- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Рабочая программа по обществознанию (8 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кирина Л.И. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа Лесозаводского городского округа
с. Тихменево»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОБУ СОШ
ЛГО с. Тихменево
_______И.И. Калашник
«____» __________201 __г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 8 класса
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель:
Кирина Лариса Ивановна,
учитель истории
и обществознания
Рассмотрено на заседании СОГЛАСОВАНО
методического совета школы Зам. директора по УВР
протокол №______ от _________ Цымбалюк К.В.
«____» ___________201___г. «____» ___________201___г.
Тихменево 2015
Содержание
Стр.
-
Пояснительная записка. 3
-
Содержание учебного предмета. 6
-
Календарно-тематическое планирование. 8
-
Организация текущего и промежуточного контроля. 25
-
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся. 28
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию в 8 классе разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования МО РФ 2004 г. по обществознанию и Примерной программы основного общего образования по обществознанию. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов из расчета 1 час в неделю. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения.
Вид рабочей программы: основная общеобразовательная.
Актуальность данного курса заключается в возможности использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной деятельности для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах, нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей, реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских прав и обязанностей, первичного анализа и использования социальной информации, сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Цель обучения.
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся.
Задачи курса:
-
помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность;
-
осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли;
-
учиться их адекватному осуществлению, в рамках нормативной ответственности.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:
семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Развитие коммуникативной компетенции в процессе социализации личности:
-
становление личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, проявляющихся в процессе межличностных отношений;
-
формирование критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
-
утверждение нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации в обществе.
Развитие личности учащихся посредством реализации воспитательного потенциала социально-экономических наук:
-
воспитание и формирование у учащихся гражданской позиции, потребности изучения общественных наук, как будущего средства общения самореализации и социальной адаптации в мультикультурный мире, в условиях глобализации и международной интеграции, на основе осознания важности изучения наук входящих в комплекс обществознание, как средство общения и познания современного мира.
Формирование навыков и умений в процессе освоения знаний:
-
освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе, основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Формирование универсальных учебных действий (умений):
-
самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность;
-
участвовать в проектной деятельности и проведении учебно-исследовательской работы;
-
осуществлять поиск и извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, фотодокументы)
-
критически оценивать достоверность полученной информации.
Результаты обучения
Результаты обучения обществознанию в 8 классе полностью соответствуют Федеральному компоненту Государственного стандарта основного общего образования и направлены на реализацию деятельного личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного и социокультурного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями востребованными в повседневной жизни и значимыми для социальной адаптации личности, ее приобщение к социальным ценностям.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ в соответствии с государственным образовательным стандартом
В результате изучения обществознания в 8 классе (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- Москва «Просвещение», 2009.
-
Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.
-
Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 8 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2009 год.
Интернет-ресурсы:
- fcior.edu.ru
- shool-collection.edu.ru
- Wikipedia.org/wiki/
Содержание учебного предмета (основные блоки) 8 класс (34 ч.) Человек и общество (4часа)
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. .
Сфера духовной культуры (9 час)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика (14 часов)
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
. Роль собственности и государства в экономике.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Социальная сфера (5 часов)
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
.
Итоговое повторение-2 часа
Календарно - тематическое планирование по обществознанию
8 класс
№ урока
дата
Тема раздела,
урока
Тип урока
Элементы содержания программы
Требования к уровню подготовки учащихся,
основные понятия
Д\З
Раздел 1
Человек и общество
4 ч.
Раздел
Человек
Общество
1/1
Личность. Жизненны ценности.
Урок изучения нового материала
Раздел Человек
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение.
Раздел. Социальная сфера. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения.
Раздел: Сфера духовной культуры.
Социальные ценности и нормы
Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Объяснять роль социальных норм
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, использовать изученный материал для решения познавательных социальных задач. Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конфетными примерами.
Основные понятия темы: личность, человек, индивид.
§1,вопр. В классе и дома в. 4 письменноРТ з.1,2, 5
2/2
Общество как форма жизнедеятельности людей.Мотивы деятельности. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Деятельность человека и ее основные формы.
