Итоговая работа по обществознанию ( профильный уровень)

СПЕЦИФИКАЦИЯконтрольных измерительных материалов для экзаменационной работыпо обществознанию (профильный уровень) в 10 классе 2014-201 5учебный год1. Назначение работы – определение уровня подготовки обучающихся 10 класса по обществознанию.2. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. История (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компоне...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Утверждена к использованию Согласовано Рассмотрена и одобрена

Зам по УВР на заседании ШМО.

Директор школы ________ /Мингалиева Г.М./ Руководитель ШМО

_______________ / Корнилова Л.П./ «___» ____________ 2014г. ________ / ./

Приказ № ______ Протокол № _____

от «___» ____________ 2014г. «___» ___________ 2014г.



СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов для экзаменационной работы

по обществознанию (профильный уровень) в 10 классе 2013-2014 учебный год





1. Назначение работы - определение уровня подготовки обучающихся 10 класса по обществознанию.

2. Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. История (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Спецификация подготовлена на основе кодификаторов элементов содержания и требований (умений), составленного на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней школы.

3. Характеристика структуры и содержания работы

Работа по обществознанию состоит из 3-х частей:

часть А (№№1-17) содержит задания с выбором ответа базового уровня сложности;

часть В (№№1-5) содержит задания с кратким ответом повышенного уровня сложности.

Часть С №№1-5) содержит задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности

Таблица 1. Распределение заданий по частям работы

Части работы

Число заданий

Максимальный балл

Тип заданий

1

Часть 1

17

17

Задания с выбором ответа базового уровня сложности

2

Часть 2

5

10

Задания с кратким ответом повышенного уровня сложности

3

Часть3

5

10

Задания с развернутым ответом повышенного уровня сложности

Итого

27

37


4. Время выполнения работы - 80 минут (без учёта времени, отведенного на инструктаж)

5. Дополнительные материалы и оборудование - нет

6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Задание А-верно выполненное задание оценивается 1 баллом, если ответ неверный или отсутствует- 0 баллов. ( общее количество баллов -17).

Задание В -верно выполненное задание оценивается 2 баллами. Неполный ответ- 1балл.(общее количество баллов 10)

Задание С- Указано связующее звено, раскрыт характер связи 2

Указано только связующее звено.

ИЛИ Раскрыт только характер связи 1

Ответ неправильный 0

Максимальный балл- 37.

Критерии оценивания

33-37баллов-отметка «5»

27-32баллов-отметка «4»

20- 26баллов -отметка «3»

Ниже 20баллов-отметка «2»

Кодификатор элементов работы.

№ задания

Наименование раздела (темы)

Наименование контролируемого элемента содержания

Максимальный балл за выполнение задание

А1,А2

Общество

Что такое общество

1,1

А3

Человек

Деятельность как способ существования людей

1

В2

Природа человека

2

В4,В5

Познание и знание

2,2

А5,А6

Социальная сфера

Социальная структура общества

1,1

А4

Социальные взаимодействия

1

А7,А8

А11

Духовная культура

Культура и духовная жизнь общества

1,1

А9,А10,А17

Экономика

Роль экономики в жизни общества

1,1,1

А12

Политическая сфера

Политика и власть

1

А13

Демократические выборы

1

В1

Гражданское общество и правовое государство

2

А14,В3

Право как особая система норм

Право в системе социальных норм

1,2

А15,А16

Правоотношения и правонарушения

1,1

Экзаменационная работа для промежуточной аттестации по обществознанию в 10 классе.

Часть А


  1. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, называется

    1. Государством

    2. Обществом

    3. Цивилизацией

    4. Племенем


  1. Какое из указанных утверждений относится к природе?

    1. Центром этого понятия является человек

    2. Существует и развивается по своим собственным, не зависящим от воли человека, законам

    3. Основывается на определенном способе производства

    4. Включает в себя способы взаимодействия людей


  1. Целесообразная деятельность по преобразованию окружающего мира для удовлетворения потребностей человека

    1. Игра

    2. Творчество

    3. Труд

    4. Учеба

4. Понижение офицера в воинском звании - это

1)восходящая вертикальная мобильность 2)нисходящая вертикальная мобильность

3)горизонтальная мобильность 4)восходящая горизонтальная мобильность

А 5. Процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса, называется

1)общением

2)поведением

3)мышлением

4)все ответы неверны

А6.Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе:

1)социальная структура 2)социальная стратификация

3)социальная дифференциация 4)социальная мобильность

А7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается

  1. Уровень воспитанности

  2. Вся преобразовательная деятельность человека

  3. Производство материальных ценностей

  4. Художественное творчество

А8. Верны ли следующие суждения о развитии современной культуры?

