Урок -практикум по обществознанию на тему Конституция РФ (9 класс)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема Конституция РФ - основной закон страны.

Тип урока: Комбинированный урок, урок-практикум

Форма урока: беседа, рассказ учителя, работа в группах

Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая, поисковая работы, работа в группах.

ЦЕЛЬ: сформировать у обучающихся представления о Конституции РФ, как документе высшей юридической силы, определяющим принципы устройства государства и общества;

Задачи:

Обучающие

- сформировать у обучающихся представления о сущности терминов

«Конституция», «гражданин», «гражданство»

- обозначить для обучающихся отличительные черты Конституции от остальных законов Российской Федерации;

- рассмотреть с обучающимися права и свободы граждан опираясь на текст Конституции;

-сформировать представление о структуре конституции РФ

Развивающие

- способствовать формированию навыка работы с документами;

- развивать умения преобразовывать информацию и структурировать её в схемы;

- продолжать формировать навыки грамотной устной речи, через демонстрацию результатов работы группы;

Воспитательные

- воспитывать уважительное отношение к Конституции РФ, так как это основной закон государства;

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- осознавать себя гражданином России, частью многонациональной страны

-осознавать свою значимость как участника общественной жизни в целом, и политической жизни в частности

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала, его важность и значимость

Регулятивные УУД:

- осуществлять целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности решаемых задач, составление плана действий;

- контроль - проверка получаемых промежуточных результатов с основной целью

- коррекция - внесение дополнительных изменений, исправлений по ходу деятельности в реализуемый план

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще необходимо усвоить

- осуществление самоконтроля

Познавательные УУД:

- самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текс, иллюстрация);

- проводить анализ учебного материала, на основе обобщения знаний делать выводы;

- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- относить объекты к известным понятиям;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений;

- определять причины явлений и событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных и учебных ситуаций;

- точно и полно выражать свои мысли;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;

- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- организовывать учебное взаимодействие в группе;

- предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;

- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

- осознание связи между понятиями «конституция» и «права и свободы человека»;

- понимание значения конституции в жизни человека;

- выработка умений применять знания в конкретной ситуации

Умения и навыки развития личности:

Характеризовать конституцию как основной закон государства.

Характеризовать право человека

Объяснять особенности правового статуса гражданина России.

Классифицировать конституционные права граждан.

Знать основные понятия, составлять эссе по теме.

Основные понятия: Конституция, Декларация прав человека и гражданина, гражданин, гражданство, права и обязанности гражданина.

Оборудование: Конституция, раздаточный материал, презентация

ПЛАН:

Организационный момент: Постановка учебной проблемы, формулировка темы урока, постановка цели.

Повторение учебного материала: Основной закон РФ; Отличие Конституции РФ от остальных законов.

Основная часть (изучение нового материала): а.) Практическая работа с тестом Конституцией РФ; б) Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России? в) Основные права и обязанности человека и гражданина.

Заключение: творческая работа- проект «Каким вы видите гражданина будущего»

Ход урока.

Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Эпиграф:

Какая Конституция самая лучшая?

Та, которая лучше исполняется.

Л. Берне

(1786-1837, немецкий публицист, литературный критик)

Наш мир перешагнул уже рубеж XXI века. Какой долгой, мучительной, трудной, кровопролитной была история человечества! А чего ждем мы в будущем?

Будут ли люди умножать силы зла или творить добро? Многое зависит от того, какой выбор сделает человек.

Вопрос : обратите внимание на эпиграф к уроку, высказывание Берне: «Какая Конституция самая лучшая? Та, которая лучше исполняется.»

Как вы думаете, почему Л. Берне так считал? (ответы на поставленный вопрос предлагают cстуденты)

Актуализация темы

Скажите, пожалуйста, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

(Ответ: паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

(Ответ: ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение)

Как вы считаете, у государства может быть подобный документ?

(Ответ: да, Конституция))

О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Совершенно верно, о Конституции

Сегодня мы поговорим с вами о 2 великих датах. Это День прав человека, который отмечают 10 декабря и День Конституции, который будет 12 декабря.

- почему именно 10 декабря отмечается День прав человека?

(принята Всеобщая декларация прав человека и гражданина в 1948 году ООН)

Когда в России встал вопрос о новой Конституции, то за основу была взята декларация прав человека и гражданина. Сегодня мы посмотрим на статьи Конституции и это наглядно увидим.

Немного из истории рождения Конституции: Первая Конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском Съезде Советов; «Сталинская» Конституция 1936 года

Наша Конституция была принята демократическим путем, всеобщим референдумом. Когда каждый мог проголосовать «за» или «против». Большинством голосов она была одобрена 12 декабря 1993 года

Слайд Что такое Конституция?

- Конституция /от лат. «устройство»/ основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.

А теперь давайте с вами подумаем, чем Конституция отличается от остальных законов. После обсуждения с обучающимися их ответов на поставленный вопрос детям предлагается посмотреть на доску (слайд ) и выписать в тетрадь отличительные черты Конституции от остальных законов.

