НИР «Влияние социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам»

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НИР «Влияние социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам»

Московский государственный

университет

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

Социологический факультет


Программа социологического исследования



«Влияние социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам»

Программа разработана

студентами 205 группы:

Клепче Вероникой

Меремьяниной Еленой

Игнатьевой Юлией

Научный руководитель:

Васенина И.В.


Москва 2012 - 2013

Оглавление

Введение 2

1.Актуальность, научная разработанность проблемы. 2

2. Научная разработанность 4

Методологические задачи: 7

Методические задачи: 8

Аналитические задачи исследования: 8

3. Переменные исследования 18

Методическая часть 21

Методы сбора информации. 21

Обоснование выборочного метода 26




Введение

1.Актуальность, научная разработанность проблемы.

Проблема наркомании является всемирным бедствием, затрагивающим всех и каждого, и требует к себе повышенного внимания. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас распространилось в размерах, тревожащих всю мировую общественность. Даже при сужении, с точки зрения наркологов, границ наркомании до юридических приемлемых, во многих странах наркомании признаны социальным бедствием. Наркотические мафии управляют государствами (Латинская Америка), имеют свои армии (Юго-восточная Азия). Доходы подпольных корпораций по торговле наркотиками превышают известные доходы от торговли нефтью и приближаются к мировым доходам от торговли оружием.

Актуальность проблемы наркомании в России находится на том уровне, когда фактически каждый человек тем или иным образом сталкивается с ней. Законами России наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Масштабы трагедии, разыгравшейся на просторах нашей страны таковы, что употребление наркотиков из частной проблемы наркомана и его родственников давно превратилось в проблему национальной безопасности, поскольку по своим катастрофическим последствиям может сравниться только с войной. Так, согласно данным опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения на основании результатов опроса, проведённого в 46 регионах России, среди наиболее важных проблем, стоящих перед страной, 66% россиян указывают именно наркоманию.

В наибольшей зоне риска находиться такая большая социальная группа как молодёжь. Наиболее часто наркоманами становятся в детском или подростковом возрасте. Много наркотиков в студенческой среде. Число наркоманов в стране неуклонно растет, а значит, растет и преступность, связанная с употреблением наркотиков, и смертность среди молодежи.

Актуальность проблемы наркомании в России очевидна. Свидетельством тому является обилие публикаций в средствах массовой информации, большое количество программ, принимаемых на самом высоком уровне и немалые средства, отпускаемые правительством и местными властями тем организациям, которые призваны осуществлять эти программы и, в конечном итоге, решать проблему.

На сегодняшний день большинством специалистов признается тот факт, что проблема наркомании является не только и не столько медицинской, сколько психологической и социальной. Ведь даже в случае самого современного длительного лечения, наркоман, будучи утратившим зависимость от наркотика, как правило, возвращается в ту же социальную среду и в тот мир, который он видит серым, однообразным и даже жестоким.

Именно социокультурная среда оказывает основополагающее влияние на формирование у молодёжи мировоззрения, взглядов на жизнь, в наибольшей степени это такие малые социальные группы как друзья, школьные товарищи, в них у молодого человека складывается определённое отношение к наркотикам, однако все эти факторы напрямую зависят от общества в котором они существуют.

2. Научная разработанность

Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их потребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.

Уже в дописьменный период мы имеем свидетельства того, что люди знали и использовали психоактивные химические вещества: алкоголь и растения, потребление которых влияет на сознание. Археологические исследования показали, что уже в 6400 г. до н.э. люди знали пиво и некоторые другие алкогольные напитки.

Очевидно, процессы брожения были открыты случайно (виноградное вино, между прочим, появилось только в 4-3 вв. до н.э.). Первое письменное свидетельство использования интоксикантов - рассказ о пьянстве Ноя из Книги Бытия. Использовались и различные растения, вызывающие физиологические и психические изменения, обычно в религиозных обрядах или при проведении медицинских процедур. Пример - использование на Ближнем Востоке в 5 тыс. до н.э. "злака радости" (по всей видимости, опиумного мака).

Около 2700 г. до н.э. в Китае уже использовали коноплю (в виде настоя, как чай): император Шен Нунг предписывал своим подданным принимать ее в качестве лекарства от подагры и рассеянности. Люди каменного века знали опиум, гашиш и кокаин и использовали эти наркотики для изменения сознания (в ходе религиозных обрядов) и при подготовке к сражению. На стенах погребальных комплексов индейцев Центральной и Южной Америки есть изображения людей, жующих листья коки (один из способов приема кокаина), датируемые серединой 3 тыс. до нашей эры. Нужно иметь в виду, что факт использования наркотика в одной культуре не дает нам права предполагать, что и в других культурах в это же самое время люди знали этот наркотик и употребляли его. Как и сейчас, в употреблении наркотиков людьми разных культур есть и сходства и различия.

На протяжении всей истории контакты между далекими культурами происходили благодаря торговле и войнам. Например, в результате крестовых походов и путешествий Марко Поло европейцы узнали опиум и гашиш, широко распространенные на Востоке. Позднее путешествия европейцев (главным образом англичан, французов, португальцев и испанцев) в Америку принесли новые открытия. Основные психоактивные вещества, привезенные в Европу из Америки - кокаин (из Южной Америки), различные галлюциногены (из Центральной Америки) и табак (из Северной Америки). Как показали исследования, между культурами происходил двусторонний обмен. Родина кофейного дерева - Эфиопия. Европейцы познакомились с кофейным напитком в 17 веке, моряки завезли кофейные зерна в Южную Америку, которая теперь является главным мировым производителем кофе. Добавим, что из Европы в Америку пришел алкоголь, полученный в результате перегонки, а в Чили в 1545 году появилась конопля.

