- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа элективного курса Экономика в 10 кл
Рабочая программа элективного курса Экономика в 10 кл
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Зайцева Д.И. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу «Экономика» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего общего образования, основной образовательной программой основного общего и среднего общего образования МАОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа № 7», а также в соответствии с авторской программы И.В. Липсиц. - М.: Вита-пресс,, 2013 г.
Программа составлена на 1 года обучения.
Программа ориентирована на изучение учащимися базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.
. Элективный курс «Экономика» представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, общую характеристику курса, описание места курса в учебном плане, е результаты освоения курса, основное содержание курса, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса и планируемые результаты изучения курса.
Структура рабочей программы элективного курса «Экономика» соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа №7».
2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание элективного курса «Экономика» представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе в международной сфере.
Основные содержательные линии: человек и фирма; человек и государство; экономика домашнего хозяйства.
Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
Программа ориентирована на изучение российскими школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи
с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии,
литературы и др.
Изучение экономики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
-
Развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации.
-
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности.
-
Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.
-
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.
-
Подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения.
-
своение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства.
Задачи :
-
Изложение сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности освоение системы знаний об экономической деятельности фирм и государства, об экономике России для последующего изучения экономических дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования.
-
Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства; выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа.
-
Усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, их природе и путях удовлетворения, о производстве, финансах и банк.
-
Воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и
предпринимательской деятельности;
-
Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Методы и формы обучения:
Для организации познавательной деятельности учащихся на элективном курсе целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения.
-
Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
-
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
-
Гностический: объяснительно - репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
-
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
-
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
-
Стимулирования и мотивации.
-
Самостоятельной учебной деятельности.
-
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации,
систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
-
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
-
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
-
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
-
Индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины-есть составляющие учебного процесса.
3. Описание места элективного курса в учебном плане
Компонент образовательной организации для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа отводит 35 часов для изучения элективного курса «Экономика» на ступени среднего общего образования, из расчёта 1 учебных часа в неделю.
4. Результаты освоения курса
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для элективного курса «Экономика» на этапе среднего общего образования являются:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального
поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
-
Содержание курса
Главные вопросы экономики (3 часа) Что означает термин «экономика». Экономическая наука, ее предмет. Экономические модели. Микроэкономика и макроэкономика. Экономическая теория и прикладная экономика. Экономическая наука и экономическая политика. Основы хозяйственной деятельности. Основные понятия: экономика, макроэкономика, микроэкономика, жизненные блага, факторы производства, специализация, торговля, ограниченность экономических ресурсов.
Типы экономических систем (5 часа) Понятие экономической системы. Традиционная, командная и рыночная экономические системы. Смешанная экономика. Эволюция экономических систем. Понятие собственности. Владение, пользование и распоряжение. Формы собственности. Объекты собственности. Основные понятия: экономические системы, рынок, частная собственность, командно-административная система, государственное регулирование.
Силы, которые управляют рынком (2 часа) Понятие рынка. Рынок одного товара. Спрос. Величина спроса. Шкала спроса, кривая спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Факторы, формирующие спрос. Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос. Эластичность спроса по доходу. Товары первой необходимости и товары роскоши. Понятие предложения. Величина предложения. Функция предложения, кривая предложения и шкала предложения. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Время и предложение: мгновенный, краткосрочный и долгосрочный периоды. Эластичность предложения по цене. Факторы, формирующие предложение: цены факторов производства и новые технологии.
Функционирование рынка. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесный объем продаж.
Как работает рынок (2 часа) Влияние изменений спроса и предложения на рыночное равновесие. Взаимосвязь рынков. Роль информации на рынке. Прямое и косвенное вмешательство государства в ценообразование. Предельные и фиксированные цены. Избыточное предложение. Избыточный спрос.
Основные понятия: спрос, предложение, дефицит, эластичность, механизм цен, рыночное равновесие.
Мир денег Деньги (3 часа) Функции денег. История денег. Формы денег.
Закон денежного обращения (1 час) Уравнение обмена Фишера. Инфляция: понятие, виды и причины. Инфляция спроса и инфляция предложения. Дефляция.
Банковская система (3 часа) Последствия и издержки инфляции. ФЗ «О денежной системе РФ», «О Центральном Банке России», «О валютном регулировании и контроле».
Основные понятия: деньги, эмиссия, ликвидность, бартер, денежная масса, инфляция.
