- Преподавателю
- Обществознание
- Школьная олимпиада по обществознанию для 10 класса
Школьная олимпиада по обществознанию для 10 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Беленькова С.А. |
Дата | 21.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ШКОЛЬНАЯ ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 класс
-
Назовите понятие, общее для приведенных ниже слов, объединяющее их:
а) религиозное, научное, обыденное;
б) рыночная, командно-административная, смешанная, традиционная;
в) экономическая, политическая, социальная, духовная.
-
Найдите лишнее понятие в ряду. Объясните свой выбор.
А. Синтоизм, ислам, иудаизм, конфуцианство.
Б. Восприятие, суждение, ощущение, представление.
В. История, философия, физика, политология.
3. Заполните пропуски в определении:
Истина - это соответствие полученного ______ действительности, такое отражение _______ познающим субъектом, при котором познавательный объект _____________ так, как существует сам по себе, вне _________ .
4. Найдите в приведенном перечне признаки, не относящиеся к названному понятию, и выпишите цифры, под которыми они указаны.
Понятие «условие заключение брака»
-
отсутствие у вступающих в брак психических расстройств;
-
достижение сторонами брачного возраста;
-
наличие у обоих вступающих в брак людей гражданства одного государства;
-
отсутствие близкого родства между вступающими в брак;
-
отбывание одной из сторон наказания в исправительных учреждениях;
-
наличие добровольного согласия вступающих в брак;
-
оформление медицинского заключения о состоянии здоровья каждой из сторон;
-
представление справки о доходах каждой из сторон;
-
отсутствие у одной из сторон уже зарегистрированного брака.
5. Верны ли следующие суждения? (указать -да, если верно, -нет - если неверно)
А - Демократия способна раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы.
Б - Главное назначение избирательной системы состоит в том, чтобы обеспечивать представительство воли народа.
В - Деятельность политических партий характеризуется удовлетворением духовных потребностей населения.
-
Соотнесите виды рынков и конкретные примеры их функционирования.
Примеры Виды
-
покупка оборудования для производства А) рынок потребительских товаров и услуг
садовых домиков;
-
снижение спроса на рабочую силу в Б) рынок ценных бумаг;
угольной промышленности;
-
рост котировок акций ведущих компаний, В) рынок сырья и материалов;
производящих энергоносители;
-
снижение спроса на элитные автомобили. Г) рынок труда
-
Решите задачи
А) 17-летний Константин Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания.
Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте.
Б) Л. решил обратиться к Президенту России с предложением об изменении избирательного законодательства. Для того, чтобы правильно сформулировать обращение, он обратился к Т. Т. сказал Л., что он не вправе обратиться к Президенту с такого рода предложениями, во-первых, потому что Л. не обладает правом законодательной инициативы, а, во-вторых, для такого обращения необходимо пройти все инстанции, поэтому для начала Л. должен обратиться в органы местного самоуправления, и, если они одобрят его обращение, то передадут его выше по инстанциям.
Прав ли Т.? Ответ обоснуйте.
-
Дополните схему:
ВИДЫ ____________________
Игровая
Учебная Коммуникативная ___________
-
Вставьте правильные буквы вместо пропусков:
Ан-роп-ген-з - научное исследование происхождения человека.
М-ров-ззр-ние - целостное представление о природе и обществе.
Юр-спр-ден-ия - исследует сущность и историю государства и права.
-
Составьте определение из приведенного набора слов:
- в форме, -бумажных, -на товары и услуги, -роста, - обесценивание,
- проявляющееся, - денег, -цен.
-
Заполните пропуски в тексте с помощью предлагаемого списка слов.
Слов больше, чем пропусков. Слово используется только 1 раз.
В советское время в сознании учёных-гуманитариев господствовал, поддержанный официальной ______________ (1) идеологией, _____________(2) подход к пониманию исторического процесса. ___________(3) человечества представлялся как движение вверх по ступеням лестницы, от примитивных стадий к совершенству. При этом некоторые общества явно лидировали, а другие находились в роли «догоняющих». Это позволяло выстроить оскорбительную для многих культур ______________(4) человеческих обществ. В настоящее время заметен явный интерес к __________________(5) подходу к развитию человечества. Авторами его признаются: российский мыслитель _____(6) века _________________(7), немецкий философ _____(8) века _____________(9) и английский историк XX века ____________(10). Сторонники данной теории подчёркивают разнообразие ___________(11), существовавших на планете Земля, приглашают к их детальному изучению, не допуская выстраивания «рейтингов обществ». Огромное внимание уделяется размышлениям об особенностях национального характера, мировоззрения народов, что обозначается термином ___________(12).
