Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношения

Материал урока можно использовать для проведения открытого урока обществознания в 10 классе с применением методов и приемов технологии развития критического мышления. Целями данного урока являются: формирование представлений о признаках наций и народностей, о формировании межнациональных отношений. Формирование представления о урегулировании межнациональным конфликтов.  Данный урок - это урок изучения нового материала с применением методов технологии критического мышления: "кластер" (на стадии в...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияКонспект урока по обществознанию в 10 классе на тему: Нации и межнациональные отношенияУрок обществознания в 10 классе.

Тема: «Нации и межнациональные отношения в РФ»

Учитель: Тормина А.В.

Цели:

  1. Образовательные:

  • Дать определения основным понятиям темы: «этнос», «народность», «нация»

  • Сформировать представления о признаках наций и народностей, о формировании межнациональных отношений

  • Сформировать представление о регулировании межнациональных конфликтов

  1. Развивающие:

  • Развитие навыков критического мышления

  • Развитие умений анализировать представленный текст

  1. Воспитательные:

  • Продолжить работу над формированием понятийного аппарата по предмету

  • Совершенствование умений выделять главную информацию, делать выводы и обобщения

Оборудование: презентация и мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением приемов технологии развития критического мышления.

Приемы: кластер, дерево предсказаний, синквейн.

Ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

  1. Вызов

классыПрием: кластер

Актуализация полученных знаний, формирование мотивации изучению нового материала.

групповыеДля перехода к новой теме, ученика предлагается составить кластер по теме: «Социальные отношения». Данный прием поможет выявить проблемные, неизученные учениками темы.

межнациональные

сословия

Социальные конфликты

Социальные группы

группы

Социальные отношения



Этнические общности

Отношения между людьми



родл

народность

нация

племя

Вопросы: Какие темы и понятия вам не знакомы?

Как вы объясните понятия «род», «племя»?

Какие из социальных отношений вы еще изучали?

Сообщение темы урока: «Нации и межнациональные отношения»

Постановка целей урока, выполнения первого задания.

Составление кластера с помощью учителя и выделение нового, неизученного материала.



Должны ответить на сопутствующие вопросы учителя.

Этнические общности

Национальное самосознаниеОсмысление

Представление нового материала, с использованием приема «Дерево предсказаний».

Класс делится на пять групп, в соответствии с разделами параграфа.

1 группа: «Этнические общности»

2 группа: «Национальное самосознание»

3 группа: Межнациональное сотрудничество»

4 группа: «Межнациональные конфликты»

5 группа: «Национальная политика»

На основании представленных материалов групп, составляется «Дерево предсказаний».

Межнациональное сотрудничество

Межнациональные конфликты

Национальная политика

Нации и межнациональные отношения





  1. Этнические общности: род, племя, народность, нация

  2. Межнациональные конфликты:

  1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).

  2. Этнотерриториальный (определение границ нации).

  3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).

  4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Изучают текст параграфа 17, и отмечают, что они уже знают, что им знакомо, а что они еще должны узнать.

Учащиеся изучают текст параграфа и составляют кластеры по предложенным темам.









Учащиеся по ходу выступления представителей от групп, ведут записи в тетради, задают вопросы, дополняют.

  1. Рефлексия

Учащимся предлагается составить выполнить задание: «Весной 2002 г. молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по одной из самых оживленных трасс Подмосковья - Киевскому шоссе, увидела на обочине плакат с призывом к убийству евреев. Его миновали сотни машин, но только Татьяна остановилась и попыталась сорвать позорный плакат. Однако плакат оказался заминирован, и женщина сильно пострадала от взрыва, но к счастью осталась жива. Позже, Указом Президента РФ она была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой.

Как вы объясните, почему Татьяна Сапунова не проехала мимо плаката? Выскажите вашу оценку:

а) действий и позиций тех, кто установил плакат;

б) тех, кто спокойно проезжал мимо;

в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги;

г) заявлений, сделанных в СМИ»

Каждая группа должна написать синквейн на заданную тему. Ученика предлагается памятка по написанию синквейна.

Выполняют задание, отвечают на поставленные вопросы.









Ученики составляют синквейн.

Домашнее задание

Прочитать параграф № 17

Стр. 195 задания - выполнить по выбору любые 2 задания устно.

Написать эссе на стр.196 по теме:

«Нация есть душа, духовный принцип…Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв»















Приложение.

  1. Графическая модель любой схемы:

Целое

Элементы взаимодействия (связи) свойства системы

(отличительные

особенности)





  1. Правила написания синквейна

1 строка - существительное (предмет темы)

2 строка - 2 прилагательных (причастия), описывающих предмет

3 строка - 3 глагола- действия предмета

  1. строка - краткое предложение, описывающее отношение автора к предмету

  2. строка - существительное, расширяющее смысл темы.









Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы





Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы





Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы





Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы





Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы






© 2010-2022