Человек на рынке труда (5 часов) Рынок труда и его особенности. Производный спрос. Спрос фирмы на труд. Заработная плата в экономической теории и практике. Предложение труда для отдельной фирмы. Равновесие на локальном рынке труда. Минимальная оплата труда. Ставка заработной платы.
Социальные проблемы рынка труда (5часов) Конфликт работник-работодатель. Роль профсоюзов. Трудовой Кодекс РФ, ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»
Основные понятия: рынок труда, прожиточный минимум, МРОТ, коллективный договор, трудовой договор
Экономические проблемы безработицы (6 часов) Понятие безработицы. Уровень и виды безработицы. Полная занятость и потенциальный ВВП. Последствия безработицы. Государственная политика поддержки занятости. ФЗ «О занятости населения». оциальный портрет российского безработного. Формы и методы снижения уровня безработицы. Основные понятия: фрикционная, структурная, циклическая, сезонная безработица, трудовая дискриминация.
-
Календарно-тематическое планирование по экономике 10. 1 класс
№
Тема урока
Тип
урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся
Дата проведения
Примечание
план
факт
1.Главные вопросы экономики (3 часа)
1
Что такое экономика
ИПЗНЗ
Понятие об экономической науке, микроэкономике, макроэкономике.
Круг изучения ими проблем
Свободные и экономические блага
Знать и объяснять понятия
2
Основы хозяйственной жизни человечества
КПЗ
Потребности и их виды. Причины, по которым потребности не могут быть удовлетворены полностью.
Знать виды потребностей, объяснять причины их неудовлетворения
Работа с понятиями: цена выбора, прибыль,
Денежная стоимость капитала, факторные доходы.
Уметь делать выводы по теме
3
Ограниченность экономических ресурсов и порождаемые ею проблемы. Главные вопросы экономической жизни общества
КПЗ
Знать:
-понятия «абсолютная и
относительная ограниченность ресурсов»;
-виды ограниченных ресурсов;
-причины невозможности
преодоления ограниченности ресурсов;
Главные вопросы экономической жизни общества
2. Типы экономических систем и различия между ними (5 часа)
4
Понятие об экономических системах. Традиционная экономическая система
КПЗ
Понятие об экономических системах. Особенности традиционной и командной экономик
Знать понятия,
Уметь подбирать примеры к каждому из них
5
Рыночная система
КПЗ
Роль частной собственности, причины эффективности рыночных механизмов, причины возникновения смешенной системы
Знать понятия,
Уметь подбирать примеры к каждому из них, делать выводы по теме
6
Командная экономическая система
КПЗ
Знать:
- понятие «командная экономическая система»
7
Причины возникновения смешанной экономической системы
КПЗ
Знать:
признаки «смешанной экономики»
8
Тестирование в форме ЕГЭ. «Экономика и экономические системы»
ПОКЗ
3. Силы, которые управляют рынком (2часа)
9
Что такое спрос
ИПЗНЗ
Понятие спроса, величины, факторы, влияющие на спрос, закон спроса, эластичность спроса
Знать:
-понятия
Уметь :
Строить график спроса
10
От чего зависит предложение
КПЗ
Предложение, величина, закон, факторы, опред.
Предложение,
эластичность
по цене
Знать:
-понятия,
Уметь:
Строить график предложения
4.Как работает рынок (2 часа)
11
Формирование рыночных цен
КПЗ
Понятие рыночных ситуаций,
Формирование
рыночного равновесия,
рыночной цены
Знать:
типы рыночных ситуаций - дефицит,
затоваривание,
равновесие,
механизм формирования рыночной цены
12
Как работает рынок
КПЗ
Понятия: торговля,
Финансовый и фондовый рынки, сбережения
и инвестиции
коммерческие и некоммерческие организации, кредитование
Знать:
Особенности финансового и фондового рынка
Уметь:
Различать организации, ценные бумаги
5. Мир денег (3 часа)
13
Причины возникновения и формы денег
КПЗ
Понятие «символические деньги», эмиссия денег
Знать
причины появления денег,
наличные и безналичные деньги
14
Функции денег в современной экономике
КПЗ
Понятие бартер, активы, ликвидность
Уметь:
определять функции денег
15
Тестирование в форме ЕГЭ.. Рынок и деньги
ПОКЗ
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
6.Законы денежного обращения (1 часа)
16
Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции
ИПЗНЗ
Понятие инфляция
Знать:
-причины и виды инфляции;
-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране
7. Банковская система (3 часа)
17
Причины появления и виды банков
КПЗ
Понятие банка виды банков и их особенности
Знать
Особенности
Банковской системы страны
18
Принципы кредитования
КПЗ
Знать:
-принципы кредитования
19
Роль Центрального банка в регулировании кредитно -денежной системы страны
КПЗ
Основные задачи деятельности
Центробанка, инфляция и покупательная способность
денег
Знать
Способы борьбы с инфляцией, применяемые в России
8.Человек на рынке труда (5 ч.)
