Урок обществознания «Семейное право»

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО» Урок обществознания Класс:   9 Дата урока: Цель урока Познакомить учащихся с источниками семейного пра­ва: Семейным кодек­сом РФ 1995 г. Задачи: Образовательная: сформировать у школьников общие представления о браке и семье, правах и обязанностях супругов, родителей и детей. Развивающая: развивать умения и навыки работы с документами, связно и развернуто излагать материал, поддерживать беседу в ходе изучения материала, высказывать свои отношения к различным явлениям в обществе. Воспитательная: способство­вать становлению у школьников основной школы правосо­знания и толерантности. Основные знания     Семейное право – отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье. Основные термины и понятия     Семья,  брак, Семейное право, источники Семейного права.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«СЕМЕЙНОЕ ПРАВО»

Урок обществознания

Класс: 9

Дата урока:

Цель урока

Познакомить учащихся с источниками семейного пра­ва: Семейным кодек­сом РФ 1995 г.

Задачи:

Образовательная: сформировать у школьников общие представления о браке и семье, правах и обязанностях супругов, родителей и детей.

Развивающая: развивать умения и навыки работы с документами, связно и развернуто излагать материал, поддерживать беседу в ходе изучения материала, высказывать свои отношения к различным явлениям в обществе.

Воспитательная: способство­вать становлению у школьников основной школы правосо­знания и толерантности.

Основные знания

Семейное право - отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Основные термины и понятия

Семья, брак, Семейное право, источники Семейного права.

Оборудование и материалы

Семейный Кодек­са РФ 1995 г., индивидуальные карточки с заданиями, Извлечения из Кодекса

Тип урока

Сообщение новых знаний





Ход урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Приветствие, отметки в журнале отсутствующих, проверка готовности к уроку (наличие учебников, тетрадей, ручек, извлечения из Семейного кодекса РФ для каждого учащегося), целеустановка на урок. Предварительно столы в классе сдвинуты по два, чтобы удобно было работать во время урока в группах по 4-5 чел.

Приветствие, слушают учителя

Актуализация знаний, объявление новой темы

На доске вывешены рисунки и пословицы.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Человек, сумевший построить крепкую семью, сумеет удержать на своих плечах и страну.

Учитель зачитывает их вслух и спрашивает:

  • Как вы понимаете эти пословицы? О чем они?

Да, вы верно подметили, что пословицы и рисунки о семье. И сегодня мы будем говорить о семье, рассмотрим основы семейного права.

Запишите в тетрадь тему урока «Семейное право»

Слушают учителя


Отвечают на вопросы

Записывают название темы в тетрадь.

Изучение нового материала

Учитель знакомит с планом урока (записан на доску):

1. Сущность семьи и семейного права.

2. Заключение и прекращение брака.

3. Права и обязанности супругов

4. Права и обязанности родителей и детей.

1. Сущность семьи и семейного права.

  • Так что же такое семья по вашему мнению?

  • Ка­кова ее роль в жизни человека и общества?

Вывод учителя: Семья - основная ячейка общества. В семье каждый учит­ся замечательному искусству- искусству жить вместе.

Работа со словарем. Семья - союз лиц, основанный на браке, родстве и характеризующийся взаимными правами и обязанностями. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «семья»)

Рассказ учителя. Нигде, наверное человек не чувствует себя лучше, увереннее, чем в семье.

С чего начинается семья?

Верно, создание семьи начинается с заключения брака. Слово «брак» произошло от древнерусского «Братичи», что означает «отбирать, выбирать хорошее и отклонять плохое». Таким образом, к понятию брака, как негодного товара это слово не имеет никакого отношения.

Работа со словарем. Брак - добровольный союз мужчины и женщины, целью которого является создания семьи. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «брак»)

Брак должен быть основан на взаимных чувствах любви и уважения. Брак регистрируется в органах записи актов гражданского состояния - ЗАГСе. С этого момента для новобрачных вступает в силу семейное право. Что же это такое?

