Промежуточный контроль по обществознанию 11 кл

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Промежуточный контроль по обществознанию

КИМ 11 класс.

Промежуточный контроль состоит из двух частей включающих задания на сравнения социальные объекты, суждения об обществе и человеке; выявлять их общие черты и различия, на умения объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства),

Диагностическая работа охватывает содержание курса обществознание по разделам «Политика», «Социальные отношения» 11 класса. Задания КИМ охватывает широкий спектр предметных умений, способов познавательной деятельности и знания об обществе в единстве его сфер и базовых институтов, о социальных качествах личности и об условиях их формирования, о важнейших экономических явлениях и процессах, о политике, праве, социальных отношениях, духовной жизни общества. Диагностическая работа состоит из заданий базового, повышенного и высокого уровня сложности. К заданиям базового уровня сложности относятся те здания, где учащимся 11 класса предлагается выполнить операцию узнавания факта и т. п., опираясь на представленную в явном виде информацию. К повышенному уровню сложности относятся задания, в которых от обучающихся требуется самостоятельно воспроизвести, частично преобразовать и применить информацию в типовых в типичных ситуациях. К высокому уровню сложности относятся задания в которых, обучающиеся выполняют частично-поисковые действия, используя приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях или создавая новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию.

Для обозначения частей и заданий используются цифры 1, 2, 3, 4 и т.д.

Система оценивания.

Каждое правильно выполненное задание части 1 (1-11, 14) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если испытуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Задания 12, 13, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Полное правильное выполнение задания части 3 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка - 2 балла; допущено две-три ошибки - 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу - 21.

Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


0-6

7-11

12-16

17-21

На выполнение контрольной работы отводится 40 минут. С учетом конкретных условий учитель может вносить в текстовые работы свои коррективы.





Спецификация

Контрольных измерительных материалов для проведения

Промежуточный контроль по обществознанию в 11 классе.

Назначение КИМ -- оценить уровень общеобразовательной подготовки по обществознанию учащихся старшей школы. Диагностические тематические работы предназначены для контроля освоения крупных содержательных разделов обществоведческого курса (рубежного контроля), а также могут использоваться в период предэкзаменационной подготовки. Выполнение полной серии тематических диагностических работ дает представление о достижении учащимися требований к уровню подготовки выпускников и готовности к успешной сдаче экзамена по обществознанию.

2. Документы, определяющие содержание КИМ

Содержание диагностической работы определяет Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования, профильный и базовый уровни (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

Содержание работ соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ 17.05.2012 № 413).

3. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Объектами проверки выступают элементы содержания, а также умения, способы познавательной деятельности, определенные требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Для достижения поставленной цели разработан и используется комплекс заданий, различающихся по характеру, направленности, уровню сложности. Предлагаемый комплекс заданий нацелен на дифференцированное выявление уровней подготовки учащихся по предмету в рамках стандартизированной проверки.

Задания КИМ различаются по характеру и уровню сложности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий КИМ предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, из- влечение, классификация, систематизация, сравнение, конкретизация, применение знаний (по образцу или в новом контексте), объяснение, аргументация, оценивание и др. Задания повышенного и высокого уровней сложности, в отличие от базовых, предполагают, как правило, комплексную по своему характеру познавательную деятельность.

4. Характеристика структуры КИМ

Диагностическая работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является форма предъявления результата выполнения заданий и способ обработки результатов:

− часть 1 содержит задания с выбором ответа и с кратким ответом;

− часть 2 содержит задания с развернутым ответом.

К каждому из заданий с выбором ответа части 1 работы предлагается четыре варианта ответа, из которых только один правильный. В заданиях с кратким ответом части 1 работы ответ дается соответствующей записью в виде слова (например, право), словосочетания (например, социальный статус), набора цифр (например, 1342), записанных без пробелов. В заданиях с развернутым ответом части 2 работы ответ формулируется и записывается самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки. Распределение заданий экзаменационной работы по ее частям с учетом максимального первичного балла за выполнение каждой части работы дается в таблице 1.