А) марксистско-ленинской,
Б) либеральной,
В) консерватизм,
Г) христианский,
Д) прогресс,
Е) иерархия,
Ж) цивилизационный,
З) Н.Я.Данилевский,
И) Н.Г.Чернышевский,
К) А.И.Герцен,
Л) XIX в.,
М) XX в,
Н) О.Шпенглер,
О) И.Кант,
П) Г.Гегель,
Р) Ж-Ж. Руссо,
С) Т.Гоббс,,
Т) А.Тойнби,
У) Дж.Толкиен,
Ф) культур,
Х) менталитет,
Ц) расизм,
Ч) патриотизм,
Ш) лоббизм.
Я) формационный
-
Выделенный фрагмент текста замените обществоведческим термином:
Исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества, стабилизируют социальные отношения, вносят согласованность в действия членов общества. Для них характерно четкое разграничение функций каждого из субъектов взаимодействия, согласованность их действий, высокий уровень регуляции и контроля.
-
Назовите понятия по данным определениям:
1)___________ - мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания.
2) __________ - способность личности осуществлять моральный самоконтроль.
3) __________ - присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
-
Соотнесите имена ученых и их идеи:
-
Платон А - Право должно быть выше власти.
-
И.Кант Б - Государство возможно там, где
господствует справедливый закон.
-
Цицерон В - Категорический императив:
государство должно быть правовым.
-
Ниже приведены высказывания известных мыслителей прошлого, касающиеся одного и того же понятия (в тексте оно обозначено как […]).
Что это за понятие?
-
«[…] настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления» (К. Маркс).
-
«Человек чувствует свой долг лишь в том случае, если он […]-ен» (А. Бергсон).
-
«Люди никогда не пользуются той […], которую у них не отнять, но требуют той, которая им не принадлежит: у них есть […] мысли, они же требуют […] слова» (С. Кьеркегор).
-
«Делать то, что доставляет удовольствие, - значит быть […]-ым» (Вольтер).
-
«[…] - это возможность защищать то, во что ты не веришь» (А. Камю)
-
«В философии […] называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя» (М.К. Мамардашвили).
-
«Человек обречен быть […]-ым» (Ж.-П. Сартр)
С позицией какого из указанных философов вы согласны в наибольшей степени? Почему? Обоснуйте свой ответ (2-3 предложения)
За каждый правильный ответ - 1 балл.
Ответы :
-
а) типы мировоззрений - 1б.
б) экономические системы - 1б.
в) сферы общества -1б.
2. А. Ислам - это мировая религия -1б.
Б. Суждение -относится к формам рационального познания, а не чувственного -1б
В. Физика - не является общественной наукой. -1б.
3. знания, объекта, воспроизводится, сознания. - 4б.
4. 3,5,7,8 - 4б.
5. А - нет, Б -да, В - нет - 3б.
6. 1-В, 2-Г, 3-Б, 4-А. - 4б.
7. А -нет, по отношению к несовершеннолетнему испытательный срок не применяется. - 1б. + 2б. за объяснение
Б - не прав, для обращения к Президенту не обязательно иметь право законодательной инициативы. - 1б. + 2б. за объяснение
8. Виды деятельности: учебная, коммуникативная, трудовая, игровая - 2 б.
9. Антропогенез, мировоззрение, юриспруденция. - 3 б.
10. Инфляция - обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги. - 3 б.
11. 1-А, 2-Я, 3-Д, 4-Е, 5-Ж, 6-Л, 7-З, 8-М, 9-Н, 10-Т, 11-Ф, 12-Х. - 12 б.
12. Социальные институты. - 2 б.
13. 1) - суждение, 2) - совесть, 3) - деятельность. - 3б.
14. 1-Б, 2-В, 3-А. - 3б.
15. Свобода. - 1б. + 4б. за обоснование выбора.
Всего: 60 баллов.
Подготовила:
учитель обществознания
МКОУ «Мало-Каменская средняя
общеобразовательная школа»
Беленькова С.А.
2012 г.