До начала 20 века практически не существовало ограничений на производство и потребление наркотиков. Иногда делались попытки сократить или вообще запретить использование определенных веществ, но они были непродолжительными и, как правило, неудачными. Например, табак, кофе и чай были поначалу встречены Европой в штыки. Первый европеец, закуривший табак - спутник Колумба Родриго де Херес - по прибытии в Испанию был заключен в тюрьму, так как власти решили, что в него вселился дьявол. Было несколько попыток объявить вне закона кофе и чай.

Известны и случаи, когда государство не запрещало наркотики, а наоборот содействовало процветанию торговли ими. Лучший пример - вооруженные конфликты между Великобританией и Китаем в середине 19 века. Они называются опиумными войнами, потому что английские торговцы ввозил в Китай опиум. К середине 19 века несколько миллионов китайцев пристрастились к опиуму. В это время Китай, безусловно, вышел на первое место в мире по потреблению опиума, большая часть которого выращивалась в Индии и переправлялась в страну англичанами. Китайское правительство приняло множество законов о контроле над импортом опиума, но ни один из них (включая полное запрещение) не возымел желаемого действия.

Америка страдала от волны наркотиков. Наркомания захватила черный рынок еще в 20 годах этого века. Это колесо смерти прокатилось и по Европе в 50-е годы и уткнулось в железный занавес товарища Сталина. Он спас Россию от наркотиков, но не надолго. И в 90-е годы - перестройки, новая забава вместе со всем западным пришла в ряды молодежи, распространяясь по подвалам и темным улицам города! Но в один момент этого накопилось столько, что наше правительство не было в состоянии сдержать поток завоза наркотиков, и смерть с огромным напором вылилась на подростков. Ведь основная часть наркоманов - подростки, которые намного слабее психологически взрослых, и не в состоянии отказаться попробовать.

Безусловно, развитию наркомании в России способствовала разрушение Горбачевым тоталитарного строя, что вызвало появление многих свобод и иных изменений в обществе следствием которых стали наркотики. Кроме того, в ходе афганской войны десятки тысяч солдат употребляли наркотики. И возвратясь с неё, они продолжали это делать. К концу восьмидесятых уже сформировалось преступное сообщество наркоторговцев. Оборот наркотиков был тогда около 500 тонн в год. Стоимость наркотиков падает, а количество наркоманов растет. С 1996 года происходит сдвиг в сторону дорогих наркотиков, таких как опиум, героин. И наркотики вошли в моду.

Научная разработанность данной темы достаточно велика. Изучением темы, которая так поглотила наш мир, безусловно, сейчас занимаются многие. Не смотря на свою опасность, наркотики, как было описано выше, просуществовали огромное количество лет, что заставляет многих задуматься над вопросом «Почему так происходит?» и «К чему это может привести?». Многие компании, исследовательские центы проводят множество исследований касающихся нашей проблемы. Приведем пример. Всероссийский центр изучения общественного мнения проводил такие исследования как «Наркоборьба России», «Исследование масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в России», « Наркотики в школе: Поможет ли обязательное тестирование?» и многие другие. 10 июня 2009 года - Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль) подвела итоги конкурса на проведение исследования масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в 2009 году. Эта организация постоянно борется с проблемой наркомании в России. Книга Джон Соломзеса «Наркотики и общество». Посвящается друзьям, потерявшим себя. Эта книга посвящена актуальнейшей проблеме современности - наркотикам. В начале книги изложены основы фармакологии и строение нервной
системы человека. Затем дается подробное описание каждой из известных
групп наркотиков, начиная древнейшими опиумом и марихуаной и заканчивая
наркотиками, синтезированными уже в 20 веке, такими как LSD и "экстази".
Для каждой из этих групп рассматриваются механизмы воздействия на нервную систему человека и последствия употребления. По - нашему мнению, книга направлена на осознание человеком последствия употребления наркотических средств. И это лишь одна книга из множества. Мы можем сказать, что научная разработанность этой темы очень велика, но до сих пор абсолютного решения этой проблемы никто не нашел. Поэтому, скорей всего, количество научного материала по теме «наркотики» будет неуклонно расти.

3. Проблемная ситуация

Проблемная ситуация заключается в том, что неизвестно насколько сильно и в каких формах проявляется влияние социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам, что является определяющим фактором в вопросе распространения наркомании среди молодёжи. Так как именно социальная среда в которой живёт молодой человек, люди с которыми он общается, определяют его отношение к наркотикам, а следовательно влияют на то будет ли он принимать их в дальнейшем.

Данная проблема относиться к искусственному типу.

  1. Цель исследования

Выявить степень влияния социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам.

5. Задачи исследования

Методологические задачи:

  • Выделить и обосновать теоретический подход, позволяющий описать отношение молодёжи к наркомании и влияние на него социокультурной среды в современном обществе

  • в рамках выбранного теоретического подхода определить систему основных понятий, позволяющий описать и объяснить отношение молодёжи к наркомании и влияние на него социокультурной среды в современном обществе

  • в рамках выбранного теоретического подхода определить систему основных понятий, позволяющую описать и объяснить как социокультурная среда влияет на отношение молодежи к наркотикам

  • определить теоретические подходы, с помощью которых исследуется проблема наркомании среди молодежи

  • сформулировать переменные исследования

  • на основе выделенных переменных выдвинуть гипотезы

Методические задачи:

  • обосновать способы обработки эмпирических данных, полученных в ходе исследования

  • обосновать тип выборки, используемый при опросе

  • обосновать способ организации анкетного опроса

Аналитические задачи исследования:

  • Выявить как именно влияет на индивидов социокультурная среда

  • Определить факторы, которые в большей степени влияют на формирование у молодёжи установок относительно наркотиков.