Таблица 1. Распределение заданий по частям контрольной работы

Части работы

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Тип заданий

Часть 1

15

18

С выбором ответа и с кратким ответом и набора цифр

Часть 2

1

3

С развернутым ответом

Итого

16

21


5. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

В диагностической работе представлены следующие разделы курса, предусмотренные документом, определяющим, содержание КИМ (см. п. 2 Спецификации): Человек и общество, познание, сфера духовной культуры.

Задания первой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий; оценивать приведенные положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты; осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия

Отбор заданий части 2 по каждому варианту работы определяется проверяемыми ими умениями.

В части 1 с кратким ответом на одних и тех же позициях в различных вариантах (11-15) находятся задания одного уровня сложности, которые позволяют проверить одни и те же или сходные умения на различных элементах содержания. Умения, проверяемые в части 1 с 11-15 задания работы, включают в себя помимо перечисленных выше умения устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие.

Задание части 2 - задание-задача - требует анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. При выполнении заданий данной модели проверяется умение применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Таблица 2. Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности

Код

Виды умений и познавательной

деятельности

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 21

1

Знать биосоциальную сущность человека;

\основные этапы и факторы социализации личности;

место и роль человека в системе общественных отношений;

закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

основные социальные институты и процессы;

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ; особенности социально-гуманитарного познания

6

6

28,6%

2.1

Уметь характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы

2

2

9,5%

2.2

Уметь анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями

3

4

19%

2.3

Уметь объяснять внутренние и внешние связи (причинно- следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под- систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)

1

2

9,5%

2.4

Уметь раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия




2.5

Уметь осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы

1

2

9,5%

2.6

Уметь оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам



2.7

формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам



2.8

Уметь подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу 2.9 применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам




2.9

Уметь применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

1

3

14,4%


Итого

16

21

100%


7. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Часть 1 содержит задания двух уровней: семь заданий базового уровня сложности (1-3, 5, 6, 8, 9, 11, 12, 14) и три - повышенного уровня (4, 7, 10, 13, 15).

В части 2 - одно задание высокого уровня сложности (16).

Таблица 3. Распределение заданий экзаменационной работы по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 21

Базовый

10

10

47,67%

Повышенный

5

8

38,0%

Высокий

1

3

14,4%

Итого

16

21

100%

8. Продолжительность итоговой диагностической работы

На выполнение работы отводится 40 минут.

Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:

1) для каждого задания части 1 с выбором одного варианта ответа - 1-2 минуты;

2) для каждого задания части1 с кратким ответом - 3-4 минут;

3) для каждого задания части 2 с развернутым ответом - 5-7 минут


9. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом.

Каждое правильно выполненное задание части 1 (1-11, 14) оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если испытуемый выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.

Задания 12, 13, 15 оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания - 2 балла; выполнение задания с одной ошибкой (одним неверно указанным символом) ИЛИ неполное выполнение задания (отсутствие одного символа при верно указанных других символах) - 1 балл; неверное выполнение задания (при указании двух и более ошибочных символов) - 0 баллов. Каждое задание части с кратким ответом считается выполненным верно, если верный ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания.

Полное правильное выполнение задания части 3 оценивается 3 баллами. если допущена одна ошибка - 2 балла; допущено две-три ошибки - 1 балл; допущено четыре и более ошибок или ответ отсутствует - 0 баллов. Максимально возможный балл за всю работу - 21.

Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


0-6

7-11

12-16

17-21








10. Обобщённый план варианта итоговой диагностической работы по истории

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: ВО - выбор ответа, КО - краткий ответ, РО- развернутый ответ. Уровни сложности задания: Б - базовый,

П - повышенный

задания

Обозначение задания в работе

Проверяемое содержание

Проверяемые виды деятельности

Уровень сложности

Максимальный балл за задание

1

ВО

Виды социальных норм, социальный статус, социальный контроль, отклоняющее поведение

1

Б

1


2

ВО

Виды социальных норм, социальный статус, социальный контроль, отклоняющее поведение

