Рабочая программа по обществознанию. 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ростовская область

Куйбышевский район, с. Куйбышево

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Крюковская средняя общеобразовательная школа



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор школы

Приказ от08.2014 №270-ОД

Подпись ____________




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по обществознанию

основное общего образования (класс) 9 класс

Количество часов -33 часа

учитель Разумейченко Елена Анатольевна

Программа разработана на основе

Ааторской программы Н.Боголюбова , Н.И. Городецкой

« Обществознание 6-11 классы

М.: Просвещение, 2011год.











































Рабочая программа

для 9 класса по обществознанию

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию основного общего образования. 2008г., образовательной программы основного общего образования МБОУ Крюковской СОШ, ориентирована на учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений «Обществознание 9 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой М «Просвещение» 2014 г. Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

Цель курса: дать целостное представление об обществе, в котором живем, основных сфер общественной жизни, о процессе восприятия социальной (в том числе правовой) информации и определения собственной позиции; правовой культуры, основы политических знаний, способности к самоопределению и самореализации.

Задачи:

- создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой и политической культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взросления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

Курс «Обществознание» предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных учебных заведений, завершающих изучение предмета в первом концентре. Содержание курса представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Изучение предмета Обществознание призвано содействовать формированию у учащихся целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, становлению правосознания и гражданской позиции. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных и гуманистических ценностей и т.д. Данная дисциплина призвана помочь им ориентироваться в текущих событиях общественно-политической жизни.

Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.




Раздел2. Общая характеристика учебного курса


Курс обществознания интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Курс Обществознания 9 класса включает изучение 2 тем. Тема «Политика » дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. Следующая тема «Право» вводит ученика в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения

Раздел3. Место предмета в учебном плане школы

Учебный предмет обществознание в 9 классе, индивидуальное обучение на дому изучается за счет часов школьного компонента учебного плана школы. Общее количество часов в год - 33, количество часов в неделю - 1 .







Раздел4. Содержание курса «Обществознание» в 9 классе


Раздел, тема

Содержание учебной темы

Количество часов

1

Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности.

Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

10

2

Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция - основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека - идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

15



Перечень контрольных работ:

1. Контрольная работа по теме «Политика».

2. Контрольная работа по теме «Право».






Раздел5. Календарно-тематическое планирование


Раздел. Тема урока

Дата


Кол.

часов

Требования к результату

Виды контроля

Основные виды учебной деятельности

Политика (10ч)

1

Раздел №1.Политика. Политика и власть

01.09


1час

Репродуктивный уровень:

Особенности политики; роль политики в жизни общества; роль СМИ и политика.

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Актуализация знаний

Анализ документа стр.5-6. Решение проблемных заданий. Анализ статистических данных стр. 7 учебника.

2

Государство.

08.09

1 часа

Репродуктивный уровень:

История возникновения государства, признаки и формы государства, понятие о гражданстве

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Устный опрос Тест

Работа с документом стр.18 учебника. Решение проблемных заданий стр.18-19.

3

Политические режимы

15.09


1 часа

Репродуктивный уровень:

Виды и особенности политических режимов

Продуктивный уровень:

Сходство и отличия в авторитарном и тоталитарном режиме. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Устный опрос


Анализ документа стр.20-21,23. Решение проблемных заданий. Анализ мнения на стр.12,ситуации на стр.14.

4

Диагностическая работа

22.09

1 час


5

Правовое государство

29.09


1час

Репродуктивный уровень:

Характеризовать основные понятия. Раскрывать смысл положения «Право выше власти» Признаки правового гос-ва

Продуктивный уровень

Объяснять, с какими явлениями общественной жизни связано возникновение и развитие правового государства

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Тест

Работа с документом стр.28, 29-30.Решение проблемных заданий

6

Гражданское общество и государство


06.10

1час

Репродуктивный уровень:

Государство как основной политический институт. Гражданское общество. Структура гражданского общества. Признаки гражданского общества. Местное самоуправление

Продуктивный уровень

Причины возникновения гражданского общества, условия возникновения и развития гражданского общества.

