- Преподавателю
- Обществознание
- Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе
Материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 9 классе
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Меньшикова Ю.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ВАРИАНТ 4
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа состоит их двух частей, включающих в сбея 31 задание. Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознании. Отводится 3 часа ( 180 минут).
Ответы к заданиям 1-20 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.
Ответы к заданиям 21-25 записываются в виде последовательности цифр в поле ответа в тексте работы.
В случае записи неверного ответа на задания части1 зачеркните его и запишите рядом новый.
Часть 2 включает в себя текст и 6 заданий к нему ( задания 26-31). Для выполнения этих заданий необходимо: выбрать нужную информацию из текста , раскрыть ( в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение. Ответы на задания части 2 записываются на отдельном листе.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
1.Какие из перечисленных терминов используются, в первую очередь, при описании духовной сферы общества?
1) слои, страты
3) мораль, религия
2) федерация, демократия
4) издержки, прибыль
2.Биологической сущностью человека обусловлена его потребность в
1) самопознании
3) продолжении рода
2) самореализации
4) достижении успеха
3. У Зои много друзей, она работает продавцом. В свободное от работы время она занимается в студии бальных танцев. Все это характеризует Зою прежде всего как
1) товарища
3) личность
2) индивида
4) собственника
4.Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?
А. Природные условия не оказывают влияние на хозяйственную деятельность людей.
Б. Потребительское отношение человека к природе привело к экологическому кризису.
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
5.После окончания 9 класса общеобразовательной школы Евгений поступил в колледж , чтобы получить специальность автомеханика. На каком уровне образования находится Евгений?
1) основное общее
3) среднее профессиональное
2) среднее общее
4) высшее образование
6.Верны ли следующие суждения о науке?
А. Научные теории регулируют нравственные и правовые отношения людей.
Б. Наука отражает действительность в художественных образах
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
7.Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе?
1) речная прогулка
3) покупка продуктов в магазине
2) путешествие в другой город
4) написание книги
8.Одной из функций государства в условиях рынка является перераспределение части доходов. Что служит проявлением этой функции?
-
Выплата пенсий и социальных пособий
-
Принятие поправок к Гражданскому кодексу
-
Осуществление антимонопольной политики
-
Государственный заказ оборонным предприятиям
9.Работники кафе «Малинка» являются собственниками своего предприятия . Прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием в пределах пая. Какую форму собственности иллюстрирует этот пример?
-
государственную
-
Кооперативную
-
Индивидуальную частную
-
Акционерную
10.Верны ли следующие суждения о налогах?
А. Налог на имущество относится к прямым налогам.
Б. Косвенные налоги необязательны для уплаты
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
11.Что отличает семью от других малых групп?
-
Реальные контакты между членами
-
Кровнородственные отношения
-
Устойчивые связи
-
Общие традиции
12. Известен принцип : « Спешите делать добро». Его относят к нормам
-
Правовым
-
Политическим
-
Эстетическим
-
Моральным
13.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.
Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к
другому лицу или другим лицам
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
14.Главная особенность организаций гражданского общества состоит в том, что они
-
Учреждаются государственными органами
-
Участвуют в политической борьбе
-
Опираются на инициативную деятельность людей
-
Реализуют правительственные программы
15.А -организация, целью которой является победа на парламентских выборах. А выражает интересы среднего класса общества, выступая в поддержку предпринимательства. К какому типу относится организация А
1) государственный аппарат
3) политическая партия
2) профессиональный союз
4) общественная организация
16.Верны ли следующие суждения об участии граждан в политической жизни?
А. Народ РФ может осуществлять свою власть путем референдума и свободных выборов.
Б. Решения, принятые на референдуме, утверждаются Конституционным судом
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
17.Иван припарковал свой автомобиль на клумбе возле дома. Субъект данного правонарушения
1) автомобиль
3) дом
2) Иван
4) клумба
18.Родители двухлетней девочки в силу разных причин не зарегистрировали в органах ЗАГС ее рождение. Какое право ребенка было нарушено
-
Знать своих родителей
-
Получить имя и фамилию
-
Быть защищенным от насилия
-
Жить и воспитываться в семье
19.Фирма заключила с товариществом собственников жилья договор о строительстве новой детской площадки, но своих обязательств не выполнила. Какой вид правонарушения совершила фирма?
1) административный
3) дисциплинарный проступок
2) гражданско-правовой
4) преступление
20.Верны ли следующие суждения об особенностях регулирования труда несовершеннолетних работников?
А. Лица в возрасте до 18 лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра.