1

Б

1

3

ВО

Задание на обращение к социальным реалиям

2.9

Б

1

4

ВО

Задание на анализ двух суждений

1

П

1

5

ВО

Социальная группа, молодежь, семья

2.1

Б

1

6

ВО

Политическая система

2.1

Б

1

7

ВО

Задание на анализ двух суждений

1

Б

1

8

ВО

Власть, государство и его функции

1

Б

1

9

ВО

Задание на обращение к социальным реалиям

2.9

П

1

10

ВО

Задание на анализ двух суждений

1

Б

1

11

КО

Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне

2.2

Б

1

12

КО

Различное содержание в разных вариантах: соотнесение видовых понятий с родовыми

2.2

П

1

13

КО

Различное содержание в разных вариантах: классификация путем установления соответствия

2.5

П

1

14

КО

Вставить пропущенное слово в схему или таблицу

2.2

Б

1

15

КО

Различное содержание в разных вариантах: выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечне

2.3

П

1

16

РО

Различное содержание в разных вариантах: задание-задача

2.9

П

1




Промежуточный контроль по обществознанию

КИМ 11 класс

1 вариант

Часть 1

1. Одно из ши­ро­ко ис­поль­зу­е­мых в об­ще­ст­во­зна­нии по­ня­тий - по­ня­тие «со­ци­аль­ная роль». Какой смысл уче­ные об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в это по­ня­тие?

1) Оцен­ка об­ще­ством с точки зре­ния со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти по­ло­же­ния, долж­но­сти, за­ни­ма­е­мых че­ло­ве­ком.

2) Мо­дель по­ве­де­ния, ожи­да­е­мо­го об­ще­ством, дру­ги­ми лю­дь­ми от че­ло­ве­ка, со­от­вет­ству­ю­щая его по­ло­же­нию.

3) Из­ме­не­ние че­ло­ве­ком сво­е­го по­ло­же­ния в об­ще­стве, пе­ре­ход из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую.

4) По­ло­же­ние, за­ни­ма­е­мое че­ло­ве­ком в об­ще­стве, опре­де­ля­ю­ще­е­ся его об­ра­зо­ва­ни­ем, до­хо­да­ми, иными при­зна­ка­ми.

2. Какие нормы за­креп­ля­ют пред­став­ле­ния о пре­крас­ном и без­об­раз­ном?

1) пра­ви­ла эти­ке­та; 2) пра­во­вые; 3) обы­чаи и тра­ди­ции; 4) эс­те­ти­че­ские

3. В Рос­сии до 1917 года по­ми­мо при­ви­ле­ги­ро­ван­ных (дво­рян­ство, ду­хо­вен­ство) и не­при­ви­ле­ги­ро­ван­ных (кре­стьян­ство) су­ще­ство­ва­ли и по­лу­при­ви­ле­ги­ро­ван­ные со­сло­вия (на­при­мер, ка­за­че­ство). Какое со­ци­аль­ное яв­ле­ние ил­лю­стри­ру­ет дан­ный факт?

1) со­ци­аль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция; 2) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

3) со­ци­аль­ная роль; 4) со­ци­аль­ная адап­та­ция

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти?

А. Войны и ре­во­лю­ции уси­ли­ва­ют со­ци­аль­ную мо­биль­ность ин­ди­ви­дов и групп.

Б. Об­ра­зо­ва­ние, лич­ные ка­че­ства по­мо­га­ют ин­ди­ви­ду про­дви­гать­ся вверх по со­ци­аль­ной лест­ни­це.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны.

5. К числу функ­ций, вы­пол­ня­е­мых семьёй в жизни че­ло­ве­ка, от­но­сит­ся ре­кре­а­ци­он­ная (досуговая). Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет дан­ную функ­цию?

