Урок по теме Права потребителя

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы права» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности « Конструктор -модельер» Данный урок проводится при изучении раздела « Права человека». Тема урока: « Потребитель и его права». На изучение данной темы по программе отводится  1 час. Тип  урока  комбинированный Цели урока: Образовательные: Обеспечить усвоение  учащимися понятия правовой статус потребителя, способов защиты прав потребителей             Развивающие: развитие ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Методическая разработка урока по дисциплине «Основы права» разработана в соответствии с рабочей программой по специальности « Конструктор -модельер»

Данный урок проводится при изучении раздела « Права человека».

Тема урока: « Потребитель и его права». На изучение данной темы по программе отводится 1 час.

Тип урока комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение учащимися понятия правовой статус потребителя, способов защиты прав потребителей

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся;

  • развитие навыков самооценки, самопознания;

  • формирование мышления грамотного потребителя, готового отстаивать свои права.

Воспитательные:

  • умение работать в коллективе

  • воспитание активной жизненной позиции

  • воспитание культуры поведения потребителя

Для достижения целей на уроке используются: элементы проблемного обучения, обучение без насилия, диалогового .

На уроке используются компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация (Microsoft PowerPoint)

В результате проведения урока студент должен :

Знать: кто такой потребитель и в чём заключаются его основные права; каким образом можно защитить свои права в случае их нарушения.

Уметь: применить полученные знания в повседневной жизни.






План урока.

(слайд1)

  1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада видеть вас ! Устраивайтесь поудобнее, так чтобы Вам было комфортно и уютно, чтобы быть активными участниками нашей встречи.

Слайд 2 У каждого человека есть три пути, чтобы поступить мудро и правильно:

Первый самый благородный - это размышление,

Второй самый лёгкий - это подражание,

Третий самый горький - это опыт»

Конфуций, 5 в до н.э.


  1. Целеполагание урока .

Как понимаете эпиграф к уроку, как бы вы связали его с занятием?

"Любите ли вы ходить в магазин?

Остаёмся ли мы довольны общением с продавцами или качеством купленных товаров?- ( не всегда)

А знаем ли мы свои права? (частично)

Умеем ли мы свои права защищать? ( чаще всего нет)

Как защитить свои права в отношениях с продавцами, изготовителями?

Что делать, если вам продали товар ненадлежащего качества, если вас обвесили, обсчитали или попросту обманули?

Этим вопросам посвящено наше занятие.

Тема Потребитель и его права.

3.Актуализация

Каждый человек в современном мире что-то потребляет: одежду ,которую носит, диван , на котором отдыхает, пищу, которую ест, телефонную связь, которой пользуется .чтобы общаться на расстоянии.

Приобретая что-то за деньги, мы выступаем в качестве потребителя.

Какие возникают ассоциации?

Составить определение.!

Сравнить с определением записанным в законе о правах потребителя.

Слайд « Потребитель- это гражданин, имеющий намерение приобрести, либо заказывающий или приобретающий товары(услуги) исключительно для своих личных, (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.»

С какого возраста человек становится потребителем?( с рождения и в течение всей жизни)

Немаловажно, что Закон признает потребителем и того, кто еще ничего не купил, а только зашел в магазин, и наделяет его соответствующими правами.

Потребитель - именно гражданин, а не организация. Хотя организации могут заказывать, приобретать, но с точки зрения закона потребителями они не считаются».

4 Первичное усвоение материала

Ситуация:

Магазин - на полках товары. Многие товары без ценников. Продавец разговаривает с покупательницей. Та, увидев красивую упаковку, спрашивает:

-Ой, а что это?

Продавец:

-Это финтифлюшка.

Покупатель:

-А для чего она? Дайте посмотреть. Не для себя так хоть для мужа куплю.

Продавец:

-Тебе это не надо. У тебя денег не хватит, будет тут каждый спрашивать!