Комбинированный урок,
интерак-
тивная беседа
Раздел Человек
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.
Раздел. Социальная сфера Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.
Понимать, что такое потребности человека. Анализировать различные потребности человека. На конкретных примерах показывать роль потребностей в формировании личности. Уметь анализировать свои потребности и выстраивать пути их удовлетворения. Давать определение понятиям: потребность человека, иерархия потребностей, деятельность.
§2п 1,2
.вопросы Записи в тетр.,.
3/3
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Комбинированный урок, Интерактивная беседа
Раздел Общество.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Давать определения понятиям: общество, природа, человек. Объяснять понятие «природа» в широком и узком смысле. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конфетными примерами.
Называть примеры негативного и позитивного влияния человечества на природу. Анализировать проблемную ситуацию.
Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.
§2
.вопросы,
РТ
4/4
Развитие общества. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Комбинированный урок,
С элементами практикума.
Раздел «Общество:
Развитие общества Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Систематизировать знания и умения, учащихся по теме:
Человек и общество.
Знать, какие типы обществ можно выделить в зависимости от различных критериев. Уметь характеризовать основные типы обществ, сравнивать их. Указывать характерные черты доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ. Уметь определить тип конкретного общества. Давать определение понятиям: типология обществ, общественно-экономическая формация, доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное
§3.вопросы,
В классе и дома, В.1, 2
Раздел 2.
Сфера духовной культуры 9 ч
Сфера духовной культуры
5/1
Сфера духовной культуры и ее особенности.
Урок изучения нового материала
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. Понимать значение социальных норм в процессе общественных отношений.
Знать термины: социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры, законы
§4.вопросы,
В классе и дома.
РТ т.1, з.2,3,5, понятия
6/2
Ценности и нормы морали.
Комбинированный урок
С элементами практикума
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал..
Раздел. Социальная сфера.
Социальные нормы. Социальная ответственность..
Знать:
- основные положения урока;
- термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- находить в СМИ информацию по заданной теме;
-приводить примеры правовых отношений
Знать термины и понятия: права человека, гражданские права, политические права, экономические, социальные, культурные права, документы о правах человека, характер прав человека (неотчуждаемый, всеобщий и неделимый), обязанности человека, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка
§5,
Вопросы, в классе и дома.
РТ т.2, з.1-8
7/3
Долг и совесть.
Комбинированный урок
Долг и совесть.
Знать:
- основные положения раздела;
- термины: свобода, закон, справедливость.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
Понятия:
Законы, справедливость
§6.вопросы, в классе и дома. РТ т.3, з.1,3,4,7,8
8/4
Долг общественный и долг моральный
Комбинированный урок
Долг общественный и долг моральный. Патриотизм и гражданственность
- основные положения раздела;
- термины: свобода, закон, справедливость.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;
-работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Учащиеся должны понимать важность соблюдения законности, сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения, осуществлять поиск социальной информации по заданной теме
Понятия:
Законы, справедливость
§7
9/5
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Возможности получения общего и профессионального образования в регионе.
Комбинированный урок
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
.
Знать:
-
основные положения урока;
-
термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы;
-
приводить примеры различных ситуаций по заданной теме;
- выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.
Дисциплина, воинская дисциплина, трудовая дисциплина, технологическая дисциплина, внешняя и внутренняя дисциплина, самоконтроль, самовоспитание, воля,
§8.вопросы, в классе и дома в. 1 письменно,
РТ т.№5, з.1,2, 3,4,5,6,7,8
10/6
Наука, ее значение в жизни современного общества.
Комбинированный урок с элементами практики
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире
Знать:
- основные положения раздела;
- термины: преступление, виды преступлений, кража, грабеж, подстрекатели, соучастники.
Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
соотносить конкретный казус с видом правонарушений;
-
работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.
-
Знать понятия:
-
Правонарушение, проступки, преступление, наказание, юридическая ответственность, подстрекатель, соучастник, штраф
§9.вопросы, в классе и дома.
Сделать подборку из газетных статей по теме.
