Рабочая программа по обществознанию (8 класс)

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа

с. Тихменево»


УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ

ЛГО с. Тихменево

_______И.И. Калашник

«____» __________201 __г.





Рабочая программа

по обществознанию

для 8 класса

на 2015 - 2016 учебный год





Составитель:

Кирина Лариса Ивановна,

учитель истории

и обществознания





Рассмотрено на заседании СОГЛАСОВАНО

методического совета школы Зам. директора по УВР

протокол №______ от _________ Цымбалюк К.В.

«____» ___________201___г. «____» ___________201___г.

Тихменево 2015


Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка. 3

  2. Содержание учебного предмета. 6

  3. Календарно-тематическое планирование. 8

  4. Организация текущего и промежуточного контроля. 25

  5. Учебно-методическая литература для учителя и учащихся. 28




























Пояснительная записка


Рабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования МО РФ 2004 г. по обществознанию и Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения.

Вид рабочей программы: основная общеобразовательная.

Актуальность данного курса заключается в возможности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Цель обучения.

Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.

Задачи курса:

  • помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;

  • осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;

  • учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.

В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,

различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:

семье, в классе, в кругу друзей.

Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.

Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:

  • становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;

  • формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;

  • утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.

Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:

  • воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.

Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:

  • освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Формирование универсальных учебных действий (умений):

  • самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;

  • участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;

  • осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы)

  • критически оценивать достоверность полученной информации.

Результаты обучения

Результаты обучения обществознанию в 8 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ в соответствии с государственным образовательным стандартом

В результате изучения обществознания в 8 классе (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Используемый учебно-методический комплект:

  • Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- Москва «Просвещение», 2009.

  • Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.

  • Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 8 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2009 год.

Интернет-ресурсы:

- fcior.edu.ru

- shool-collection.edu.ru

- Wikipedia.org/wiki/

Содержание учебного предмета (основные блоки) 8 класс (34 ч.) Человек и общество (4часа)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. .

Сфера духовной культуры (9 час)


Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (14 часов)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

. Роль собственности и государства в экономике.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.


Социальная сфера (5 часов)


Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

.

Итоговое повторение-2 часа








Календарно - тематическое планирование по обществознанию

8 класс

№ урока


дата

Тема раздела,

урока

Тип урока


Элементы содержания программы

Требования к уровню подготовки учащихся,

основные понятия


Д\З



Раздел 1

Человек и общество

4 ч.

Раздел

Человек

Общество

1/1


Личность. Жизненны ценности.

Урок изучения нового материала

Раздел Человек

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение.

Раздел. Социальная сфера. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения.

Раздел: Сфера духовной культуры.

Социальные ценности и нормы

Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач. Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конфетными примерами.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

§1,вопр. В классе и дома в. 4 письменноРТ з.1,2, 5

2/2


Общество как форма жизнедеятельности людей.Мотивы деятельности. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Деятельность человека и ее основные формы.

Комбинированный урок,

интерак-

тивная беседа

Раздел Человек

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Раздел. Социальная сфера Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах показывать роль потребностей в формировании личности. Уметь анализировать свои потребности и выстраивать пути их удовлетворения. Давать определение понятиям: потребность человека, иерархия потребностей, деятельность.

§2п 1,2

.вопросы Записи в тетр.,.

3/3


Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Комбинированный урок, Интерактивная беседа

Раздел Общество.

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конфетными примерами.

Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. Анализировать проблемную ситуацию.

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

§2

.вопросы,

РТ


4/4


Развитие общества. Традиционное, индустриальное, информационное общества.


Комбинированный урок,

С элементами практикума.


Раздел «Общество:

Развитие общества Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Систематизировать знания и умения, учащихся по теме:

Человек и общество.

Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Уметь определить тип конкретного общества. Давать определение понятиям: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное

§3.вопросы,

В классе и дома, В.1, 2




Раздел 2.

Сфера духовной культуры 9 ч

Сфера духовной культуры

5/1



Сфера духовной культуры и ее особенности.

Урок изучения нового материала

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений.

Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры, законы

§4.вопросы,

В классе и дома.

РТ т.1, з.2,3,5, понятия

6/2

Ценности и нормы морали.

Комбинированный урок

С элементами практикума


Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал..

Раздел. Социальная сфера.

Социальные нормы. Социальная ответственность..

