Урок обществознания по теме Патриот как демонстрация квест-методики

Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Захарова Елена Юрьевна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей №5»

Внедрение методики квест - урока на обществознании

Сейчас очень популярна технология проектирования на уроках и во внеурочной деятельности. Одним из вариантов технологии проектирования, является метод, получивший название WEB-квеста. Актуальность методики квест - урока связана с инновационными направлениями образования, в которых информационно - коммуникативные технологии выступают в качестве научно-исследовательской основы урока, включающего в себя элементы творческой лаборатории. Проектная технология квест - урока может быть применена при работе над кратковременными проектами в пространстве одного урока и в работе над долговременными проектами, в которых, переходя с одного этапа на другой, учащиеся реализуют поставленные цели и задачи в соответствии с выбранной темой.

Цель проектной технологии квест-урока: изменение привычных стереотипов организации урока. Благодаря использованию проектной технологии учащиеся получают возможность самостоятельно выбирать и структурировать материал, анализировать полученную информацию, учиться самостоятельно принимать решения в выборе тем и ее представлении для обсуждения на уроке. В пространстве квест - урока учащиеся постигают элементы научно-практической работы.

Задачами проектной технологии являются развитие креативного мышления; раскрытие творческого потенциала; формирование навыков рационального использования учебного времени; стимулирование познавательной мотивации.

Проектная технология квест - урока определяет новую задачу современного образования, связанную с активизацией внеурочной деятельности учащихся. Кроме перечисленного, педагогическая технология квест-урока, открывает возможность изучения учебных предметов в новом образовательном формате, широко используя межпредметные связи.

Продолжая работу над проектом в домашних условиях, учащиеся осознанно продолжают исследование темы, но не в формате традиционного учебного материала, а с привлечением электронных ресурсов, позволяющих развить и углубить полученные знания на уроке, привлекая более современные научные концепции, открывая новый иллюстративный ряд, отсутствующий в академических учебниках.

На завершающем этапе работы в проектной технологии квест - урока учащиеся независимо от времени реализации проекта представляют свой результат работы, выполненный в форме презентации, которая обсуждается всеми участниками квест-урока.

Важным условием успешной работы в проектной технологии квест - урока является присутствие в кабинете компьютерного оборудования с подключением Интернета. Другим условием является наличия ПК у учащихся, позволяющего в домашних условиях продолжать работать с учебными материалами.

Приступая к работе над проектом в формате квест-урока, учитель - предметник должен уметь четко определять цели и задачи проекта, формировать группы-команды, получающие индивидуальные проектные задания, определять график работы, предоставлять учащимся доступ к информационным ресурсам в Интернете.

В свою очередь учащиеся, самостоятельно распределяя роли в ходе работы над проектом, исследуя рекомендованные Интернет - ресурсы, формируют навыки информационной и коммуникативной компетенций.

Работу в режиме квест - урока по обществознанию можно разбить на следующие звенья:

1. Определение общей цели проекта.

2. Постановка задачи каждой из команд - участников проекта.

3. Выделение предметной области.

4. Время реализации.

5. защита проектов.

6. Подведение итогов и определение новых задач.

Например, план урока по теме «Патриот?» в 7 классе

Цель урока: Подготовить учащихся к самостоятельному определению личностного представления об основополагающих понятиях каждого гражданина - патриотизме и любви к Родине.

Распределение реализации задач урока:

- проследить историю происхождение термина «патриот» и «патриотизм»;

- выяснить значение словосочетаний «субъект», «федерация», «государство».

- обобщить и вывести общечеловеческие чувства, лежащие в основе любви к своей Родине каждого человека, живущего на планете Земля.

Оборудование урока: экран, проектор, компьютеры с Интернетом.

Этапы урока:

Этап 1. Определение названия проекта и определение задач каждой из заявленных команд

Этап 2. Распределение ролей в команде.

Этап 3. Составление временного графика работы над проектом.

Этап 4.Отчет о проделанной работе. Подведение итогов.

Этап 5. Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест - урока.

Технологическая карта урока

Этап 1. Определение название проекта. Вводное слово учителя. (10-12 минут)

Предлагаю на первом этапе урока учащимся небольшую справку - рассказ, отражающий основные моменты предстоящего урока. Цель вступительного слова: подготовка участников квест-урока к самостоятельной работе над заявленной темой, активизация творческой работы учащихся. «Дорогие ребята! Сегодня на уроке нам предстоит работа над проектом под названием «Что значит быть патриотом?», являющегося составной частью большого проекта «Родина», знакомство с которым мы продолжим и на последующих уроках обществознания.

Прежде, чем приступить к работе над проектом «Что значит быть патриотом?», давайте подумаем, почему в рабочем названии нашего проекта в конце стоит вопросительный знак.

- Объясните, почему люди, оказывающиеся в сложных ситуациях связанных с общей опасностью, могут вести себя в ней по-разному?

- Кого в Древней Греции называли героем?

- Как изменилось со временем Древней Греции значение слова «герой»?

- Существует ли на ваш взгляд разница между героем и патриотом?

- Что заставляет обыкновенных людей мирных профессий совершать подвиги во имя Родины?