  • Выявить силу влияния социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам.

6. Теоретическая обоснованность

Для того чтобы исследовать проблему влияния социокультурной среды на сознание современной молодёжи в рамках вопроса о распространении наркомании, мы использовали следующие теории:

  • Теория аномии по Р. Мертону

  • Делинквентная парадигма Г. Беккера

  • Теория «Зеркального Я» Ч. Кули

7. Объект исследования

1. Теоретический объект исследования

Социокультурная среда современной молодёжи

2. Эмпирический объект исследования

Молодёжь: студенты и школьники старших классов в возрасте от 16 до 25 лет.

8. Предмет исследования

Наркомания как социальное явление

  1. Теоретические основы

По отношению к предмету:

  • Теория аномии по Р. Мертону - основная теория

  • Делинквентная парадигма Г. Беккера - дополнительная теория

По отношению к объекту:

  • Теория «Зеркального Я» Ч. Кули

    1. Научная новизна

В рамках проблемы наркомании регулярно проводятся разнообразные исследования, в частности ВЦИОМ проводит ежегодные опросы, с целью выявить процент населения, непосредственно подвергнутый этой проблеме.

Научная новизна нашего исследования заключается в том, чтобы определить как отношение молодёжи к наркотикам, а не масштаб распространённости этой проблемы(что достаточно часто исследовалось ранее), зависит от социокультурной среды. Так как данный аспект недостаточно полно раскрыт и изучен. Наше исследование затрагивает новые области проблемы наркомании, ещё не изученные раннее. Таким образом, мы акцентируем внимание на влиянии социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам.

11. Практическая значимость

Практическая значимость нашей работы заключается в том, что результаты полученные в ходе нашего исследования, могут в дальнейшим пригодиться для того, чтобы наиболее полно раскрыть все аспекты проблемы наркомании в России, а следовательно для разработки программ по борьбе с наркоманией среди молодёжи и государственной молодёжной политики.

























Методологическая часть

1.Обоснование теоретического подхода к исследованию

Фундаментальные теории:

    1. Теория аномии по Р. Мертону

Социальная структура ограничивает способность определенных общественных групп удовлетворять свои желания. Она оказывает давление на определенные личности в обществе, заставляя их вести себя не конформистски, а противоправно. Высшей целью западной цивилизации является достижение материального благополучия, благосостояния. Это накапливающееся благополучие в принципе приравнивается к личным ценностям и заслугам и связывается с высоким престижем и социальным статусом. Люди без денег деградируют. Цивилизация в западном индустриальном обществе толкает всех индивидуумов к тому, чтобы стремиться к возможно большему благополучию. В то же время существует эгалитарная, уравнительная идеология, заставляющая людей думать, что каждый член общества имеет одинаковые шансы добиваться благополучия. Однако никто не ожидает, что все люди достигнут этой цели, хотя каждый надеется хотя бы приблизиться к ней, в противном случае его будут считать лентяем и лишенным честолюбия.
Западная цивилизация предоставляет человеку для достижения этой цели институциональные средства, одобренные обществом, и проверенные опытом нормы поведения. Общество требует соблюдения этих норм всеми его членами, желающими в соответствии с цивилизаторскими целями «выйти наверх». Институциональными средствами в западном обществе являются ценности среднего слоя, основанные на протестантской этике труда. Достижение цивилизаторской цели (материальное благополучие) должно обеспечиваться упорным трудом, честностью, хорошим воспитанием людей и предвосхищающим удовлетворением своих нужд. Насилие и обман как методы достижения благополучия запрещаются. Личность, применяющая дозволенные методы, получает меньшее признание в обществе, если она не добивается, по крайней мере уровня благополучия среднего слоя. Личность же, добивающаяся достаточно высокого уровня благополучия, обретает признание, престиж и высокий социальный статус даже в том случае, если она пользовалась не институциональными средствами, не социально структурированными путями. Этот циничный подход вызывает повышенный спрос на институциональные средства, оказывает особое влияние на ценностные представления людей, которые не могут добиться благополучия на путях, разрешенных обществом. Это, прежде всего представители низших слоев. В этих случаях способность достичь благополучия ограничивается не только нехваткой таланта или нужных качеств индивида, но и самой социальной структурой. С помощью институциональных средств и методов лишь те лица из низших слоев общества могут добиться благополучия, которые очень талантливы и работают исключительно упорно. Для большинства же представителей низших слоев такая возможность просто нереальна и потому особенно сильным оказывается влияние социально отклоняющегося поведения, делинквентности и преступности, к которым их толкают условия. Таким образом, в основе того сильного давления, которому подвергаются ценностные ориентации низших слоев населения, лежат два следующих момента:
- Первый состоит в том, что западная цивилизация делает больший упор на достижение материального благополучия, декларируя при этом, что достичь эту цель может каждый.
- Второй сводится к тому, что сама социальная структура существенно ограничивает низшим слоям возможности достижения этой цели общественно признанными путями.
Отсюда аномия, по Мертону,- это крушение системы регулирования индивидуальных желаний, в результате чего личность начинает хотеть больше, чем она может добиться в рамках данной социальной структуры. Аномия-это полнейшее расхождение между декларируемыми цивилизаторскими целями и социально структурированными путями их достижения.Применительно к отдельной личности аномия есть искоренение ее моральных устоев. Личность при этом лишается всякого чувства преемственности, традиционности, лишается всех обязательств. Ее связь с обществом разрушена. Аномия-это отсутствие психической и социальной интеграции, целостности личности и общества в целом.Когда же ценностные и социальные структуры плохо интегрированы, когда сама структура ценностей требует определенного поведения и взглядов, а социальная структура мешает этому, тогда из этого вытекает тенденция к аномии, к коллапсу всех норм, к отсутствию всех правовых норм.

