- Преподавателю
- Обществознание
- Промежуточный контроль по обществознанию 11 кл
Промежуточный контроль по обществознанию 11 кл
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Зайцева Д.И. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Промежуточный контроль по обществознанию
КИМ 11 класс.
Промежуточный контроль состоит из двух частей включающих задания на сравнения социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия, на умения объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства),
Диагностическая работа охватывает содержание курса обществознание по разделам «Политика», «Социальные отношения» 11 класса. Задания КИМ охватывает широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Диагностическая работа состоит из заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности. К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 11 класса предлагается выполнить операцию узнавания факта и т. п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающихся требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых в типичных ситуациях. К высокому уровню сложности относятся задания в которых, обучающиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.
Для обозначения частей и заданий используются цифры 1, 2, 3, 4 и т.д.
Система оценивания.
Каждое правильно выполненное задание части 1 (1-11, 14) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если испытуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Задания 12, 13, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Полное правильное выполнение задания части 3 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка - 2 балла; допущено две-три ошибки - 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу - 21.
Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
0-6
7-11
12-16
17-21
На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.
Спецификация
Контрольных измерительных материалов для проведения
Промежуточный контроль по обществознанию в 11 классе.
Назначение КИМ -- оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся старшей школы. Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов обществоведческого курса (рубежного контроля), а также могут использоваться в период предэкзаменационной подготовки. Выполнение полной серии тематических диагностических работ дает представление о достижении учащимися требований к уровню подготовки выпускников и готовности к успешной сдаче экзамена по обществознанию.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
Содержание диагностической работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).
Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).
3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ
Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.
Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, из- влечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.
4. Характеристика структуры КИМ
Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов:
− часть 1 содержит задания с выбором ответа и с кратким ответом;
− часть 2 содержит задания с развернутым ответом.
К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях с кратким ответом части 1 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов. В заданиях с развернутым ответом части 2 работы ответ формулируется и записывается самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.
Таблица 1. Распределение заданий по частям контрольной работы
Части работы
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Тип заданий
Часть 1
15
18
С выбором ответа и с кратким ответом и набора цифр
Часть 2
1
3
С развернутым ответом
Итого
16
21
5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
В диагностической работе представлены следующие разделы курса, предусмотренные документом, определяющим, содержание КИМ (см. п. 2 Спецификации): Человек и общество, познание, сфера духовной культуры.
Задания первой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия
Отбор заданий части 2 по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями.
В части 1 с кратким ответом на одних и тех же позициях в различных вариантах (11-15) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Умения, проверяемые в части 1 с 11-15 задания работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.
Задание части 2 - задание-задача - требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности
Код
Виды умений и познавательной
деятельности
Число заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 21
1
Знать биосоциальную сущность человека;
\основные этапы и факторы социализации личности;
место и роль человека в системе общественных отношений;
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
основные социальные институты и процессы;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ; особенности социально-гуманитарного познания
6
6
28,6%
2.1
Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
2
2
9,5%
2.2
Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
3
4
19%
2.3
Уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под- систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
1
2
9,5%
2.4
Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
2.5
Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
1
2
9,5%
2.6
Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
2.7
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
2.8
Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
2.9
Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
1
3
14,4%
Итого
16
21
100%
7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности
Часть 1 содержит задания двух уровней: семь заданий базового уровня сложности (1-3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14) и три - повышенного уровня (4, 7, 10, 13, 15).
В части 2 - одно задание высокого уровня сложности (16).
Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности
Уровень сложности заданий
Количество заданий
Максимальный первичный балл
Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 21
Базовый
10
10
47,67%
Повышенный
5
8
38,0%
Высокий
1
3
14,4%
Итого
16
21
100%
8. Продолжительность итоговой диагностической работы
На выполнение работы отводится 40 минут.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого задания части 1 с выбором одного варианта ответа - 1-2 минуты;
2) для каждого задания части1 с кратким ответом - 3-4 минут;
3) для каждого задания части 2 с развернутым ответом - 5-7 минут
9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.