Работа со словарем. Семейное право - это отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения лиц, вступивших в брак. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «Семейное право»).

Основными источниками Семейного права являются: Семейный кодекс РФ, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка и др.

Учитель знакомит учеников с книгой «Полный сборник кодексов РФ», с содержанием Семейного кодекса РФ.

В Семейном кодексе прописаны:

  • условия вступления в брак и прекращения брака

  • права и обязанности супругов;

  • права и обязанности родителей и детей;

  • алиментные обязанности членов семьи;

  • формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и др.

Сегодня на уроке мы познакомимся с условиями вступления в брак, с правами и обязанностями супругов, родителей и детей, которые записаны в Семейным кодексом РФ 1995 г.

Каковы же условия вступления в брак?

2 . Заключение и прекращение брака (работа всего класса совместно с учителем)

Задание. Прочитайте ст. 10 -14 (глава 3 «Заключение и прекращение брака») и назовите 5 условий вступления в брак. (учитель раздает всем учащимся листки с отпечатанными материалами первоисточника)

Назовите 1 условие вступления в брак?(...2,3,4,5 )

Учитель в ходе опроса вывешивает на доску 5 условий вступления в брак (заранее отпечатаны на листках):

1) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины

2) брачный возраст устанавливается в 18 лет

3) брак не может быть заключен, если хотя бы одна из сторон уже состоит в браке

4) не допускается заключение брака между близкими родственниками, между братьями и сестрами

5) Не могут вступить в брак лица, страдающие душевной болезнью или слабоумием и признанные недееспособными.

Вопрос: Что по-вашему означает слово недееспособный человек?

В случае затруднений, учитель дает определение дееспособного человека, а уч-ся формулируют понятие недееспособного человека.

Словарная работа. Дееспособность - способность самостоятельно без ограничений осуществлять свои права и нести обязанности. (Учитель прикрепляет на доску лист с понятием «дееспособность» и зачитывает его)

Учитель: В наше время стал популярен гражданский брак. Что значит гражданский брак?? Назовите плюсы и минусы такого брака.

С получением свидетельства о браке в ЗАГСе супруги приобретают определенные права и обязанности: личные и имущественные.

3. Права и обязанности супругов (работа учащихся в группах)

В III разделе Семейного кодекса сформулированы права и обязанности супругов. На столе у каждой группы лежит извлечение из разных глав этого раздела. Изучите документы, подготовьте сообщения, составьте схему.

.4. Права и обязанности родителей и детей (индивид. работа уч-ся)

Рассказ учителя. Семейный кодекс определяет также права и обязанности, возникающие между детьми и родителями.

Работа с этим пунктом плана строится как индивидуальная работа с таблицей в ходе изучения первоисточников (глава 11 «Права несовершеннолетних детей», глава 12 «Права и обязанности родителей»)

Задание. Перед вами лежат извлечения из Семейного кодекса о правах и обязанностях малолетних детей и их родителей. Задание по вариантам. 1 вариант изучает права и обязанности детей и заполняет в таблице графу «Права и обязанности детей», 2 вариант - изучает права и обязанности родителей и заполняет графу в таблице «Права и обязанности родителей». (схема таблицы нарисована на доске).

Родители

Дети

Права

Обязанности

Права

Обязанности


В ходе выполнения задания учитель помогает тем учащимся, которые испытывают затруднения. После выполнения задания учитель опрашивает учащихся. Делается вывод, что права и обязанности родителей и детей являются взаимными. Семейное законодательство отражает интересы самих супругов, их детей, общества.


Дают свое определение семьи, рассуждают о роли семьи в жизни человека и общества.


Размышляют, выходят на понятие брака

Слушают учителя

Словарная работа

Слушают учителя

Словарная работа


Слушают учителя




Учащиеся индивидуально знакомятся со ст. 10-14.

Устно проговаривают все 5 условий вступления в брак



Высказывают свое мнение


Высказывают свое мнение.