Данная теория была нами выбрана, так как она соответствует слудующим критериям:

  1. Природа исследуемого явления

  2. Эмпирическая разработанность

  3. Объяснительная глубина

  4. Широкий описательно - объяснительный охват.


    1. Делинквентная парадигма Г. Беккера

Беккер исходит из того, что все человеческое поведение в целом подчинено одним и тем же фундаментальным принципам. Он выделяет три важнейших -- максимизирующего поведения, рыночного равновесия и устойчивости вкусов и предпочтений: "Связанные воедино предположения о максимизирующем поведении, рыночном равновесии и стабильности предпочтений, проводимые твердо и непреклонно, образуют ядро экономического подхода в моем понимании".1

Первый из этих принципов подразумевает, что люди ведут себя рационально, т.е. стремятся к достижению наилучших из возможных результатов (напомним, что к вопросу о мотивах это не имеет прямого отношения: мотивы могут быть у них и эгоистическими, и альтруистическими, и какими угодно еще).

Второй связан с одной из центральных для Беккера идей о вездесущности "неявных цен", "неявных издержек" (типа потерянных заработков). Можно поэтому утверждать, что деятельность людей всегда и во всех случаях координируется рынками -- явными или неявными (хотя и с разной степенью эффективности, конечно). "Образовательный рынок", "брачный рынок", "рынок идей", "рынок преступности" -- не простые метафоры: именно они придают взаимосогласованность разрозненным действиям отдельных участников.

Данная теория была нами выбрана, так как она соответствует следующим критериям:

  1. Природа исследуемого явления

  2. Конкретность

  3. Объяснительная глубина

  4. Описательно - объяснительный охват


      1. Теория «Зеркального Я» Ч. Кули

Концепция самого себя, по существу, отражение свойств человека такими, какими они воспринимаются в обществе, членом которого он является. Он конструирует персонификацию на основе реакций, приписываемых другим людям. Если с вами обращаются так, будто вы представляете из себя нечто особенное, вскоре вы начнете думать о себе как о ком-то выдающемся. Где бы ни жили люди, к какой расе или возрастной группе ни принадлежали, все они очень чувствительны к реакциям других людей. Поэтому они реагируют на любой сигнал, который мог бы послужить им ориентиром.
Человеческое общества, согласно Ч.Кули, основано на особого рода коммуникации между теми, кто симпатизирует друг другу. Ключ к пониманию поведения человека лежит в его взаимоотношениях с другими людьми. Ни один человек, живущий в психологическом одиночестве, не сохранит надолго те качества, которые делают его человеком.
Только взаимодействие людей, или интеракция, создает общество и формирует личность. В подобных интеракциях люди создают свое "зеркальное Я", которое состоит из трех элементов:
1.То, что, как мы думаем, видят в нас другие. К примеру, я думаю, что люди обращают внимание на мою одежду.
2.То, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что они видят. К примеру, они видят мою одежду и она им нравится.
3.То, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.
Не существует иных путей, какими бы мы составили мнение о себе - самосознание, самооценку и самочувствие, - за исключением того представления, какое можно себе возразить, думая о том, как другие представляют себе нас самих. То, что они на самом деле думают, не имеет особого значения. Важнее то, что как мы интерпретируем их действия в отношении нас. Они-то и определяют нашу само-оценку и наши социальные ценности.
Интеракция протекает главным образом через контакты "лицом к лицу", которые протекают прежде всего в первичных группах, в частности семье. Именно в семье младенец превращается из дикаря в социальное существо. Тесные связи с другими людьми поддерживают человека на протяжении всей его жизни, упорядочивая его образ мышления, придавая ему ощущение целенаправленности.

Мы выбрали эту теорию, потому что она соответствует следующим критериям:

  1. Природа исследуемого явления

  2. Объяснительная глубина

  3. Широкий описательно - объяснительный охват

  4. Эмпирическая разработанность

2. Концептуальная схема исследования

2.1. Теоретическая интерпретация концептуальных понятий

Социокультурная среда

Многомерное иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие элементы: физический мир, систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; «пространство» или «набор общедоступных деятельностей», условия непосредственной жизнедеятельности и хронотип.

Молодёжь

Большая социальная группа, обладающая специфическими социально-демографическими характеристиками, ценностными ориентациями, мотивацией деятельности, направленностью социальной мобильности, особенностями включения в различные социально-стратификационные слои, конструированием жизненных планов, что определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое положение и духовный мир находятся в состоянии становления.

Аномия

Социально-психологическая ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям, к девиации. 2

Социальная структура

Внутреннее устройство общества или социальной группы, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в определенных рамках. 3

Норма

Норма выступает в форме правила или модели, воспринятых и разделяемых большинством, узаконенных ценностями и выступающих как коды или руководящие установки. 4

Равновесие

Состояние баланса частей в рамках социальной системы и/или по отношению к среде обитания.5

Делинквентное поведение

Антиобщественное индивида, воплощенное в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом. 6

Восприятие

Процесс и результат целостного отражения человеком и животными явлений и вещей окружающей действительности, а также предметных ситуаций, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные зоны органов чувств. 7

Общение

Сложный информационный механизм взаимодействия социальных субъектов (личностей, групп, социальных слоев и т.п.), возникающий из потребности совместной деятельности и включающий в себя обмен. информацией, разработку принципов и стратегии взаимодействия. 8

Наркомания

Общее название болезней, проявляющихся влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических лекарственных средств и наркотических веществ вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием абстиненции при прекращении их приема; приводит к глубоким изменениям личности и другим расстройствам психики, а также к нарушениям функций внутренних органов. 9

Социальные группы

Относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества, важный элемент его социальной структуры.10

2.2 Операциональная интерпретация теоретических понятий.