Каждое правильно выполненное задание части 1 (1-11, 14) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если испытуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Задания 12, 13, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.
Полное правильное выполнение задания части 3 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка - 2 балла; допущено две-три ошибки - 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу - 21.
Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале
«2»
«3»
«4»
«5»
0-6
7-11
12-16
17-21
10. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по истории
Обозначение заданий в работе и бланке ответов: ВО - выбор ответа, КО - краткий ответ, РО- развернутый ответ. Уровни сложности задания: Б - базовый,
П - повышенный
№ задания
Обозначение задания в работе
Проверяемое содержание
Проверяемые виды деятельности
Уровень сложности
Максимальный балл за задание
1
ВО
Виды социальных норм, социальный статус, социальный контроль, отклоняющее поведение
1
Б
1
2
ВО
Виды социальных норм, социальный статус, социальный контроль, отклоняющее поведение
1
Б
1
3
ВО
Задание на обращение к социальным реалиям
2.9
Б
1
4
ВО
Задание на анализ двух суждений
1
П
1
5
ВО
Социальная группа, молодежь, семья
2.1
Б
1
6
ВО
Политическая система
2.1
Б
1
7
ВО
Задание на анализ двух суждений
1
Б
1
8
ВО
Власть, государство и его функции
1
Б
1
9
ВО
Задание на обращение к социальным реалиям
2.9
П
1
10
ВО
Задание на анализ двух суждений
1
Б
1
11
КО
Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне
2.2
Б
1
12
КО
Различное содержание в разных вариантах: соотнесение видовых понятий с родовыми
2.2
П
1
13
КО
Различное содержание в разных вариантах: классификация путем установления соответствия
2.5
П
1
14
КО
Вставить пропущенное слово в схему или таблицу
2.2
Б
1
15
КО
Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне
2.3
П
1
16
РО
Различное содержание в разных вариантах: задание-задача
2.9
П
1
Промежуточный контроль по обществознанию
КИМ 11 класс
1 вариант
Часть 1
1. Одно из широко используемых в обществознании понятий - понятие «социальная роль». Какой смысл ученые обществоведы вкладывают в это понятие?
1) Оценка обществом с точки зрения социальной значимости положения, должности, занимаемых человеком.
2) Модель поведения, ожидаемого обществом, другими людьми от человека, соответствующая его положению.
3) Изменение человеком своего положения в обществе, переход из одной социальной группы в другую.
4) Положение, занимаемое человеком в обществе, определяющееся его образованием, доходами, иными признаками.
2. Какие нормы закрепляют представления о прекрасном и безобразном?
1) правила этикета; 2) правовые; 3) обычаи и традиции; 4) эстетические
3. В России до 1917 года помимо привилегированных (дворянство, духовенство) и непривилегированных (крестьянство) существовали и полупривилегированные сословия (например, казачество). Какое социальное явление иллюстрирует данный факт?
1) социальная дифференциация; 2) социальная мобильность
3) социальная роль; 4) социальная адаптация
4. Верны ли следующие суждения об особенностях социальной мобильности?
А. Войны и революции усиливают социальную мобильность индивидов и групп.
Б. Образование, личные качества помогают индивиду продвигаться вверх по социальной лестнице.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится рекреационная (досуговая). Какой пример иллюстрирует данную функцию?
1) взрослый сын оказывает финансовую помощь родителям
2) отец и сын каждые выходные вместе ходят в парк кататься на роликовых коньках
3) дядя посодействовал племяннику в приобретении путёвки на курорт
4) родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях
6. Политические партии имеют разнообразные связи и отношения с государственными органами. Государство финансирует парламентские партии, партии выступают в качестве конструктивного критика политики правительства. Данный пример характеризует такой компонент политической системы, как
1) духовный; 2) коммуникативный; 3) нормативный; 4) культурный.