11/7
Религия, религиозные организации и объединения. Религиозные объединения в регионе. Свобода совести
Комбинированный урок с элементами практики
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
§10.вопросы, в классе и дома.
Нарисовать картинки по теме. Сделать подборку из газетных статей по теме
12/8
(из резерва)
Практикум. По теме
Сфера духовной культуры
Социальный урок-практикум
Обобщать изученный материал по теме Политика и социальное управление
Знать основные положения урока, Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; -работать с текстом, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач, ситуаций, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.
повт. §1 - §7, понятия
13/9
Из резерва
Зачет № 1
Сфера духовной культуры
Контрольно-обобщающее занятие
Систематизировать знания и умения, учащихся по теме:
Сфера духовной культуры
Тест № 1, в формате ГИА
Решение практических задач социальных ситуаций в рамках темы
Написать эссе по теме
Раздел 3
Экономика - 14 часов
Раздел Экономика.
14/1
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.
экономика региона
Урок изучения нового материала
Раздел Экономика.
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Знать:
- Влияние экономики на поведение людей. основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Человеческие ресурсы и их разновидности. Понятие структуры экономики. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики
- термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель;
- сущность совместной деятельности людей в сфере экономики.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- решать познавательные и практические задачи в рамках материала.
Понятия: Экономика, производство, распределение, обмен, потребление, экономические продукты, натуральное хозяйство, производительность труда, товарное хозяйство, производитель, потребитель, ресурсы (материальные, финансовые, трудовые).
§ 12,Вопросы,
РТ
15/2
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Комбинированный урок, с элементами практики.
Раздел экономика.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: экономические системы; собственность
Уметь
- анализировать каждую экономическую систему,
- определять виды собстенности;
делать выводы, отвечать на вопросы
Понятия:
Мастер, квалификация, заработанная плата (повременная, сдельная), трудовое денежное вознаграждение, условия определения заработной платы, количество и качество труда,
§ 12,13, вопросы, РТ, Привести примеры из периодической печати по теме
16/3
Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Рыночное равновесие.
Комбинированный урок с тестовым опросом.
Раздел экономика.
Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
.
Знать:
- Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Цена как регулятор спроса и предложения; Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство.
- основные понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.
Уметь:
-решать задачи на определение затрат, выручки прибыли.
Понятия:
Производство, затраты производства, постоянные и переменные затраты, разделение труда в производстве, прибыль, налоги,
§ 14, вопросы, , РТ з.1,2, 5,6, 7,8.
17/4
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Комбинированный урок с тестовым опросом
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Знать:
- основы производства, виды производства;
- влияние производства на экономику в целом;
- основные понятия:
- труд, специализация, факторы производства.
Иметь представление о производстве как основе экономики.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-решать познавательные и практические задачи в рамках материала.
-
§ 15, вопросы, , РТ. Привести примеры из периодической печати по теме
18/5
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Комбинированный урок, с элементами практикума.
Раздел экономика.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: бизнес, предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.
Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты;
- приводить примеры из жизни по теме;
- решать задачи на определение затрат, выручки прибыли
Понятяи: Бизнес, виды бизнеса (производственный, торговый, торговый, финансовый, страховой, посреднический), формы бизнеса (индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество).
§ 16,
РТ Привести примеры из периодической печати по теме.
, Задания по группам: разработать рекламу нарисовать рекламу своего товара.
19/6
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях
Комбинированный урок
Раздел экономика.
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях
Знать:
-Экономическая роль государства. поддержание государством общественных институтов. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Прямые и косвенные налоги;
- определения понятий: : налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика. Уметь:
- анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- применять знания на практике;
- самостоятельно моделировать заданную ситуацию.
§ 17, , вопросы, в классе и дома
РТ
20/7
Товары и услуги. Обмен, торговля. Деньги. Функции и формы денег.
Комбинированный урок с элементами практикума.
Раздел экономика.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя Деньги. Функции и формы денег..
Знать:
-Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
- ориентироваться в типичной для подростка ситуации;
- осуществлять поиск необходимой информации.