Молодежь

Студенческая

Учащиеся высших учебных заведений (университеты, институты)

Учащиеся старших классов

Учащиеся общих образовательных учреждений ( школьники 9-11 класс)

Норма

Норма поведения

Это непосредственно регулятивные нормы, нормы прямого регулирования. Они имеют предоставительно-обязывающий характер, то есть в соответствующих условиях устанавливают вид и меру охраняемых государством возможного и должного поведения участников общественных отношений, их взаимные субъективные права и обязанности.

Социальные группы

Малая группа

Простейший вид социальной группы с непосредственными личными контактами и определенными эмоциональными отношениями между всеми ее членами, специфическими ценностями и нормами поведения.11

2.3 Косвенная интерпретация теоретических понятий.

Социальный стереотип

"застывший" образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.12

СМИ

средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе. 13

Гендер

социальное деление, часто основанное на анатомическим поле, но не обязательно совпадающее с ним. 14

Религия

мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, "священного", т. е. той или иной разновидности сверхъестественного. 15

Мода

обычно непродолжительное господство определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение внешнего (прежде всего, предметного) окружения людей. 16

Здравоохранение

совокупность мер социально-экономического и медицинского характера, проводимых с целью организации медицинской помощи, сохранения и повышения уровня здоровья каждого отдельного человека и населения в целом 17

Благосостояние

обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности. 18



3. Переменные исследования

Переменная - операциональное, эмпирически наблюдаемое понятие, принимающее два и более значения; средство, с помощью которого можно провести различия между единицами исследования.

Независимая переменная - вид переменной, исследование состояния которой выступает в качестве причины изменения состояния другого явления.

Зависимая переменная - такой вид переменной, изменение состояния которой выступает в качестве следствия изменения состояния другого явления.

Контрольная переменная - вид переменной, которая используется для объяснения отношений между зависимой и независимой переменными. Она опосредует их влияний, и с её помощью можно построить объяснительную модель исследования.

3.1.Таблица явных и скрытых переменных

Явные переменные

Скрытые переменные

Пол

Возраст

Материальное положение

Семейное положение

Образование

Отнощение к наркотикам

Отношение к ценностям

Социальные действия

3.2.Таблица зависимых и независимых переменных

Независимые переменные

Зависимые переменные

Контрольные переменные

Тип семьи (неполная/полная)

Ценностные ориентации

Мода

Отношение к религии

Образование

СМИ

Вероятность употребления молодежью наркотиков.

Личные установки при выборе употребления/неупотребления наркотиков.

Стереотип относительно модного поведения принятия наркотиков.

Вероятность употребления молодежью наркотиков.

Влияние уровня образования на отношение к наркотикам.

Прямое влияние на формирование стереотипов к употреблению наркотиков.

Теория Аномии

Теория Аномии.

Теория Зеркально «Я».

Теория Аномии

Теория Зеркального «Я»

Теория Аномии

4. Построение гипотез

Описательные гипотезы:

1. Употребление наркотиков считается модным среди современной молодёжи.

2. Употребление наркотиков пропогандируется в интернете.

3. Взаимоотношения в маллых группах определяют отношение современной молодёжи к наркотикам.

Описательно- объяснительные гипотезы:

1. Если респондент воспитывался в неполной семье, то скорее всего он когда-либо пробовал наркотики.

2. Если друзья респондента когда-либо употребляли наркотики, то и он скорее всего их когда-либо употреблял.

3. Занятия в профессиональном спорте снижают возможность употребеления наркотиков.

4. Если респондент является глубоко верующим, то менее вероятно, что он когда-либо употреблял наркотики.

5. Чем выше уровень образование респондента, тем меньше вероятность того, что он когда-либо употреблял или сейчас употребляет наркотики.

Обяснительные гипотезы:

1. Женщины в большей степени подвержены стереотипу о том, что мужчины больше употребляют наркотики.

2. Чем сильнее семья формирует негативное отношение к употреблению наркотиков, тем более отрицательное отношение индивида к употребелению наркотиков, тем менее вероятно употребеление им наркотиков в будущем.









Методическая часть


Методы сбора информации.

Для получения социологом наиболее точной информации об объектах исследования необходимо проводить тщательный сбор и анализ полученной информации. И главным источником информации для социолога служат окружающие люди. Информация может быть получена посредством методов сбора информации.

Классификация методов сбора первичных данных:

1.Наблюдение - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.

Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:

- по степени формализованности процедуры (неконтролируемое (или нестандартизованное,бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное) наблюдение.)

- по степени участия наблюдателя в исследовании

- по месту проведения

- по регулярности проведения.

Существуют также систематические, эпизодические и случайные наблюдения (последние два иногда объединяют понятием несистематические).

2. Анализ документов.

Это метод сбора первичной информации, главным источником которой выступают документы. Документы - это печатные, рукописные и т.п. материалы, которые создаются для хранения информации.

Виды документов различаются:

- по способу хранения информации

- по характеру источника (официальные, неофициальные)

Анализ документов имеет проблему достоверности информации и надежности документов. Она решается в ходе отбора документов для определенных исследований, и в ходе внутреннего и внешнего анализа содержания документов. Внешний анализ - изучение обстоятельств возникновения документов. Внутренний анализ - изучение особенностей содержания, стиля документа.

Виды анализа:

- качественный (углубленное логическое и стилистическое изучение документа). Он ориентирован на прослеживание, воссоздании индивид. истории автора. Он применяется для анализа уникальных личных документов и примыкает к направлению понимающей социологии.

- качественно-количественный (контент-анализ). Суть данного метода заключается в том, чтобы воссоздать социальную реальность по некоторым показателям, которые можно выявить в тексте. Это подсчет того, как представленные в некотором информационном массиве смысловые единицы характеризуют внетекстовую реальность. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов.

