Урок по теме Глобальные проблемы современности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

Цели: обобщить знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека; дать представление о различных точках зрения на пути и средства разрешения глобальных проблем.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: практическая работа (работа с фрагментами из публи­каций и отдельными высказываниями, выполнение проблемно-познавательных заданий).

Задание учащимся: на схеме указаны две черты глобальных про­блем современности. Запишите еще три характерные черты.

Урок по теме Глобальные проблемы современности

ПЛАН

1. Особенности глобальных проблем.

2. Классификация глобальных проблем:

1) политические;

2) экологические;

3) социальные;

4) экономические.

3. Возможно ли решение глобальных проблем?

Оборудование: листы с заданиями для каждого ученика.


Ход урока

I. Работа по теме урока.


Особенности глобальных проблем

Объяснение учителя и выполнение заданий учащимися по ходу объяснения.

Учитель. Каждый человек, как частица целого, неразрывно связан со средой своего обитания, состояние которой определяет условия его суще­ствования. Поэтому направления и перспективы мирового развития при­влекают пристальное внимание ученых.

В последнее время особую тревогу мировой общественности вызыва­ет угроза термоядерной войны, экологические, демографические и ряд других проблем современности, затрагивающих мир в целом и требую­щих неотложных решений.

Учащиеся выполняют задание 1 (см. Приложение 1) и определяют тему и цель урока.

Учитель. Слово «глобальный» происходит от латинского слова globes - шар. Зная происхождение и значение слова, назовите важнейшие признаки глобальных проблем. Что делает проблемы, стоящие перед странами и народами, глобальными?

После обсуждения учащиеся приходят к выводу.

Вывод: понятие «глобальные» охватывает тот круг проблем и про­тиворечий, которые:

1) приобрели планетарный характер и затрагивают интересы всех стран и народов;

2) угрожают разрушением фундаментальных основ человеческой ци­вилизации;

3) требуют для своего решения совместных усилий.

Урок по теме Глобальные проблемы современности








Учитель. Человек - личность автономная, обладающая некоторой свободой мышления и действий. Однако границы этой свободы ограниче­ны совокупностью природных и социальных факторов. Человечество со­здает и преобразует природные условия своего существования, испытывая при этом обратное воздействие. Так складывается сложное взаимодейст­вие между человеком и средой обитания.


Классификация глобальных проблем.


Ученые классифицировали глобальные проблемы.

Глобальные проблемы


Политические

Экологические

Социальные

Экономические

1. Возникнове­ние локальных конфликтов

1. «Парниковый эффект»

1. Демографи­ческая ситуа­ция

1. Продовольст­венная проблема

2. Опасность ядерной войны

2. Загрязнение атмо­сферы, вод Мирово­го океана

2. Перенасе­ленный «юг»

2. Полюса разви­тия

3. Различия

политических

систем

3. «Озоновая дыра»

3. Терроризм

3. Истощение ресурсов


Политические проблемы

Учитель. Узкокорыстная или недальновидная политика одних часто оборачивается ущербом для других. Локальные политические и военные конфликты, как правило, перерастают в региональные и подчас выходят за рамки отдельных регионов. Можно вспомнить, что все мировые войны начинались с конфликтов между соседними государствами.

Ближневосточный кризис начинался с войны между Израилем и ара­бами Палестины, а иракская оккупация Кувейта привела к войне в районе Персидского залива с участием стран, расположенных за тысячи километ­ров от места этих событий.

Учащиеся выполняют задания 2 и 3 (см. Приложение 1) и приходят к выводу.

Вывод: фатальный исход войны с применением оружия массового поражения сам по себе является сдерживающим фактором от его приме­нения, поскольку в такой войне не будет ни победителей, ни побежден­ных. В действительности дело обстоит иначе. История свидетельствует, что накопление оружия никогда не служило предотвращению военных конфликтов.

Учитель. Большинство современных государств осознало преимуще­ства демократии. Количество тоталитарных режимов в мире сокращается, но они не исчезли совсем - тоталитаризм сохраняется в странах Востока (Северная Корея, Ирак) и в Африке; не проведена политическая модерни­зация Китая и Кубы. Есть государства, где демократия слишком незрела, поэтому сохраняется угроза реставрации тоталитарных порядков.

Экологические проблемы

Учитель и учащиеся обсуждают проблемы «парникового эффекта» и загряз­нения окружающей среды и приходят к выводу.

Вывод: последствия загрязнения окружающей среды приведут к тому, что в продуктах природы будут содержаться вещества, созданные человеком и опасные для него.

