Рабочая программа по обществознанию. Автор Л. Боголюбов

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования ( БУП-2004 г);

  • авторской программы Л.Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, Л. Ф. Ивановой, А.И. Матвеева «Обществознание, 10-11 классы, базовый уровень /Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание: 6-11 классы»/. - М.: Просвещение, 2011

Данная программа обеспечивает изучение курса обществознания обучающимися 10-11 класса на базовом уровне. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся. Она рассчитана на 140 учебных часов (70 часов - 10 класс и 70 часов - 11 класс.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей. Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку. Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Изучение обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Опыт познавательной и практической деятельности:

  • работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения, порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Резерв учебного времени предполагается использовать для организации самостоятельных и/или практических работ, для проведения уроков повторения изученного материала, не предусмотренных авторской программой, изменений в содержание не вносится.

Распределение учебного материала по обществознанию в 10 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Общество

4

3

Человек

12

4

Духовная культура

9

5

Экономическая сфера

4

6

Социальная сфера

14

7

Политическая сфера

12

8

Право как особая система норм

12

9

Заключительные уроки

2













Распределение учебного материала по обществознанию в 11 классе

Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Человек и экономика

28

3

Проблемы социально-политической и духовной жизни

14

4

Человек и закон

20

5

Заключительные уроки

7ар








Формы организации учебного процесса:

При определении варианта проведения занятия следует ориентироваться на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:

- школьная лекция;

- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;

- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;

- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;

- использование интерактивных ресурсов на уроке, создание презентаций;

- объяснение учителя и беседа с обучающимися;

- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;

-выполнение заданий в рабочей тетради различного уровня сложности в соответствии с содержанием учебного процесса;

- написание сочинений-эссе;

- заслушивание сообщений, докладов учащихся с последующим обсуждением.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков; лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Принципы.

В основу содержания курса положены следующие принципы:

  • соответствие требованиям современного школьного гуманитарного образования, в том числе концепции модернизации образования;

  • структурирование заданий учащимся применительно к новому познавательному этапу их учебной деятельности;

  • формирование у учащихся умения работать с различными источниками, способности выработки собственных позиций по рассматриваемым проблемам, получение опыта оценочной деятельности общественных явлений.

Контрольно-измерительные материалы.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. В конце каждой темы предусмотрены обобщающие уроки, нацеленные на конкретизацию полученных знаний, выполнение обучающимися проверочных заданий в форме тестирования или контрольных работ, которые позволят убедиться в том, что основной материал ими усвоен. Все задания построены на изученном материале, а предлагаемый формат проверочных заданий и процедура их выполнения знакомы и понятны учащимся.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания;

уметь

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

10 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)

Тема 1. Общество (4 ч)

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (12 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многооб­разие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)

Тема 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера (4 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо­мики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение. Свобода экономической деятельности и соци­альная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура про­изводства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера (14 ч)

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и вза­имодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты тру­да. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных от­ношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера (11 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его при­знаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО (10 ч)

Тема 7. Право как особая система норм (10 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государ­ственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения.

Правосознание. Правовая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия.

Резерв времени (итоговое повторение) - 4 ч.

11 класс (70 ч)

РАЗДЕЛ IV. ЭКОНОМИКА (28 ч)

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономиче­ская наука. Экономическая деятельность. Измерители экономи­ческой деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондо­вый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и фактор­ные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономиче­ские и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачивае­мые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Ос­новные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внеш­ние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денеж­ной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимоно­польное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические по­следствия безработицы. Государственная политика в области за­нятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ V. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (14 ч)

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Вы­бор в условиях альтернативы и ответственность за его по­следствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Полити­ческая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в совре­менной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ве­домые.

РАЗДЕЛ VI. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (20 ч)

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Есте­ственное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Во­инская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Эко­логические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имуще­ственные права. Право на интеллектуальную собственность. На­следование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. По­рядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, зак­лючение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила при­ема в образовательные учреждения профессионального образо­вания. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский про­цесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная сис­тема защиты прав человека в условиях мирного времени. Меж­дународная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ (2 ч)

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Соци­альные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терро­ризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Резерв времени - 6 ч.





Критерии оценивания

Критерии

5 (ОТЛ.)

4 (ХОР.)

3 (УД.)

2 (НЕУД.)

1. Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное использование правильной структуры ответа (введение -основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или её определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются не основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и её элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5. Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; чётко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются чётко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда чётко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

6. Причинно - следственные связи

Умение переходить от частного к общему или от общего к частному; чёткая последовательность

Частичные нарушения причинно-следственных связей; небольшие логические неточности

Причинно-следственные связи проводятся редко; много нарушений в пос-ледовательности

Не может провести причинно- следственные связи даже при наводящих вопросах, постоянные нарушения последовательности













ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

10 класс

Недельный план

№ урока

Тема урока

Элементы

содержания

Оснащённость урока

Требования к уровню

Усвоения (УУД)

Критерии

оценок

Формы и методы

Д/З

1

1.

Что такое общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Обще­ство и природа. Общество и культура. Науки об обществе

Специфика общественных явлений.

Знать смысл понятия Общество, взаимосвязь общества и природы

Объяснить причинно-следственные и функциональные связи изученных соц. объектов. Уметь давать характеристику изучаемому объекту, уметь сравнивать, сопоставлять объекты по указанным критериям.

Схема «Природа и общество, презентация к уроку

1

2

Общество как сложная динамическая система

Структура общества. Общество как сложная динамичная си­стема. Главное качество общества как целостной системы. Главные социальные институты Основные черты социального института.. Значение институционализации

Общественные потребности

Знать структуру общества и ее характерные особенности.

Уметь раскрывать взаимное влияние сфер общественной жизни; давать системный анализ общества; давать характеристику социальному институту - образование по предложенному плану.

Схема «Общественные потребности», документы к параграфу

5-6

Уроки 5-6. Природа человека

Урок- исследование с элементами дискуссии

Общество как сложная динамическая система

Природа человека. Человек как продукт биологической, со­циальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни челове­ка. Науки о человеке

Современные теории происхождения человека

Знать сущностные черты человека. Участвовать в дискуссии о смысле жизни.

Уметь работать с документами, делать их анализ, обосновывать суждения, давать определение понятиям; извлекать информацию.

Таблица "Смысл и цель человеческой жизни во взглядах философов"

7

Урок 7. Человек как духовное существо

Урок- проблема

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Патриотизм и гражданственность.

Самовоспитание и формирование нравственных качеств человека

Знать духовный мир человека

Уметь объяснять изученные положения на конкретных примерах; обосновывать суждения, извлекать информацию из различных источников, участвовать в проектной деятельности

Схема «Виды мировоззрения»

8

Урок 8 Мировоззрение и его роль в жизни человека

Урок-анализ

Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Проблема познаваемости мира

Мировоззрение - стержень духовного мира личности

Знать сущность, признаки и виды мировоззрения.

Уметь объяснять изученные положения на конкретных примерах; обосновывать суждения, извлекать информацию из различных источников, участвовать в проектной деятельности.

Таблица "Типы мировоззрения"

9-10

Уроки 9-10. Деятельность как способ существования людей

Урок лабораторного типа

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и дея­тельность. Потребности и интересы. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.

Деятельность и сознание

Знать и понимать деятельность как способ существования людей.

Уметь работать с документами, делать их анализ, обосновывать суждения, давать определение понятиям; извлекать информацию.

Таблица "Структура деятельности",схема: "Виды деятельности".

11

Урок 11. Познание и знание

Урок-практикум

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рацио­нальное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Виды человеческих знаний. Наука. Основные особенности научного мышления.

Ученые о познаваемости мира

Знать сущность процесса познания.

Уметь объяснять изученные положения на предлагаемых конкретных примерах; решать познавательные и практические задачи. Уметь обосновывать суждения, формулировать полученные результаты.

Схема «Формы познания»

12

Урок 12. Ненаучное познание. Социальное познание

Урок исследование

Создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач. Сравнивать формы и способы познания Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.

Паранаука: «за» и «против»

Знать сущность и особенности ненаучного познания.

Создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения творческих задач. Сравнивать формы и способы познания Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами, владеть основными видами публичных выступлений.

Схема "Виды социальных фактов"

13

Урок 13. Человек в системе социальных связей

Урок исследование

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль

Свобода - «странна я вещь».

Знать место человека в системе социальных связей, факторы, социализирующие личность

Уметь пользоваться мультимедийными ресурсами; умение представлять результаты практической и познавательной деятельности и освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх.

Схема "Этапы социализации".

14

Урок 14. Самосознание и самореализация

Урок-практикум

Самосознание и самореализа­ция. Социальное поведение. Единство свободы и ответственно­сти личности. Отклоняющее поведение и его типы.

Проблемы социализации личностей

Знать особенности и сущность самопознания и способы самореализации личности

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития. Уметь обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Схема. «Виды социальных норм»

15

Урок 15. Контрольная работа по теме «Общество и человек»

Общество. Природа человека. Человек как духовное существо. Деятельность. Познание и знание. Человек в системе социальных связей

Проблемные вопросы темы

Знать структуру общества и определять место человека в нем.

Объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов. Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями. Оценивать действия субъектов социальной жизни.

Дидактический материал

16

Урок 16. Духовная жизнь общества

Урок анализ

Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Культура и духовная жизнь.

Двуединый процесс развития культуры

Знать особенности духовной жизни общества.

Уметь характеризовать признаки, производить поиск информации, отличать достоверную от второстепенной высказывать суждения, владеть приемами исследовательской деятельности, представлять результаты своей деятельности (схемы, таблицы).

Схема «Духовная жизнь»

17

Урок 17. Формы и разновидности культуры.

Урок-исследование

Фор­мы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Клиповое мышление: «за» и «против»

Знать формы и разновидности культуры.

Уметь работать с источниками, анализировать современные общественные явления и события, уметь оппонировать к иному мнению через участие в дискуссиях, применять гуманитарные знания для решения познавательных задач.

Таблица «Формы культуры»

18-19

Уроки 18-19. Наука и образование

Урок-исследование

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения, навыки людей в условиях информационного общества.

Этика науки

Знать сущность и особенности науки и образования.

Уметь анализировать актуальную информацию, раскрывать на примерах изученные теоретические положения, формировать собственные суждения, оценивать происходящие события.

Схема «Наука»

20-21

Уроки 20-21. Мораль и религия

Уроки исследование с элементами деловой игры

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Религиозные объединения и организации в РФ. Свобода совести. Веротерпимость.

Нравственный альтруизм: «за» и «против»

Знать основы моральных и религиозных представлений.

Уметь характеризовать основные социальные объекты, выделять их существенные признаки; применять знания для решения познавательных задач; представлять результаты деятельности в виде пана, таблицы, схемы.

Таблица "Мораль и право".

22-23

Уроки 22-23. Искусство и духовная жизнь

Урок - проблема

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основ­ные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Искусство - «образное познание»

Знать основы и специфику искусства как формы духовной сферы общества.

Уметь работать с источниками информации, используя Интернет-ресурсы. Подготовить творческую работу, передача информации адекватно поставленной цели.

Схема «Виды искусства»

24

Урок 24. Повторительно-обобщающий урок по теме: "Духовная культура".

Культура и духовная жизнь общества. Наука. Образование. Мораль. Религия. Искусство.

Проблемные вопросы темы

Знать сущность культурной и духовной жизни общества

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

Дидактический материал

25

Урок 25. Роль экономики в жизни общества

Урок-лекция

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсис­тема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения обще­ства. Взаимовлияние эконо­мики и политики. Экономика и экономическая наука. Факторы производства и факторные доходы. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции. Понятие ВВП.

Конкуренция: «за» и «против»

Знать роль экономики в жизни общества.

Формировать навыки применения полученных знаний для решения задач в области экономической деятельности. Умение анализировать современные общественные явления и события.

Схема «Роль экономики в жизни общества»

26

Урок 26. Экономика и социальная структура.

Урок лабораторного типа

Экономическая политика РФ. Основы денежной и бюджетной политики.

Социальный мир в условиях дифференциации общества

Знать основы экономической политики РФ

Уметь работать с источниками социальной информации. Объяснять причинно-следственные связи изученных объектов. Анализировать актуальную информацию.

Схема «Экономика и политика»

27

Урок 27. Экономическая культура

Урок исследование с элементами деловой игры

Экономическая культура. Экономический интерес, экономи­ческое поведение.. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Политика защиты конкуренции и антимоно­польное законодательство

Культура про­изводства и потребления. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Россий­ской Федерации

Знать основы экономической культуры общества.

Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.

Уметь участвовать в организации и проведении учебно-исследовательских работ

Схема «Экономическая культура»

28

Урок 28. Экономическая свобода и социальная ответственность

Урок проблема

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Деловая этика. «Добровольный брак» экономики и экологии

Знать сущность понятия экономическая свобода, понимать взаимосвязь экономической свободы и социальной ответственности.

Уметь раскрывать смысл социальных явлений и объектов; выделять важнейшие черты; осуществлять поиск информации

Пакет документов

29

Урок 29. Повторно-обобщающий урок по теме «Экономика»

Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура

Проблемные вопросы темы

Знать и характеризовать экономическую сферу жизнедеятельности человека.

Уметь работать с источниками социальной информации. Объяснять причинно-следственные связи изученных объектов. Анализировать актуальную информацию.

Дидактический материал к уроку

30-31

Уроки 30-31. Социальная структура общества

Урок исследование

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Не­равенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Проблема возможности социального равенства

Знать основные понятия, уметь раскрывать их смысл

Уметь характеризовать сущность социальной структуры, осуществлять поиск информации по заданной теме; различать факты и суждения; представлять результаты своей деятельности.