1) взрос­лый сын ока­зы­ва­ет фи­нан­со­вую по­мощь ро­ди­те­лям

2) отец и сын каж­дые вы­ход­ные вме­сте ходят в парк ка­тать­ся на ро­ли­ко­вых конь­ках

3) дядя по­со­дей­ство­вал пле­мян­ни­ку в при­об­ре­те­нии путёвки на ку­рорт

4) ро­ди­те­ли объ­яс­ни­ли ма­лень­кой до­че­ри, как себя вести в го­стях

6. Полити­че­ские пар­тии имеют раз­но­об­раз­ные связи и от­но­ше­ния с го­су­дар­ствен­ны­ми ор­га­на­ми. Го­су­дар­ство фи­нан­си­ру­ет пар­ла­мент­ские пар­тии, пар­тии вы­сту­па­ют в ка­че­стве кон­струк­тив­но­го кри­ти­ка по­ли­ти­ки пра­ви­тель­ства. Дан­ный при­мер ха­рак­те­ри­зу­ет такой ком­по­нент по­ли­ти­че­ской си­сте­мы, как

1) ду­хов­ный; 2) ком­му­ни­ка­тив­ный; 3) нор­ма­тив­ный; 4) куль­тур­ный.

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ской си­сте­ме?

А. Об­ще­ствен­ные ор­га­ни­за­ции не яв­ля­ют­ся эле­мен­та­ми по­ли­ти­че­ской си­сте­мы.

Б. Ядром по­ли­ти­че­ской си­сте­мы яв­ля­ет­ся го­су­дар­ство.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны.

8. Что ха­рак­те­ри­зу­ет любое го­су­дар­ство как ос­нов­ной эле­мент по­ли­ти­че­ской си­сте­мы?

1) су­ве­ре­ни­тет; 2) вер­хо­вен­ство за­ко­на;

3) гос­под­ство прин­ци­па раз­де­ле­ния вла­стей; 4) со­блю­де­ние прав че­ло­ве­ка

9. В стра­не Z гла­вой го­су­дар­ства яв­ля­ет­ся на­след­ствен­ный мо­нарх. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­лит сде­лать вывод, что стра­на Z - пар­ла­мен­тар­ная мо­нар­хия?

1) Мо­нарх утвер­жда­ет в ка­че­стве главы пра­ви­тель­ства ли­де­ра пар­тии, по­бе­див­шей на вы­бо­рах в пред­ста­ви­тель­ный орган вла­сти.

2) Закон о пре­сто­ло­на­сле­дии преду­смат­ри­ва­ет пе­ре­да­чу пре­сто­ла толь­ко по муж­ской линии.

3) В го­су­дар­стве сло­жи­лась двух­пар­тий­ная по­ли­ти­че­ская си­сте­ма.

4) Мо­нарх при­ни­ма­ет ве­ри­тель­ные гра­мо­ты по­слов ино­стран­ных дер­жав.

10.Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о нации?

А. Важ­ным фак­то­ром об­ра­зо­ва­ния и раз­ви­тия нации яв­ля­ет­ся го­су­дар­ство.

Б. Осо­бую роль среди при­зна­ков нации иг­ра­ет общ­ность эко­но­ми­че­ской жизни.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны.

11. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) вы­го­вор

2) пре­мия

3) уволь­не­ние

4) санк­ции

5) гра­мо­та

6) по­хва­ла

7) ап­ло­дис­мен­ты

12. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «со­ци­аль­ная норма».

1) со­ци­аль­ная мо­биль­ность

2) санк­ция

3) от­кло­ня­ю­ще­е­ся по­ве­де­ние

4) со­ци­аль­ная струк­ту­ра

5) са­мо­кон­троль

6) со­ци­аль­ный кон­троль

13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­бы­ти­я­ми и свя­зан­ны­ми с ними ви­да­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ МО­БИЛЬ­НО­СТИ

А) учи­тель школы на­зна­чен ее ди­рек­то­ром.

Б) доцент ка­фед­ры по­лу­чил долж­ность про­фес­со­ра.

В) стар­ший ме­не­джер пе­ре­шел ра­бо­тать на дру­гое пред­при­я­тие.

Г) ин­же­нер пе­ре­ехал ра­бо­тать и жить в дру­гой город.

1) вер­ти­каль­ная

2) го­ри­зон­таль­ная

14. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

Промежуточный контроль по обществознанию 11 кл.

15. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся со­еди­не­ни­ем в руках пре­зи­ден­та пол­но­мо­чий главы______(А) и главы ис­пол­ни­тель­ной вла­сти. Долж­ность пре­мьер-ми­ни­стра в такой рес­пуб­ли­ке, как пра­ви­ло, от­сут­ству­ет. Пре­зи­ден­та стра­ны из­би­ра­ют вне­пар­ла­мент­ским путём: или все­на­род­ным________(Б) (как, на­при­мер, в Ар­ген­ти­не), или кол­ле­ги­ей вы­бор­щи­ков (как, ска­жем, в США). Это обес­пе­чи­ва­ет не­за­ви­си­мость ис­точ­ни­ка________(В) пре­зи­ден­та от пар­ла­мен­та. Пре­зи­дент по­лу­ча­ет также право_______(Г) в от­но­ше­нии пар­ла­мент­ских ре­ше­ний: он может вер­нуть на по­втор­ное рас­смот­ре­ние в выс­ший за­ко­но­да­тель­ный орган любой______(Д). Но если пар­ла­мент вто­рич­но, ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным боль­шин­ством го­ло­сов -2/3 в обеих па­ла­тах - про­го­ло­су­ет за него, то про­ект ста­но­вит­ся за­ко­ном, об­ре­та­ет_________(Е), не­взи­рая на мне­ние пре­зи­ден­та. Не впра­ве пре­зи­дент и рас­пу­стить пар­ла­мент».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков. Спи­сок тер­ми­нов:

1) юри­ди­че­ская сила

2) власть

3) от­ла­га­тель­ное вето

4) за­ко­но­про­ект

5) го­су­дар­ство

6) форма прав­ле­ния

7) го­ло­со­ва­ние

8) по­ли­ти­ка

9) за­ко­но­да­тель­ный

Часть 2

16. В стра­не Н. со­хра­нил­ся ста­рин­ный сва­деб­ный обы­чай упла­ты ка­лы­ма за не­ве­сту. Как пра­ви­ло, ре­ше­ние о за­клю­че­нии брака при­ни­ма­ет­ся ро­ди­те­ля­ми же­ни­ха и не­ве­сты, а сами мо­ло­дые люди впер­вые могут уви­деть друг друга толь­ко на сва­дьбе. Жен­щи­на пе­ре­ез­жа­ет в дом мужа, не имея воз­мож­но­сти в даль­ней­шем стро­ить ка­рье­ру, по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние.

К ка­ко­му типу семьи от­но­сит­ся дан­ная семья? Обос­нуй­те свой ответ. На­зо­ви­те любые две ха­рак­тер­ные черты семьи, при­ведённой в за­да­нии.






Промежуточный контроль по обществознанию

КИМ 11 класс

2 вариант

Часть 1

1. В какой из си­ту­а­ций были при­ме­не­ны не­фор­маль­ные по­зи­тив­ные санк­ции?

1) Новое про­из­ве­де­ние мо­ло­до­го ком­по­зи­то­ра было встре­че­но бур­ны­ми ап­ло­дис­мен­та­ми и ова­ци­я­ми пуб­ли­ки.

2) Уче­ный по­лу­чил пре­стиж­ную меж­ду­на­род­ную пре­мию за ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти энер­го­сбе­ре­га­ю­щих тех­но­ло­гий.

3) За по­бе­ду в кон­кур­се «Луч­ший в про­фес­сии» ра­бо­чий по­лу­чил в по­да­рок ключи от но­во­го ав­то­мо­би­ля.

4) Во­ен­но­слу­жа­щий до­сроч­но был про­из­ве­ден в новое во­ин­ское зва­ние.

2. Ка­ко­му по­ня­тию со­от­вет­ству­ет сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние: «Набор кон­крет­ных функ­ций, ко­то­рый дол­жен вы­пол­нять че­ло­век в со­ци­аль­ной груп­пе»?