Подходит учительница:

-Сегодня нам зарплату дали. Куплю-ка я конфет. Побалую домашних. Дайте мне конфет.

Продавец:

-Вам, каких хороших или дешевых?

Учительница:

-Дайте мне птичье молоко - они мягкие и легкие, в коробке больше помещается. Спасибо.

Подходит третий покупатель:

-У вас гвозди есть?

Продавец:

-Есть.

Покупатель:

-А сотки есть?

Продавец:

-есть.

Покупатель:

-Взвесьте мне 1кн. соток гвоздей по 200 гр. в каждый кулечек.

Продавец:

-Выдумаешь тоже, сейчас я буду тебе взвешивать! Гвозди продаются только в наборе.

Покупатель:

-А что в наборе?

Продавец:

-Финтифлюшка.

Покупатель:

-А что это?

Продавец:

-Ты брать будешь или нет? Я сейчас ухожу, выходите из магазина, мне в банк надо. Давайте, давайте.

  • Какие права потребителя были нарушены?

Сегодня торгуют практически всем и везде. Из дефицитов остался только один товар - деньги. И как обидно порой бывает, когда купленный товар не подходит вам или не соответствует требуемому качеству.

Сталкивались ли вы, ваши родители, с нарушением потребительских прав?

Приведите примеры!

Сколько огорчений, потерянных денег и времени принесли эти ситуации !

В таких ситуациях пострадавшие всегда чувствуют свою правоту, но далеко не всегда знают, какие их права нарушены и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права.

7 февраля 1992г впервые в России был принят закон «О защите прав потребителей».

Ежегодно во всем мире по решению Организации Объединенных Наций 15 марта отмечается как Всемирный день прав потребителей. В этот день в 1962 году впервые в мировой истории президентом США Джоном Кеннеди были провозглашены четыре неотъемлемых потребительских права американских граждан:

  • на безопасность того, что им предлагают на потребительском рынке для их жизни, здоровья и имущества;

  • на достаточно полную и достоверную информацию о товарах и услугах, на основе которой они могли бы выбрать для себя наиболее подходящее; на саму возможность выбирать, а не брать "что дают";

  • наконец, на внимание властей, устанавливающих правила поведения на потребительском рынке, к их нуждам и интересам.

С тех пор перечень потребительских прав, признанных международными организациями, существенно расширился. В него вошли:

  • право на возмещение причиненного потребителю вреда,

  • право на просвещение потребителей,

  • на здоровую окружающую среду,

  • на удовлетворение основных нужд. Последнее означает право на физическую доступность для каждого жизненно необходимых ему предметов потребления - пищи, одежды, крова, лекарств и т.д.

( раздаточный материал)

Закон не только устанавливает основные права потребителя, но и закрепляет чёткие механизмы реализации этих прав.

В законе о потребителе говориться как о частном лице, о гражданине. Это связано с тем, что интересы организации защищают профессионалы (юристы, экономисты),а потребитель, как правило, вынужден защищать свои интересы самостоятельно.

«Бизнес с 1996 года постепенно разделился на «черный», не признающий никаких правил, стремящийся только обогатиться, и «белый», цель которого - надолго закрепится на рынке. Изменилось и поведение потребителей. Если в начале 90-х годов для продавца требование покупателей выдать чек было чем - то необычным, то к 1996 году это дело стало привычным. Среди производителей и торговцев началась нормальная конкурентная борьба за потребителей, но нечеткое законодательство стало тормозом в ее развитии. Поэтому в январе 1996 года в России была принята новая редакция закона «О защите прав потребителя ».

  1. Осознание и осмысление учебной информации

Слайд: Почему необходимо защищать права потребителей?

  • Потребитель чаще всего непрофессионал

  • Потребитель разобщён

  • Потребитель чаще всего юридически безграмотен

Т.о. благополучие человека как потребителя, зависит от его собственного грамотного поведения.

Защита прав потребителя- дело рук самого потребителя!

Предлагаю ситуации …. Как вы поступите?