Условия формирования гражданского государства. Составить таблицу «Этапы формирования гражданского общества»,

Устный опрос

Анализ ситуации стр. 36,фактов стр. 38,мнения стр. 40,документа стр.42-43,решение проблемных заданий.

Защита проекта «Как улучшить условия жизни в нашем районе»

7

Участие граждан в политической жизни

13.10


1час

Репродуктивный уровень:

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Тест

Анализ мнения стр.46,документа стр. 49,51, решение проблемных заданий.

8

Политические партии и движения

27.10


1час

Репродуктивный уровень:

Общественно-политические движения;

Политические партии, различия партий и движений

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Тест

Анализ документа стр.58-59, решение проблемных заданий

9

Контрольная

работа по теме «Политика»

20.10.


1час

Обобщение и систематизация знаний по теме «Политика»


Право (13 ч)


10

Политические партии и движения

10.11


1 часа

Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права

Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений

Продуктивный уровень

Сходство и отличия правоотношений от других социальных отношений.

Объяснять отличие права от других социальных норм. Комментировать некоторые определения права. Характеризовать естественное право. Аргументировать свою точку зрения

Устный опрос

Анализ документов стр.66,67,68-69 , решение проблемных заданий. Составление в тетради схемы «Нормативно-правовые акты» Анализ ситуации стр. 74,документа стр.76,решение проблемных заданий

11

Право , его роль в жизни общества и государства.

17.11.

Репродуктивный уровень: понятие права; история развития отечественного права. Основные черты и признаки права. Мера свободы. Правовая ответственность. Виды юридической ответственности. Правонарушение. Право и закон. Отрасли права

Сущность и особенности правоотношений, субъекты правоотношений


12-13

Правонарушения и юридическая ответственность

1.8.12


2 часа

Репродуктивный уровень:

Признаки и виды правонарушений; виды юридической ответственности; презумпция невиновности

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Тест

Работа с документом стр.81-82,решение проблемных заданий.

14

Правоохранительные органы

15.12

1 часа

Репродуктивный уровень:

Структура правоохранительных органов; принципы правосудия

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тест

Анализ ситуации стр. 88,работа с документом стр.91. Решение проблемных заданий.

15

Контрольная работа

22.12

1 час


16-17

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ

29-12.01

2 часа

Репродуктивный уровень:

Конституция - основной закон государства. Отличие Конституции от остальных законов страны. Классификация прав и свобод человека. Полномочия президента, судов, Федерального собрания Знать, что конституция:

- обладает высшей юридической силой;

- провозглашает основные права и свободы человека и гражданина;

- базируется на ценностях нравственных, демократических, патриотических.

Продуктивный уровень

Уметь объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы. Характеризовать смысл основных понятий. Анализировать текст. Определять различия между гражданином и обывателем

Устный опрос

Работа с Конституцией РФ.

Решение проблемных заданий.

18-19

Права и свободы человека и гражданина

19.26.01


2 часа

Репродуктивный уровень:

Права человека, история развития прав человека; общечеловеческие правовые документы; права ребенка

Продуктивный уровень

Юридические гарантии и система защиты прав человека

Устный опрос

Работа с Конституцией РФ. Решение проблемных заданий

Работа с документом стр.115,

Конвенцией по правам ребенка.

20

Гражданские правоотношения

02.02


1 часа

Репродуктивный уровень:

Сущность гражданского права, виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних, защита прав потребителя

Продуктивный уровень

Особенности гражданских правоотношений; Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Устный опрос

Тест

Анализ документа стр.

129,ситуации стр. 130. Решение проблемных заданий

21-22

Право на труд. Трудовые правоотношения

9.16.02


2 часа

Репродуктивный уровень:

Роль труда в жизни человека. Трудовые правоотношения. Трудовой договор. Работник и работодатель.

