Урок Тема: «Экономическая сфера»

Тип урока: технология индивидуализированного обучения. Вид урока: изучение нового материала. Форма урока: практическая самостоятельная работа. Основные приемы и методы:подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая  работа.   Цели урока:   ·   Усвоить основные понятия темы: «рынок», «цена», «конкуренция». ·   Установить взаимосвязь понятий используя понятия: «субъекты и объекты экономических взаимоотношений», «экономическое благо», «обмен». ·   Достичь уровня общего усвоения ма...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


8 класс.

Предмет: Обществознание.

Тема: «Экономическая сфера».

Автор учебника и УМК: Кравченко А.И.


Тема урока: «Рынок. Цена. Конкуренция»

Тип урока: технология индивидуализированного обучения.

Вид урока: изучение нового материала.

Форма урока: практическая самостоятельная работа.

Основные приемы и методы: подводящий диалог, продуктивное чтение, письменная практическая работа.

Цели урока:


  • Усвоить основные понятия темы: «рынок», «цена», «конкуренция».

  • Установить взаимосвязь понятий используя понятия: «субъекты и объекты экономических взаимоотношений», «экономическое благо», «обмен».

  • Достичь уровня общего усвоения материала, также уровня остаточных знаний не ниже 90 % от общего рабочего охвата класса.

  • Закрепить навык пошагового анализа материала.

  • Закрепить навык анализа логико - смыслового построения материала урока.

  • Закрепить навык самооценки знаний.

  • Акцентировать внимание на сложности экономических взаимоотношений, важности познания экономической сферы жизнедеятельности общества.

Обязательный минимум содержания: обмен, рынок, цена, монополия, конкуренция, дефицит.

Оборудование: раздаточный материал на каждого ученика в виде разноуровневого дидактического задания по теме (карточек), учебник, карта достижений.


Этапы урока

Время

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Доска

и оборудование


Организационный

момент.

Целеполагание.

2 мин.

Вступительное слово.

Приветствие.

Целеполагание.

Постановка цели. Прогноз результата.

Оформление темы урока на доске.

Актуализация.

Устная

работа.

3 мин.

Закрепление опорных понятий. Постановка основной задачи урока.

Озвучивание алгоритма действий.

Ответ на «блиц» - вопросы с целью закрепления опорных понятий.

Формулирование

основной задачи

урока.

2 мин.

Формулирование основной задачу урока.

Оформление основной задачи урока на учебной доске.

Изучение

новой темы.

Работа с

разноуровневыми

заданиями.

20 мин.

Раздача карточек. Индивидуальная проверка правильности выполнения заданий. Контроль наличия затруднительных ситуаций.

Самостоятельное изучение темы по материалу учебника: Кравченко А.И. «Обществознание», 8 класс, § 12. Ставят «+» на карте достижений поэтапно выполняя разноуровневые задания.

Работают с карточками заданий №№ 1,2,3.


Устная

работа.

8 мин.

Устное закрепление изученного. Построение модели изученного.

Ответ на «блиц» - вопросы учителя, выстраивание пошагового алгоритма изучения.

Оформление модели изученного на учебной доске.

Рефлексия.

3 мин.

Подведение итога, анализ карты достижений.

Сравнение прогнозируемых результатов с полученными, согласно карте достижений.

Индивидуальное домашнее задание.

2 мин.

Раздача индивидуальных домашних заданий.

Получение индивидуального задания.



Организационный момент. Целеполагание. 2 мин.


Учитель: приветствую Вас обществознания. Нам предстоит изучение интересной, важной, и довольно сложной темы, для чего вам понадобятся: учебник - источник вашего познания, тетрадь, карточки заданий № 1,2,3 - как средство вашего познания. Цель нашего урока: изучение новых понятий, установление их взаимосвязи, закрепление изученного, получение отличных результатов.

Скорость, внимание, активность - залог вашего успеха. Желаю новых, интересных знаний.

Устная работа. Формулирование задачи урока. 5 мин.


Учитель: экономика как организованная деятельность людей, направленная на создание благ, удовлетворяющих потребности человека, есть совокупность четырех последовательных, но взаимозависимых между собой этапов экономической деятельности. Назовите, каких?

Ученик: потребление, производство, распределение, обмен.

