- Преподавателю
- Обществознание
- «Семья и молодежь»
«Семья и молодежь»
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Попандопуло О.И. |
Дата | 08.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Человек. Общество. Право. 9 класс.
Тема урока: Семья и молодежь.
Урок 21
Цели урока:
Образовательная - показать значение семьи и брака для общества, познакомить учащихся с условиями и препятствиями для заключения брака, типами семьи, политикой государства в области семьи;
Развивать самостоятельное мышление, навыки работы с учебником;
Воспитание уважения к институту семьи и брака.
Тип урока: новая тема.
Наглядность - схемы, презентация, видео.
Дополнительный материал - кодекс о браке и семье РК.
Ход урока:
1. Оргмомент.
2. Устный опрос домашнего задания:
Какова цель социальной политики государства?
Что называется среднестатистической обеспеченностью?
Какую роль в обществе играет средний класс?
Что называется социальной мобильностью?
Объясните понятие вертикальной и горизонтальной мобильности.
Что называется автохтонной нацией?
Что называется диаспорой?
Охарактеризуйте межнациональные отношения в Казахстане.
Что такое казахстанский патриотизм?
3. Работа с терминами: устно
Социум
Бизнес
Предприятие
Конкуренция
монополия
Макрогруппа
Безработица
Приватизация
Спрос
товар
Микрогруппа
Заработная плата
Частная собственность
Предложение
Факторы производства
Социальный слой
Рынок труда
Монополия
Деньги
экономика
4. Новая тема
Эпиграф:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.
Слово учителя:
Тема нашего урока - «Семья и молодежь»
Семья в ее сегодняшнем виде существовала не всегда. Она прошла много этапов, прежде чем приняла современную форму. Первобытные человеческие стада жили материнским родом - матриархатом. Женщина была главным кормильцем в семье, продолжательницей рода и потому считалась главой семьи. В начале эпохи бронзы происходит переход к патриархату. Это связано с переходом к земледелию. Когда главным кормильцем стал мужчина. Изучая историю, мы узнали, что как правило главой семьи был отец, муж. Ему беспрекословно подчинялась жена. Изменилось положение женщины в обществе. Мужчина стал смотреть на женщину как на свою собственность, на вещь, которую можно купить или продать.
Например, в Древней Греции красивая девушка стоила несколько голов крупного рогатого скота. Мужчина в обществе пользовался большой половой свободой. За ним признавалось право на добрачные и внебрачные половые связи. Соблюдение верности считалось обязательным только для жены.
С переходом к капитализму женщину стали оценивать по достатку ее семьи, по приданому. Браки заключались между людьми с одинаковым достатком. Например, девушка из обеспеченной семьи, выходила замуж не за любимого юношу, а за мужчину, имевшего текстильную фабрику. Чаще всего брак заключался по воле родителей девушки и юноши, не спрашивая согласия невесты и жениха. Например, в Казахстане отец сам решал судьбу своих детей, а тем не оставалось ничего иного, как подчиниться.
В настоящее время люди могут свободно жениться по своей воле, по любви. Если раньше женщина постоянно находилась под властью мужчины: вначале отца, а затем мужа, то теперь, она получила экономическую самостоятельность, когда она работает и даже зарабатывает больше мужчины. Она перестала быть «собственность» мужа. Женщины добились равноправия с мужчинами. Вступление в брак большое событие в жизни людей. В наше время во многих государствах уменьшается число браков. Люди предпочитают жить вместе, иметь детей, но не заключать браков.
Итак, определимся с первым терминам на наш урок:
Брак - свободный и равный союз мужчины и женщины, с целью создания семьи.
В нашем светском государстве брак обязательно должен быть зарегистрирован в ЗАГСе.
Заключение брака:
Брак заключается в государственных органах записи актов гражданского состояния. Регистрация брака устанавливается как в интересах государственных и общественных, так и с целью охраны личностных и имущественных прав и интересов супругов и их детей.
Не считается законным религиозный или экспериментальный брак.
Условия заключения брака:
Для заключения брака необходимо взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.
Препятствия к заключению брака:
не допускается заключение брака:
между лицами, из которых одно состоит в другом браке;
между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, между полнородными и неполно родными братьями и сестрами, а также между усыновителями и усыновленными, между лицами, из которых одно призвано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Порядок заключения брака:
Заключение брака происходит по истечении месячного срока после подачи желающими вступить в брак заявления в государственный орган записи актов гражданского состояния. При наличии уважительных причин месячный срок может быть сокращен или увеличен.
Возникновение прав и обязанностей супругов:
Права и обязанности супругов порождает лишь брак, заключенный в государственных органах записи актов гражданского состояния.
Право выбора супругами фамилии при заключении брака. При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию.
Основания признания брака недействительным:
Брак может быть признан недействительным , если он не является добровольным, если одно из лиц скрыло, что уже состоит в браке, если брак заключен между родственниками, а также в случаях регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак).
