Открытое мероприятие «Я говорю с тобой из Ленинграда»

Пояснительная записка Историческая память – это один из важнейших элементов в развитии современного общества, а для подрастающего поколения – историческое прошлое является связующей нитью с предыдущими поколениями. Бережное отношение к истории своей Родины – одно из важнейших направлений гражданско-патриотического воспитания школьников. Представленный монтаж рассказывает о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю жителей блокадного Ленинграда. В сценарии использованы произведения блокадных поэтов...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7











Открытое мероприятие в детском доме №14

Петроградского района Санкт-Петербурга



Литературно-музыкальная композиция

«Я говорю с тобой из Ленинграда!»,

посвященной Дню полного освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады





Автор сценария: Силина Елена Германовна,

воспитатель ГБОУ Детский дом № 14

Петроградского района



Организатор мероприятия: воспитатель Силина Е.Г.

Дата проведения: 03.03.2014

Время проведения: 17.00














Пояснительная записка


Историческая память - это один из важнейших элементов в развитии современного общества, а для подрастающего поколения - историческое прошлое является связующей нитью с предыдущими поколениями. Бережное отношение к истории своей Родины - одно из важнейших направлений гражданско-патриотического воспитания школьников. Представленный монтаж рассказывает о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю жителей блокадного Ленинграда. В сценарии использованы произведения блокадных поэтов, а также писателей современности.

В коллективно-творческой деятельности, в процессе подготовки этого мероприятия подрастающее поколение будет познавать события героического прошлого нашей Родины.

Цель: гражданско-патриотрическое воспитание воспитанников детского дома.

Задачи:

- расширять знания о блокаде Ленинграда в годы Великой Отечественной войны посредством интерактивного показа литературно-музыкальной композиции;

- создать условия для понимания великого подвига ленинградцев в годы Великой Отечественной войны;

- в ходе подготовки и участия в коллективно-творческом процессе, посвященном полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады, дать детям понятия: героизм, долг, подвиг, память;

- расширять кругозор воспитанников;

- воспитывать в детях любовь и бережное отношение к старшему поколению; выразить искреннюю признательность и уважение мужественным жителям блокадного Ленинграда.

Участники мероприятия:

  1. исполнители литературно-музыкального монтажа - учащиеся 5-9 классов;

  2. приглашенные ветераны - жители блокадного Ленинграда;

  3. воспитанники всех возрастных групп школьного возраста;

  4. гости;

  5. педагоги.

Место проведения: актовый зал детского дома.

Оформление сцены: экран с правого края сцены, на который в ходе постановки выводятся фотографии жизни блокадного города, демонстрируется видеоряд слайдов оформления актового зала, плакаты, стенд «Непокоренный Ленинград».

Музыкальное сопровождение: запись на диске, презентация Power Point (диске) - музыкальное сопровождение показа слайдов.

Технические средства: музыкальный центр, мультимедийный проектор, экран для презентации.

Ресурсы: - сайт poiskm.ru (мелодии),

- Яндекс (картинки «Блокада Ленинграда»,

- видеоряд слайдов монтирован программой Windows Movie Maker.

Подготовительная работа.

1. Разработка сценария - ответств. Силина Е.Г. - воспитатель 4 группы.

2. Оформление пригласительных билетов для жителей блокадного Ленинграда Петроградского района Санкт-Петербурга: - Кошуриной Валентины Геннадьевны,

- Геновича Михаила Викторовича,

3. Подготовка рисунков и цветов для ветеранов.

4. Подготовка чтецов и ведущих.

5. Видеоряд слайдов о блокаде Ленинграда, музыкальное сопровождение совместно с педагогом дополнительного образования Бедана Н.В. (аккордеон).

6. Оформление сцены в актовом зале.

7. а/ репетиционные музыкальные занятия (педагог дополнительного образования «Народные инструменты» Беседина Н.В.),

б/ песня «В далеком тревожном военном году (Илья А., Денис П., Никита К.)

8. Предварительные тематические занятия в библиотеке - ответств. Скугарецкая Е.П.