Учащиеся выполняют задание 4 (см. Приложение 1) и делают вывод.

Вывод: первое утверждение фиксирует всеобщую связь процессов и явлений в природе. Изменение одного элемента системы ведет к количе­ственным и качественным изменениям других элементов.

Второе - абсолютно безотходного производства нет, но важно до­биться того, чтобы отходы использовались в экологически безопасной форме (шумозащитный слой в автомобиле «Тойота» сделан из отходов рентгеновской пленки).

Третье - человек не всегда предвидит последствия своих действий. Этот принцип - призыв: следует меньше всего вторгаться в природу, а больше всматриваться в нее. В ряде стран существуют природные инди­каторы чистоты воды. Например, если в озере, реке водится форель, зна­чит, можно говорить о чистоте воды. Если в водоеме появляется карп, значит, степень загрязнения повысилась.

Четвертое - за чистую природу надо платить, а за грязную приходит­ся расплачиваться.

Социальные и экономические проблемы

Учитель. В конце XVIII века в Европе значительного развития дос­тигла медицина. Смертность стала уменьшаться, но произошел спад рож­даемости. В развивающихся странах произошел «демографический взрыв». Он стал одной из главных проблем современности. Высокий при­рост населения характерен для стран со слабо развитой экономикой, где государство не может обеспечить нормальных условий жизни своим гра­жданам.

Учащиеся выполняют задание 5 (см. Приложение 1).

Учитель и учащиеся обсуждают экономические проблемы и приходят к выводу.

Вывод: внутренние ресурсы слаборазвитых государств для осущест­вления индустриализации крайне ограничены. Стремление решать эту проблему за счет привлечения иностранных займов вызывает рост внеш­ней задолженности, которая уже превысила 1 трлн. американских долларов. По сей день 800 млн человек живет в абсолютной бедности, 50 млн. еже­годно умирает от голода, треть населения не имеет работы. Проблема за­ключается в технологической пропасти, которая разделяет лидеров и аут­сайдеров мировой экономики.


Возможно ли решение глобальных проблем?

Учитель. Глобальные проблемы разнообразны, сложны и противоре­чивы. Они охватывают широкий спектр человеческих отношений и чело­веческой деятельности. Их решение - задача жителей всей планеты, и ее решение возможно путем мирного, добровольного, осознанного сотруд­ничества.

Учащиеся выполняют задания 6 и 7 (см. Приложение), затем они заполняют схему (см. задание, полученное в начале урока).

Заполненная схема выглядит следующим образом:

Урок по теме Глобальные проблемы современности

1. Являются показателями целостности и взаимосвязанности современного мира.

2. Создают угрозу человечеству.

3. Требуют объединенных усилий для сотрудничества.

4. Побуждают к поиску взаимопонимания и согласованию интересов.

5. Поиск решения этих проблем способствует становлению единой цивилизации.

II. Итоги урока.

Подвести итоги урока можно, используя следующее задание: поду­мать и ответить на вопрос «Как найти выход из тупиков отсталости, угро­зы взаимного уничтожения, деградации природной среды?».

Учитель.

1. «Чтобы иметь будущее, человек должен выжить как вид... Для это­го он должен приостановить, а затем и ускорить существующие сегодня тенденции к разрушению. В определенной степени он должен пересоздать самого себя, свои отношения с другими людьми и свои отношения с ос­тальной природой. Таким образом, наш первоочередной долг заключается в самосохранении человеческого вида вместе с его планетарно-вселенским окружением» (Г. Парсонс). То есть все проблемы - лишь зве­нья более общей проблемы выживания.

2. Условием выживания цивилизации становится планомерное, орга­низованное на научной основе использование ресурсов планеты.

3. Системный подход к глобальным проблемам требует распределе­ния решаемых задач по иерархическим уровням. В качестве первоочеред­ных сегодня выступают задачи прекращения гонки вооружений.

Бактерии могут жить в таких местах и при такой температуре, какой человеку не выдержать. Они существуют миллиарды лет, и нет причины, почему бы им и дальше не жить. Человеческий вид насчитывает всего 100 тысяч лет и уже поставил свое существование под угрозу. Человек должен доказать, что человеческая цивилизация не краткий период земной истории.

Учитель обобщает и подводит итоги урока.

ПРИЛОЖЕНИЯ

К УРОКУ по теме «ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ»

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Задание 1.


- Как называется комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих мир в целом и требующих неотложных решений:

- экономический кризис;

- научно-техническая революция;

- глобальные проблемы?

Задание 2.