Учитель: взаимодействие этапов осуществляют экономические субъекты и объекты. Что мы подразумеваем под категорией субъектов и объектов экономики?

Ученик: экономическими субъектами экономики называют производителей и потребителей экономических благ, а объектами экономики называют экономические блага.

Учитель: взаимодействие субъектов экономики - это сложный процесс, естественный в своем основании и организованный обществом. Этот процесс организуется с помощью механизмов экономической деятельности, которые называются рынком, ценой, конкуренцией.

Запишите тему урока.

Сформулируем задачу урока совместно на основе вышесказанного.

Ученик: задача урока: выяснить, что такое рынок, цена, конкуренция, и установить их взаимозависимость.

Учитель: решить поставленную задачу вы сможете самостоятельно, последовательно выполняя задания, но обращая внимание на алгоритм ваших действий:

- исследуя основные характеристики взаимодействия продавцов, покупателей, производителей и потребителей как экономических субъектов, с помощью ответа на тестовые задания карточки № 1 мы выясним, что означает понятие рынок;

- построив схему взаимоотношений экономических субъектов, мы определим законы, по которым действует рынок;

- рассмотрев механизмы взаимодействия экономических субъектов, схему построения этих отношений, мы выясним, что означает понятие конкуренция.

Работая с карточкой, вы можете выделять (подчеркивать или помечать) наиболее важные понятия и определения.

Обратите внимание на карту достижений, которая расположена на доске. Выполняя задания поэтапно, на карточках № 1,2,3 вы проставите «+» напротив вышей фамилии на карте достижений.

Те, кто справятся с заданиями раньше других, получат карточку голубого цвета, решение задачи которой является ключом к ответам на вопросы карточек 1, 2, 3.

Изучение новой темы. Работа с разноуровневыми заданиями. 20 мин.


Ученик: приступают к работе с карточками. Поэтапно выставляют «+» в карту достижений.

Учитель: оказывает помощь при выполнении задания. Предварительно анализирует результат выполнения заданий. В случае затруднений, акцентирует внимание на себе, объясняет задание устно.

Устная работа. 8 мин.


Учитель: построим алгоритм изученного с помощью шагов. Начнем с субъектов экономических отношений. Производитель - это…

Ученик: (согласно выделенному определению в карточке) - субъект экономики, производящий экономическое благо с целью экономической выгоды.

Учитель: потребитель - это …

Ученик: экономический субъект, потребляющий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей. Экономический субъект, потребляющий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей.

Учитель: продавец - это…

Ученик: экономический субъект, предлагающий экономическое благо, с целью экономической выгоды.

Учитель: покупатель - это …

Ученик: экономический субъект, спрашивающий экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей.

Учитель: их взаимодействие происходит на основе…

Ученик: обмена, конкуренции.

Учитель: обмен - это…

Ученик: взаимодействие продавцов и покупателей с целью экономической выгоды.

Учитель: совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит к возможности обмена.

Ученик: это рынок.

Учитель: цена - это …

Ученик: количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу товара или внешнее выражение стоимости.

Учитель: взаимодействие экономических субъектов происходит на основе …

Ученик: обмена и конкуренции.

Учитель: конкуренция - это…

Ученик: экономическое соперничество между экономическими субъектами.

Учитель: но конкуренция бывает и таковой, где она не существует, достигнув своей максимальной точки, т.е. состояния, где конкурирующих субъектов так много, что они не оказывают влияние на цену и объем продаж. Такую конкуренцию называют…

Ученик: совершенной.

Учитель: конкуренция бывает и таковой, где она практически не существует, поскольку на рынке действует один субъект, устанавливающий цену и объем продаж самостоятельно. Такую конкуренцию называют…

Ученик: монополией.

Рефлексия. 3 мин.


Учитель: верно. Обратите внимание на получившуюся схему.

Предлагаю подвести итог урока. Проанализируем карту достижений. Посмотрим, какой из этапов вызвал особое затруднение. Кто заслужил отличные, хорошие и удовлетворительные результаты?

Ученик: анализируют достижения. Сравнивают с предварительным желаемым результатом.

Учитель: задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме. Задает индивидуальное домашнее задание по пройденной теме.


Карточка заданий № 1.