- Какие черты характера помогают каждому человеку быть готовым стать патриотом своей Родины?

В современных языках народов мира патриотом называют людей, беззаветно любящих свое Отечество, преданных своему народу и даже готовых пойти на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Наша с вами большая Родина носит название Российская Федерация. Если слово федерация перевести латинского языка на русский язык, то получится, что мы с вами живем в Российском Союзе. Российская Федерация состоит республик, краев, областей которые обозначаются термином «субъект федерации», т.е. «равный член, полноправный участник».

- Ребята, знаете ли вы, как правильно называется территория, где мы с вами живем?

На территории Российской Федерации проживают многочисленные народы, каждый из которых имеет свой национальный язык и обычаи. Языком государственного общения является русский язык, который выступает также языком международного общения.

- К примеру, на территории нашей области проживают многочисленные народы, каждый из которых имеют свой язык и свою культуру. Знаете ли вы эти народы? Назовите их.

Каждый из россиян, имеет своею малую Родину, то место, где он появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети. Любовь к малой Родине не мешает каждому из нас любить свою большую родину - Россию.

- Давайте попробуем с вами перечислить географию мест, где родился каждый из вас!

Чувство любви к Родине не раз помогала россиянам защищать свои дома и своих близких от злых врагов; создавать удивительные по красоте художественные ценности; не переставать удивляться красотой и величием российских просторов, и это чувство мы называем тоже патриотизмом.

Для каждого человека Родина связывается с конкретным предметом. Для одних людей Родина - это березка под окном, для других - старый дом на окраине поселка.

- Ребята, а чтобы вы нарисовали, если бы вас попросили графически изобразить понятие Родина или Малая Родина?

Таким образом, на первом подготовительном этапе работы с классом учитель подготавливает учащихся к самостоятельному определению понятия патриотизм и патриотическая любовь к Родине.

Этап 2. Распределяются команды и раздаются задания. (3 минуты)

Работая над реализацией проекта «Патриот» каждая из команд получит свое задание и возможность поработать над поставленными задачами. Каждый из участников проекта должен помнить, что на уроке используются принципы командной работы, согласно которым каждый из участников выступает в качестве равноправного партнера.

Учащиеся класса заранее распределяются на команды и выбирают своего капитана. Учитель называет названия творческих проектов, и капитаны команд перед началом урока распределяет задачи для каждой команды.

На втором этапе учитель общается с капитанами команд, которые передают ему информацию, какой проект будет реализовать их командой в процессе квест - урока и список участников команды.

Если работа по методике квест-урока проводится постоянно, то класс можно разделить на постоянные команды по пять участников в каждой, которые будут работать в таком составе весь учебный год. Области решения проектных задач будут меняться в зависимости от проектного задания.

Например, 3 команды:

Команда историков:

- прослеживают историю происхождение термина «патриот»;

Команда обществоведов:

- изучают значение словосочетаний «субъект», «федерация», «государство».

Команда аналитиков:

- обобщают и выводят символы патриотизма, принятые у разных народов мира.

Этап 3. Составление временного графика работы над проектом. (20 минут)

Изучение темы «Патриот?» происходит на одном уроке. Заранее подготовленные учителем Интернет-ресурсы выкладываются на рабочем столе, и команды должны используя рабочий материал создать свой собственный макет проекта в виде одного - двух слайдов. На слайде ребята должны самостоятельно выбрать иллюстрацию, сопроводив ее текстом в соответствии с задачей проекта.

Учитель до начала работы учащихся процесса объясняет правильность оформления слайд - материалов, чтобы на самом уроке не занимать времени на обсуждение оформления работы. Кроме предложенных учителем информационных материалов каждая команда может подготовить собственные творческие варианты раскрытия темы проекта. В этом случае ребята должны также до начала урока познакомить учителя с принесенными материалами. Дополнительные материалы вначале учитель готовит заранее. Когда же ученики освоили навыки работы в группе по составлению презентации, возможна совместная работа в классе под руководством учителя по поиску необходимой информации в Интернете, а затем, и самостоятельная работа в классе и возможно, дома.

Этап 4 Отчет о проделанной работе. Подведение итогов. (10 минут)

На завершающем этапе рефлексии материала учащиеся объединяют все проекты в один проект под общим названием «Патриот». Совместно с учителем комментируя и доказывая значимость выбранного материала, еще раз отрабатывают термины и понятия, заявленные в тематической карте урока: федерация, субъект, государство, патриот, патриотизм в форме защиты проекта. На завершающем этапе важно дать возможность учащимся высказать разные точки зрения. Каждый из предлагаемых вариантов проектов должен быть проанализирован учениками, отмечены удачные решения раскрытия темы и явные неудачи.

Этап 5 Домашнее задание. Составление домашнего проекта квест-урока. (2 минуты). Подводя итог квест-урока по теме «Патриот» учитель, обобщая все высказывания и определяя конечную формулу подлинного патриотизма, предлагает каждому из участников составить свой проект героем, которого должны стать россияне, которых можно считать подлинными патриотами страны.





© 2010-2022