Каждая группа изучает статьи и готовит ответы на поставленные ей вопросы. 1 чел. из группы защищает свой проект.



Индивидуальная работа с документами, заполнение таблицы в тетради.


Учащиеся зачитывают записи в тетради

Первичное

закрепление

нового

материала

Наш урок приближается к завершению. Чтобы узнать, как вы запомнили новый материал, я задам вам несколько вопросов:

  1. С чего начинается семья?

  2. С какого момента возникают права и обязанности супру­гов?

  1. Каковы условия заключения брака?

  1. Во сколько лет наступает брачный возраст?

4.Какое имущество является совместной собственностью супругов и почему?

5.Что не является совместным имуществом супругов и почему?

6. Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - персонажей из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушки­на. Объясните почему.

7. Опираясь на личный опыт и изученный материал назовите права родителей и обязанности детей.

Учащиеся отвечают на вопросы


Старику достался бы невод (предмет его профессиональной деятельности), старухе - разбитое корыто. поделили бы так: один из супругов, скорее всего старуха, ос­талась бы жить в хижине, а старику присудили бы половину ее стоимости в деньгах.

Подведение итогов

Комментарии, объявление оценок за работу

Слушают комментарии учителя

Домашнее

задание

Прочитать тему № 15 учебника, закончить работу с таблицей в тетради.

Записывают домашнее задание

Приложение № 1.


Г лава 3. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА

Статья 10. Заключение брака

  1. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния.

  2. Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов граждан­ского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи ак­тов гражданского состояния по месту государственной ре­гистрации заключения брака может разрешить заключе­ние брака до истечения месяца, также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

  1. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государствен­ной регистрации актов гражданского состояния.

  2. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

  1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста.

  2. Брак не может быть заключен при наличии обстоя­тельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

  1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

  2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих всту­пить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить всту­пить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет (в ред. Федерального закона от 15.11.97 № 140- З).Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнад­цати лет, могут быть установлены законами субъектов Рос­сийской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заклю­чению брака

Не допускается заключение брака между:

  • лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

  • близкими родственниками (родственниками по пря­мой восходящей и нисходящей линии (родителями и деть­ми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) бра­тьями и сестрами);

  • усыновителями и усыновленными;

  • лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.





Приложение № 2.

Задание 1 группе


  1. Внимательно прочитайте ст. 31 - 32 главы № 6.

  2. Подготовьте объяснение, что такое личные права и обязанности супругов

  3. Представьте объяснение в виде схемы.


Глава 6. ЛИЧНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Статья 31. Равенство супругов в семье

  1. Каждый из супругов свободен в выборе рода заня­тий, профессии, мест пребывания и жительства.

  2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равен­ства супругов.

  3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содейство­вать благополучию и укреплению семьи, заботиться о бла­госостоянии и развитии своих детей.

Статья 32. Право выбора супругами фамилии

1. Супруги по своему желанию выбирают при заклю­чении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено зако­нами субъектов Российской Федерации, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.

Соединение фамилий не допускается, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной.

  1. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой перемену фамилии другого супруга.

  2. В случае расторжения брака супруги вправе сохра­нить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии.


















Приложение № 3.

Задание 2 группе


1. Внимательно прочитайте ст. 34 - 35.

2. Подготовьте объяснение, что такое совместная собственность супругов. 3. Представьте объяснение в виде схемы.


Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

Статья 34. Совместная собственность супругов

1.Имущество, нажитое супругами во время брака, является и совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предприниматель­ской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, вып­лаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудо­способности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являют­ся также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо оттого, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3.Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода

Статья 35. Владение, пользование и распоряжение об­щим имуществом супругов

  1. . Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согла­сию супругов.















Приложение № 4 Задание 3 группе

1. Внимательно прочитайте ст. 36-37 главы № 7.

2.Подготовьте объяснение, что представляет собой личное имущество каждого супруга.

