, умение конкретизировать общие понятия.

«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок, как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения;

«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

6.3. . Оценочные материалы для проведения аттестации по учебной

дисциплине

Если в качестве формы проведения аттестации по учебной дисциплине

избран дифференцированный зачет.

6.3.1. Вопросы к зачету:

  1. Сущность познания и истины (понятия, особенности, уровни, виды их характеристика)

  2. Деятельность человека, ее структура, мотивация, виды и их характеристика

  3. Цивилизационный и формационный подходы к развитию общества

(понятия, сущность, характеристика этапов)

  1. Экономика (определения, экономические блага, факторы производства, типы
    экономических систем и их характеристика).

  2. Рыночная экономика (основные элементы и их характеристика, законы, функции,
    элементы инфраструктуры)

  3. Основные принципы менеджмента

  4. Основы маркетинга

  5. Характеристика рынка труда и безработицы (понятия, спрос и предложения труда,
    заработная плата и ее виды, виды безработицы)

  6. Роль государства в экономике (понятие, причины вмешательства, функции, методы и
    инструменты)

  7. Социальная структура общества, положение человека, его статусы, роли, престиж и
    авторитет, социальные общности и группы (их виды и характеристика), социальные
    институты

  8. Социальная стратификация (понятие, критерии, исторические формы, мобильность и ее
    виды, маргиналы и люмпены)

  9. Социальный контроль (механизм и его элементы, девиантное поведение, его причины,
    формы, аномия)

  10. Политика и власть (понятия, характеристика, структура). Государственная власть
    (понятие, признаки и принципы)

  11. Государство (понятие, признаки, формы и типы)

  12. Политические партии (понятие, признаки, функции, виды, системы)

  13. Избирательный процесс ( виды цензов, принципы, избирательные система в РФ, плюсы
    и минусы)

  14. Политическая система (понятие, структура, функции, механизм действия)

  15. Социализация индивида (понятие, факторы, этапы, стадии социализации и их
    характеристика)

  16. Собственность (понятие, право и права собственности, формы собственности, формы
    отчуждения и их характеристика)

  17. Духовная жизнь человека (духовная деятельность, производство, потребление,
    распространение духовных ценностей и сохранение их, иерархия ценностей, духовные
    права граждан)

  18. Этнические общности (понятие, исторические формы, основания для социального
    сотрудничества и социальных конфликтов)

  19. Правоотношения (понятие, признаки, структура, юридические факты, их виды)

  20. Правонарушения (понятие, признаки, структура, виды и их характеристика)

  21. Субъекты гражданского права (понятие, виды, их характеристика)

  22. Трудовой договор (понятие, содержание, виды, условия заключения, изменения и
    расторжения)

6.3.2. Время на выполнение: 20 мин.

6.3.3. Перечень объектов контроля и оценки


Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З 2. Знать основные обществоведческие термины, т.е. распознавать и правильно употреблять их в различных контекстах.

Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их существенные свойства, т.е. правильно обозначать их с помощью необходимых слов и словосочетаний.

Определять понятия, входящие в минимальный перечень, т.е. высказывать верные суждения о наиболее общих существенных признаках социальных объектов или классов таких объектов.

Описывать изученные социальные объекты, т.е. указывать признаки, как существенные, так и несущественные, дающие относительно полное представление об этих объектах.

Сравнивать указанные Социальные объекты, т.е. выявлять их отличия от всех иных и сходства определенного объекта с родственными.

Объяснять (интерпретировать) изученные социальные явления и процессы, т.е. раскрывать их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние.

Характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им признаки, имеющие значение в каком-либо (заданном) отношении.

Выявлять структуру социального объекта (процесса), соотношение и функции его элементов.

Приводить собственные примеры, т.е. пояснять изученные теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах.

Давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или значении

оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности. Осуществляется в конце семестра и завершает изучение дисциплины «Обществознание» как отдельной дисциплины

оценка уровня освоения дисциплин

Нормы оценок за ответ на 2 вопроса из перечня для зачета соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе









© 2010-2022