Статья: ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

(учитель истории и обществознания Геккиев С.И.)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Таштыпская средняя общеобразовательная школа-интернат №1 им. Л.А.Третьяковой»


«Тысяча учителей - тысяча методов».

Китайская пословица.

«Две-три мысли, два-три впечатления

поглубже выжитые в детстве, собственным

усилием (а если хотите, так и страданием),

проведут ребенка гораздо глубже в жизнь,

чем самая облегченная школа…»

Ф.М. Достоевский.


Современая российская действительность требует новых образовательных решений. Эти решеня должны быть направлены на приспособление к современным реалиям мира. За последние годы в обществе происходят стремительные изменения, внедряются новые коммуникационные технологии, от нас требуется умение обрабатывать огромное количество информации, мир глобализируется. От современного человека все более требуется умение нестандартно мыслить, творчески решать проблемы, самостоятельно выбирать профессиональный путь, стремиться учиться всю жизнь.

Если раньше обучение можно было стороить на простой трансляции информации от учителя к ученику, то сегодня главным умение становиться способность учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. То есть сегодня необходимо добиваться внутренней активности учащихся.

Как этого добиться? Как мотивировать ученика на самостоятельное усвоение знаний? Как сделать так, чтобы он, ученик, овладел способами самостоятельной работы? В решении этих проблем должны помочь новые образовательные технологии.

Цель моей работы показать, как можно построить такой процесс обучения на основе использования одной из инновационнох технологий: технологии проблемного обучения.

О важности значении проблемного обучения говорили еще педагоги классики. Эту идею высказал еще в XIX веке русский педагог К.Д. Ушинский: «Самостоятельность головы учащегося, единственное прочное основание всякого плодотворного учения». То есть, что в обучении внимание надо обращать на возбуждение самостоятельной мысли ребенка, на побуждение его к поискам истины. Вопросами проблемного обучения занимались известные дидакты и психологи: М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.

Работы этих авторов, дополняя друг друга, дают продставление, как различается проблемное обучение от объяснительно-иллюстративного, что можно представить в виде схемы:

Объяснительно-иллюстративное обучение

Проблемное обучение

Определение темы и основных вопросов изложения.

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи

Сообщение знаний учителем объяснительно-иллюстративным методом. Учащиеся воспринимают объяснение, участвуют в анализе фактов, следят за мыслью учителя.

Активный мыслительно-познавательный поиск и решение поставленной задачи учащимся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам

Воспроизведение изложенного, тренировочные упражнения.

Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.

Рецептивное усвоение знаний

Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие

Мы видим, что в основе проблемного обучения лежит решение какой-либо задачи, проблемы (от гр. problema - задача, задание). Педагогические возможности же проблемного обучения состоят в:

  • создании возможностей для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности школьников;

  • развитии самостоятельности в решении поставленной задачи, ответственности, критичности, инициативности;

  • развитии эвристических и творческих способностей школьников;

  • обеспечении прочности приобретаемых знаний.

Каким образом можно применять технологию проблемного обучения на уроках истории или обществознания?

Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета, причем такие проблемные ситуации можно создавать на разных этапах урока

В качестве примера применения проблемных ситуаций я хотел бы использовать урок обществознания в 9 классе по теме: «Потребитель и его права».

На этапе подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала можно можно использовать ситуацию предположения или сравнения, сопоставления фактов, явлений которая основана, в данном случае, на возможности предположить тему будущего урока, например:

Видеоряд из сказки «Муха цокотуха» … пошла муха на базар и купила самовар…

Учитель: как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока ?

Одновременно с вопросом показ слайда, на слайде основные понятия урока (потребитель, продавец, изготовитель, права потребителя, собственник, сделка, физическое лицо, юридическое лицо, право собственности, имущественные отношения, иск, договор). Ответы детей формулируют тему урока:

« Потребитель и его права»

На этапе усвоение новых знаний можно применить ситуацию неопределенности, побуждение обучающихся к анализу фактов и явлений действительности которая возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся. Для примера можно использовать элемент урока в виде игры «Определи кто есть кто на рынке»:

Из класса вызываются 3 участника игры, на спины которых прикрепляются карточки с названиями: изготовитель, потребитель, продавец (при этом карточки остальным участникам игры не покузывают). Участникам раздаются соответственно их ролям атрибуты: изготовителю - куклу, продавцу - ценник, потребителю - деньги. Им тихо объясняется, что они должны продемонстрировать без слов классу: изготовитель - собирает куклу, продавец - берет куклу у изготовителя, осматривает и вешает на нее ценник, далее предлагает всем для покупки; потребитель - рассматривает куклу, ценник и покупает ее за деньги;

Предлагается задание классу: «Сейчас каждый мой помощник будет без слов играть роль одного из участников купли-продажи. Ваша задача - определить, как называется каждый из «героев» игры».
После проигрывания ситуаций классу предлагается определить, как называется каждый из участников (при правильном ответе участник поворачивается спиной к классу и демонстрирует карточку со своим названием).
Можно использовать, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, например: провокация учащихся - мнение: «Я считаю, что главный субъект, которому дозволено все - это продавец».