Знать:

- основные положения урока;

- термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- находить в СМИ информацию по заданной теме;

-приводить примеры правовых отношений

Знать термины и понятия: права человека, гражданские права, политические права, экономические, социальные, культурные права, документы о правах человека, характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый), обязанности человека, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка

§5,

Вопросы, в классе и дома.

РТ т.2, з.1-8

7/3


Долг и совесть.

Комбинированный урок


Долг и совесть.

Знать:

- основные положения раздела;

- термины: свобода, закон, справедливость.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме

Понятия:

Законы, справедливость

§6.вопросы, в классе и дома. РТ т.3, з.1,3,4,7,8

8/4


Долг общественный и долг моральный

Комбинированный урок


Долг общественный и долг моральный. Патриотизм и гражданственность

- основные положения раздела;

- термины: свобода, закон, справедливость.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме

Понятия:

Законы, справедливость

§7

9/5



Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Возможности получения общего и профессионального образования в регионе.

Комбинированный урок


Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

.

Знать:

  • основные положения урока;

  • термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  • оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;

  • приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;

- выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.

Дисциплина, воинская дисциплина, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина, внешняя и внутренняя дисциплина, самоконтроль, самовоспитание, воля,

§8.вопросы, в классе и дома в. 1 письменно,

РТ т.№5, з.1,2, 3,4,5,6,7,8

10/6


Наука, ее значение в жизни современного общества.

Комбинированный урок с элементами практики


Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире

Знать:

- основные положения раздела;

- термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  • соотносить конкретный казус с видом правонарушений;

  • работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.

  • Знать понятия:

  • Правонарушение, проступки, преступление, наказание, юридическая ответственность, подстрекатель, соучастник, штраф

§9.вопросы, в классе и дома.

Сделать подборку из газетных статей по теме.

11/7



Религия, религиозные организации и объединения. Религиозные объединения в регионе. Свобода совести

Комбинированный урок с элементами практики


Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

§10.вопросы, в классе и дома.

Нарисовать картинки по теме. Сделать подборку из газетных статей по теме

12/8

(из резерва)


Практикум. По теме

Сфера духовной культуры

Социальный урок-практикум

Обобщать изученный материал по теме Политика и социальное управление

Знать основные положения урока, Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; -работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, ситуаций, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.

повт. §1 - §7, понятия

13/9

Из резерва


Зачет № 1

Сфера духовной культуры

Контрольно-обобщающее занятие

Систематизировать знания и умения, учащихся по теме:

Сфера духовной культуры

Тест № 1, в формате ГИА

Решение практических задач социальных ситуаций в рамках темы


Написать эссе по теме



Раздел 3

Экономика - 14 часов


Раздел Экономика.

14/1


Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

экономика региона

Урок изучения нового материала

Раздел Экономика.

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Знать:

- Влияние экономики на поведение людей. основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики

- термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель;

- сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- решать познавательные и практические задачи в рамках материала.

Понятия: Экономика, производство, распределение, обмен, потребление, экономические продукты, натуральное хозяйство, производительность труда, товарное хозяйство, производитель, потребитель, ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).

§ 12,Вопросы,

РТ

15/2


Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Комбинированный урок, с элементами практики.

Раздел экономика.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Знать:

- основные положения урока;

- термины: экономические системы; собственность

Уметь

- анализировать каждую экономическую систему,

- определять виды собстенности;

делать выводы, отвечать на вопросы

Понятия:

Мастер, квалификация, заработанная плата (повременная, сдельная), трудовое денежное вознаграждение, условия определения заработной платы, количество и качество труда,

§ 12,13, вопросы, РТ, Привести примеры из периодической печати по теме

16/3


Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Рыночное равновесие.


Комбинированный урок с тестовым опросом.

Раздел экономика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

.

Знать:

- Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Цена как регулятор спроса и предложения; Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство.

- основные понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Уметь:

-решать задачи на определение затрат, выручки прибыли.

Понятия:

Производство, затраты производства, постоянные и переменные затраты, разделение труда в производстве, прибыль, налоги,

§ 14, вопросы, , РТ з.1,2, 5,6, 7,8.

17/4



Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.


Комбинированный урок с тестовым опросом

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Знать:

- основы производства, виды производства;

- влияние производства на экономику в целом;

- основные понятия:

- труд, специализация, факторы производства.

Иметь представление о производстве как основе экономики.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

-решать познавательные и практические задачи в рамках материала.

-

§ 15, вопросы, , РТ. Привести примеры из периодической печати по теме

18/5


Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Комбинированный урок, с элементами практикума.