20
Экономическая природа рынка труда
КПЗ
Понятие рынка труда, сходства и различия рынка труда с рынком товаров и услуг
Знать:
Заработная плата,
Производный спрос,
Факторы формирования предложения на рынке труда
21
От чего зависит спрос на рынке труда. Факторы формирования заработной платы
КПЗ
Понятие спроса и предложения на рынке труда, формирование равновесия
Знать :от чего зависят различия в оплате труда
понятие основная заработная плата
22
Факторы формирования предложения на рынке труда Формирование заработной платы на рынке труда
КПЗ
Стратегия работодателей, наемных работников
Знать: цель создания и задачи
профсоюзов
23
Причины устойчивых различий в уровнях оплаты труда. Подготовка к контрольной работе
КПЗ
Понятие трудового контракта, генерального соглашения
Знать необходимость трудового контракта
24
Тестирование в форме ЕГЭ. «Банковская система и рынок труда»
ПОКЗ
Повторение основных понятий, тем
Уметь проводить анализ
изученного
9. Социальные проблемы рынка труда (5ч.)
25
Профсоюзы и трудовые конфликты
ИПЗНЗ
Понятия профсоюз
Знать:
-что такое профсоюз;
какие бывают трудовые конфликты и пути их решения
26
За что борются профсоюзы
КПЗ
Знать:
-способы повышения и понижения заработной платы
27
Что такое прожиточный минимум и минимальная зарплата
КПЗ
МРОТ
Знать:
-величину прожиточного минимум и минимальной зарплаты
28
Договоры и контракты на рынке труда
КПЗ
Понятие договор
Уметь:
-различать договор и контракт на рынке труда
29
Как добиться, чтобы человек работал хорошо
КПЗ
Знать:
-способы мотивации работников
10.Экономические проблемы безработицы (6 ч.)
30
Что такое безработица
КПЗ
Понятие безработица
Знать:
-что такое безработица;
-критерии признания
человека безработным
31
Виды безработицы
КПЗ
Фрикционная,
Сезонная,
Структурная, циклическая
Знать:
-виды безработицы и
причины их возникновения
32
Что такое полная занятость
КПЗ
33
Тестирование в форме ЕГЭ. «Безработица»
ПОКЗ
34
Как можно сократить безработицу
КПЗ
Знать:
-основные способы
стимулирования трудовой
активности работников
35
Итоговый урок
ОСЗ
ИПЗНЗ - Изучение и первичное закрепления новых знаний
КПЗ - Комплексное применения знаний
ОСЗ - Обобщения и систематизации знаний
ПОКЗ - Проверки, оценки и коррекции знаний
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1) Липсиц И. В. Экономика.-М.: Вита-пресс, 2011 г.;
2) Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 10-11 класс.-М,: Вита-пресс, 2013 г.;
3) Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе.-М.: Вита-пресс,2013 г.;
4) Савенок В. С. Как составить личный финансовый план. Путь к финансовой
независимости.-СПб.: Питер, 2007;
5) Шевцова С., Горба М. 10 способов стать богаче. Личный бюджет.-СПб.:Питер, 2006;
6) Демин Ю. Все о кредитах. Понятно и просто.-СПб.: Питер, 2006;
7) Солабуто Н. Секреты инвестирования в ПИФ.-СПб.: Питер, 2005;
8) Кабанов С. А., Кулевский Л. К. Во благо России: очерки о предпринимателях и меценатах России.-СПб.: Бояныч, 1997;
9) Россия в цифрах. Краткий статистический сборник.-М.: Республика, 2004;
10) Экономическая теория. Хрестоматия.-М.: Высшая школа, 1995;
11) Антология экономической классики.-М., 1993;
12) Пушкарев В. М. История финансовой мысли и политики налогов. Учебное
пособие.-М.: Инфа-М, 1996.
Материально-техническое оснащение
Аудиоколонки.
Мультимедиапроектор.
Персональный компьютер.
Принтер.
Интерактивная доска.
8. Планируемые результаты изучения курса
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные
виды налогов, организационно
правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
приводить примеры:
факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать:
действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять:
взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и
гражданина.
Требования направлены на реализацию деятельностного и экономически оправданного подхода к решению жизненных задач; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в экономической среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.