А. Интернационализации культуры способствуют мировое разделение труда и возросшая мобильность населения.

Б. Интернационализации культуры способствуют научно-технический прогресс и развитие современных технологий.

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения неверны

А9. Экономическую сферу жизни общества характеризует

  1. Миграция сельского населения

  2. Межнациональная интеграция

  3. Разделение труда

  4. Социальная дифференциация

А10. Экономические системы различаются

  1. Объёмом государственных расходов

  2. Степенью вмешательства государства в экономику

  3. Масштабами социальной поддержки населения

  4. Разнообразием природных ресурсов

А11. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм

  1. Моральных

  2. Правовых

  3. Экономических

  4. Политических

А12. Политическая власть, в отличие от иных видов власти,

  1. Представляет собой волевое действие

  2. Побуждает людей к определённым действиям

  3. Обращается с помощью права ко всем гражданам

  4. Определяет отношения между людьми и социальными группами

А13. Верны ли следующие суждения о выборах высших органов власти в РФ?

А. Президент РФ избирается голосованием обеих палат Федерального собрания.

Б. Выборы депутатов Государственной Думы осуществляются на альтернативной основе.

  1. Верно только А

  2. Верно только Б

  3. Верны оба суждения

  4. Оба суждения неверны

А14. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

  1. Устанавливаются государством

  2. Складываются в течение жизни нескольких поколений

  3. Регулируют отношения в сфере власти

  4. Устанавливают справедливость

А15. Гражданским правонарушением является

  1. Дача взятки должностному лицу

  2. Пропуск занятий без уважительной причины

  3. Нарушение условий авторского договора

  4. Нарушение правил дорожного движения

А 16. Одним из видов уголовного наказания является

  1. Административный штраф

  2. Предупреждение

  3. Лишение свободы

  4. Объявление выговора

А 17. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как хозяйство?

  1. производство необходимых обществу благ и услуг

  2. объяснение факторов, влияющих на снижение курса национальной валюты

  3. исследование причин экономической стагнации

  4. разработка перспективных моделей развития сферы услуг.


Часть В.

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ:__________________________________________________

В 2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.

Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.

Найдите и укажите качество, выпадающее из общего списка.

Ответ:_________________________________________________

В 3. Установите соответствие между правоотношением и соответствующей ему отраслью права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЕ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

А) установление денежной единицы РФ

1) конституционное

Б) определение полномочий Председателя Правительства РФ

2) административное

В) нарушение требований промышленной безопасности

Г) нарушение правил рыбной ловли

Д) установление политического режима

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов)

В4. Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие социальную природу человека, и обведите цифры, под которыми они указаны.

1)

интересы

2)

мировоззрение

3)

задатки

4)

умения

5)

наследственность

6)

идеалы

Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.

В5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А

) фактический характер

Б

) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.





Часть С

Любой человек, занимающий высокую социальную позицию

в обществе, стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным

образом. От человека, обладающего статусом банкира, окружающие ждут

вполне конкретных поступков и не ждут других, которые не соответствуют

их представлениям об этом статусе. Следовательно, статус и социальную

роль связывают ожидания людей. Если ожидания формально выражены и

зафиксированы в каких-либо актах (законах) или в обычаях, традициях,

ритуалах, они носят характер социальных норм.

Хотя ожидания могут и не фиксироваться, однако от этого они не

перестают быть ожиданиями. Несмотря на это, от обладателя конкретного

статуса люди ожидают, что он будет играть вполне определённую роль

в соответствии с теми требованиями, которые к этой роли они предъявляют.

Требования и нормы поведения общество предписывает статусу заранее. За

правильное исполнение роли индивид вознаграждается, за неправильное

наказывается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус,

включает в себя совокупность статусных прав и обязанностей. Права

означают возможность совершать определённые действия, обусловленные

статусом. Чем выше статус, тем бóльшими правами наделяется его

обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается.