3. Опрос - прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Имеются два класса опросных методов:

А) Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом, причем запись ответов последнего производится либо интервьюером, либо механически.

Интервью позволяет:
- учесть уровень подготовленности и культуры опрашиваемого, его отношение к теме опроса;
- гибко менять формулировки вопросов с учетом личности опрашиваемого и содержания ответов на предыдущие ответы;
- ставить дополнительные вопросы и т.д.

Различают свободные и стандартизированные интервью.

Полуформализованное интервью - интервью, при котором используются заранее определенные темы и рекомендации вопросов, но вместе с тем интервьюеру предоставляется свобода в постановке, порядке, выражении вопросов.

Стандартизированное интервью - интервью, при котором используется опросный лист с четко определенными порядком и формулировками вопросов с целью получения максимальной сопоставимости данных, собранных разными интервьюерами.

Б) Анкетный опрос имеет жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регулируются опрашиваемым либо наедине с самим собой, либо путем общения с анкетером - опрос «лицом к лицу».

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования.

Почтовый опрос - вид заочного анкетного опроса, при котором анкета распространяется по почте по специально подобранным адресам с просьбой к респондентам вернуть заполненную анкету исследователю.

Прессовый опрос - вид заочного анкетного опроса посредством публикации анкет в периодической печати.

Индивидуальное анкетирование - анкетирование, не предусматривающее общности места и времени при заполнении анкет совокупностью опрашиваемых. Обычно индивидуальное анкетирование проводится по месту жительства, когда анкетёр, объяснив респонденту правила работы с анкетой, присутствует при ее заполнении и по мере надобности консультирует по технике заполнения.

Групповой опрос - методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.

Вилочный опрос - опрос, проводимый с помощью двух вариантов одной анкеты, предлагающихся двум выборочным совокупностям населения.

Экспертный опрос - опрос специалистов - особая разновидность метода, где многие требования, применимые в массовых опросах, неприемлемы. Эти опросы не анонимны, исключают «ловушки», так как предполагают активное сотрудничество опрашиваемого в выяснении последних проблем.

Обоснование метода сбора информации

При проведении исследования будет использоваться анкетный опрос.

Проведение опроса требует, в качестве обязательного условия, строго соблюдения порядка всей процедуры - без этого нельзя достигнуть правдоподобных результатов исследования, опросы в противном случае не дадут необходимого результата.

Существуют пять основных способов проведения анкетных опросов: рассылка анкет по почте; опросы по телефону; личное интервью, анкетирование по Интернету и сбор информации путем наблюдения.

Применение данного метода сбора данных позволит оценить состояние исследуемых явлений через получение первичных эмпирических данных. Метод анкетирования отличает свойственные ему измерительные инструменты и способы их использования. В связи с тем, что в качестве эмпирического объекта исследования были взят досуг студенческой молодежи, выбранный метод сбора первичных данных, а именно анкетный опрос, позволит зафиксировать состояние досуговых предпочтений в зависимости от ценностных ориентаций, которые гипотетически определяют форму досуговой деятельности.

Следует добавить, что в нашем социологическом исследовании анкетный опрос будет незаменимым средством получения информации о тех субъективных мотивах и ценностных установках, которые определяют досуговые предпочтения студенческой молодежи.

В соответствии с выбранными временными рамками, доступностью индивидов, попавших в выборочную совокупность исследования, анкетный опрос позволит проанализировать каким же образом социокультурная среда влияет на отношение молодежи к наркотическим средствам. Кроме того, быстрый процесс обработки и анализа детализированной информации, которая будет получена в ходе анкетного опроса, является бесспорным преимуществом использования данного метода.

В нашем исследовании мы используем анкетный уличный опрос. Он не требует дополнительных финансовых затрат, позволяет в короткие сроки получить и обработать нужную информацию, не отраженную в других источниках социологического знания.

Присущая социологической анкете структура позволит нам:

1) ясно и емко объяснить респонденту ценность и значимость той информации, которую мы пытаемся получить от аудитории

2) получить достоверную социальную информацию

3) исследовать условия возникновения проблемной ситуации, обозначенной в исследовании

4) выявить личностные взгляды и мнения респондента

5) определить социально-демографические признаки респондента, социально-статусные, профессионально-должностные и региональные характеристики.




Обоснование выборочного метода

Основной принцип построения вероятностного отбора состоит в том, чтобы обеспечить всем элементам генеральной совокупности равные шансы попасть в выборку. Существуют два основных вида методов отбора: случайный (вероятностный) отбор и неслучайный (невероятностный) отбор.

Методы вероятностной (случайной) выборки:

Случайная выборка - выборка, для которой каждый элемент генеральной совокупности имеет определенную, заранее заданную вероятность быть отобранным. Это позволяет исследователю рассчитать, насколько правильно выборка отражает генеральную совокупность, из которой она выделена.

Вероятностные методы включают:

  • Простой случайный отбор

Должны быть известны все элементы генеральной совокупности, что делает выборку малопригодной для очень больших генеральных совокупностей. Используется если известен полный список элементов генеральной совокупности; если нет специальных данных о распределении нужных характеристик генеральной совокупности. Отбор единиц выборки осуществляется с помощью таблиц случайных чисел.

  • Систематический отбор

Необходим полный список единиц генеральной совокупности. В выборку отбирается по одному объекту через интервал, равный шагу отбора, т.е. отношению генеральной совокупности к объему выборки.

  • Районированный отбор

Вид отбора, при котором генеральная совокупность разделяется на однородные части. Единицы из каждой части имеют определенные сходства; в качестве признаков расслоения по районам используются только признаки, согласованные с исследуемыми характеристиками.

