Статья Исследовательские формы обучения

Вашему вниманию представлена статья-методическая разработка по применению исследовательского метода обучения в организации уроков обществознания и истории, а также во внеурочной деятельности учащихся. Материал показан на примере организации обучения в 6 классе, но может быть использован и на других ступенях. Способствует формированию разнообразных УУД, что актуально в свете требований ФГОС.
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ"


В современной России открыты широкие возможности для реализации

творческого подхода в преподавании гуманитарных дисциплин.

Личность невозможно себе представить без ее творческой составляющей. Креативные люди по-новому воспринимают действительность, открыты для трезвого и спокойного анализа различных мнений, уравновешены в оценках и суждениях.

Творческое обучение сегодня неотделимо от проблем личностного совершенствования. Общественное сознание испытывает влияние глобальных интеграционных процессов, появилось понятие гуманитарной культуры, формирование которой выходит далеко за пределы учебно-воспитательного процесса.

В этой связи хотелось бы подробнее остановиться на проблеме организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе.

Отметим цель педагога - формирование исследовательского подхода у учащихся к окружающему миру в целом, а не только к определенной его составляющей.

Исследовательские формы и методы обучения необходимо использовать на всех возрастных уровнях. Так, в среднем звене общеобразовательной школы моменты исследования учащихся даже более важны, чем, например, в старших классах. От того, как ребята научатся нетрадиционно, творчески осваивать новое, зависит их дальнейший успех в познании. Ведь базовые умения и навыки закладываются задолго до появления самостоятельного исследовательского мышления.

Возьмем, к примеру, 6-е классы, изучающие две общественные дисциплины - историю и обществознание. На первый взгляд может показаться, что школьники в возрасте 12-13 лет еще не готовы понять и усвоить такой объем серьезного материала. По истории - обилие исторической информации о событиях, людях и странах, а по обществознанию - основы знаний о жизни в современном обществе.

На самом деле, учебные курсы истории и обществознания хорошо адаптированы к уровню 6-7-х классов и создают условия для более осмысленного прохождения данных предметов в старших классах. Кроме того, одновременное изучение двух циклов способствует выработке универсальных учебных действий: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, выявления причинно-следственных связей и т.д. А главное - учащиеся начинают рассматривать каждое явление творчески, с разных сторон, с позиций прошлого и современности. Происходит некое объединение исторического и обществоведческого взглядов на развитие нашей страны.

От учителя зависит многое: как учащиеся смогут привыкнуть к такому комплексному изучению действительности; как будут преодолевать познавательные трудности на этом пути; наконец, как научатся самостоятельно постигать новое в будущем. Нельзя утверждать, что решить подобные задачи возможно сразу, путем передачи определенного набора знаний и познавательных умений. Этого крайне недостаточно. Без развития личности обучающегося познавательный процесс безуспешен, т.к. интеллект школьника неотделим от его характера, человеческих качеств, заинтересованности в результатах учебного труда.

Ученик должен быть ориентирован на активное изучение предметного материала, а не на его пассивное восприятие в качестве стороннего наблюдателя. Многое здесь зависит от совместной деятельности учителя и учащихся. И, если учитель настраивает познавательную деятельность, то ученики должны быть, как минимум, а) заинтересованы в такой деятельности, б) готовы к ней. Однако, на деле часто встречаешься с отсутствием того и другого. Следовательно, задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у ребят всегда поддерживался интерес к постижению нового. А этот интерес подкреплялся бы, в свою очередь, известной сформированностью у учащихся познавательных умений и навыков. Как отмечает Л.Н.Боголюбов, "…знания, будучи важнейшей частью содержания учебного предмета, не являются единственном его компонентом. Уже несколько лет в программы по обществознанию включаются умения и опыт творческой деятельности. "1 Только в таком случае можно говорить о совместной работе учителя и учащихся в едином учебном пространстве.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что каждый компонент процесса обучения на уроках согласуется с остальными (в частности, интерес учащихся - с их умениями и навыками). В этом направлении особенно благодатной представляется почва совместной исследовательской деятельности учителя и учащихся на занятиях по общественным дисциплинам. Подчеркнем, речь здесь не идет о традиционных формах исследовательской работы (проекты, рефераты, работа с историческими документами и др.), требующих значительной внеурочной подготовки. Вопрос касается организации учителем исследовательски-активных видов деятельности учащихся в ходе урока.

Рассмотрим такую возможность на примере преподавания общественных дисциплин в средней возрастной категории. На мой взгляд, специфика организации исследовательской работы шестиклассников состоит в сочетании серьезных, исследовательских, моментов в обучении с игровыми формами. Это как раз тот случай, когда содержание деятельности и ее формы взаимообогащают друг друга. Все мы знаем, как широко вошли в нашу внеурочную работу различные сценки, подготовленные в масштабе воспитательных мероприятий. Почему бы эту увлекательную для школьников форму не включить в учебный процесс. Конечно, не как основную, а частично, отдельными элементами. Инсценировки можно проводить как при изучении нового материала, так и при его закреплении, а также как особый вид повторения. Это резко усиливает интерес учащихся к содержанию предмета и раскрепощает их поисково-познавательную инициативу. Главное - определить меру историчности (в истории) и реалистичности (в обществознании) заданий, которые учитель предлагает ребятам. Следует, однако, иметь ввиду, что во внеурочной работе преобладают воспитательные моменты, поэтому в используемом содержательном материале могут сочетаться правда и вымысел. На уроках же главное - освоение нового с ориентиром на истину. Исходя из такой логики рассуждений, в учебном процессе элементы сценического творчества должны помогать лучше осмысливать материал и понимать то, что не достигается традиционными средствами.

В курсе обществознания для 6-го класса есть рубрика "Путешествие в прошлое", которая углубляет представления о современном человеке и обществе обращением к историческим эпизодам. Другими словами, при изучении явлений настоящего активно используется опыт прошлого.

Можно продолжить такую линию, усиливая в ней исследовательское начало. Например, при изучении темы "Человек и его деятельность" в тексте учебника рассматриваются разнообразные виды человеческой деятельности - труд. Игра, учение и т.д. Затем идет переход к рассмотрению занятий людей в прошлом. Далее можно поставить задачу перед ребятами: представить деятельность человека и ее виды через 100 лет. Но не просто придумать, а вообразить деятельность будущего, опираясь на закономерности ее развития в прошлом и настоящем (с помощью учебного пособия и других источников). В заключение урока школьники могут продемонстрировать такую деятельность, объяснив ее характер, условия и результаты. Подобных ситуаций, стимулирующих исследовательское мышление учащихся, - множество.

Итак, познавательно-исследовательское обучение многогранно и безгранично, оно пробуждает творческие силы учеников и открывает новые просторы для профессионального совершенствования учителя.

1 Л.Н.Боголюбов. Основные компоненты содержания школьного обществоведческого образования. // Преподавание истории и обществознания в школе. - №7. - 2009. - С. 24.

© 2010-2022