Прекращение брака:
Осуществляется через суд, если у супругов есть несовершеннолетние дети или они не могут сами поделить нажитое имущество. Все, что нажито за время совместной жизни при разводе делится между супругами.
Семья - социальный институт, который воспитывает нормы и образцы поведения, регламентирует взаимоотношения между супругами, родителями и другими родственниками. Семья - не просто продолжает человеческий род. С момента рождения ребенка семья влияет на формирование его личности, его способности, чувства, волю, характер. Семья должна воспитывать в человеке главные качеств.
Классификация семей:
1) по числу детей:
а) имеющие 1-2 детей
б) многодетные
в) бездетные.
2) по характеру распределения домашних обязанностей:
а) традиционная (домашние обязанности выполняет женщина, но ответственность за семью несет мужчина)
б) коллективистская (обязанности по дому выполняют супруги совместно или по очереди)
3) по родственной структуре:
а) полная (супружеская пара с детьми);
б) неполная (один из супругов с детьми);
в) расширенная (супружеская пара с детьми и кто-то из родственников);
г) смешанная (семья, образованная вследствие брака разведенных людей)
Виды семей:
а) моногамная;
б) полигамная;
в) полиандрическая.
Принципы создания семьи:
Добровольность;
Равенство прав супругов;
Недопустимость вмешательства кого-либо в дела семьи;
Стимулирование здорового образа жизни всех членов семьи;
Взаимная забота членов семьи друг о друге;
Воспитание детей и забота об их благосостоянии.
Права детей и родителей (работа с учебником самостоятельно). Назовите права детей и родителей.
Проблема одиночества.
Тема семьи волновала людей во все времена. Волнует она людей и сегодня. Существует огромное количество пословиц о семье: «муж да жена - одна душа», «муж и жена из одного кремня искры», «муж да жена - одно дело, одно тело, один дух» и т.д.
Большое количество данных говорит о том, что люди, испытывающие к кому - либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. В человеке заложена потребность любить, каждому хочется встретить своего единственного и неповторимого и жить с ним всю жизнь, разделяя радости и горести, воспитывая детей.
Но давайте на минуту представим себе, что мы встретили человека, который лишен этой прекрасной возможности и на наш вопрос: «Почему у него нет семьи?» Этот человек ответил нам так: «А зачем мне семья? Дети? Семья - экономически не выгодна. Ну, посудите сами. Живет парень, зарплата у него небольшая. У девушки - тоже. Но им хватает. Поженились - обоим не хватает. Семья «съедает» деньги вообще, а у мужчин в особенности. Нет, мужчине семья экономически невыгодна. Да и с социально - бытовой точки зрения, семья невыгодна. Конечно, приятно я женился, жена и носки заштопает, и борщ сварит. Но у меня и мама с этим справляется, плюс подружки рядом - помогут. Нет, семья мужчине не выгодна»
Беседа:
Чтобы вы ответили этому человеку?
Зачем человеку нужна семья?
Почему одиночество людей - это не только их проблема, а проблема государства.
Почему человек бывает одиноким?
Согласны ли вы с мнением, что жена нужна только для того, чтобы носки штопать и борщ варить?
А что для вас семья?
Что объединяет членов семьи?
Как вы понимаете чувство долга перед родителями?
Что дает семья человеку?
Что дает семья государству?
Почему в наше время часто встречаются семьи без детей, или с одним ребенком?
Какая проблема здесь может возникнуть в перспективе?
Сколько детей необходимо семье, для того, чтобы население РК увеличивалось?
Какую демографическую политику проводят в Китае и Индии?
Работа с учебником.
А) Функции семьи:
Каковы функции семьи?
1) обеспечивает преемственность поколений, путем рождения и воспитание детей;
2) подготавливает ребенка к социализации, то есть к жизни в обществе;
3) обеспечивает членов семьи жильем, транспортом, одеждой, питанием и другими материальными ценностями.
Б) Семейные отношения.
Как вы считаете, что необходим, чтобы брак был долгим и счастливым?
Кого вы считаете членом своей семьи?
Какие семейные традиции у вас есть?
Кто главный в вашей семье по вашему мнению?
5. Закрепление:
Игра Что? Где? Когда?
Что такое семья?
Что такое брак?
Где заключается брак?
Каковы условия для заключения брака?
Назовите права и обязанности супругов.
Это надевали в Древнем Риме рабу, чтобы показать, что он теперь лишен свободы. Что это за предмет?
Подумайте, как в случае развода было бы поделено совместно нажитое имущество (невод, разбитое корыто, хижина) старика и старухи - героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Объясните, почему?
Какое право Дюймовочки пыталась нарушить полевая мышь (из сказки «Дюймовочка»)?
6. Домашнее задание:
пересказ параграфа 20,
устно ответить на вопросы к параграфу.
Сделать генеалогическое дерево своей семьи.