Раздел экономика.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Знать:

- основные положения урока;

- термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты;

- приводить примеры из жизни по теме;

- решать задачи на определение затрат, выручки прибыли

Понятяи: Бизнес, виды бизнеса (производственный, торговый, торговый, финансовый, страховой, посреднический), формы бизнеса (индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество).

§ 16,

РТ Привести примеры из периодической печати по теме.

, Задания по группам: разработать рекламу нарисовать рекламу своего товара.

19/6


Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях

Комбинированный урок

Раздел экономика.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях

Знать:

-Экономическая роль государства. поддержание государством общественных институтов. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги;

- определения понятий: : налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика. Уметь:

- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- применять знания на практике;

- самостоятельно моделировать заданную ситуацию.

§ 17, , вопросы, в классе и дома

РТ

20/7


Товары и услуги. Обмен, торговля. Деньги. Функции и формы денег.

Комбинированный урок с элементами практикума.

Раздел экономика.

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя Деньги. Функции и формы денег..

Знать:

-Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

- ориентироваться в типичной для подростка ситуации;

- осуществлять поиск необходимой информации.

Понятия: прожиточный минимум, деньги, функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средства накопления, мировые деньги), кредитная карточка, банк, ассигнации.

§ 18, РТ Составить таблицу «Функции денег», подг. Инд. Сообщение на тему «История денег»

21/8


Реальные и номинальные доходы.

Комбинированный урок с элементами практикума.

Реальные и номинальные доходы. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами

Реальные и номинальные доходы. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами

§ 19, РТ

22/9


Инфляция. Семейный бюджет Сущность, формы и виды страхования.

Комбинированный урок с тестовым опросом.

Раздел экономика.

Инфляция Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Знать:

- основные положения урока;

- термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  • самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

  • решать практические задачи в рамках темы.

Понятия:

  • Ресурсы семьи (материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые), личное подсобное хозяйство, рантье, доходы семьи (фиксированные и переменные), Трудовой Кодекс РФ, семейный бюджет, расходы семьи (обязательные и произвольные), оптимизация

§ 20, РТ , составить семейный бюджет

23,24/10,11


Безработица. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Комбинированный урок с элементами практикума.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Знать:

- Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

§ 21, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме

25/

12


Международная торговля. Обменные курсы валют.

Комбинированный урок

Международная торговля. Обменные курсы валют.

Знать:

- структуру мирового хозяйства;

- особенности внешней торговли;

Содействовать развитию экономического мышления.

Уметь:

- осуществлять экономический анализ на основе статистических данных;

- понимать последствия внешнеторговой политики;

- экономически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют;

§ 22, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме

26/

13


Практикум по теме «Экономика»

Практическая работа


Учимся применять полученные зна-
ния в практической деятельности по теме «экономика»

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.

повт. §11 - §22, понятия

27/

14


Зачет № 3

По теме

«Экономика»

Контрольно-обобщающее занятие

Обобщать изученный материал по теме:

«Экономика»

Зачет № 3

Тесты в формате ГИА по теме

уметь применять полученные знания в процессе написания тестовых работ разного уровня


Написать эссе по теме «Экономика»



Раздел 4

Социальная сфера 5 ч.

Социальная сфера


28/1



Социальная структура общества. Социальные группы и общности

Социальная структура населения в регионе.

Комбинированный урок с элементами практикума.

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Знать:

- Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в структуре общества. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Классы как основа стратификации. Историческое происхождение и типология классов

Уметь анализировать:

- Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека.

- Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж,

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  • самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

  • решать практические задачи в рамках темы.

§ 23, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме

29/2


Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальное неравенство. Социальная мобильность.

Комбинированный урок с элементами практикума.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества.

Знать:

- Взаимосвязь статуса и роли. Социальное расслоение.

Понятия:

- социальная роль, статусные символы социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  • самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

  • решать практические задачи в рамках темы.

§ 24, РТ , повт. Тему «Социальные конфликты»

Привести примеры из периодической печати по теме

30/3



Этнические группы и межнациональные отношения

в России и регионе Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ

Комбинированный урок с элементами практикума.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ

Знать:

- Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Формирование нации и её отличительные черты.

- Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование - многонационального государства.

Уметь анализировать:

История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления

Основные понятия:

- этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты

Уметь:

  • анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;

  • самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

  • решать практические задачи в рамках темы.