ВЫВОД: Конституция любой страны имеет высшую юридическую силу. Это означает следующее:

закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы граждан, определяет форму государства;

является основным источником права, служит базой для текущего законодательства;

обладает высшей юридической силой;

А знаете ли вы нашу Конституцию?

Для эмоционального настроя, хочу предложить вам небольшую викторину. (устно) - по слайдам

1. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации? (Два.)

2. Сколько глав в Конституции Российской Федерации? (Де­вять глав.)

3. На сколько лет избирается Президент Российской Федера­ции? (На шесть лет.)

4. Во сколько лет можно стать Президентом Российской Феде­рации? (Не моложе 35 лет.)

5 С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно

осуществлять в полном объеме свои права и обя­занности? (С 18 лет.)

6. Что по Конституции Российской Федерации является выс­шей ценностью?

(Человек, его права и свободы.)

7 Сколько статей в Конституции Российской Федерации? (137 статей.)

8.Что такое референдум (всенародное голосование)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Практическая работа с тестом Конституцией РФ

Учитель: Мы с вами вспомнили, что: Конституция состоит из преамбулы (вступления) и двух разделов: первый раздел состоит из девяти глав - 137 статей, второй раздел «Заключительные и переходные положения».

Учитель: Начнем по порядку, читаем преамбулу, то есть вступление (один человек вслух) и постараемся при этом выделять ценности, которые содержит эта краткая вводная часть.

Ученик:

Вера в добро и справедливость - нравственные ценности.

Утверждая права и обязанности человека - ценности демократии.

Возрождая… государственность «России и утверждая незыблемость ее демократической основы» - ценности демократии.

«Что память предков; передававших нам любовь и уважение к Отечеству» - ценности патриотизма.

«Сознавая себя частью мирового сообщества» - ценности международного сотрудничества.

«Утверждая… гражданский мир и согласие» - ценности социального мира

Учитель: А сейчас проверим, как вы знаете статьи Конституции. У вас на столе есть лист с началом разных, часто встречающихся статей Конституции. Вы должны дописать окончание. Работаете в парах.

1. Статья 2.

Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью).

2. Статья 14.

Религиозные объединения отделены от государства и равны... (перед законом).

3. Статья 19.

Все равны перед законом и... (судом).

4. Статья 21.

Достоинство личности охраняется... (государством).

5. Статья 22.

Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность)

6. Статья 23.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни личную и

семейную тайну, защиту... (своей чести и доброго имени)

7.Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова).

8. Статья 41.

Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь).

9. Статья 46.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и... (свобод)\

10. Статья 58.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к...

(природным богатствам).

11. Статья 60.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном

объеме свои права и обязанности с... (18 лет).\

12. Статья 91.

Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью).

13. Статья 95.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и...

(Государственной Думы).

14. Статья 118.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только, (судом).

(Проверка под руководство учителя)

Учитель Ребята, на кого распространяются статьи Конституции? Для Кого они являются высшим юридическим документом? (только для граждан) Откуда берет начало институт гражданства? Оказывается с Древней Греции. Перед вами документ. Изучите текст и ответьте на вопрос: чем положение гражданина было лучше?

«В древнегреческих полисах между гражданами (коренными жите­лями) и

государством складывались взаимные политико-правовые отно­шения. Полис

заботился о своих гражданах с самого рождения и до са­мой смерти, кормил

и защищал, обеспечивал каждого землей или рабо­той. Вне его границ

каждый грек превращался в бесправного и беззащит­ного человека, которого

можно было ограбить или превратить в раба. И лишь дома гражданин

чувствовал себя в безопасности и мог рассчиты­вать на помощь и поддержку.

Кроме того, только полноправные граж­дане могли участвовать в народном

собрании, которое играло важную роль в жизни полиса. На нем решались

важные для всех членов общества вопросы: кто будет управлять ими, как

будет распределена обществен­ная земля, по каким законам жить... Решая

эти вопросы, граждане тем самым участвовали в управлении государством,

определяли свою жизнь и полиса в целом.

Поэтому каждый гражданин был искренним патриотом своего

государства и ценил его интересы выше собственных. Он оборо­нял полис

от врагов, почитал его богов и древние традиции, был готов пожертвовать

жизнью ради его благополучия.

Богатые граждане должны были нести и существенные затраты

«на общее благо»: они обязаны были оплачивать устройство народных

праздников или соору­жение новых кораблей, за свой счет купить боевого

коня или обзавестись тяжелым пехотным вооружением, безвозмездно

служить в высших го­сударственных органах».

(о нем заботился полис и у него были обязанности перед ним)

2. Правовой статус человека. Что значит быть гражданином России?

Конституция дает человеку возможность не чувствовать себя чужим в собственной стране, а ощущать себя ее гражданином с определенными правами и обязанностями.

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина России.

Правовой статус человека - совокупность его прав и обязанностей.