(обсуждение)


  1. Покупатель Харитонов 10 февраля купил в магазине без примерки полуботинки для сына. 22 февраля этого же года он обратился к продавцу с требованием обменять полуботинки, ссылаясь на то, что они не подошли по размеру. Каковы должны быть действия продавца?

  2. Евгений Данилов приобрёл мобильный телефон, который время от времени самостоятельно выключался. Он обратился в магазин сотовой связи с просьбой обменять товар. Справедливы ли требования Данилова?

  3. Гражданка Кузнецова приобрела на рынке шубу. Придя домой, она обнаружила в шубе брак. Решив больше никогда не покупать дорогие вещи на рынке, она хочет вернуть товар продавцу. Имеет ли она на это право?

  4. Гражданка Иванова приобрела в ЦУМе блузу за 1000 рублей. Но зайдя в соседний магазин, обнаружила такую же, но дешевле. Покупательница, решив сэкономить, вернулась в ЦУМ для возврата блузы. Имеет ли она право вернуть товар?

6.Первичное закрепление учебного материала

? Как можно защищать свои права потребителя?

…………………………………….( предполагаемые ответы учащихся)

Если вы считаете, что ваши права нарушены, то действовать надо следующим образом.

Прежде всего попросите вызвать руководителя или пойдите к нему сами и спокойно (главное - спокойно!) поинтересуйтесь, где находится книга жалоб. Она должна находиться в доступном для покупателя месте и выдаваться по первому требованию. Вы можете оставить запись в книге, кратко изложив свою претензию.

Если руководство магазина демонстративно не намерено удовлетворить вашу претензию, запишите адреса и телефоны вышестоящих и контролирующих организаций - они также должны быть вывешены в торговом зале.

Храните товарные чеки. Чек - это документ, доказывающий, что вы действительно купили товар именно в этом магазине. Только при наличии чека с вами будут разговаривать.

  1. Составить претензию. ( на столах образец и бланк для заполнения)

Приложение №…

Претензия пишется в 2 х экземплярах- один уполномоченному лицу, второй у потребителя. дата и подпись лица принявшего претензию

7. Рефлексия

  • Вернёмся к началу занятия: на все ли вопросы мы смогли найти ответы?

  • Всё ли что вы знали, оказалось истинным?

  • На что мы должны обратить внимание по данной теме?

  • *Что полезного для себя я взял с занятия, как с смогу использовать полученные знания?

Надо сказать, что за годы существования Закона "О защите прав потребителей" у наших граждан знаний о своих потребительских правах и решимости защитить их заметно прибавилось. Значительно выросла и результативность защиты прав потребителей. Большинство продавцов и производителей товаров и услуг, когда видят грамотно составленные претензии, стараются не доводить дело до суда и удовлетворяют законные требования потребителей.

Нашу встречу хочу закончить словами:

Я потребитель и ты потребитель,
Медик, рабочий, артист, телезритель.
Для каждого пешего или водителя
Есть день защиты прав потребителя.

Имею я право быть образованным,
Услышанным быть и защищенным,
На информацию право имею.
Ею воспользоваться, знаю, сумею!

Джон Кеннеди первый назвал нам права
И были все то не пустые слова.
Предприниматель иль благотворитель,
С днем защит прав тебя, потребитель!

Спасибо всем за урок!

Всего доброго ! До свидания!


  • Существует несколько правил, которые помогают отстаивать потребителю свои интересы самостоятельно, не обращаясь ни в какие органы. Вам предлагается текст. Прочитайте его, а справа сделайте отметки «+» - я так и делаю, «!» - обычно я так не поступаю, надо запомнить, «?» - уточнить.

Текст для самостоятельного чтения

Приложение №…

Советы потребителю:

  1. Прежде всего необходимо знать свои права, установленные Законом «О защите прав потребителей», правилами продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Хорошо, если эти документы есть у вас дома, и вы их изучите самостоятельно.

