- Преподавателю
- Обществознание
- Практикум по обществознанию на тему: «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДА» (10 класс, базовый уровень)
Практикум по обществознанию на тему: «СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДА» (10 класс, базовый уровень)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шкарин Д.Ю. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Практикум по теме:
«СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРУДА»
(10 класс)
1. Как вы понимаете утверждение К.Д. Ушинского «Без личностного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». Какие выводы можно сделать из этой оценки роли труда в развитии человека? Аргументируйте свою точку зрения.
2. Уважите, что из перечисленного ниже является продуктом материального производства, а что духовного. Что не поддается не однозначному определению?
1) компьютер; 2) картина; 3) люстра; 4) художественный фильм; 5) освещение улиц; 6) газета; 8) станок; 9) новинка музыкальной песни; 10) прочтение книги.
3. На предприятие работает 20 рабочих, каждый из которых трудится 40 часов в неделю. Предприятие выпускает 800 мотоциклов в неделю. Какова производительность труда на предприятии? Подумайте, какие факторы влияют на этот показатель трудовой деятельности человека?
4. В России в 1993 году произошло 926 чрезвычайных ситуаций техногенного характера, что на 20% больше, что предыдущем году, а в 1994 году - уже 1440 аварий. Каковы основные причины увеличения производственных аварий, зачастую приводящих к гибели людей. Какова роль дисциплины в трудовой деятельности?
5. Правомерно ли деление профессий на «мужские» и «женские», аргументируйте свое мнение?
6. Какая профессия вам более знакома? Осуществите анализ этого профессионального труда: определите его цель, используемые технические средства, способы трудовой деятельности (технологию), трудовые операции и приемы. Подумайте, как можно повысить производительность этой трудовой деятельности?
7. Сравните содержание труда продавца в магазине и водителя автобуса.
8. Вдумайтесь в слова одного из пропагандистом научной организации труда в нашей стране в 19-х гг. А.К. Гастева:
«Мы возвеличиваем станок… Мы призываем рабочих к активности. Мы говорим им, что расчет твоих собственных функций автоматически разрешит вопрос об охране труда, расчет твоих функций, постоянное твое собственное творчество - это лучшие реформаторы производства…
Если бы даже все производство было механизировано, если бы все было поставлено на конвейеры и движущиеся ленты, мы знаем, что вместе с этим надо поставить задачу воспитания особого скоростного человека с его быстрой реакцией, с его способностью всегда быть настороженным и в то же время расходовать минимум нервной энергии».
Как оценить эти высказывания с точки зрения задачи повышения производительности труда? Аргументируйте свой ответ.
9. Установите соответствие между видами производства и их результатами:
Виды производства
Результаты производства
а) материальное производство;
1) холодильная установка;
б) духовное производство.
2) планшет;
3) открытие нового химического элемента;
4) спидометр;
5) сценарий кинофильма.
10. В США сотрудник, постоянно использующий компьютер, получает в среднем на 15% больше своего менее квалифицированного коллеги. Среднегодовой доход мужчин, имеющих диплом колледжа в 1995 году был примерно на 70% выше, чем у тех, кто некогда начал работа сразу же после окончания школы. В конце 1970-х годов эта разница составила лишь 43%. Какие выводы можно сделать из этих данных? Что означает характеристика «квалифицированный работник»?
2