7. Верны ли следующие суждения о политической системе?
А. Общественные организации не являются элементами политической системы.
Б. Ядром политической системы является государство.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
8. Что характеризует любое государство как основной элемент политической системы?
1) суверенитет; 2) верховенство закона;
3) господство принципа разделения властей; 4) соблюдение прав человека
9. В стране Z главой государства является наследственный монарх. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что страна Z - парламентарная монархия?
1) Монарх утверждает в качестве главы правительства лидера партии, победившей на выборах в представительный орган власти.
2) Закон о престолонаследии предусматривает передачу престола только по мужской линии.
3) В государстве сложилась двухпартийная политическая система.
4) Монарх принимает верительные грамоты послов иностранных держав.
10.Верны ли следующие суждения о нации?
А. Важным фактором образования и развития нации является государство.
Б. Особую роль среди признаков нации играет общность экономической жизни.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) выговор
2) премия
3) увольнение
4) санкции
5) грамота
6) похвала
7) аплодисменты
12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма».
1) социальная мобильность
2) санкция
3) отклоняющееся поведение
4) социальная структура
5) самоконтроль
6) социальный контроль
13. Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) учитель школы назначен ее директором.
Б) доцент кафедры получил должность профессора.
В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие.
Г) инженер переехал работать и жить в другой город.
1) вертикальная
2) горизонтальная
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
15. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы______(А) и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президента страны избирают внепарламентским путём: или всенародным________(Б) (как, например, в Аргентине), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника________(В) президента от парламента. Президент получает также право_______(Г) в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой______(Д). Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов -2/3 в обеих палатах - проголосует за него, то проект становится законом, обретает_________(Е), невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:
1) юридическая сила
2) власть
3) отлагательное вето
4) законопроект
5) государство
6) форма правления
7) голосование
8) политика
9) законодательный
Часть 2
16. В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.
К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.
Промежуточный контроль по обществознанию
КИМ 11 класс
2 вариант
Часть 1
1. В какой из ситуаций были применены неформальные позитивные санкции?
1) Новое произведение молодого композитора было встречено бурными аплодисментами и овациями публики.
2) Ученый получил престижную международную премию за исследования в области энергосберегающих технологий.
3) За победу в конкурсе «Лучший в профессии» рабочий получил в подарок ключи от нового автомобиля.
4) Военнослужащий досрочно был произведен в новое воинское звание.
2. Какому понятию соответствует следующее определение: «Набор конкретных функций, который должен выполнять человек в социальной группе»?
1) социальная норма; 2) социализация4 3) социальная мобильность; 4) социальная роль
3. В 20-30-е годы прошлого века значительная часть населения СССР изменила свой социальный статус. Так, многие крестьяне стали рабочими, представители знати утратили свои привилегии. Эти факты отражают процесс
1) социальной мобильности; 2) экономической дифференциации
3) политической стабилизации; 4) социальной стратификации
4. Верны ли следующие суждения о социальных общностях?
А. Человеческое общество представляет собой множество различных социальных общностей и групп.
Б. Социальные общности отличаются разнообразием конкретных форм и видов.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
5. К числу функций, выполняемых семьёй в жизни человека, относится эмоционально-
психологическая. Какой пример иллюстрирует данную функцию?
1) Взрослая внучка ежедневно покупает бабушке продукты.
2) Придя домой после напряжённого рабочего дня, гражданин К. получил поддержку от жены и детей.
3) Гражданин Н. принял на работу в свою фирму племянницу, завершившую обучение в университете.
4) Родители объяснили маленькой дочери, как себя вести в гостях.
6. Политическая система включает в себя несколько подсистем. К культурной подсистеме относится (относятся):
1) поведенческие стандарты, характерные для политической деятельности
2) законодательство о выборах высших должностных лиц
3) телеканалы и иные средства массовой информации
4) взаимодействие гражданских организаций с органами государства
7. Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Правящими политическими партиями являются все партии, получившие места в парламенте.
