Внеклассное мероприятие: изучаем право

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Гражданином быть обязан!»

Цель: формирование правовой культуры учащихся школы через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка.

Задачи:

  • Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

  • Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

  • Воспитывать уважение к другим людям.

  • Оборудование: презентация к занятию.

В игре участвуют 2-3 команды учащихся.

Форма проведения:

Игра проходит в форме конкурса. Каждая команда сидит за отдельным столом. Игра состоит из 9 конкурсов. Побеждает команда, получившая в конце игры большее количество баллов.

Дорогие друзья, вы, наверное, знаете, что когда вам исполнится 18 лет, жизнь станет сложна от гражданских, трудовых, административных, семейных и других обязанностей, возросшей ответственности перед обществом и государством.
Но знаете ли вы, что даже сейчас, будучи несовершеннолетними, вы имеете не только права...

Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки ждет наказание не только от рассерженных взрослых, но и от государства

ЧЕМ БОЛЬШЕ ТЫ ЗНАЕШЬ О СВОИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ, ТЕМ МЕНЬШЕ БУДЕТ ВЕРОЯТНОСТЬ ТВОЕГО ПОПАДАНИЯ В СЛОЖНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ.



1 конкурс «Разминка»

Командам раздаются карточки с правовыми понятиями, связанными с принятием соответствующих документов. За каждое правильное определение - 1б

Права человека-

Декларация -

Свобода совести -

Дискриминация -

Геноцид -

Конвенция -

2 конкурс «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА»

КВнеклассное мероприятие: изучаем правоомандам раздаются карточки с изображениями различных сказочных персонажей. Необходимо определить какое право сказочного героя нарушено и на писать его на обороте карточки. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». За каждую правильно подписанную карточку команда получает 0,5 балла. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе - 2 балла.

Ответ. 1 карточка: Право на свободу. 2 карточка: Право на жизнь. 3 кар точка: Право на владение личным имуществом. 4 карточка: Право на непри­косновенность жилища.

3 конкурс «АФОРИЗМЫ»

Команды получают по три набора карточек, на каждой из которых написано по 1 слову. Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе - 3 балла.

1 набор: добродетели, должны, законы, и, искоренять, насаждать, пороки (Цицерон, древнеримский оратор).

2 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного (Екатерина II, русская императрица).

3 набор: рабами, свободными, быть, законов, мы, быть, чтобы, должны (Цицерон, древнеримский оратор).

Ответ. 1) Законы должны насаждать добродетели и искоренять пороки. 2) Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить. 3) Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными.

«Викторина «Избирательное право» (для зрителей)

Ответьте на вопросы:

1. Режим, основными признаками которого является народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства; гарантии основных прав человека; свободные выборы; справедливое судопроизводство и др. - это (демократия).

2. Конституция РФ была принята в (1993 г.).

3. По достижении какого возраста гражданин РФ приобретает активное избирательное право? (18 лет)

4. Быть избранным в Государственную Думу гражданин имеет право по достижении (21 года).

5. Государственная Дума Российской Федерации состоит из (450 депутатов)

6. Какие цензы предусмотрены российским избирательным законодательством (возрастной; ценз оседлости)

7. С какого возраста можно стать кандидатом на должность Президента Российской Федерации? (с 35 лет).

8. Какова периодичность выборов Президента Российской Федерации? (шесть лет)

9. Какова периодичность выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? (пять лет).

10. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется (референдумом).

11. Условие предоставления избирательных прав - это (ценз).

12. Как называется парламент в Российской Федерации? (Федеральное Собрание).

13. Из каких двух палат состоит Российский парламент? (Совет Федерации и Государственная Дума).

14. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в РФ? (народ).

(1 верный ответ - 1 балл)

4конкурс «Блиц»

Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов; время на размышления не выдается. За каждый правильный ответ - 1б

  1. «конвенция о правах ребенка» принята в 1959 г? (нет)

  2. «декларация прав ребенка» провозглашена в 1589 г? (нет)

  3. Россия подписала «конвенцию о правах ребенка»? (да)

  4. Согласно «конвенции о правах ребенка» ребенком признается лицо, не достигшее 16 лет? (нет)

  5. Брачный возраст в РФ наступает в 18 лет? (да)

  6. Право избирать в органы гос.власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (нет)

  7. Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет?

  8. Может ли быть несовершеннолетний подвергнут административному аресту? (нет)

  9. Может ли быть арестован несовершеннолетний в случае совершения уголовного преступления? (да)

5конкурс «музыкальный»

В песне, как в капле воды, отражён огромный мир и вся жизнь человека. В строках известных песен популярным и понятным не только юристу языком изложены основные права и свободы граждан, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Ваша задача назвать эти права. Упоминаются они, конечно с долей юмора.