3.Подчеркните в таблице только те вещи, которые относятся к личным. Можно добавить список личного имущества.

Глава 7. ЗАКОННЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ

Статья 36. Собственность каждого из супругов

1.Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2.Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других пред­метов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Статья 37. Признание имущества каждого из супру­гов их совместной собственностью

Имущество каждого из супругов может быть призна­но их совместной собственностью, если будет установле­но, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно уве­личивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Таблица

Имущество каждого супруга до брака

Имущество каждого из супругов, приобретенное в браке

Квартира

Кольцо с бриллиантами

Одежда, обувь

Моторная лодка

Дача

Норковая шуба

Автомобиль

Стиральная машина

телевизор

мобильный телефон

Приложение № 5. Задание 4 группе

1.Внимательно прочитайте ст. 40-42 главы № 8. 2.Подготовьте объяснение, что представляет собой брачный договор супругов. 3.Составьте образец брачного договора, включающий 3-5 пунктов.

Глава 8. ДОГОВОРНЫЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА СУПРУГОВ.

Статья 40. Брачный договор

Брачным договором признается соглашение лиц, всту­пающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.

Статья 41. Заключение брачного договора

Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.

Статья 42. Содержание брачного договора

1. Брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 настоящего Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

Брачный договор может быть заключен как в отноше­нии имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов.

Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое бу­дет передано каждому из супругов в случае расторжения бра­ка, а также включить в брачный договор любые иные поло­жения, касающиеся имущественных отношений супругов.

  1. Права и обязанности, предусмотренные брачным договором, могут ограничиваться определенными срока­ми либо ставиться в зависимость от наступления или от ненаступления определенных условий.

  2. Брачный договор не может ограничивать правоспо­собность или дееспособность супругов, их право на обращение в суд за зашитой своих прав; регулировать личные неимущественные отношения между супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на получение содержания; содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства.














Приложение № 6.

глава 11. ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнад­цати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье,… право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание… Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспе­чение его интересов, всестороннее развитие, уважение его челове­ческого достоинства. При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав …право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства …

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями…. В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет пра­во на общение с каждым из них.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками …

Статья 56. Право ребенка на защиту

1. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется ро­дителями (лицами, их заменяющими),… органом опеки и попечительства, прокурором и судом…

2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со сторо­ны родителей (лиц, их заменяющих). …При невыполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию …ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечи­тельства, а по достижении возраста четырнадцати лет в суд.

Статья 57. Право ребенка выражать свое мнение

Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслу­шанным в ходе любого судебного или административного разбира­тельства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обя­зателен…

Статья 58. Право ребенка на имя, отчество и фамилию

  1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию.

  2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество при­сваивается по имени отца…

  3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей…

5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка, фамилия - по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка

  1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста 16 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

  2. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой.

4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего воз­раста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребенка

  1. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи…

  2. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заме­няющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образова­ние ребенка. Суд по требованию, родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечис­лении не более пятидесяти процентов сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребенок имеет право собственности на имущество, полученное им в дар или в порядке наследования…

4. Ребенок не имеет права собственности на имущество родите­лей, родители не имеют права собственности на имущество ребенка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользо­ваться имуществом друг друга по взаимному согласию.


Приложение № 7.

ГЛАВА 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

  2. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак…

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1.Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психичес­ком, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без спе­циальных полномочий.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. При осуществлении родительских прав родители не вправе при­чинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны ис­ключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее челове­ческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию де­тей.

  1. Место жительства детей при раздельном проживании родите­лей устанавливается соглашением родителей. При отсутствии соглашения спор между родителями разрешает­ся судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей.

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятство­вать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка. Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

  1. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

  2. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предос­тавлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и др. родственников

  1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

  2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

  3. Если родители (один из них) не подчиняются решению орга­на опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка. В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуаль­ным законодательством.

12

© 2010-2022