  • Стратифицированный отбор

Исследуемая совокупность предварительно разделяется на слои (страты) в соответствии с генеральным распределением известных и важных для исследования признаков; из каждой страты извлекается выборка.

  • Гнездовой отбор

Единицы отбора представляют собой статистические группы (гнезда), которые отбираются с помощью простого или систематического отборов, а потом целиком или выборочно подвергаются обследованию. В качестве гнезд выступают населенные пункты, районы, дома, подъезды, предприятия и т.д.

Методы невероятностной (неслучайной) выборки

Неслучайная выборка - это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитывать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности.

Виды неслучайного отбора:

  • Квотный отбор

Вид направленного отбора, при котором выделяется ряд единиц, обладающих необходимыми признаками. Например, социолог ищет респондентов определенного пола, статуса, возраста и в заданном районе проводит опрос.

  • Метод «снежного кома»

Вид направленного отбора, при котором предполагается, что отбор последующих респондентов производится после ссылки на них первоначально отобранных. Такая процедура применяется при изучении особенных, редких, неслучайных совокупностей.

  • Метод основного массива

Метод основного массива представляет собой опрос 60-70% генеральной совокупности, т.е. опрашивается большинство.

  • Стихийный отбор

Так называемая выборка «первого встречного», когда невозможно определить точную генеральную совокупность. Минус стихийного отбора - невозможно соблюсти контроль за обеспечением репрезентативности.

Многоступенчатый отбор

Процедура построения выборки разбивается на ряд этапов (ступеней), на каждой ступени меняется единица отбора. Может быть случайной или комбинированной.

При проведении опроса будет использоваться квотный отбор.

Характеристики квотного отбора:

  1. При квотном опросе устанавливаются квоты для определенных существенных признаков. В качестве таких признаков в основном выступают социально-демографические и социально-профессиональные. Эти признаки должны выводится из гипотез исследования.

  2. Выборочная совокупность создается теоретически, а не практически, как при случайном отборе. При квотном отборе структура выборочной совокупности формируется заранее с учетом информации о генеральной совокупности, то есть выбираются не конкретные единицы исследования, а структура их параметров (по полу, возрасту и т.п.).


  1. При квотном отборе правильность отбора единиц исследования зависит от целенаправленной деятельности интервьюера, который ищет нужных людей.

При случайном отборе правильность отбора регулируется соблюдением процедуры в ходе формирования выборки и не зависит от интервьюера. Ему в результате отбора задаются конкретные единицы исследования, то есть список лиц, которые он должен опросить.

Преимущества квотного отбора:

Достаточно небольшая по объему и очень точная выборка

Небольшие финансовые затраты

Недостатки квотного отбора:

Надо очень хорошо знать структуру генеральной совокупности.

Представительность выборки сильно зависит от опыта и честности интервьюера.

Поиск людей с нужными параметрами очень трудоемок.

Выборочная совокупность

Выборка нашего исследования состоит из студентов Москвы. По данным Государственной статистики общее количество студентов Москвы на 2010 год составляет 1212000 студентов высших государственных и негосударственных учреждений.

Выборка должна быть случайной, нормально распределенной по полу и вузам, многоступенчатой, стратифицированной. В.И. Паниотто приводит следующие расчёты репрезентативной выборки с допущением 5-процентной ошибки:

Объём генеральной совокупности

500

1000

2000

3000

4000

5000

10000

100000

Объем

выборки

222

286

333

350

360

370

385

458





Для нашей генеральной совокупности необходимо опрашивать от 385 до 456 респондентов, но в связи с ограничением финансовых и временных средств опрошено будет 150 студентов Москвы. Место проведения опроса: в местах скопления молодежи, около высших учебных заведений.

Модель анкеты

НИР «Влияние социокультурной среды на отношение молодёжи к наркотикам»

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. М.В. ЛОМОНОСОВА

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА МЕТОДОЛОГИИ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Тел. 939-27-95

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

Просим Вас принять участие в социологическом опросе, посвящённом исследованию образов профессионального и статусного будущего в сознании современной молодежи. Результаты опроса позволят более подробно изучить исследуемую проблему.

Опрос проводится в условиях анонимности. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде.

Заполнить анкету просто. Отвечая на вопросы, ОБВЕДИТЕ ЦИФРУ ОТВЕТА или ВПИШИТЕ ДРУГОЙ, наиболее точно отражающий ВАШЕ личное МНЕНИЕ.

1 Как вы обычно проводите своё свободное время?

1. Дома с семьёй

2. В Интернете

3. Занимаюсь спортом

4. Общаюсь с друзьями

5. Читаю

6. Хожу в кафе, клубы

7. Занимаюсь хобби

2 Какую роль в вашей жизни играет спорт?

1. Занимаюсь спортом профессионально

2. Занимаюсь регулярно

3. Занимаюсь спортом время от времени

4. Не занимаюсь спортом

_______________________________________________________________________

3 Как много времени вы проводите с друзьями вне учёбы?

1. Встречаюсь с ними реже чем раз в неделю

2. Вижусь несколько раз в неделю

3. Вижусь с ними каждый день

4.Провожу с ними весь день

5. Другое (напишите свой ответ):

_______________________________________________________________________

4 Ваш круг общения состоит из:

1. Более 10 человек

2. От 5 до 10

3. От 3 до 5

4. 1 или 2

5. У меня есть знакомые, но нет друзей

5 В какой степени Вы прислушиваетесь к мнению ваших друзей?

1. Полностью

2. По большей мере

3. Отчасти

4. Всегда полагаюсь на себя

6 Имеете ли вы вредные привычки?

1. Да

2. Нет

7 Как вы относитесь к табакокурению?

1. Положительно

2. Отрицательно

3. Нейтрально

8 Как вы относитесь к наркотикам?