§ 25, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме

31/4


Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Образ жизни.

Комбинированный урок с элементами практикума.

Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Образ жизни.

Знать:

- сущность понятия «отклоняющиеся поведение»

Уметь:

  • анализировать последствия опасных форм поведения,

  • - причины негативного поведения; - делать выводы, отвечать на вопросы;

  • самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;

  • решать практические задачи в рамках темы.

§ 26, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме

32


Зачет № 3

По теме

«Социальная сфера»

Контрольно-обобщающее занятие

Обобщать изученный материал по теме:

«Социальная сфера»

Зачет № 3

Тесты в формате ГИА по теме

уметь применять полученные знания в процессе написания тестовых работ разного уровня


Написать эссе по теме «Социальная сфера»

33



Итоговое повторение. Человек и общество.

Сфера духовной культуры.

Социальная сфера

обобщающее занятие

Систематизировать знания и умения, учащихся по теме: «Человек и общество. Сфера духовной культуры. Социальная сфера»

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.

34

Итоговое повторение.Экономика

обобщающее занятие

Систематизировать знания и умения, учащихся по теме: «Экономика»

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.



Организация текущего и промежуточного контроля


п/п

Разделы в соответствии с примерной программой

Тема урока

Количество часов

Дата

Из них





Лабораторные и практические (темы)

Контрольные и диагностические (темы)

экскурсии

1

Раздел 1. Человек и общество

4 ч





1.1

Ч+СФ

Личность. Мировоззрение.

.

1





1.2

Ч+СФ

Общество как форма жизнедеятельности людей.

1





1.3

О

Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.

1





1.4

О

Движущие силы общественного развития. Развитие общества Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Зачет № 1

Человек и общество.

1



Человек и общество.


2

Раздел 2. Сфера духовной культуры

9





2.1

НРК-2

ДК

Культура личности и общества Тенденции развития духовной культуры Сфера духовной культуры и ее особенности.

1





2.2

ДК+СФ

Гуманизм. Добро и зло Моральный самоконтроль личности Моральный идеал Мораль. Моральный выбор

1





2.3

ДК

Долг и совесть. Патриотизм и гражданственность

1





2.4

НРК-3

ДК

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Возможности получения общего и профессионального образования в регионе.

1





2.5

ДК

Наука, ее значение в жизни современного общества.

1





2.6

НРК-4

ДК

Религия, религиозные организации и объединения. Религиозные объединения в регионе. Свобода совести

1





2.7

ДК

Практикум. По теме

Сфера духовной культуры

1

Сфера духовной культуры



2.8

ДК

Зачет № 1

Сфера духовной культуры

1



Сфера духовной культуры


3

Раздел 3 Экономика


14





3.1

НРК-5

Э

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.

экономика региона

1





3.2

Э

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

1





3.3

Э

Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Рыночное равновесие.

1





3.4

Э

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

1





3.5

НРК-6

Э

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

1





3.6

Э

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях

1





3.7

Э

Товары и услуги. Обмен, торговля. Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы.

1





3.8

НРК-7

Э

Инфляция. Семейный бюджет Сущность, формы и виды страхования.

1



3.9

НРК-8

э

Безработица. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

1




3.10

Э

Международная торговля. Обменные курсы валют.

1




3.11

Э

Практикум по теме «Экономика»

1

Экономика


3.12

э

Зачет № 3 По теме «Экономика»

1



Экономика



Раздел 4 Социальная сфера

5




4.1

НРК-9

СФ


Социальная структура общества. Социальные группы и общности

Социальная структура населения в регионе.

1




4.2

СФ

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальное неравенство. Социальная мобильность.

1




4.3

НРК-10

СФ

Этнические группы и межнациональные отношения

в России и регионе Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ

1




4.4

СФ

Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Образ жизни.

1




4.5

СФ

Зачет № 4

По теме

«Социальная сфера»

1



Социальная сфера


5

Итоговое повторение

2





5.1

НРК-11

Ч+О+СФ+ДК

Человек и общество. Сфера духовной культуры. Социальная сфера

1




Человек и общество

5.2

НРК-12

Э

Экономика

1




Человек и экономика







ИТОГО

34


3

4

2



Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:

1.Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- Москва «Просвещение», 2009.

2.Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.

3.Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 8 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2009 год.

Интернет-ресурсы:

- fcior.edu.ru

- shool-collection.edu.ru

- Wikipedia.org/wiki/


4


© 2010-2022