  2. Чтобы самостоятельно отстаивать свои права, вы должны получить полную и достоверную информацию о продавце (изготовителе, исполнителе) и о тех товарах (работах, услугах), которые вы приобретаете.

  3. Сохраняйте чеки, квитанции, расписки, инструкции, технические паспорта, гарантийные талоны, потому что в случае возникновения споров вы должны будете приложить необходимые документы к претензии, заявлению.

  4. Если нарушены ваши права, обратитесь с устной претензией к должностному лицу предприятия (директору, администратору, управляющему). Зачастую такого обращения бывает достаточно для восстановления ваших прав.

  5. Если магазин или мастерская предлагает вам «заключить мир» на приемлемых условиях, а вы, рассчитывая на большее, обращаетесь в суд, то можете оказаться «у разбитого корыта». Конечно, без возмещения суд вас не оставит, но может обязать ответчика выплатить уже предложенную вам ранее сумму или даже урезать её, потому что попытка ответчика пойти на мировую учитывается. И ни о каком возмещении морального вреда речи не пойдёт: вам же предложили исправить ситуацию, а вы сами отказались.

  6. В случае отказа продавца (изготовителя, исполнителя) по устному требованию удовлетворить ваши права напишите на имя руководителя предприятия (в двух экземплярах) претензионное письмо с чётким изложением фактов, к которому приложите ранее упоминавшиеся документы. Письмо можно передать лично или отправить заказным по почте. Копию оставьте себе.

Практика показывает, что подобных заявлений со стороны потребителя бывает достаточно для добровольного разрешения конфликтной ситуации.


Приложение №…


«_______» «________» 2000_г. я купил в вашем магазине «товар». Этот факт подтверждается чеком и отметкой - штампом магазина в руководстве по эксплуатации «указывается наименование товара». Тем самым между мной и вашим магазином был заключён договор купли-продажи «товар». Заплатив за него «сумма», я все свои обязательства перед вашим магазином выполнил.

«_______» «________» 2000_г. купленный в вашем магазине «товар» вышел из строя - «что случилось». То есть «товар» оказался с недостатками. Руководствуясь п.1 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей»

Предупреждаю вас о том, что за каждый день просрочки исполнения моих требований свыше 20 дней с момента предъявления вам этой претензии. А также за каждый день непредставления мне в добровольном порядке неустойку в размере 1% от стоимости «товара».
Основания п.5 ст.13. ст.21 закона РФ «О защите прав потребителей».
Если вы откажетесь выполнить мою претензию и защитить меня досудебном порядке. Я вынужден буду для своей защиты обратиться с иском в суд. В исковом заявлении к вам я буду добиваться не только выполнения требований, изложенных в настоящей претензии. Но и возмещения морального вреда, который я оценю в размере стоимости «товара» на момент предъявления иска, а возможно и больше, в зависимости от вашей реакции на мою претензию. Основание: ст.15 закона РФ «О защите прав потребителей».
Предупреждаю вас также о том, что в случае отказа вами выполнить добровольно мои требования при рассмотрении иска в суде с вас может быть взыскан штраф в размере цены моего иска. Это принесёт вам прямой ущерб, т.к. изготовитель «товара» может компенсировать все ваши расходы по удовлетворению моих законных требований, кроме штрафа, который взыскивается в соответствующий бюджет. Основания: ст.13 закона РФ «О защите прав потребителей».


  • Требую

  • заменить «товар» на «товар» другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

  • «товар» на «товар» аналогичной марки;

  • расторгнуть договор и произвести со мной расчёт исходя из стоимости «товара»на момент предъявления этой претензии;

  • либо безвозмездное устранение недостатков «товара». При этом доставку его для ремонта и возврат осуществить безвозмездно силами Вашего магазина, а также на время ремонта предоставить мне немедленно безвозмездно с доставкой за Ваш счёт аналогичного «товара»; основание: п.п.1 и 6 ст.18, ст.19 закона РФ «О защите прав потребителей»;

Запомните несколько простых правил, соблюдая которые вы избежите многих неприятностей.