Продуктивный уровень

Решать практические задачи по трудовым правоотношениям ( работа с трудовым кодексом)

Устный опрос

Тест

Анализ документа стр. 134,ситуации стр.137. Решение проблемных заданий

23-24

Семейные правоотношения

Контрольная работа.

2.03.03

16.03


2 часа

Репродуктивный уровень:

Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принципы счастливого детства. Права и обязанности супругов. Имущественные отношения супругов

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Устный опрос

Тест

Заполнение схемы в тетради «Условия заключения брака» Решение проблемных заданий

25

Административные правоотношения

30.03


1 часа

Репродуктивный уровень:

Основные черты административного права, административные правонарушения и наказания

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Устный опрос

Тест

Анализ ситуации стр.154.документа стр. 157. Решение проблемных заданий

26

Уголовно-правовые отношения

6.04


1 часа

Репродуктивный уровень:

Особенности уголовного права, преступление, уголовное наказание для несовершеннолетних

Продуктивный уровень

Устный опрос


Анализ ситуаций стр.160,162. Решение проблемных заданий

27

Социальные права Правовое регулирование отношений в сфере образования

13.04


2час

Репродуктивный уровень:

Социальные права. Конституция РФ. Право на социальное обеспечение. Закон РФ «Об образовании»,. Конституция РФ о праве на образование.

Как государство гарантирует право на образование

Продуктивный уровень

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения

Устный опрос


Работа с Конституцией РФ Решение проблемных заданий

28

Международно-правовая защита жертв международных конфликтов.

20.04


1час

Репродуктивный уровень:

Основные положения Международного гуманитарного права. Источники международного гуманитарного права. Женевские конвенции. Международный комитет Красного Креста. История создания и функции ООН.

Продуктивный уровень

Особенности и значение международного права

Устный опрос


Анализ ситуации стр.188.

29

Контрольная работа «Право»

27.04


1час

Повторение и обобщение материала

Тест

30

Повторение «Политика и право»

18.05

1 час

Повторение и обобщение материала




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Учебно-методическое обеспечение:

1. «Обществознание 9 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: «Просвещение», 2014.

2. Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое пособие. - М.: «Астрель», 2003.

3. Соколов Я.В. «Граждановедение» 5-9класс. - Ростов-на-Дону: 1992.

4. Мушинский В.О. «Основы правоведения». - М.: «Международные отношения», 1996.

5.Справочник по обществознанию. - М: «Астрель», 2005.

6.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2010.

7. Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2010.

Материально-техническое обеспечение:

1. Аудиоколонки.

2. Мультимедиапроектор.

3. Персональный компьютер.

Результаты и система их оценки.

В результате изучения курса обществознания обучающиеся должны

знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ - основной закон страны;

- основные положения разделов курса - «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Практическое использование приобретенных знаний в повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Виды контроля:

текущий и тематический контроль знаний, промежуточная аттестация, итоговый контроль.

Формы контроля:

- устный контроль;

- письменный;

- практический;

- индивидуальный;

- групповой.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является оценка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале.

Система оценки предметных результатов освоения рабочей программы по обществознанию предполагает оценивание письменных работ (контрольных, самостоятельных), устных ответов, а также проверку тестовых заданий в соответствии со следующими критериями:

Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.



Критерии оценки письменных работ

«5» - работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки.

«4» - самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» - работа выполняется при помощи учителя. Обучающиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают серьёзные затруднения при самостоятельной работе.

«2» - выставляется в том случае, когда обучающиеся не подготовлены к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Тесты оцениваются в школьных отметках («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.

Отметка «5» выставляется за 100% - 85% выполнения работы,

Отметка «4» выставляется за 84% - 68% выполнения работы,

Отметка «3» выставляется за 67% - 51% выполнения работы,

Отметка «2» выставляется за 50% и менее.

Результатом освоения образовательной программы является промежуточная аттестации, которая проводится в форме тестирования.

© 2010-2022