Рабочая программа элективного курса Экономика в 10 кл

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.Пояснительная записка


Рабочая программа по элективному курсу «Экономика» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», а также в соответствии с авторской программы И.В. Липсиц. - М.: Вита-пресс,, 2013 г.

Программа составлена на 1 года обучения.

Программа ориентирована на изучение учащимися базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.

. Элективный курс «Экономика» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места курса в учебном плане, е результаты освоения курса, основное содержание курса, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и планируемые результаты изучения курса.

Структура рабочей программы элективного курса «Экономика» соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа №7».





2. Общая характеристика учебного предмета

Содержание элективного курса «Экономика» представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.

Основные содержательные линии: человек и фирма; человек и государство; экономика домашнего хозяйства.

Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.

Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи

с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии,

литературы и др.

Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:


  • Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.


  • Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.


  • Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.


  • Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.

  • Подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения.

  • своение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.


Задачи :

  1. Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.

  2. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа.

  3. Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.

  4. Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и

предпринимательской деятельности;

  1. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Методы и формы обучения:


Для организации познавательной деятельности учащихся на элективном курсе целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.

  • Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).

  • Гностический: объяснительно - репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,

систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • Индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины-есть составляющие учебного процесса.

3. Описание места элективного курса в учебном плане


Компонент образовательной организации для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа отводит 35 часов для изучения элективного курса «Экономика» на ступени среднего общего образования, из расчёта 1 учебных часа в неделю.












4. Результаты освоения курса

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса «Экономика» на этапе среднего общего образования являются:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального

поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.




  1. Содержание курса

Главные вопросы экономики (3 часа) Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика. Основы хозяйственной деятельности. Основные понятия: экономика, макроэкономика, микроэкономика, жизненные блага, факторы производства, специализация, торговля, ограниченность экономических ресурсов.

Типы экономических систем (5 часа) Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности. Основные понятия: экономические системы, рынок, частная собственность, командно-административная система, государственное регулирование.

Силы, которые управляют рынком (2 часа) Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Товары первой необходимости и товары роскоши. Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии.

Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж.

Как работает рынок (2 часа) Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.

Основные понятия: спрос, предложение, дефицит, эластичность, механизм цен, рыночное равновесие.

Мир денег Деньги (3 часа) Функции денег. История денег. Формы денег.

Закон денежного обращения (1 час) Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.

Банковская система (3 часа) Последствия и издержки инфляции. ФЗ «О денежной системе РФ», «О Центральном Банке России», «О валютном регулировании и контроле».

Основные понятия: деньги, эмиссия, ликвидность, бартер, денежная масса, инфляция.

Человек на рынке труда (5 часов) Рынок труда и его особенности. Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Ставка заработной платы.

Социальные проблемы рынка труда (5часов) Конфликт работник-работодатель. Роль профсоюзов. Трудовой Кодекс РФ, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»

Основные понятия: рынок труда, прожиточный минимум, МРОТ, коллективный договор, трудовой договор

Экономические проблемы безработицы (6 часов) Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. ФЗ «О занятости населения». оциальный портрет российского безработного. Формы и методы снижения уровня безработицы. Основные понятия: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная безработица, трудовая дискриминация.


  1. Календарно-тематическое планирование по экономике 10. 1 класс


Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания


Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

1.Главные вопросы экономики (3 часа)


1

Что такое экономика

ИПЗНЗ

Понятие об экономической науке, микроэкономике, макроэкономике.

Круг изучения ими проблем

Свободные и экономические блага

Знать и объяснять понятия




2

Основы хозяйственной жизни человечества

КПЗ

Потребности и их виды. Причины, по которым потребности не могут быть удовлетворены полностью.

Знать виды потребностей, объяснять причины их неудовлетворения

Работа с понятиями: цена выбора, прибыль,

Денежная стоимость капитала, факторные доходы.

Уметь делать выводы по теме




3

Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества

КПЗ

Знать:

-понятия «абсолютная и
относительная ограниченность ресурсов»;

-виды ограниченных ресурсов;

-причины невозможности
преодоления ограниченности ресурсов;

Главные вопросы экономической жизни общества





2. Типы экономических систем и различия между ними (5 часа)


4

Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система

КПЗ

Понятие об экономических системах. Особенности традиционной и командной экономик

Знать понятия,

Уметь подбирать примеры к каждому из них




5

Рыночная система

КПЗ

Роль частной собственности, причины эффективности рыночных механизмов, причины возникновения смешенной системы

Знать понятия,

Уметь подбирать примеры к каждому из них, делать выводы по теме




6

Командная экономическая система

КПЗ

Знать:

- понятие «командная экономическая система»




7

Причины возникновения смешанной экономической системы

КПЗ

Знать:

признаки «смешанной экономики»




8

Тестирование в форме ЕГЭ. «Экономика и экономические системы»

ПОКЗ




3. Силы, которые управляют рынком (2часа)


9

Что такое спрос

ИПЗНЗ


Понятие спроса, величины, факторы, влияющие на спрос, закон спроса, эластичность спроса

Знать:

-понятия

Уметь :

Строить график спроса




10

От чего зависит предложение

КПЗ


Предложение, величина, закон, факторы, опред.