Схемы «Социальная стратификация», «Социальная мобильность»

32-33

Уроки 32-33. Социальные взаимодействия

Урок анализ

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и вза­имодействия. Социальный конфликт.. Культура труда. Виды социальных норм.

Социальные аспекты тру­да

Знать сущность и особенности социальных взаимоотношений общества

Уметь на основе текста параграфа, документа формировать основные принципы разрешения конфликта; умение применять знания на практике, производить поиск информации в различных источниках, делать оценочные суждения, владеть различными видами публичных выступлений.

Схема «Социальный конфликт»

34-35

Уроки 34-35. Социальные нормы и отклоняющееся поведение

Урок лекция с элементами дискуссии

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многооб­разие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Девиантное поведение: благо или зло?

Знать классификацию социальных норм, причины отклоняющегося поведения.

Понимать необходимость регулирования общественных отношений; сущность социальных норм, механизм правового регулирования. Знать основные понятия темы, уметь критически осмысливать социальную информацию, анализировать полученные данные, решать познавательные и практические задачи, самостоятельно определять алгоритмы познавательной деятельности; уметь пользоваться мультимедийными ресурсами

Таблица «Социальные нормы»

36-37

Уроки 36-37. Нации и национальные отношения

Урок лекция с элементами дискуссии

Национальные отношения. Этнические общности. Межна­циональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты и пути их решения, конституциональные принципы национальной политики в РФ

Культура межнациональных от­ношений.

Знать особенности национальных отношений, причины конфликтов и способы их разрешения

Объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, осуществлять поиск социальной информации представленной в различных знаковых системах, анализировать ее, формулировать собственные суждения по определенным проблемам

Схема «Нации и национальные отношения»

38-39

Уроки 38-39. Семья и быт

Урок исследование

.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в со­временном обществе. Бытовые отношения. Семья и брак.

Культура топоса.

Знать основы семейных отношений.

Уметь характеризовать семью как важнейший социальный институт; раскрывать на примерах изученные теоретические положения, осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах, уметь подготовить устное выступление, презентацию.

Схема «Семья»

40-41

Уроки 40-41. Молодежь в современном обществе

Урок-форум

.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как соци­альная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возра­сте.

Молодежная субкультура: «за» и «против»

Знать роль молодежи в жизни общества.

Уметь осуществлять поиск информации в различных знаковых системах, делать выводы, оценивать социальные явления, представлять результаты своей деятельности в виде проекта исследования

Пакет документов

42

Урок 42. Повторно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

Социальная структура общества. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Нации и межнациональные отношения. Семья и быт. Социальное развитие и молодежь.

Проблемные вопросы темы.

Знать основные положения темы «Социальная сфера»

Уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Уметь участвовать в организации и проведении учебно-исследовательских работ

Дидактический материал

43-44

Уроки 43-44. Политика и власть

Урок «круглый стол»

Политика и власть. Политика и общество. Политические ин­ституты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Понятие власти. Государство, его функции.

Теории происхождения государства

Знать соотношение власти и политики, признаки политических институтов

Объяснять причинно-следственные связи изученных социальных объектов; взаимосвязи подсистем и элементов общества; осуществлять поиск социальной информации, анализировать ее, формулировать свое отношение по определенным проблемам.

Таблица "Виды власти"

45

Урок 45. Политическая система

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе

«Загадки политики»

Знать структуру политической системы.

Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности.

Схема «Структура политической системы»

46

Урок 46. Политический режим

Урок-практикум с элементами дискуссии

Политические режимы. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Особенности политической жизни современной России

Знать политические режимы.

Осуществлять поиск информации в различных знаковых системах, делать выводы, оценивать социальные явления, представлять результаты своей деятельности. Уметь аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Тестирование по теме

47-48

Уроки 47-48. Гражданское общество и правовое государство

Урок - лекция с элементами деловой игры

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Средства массовой коммуникации, их роль в политиче­ской жизни общества.

Знать и характеризовать основные признаки правового государства;

Уметь работать с документами; анализировать их, высказывать оценочные суждения. Знать международные документы о правах человека, механизм защиты прав; владеть приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза.

Таблица "Признаки правового государства" Конституция глава I статья 1,3,10

49-50

Уроки 49-50. Демократические выборы и политические партии

Урок - практикум с элементами ролевой игры

Демократические выборы и политические партии. Избира­тельные системы. Многопартийность. Политическая идеология. Политические партии и движения СМИ.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.