С 3500 г. до н. э. по 2000 г. произошло 14530 войн, и только 292 года люди жили в мире.

Существуют различные объяснения причин милитаристского духа, свойственного человеку и порождающего многочисленные войны.

Одни считают, что, как и у животных, у человека срабатывает программа разделения на «своих» и «чужих». По отношению к последним моральный запрет «не убий» значительно ослабевает.

Существует также теория, согласно которой, чем более сокруши­тельно от природы вооружение животного (яд, клыки и т. д.), тем силь­нее действуют инстинктивные запреты не наносить ущерба ближнему.

Человек и его ближайшие предки были слабо вооружены, поэтому естественная мораль человека была и остается слабой, и в то же время он стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это противоречие и является источником бесконечных разрушительных войн.

- Каково ваше отношение к представленным позициям? Ответ обос­нуйте.


Задание 3.


К настоящему времени в арсеналах ядерных держав накоплено 50 тыс. ядерных боеприпасов общей мощностью 13 тыс. мегатонн. По оценкам Всемирной организации здравоохранения, при глобальном ядер­ном конфликте погибнет 2 млрд человек. 20-25 % оставшихся в живых скончаются от эпидемий, радиации, массовых генетических болезней. Остаткам человечества выжить, по всей видимости, не удастся. «Ядерная зима», разрушение озонового слоя и другие экологические изме­нения сделают невозможным существование высших форм жизни на Земле. Перспективы применения химического и бактериологического оружия дополняют эту картину. Достаточно сказать, что в мире име­ется около 150 тыс. тонн боевых отравляющих веществ. Этого вполне достаточно, чтобы несколько раз уничтожить человечество.

- Насколько реальна угроза этой чудовищной войны?


Задание 4.


Воздействие человека на биосферу постоянно растет. Ежегодно из недр планеты извлекается более 100 млрд тонн различных веществ, из которых 98,5 % превращаются в отходы. В атмосферу выбрасывается ежегодно 20 млрд тонн окиси углерода, двуокиси серы, 250 млн тонн пы­ли и др. В воды Мирового океана ежегодно сбрасывается 6-10 млн тонн сырой нефти и нефтепродуктов, 17,4 млн тонн твердых веществ. Кар­тину усугубляют кислотные дожди, вызванные высоким содержанием окисей серы и азота в атмосфере.

В 102 городах СНГ с населением 50 млн человек концентрация вред­ных для здоровья веществ превышает допустимые медицинские нормы в 10 и более раз.

Перспективы глобальной экологической катастрофы перестают быть абстракцией. Уже сегодня 70 % человеческих болезней связано с загрязнени­ем природной среды. По этой причине 20 % флоры и фауны Земли находятся в стадии вымирания. «Парниковый эффект» в ближайшее десятилетие по­высит температуру нижних слоев атмосферы на 5-6 градусов, что приве­дет к неблагоприятному изменению климата на Земле.

Исследователь экологических проблем Б. Коммонер вывел следую­щие законы экологии:

1) все связано со всем;

2) все должно куда-то деваться;

3) природа «знает» лучше;

4) ничто не дается даром.

- Попытайтесь разъяснить и конкретизировать эти положения.

Задание 5.


На рубеже «до н. э. - н. э.» население Земли составляло около 234 млн человек. К1800 г. - 1 млрд человек, к 1990 г. - 5,5 млрд. человек.

Ежеминутно рождается около 200 человек, а умирает - 100-120 че­ловек. Предельно возможное количество людей для Земли -14 млрд. человек.

Другая сторона этой проблемы: средняя продолжительность жиз­ни - самая высокая в Японии (мужчины - 89 лет, женщины - 91 год), са­мая низкая - в Африке (мужчины - 30 лет, женщины - 35 лет). Россия занимает 78-е место по продолжительности жизни (мужчины - 56 лет, женщины - 72 года).

- Какие экономические проблемы влекут за собой социальные?

Задание 6.


По международным опросам, обеспокоены негативным влиянием ухудшающейся экологической ситуации на здоровье людей 89 % россиян, 67 % граждан США, 51 % канадцев, 27 % норвежцев, 21 % финнов, 14 % датчан.

- Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему мнению, объясняется столь значительный разброс мнений? Значит ли это, что бремя решения этих проблем должно быть возложено в первую очередь на те страны, где число граждан, обеспокоенных состоянием экологии, особенно велико?

Задание 7.


Выступая на научной конференции, ученый-эколог заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и воз­можностей спасти себя. Мы обречены».

- Согласны ли вы с этим мнением? Ответ поясните.

© 2010-2022