Б. Труд работников в возрасте до 18 лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы
1) верно только А
3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
21.Артем с утра провел встречу с бизнес- партнерами, а вечером у него запланирована встреча с одноклассниками. Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условиях задания: официальные и неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую- порядковые номера черт различия.
-
Личная привязанность
-
Обмен информацией между людьми
-
Способ взаимодействия людей
-
Соблюдение формальных правил в общении
-
Черты сходства
Черты различия
22.Установите соответствие между признаками и типами политических систем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ
А) административные методы управления экономикой
Б) решение основных вопросов с помощью обычаев
В) натуральный обмен продуктами труда
Г) частная собственность на землю промышленные предприятия
Д) свобода хозяйственной деятельности производителей
ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
-
Традиционная
А
Б
В
Г
Д
-
Командная
-
Рыночная
23.Прочитайте приведенный текст, каждое предложение которого отмечено буквой.
(А) В последнее время в России появилось много партий. (Б) Лидеры крупных партий часто выступают в различных СМИ. (В) Политические деятели никогда не должны забывать о своей ответственности перед теми, кто отдал им свои голоса.
А
Б
В
Определите, какие положения текста
-
Отражают факты
-
Выражают мнения
Запишите ответы в таблицу
Ученые страны Z изучали влияние высшего образования на культуру межличностных отношений. Так, в рамках своего исследования они провели опрос абитуриентов и выпускников ВУЗа. Среди прочих был задан следующий вопрос: « Какой способ поведения в межличностном конфликте Вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса ( в % от числа отвечавших) представлены в виде таблицы
24. Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
-
Для выпускников более характерен выбор ухода из ситуации, чем уступка
-
Уступку выбирает одинаковая доля опрошенных обеих групп
-
Уход из ситуации наиболее популярен среди обеих групп опрошенных
-
Противоборство выбирает меньше выпускников, чем абитуриентов
-
Среди выпускников сотрудничество менее популярно, чем уход из ситуации
25.Результаты опроса, отраженные в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведенных ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
-
Большая часть опрошенных в обеих группах не понимает, что такое толерантность
-
Современная молодежь отличается повышенной конфликтностью
-
Выпускники вуза в большей степени, чем абитуриенты, понимают необходимость совместных усилий обеих сторон для разрешения конфликта.
-
Люди со средним образованием в большей степени , чем люди с высшим образованием, склонны ( открыто) отстаивать свои интересы в открытом противостоянии.
В современных условиях для большинства населения основной, а зачастую единственной формой участия в политике является избирательный процесс. Выборы в демократических странах охватывают все уровни государственности от центрального до местного. Всеобщие выборы позволяют выявить расстановку политических сил в стране в целом, в отдельной области; определить степень доверия избирателей к той или иной партии, ее лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознанный выбор в пользу той программы дальнейшего развития страны, который в наибольшей степени отвечает их интересам.
•В рамках предвыборной кампании важно обеспечить равенство возможностей для всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Для этого во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборной кампании. Другой принцип касается организации предвыборных дискуссий: кандидаты обязуются не допускать фальсификаций, оскорблений своих оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в этот период должен сохранять нейтралитет, не вмешиваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к кандидатам на выборную государственную должность. Они чаще всего включают минимальный возрастной ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с тем в ряде государств голосование не только право, но и обязанность. За ее невыполнение предусмотрено наказание, чаще всего это - штраф.
По кн. К.С.Гаджиева «Политология». М., 2002. С. 245-247.
26. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
27. В чем, по мысли автора текста, состоит значение всеобщих выборов в современных условиях? Укажите три позиции.
28. Какие три принципа проведения предвыборной кампании выделяет автор?
29. Что, по мнению автора текста, предпринимает государство для обеспечения равных возможностей всех кандидатов и партий, участвующих в избирательной кампании? Опираясь на обществоведческие знания, собственный социальный опыт, укажите, как используются средства массовой информации для обеспечения такого равенства. Приведите пример одной из форм, с помощью которой кандидаты знакомят избирателей со своей позицией через СМИ.
30. По конституции Франции 1959 г. президент страны избирался коллегией выборщиков, в которую входили депутаты парламента, мэры городов. Де Голль предложил перейти ко всеобщим и прямым выборам президента. Парламент не одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через референдум обратился за поддержкой к нации и получил ее.
Какие две формы избирательной активности граждан упомянуты в условии задания? Опираясь на приведенный текст и обществоведческие знания, укажите основное различие между ними.
31. В тексте отмечается, что в некоторых странах участие в выборах не только право, но и долг граждан. Согласны, ли. вы с, таким подходом? Приведите два аргумента в обоснование своей точки зрения.