Понятия: прожиточный минимум, деньги, функции денег (мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средства накопления, мировые деньги), кредитная карточка, банк, ассигнации.
§ 18, РТ Составить таблицу «Функции денег», подг. Инд. Сообщение на тему «История денег»
21/8
Реальные и номинальные доходы.
Комбинированный урок с элементами практикума.
Реальные и номинальные доходы. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами
Реальные и номинальные доходы. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами
§ 19, РТ
22/9
Инфляция. Семейный бюджет Сущность, формы и виды страхования.
Комбинированный урок с тестовым опросом.
Раздел экономика.
Инфляция Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Знать:
- основные положения урока;
- термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
-
решать практические задачи в рамках темы.
Понятия:
-
Ресурсы семьи (материальные, трудовые, энергетические, информационные, финансовые), личное подсобное хозяйство, рантье, доходы семьи (фиксированные и переменные), Трудовой Кодекс РФ, семейный бюджет, расходы семьи (обязательные и произвольные), оптимизация
§ 20, РТ , составить семейный бюджет
23,24/10,11
Безработица. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Комбинированный урок с элементами практикума.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Знать:
- Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
§ 21, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме
25/
12
Международная торговля. Обменные курсы валют.
Комбинированный урок
Международная торговля. Обменные курсы валют.
Знать:
- структуру мирового хозяйства;
- особенности внешней торговли;
Содействовать развитию экономического мышления.
Уметь:
- осуществлять экономический анализ на основе статистических данных;
- понимать последствия внешнеторговой политики;
- экономически грамотно строить свое поведение в ситуациях, связанных с изменением курса валют;
§ 22, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме
26/
13
Практикум по теме «Экономика»
Практическая работа
Учимся применять полученные зна-
ния в практической деятельности по теме «экономика»
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.
повт. §11 - §22, понятия
27/
14
Зачет № 3
По теме
«Экономика»
Контрольно-обобщающее занятие
Обобщать изученный материал по теме:
«Экономика»
Зачет № 3
Тесты в формате ГИА по теме
уметь применять полученные знания в процессе написания тестовых работ разного уровня
Написать эссе по теме «Экономика»
Раздел 4
Социальная сфера 5 ч.
Социальная сфера
28/1
Социальная структура общества. Социальные группы и общности
Социальная структура населения в регионе.
Комбинированный урок с элементами практикума.
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.
Знать:
- Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в структуре общества. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Классы как основа стратификации. Историческое происхождение и типология классов
Уметь анализировать:
- Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека.
- Основные понятия темы: социальная структура, социальная группа, статус, имидж,
Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
-
решать практические задачи в рамках темы.
§ 23, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме
29/2
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальное неравенство. Социальная мобильность.
Комбинированный урок с элементами практикума.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества.
Знать:
- Взаимосвязь статуса и роли. Социальное расслоение.
Понятия:
- социальная роль, статусные символы социальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.
Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
-
решать практические задачи в рамках темы.
§ 24, РТ , повт. Тему «Социальные конфликты»
Привести примеры из периодической печати по теме
30/3
Этнические группы и межнациональные отношения
в России и регионе Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ
Комбинированный урок с элементами практикума.
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ
Знать:
- Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Формирование нации и её отличительные черты.
- Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование - многонационального государства.
Уметь анализировать:
История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления
Основные понятия:
- этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.
межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты
Уметь:
-
анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы;
-
самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
-
решать практические задачи в рамках темы.
§ 25, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме
31/4
Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Образ жизни.
Комбинированный урок с элементами практикума.
Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Образ жизни.
Знать:
- сущность понятия «отклоняющиеся поведение»
Уметь:
-
анализировать последствия опасных форм поведения,
-
- причины негативного поведения; - делать выводы, отвечать на вопросы;
-
самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме;
-
решать практические задачи в рамках темы.
§ 26, РТ , Привести примеры из периодической печати по теме
32
Зачет № 3
По теме
«Социальная сфера»
Контрольно-обобщающее занятие
Обобщать изученный материал по теме:
«Социальная сфера»
Зачет № 3
Тесты в формате ГИА по теме
уметь применять полученные знания в процессе написания тестовых работ разного уровня
Написать эссе по теме «Социальная сфера»
33
Итоговое повторение. Человек и общество.