Знать особенности и этапы демократических выборов

Уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений. Знать и объяснять основные понятия темы; уметь решать познавательные и практические задачи; владеть основными видами публичных выступлений

Схема «Политическая партия»

51-52

Уроки 51-52. Участие граждан в политической жизни

Урок-проект

Участие граждан в политической жизни. Политический про­цесс. Политическое участие. Политическая культура. Избирательная кам­пания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Проблемы формирования политической культуры у молодежи

Знать степень и характер участия граждан в политической жизни

Характеризовать основные формы политического участия; самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности, пользоваться мультимедийными ресурсами, представлять результаты познавательной деятельности.

Пакет документов

53

Контрольная работа по теме «Политическая сфера»

Политика и власть. Политическая система. Гражданское общество и правовое государство. Демократические выборы и политические партии. Участие гражданина в политической жизни

Проблемные вопросы изучения темы

Знать основные положения по теме «Политическая сфера»

Уметь характеризовать основные подсистемы политической системы, выделять существенные признаки, раскрывать основные функции, характеризовать роль государства, уметь обосновывать суждения, давать определения, работать с текстами различных стилей, участвовать в проектной деятельности.

Дидактические материалы к уроку. Презентация

54-55

Уроки 54-55. Право в системе социальных норм

Урок - лекция

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право. Система российского права

Субъективное и объективное право

Знать и объяснять необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

Таблица «Право и мораль»

56-57

Уроки 56-57. Источники права

Урок-практикум

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Из истории появления права. Мононормы

Знать источники и иерархию источников права

Уметь устанавливать соответствие между терминами и понятиями, объяснять их смысл, осуществлять поиск социальной информации с использованием современных средств коммуникации, уметь подготовить устное выступление.

Таблица «Виды нормативных актов»

58-59

Урок 58-59. Правоотношения и правонарушения

Урок-практикум

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической от­ветственности. Система судебной защиты прав человека. Разви­тие права в современной России.

Система гарантий прав и свобод в России

Знать основы правоотношений, виды юридической ответственности

Уметь давать оценку происходящему и поведению людей с точки зрения морали и права; умение использовать приобретенные знания для защиты прав человека и гражданина.

Пакет документов

60-61

Уроки 60-61. Современное российское законодательство

Урок-практикум

Современное российское законодательство. Основы государ­ственного, административного, гражданского, трудового, семей­ного и уголовного права. Правовая защита природы Законотворческий процесс в РФ. Права и обязанности налогоплательщиков. Право на благоприятную окружающую среду. Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Знать основы современного российского законодательства

Характеризовать общие и специфические черты отраслей права. Уметь обосновывать сужения, давать определения. Владеть основными видами публичных выступлений. Следование основным правилам ведения диалога. Пользоваться мультимедийными ресурсами для обработки, систематизации информации. Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения творческих задач.

Пакет с документами

62-63

Уроки 62-63. Предпосылки правомерного поведения:

Урок-исследование

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Проблемы формирования правовой культуры в России

Знать признаки и виды правомерного поведения; уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни; участие в обучающих играх. Уметь работать с источниками.

Схема «Правовая культура»

64

Урок 64. Повторно-обобщающий урок по теме: "Право как особая система норм".

Право в системе социальных норм. Источник права. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения.

Проблемные вопросы темы

Характеризовать признаки и виды правомерного поведения; уметь анализировать явления и события, происходящие в современной социальной жизни; участие в обучающих играх. Умение работать с источниками.

Дидактический материал

65

Урок 65. Общество в развитии

Урок-прогноз

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противо­речия

Проблемы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфлик­ты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Знать возможные перспективы развития общества.

Уметь характеризовать варианты общественного развития; работать с источниками, анализировать данные таблицы, высказывать оценочные суждения, делать выводы, участвовать в дискуссиях о путях развития России

Дидактический материал

66

Урок 66. Итоговая контрольная работа

Итоговое повторение


67-68

Уроки - резерв

Итоговое повторение




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.

11 класс

Недельный план

Тема урока

№ урока

Оснащённость урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

Усвоения (УУД)

Критерии

оценок

Формы и методы

Д/З

1

2

3

4

5

6

7

8

9


1

Что изучает курс «Обществознание» в 11 классе

1

Человек и экономика. Проблемы социально-политической жизни. Человек и закон

знать основные положения.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

УО

Урок новых знаний.

Глава 1. Человек и экономика (24 часа)

1-2

§ 1. Экономика: наука

и хозяйство

2-3

Что изучает экономическая наука. Экономика и экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности

знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП.

Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их.

Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

УО и ПО

Комбинированный урок.

§ 1, с. 6-16;

задания

№ 1-4,

с. 16

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


2-3

§ 2. Экономический рост и развитие

4-5

Понятие экономического роста. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный рост. Экономическое развитие. Экономический цикл

знать, что такое «порочный круг бедности».

