- Преподавателю
- Обществознание
- Урок Тема: «Экономическая сфера»
Урок Тема: «Экономическая сфера»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Труфанова Е.А. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
8 класс.
Предмет: Обществознание.
Тема: «Экономическая сфера».
Автор учебника и УМК: Кравченко А.И.
Тема урока: «Рынок. Цена. Конкуренция»
Тип урока: технология индивидуализированного обучения.
Вид урока: изучение нового материала.
Форма урока: практическая самостоятельная работа.
Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа.
Цели урока:
-
Усвоить основные понятия темы: «рынок», «цена», «конкуренция».
-
Установить взаимосвязь понятий используя понятия: «субъекты и объекты экономических взаимоотношений», «экономическое благо», «обмен».
-
Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.
-
Закрепить навык пошагового анализа материала.
-
Закрепить навык анализа логико - смыслового построения материала урока.
-
Закрепить навык самооценки знаний.
-
Акцентировать внимание на сложности экономических взаимоотношений, важности познания экономической сферы жизнедеятельности общества.
Обязательный минимум содержания: обмен, рынок, цена, монополия, конкуренция, дефицит.
Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений.
Этапы урока
Время
Деятельность
учителя
Деятельность
ученика
Доска
и оборудование
Организационный
момент.
Целеполагание.
2 мин.
Вступительное слово.
Приветствие.
Целеполагание.
Постановка цели. Прогноз результата.
Оформление темы урока на доске.
Актуализация.
Устная
работа.
3 мин.
Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.
Озвучивание алгоритма действий.
Ответ на «блиц» - вопросы с целью закрепления опорных понятий.
Формулирование
основной задачи
урока.
2 мин.
Формулирование основной задачу урока.
Оформление основной задачи урока на учебной доске.
Изучение
новой темы.
Работа с
разноуровневыми
заданиями.
20 мин.
Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.
Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: Кравченко А.И. «Обществознание», 8 класс, § 12. Ставят «+» на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.
Работают с карточками заданий №№ 1,2,3.
Устная
работа.
8 мин.
Устное закрепление изученного. Построение модели изученного.
Ответ на «блиц» - вопросы учителя, выстраивание пошагового алгоритма изучения.
Оформление модели изученного на учебной доске.
Рефлексия.
3 мин.
Подведение итога, анализ карты достижений.
Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.
Индивидуальное домашнее задание.
2 мин.
Раздача индивидуальных домашних заданий.
Получение индивидуального задания.
Организационный момент. Целеполагание. 2 мин.
Учитель: приветствую Вас обществознания. Нам предстоит изучение интересной, важной, и довольно сложной темы, для чего вам понадобятся: учебник - источник вашего познания, тетрадь, карточки заданий № 1,2,3 - как средство вашего познания. Цель нашего урока: изучение новых понятий, установление их взаимосвязи, закрепление изученного, получение отличных результатов.
Скорость, внимание, активность - залог вашего успеха. Желаю новых, интересных знаний.
Устная работа. Формулирование задачи урока. 5 мин.
Учитель: экономика как организованная деятельность людей, направленная на создание благ, удовлетворяющих потребности человека, есть совокупность четырех последовательных, но взаимозависимых между собой этапов экономической деятельности. Назовите, каких?
Ученик: потребление, производство, распределение, обмен.
Учитель: взаимодействие этапов осуществляют экономические субъекты и объекты. Что мы подразумеваем под категорией субъектов и объектов экономики?
Ученик: экономическими субъектами экономики называют производителей и потребителей экономических благ, а объектами экономики называют экономические блага.
Учитель: взаимодействие субъектов экономики - это сложный процесс, естественный в своем основании и организованный обществом. Этот процесс организуется с помощью механизмов экономической деятельности, которые называются рынком, ценой, конкуренцией.
Запишите тему урока.
Сформулируем задачу урока совместно на основе вышесказанного.
Ученик: задача урока: выяснить, что такое рынок, цена, конкуренция, и установить их взаимозависимость.
Учитель: решить поставленную задачу вы сможете самостоятельно, последовательно выполняя задания, но обращая внимание на алгоритм ваших действий:
- исследуя основные характеристики взаимодействия продавцов, покупателей, производителей и потребителей как экономических субъектов, с помощью ответа на тестовые задания карточки № 1 мы выясним, что означает понятие рынок;
- построив схему взаимоотношений экономических субъектов, мы определим законы, по которым действует рынок;
- рассмотрев механизмы взаимодействия экономических субъектов, схему построения этих отношений, мы выясним, что означает понятие конкуренция.
Работая с карточкой, вы можете выделять (подчеркивать или помечать) наиболее важные понятия и определения.
Обратите внимание на карту достижений, которая расположена на доске. Выполняя задания поэтапно, на карточках № 1,2,3 вы проставите «+» напротив вышей фамилии на карте достижений.
Те, кто справятся с заданиями раньше других, получат карточку голубого цвета, решение задачи которой является ключом к ответам на вопросы карточек 1, 2, 3.
Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 20 мин.
Ученик: приступают к работе с карточками. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений.
Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.
Устная работа. 8 мин.
Учитель: построим алгоритм изученного с помощью шагов. Начнем с субъектов экономических отношений. Производитель - это…
Ученик: (согласно выделенному определению в карточке) - субъект экономики, производящий экономическое благо с целью экономической выгоды.