Б. Одной из функций политической партии является идеологическая.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
8. К внешней функции государства относится функция
1) культурная; 2) дипломатическая 3) политическая 4) экономическая
9. В государстве X. после парламентских выборов лидер парламентского большинства приступил к формированию правительства. Одновременно депутаты парламента начали согласование кандидатуры на пост президента, который будет выполнять представительские функции. К какому типу государств относится государство X.?
1) президентская республика; 2) конституционная монархия;
3) парламентская республика; 4) смешанная республика
10. Верны ли следующие суждения об этнической общности (этносе)?
А. Естественная предпосылка формирования того или иного этноса - общность территории.
Б. Отдельные части сформировавшегося этноса могут сохранить этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) школьный класс
2) трудовой коллектив
3) родительская семья
4) агент социализации
5) СМИ
12. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «этническая общность».
1) народность
2) племя
3) нация
4) род
5) каста
6) государство
13. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ
ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
А) мужчина
Б) высшее образование
В) 25 лет
Г) инженер
1) прирожденный статус
2) приобретенный статус
14. Запишите слово, пропущенное в схеме.
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
ХАРАКТЕРИСТИКА
Форма правления
Отображает порядок организации и деятельности высших органов государственной власти
...
Включает в себя средства и методы реализации государственной властью своих полномочий
Государственное устройство
Определяет характер и способы взаимодействия центральной власти и региональной
15. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Демократия - форма политической организации государства, основанная на признании народа источником ________(А), его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом прав и свобод. Важный признак демократии - гарантия соблюдения прав и свобод человека и ________(Б). Еще одной важной чертой демократии является возможность выражения разных политических взглядов - ________(В). Различают демократию прямую и ________(Г). Институтом прямой (непосредственной) демократии является ________(Д). В этом случае ________(Е) сам, без посредников, выносит то или иное решение».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. Список терминов:
1) политический плюрализм
2) представительная
3) иностранец
4) власть
5) народ
6) исполнительная
7) референдум
8) гражданин
9) суверенитет
Часть 2
16. При устройстве на работу гражданка А. заполняла анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
Промежуточный контроль по обществознанию 11 класс
Ключи и критерии оценивания
№
Ответ
Максимальный балл за задание
Вариант 1
2
1
4
1
1
1
3
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
3
1
4
1
14
2
1122
2
Правления
1
572341
2
1.семья относится к традиционному (патриархальному) типу.
2. Приведено обоснование, например:
- в семье, упомянутой в задании, неравноправное положение женщины с мужчиной, женщина полностью материально зависит от мужа и его семьи.
3. Указаны признаки, допустим:
- в традиционных семьях существует четкое распределение гендерных ролей и домашнего труда, женщина занимается домашним хозяйством и детьми;
- женщины и младшие члены традиционной семьи не могут на равных с мужчиной принимать участие в принятии решении о жизни семьи;
- как правило, традиционные семьи
многопоколенные, совместно проживает несколько поколении родственников.
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ
3
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет.
ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ.
ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение.
ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа
1
Правильно назван один иллюстрируемый способ.
ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
2 вариант
1.
1
1
2.
4
1
3.
1
1
4.
3
1
5.
2
1
6.
1
1
7.
2
1
8.
2
1
9.
3
1
10.
3
1
11.
4
1
12.
56
2
13.
1212
2
14.
Политический режим
1
15.
481235
2
16.
1. Предписанный - статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени - происходит из семьи служащих.
2. Достигаемый - статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению
- специалист с высшим образованием;
- замужем;
- имеет двух детей.
Может быть приведен следующий пример относительно достигнутого статуса:
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ
3
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет.
ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ.
ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ
Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение.
ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа
1
Правильно назван один иллюстрируемый способ.
ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.
ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.
ИЛИ Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3