Понимать, что такое экономический рост страны и как он измеряется; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл.

Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста; объяснять, чем отличаются кризисы XIX в. от кризисов XX в.

УО и ПО

Комбинированный урок

§ 2, с. 17-29; задания

№ 1-4,

с. 28-29

3-4

§ 3. Рыночные отношения в экономике

6-7

Рынок и его роль

в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Современный рынок. Становление рыночной экономики

в России

знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок.

Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной

(плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики.

Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция

УО и ПО

Самостоятельная работа

§ 3, с. 30-42; задания

№ 1-4,

с. 42



1

2

3

4

5

6

7

8

9


4-5

§ 4. Фирмы

в экономике

8-9

Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые

предприятиями

знать, что такое «эффективное предприятие»; какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль.

Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала

УО и ПО

Комбинированный

§ 4, с. 43-54; задания

№ 1-4, с.

5-6

§ 5. Правовые основы предпринимательской деятельности

10-11

Правовые основы предпринимательства. Организационно-правовые формы предпринимательства.

Как открыть свое дело

знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования.

Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства; что подразумевается под обоснованием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример; что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации.

Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора

УО и ПО

Комбинированный

§ 5, с. 54-66; задания

№ 1-5, с. 66

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

6-7

§ 6. Слагаемые успеха в бизнесе

12-13

Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга

знать, что такое финансирование и каковы его источники; какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса; что такое топ-менеджмент и какую должность он занимает в фирме.

Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок.

Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование

УО и ПО

Комбинированный

§ 6, с. 67-78; задания

№ 1-3, с. 78

7-8

§ 7. Экономика и государство

14-15

Экономические функции государства. Инструмент регулирования экономики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-нало-говая (фискальная) политика. Нужна ли рынку помощь государства?

знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику.

Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему.

Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике

УО и ПО

§ 7, с. 78-91; задания

№ 1-4,

с. 90-91

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8-9

§ 8. Финансы в экономике

16-17

Банковская система. Другие финансовые институты. Инфляция: виды, причины

и последствия

знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией.

Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику.

Уметь объяснять, почему возникает инфляция

УО и ПО

§ 8, с. 91-102; задания

№ 1-4, с. 102

9-10

§ 9. Занятость и безработица

18-19

Рынок труда. Причины и виды безработицы. Государственная политика в области занятости

знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы особенности различных видов безработицы; как государство регулирует занятость населения.

Понимать, для чего необходим рынок труда.

Уметь объяснять, почему трудно до-стичь равновесия на рынке труда

УО и ПО

§ 9,

с. 103-115;

задания

№ 1-7,

с. 114-115

10-11

§ 10. Мировая экономика

20-21

Мировая экономика. Международная торговля. Государственная политика в

знать, что такое «международные экономические отношения».

Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему

УО и ПО

§ 10,

с. 116-127;

задания
№ 1-3,

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


области международной торговли. Глобальные проблемы экономики

некоторые государства применяют политику протекционизма.

Уметь объяснять, какая страна - США или Нидерланды - больше зависит от международной торговли и почему


11-12

§ 11. Человек в системе экономичес-ких отноше-ний

22-23

Рациональное поведение потребителя.
Рациональное поведение производителя

знать, какие факторы влияют на производительность труда.

Понимать, какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов рациональным производителю и потребителю.

Подумать, можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом.

Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах

§ 11,

с. 128-137;

задания
№ 1-4, с. 137

12-

ПОУ «Человек и экономика»

24

знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

13

ПОУ «Человек и экономика»

25

знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни (16 часов)

13-14

§ 12. Свобода в деятельности человека

26-27

«Свобода есть осо-знанная необходимость». Свобода и ответственность. Человек несет всю тяжесть мира на своих плечах. Свободное общество

знать, как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в
новое и новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость.

Понимать, к чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении.

Уметь объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность»

§ 12, с. 140-148; задания № 1-5,

с. 148

14-15

§ 13. Общественное сознание

28-29

Сущность и особенности общественного сознания. Структура общественного сознания. Общественная психология и идеология. Индивидуальное и общественное сознание

знать, какие уровни принято выделять в общественном сознании.

Понимать, как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание.

Уметь объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания

§ 13, с. 148-158; задания № 1-4,

с. 158

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

15-16

§ 14. Политическое сознание

30-31

Обыденное и теоретическое сознание. Что такое идеология. Современные политические идеологии.

Роль идеологии в политической жизни. Политическая психология. Средства массовой информации и политическое сознание

знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретиче-ский, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии.

Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание».

Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние

§ 14, с. 158-172; задания

№ 1-4, с. 172

16-17

§ 15. Политическое поведение

32-33

Многообразие форм политического поведения. Политический терроризм. Регулирование политического поведения

знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения.

Понимать, каковы мотивы политического поведения.

Уметь объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение

§ 15,

с. 172-181;

задания
№ 1-4, с. 181

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

17-18

§ 16. Политическая эли-та и политическое лидерство

34-35

Политическая элита. Политическое лидерство. Роль политического лидера. Типы лидерства

знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера.

Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства - традиционного и харизматического.

Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство

§ 16,

с. 182-193;

задания
№ 1-4,
с. 192-193

18-19

§ 17. Демографическая ситуация в современной

России и проблемы неполной семьи

36-37

Тенденции развития семьи в современной России. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в российской федерации

знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается на демографической и социальной ситуации в обществе.

Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация
в России.

Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России

§ 17,

с. 193-202;

задания
№ 1-4,

с. 201-202

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

19-20

§ 18. Религиозные объединения и организации

в российской федерации

38-39

Религиозные объединения. Права религиозных организаций. Проблема поддержания межрелигиозного мира

знать, какие религиозные объединения могут действовать в российской федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти.

Понимать, какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями

§ 18,

с. 202-213;

задания
№ 1-4,
с. 212-213

20-21

Проблемы

социально-политичес-кой и духов-ной жизни

40-41

Повторение и обобщение

знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

Глава 3. Человек и закон (20 часов)

21-22

§ 19. Современные подходы к пониманию права

42-43

Нормативный подход к праву. Естественное право: от идеи к юридической реальности. Взаимосвязь естественного и позитивного права. Законотворческий процесс в РФ

Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву.

Уметь характеризовать основные особенности естественного права

§ 19,

с. 217-228;

задания
№ 1-2,
с. 227-228

§ 19,

с. 217-228;

задания
№ 1-2,
с. 227-228

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

22-23

§ 20. Гражданин российской
федерации

44-45

Гражданство РФ. Права и обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика

знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика.

Уметь назвать конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ

§ 20,

с. 228-238;

задания

№ 1-4, с. 238

23-24

§ 21. Экологическое право

46-47

Общая характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических

знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство.

Понимать, в чем состоит специфика

§ 21,

с. 239-250;

задания

№ 1-4,

с. 249-250

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


прав. Экологические правонарушения

экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты.

Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан

24-25

§ 22. Гражданское право

48-49

Гражданские правоотношения. Имущественные права личные, неимущественные права. Личные неимущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Защита гражданских прав

знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения, что понимают под их содержанием.

Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений

§ 22,
с. 250-261

25-26

§ 23. Семейное право

50-51

.

Правовая связь членов семьи. Фактический брак, церковный брак, гражданский брак.

знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные

§ 23,

с. 262-273;

задания

№ 1-8; 1-4,

с. 273-274

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Субъекты и объекты семейных правоотношений. Вступление

в брак и расторжение брака. Права и обязанности супругов. Права и обязанности детей и родителей. Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

права ребенка в семье.

Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке; объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей

26-27

§ 24. Правовое регулирование занятости и трудоуст-ройства

52-53

Трудовые правоотношения. Субъекты трудового права. Работник и работодатель. Порядок приема

на работу. Трудовая книжка, трудовой стаж, трудовой договор, испытательный срок. Занятость населения. Социальная защита и социальное обеспечение. Профессиональное образование

знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования.

Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права
и обязанности субъектов трудового права; объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения

§ 24,

с. 274-285;

задания

№ 1-3,

с. 285-286

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

27-28

§ 25. Процессуальное право: гражданский и арбитраж-ный процесс

54-55

Процессуальное право. Основные принципы гражданского процесса. Судопроизводство. Участники гражданского процесса.

Прохождение дела

в суде. Арбитражный процесс. Исполнение судебных решений

знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе; что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание; называть требования, которым должно отвечать решение суда

§ 25,

с. 286-298;

задания

№ 1-6,

с. 297-298

28-29

§ 26. Процессуальное право: уголовный процесс

56-57

Основные принципы и участники процесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное производство. Судебное производство. Суд присяжных заседателей

знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный; почему заседатели называются присяжными.

Уметь давать определение понятий; решать юридические задачи

§ 26,

с. 298-310;

задания

№ 1-8,
с. 309

29-30

§ 27. Процессуальное право: административ-ная юрисдик-ция, конституционное

58-59

Административная юрисдикция. Субъекты административной ответственности. Административные наказания

знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила; каковы меры обеспечения по делам об АП; кто вправе назначать

§ 27,

с. 310-319;

задания

№ 1-4,

с. 319

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

судопроизводство


нового материала

Конституционное судопроизводство.