1. Положительно

2. Отрицательно

3. Нейтрально

9 Как вы относитесь к алкоголю?

1. Положительно

2. Отрицательно

3. Нейтрально

10. Предлагали ли вам когда-либо наркотики?

1. Да

2. Нет

11 Употребляют ли ваши друзья наркотики?

1. Да

2. Нет

3. Иногда

12. Пробовали ли вы когда-либо наркотики? ( Если нет ,то сразу же переходите к 15 вопросу)

1. Да

2. Нет

13 Когда вы впервые попробовали наркотики?

1. В школе

2. В кругу друзей

3. В ВУЗе

4. В клубе

5. Другое ( напишите свой ответ):______________

14 Если пробовали, то какие?

1. Лёгкие

2. Тяжёлые

Согласны ли Вы со следующими суждениями:

Полностью согласен

Скорее согласен

Скорее не согласен

Полностью не согласен

15

Мужчины употребляют наркотики чаще, чем женщины


16

Употребление наркотиков является модным среди молодёжи


17

Интернет осуществляет пропаганду наркотиков


18

Необходимо легализировать легкие наркотические средства в России


19

Алкоголь менее опасен для человека чем лёгкие наркотики


20

Уровень образования определяет отношение к наркотикам


21

Религиозность человека влияет на его отношение к наркотикам


22. Ваше отношение к религии:

1. Верующий, соблюдаю все каноны

2. Верующий, но в церковь не хожу

3. Не задумывался над этим

4. Атеист

23. В какой семье вы воспитывались?

1. Полная

2. Неполная

24. Какой стиль воспитания преобладал в вашей семье?

1. Демократический (общее решение проблем инициативность, взаимопонимание)

2. Авторитарный (навязывание мнения родителей, принуждение)

3. Другое _______________________

25. Прививали ли вам в семье особое отношение к наркотикам?

1. Да, позитивное

2. Да, негативное

3. Этот вопрос не обсуждался в семье

26. Ваш пол:

1. М

2. Ж

27. Возраст: _____


28. Ваше семейное положение?

1.Имею серьёзные отношения (помолвлены)

2. Имею свободные отношения

3. Женат/замужем

4. Одинок (Forever alone)


29. Какая из этих фраз наилучшим образом описывает Ваше материальное благосостояние?

1.) Нам хватает денег на еду, но покупка одежды - серьезная проблема для нас

2.) Нам хватает денег на еду и одежду, но было бы трудно купить холодильник или стиральную машину

3.) Нам хватает денег на покупку крупной бытовой техники, но мы не можем купить новый автомобиль

4.) Наших денег хватает на все, за исключением покупки таких вещей как дача или квартира

5.) Мы не испытываем финансовых затруднений. При необходимости можем купить дачу или квартиру

30. Факультет:

1. Гуманитарный

2. Естественный


Инструктаж интервьюеров

Приглашаем интервьюеров, с которыми проводится инструктаж. В нем проговариваются все вопросы, чтобы у интервьюеров не было никаких вопросов касательно многозначности тех или иных понятий, разъясняем непонятные слова и термины, если такие имеются, останавливаемся на вопросах с несколькими вариантами ответов, чтобы обратить на это внимание интервьюеров. Просим их внимательно следить за заполняемостью анкет, потому что анкета, заполненная наполовину, не считается оконченной. Внешний вид интервьюеров должен быть в меру строгим и классическим, при этом удобным, для того, чтобы можно было опросить большое количество человек в один день. Опрос проводится в течением максимум десяти минут, что должны помнить интервьюеры, а также сообщаться своим респондентам. Каждый интервьюер должен сдать количество анкет, предназначенное ему полностью заполненными.

Прием и контроль анкет

После проведения опроса, необходимо проверить правильность заполнения каждой анкеты, и только после этого заниматься обработкой данных.

Кодировка открытых вопросов

При кодировании открытых вопросов, на которые респонденты отвечают «другое», необходимо учитывать то, что всем предложенным вариантам мы не можем присваивать разные номера, поэтому необходимо проследить самые часто встречающиеся варианты, (если таковые имеются), и объединить их по смыслу. При этом эти ответы следует учитывать только в том случае, если они являются важными и отвечают раскрытию целям и задачам исследования.

Составление программы SPSS

Обработка данных проходит в программе SPSS, для этого сначала необходимо задать параметры и метки переменных, которые станут основой дальнейшего набора данных. Необходимо провести проверку программы на одной анкете.

Ввод данных

Набор данных необходимо проводить очень внимательно, чтобы это не повлияло на дальнейшую работу с базой данных.

«Ремонт» выборки

После ввода данных нужно провести «ремонт» выборки, для этого из общего количество всех анкет, необходимо удалить те, что мешают нормальному распределению (выходят за границы диапазона), а также сравнять возможные перекосы выборки по полу и другим критериям.










1. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение. -- "Тезис", 1993, т. 1, вып. 1, с. 27.

2 Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

3 С.Фролов.Словарь ключевых социологических терминов, 1999 г.

4 Глоссарий по социологии, 2009 г.

5 Д. Дэвид, Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001 г

6 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

7 Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г.

8 Социологический словарь проекта Socium, 2003 г.

9 Энциклопедический словарь медицинских терминов: В 3-х томах. Около 60 000 терминов. / Гл. ред. Б. В. Петровский.

10Современный энциклопедический словарь. sbiblio.com/

11О.Голованов. Краткий словарь по социологии, 2001

12Философский словарь.

13 Большой юридический словарь. - М., 2009

14Большой толковый социологический словарь. - 2001

15 БСЭ, 1969-1978

16Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.

17Большой медицинский словарь. - 2000

18 Политика: толковый словарь. - М., 2001

© 2010-2022