9. Выпуск стенда «Непокоренный Ленинград». КТД с воспитанниками.

Ход мероприятия.

Звучит песня в исполнении Г.Орлова «Ведь мы же с тобой ленинградцы…».

В зал приглашаются Ветераны, в зале им предоставляются почётные места.

Ведущий 1. В этом году 27 января отмечается 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Давайте вдумаемся! 900 дней блокады. 900 дней и ночей полных холода, голода, бомбёжек, смертей родных и близких. 900 дней непрерывных боёв с врагом, подступившим вплотную к городу.

Ведущий 2. Для каждого россиянина слова «Ленинградская блокада» стали символом стойкости и несгибаемости, мужества нашего города.

Ведущий 1. Ленинградской блокаде и празднику ленинградской победы посвящается

Слайд «Родина - мать зовёт!»

Звучит песня «Священная война» (А.Александров, В.Лебедев-Кумач)

Ведущий 1. Войска фашистской Германии напали на нашу родину 22июня 1941 года. Началась война - Великая Отечественная!

Ведущий 3. Через два с половиной месяца - 8 сентября 1941 года наш город Ленинград был окружён фашистами и взят в Блокадное кольцо.

Звучит гул самолётов.

2 слайда «Враг на подступах к городу».

Ведущий 3. По плану Гитлера города не должно было быть на карте мира. Он рассчитывал взять его с ходу и стереть с лица земли.

В окружение попало 2 млн.544тыс. гражданского населения города, включая приблизительно 400 тыс. детей.

2 слайда «Нашествие».

Звучит музыкальная тема из 7-й симфонии Д.Шостаковича «Нашествие».

Ведущий 4. Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 тысячная финская армия «Голубая дивизия».

Слайд - «Ленинград в огне»

Чтец 1. «...пытал нас враг железом и огнем...

«Ты сдашься, струсишь, - бомбы нам кричали,

Забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады,

Не только люди - камни Ленинграда!»

(О. Берггольц «Ленинградский дневник»)

Ведущий 4. Фашисты бомбили город, горели Бадаевские склады с запасом продовольствия. Ленинград остался без хлеба.

Ведущий 2. Запасы продуктов в Ленинграде к 12 сентября 1941 года:

крупа - на 30 дней

зерно - на 35 дней

мясо - на 32 дня

мука - на 30 дней

сахар - на 60 дней

Чтец 2. Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б всё ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,

И глухие удары пойдут невпопад...

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

(Ю. Воронов «Сотый день или о героическом труде»)

Слайд - хлеб: норма хлеба, продовольственная карточка

Ведущий 3. Напомню, что на тот период были введены продовольственные карточки. Если 1 октября 1941 года рабочие получали по 400 г. хлеба в сутки, все остальные - 200 г., то в январе 1942 года на человека приходилось только по 200 - 125 г. хлеба в день.

Ведущий 1. С зимы 1941 года выработка электроэнергии упала на 85%, прекратило работать центральное отопление, отключены водопровод и канализация. В блокадном Ленинграде наступила самая тяжелая зима.

Показ видеоряда слайдов о Блокаде.

Звучит песня «Ленинградский метроном (М.Матусовский, В.Баснер) в исполнении детского хора Ленинградского радио.

В зале гаснет свет.

3 слайда: Таня Савичева, дневник Тани Савичевой, мемориальная доска, посвященная Тане Савичевой.

Ведущий 2. И вместе со взрослыми жили, боролись и гибли наши ровесники. Девочка, которой тогда было 11 лет, Таня Савичева писала в своём дневнике:

Чтец 1. "Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января в З часа дня 1942 г.

Лека умер 17 марта в 6 часов утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г. слайды

Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня 1942 г.

Мама - 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 г...

Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня".

Ведущий 1. Таню вывезли на «Большую землю», но вылечить её не удалось. Она умерла 1 июля 1944.

Объявление минуты молчания:

Давайте почтим память минутой молчания всех ленинградцев погибших и умерших от голода во время Блокады. Прошу всех встать.