Песня бременских музыкантов
Ничего на свете лучше нету,
Чем бродить друзьям по белу свету,
Тем, кто дружен, нестрашны тревоги,
Нам любые дороги дороги.
(Право на свободу передвижения.)

Подари мне платок
Подари мне платок - голубой лоскуток,
По краям голубым - золотой завиток.
Не в сундук положу, на груди повяжу,
И что ты подарил,
Никому не скажу.
(Право на личную тайну.)

Дом
Но лишь потом
Я вспомнил дом.
И темной ночью, И светлым днем,
Как хорошо иметь свой дом.
(Право на жилище.)

Кто ни во что не верит, на зло всем.
Хорошую религию придумали индусы,
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.
(Право на национальную принадлежность,
свободу вероисповедания.)

Вологда
Письма, письма лично на почту ношу,
Словно я романс продолженьем пишу,
Знаю, знаю точно, где мой адресат,
- В доме, где резной палисад.
(Право на тайну переписки).

Я люблю тебя, жизнь
Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.
Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы усталый.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.
(Право на жизнь.)

Мне нравится, что вы больны не мною
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мнe нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной,
Не уплывет под нашими ногами.
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.)

Из вагантов
Во французской стороне,
На чужой планете
Предстоит учиться мне
В университете.
До чего ж тоскую я.
Не сказать словами.
Плачьте ж, милые друзья,
Горькими слезами.
(Право на образование)

6 конкурс «КРОССВОРД» (болельщикам)

Слайд

Участникам (на листочках)

ЗВнеклассное мероприятие: изучаем правоа каждое правильно вписанное в кроссворд слово команда получает 0,5 балла, максимальное количество баллов -7,5

По горизонтали: 1) Основа политической системы общества; орган власти в стране. 4) Возможность влиять на деятельность людей. 5) Должностное лицо государства, осуществляющее надзор за исполнением законов. 8) Устройство государства, объединение нескольких территорий, обладающих определенной самостоятельностью. 11) Полотнище с эмблемой государства. 12) Всенародное голо­сование. 13) Торжественная песня, символ государства. 14) Центральный орган государственного управления.

По вертикали: 1) Историческая дисциплина, изучающая гербы. 2) Общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, достоинствах, опыте. 3) Крайне агрессивная форма нетерпимого отношения к другим нациям. 6) Стремление к отделению, обособлению. 7) Глава Русской православной церкви. 9) Отличительный знак государства, изображаемый на флагах, монетах, печатях. 10) Орган государства, рассматривающий гражданские и уголовные дела

Ответ. По горизонтали: 1) Государство; 4) Власть; 5) Прокурор; 8) Феде рация; 11) Флаг; 12) Референдум; 13) Гимн; 14) Министерство.
По вертикали: 1) Геральдика; 2) Авторитет; 3) Шовинизм; 6) Сепаратизм; 7) Патриарх; 9) Герб; 10) Суд.



7 конкурс «КВАЛИФИЦИРУЙ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»

За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.

Преступления

Юридическое название

1.

Иван исписал стены дома надписями «Спартак -чемпион!»

Вандализм

2.

Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете

Кража

3.

Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться»

Угон

4.

Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба

Заведомо ложное со общение об акте тер роризма

5.

Коля заставил малыша дать 10 рублей

Вымогательство

6.

Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецен зурные выражения

Хулиганство

7.

Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания

Оскорбление

8.

Витя отобрал у Кости CD-плейер

Грабеж

9 конкурс «ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА»

Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребенка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает 2 набора карточек: 1) некоторые возрастные этапы в жизни ребенка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за 3 минуты должны разложить в столбик все права и обязанности под теми возрастными этапами, когда эти права и обязанности у ребенка возникают. За каждую правильно соотнесенную карточку игроки получают 0,5 балла. Всего во втором наборе 12 карточек. Таким образом максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе - 6 баллов.

1 набор - основные возрастные этапы в жизни ребенка: А) «С рождения»; Б) «10 лет»; В) «14 лет»; Г) «16 лет»; Д) «17 лет»; Е) «18 лет».

2 набор - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности:

1) Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права и налагать на себя любые обязанности (с 18 лет).
2) Подлежит первоначальной постановке на воинский учет (выдается приписное свидетельство) (с 17 лет). 3) Несет уголовную ответственность за любые преступления (с 16 лет).
4) Подлежит административной ответственности (с 16 лет).
5) Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращенная рабочая неделя - 36 часов) (с 16 лет).
6) Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора (с 16 лет).
7) Имеет право на получение паспорта (с 14 лет).
8) Имеет право на вступление в брак (с 18 лет).
9) Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) (с 14 лет).
10) Выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода (с 10 лет).
11) Имеет право на имя, отчество и фамилию (с рождения).
12) Приобретает право на гражданство (с рождения).

Правильный ответ: А-11, 12; Б - 10; В-7, 9; Г- 3, 4, 5, 6; Д-2; Е-1, 8.



© 2010-2022