Быть гражданином России - это значит:

иметь права, установленные юридическими нормами;

получать от государства гарантии соблюдения прав;

быть государству в чем-то обязанным.

Почему мы стали гражданами России? Потому что родились здесь, потому что родители граждане России. В гражданство могут и принять. По собственному желанию любой гражданин может выйти из гражданства. Это право есть у любого человека с 18 лет. Документ, подтверждающий гражданство РФ - паспорт. У вас у всех есть такой документ? Он выдается гражданам России в 14 лет.

3.Основные права и обязанности человека и гражданина, зафиксированные в Конституции РФ. Глава II.(ОТКРЫТЬ 2ГЛАВУ)

(Практическая работа)

И так: если человек является гражданином РФ, то он имеет определенные права и обязанности.

Основные права, зафиксированные в Конституции РФ, можно классифицировать. Открываем главу 2 «Права и свободы человека и

гражданина». Далее составляем схему

«Классификация основных прав и свобод»

Слайд Классификация прав и свобод:

Права и свободы

Урок -практикум по обществознанию на тему Конституция РФ (9 класс)Урок -практикум по обществознанию на тему Конституция РФ (9 класс)

Урок -практикум по обществознанию на тему Конституция РФ (9 класс)Урок -практикум по обществознанию на тему Конституция РФ (9 класс)Урок -практикум по обществознанию на тему Конституция РФ (9 класс)

Личные

(гражданские)

социальные

культурные

экономические

политические

Задание: Перед вами перечень ваших прав. Внесите в схему права в соответствующий блок:

право на жизнь, 2) право на имя и приобретение гражданства; 3) право жить в семье, знать своих родителей; 4) право свободно формулировать и выражать своё мнение; свобода слова, совести, мысли; 5)принимать участие в выборах, референдумах, 6) право на отдых; 7) право на образование; 8) право частной собственности; 9) свобода вероисповедания; 10) право на труд

(выполняем в тетради)

Слайд Проверяем:

личные

социальные

политические

экономические

культурные

1,2,3

6

4,5,

8,1

7,9

Учитель Гражданин - обладает всей полнотой свобод, закрепленных в Конституции страны, а государство обязано их предоставить и защищать.

В свою очередь, на гражданина возложены обязанности перед государством

Назовите их:

1. Гражданин обязан соблюдать законы государства.

2. Гражданин должен платить налоги, сборы. Эти деньги поступают в

бюджет государства, а затем распределяются на благо самих же граждан.

3. Гражданин должен защищать Отечество.

4. Гражданин должен сохранять природу.

5. Гражданин должен заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

6. Гражданин должен беречь памятники культуры.

Учитель. Таким образом, гражданство - это устойчивая связь человека с

определенным государством, выражающаяся в их взаимных правах, обязанностях

и ответственности друг перед другом. А Конституция -это Документ обладающей высшей юридической силой; Документ, провозглашающий, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства;

Подведение итогов урока: сдают оценочные листы

Заключение :

Учитель: Историю тысячелетиями создавали наши предки, они формировали

государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык,

преумножали культуру, выковывали русский характер. То, что досталось нам

от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей. Чувство

собственного достоинства и уверенность в себе невозможны без уважения

к своему Отечеству. И наша с вами задача сделать жизнь еще лучше.

Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но в первую очередь, от нас самих, от того какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция?

Рефлексия: Игра «Моя гражданская позиция» (по кругу, студенты кладут руки в одну сторону на плечи друг другу и говорят фразу из предложенного перечня)

ПЕРЕЧЕНЬ «Моя гражданская позиция»:

Я - гражданин России

Я - человек с активной жизненной позицией

Я знаю историю моей Родины

Я знаю структуру политической власти страны и местного самоуправления

Я - успешный ученик

Я учусь с удовольствием, умею добывать знания

У меня есть цель и я знаю, как её достичь

Я владею компьютером и Интернетом

Я - достойный житель своего города

Я люблю свою малую родину

Я соблюдаю чистоту в своем районе

Я участвую в благоустройстве своего края

Я - человек демократического общества

Я знаю свои права, учусь их защищать и уважаю права других людей

Я умею делать правильный выбор в конкретных жизненных ситуациях

Я знаю свои обязанности и готов их выполнять

Я - толерантная личность

Я умею ладить с людьми, терпимо и с пониманием относиться к ним

Я умею слушать и сопереживать, ценить мнение других

Я умею общаться и эффективно сотрудничать в команде

Учитель: Пусть наш круг даёт поддержку в тяжёлую минуту. Мы все граждане одной страны с названием Россия.

Домашнее задание: Каким вы видите гражданина будущего?

учащиеся должны сделать мини - проекты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ: глава 4 «Президент РФ» и составить кластер

«Полномочия президента»; глава 5 «Федеральное собрание» (Полномочия Государственной

Думы); глава 6 «Совет Федерации » полномочия Совета Федерации;

Глава «Правительство РФ» составить схему о полномочиях Совета Федерации;
глава 7 «Судебная власть», составить схему «Полномочия судов РФ»

7

© 2010-2022