Модель поведения, ориентированная на определённый статус, имеет и

внешние знаки отличия. Одежда является социальным символом, который

выполняет три основные функции: обеспечение комфорта, соблюдение

приличий и демонстративное выражение.

Функцию статусных символов выполняют также жильё, язык, манеры

поведения, досуг.

(Р.Т. Мухаев)

С1. Что, на взгляд автора, связывает социальный статус и социальную роль?

В чём выражается эта связь?

С2. Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения

в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность

выполнения социальных норм?

С3. Какие три основные функции одежды как социального символа выделяет

автор? Используя обществоведческие и исторические знания,

проиллюстрируйте любые две из них примерами.

С4. Приведите положение текста, отражающее соотношение статуса личности,

с одной стороны, и круга и объёма прав и обязанностей, которыми она

обладает, - с другой. Опираясь на обществоведческие знания, приведите два

аргумента, обосновывающих это положение.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,

содержащие информацию о политическом режиме.



Правильные ответы : задания группы А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

2

2

3

2

1

2

2

3

3

2

1

3

2

1

3

3

1

Задания группы В

  1. федеративной

  2. наследственность

  3. 11221

  4. 126

  5. АААБ

Задания группы С

С1 .Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) указано связующее звено между статусом и ролью: ожидания

людей;

2) раскрыт характер связи статуса и роли, например: занятие

определённого положения (статуса) предполагает определённое

поведение (человек ведёт себя должным образом).

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

С2.Какие два условия необходимы для закрепления ролевого поведения

в качестве социальной нормы? Как общество поддерживает правильность

выполнения социальных норм?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) два условия закрепления ожидаемого ролевого поведения

в качестве социальной нормы:

− ожидания формально выражены;

− они зафиксированы в каких-либо актах, обычаях, традициях,

ритуалах;

2) механизм поддержания ролевого поведения, например: за

правильное выполнение своей роли индивид вознаграждается, за

неправильное наказывается.

Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках

С 3.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) три функции одежды как социального символа:

− обеспечение комфорта;

− соблюдение приличий;

− демонстративное выражение;

(Функции могут быть приведены в иных, близких по смыслу

формулировках.)

2) два примера, допустим:

− переход по соображениям комфорта от одежды из

синтетических тканей к вещам из натурального материала;

сейчас одежда из хлопка или льна воспринимается как

символ достатка, тогда как полвека назад таким символом

была одежда из синтетики;

− одежда многих женщин-мусульманок призвана

продемонстрировать образ женщины, следующей строгим

нормам шариата, выполняющей все принятые в обществе

правила приличия;

− демонстрационную функцию выполняет любая форменная

одежда: военных, полицейских и др. Она позволяет выделять

людей данной группы, а также в ряде случаев отражает

социальное положение (форма майора отличается от формы

генерала).

Могут быть приведены другие уместные примеры

С 4. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) положение текста: чем выше статус, тем бóльшими правами

наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на

него возлагается;

(Положение текста может быть приведено в иной, близкой по

смыслу форме.)

2) аргументы, например:

− человек, занимающий высокий социальный статус, обладает

правом принимать решения, касающиеся других людей

(принимать на работу и уволить с неё, предложить на

рассмотрение законопроект или наложить вето на

имеющийся проект и т. п.);

− на людей высокого социального статуса, возлагается, как

правило, широкий круг обязанностей с учётом их прав и

возможностей (в случае чрезвычайной ситуации именно

глава предприятия должен принять решения и организовать

работу по устранению отрицательных последствий; капитан

судна в случае угрозы гибели корабля должен покинуть его

последним).

Могут быть приведены другие аргументы

С 5.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при

помощи которых государство оказывает регулирующее

воздействие на общество;

(Может быть приведено иное, близкое по значению определение.)

2) два предложения с информацией о политическом режиме,

опирающейся на знания курса, например:

− «Политический режим отражает уровень политической

свободы общества»;

− «Политические режимы могут быть авторитарными,

тоталитарными, демократическими».

Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие

информацию о политическом режиме

Раскрыт смысл понятия; составлены два предложения





Фамилия Имя учащегося

А

1

А

2

А

3

А

4

А

5

А

6

А

7

А

8

А

9

А

10

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

В 1

В2

В

3

В4

В5

Бал

лы

От-

метка

1







2







3







4







5







6







7







8







9







Кол-во верных ответов







% выполнения









© 2010-2022