Правило 1. Знайте, Закон обязывает продавца, изготовителя и исполнителя предоставлять потребителю полную и достоверную информацию. Если какие-то существенные для вас товар или услуга, а также те, кто их предлагает, вам не знакомы, то соберите о нем как можно больше информации из различных источников - из специальных журналов, Интернета, посоветуйтесь с профессионалами, внимательно изучите сопроводительную документацию (технический паспорт, инструкцию по эксплуатации), сведения на этикетке. Помните, что эта информация должна быть обязательно на русском языке. Не делайте необдуманного выбора, не покупайте первое, что вам попалось на глаза - на рынке сегодня достаточно большая конкуренция, и у вас есть возможность сравнить цены на товары и услуги, оценить предлагаемый уровень потребительских свойств и функций, выбрать более надежную фирму, готовую предложить вам более выгодные условия гарантий и послепродажного сервиса. Не нужно бояться задавать вопросы. Одним из критериев профессионализма и надежности фирмы является ее умение работать с потребителем, умение вести доброжелательный диалог и готовность предоставить любую интересующую информацию.

В тех случаях, когда вы покупаете хорошо известные товары: молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки - обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации. Никогда не покупайте товар, срок реализации которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене. Это прямое нарушение Закона продавцом, последствие которого может стать отравление или иное серьезное заболевание.

Правило 2. Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу никогда не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи. Обязательно посмотрите на оформление документа: наличие в нем информации о названии фирмы (предприятия), ее адрес, печать, подписи, убедитесь в том, что название магазина, где вы совершаете покупку, соответствует названию в заполненных и передаваемых вам документах1[1]. Если позже с приобретенным вами товаром возникнут неприятности, наличие этих документов (хотя по Закону их отсутствие не является основанием для отказа вам в законной претензии) поможет без лишних проблем возместить стоимость товара или обменять его на другой.

Правило 3. Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую - есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. Здесь очень важно грамотно, со знанием своих законных прав вести разговор с представителями фирмы и, прежде всего, правильно оформить претензию, в которой должны быть четко изложены суть дела и ваши требования. Претензию обязательно надо подать в письменном виде и потребовать от представителя продавца сделать отметку о приеме на втором экземпляре, который останется у вас. Если вам откажут в этом, то претензию надо будет направить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. И не забывайте, что ваша опора - это Закон "О защите прав потребителей", а также конкретизирующие и дополняющие его правила торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей.

С Законом Вы можете ознакомиться в библиотеке. Правила продажи товаров должны быть в каждом магазине, и в наглядной и доступной форме доведены продавцом до сведения покупателей. Те, кто умеют пользоваться Интернетом, необходимую информацию (тексты закона и правил, образцы претензий, исковых заявлений в суд, советы, как себя правильно вести в той или иной ситуации) могут получить на сайте potrebitel.net.

В Законе четко определен перечень требований, которые могут быть предъявлены потребителем, если ему продан товар ненадлежащего качества. Он вправе по своему выбору потребовать:

безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление самим потребителем, а также соразмерного уменьшения покупной цены,

замены на товар той же марки (модели, артикула),

замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены,

расторжения договора купли-продажи, при этом потребитель возвращает продавцу или изготовителю товар ненадлежащего качества с требованием возврата его стоимости.

Этот порядок действует в том случае, если не закончился гарантийный срок на товар. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки не установлены, потребитель вправе предъявлять указанные требования, если недостатки товара обнаружены в пределах двух лет со дня передачи его потребителю, и если он сумеет доказать, что их причины возникли до передачи товара ему

Все ваши требования должны быть удовлетворены добровольно и в определенные законом сроки. Однако, если продавец или изготовитель сочтут, что в недостатке товара виноваты вы сами (неправильно эксплуатировали, разбили, сломали), они обязаны организовать экспертизу. И если она подтвердит вашу вину, придется вам оплатить ее стоимость.