Основные принципы конституционного судопроизводства. Стадии конституционного судопроизводства

административное правонаказание; что такое конституционность акта

30-31

§ 28. Международная защита прав человека

60-61

Защита прав и свобод человека средствами ООН. Европейская система защиты прав человека. Проблема отмены смертной казни. Международные преступления и правонарушения. Полномочия международного уголовного суда. Перспективы развития механизмов международной защиты прав и свобод человека

знать основные положения по теме урока: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека; как организована зашита прав человека в рамках совета Европы; что такое международное преступление; каковы причины организации международного уголовного суда

§ 28, с. 320-330; задания

№ 1-4,

с. 330

Заключительные уроки (7 часов)

31-32

§ 29. Взгляды в будущее

62-63

Общество: человек перед лицом угроз и вызовов XXI в. Экологические проблемы.

знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять

§ 29, с. 333-344; задания

№ 1-5, 1-4,
с. 343-344

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9


закрепление нового материала

Угрозы термоядерной войны. Международный терроризм. Преодоление экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего» мира. Социально-демографические проблемы. Наркомания и наркобизнес. Отставание с разработкой методов лечения и профилактики наиболее опасных болезней. Проблема предотвращения опасных последствий научно-технического прогресса. Опасность масштабных аварий в промышленности, энергетике и на транспорте. Угрозы культуре, духовному развитию человека.
Постиндустриальное (информационное) общество

свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы
XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем; объяснять, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

32-33

Человек

и общество

64-65

Повторение и обобщение

знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения

33-34-35

Резервные уроки

66-67-68

Итоговое повторение

Итоговое повторение по темам: « Чело-век и общест-во», «Социаль-ная сфера», «Экономичес-кая сфера», «Политическая сфера», «Духовная сфера»







ЛИТЕРАТУРА

Учебно-методический комплекс по всему курсу «Обществознание»

Используемый учебно-методический комплект: учебник «Обществознание. 10 класс» (авторов Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова и др. - М.: Просвещение, 2008).

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество».- М., 2001.

Единый государственный экзамен 2002: Контрольные измерительные материалы Обществознание/А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Л. Н. Боголюбов и др.; Ми­нистерство образования РФ.- М., 2002.

Задания и тесты по обществознанию: 10 кл.- М., 2000.

Задания и тесты по обществознанию: 11 кл.- М., 2000.

Итоговая аттестация по обществознанию.- М., 2000.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10 кл.- Ч. 1,- М., 2002.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 11 кл.- Ч. 2,- М., 2002.

Оценка качества подготовки выпускников средней школы по обществознанию,- М., 2001.

Учебно-тренировочный материал для подготовки к Единому государственному жзамену: Обществознание.- М., 2003.

Человек и общество. Доп. материалы к учебнику.- М., 2001.

Обществознание: 10 кл./Под ред. Л. Н. Боголюбова и Л. Ю. Лазебниковой.- Ч. 1.- М., 2008.

Обществознание: 11 кл./Под ред. Л.Н.Боголюбова п А. Ю. Лазебниковой.- Ч. 2.- М., 2008.

Школьный словарь по обществоведению.- М., 2002.

К разделу I «Деятельность в жизни человека и общества» Литература для учащихся

Автономов В. С. Введение в экономику.- М., 1998.

Гуревич П. С. Введение в философию.- М., 1997.

Кравченко А. И. Обществознание: 10-11 кл.- М., 2000.

Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб. пособие.- М., 1999.

Малышевский А.Ф. Введение в философию.- М., 1995, 1997, 1998.

Малышевский А. Ф. Мир человека.- М., 1997, 1998.

Никитин А. Ф. Основы государства и права: 10-11 кл.- М., 1999.

Обществознание: Пособие для поступающих в вузы/Под ред. В. В. Барабано-ва.- СПб., 2001.

Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г. Обществознание. Человек в обществе: 10 кл.: Экспериментальный учебник.- М., 2001.

Литература для учителя

Андреева Г. М. Социальная психология.- М., 1998.

Барулин В. С. Социальная философия.- М., 1999.

Кармин А. С, Бернацкий Г. Г. Философия.- СПб., 2001.

Крапивенский С. Э. Социальная философия.- М., 1988.

Курс политологии: Учеб./Под ред. Г. Г. Грязновой.- М., 2002.

Общая социология-: Учеб. пособие/Под ред. А. Г. Эфендиева.- М., 2000.

Философия истории/Под ред. А. С. Панарина.- М., 1999.


© 2010-2022