Учитель: потребитель - это …
Ученик: экономический субъект, потребляющий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей. Экономический субъект, потребляющий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей.
Учитель: продавец - это…
Ученик: экономический субъект, предлагающий экономическое благо, с целью экономической выгоды.
Учитель: покупатель - это …
Ученик: экономический субъект, спрашивающий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей.
Учитель: их взаимодействие происходит на основе…
Ученик: обмена, конкуренции.
Учитель: обмен - это…
Ученик: взаимодействие продавцов и покупателей с целью экономической выгоды.
Учитель: совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит к возможности обмена.
Ученик: это рынок.
Учитель: цена - это …
Ученик: количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу товара или внешнее выражение стоимости.
Учитель: взаимодействие экономических субъектов происходит на основе …
Ученик: обмена и конкуренции.
Учитель: конкуренция - это…
Ученик: экономическое соперничество между экономическими субъектами.
Учитель: но конкуренция бывает и таковой, где она не существует, достигнув своей максимальной точки, т.е. состояния, где конкурирующих субъектов так много, что они не оказывают влияние на цену и объем продаж. Такую конкуренцию называют…
Ученик: совершенной.
Учитель: конкуренция бывает и таковой, где она практически не существует, поскольку на рынке действует один субъект, устанавливающий цену и объем продаж самостоятельно. Такую конкуренцию называют…
Ученик: монополией.
Рефлексия. 3 мин.
Учитель: верно. Обратите внимание на получившуюся схему.
Предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?
Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.
Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме. Задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме.
Карточка заданий № 1.
Выполните тест согласно следующим рекомендациям:
определите желаемую оценку ваших знаний по данной теме;
последовательно ответьте на вопросы теста, дающие возможность получить удовлетворительный результат в случае его успешного завершения;
обратите внимание на литеры вариантов ответа. Верные ответы по всем вопросам складываются в слово, являющееся «ключом» задания.
1.
Субъекты экономики, производящие экономическое благо с целью экономической выгоды можно классифицировать как:
д
производителей;
п
потребителей;
ч
покупателей;
ж
продавцов.
2.
Экономические субъекты, потребляющие экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей можно классифицировать как:
ц
производителей;
е
потребителей;
ш
покупателей;
о
продавцов.
3.
Всех тех, кто предлагает экономическое благо с целью экономической выгоды условно можно назвать:
б
производителями;
з
потребителями;
с
покупателями;
ф
продавцами.
4.
Всех тех, кто спрашивает (покупает) экономическое благо с целью экономической выгоды и удовлетворения своих потребностей, можно назвать:
к
производителями;
х
потребителями;
и
покупателями;
р
продавцами.
5.
Взаимодействие продавцов и покупателей с целью экономической выгоды можно назвать:
ц
обменом;
щ
конфликтом;
л
взаимодействием;
д
взаимовыручкой.
6.
Совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит к возможности обмена, или систему экономических отношений, основанную на обмене экономическими благами с целью взаимовыгоды можно назвать:
и
рынком;
ю
ярмаркой;
н
маркетингом;
в
компромиссом.
7.
Количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу товара, или внешнее выражение стоимости товара можно назвать:
т
ценой;
г
спросом;
м
конкуренцией.
Карточка заданий № 2.
Выполните задания согласно следующим рекомендациям:
*
Внимательно изучите схемы и условия к ним.
*
Будьте точными в своих ответах.
1.
Дайте название знакам взаимодействия (стрелкам) между экономическими субъектами, если это:
ПОКУПАТЕЛЬ
РЫНОК
ПРОИЗВОДИТЕЛЬ
-
Внешнее выражение стоимости товара.
-
То, что ограничивает потребителя в его стремлении наращивать потребление, или ограничивает потребление ресурсов.
-
Мотивирует производителя в стремлении получить выгоду.
2.
Дайте название знакам взаимодействия (стрелкам) между экономическими субъектами, если это:
Производитель
Продавец
Потребитель
Потребитель
Продавец
Производитель
-
Экономическое соперничество за цены.
-
Экономическое соперничество за прибыль.
-
Экономическое соперничество за объем продаж.
-
Экономическое соперничество за улучшенные условия производства.
-
Экономическое соперничество за место на рынке.
-
Экономическое соперничество за ресурсы.
Карточка заданий № 3.
Выполните задание:
Экономическое соперничество между экономическими субъектами называют ______________. Рассмотрите виды _______________, дайте общее определение каждому из видов.
На рынке представлено множество продавцов и покупателей, продающих и покупающих множество товаров и услуг; конкуренция достигла наивысшего этапа; товар, его качество и объем продаж становиться однородными, а цены практически одинаковыми.
Ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.
Ситуация господства на рынке одного продавца, обладающего полновластной экономической свободой.
Это …
Это …
Это …
Карточка - «КЛЮЧ».
Вставьте пропущенные слова.
_______________ - экономический показатель кризиса, ситуация превышения спроса над предложением, т.е. недостачи товаров на рынке, вследствие нарушения законов _______________ борьбы, сопровождающаяся ростом __________.
Примечание: первое пропущенное слово является ключом к тесту карточки № 1.
МОДЕЛЬ.