А что делать, если продавец отказывается исполнить ваше законное требование или тянет с его выполнением? Тогда надо обратиться в суд, где ему, может быть, предписано оплатить стоимость товара, неустойку за то время, которое он отказывался удовлетворить ваше требование, возместить причиненный моральный вред (сумму физических и нравственных страданий), который был нанесен потребителю, при этом он еще будет обязан заплатить штраф. Теперь уже большинство фирм редко доводят дело до суда, поскольку это грозит им большими убытками, и предпочитают договориться с потребителем.

Правило 4. А что делать, если вы сами не можете составить претензию? Тогда следует обратиться в государственные или общественные органы по защите потребительских прав. В администрациях многих городов, районов, областей есть специальные работники, которые по долгу службы обязаны защищать права потребителей. Можно также обратиться в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Во многих регионах действуют общественные организации - члены Союза потребителей России. Там вы можете получить необходимые консультации и иную помощь, которой в 2006 году воспользовались свыше 200 тыс. потребителей. Если позволяют средства, а ваше дело не очень простое, стоит обратиться к адвокату, имеющему опыт подобных дел.

Но приятнее всего, да и экономнее, справиться с защитой своего нарушенного права самому.

Когда у вас появляются сомнения в качестве продовольственных товаров, надо обратиться в органы Роспотребнадзора, где проведут необходимую экспертизу. Если вас обвесили или обсчитали, и ваше требование провести перерасчет не выполняется, следует обращаться в Роспотребнадзор или органы внутренних дел (милицию).

Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное - старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы

Образец претензии

Директору магазина "Бытовая техника",
расположенного по адресу: ул.Фурманова, 2.

от Иванова Ивана Ивановича,
проживающего по адресу: ул. Ленина, 12, кв.5, тел. 22-22-22.

ПРЕТЕНЗИЯ

Часть первая- изложение фактов. В этой части претензии описываются события, произошедшие до обнаружения недостатков. 15.06.2003 года я купил в Вашем магазине телевизор "Sony", стоимостью 12750 рублей. На телевизор был установлен гарантийный срок 12 месяцев. 28.01.2004 г. телевизор перестал работать.

Часть вторая- требования потребителя. В соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей", требую:

Провести гарантийный ремонт телевизора.

На время ремонта предоставить мне во временное пользование аналогичный телевизор.

Т.к. телевизор весит более 5 кг. - доставить его для ремонта и обратно за счет Вашего магазина

Часть третья - пугательная, необязательная, но, как показывает практика, самая действенная, поэтому настоятельно рекомендую включать ее в текст претензий.

Ставлю Вас в известность, что в случае, если Вы не выполните мои законные требования в установленный срок, Вы будете обязаны выплатить мне неустойку в размере 1% в день от стоимости телевизора.

Если Вы откажетесь выполнить мои законные требования, я оставляю за собой право обратиться в суд, который буду просить принудить Ваш магазин выполнить мои законные требования, а также взыскать моральный ущерб и штраф в пользу государства в размере цены иска за отказ добровольно выполнить требования потребителя, что принесет Вашему магазину дополнительные убытки.


на безопасность того, что им предлагают на потребительском рынке для их жизни, здоровья и имущества;

на достаточно полную и достоверную информацию о товарах и услугах, на основе которой они могли бы выбрать для себя наиболее подходящее; на саму возможность выбирать, а не брать "что дают";

наконец, на внимание властей, устанавливающих правила поведения на потребительском рынке, к их нуждам и интересам.

право на возмещение причиненного потребителю вреда,

право на просвещение потребителей,

на здоровую окружающую среду,

на удовлетворение основных нужд. Последнее означает право на физическую доступность для каждого жизненно необходимых ему предметов потребления - пищи, одежды, крова, лекарств и т.д.

1

© 2010-2022