Предложение,

эластичность

по цене

Знать:

-понятия,

Уметь:

Строить график предложения





4.Как работает рынок (2 часа)


11

Формирование рыночных цен

КПЗ

Понятие рыночных ситуаций,

Формирование

рыночного равновесия,

рыночной цены

Знать:

типы рыночных ситуаций - дефицит,

затоваривание,

равновесие,

механизм формирования рыночной цены




12

Как работает рынок

КПЗ

Понятия: торговля,

Финансовый и фондовый рынки, сбережения

и инвестиции

коммерческие и некоммерческие организации, кредитование

Знать:

Особенности финансового и фондового рынка

Уметь:

Различать организации, ценные бумаги




5. Мир денег (3 часа)


13

Причины возникновения и формы денег

КПЗ

Понятие «символические деньги», эмиссия денег

Знать

причины появления денег,

наличные и безналичные деньги




14

Функции денег в современной экономике

КПЗ

Понятие бартер, активы, ликвидность

Уметь:

определять функции денег




15

Тестирование в форме ЕГЭ.. Рынок и деньги

ПОКЗ

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки




6.Законы денежного обращения (1 часа)

16

Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции

ИПЗНЗ

Понятие инфляция

Знать:

-причины и виды инфляции;

-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране




7. Банковская система (3 часа)


17

Причины появления и виды банков

КПЗ

Понятие банка виды банков и их особенности

Знать

Особенности

Банковской системы страны




18

Принципы кредитования

КПЗ

Знать:

-принципы кредитования




19

Роль Центрального банка в регулировании кредитно -денежной системы страны

КПЗ

Основные задачи деятельности

Центробанка, инфляция и покупательная способность

денег

Знать

Способы борьбы с инфляцией, применяемые в России




8.Человек на рынке труда (5 ч.)


20

Экономическая природа рынка труда

КПЗ

Понятие рынка труда, сходства и различия рынка труда с рынком товаров и услуг

Знать:

Заработная плата,

Производный спрос,

Факторы формирования предложения на рынке труда




21

От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы

КПЗ

Понятие спроса и предложения на рынке труда, формирование равновесия

Знать :от чего зависят различия в оплате труда

понятие основная заработная плата




22

Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда

КПЗ

Стратегия работодателей, наемных работников

Знать: цель создания и задачи

профсоюзов




23

Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе

КПЗ

Понятие трудового контракта, генерального соглашения

Знать необходимость трудового контракта




24

Тестирование в форме ЕГЭ. «Банковская система и рынок труда»

ПОКЗ

Повторение основных понятий, тем

Уметь проводить анализ

изученного




9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.)


25

Профсоюзы и трудовые конфликты

ИПЗНЗ


Понятия профсоюз

Знать:

-что такое профсоюз;

какие бывают трудовые конфликты и пути их решения




26

За что борются профсоюзы

КПЗ

Знать:

-способы повышения и понижения заработной платы




27

Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата

КПЗ

МРОТ

Знать:

-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты




28

Договоры и контракты на рынке труда

КПЗ

Понятие договор

Уметь:

-различать договор и контракт на рынке труда




29

Как добиться, чтобы человек работал хорошо

КПЗ

Знать:

-способы мотивации работников




10.Экономические проблемы безработицы (6 ч.)


30

Что такое безработица

КПЗ

Понятие безработица

Знать:

-что такое безработица;

-критерии признания
человека безработным




31

Виды безработицы

КПЗ

Фрикционная,

Сезонная,

Структурная, циклическая

Знать:

-виды безработицы и
причины их возникновения




32

Что такое полная занятость

КПЗ




33

Тестирование в форме ЕГЭ. «Безработица»

ПОКЗ




34

Как можно сократить безработицу

КПЗ


Знать:

-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников




35

Итоговый урок

ОСЗ




ИПЗНЗ - Изучение и первичное закрепления новых знаний

КПЗ - Комплексное применения знаний

ОСЗ - Обобщения и систематизации знаний

ПОКЗ - Проверки, оценки и коррекции знаний


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1) Липсиц И. В. Экономика.-М.: Вита-пресс, 2011 г.;

2) Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 10-11 класс.-М,: Вита-пресс, 2013 г.;

3) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе.-М.: Вита-пресс,2013 г.;

4) Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой

независимости.-СПб.: Питер, 2007;

5) Шевцова С., Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет.-СПб.:Питер, 2006;

6) Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто.-СПб.: Питер, 2006;

7) Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ.-СПб.: Питер, 2005;

8) Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России.-СПб.: Бояныч, 1997;

9) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник.-М.: Республика, 2004;

10) Экономическая теория. Хрестоматия.-М.: Высшая школа, 1995;

11) Антология экономической классики.-М., 1993;

12) Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное

пособие.-М.: Инфа-М, 1996.

Материально-техническое оснащение

Аудиоколонки.

Мультимедиапроектор.

Персональный компьютер.

Принтер.

Интерактивная доска.







8. Планируемые результаты изучения курса

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные

виды налогов, организационно

правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

приводить примеры:

факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

описывать:

действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

объяснять:

взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета;

оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и

гражданина.

Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.



© 2010-2022