Сфера духовной культуры.
Социальная сфера
обобщающее занятие
Систематизировать знания и умения, учащихся по теме: «Человек и общество. Сфера духовной культуры. Социальная сфера»
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.
34
Итоговое повторение.Экономика
обобщающее занятие
Систематизировать знания и умения, учащихся по теме: «Экономика»
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - применять полученные знания и умения в обычной жизни, выявить пробелы в понимании темы и восполнить их.
Организация текущего и промежуточного контроля
№
п/п
Разделы в соответствии с примерной программой
Тема урока
Количество часов
Дата
Из них
Лабораторные и практические (темы)
Контрольные и диагностические (темы)
экскурсии
1
Раздел 1. Человек и общество
4 ч
1.1
Ч+СФ
Личность. Мировоззрение.
.
1
1.2
Ч+СФ
Общество как форма жизнедеятельности людей.
1
1.3
О
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь.
1
1.4
О
Движущие силы общественного развития. Развитие общества Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Зачет № 1
Человек и общество.
1
Человек и общество.
2
Раздел 2. Сфера духовной культуры
9
2.1
НРК-2
ДК
Культура личности и общества Тенденции развития духовной культуры Сфера духовной культуры и ее особенности.
1
2.2
ДК+СФ
Гуманизм. Добро и зло Моральный самоконтроль личности Моральный идеал Мораль. Моральный выбор
1
2.3
ДК
Долг и совесть. Патриотизм и гражданственность
1
2.4
НРК-3
ДК
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Возможности получения общего и профессионального образования в регионе.
1
2.5
ДК
Наука, ее значение в жизни современного общества.
1
2.6
НРК-4
ДК
Религия, религиозные организации и объединения. Религиозные объединения в регионе. Свобода совести
1
2.7
ДК
Практикум. По теме
Сфера духовной культуры
1
Сфера духовной культуры
2.8
ДК
Зачет № 1
Сфера духовной культуры
1
Сфера духовной культуры
3
Раздел 3 Экономика
14
3.1
НРК-5
Э
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов.
экономика региона
1
3.2
Э
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
1
3.3
Э
Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Рыночное равновесие.
1
3.4
Э
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
1
3.5
НРК-6
Э
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
1
3.6
Э
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях
1
3.7
Э
Товары и услуги. Обмен, торговля. Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы.
1
3.8
НРК-7
Э
Инфляция. Семейный бюджет Сущность, формы и виды страхования.
1
3.9
НРК-8
э
Безработица. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
1
3.10
Э
Международная торговля. Обменные курсы валют.
1
3.11
Э
Практикум по теме «Экономика»
1
Экономика
3.12
э
Зачет № 3 По теме «Экономика»
1
Экономика
Раздел 4 Социальная сфера
5
4.1
НРК-9
СФ
Социальная структура общества. Социальные группы и общности
Социальная структура населения в регионе.
1
4.2
СФ
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальное неравенство. Социальная мобильность.
1
4.3
НРК-10
СФ
Этнические группы и межнациональные отношения
в России и регионе Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ
1
4.4
СФ
Социальная значимость здорового образа жизни. Отклоняющееся поведение Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Образ жизни.
1
4.5
СФ
Зачет № 4
По теме
«Социальная сфера»
1
Социальная сфера
5
Итоговое повторение
2
5.1
НРК-11
Ч+О+СФ+ДК
Человек и общество. Сфера духовной культуры. Социальная сфера
1
Человек и общество
5.2
НРК-12
Э
Экономика
1
Человек и экономика
ИТОГО
34
3
4
2
Учебно-методическая литература для учителя и учащихся:
1.Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- Москва «Просвещение», 2009.
2.Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2013 год.
3.Методические рекомендации по курсу "Обществознание". 8 класс. Под. ред. Л.Н. Боголюбова. Москва «Просвещение» 2009 год.
Интернет-ресурсы:
- fcior.edu.ru
- shool-collection.edu.ru
- Wikipedia.org/wiki/
4