1) со­ци­аль­ная норма; 2) со­ци­а­ли­за­ция4 3) со­ци­аль­ная мо­биль­ность; 4) со­ци­аль­ная роль

3. В 20-30-е годы про­шло­го века зна­чи­тель­ная часть на­се­ле­ния СССР из­ме­ни­ла свой со­ци­аль­ный ста­тус. Так, мно­гие кре­стья­не стали ра­бо­чи­ми, пред­ста­ви­те­ли знати утра­ти­ли свои при­ви­ле­гии. Эти факты от­ра­жа­ют про­цесс

1) со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти; 2) эко­но­ми­че­ской диф­фе­рен­ци­а­ции

3) по­ли­ти­че­ской ста­би­ли­за­ции; 4) со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции

4. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о со­ци­аль­ных общ­но­стях?

А. Че­ло­ве­че­ское об­ще­ство пред­став­ля­ет собой мно­же­ство раз­лич­ных со­ци­аль­ных общ­но­стей и групп.

Б. Со­ци­аль­ные общ­но­сти от­ли­ча­ют­ся раз­но­об­ра­зи­ем кон­крет­ных форм и видов.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны.

5. К числу функ­ций, вы­пол­ня­е­мых семьёй в жизни че­ло­ве­ка, от­но­сит­ся эмо­ци­о­наль­но-

пси­хо­ло­ги­че­ская. Какой при­мер ил­лю­стри­ру­ет дан­ную функ­цию?

1) Взрос­лая внуч­ка еже­днев­но по­ку­па­ет ба­буш­ке про­дук­ты.

2) Придя домой после на­пряжённого ра­бо­че­го дня, граж­да­нин К. по­лу­чил под­держ­ку от жены и детей.

3) Граж­да­нин Н. при­нял на ра­бо­ту в свою фирму пле­мян­ни­цу, за­вер­шив­шую обу­че­ние в уни­вер­си­те­те.

4) Ро­ди­те­ли объ­яс­ни­ли ма­лень­кой до­че­ри, как себя вести в го­стях.

6. По­ли­ти­че­ская си­сте­ма вклю­ча­ет в себя не­сколь­ко под­си­стем. К куль­тур­ной под­си­сте­ме от­но­сит­ся (от­но­сят­ся):

1) по­ве­ден­че­ские стан­дар­ты, ха­рак­тер­ные для по­ли­ти­че­ской де­я­тель­но­сти

2) за­ко­но­да­тель­ство о вы­бо­рах выс­ших долж­ност­ных лиц

3) те­ле­ка­на­лы и иные сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции

4) вза­и­мо­дей­ствие граж­дан­ских ор­га­ни­за­ций с ор­га­на­ми го­су­дар­ства

7. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о по­ли­ти­че­ских пар­ти­ях?

А. Пра­вя­щи­ми по­ли­ти­че­ски­ми пар­ти­я­ми яв­ля­ют­ся все пар­тии, по­лу­чив­шие места в пар­ла­мен­те.

Б. Одной из функ­ций по­ли­ти­че­ской пар­тии яв­ля­ет­ся идео­ло­ги­че­ская.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны.

8. К внеш­ней функ­ции го­су­дар­ства от­но­сит­ся функ­ция

1) куль­тур­ная; 2) ди­пло­ма­ти­че­ская 3) по­ли­ти­че­ская 4) эко­но­ми­че­ская

9. В го­су­дар­стве X. после пар­ла­мент­ских вы­бо­ров лидер пар­ла­мент­ско­го боль­шин­ства при­сту­пил к фор­ми­ро­ва­нию пра­ви­тель­ства. Од­но­вре­мен­но де­пу­та­ты пар­ла­мен­та на­ча­ли со­гла­со­ва­ние кан­ди­да­ту­ры на пост пре­зи­ден­та, ко­то­рый будет вы­пол­нять пред­ста­ви­тель­ские функ­ции. К ка­ко­му типу го­су­дарств от­но­сит­ся го­су­дар­ство X.?

1) пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка; 2) кон­сти­ту­ци­он­ная мо­нар­хия;

3) пар­ла­мент­ская рес­пуб­ли­ка; 4) сме­шан­ная рес­пуб­ли­ка

10. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об эт­ни­че­ской общ­но­сти (эт­но­се)?