Выполните тест согласно следующим рекомендациям:

определите желаемую оценку ваших знаний по данной теме;

последовательно ответьте на вопросы теста, дающие возможность получить удовлетворительный результат в случае его успешного завершения;

обратите внимание на литеры вариантов ответа. Верные ответы по всем вопросам складываются в слово, являющееся «ключом» задания.

1.

Субъекты экономики, производящие экономическое благо с целью экономической выгоды можно классифицировать как:

д

производителей;

п

потребителей;

ч

покупателей;

ж

продавцов.

2.

Экономические субъекты, потребляющие экономическое благо с целью удовлетворения своих потребностей можно классифицировать как:

ц

производителей;

е

потребителей;

ш

покупателей;

о

продавцов.

3.

Всех тех, кто предлагает экономическое благо с целью экономической выгоды условно можно назвать:

б

производителями;

з

потребителями;

с

покупателями;

ф

продавцами.

4.

Всех тех, кто спрашивает (покупает) экономическое благо с целью экономической выгоды и удовлетворения своих потребностей, можно назвать:

к

производителями;

х

потребителями;

и

покупателями;

р

продавцами.

5.

Взаимодействие продавцов и покупателей с целью экономической выгоды можно назвать:

ц

обменом;

щ

конфликтом;

л

взаимодействием;

д

взаимовыручкой.

6.

Совокупность продавцов и покупателей, взаимодействие которых приводит к возможности обмена, или систему экономических отношений, основанную на обмене экономическими благами с целью взаимовыгоды можно назвать:

и

рынком;

ю

ярмаркой;

н

маркетингом;

в

компромиссом.

7.

Количество денежных единиц, уплачиваемых за единицу товара, или внешнее выражение стоимости товара можно назвать:

т

ценой;

г

спросом;

м

конкуренцией.


Карточка заданий № 2.


Выполните задания согласно следующим рекомендациям:


*

Внимательно изучите схемы и условия к ним.


*

Будьте точными в своих ответах.

1.

Дайте название знакам взаимодействия (стрелкам) между экономическими субъектами, если это:

ПОКУПАТЕЛЬ

Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».

РЫНОК

Урок Тема: «Экономическая сфера».


ПРОИЗВОДИТЕЛЬ


-

Внешнее выражение стоимости товара.

-

То, что ограничивает потребителя в его стремлении наращивать потребление, или ограничивает потребление ресурсов.

-

Мотивирует производителя в стремлении получить выгоду.

2.

Дайте название знакам взаимодействия (стрелкам) между экономическими субъектами, если это:

Производитель


Урок Тема: «Экономическая сфера».

Продавец

Потребитель


Потребитель

Продавец


Производитель

-

Экономическое соперничество за цены.

-

Экономическое соперничество за прибыль.

-

Экономическое соперничество за объем продаж.

-

Экономическое соперничество за улучшенные условия производства.

-

Экономическое соперничество за место на рынке.

-

Экономическое соперничество за ресурсы.


Карточка заданий № 3.


Выполните задание:

Экономическое соперничество между экономическими субъектами называют ______________. Рассмотрите виды _______________, дайте общее определение каждому из видов.

На рынке представлено множество продавцов и покупателей, продающих и покупающих множество товаров и услуг; конкуренция достигла наивысшего этапа; товар, его качество и объем продаж становиться однородными, а цены практически одинаковыми.

Ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.

Ситуация господства на рынке одного продавца, обладающего полновластной экономической свободой.

Урок Тема: «Экономическая сфера».

Урок Тема: «Экономическая сфера».

Урок Тема: «Экономическая сфера».

Это …


Это …

Это …


Карточка - «КЛЮЧ».


Вставьте пропущенные слова.

_______________ - экономический показатель кризиса, ситуация превышения спроса над предложением, т.е. недостачи товаров на рынке, вследствие нарушения законов _______________ борьбы, сопровождающаяся ростом __________.

Примечание: первое пропущенное слово является ключом к тесту карточки № 1.

МОДЕЛЬ.



Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».


Урок Тема: «Экономическая сфера».



Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».

Урок Тема: «Экономическая сфера».

Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».

Урок Тема: «Экономическая сфера».Урок Тема: «Экономическая сфера».



© 2010-2022