Слайд - Пискарёвский мемориал.

Звучит метроном.

Ведущий 1. Ленинград выжил, потому что жил. В городе работали школы, филармония.

Ведущий 3. Всю Блокаду в городе работало радио. Пока стучал метроном, все знали: «Город жив! Сердце его бьется!»

Чтец 2. В пустых сырых квартирах ленинградцев

Когда стук метронома замолкал,

Твой голос - сострадания и братства -

Как пробужденье к жизни, вновь звучал.

Слайд - Ленинградское радио.

Фото Ольги Берггольц.

Звучит архивная запись ленинградского радио - голос О. Берггольц.

Чтец 1. Опять война, опять блокада -

А может нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить».

Но всё же подвиг беззаветный

Сегодня слышен сквозь года,

И белый флаг поднять наш город

Не согласится ни когда!

Ведущий 3. И все же, никакие муки и лишения не смогли сломить мужество и стойкость защитников Ленинграда, не смогли поколебать веру Ленинградцев в победу. И вместе со взрослыми верили в победу и ждали её мальчишки, которым было всего лишь тринадцать.

Воспитанники: Илья К., Денис П., Никита Р. исполняют песню «В далёком тревожном военном году» (муз. И Шварц, В. Коростылев) из к/ф «Зеленые цепочки». Аккордеон - пед. доп. обр. «Народные инструменты» Беседина Н.В.)

Ведущий 4. С 21 ноября 1941 года начала действовать Ледовая трасса по ладожскому озеру. Днём и ночью в город доставляли продовольствие и боеприпасы. Обессилевших от голода людей так же отправляли по Ладоге на «большую землю».

Слайд - «Дорога жизни - Ладога»

Звучит негромкая мелодия: 1-й куплет песни «Эх, Ладога» (муз. А. Краубнер, сл. П.Богданова)

Чтец 3. Читает отрывок из Ленинградской поэмы О.Берггольц «О шофере».

Чтец 4. Мы ждали прорыва Блокады

Полтысячи дней и ночей,

Ловя дальний гул канонады,

Тревожась и радуясь ей.

Слайды - соединение Ленинградского и Волховского фронтов - прорыв).

Ведущий 1. И вера Ленинградцев спасла их. Начиная с 14 января 1944 г. 2-я ударная армия Ленинградского фронта при поддержке Краснознаменного Балтийского флота и 59-армия Волховского фронта начали операцию по разгрому немецко-фашистских войск под Ленинградом.

А 27 января 1944 года прогремел салют в честь Ленинградской победы.

Звучит архивная запись от 27.01.1944 г. о снятии блокады.

5 слайдов - «Победный салют».

Чтец 3. И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит ...

Освобожденный Ленинград!

Слайд-плакат «Ленинградская Победа».

Ведущий. Так кто же они, дети войны, дети блокадного Ленинграда. У них было особое, опаленное войной, блокадное детство. Они росли в условиях голода и холода, под свист и разрывы снарядов и бомб. Это был свой мир, с особыми трудностями и радостями, с собственной шкалой ценностей.

Блокада затронула судьбы миллионов людей. На нашей встрече присутствуют жители блокадного Ленинграда - Кошурина Валентина Геннадьевна, Генович Михаил Викторович.

Валентина Геннадьевна, я знаю, что когда началась война, вам было 12 лет. Расскажите, пожалуйста, что вы помните о блокаде.

Рассказы ветеранов.

Дети задают вопросы.

……….

Воспитанники благодарят ветеранов, дарят им цветы и свои рисунки.

Звучит песня «Город над вольной Невой» (В.П. Соловьев - Седой).

Чтец 5. Я счастлив, что в городе этом живу

Что окна могу распахнуть на Неву.

Я вижу, как зори над нею играют -

Так сильно, так ярко, что волны пылают!

Снова звучит песня «Город над вольной Невой» (В.П. Соловьев - Седой).

Ведущий еще раз поздравляет с праздником.

Ветераны общаются с детьми, показывают свои фотографии из военного и послевоенного детства.

© 2010-2022