А. Есте­ствен­ная пред­по­сыл­ка фор­ми­ро­ва­ния того или иного эт­но­са - общ­ность тер­ри­то­рии.

Б. От­дель­ные части сфор­ми­ро­вав­ше­го­ся эт­но­са могут со­хра­нить эт­ни­че­скую иден­тич­ность в слу­чае раз­де­ле­ния по­ли­ти­ко-го­су­дар­ствен­ны­ми гра­ни­ца­ми.

1) верно толь­ко А; 2) верно толь­ко Б; 3) верны оба суж­де­ния; 4) оба суж­де­ния не­вер­ны.

11. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) школь­ный класс

2) тру­до­вой кол­лек­тив

3) ро­ди­тель­ская семья

4) агент со­ци­а­ли­за­ции

5) СМИ

12. Ниже при­ве­ден ряд тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «эт­ни­че­ская общ­ность».

1) на­род­ность

2) племя

3) нация

4) род

5) каста

6) го­су­дар­ство

13. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ста­тус­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми со­ци­аль­ных ста­ту­сов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СО­БЫ­ТИЯ

ВИДЫ СО­ЦИ­АЛЬ­НОЙ МО­БИЛЬ­НО­СТИ

А) муж­чи­на

Б) выс­шее об­ра­зо­ва­ние

В) 25 лет

Г) ин­же­нер

1) при­рож­ден­ный ста­тус

2) при­об­ре­тен­ный ста­тус

14. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в схеме.

ФОРМЫ ГО­СУ­ДАР­СТВА

ФОРМЫ ГО­СУ­ДАР­СТВА

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

Форма прав­ле­ния

Отоб­ра­жа­ет по­ря­док ор­га­ни­за­ции и де­я­тель­но­сти выс­ших ор­га­нов го­су­дар­ствен­ной вла­сти

...

Вклю­ча­ет в себя сред­ства и ме­то­ды ре­а­ли­за­ции го­су­дар­ствен­ной вла­стью своих пол­но­мо­чий

Го­су­дар­ствен­ное устрой­ство

Опре­де­ля­ет ха­рак­тер и спо­со­бы вза­и­мо­дей­ствия цен­траль­ной вла­сти и ре­ги­о­наль­ной

15. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 «Де­мо­кра­тия - форма по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции го­су­дар­ства, ос­но­ван­ная на при­зна­нии на­ро­да ис­точ­ни­ком ________(А), его права участ­во­вать в ре­ше­нии го­су­дар­ствен­ных дел в со­че­та­нии с ши­ро­ким кру­гом прав и сво­бод. Важ­ный при­знак де­мо­кра­тии - га­ран­тия со­блю­де­ния прав и сво­бод че­ло­ве­ка и ________(Б). Еще одной важ­ной чер­той де­мо­кра­тии яв­ля­ет­ся воз­мож­ность вы­ра­же­ния раз­ных по­ли­ти­че­ских взгля­дов - ________(В). Раз­ли­ча­ют де­мо­кра­тию пря­мую и ________(Г). Ин­сти­ту­том пря­мой (не­по­сред­ствен­ной) де­мо­кра­тии яв­ля­ет­ся ________(Д). В этом слу­чае ________(Е) сам, без по­сред­ни­ков, вы­но­сит то или иное ре­ше­ние».

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков. Спи­сок тер­ми­нов:

1) по­ли­ти­че­ский плю­ра­лизм

2) пред­ста­ви­тель­ная

3) ино­стра­нец

4) власть

5) народ

6) ис­пол­ни­тель­ная

7) ре­фе­рен­дум

8) граж­да­нин

9) су­ве­ре­ни­тет

Часть 2

16. При устрой­стве на ра­бо­ту граж­дан­ка А. за­пол­ня­ла ан­ке­ту, в ко­то­рой ука­за­ла, что она спе­ци­а­лист с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, про­ис­хо­дит из семьи слу­жа­щих, за­му­жем, имеет двух детей. На­зо­ви­те один пред­пи­сан­ный и два до­стиг­ну­тых ста­ту­са граж­дан­ки А., ко­то­рые она от­ме­ти­ла в ан­ке­те. На при­ме­ре од­но­го из на­зван­ных до­стиг­ну­тых ста­ту­сов ука­жи­те ста­тус­ные права и обя­зан­но­сти.



