Научно-методическое обоснование преподавания права в средней школе

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Научно-методическое обоснование преподавания права в средней школе


В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому обучению и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Ведь изменение социально-экономической ситуации, снижение уровня жизни средней московской семьи, разрушение прежних устаревших стереотипов поведения, утрата ценностных морально-нравственных ориентиров повлекло за собой увеличение правонарушений среди несовершеннолетних. Кроме того, дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Все это приводит к лавинообразному увеличению форм саморазрушающего поведения. Таким образом, новые подходы к преподаванию права в школе - социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.Научно-методическое обоснование преподавания права в средней школе

В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством.

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.

Появление данного проекта вызвано пониманием возрастающей роли закона в условиях рыночной экономики и создания правового государства в Российской Федерации, соответственно необходимостью более широкого правового образования учащихся старших классов российских основных учебных общеобразовательных заведений.

Юридическая подготовка необходима не только будущим профессионалам, но и любому человеку, так как каждый гражданин страны встречается с такими жизненными ситуациями, которые требуют знания элементарных юридических норм. Эти знания особенно необходимы несовершеннолетним, так как именно из-за правовой безграмотности они часто становятся нарушителями законов, преступниками или жертвами преступлений.

Преподавание права в нынешних социально-экономических и политических условиях, знание его приобретает все более ощутимую жизненную значимость. Россияне приходят к пониманию того, что, только знание законов сможет защитить их в меняющемся обществе, поможет отстаивать свои права и законные интересы. Одна из задач образования - снабдить молодое поколение теми знаниями, ключевыми компетенциями, которые помогут ему не пропасть в нынешней непростой жизни.

Очевидно, что знание правовых норм само по себе не может определить правомерность поведения, это лишь шаг к формированию правосознания. Чем раньше начинается процесс формирования правосознания, тем больше шансов, что возникнет общество, которое не допустит нарушения закона, в котором нормы права станут основанием поведения, а не условием действия. Его цель - ввести учащихся общеобразовательных школ в правовое пространство Российской Федерации, сформировать мотивационную готовность к изучению права. Школьники должны прийти к пониманию роли закона в современном обществе, уважению прав других членов общества, выработать навыки использования правовой информации, а также навыки обращения к квалифицированной юридической помощи.

Необходимость правового обучения и воспитания как важного компонента социально-гуманитарного образования личности обусловлена задачами формирования правовой культуры школьников, их функциональной грамотности, практических навыков в сфере прав человека. Правовая компетенция, формируемая в процессе правовой подготовки школьников, представляет собой комплексную характеристику, интегрирующую в себя не только знания, навыки, способности, ценностные установки, индивидуальные способы поведения учащихся, но освоение и приобретение опыта деятельности, необходимого каждому в ежедневной жизни, в процессе социальной практики, в рамках выполнения различных социальных ролей

Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе, обеспечением целостности и последовательности воспитательных воздействий на основе диалектики становления и развития личности. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника на основе положительной мотивации и стимулирования познавательной деятельности учащихся.

Наши учителя широко используют нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, уроков - практикумы, дискуссии, «круглые столы», «юридические консультации». Обучение должно базироваться на деятельностном подходе, что сегодня особенно актуально.

В школе изучение права, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Изучение права в школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).

Таким образом, изучение права является важнейшим компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе.

В результате, имея опыт работы по данному курсу, можем с уверенностью сказать, что данный курс оправдывает себя конкретностью, ведь учащиеся вместе с учителем изучают кодексы Российской федерации (об административных правонарушениях и уголовный, трудовой, семейный), решают на практикумах многочисленные казусы.


© 2010-2022