На этапах усвоения новых знания или их закрепления можно использовать учебные и жизненные ситуации, возникающие при выполнении обучающимися заданий практического характера. Проблемные ситуации возникают при попытке обучающихся самостоятельно достигнуть поставленной цели. Например решить ситуационную задачу:

Покупательница приобрела холодильник, который сломался через 19 месяцев при гарантии 2 года. Она сдала холодильник в гарантийную мастерскую, где его из-за отсутствия запчастей ремонтировали 6 месяцев. А потом требовали оплаты ремонта под предлогом, что гарантийный срок холодильника кончился. Работники мастерской в данной ситуации не правы дважды. Докажите это.

1.Определить объект претензии (товар, услуга, работа, информация и т.д.)

2.Определить сущность претензии (недостатки товара, неполная информация, нарушение сроков и т.д.)

3.Найти необходимую статью в законе.

В помощь решения задачи перед каждым учеником выдержки из «Закон о защите прав потребителей». Таким образом, на конкретных примерах мы рассмотрим типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно.

Но здесь не затронута еще одна важная сторона проблемного обучения, которая важна в современном образовании. Учащийся, конечно, должен активно усваивать знания, но и понимать, осмысливать сам процесс обучения, овладевать способами и приемами учения, и в конце концов уметь эти знания применять на практике.

Проблемное обучение это не только создание проблемной ситуации. Понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения вот основа проблемного обучения.

В какой форме проблемная ситуация может быть решена: в виде проблемных задач и заданий, задач исследовательского характера, работы с историческим документам, текстами с описанием какой либо проблемной ситуации.

Важным является то, что учащиеся должны научиться размышлять, изучать и убеждаться в однозначности или неоднозначности оценки неких событий, явлений, применять полученные знания для решения поставленной проблемы. Это можно продемонстрировать на примере работы с обществоведческими терминами на уроке обществознания в 9 классе по теме «Потребитель и его права», в той части урока где необходимо выяснить права и обязанности всех участников рыночных отношений.

Класс делится на три команды. Учащимся в командах учитель предлагает ответить на вопрос: Так, кто же они - потребитель, изготовитель, продавец? Давайте сами попробуем сформулировать эти понятия.

Раздается каждой команде ватман с написанным термином (один из трех на каждую команду) и россыпью все понятия и признаки к этим трем основным терминам.
Задание выполняется только учащимися. Для решения этого задания учениками используется прием «мозговой штурм» и «хаос слов» (закрепить на ватмане соответствующие основному термину признаки):
- какие признаки, слова подходят к понятию «изготовитель»? Должны выбрать: (предприниматель, фирма, организация, собирает товар, изготавливает товар.
- какие признаки, слова подходят к понятию «потребитель»? Соответственно учащиеся выбирают: гражданин, имеет потребность в чем-либо, собирается приобрести, пользуется, приобрел товары и услуги, для личных семейных нужд, платит деньги.
- какие признаки, слова подходят к понятию «продавец»? Заносят информацию на ватман: предприниматель, организация, предлагает всем товар к продаже, договор купли-продажи, принимает оплату. Ответы учениками аргументируются, объясняются причина иненно такого подбора понятий к основным терминам.

Данный пример показывает, что учебная проблема была сконструирована учителем, а вот решение проблемной задачи учащиеся выполнили самостоятельно. При такой форме организации работы в процесс учения вовлекаются все без исключеня ученики. Такие задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения, проявлять творческую активность.

Таким образом, подводя итог под выше сказанным, проблемное обучение является особым типом учебной деятельности, которая активизирует познавательную деятельность учащихся. Естественно ограничиваться только этим видом обучения, в ущерб остальным педагогическим технологиям, не следует. Проблемное обучение имеет свое место и время в образовательном процессе. Использование всего спектра инновационных и активных методов обученя делает процесс общения между учителем и учеником более живым, интересным, в конце концов самостоятельным, уменьшает пресный привкус от учебы. Свою статью я хотел бы закончить словами российского историка и педагога Константина Кушнера: «Задача учителя не в том, что бы дать ученикам максимум знаний, а втом, что бы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими».

Список использованной литературы:

  1. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. - СПб.: КАРО, 2013. - 144с.


© 2010-2022