Промежуточный контроль по обществознанию 11 класс

Ключи и критерии оценивания

Ответ

Максимальный балл за задание

Вариант 1

2

1

4

1

1

1

3

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

1

3

1

4

1

14

2

1122

2

Правления

1

572341

2

1.семья от­но­сит­ся к тра­ди­ци­он­но­му (пат­ри­ар­халь­но­му) типу.

2. При­ве­де­но обос­но­ва­ние, на­при­мер:

- в семье, упо­мя­ну­той в за­да­нии, не­рав­но­прав­ное по­ло­же­ние жен­щи­ны с мужчи­ной, жен­щи­на пол­но­стью ма­те­ри­аль­но за­ви­сит от мужа и его семьи.

3. Ука­за­ны при­зна­ки, до­пу­стим:

- в тра­ди­ци­он­ных се­мьях су­ще­ству­ет чет­кое рас­пре­де­ле­ние ген­дер­ных ролей и до­маш­не­го труда, жен­щи­на за­ни­ма­ет­ся до­маш­ним хо­зяй­ством и детьми;

- жен­щи­ны и млад­шие члены тра­ди­ци­он­ной семьи не могут на рав­ных с муж­чиной при­ни­мать уча­стие в при­ня­тии ре­ше­нии о жизни семьи;

- как пра­ви­ло, тра­ди­ци­он­ные семьи

мно­го­по­ко­лен­ные, сов­мест­но про­жи­ва­ет не­сколь­ко по­ко­ле­нии род­ствен­ни­ков.

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ

3

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ


Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа

1

Правильно назван один иллюстрируемый способ.

ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3




2 вариант

1.

1

1

2.

4

1

3.

1

1

4.

3

1

5.

2

1

6.

1

1

7.

2

1

8.

2

1

9.

3

1

10.

3

1

11.

4

1

12.

56

2

13.

1212

2

14.

Политический режим

1

15.

481235

2

16.

1. Пред­пи­сан­ный - ста­тус, в ко­то­ром че­ло­век рож­ден или ко­то­рый на­зна­ча­ет­ся ему по про­ше­ствии вре­ме­ни - про­ис­хо­дит из семьи слу­жа­щих.

2. До­сти­га­е­мый - ста­тус, ко­то­рый че­ло­век по­лу­чил бла­го­да­ря своим уси­ли­ям, же­ла­нию или ве­зе­нию

- спе­ци­а­лист с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем;

- за­му­жем;

- имеет двух детей.

Может быть при­ве­ден сле­ду­ю­щий при­мер от­но­си­тель­но до­стиг­ну­то­го ста­ту­са:

Ро­ди­те­ли имеют право и обя­за­ны вос­пи­ты­вать своих детей.

Ро­ди­те­ли несут от­вет­ствен­ность за вос­пи­та­ние и раз­ви­тие своих детей. Они обя­за­ны за­бо­тить­ся о здо­ро­вье, фи­зи­че­ском, пси­хи­че­ском, ду­хов­ном и нрав­ствен­ном раз­ви­тии своих детей.

Ро­ди­те­ли имеют пре­иму­ще­ствен­ное право на вос­пи­та­ние своих детей перед всеми дру­ги­ми ли­ца­ми.

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет, назван наиболее эффективный способ

3

Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, дан совет.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение, назван наиболее эффективный способ.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ, дан совет, назван наиболее эффективный способ


Правильно назван иллюстрируемый способ, приведено объяснение.

ИЛИ Правильно назван иллюстрируемый способ и дан совет. ИЛИ Правильно названы два способа

1

Правильно назван один иллюстрируемый способ.

ИЛИ Иллюстрируемый способ не назван (назван неправильно) независимо от наличия других элементов ответа.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

ИЛИ Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3












© 2010-2022