- Преподавателю
- Обществознание
- Элективный курс Коррупция глазами школьников
Элективный курс Коррупция глазами школьников
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Удиярова Т.Г. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Республиканский конкурс
«50 лучших инновационных идей»
для Республики Татарстан
Программа элективного курса
«Коррупция глазами школьников»
Программа элективного курса
учителя истории и обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ «Аксубаевская СОШ № 3»
Республики Татарстан
Удияровой Татьяны Георгиевны
2012
Пояснительная записка
Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе - тема противодействия коррупции.
Актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.
Активно внедряемая в России система антикоррупционного обучения и воспитания ставит перед школой новые задачи по пересмотру целей и содержания образования учащихся 9 - 11 классов. Возникает не только потребность в углубленном изучении отдельных вопросов школьной программы по обществознанию, но и необходимость построения такого учебного процесса, который позволит осуществить специализированную подготовку учащихся по вопросам антикоррупционного поведения для дальнейшей успешной социализации во взрослой жизни.
Востребованной становится разработка программ и содержания элективных курсов, решающих задачи интеграции обучения с социальной жизнью молодых людей.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся знания о коррупции и выработка антикоррупционного поведения у школьников являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении вопросов коррупционной направленности у школьника формируется система ценностей и установок антикоррупционного поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, воспитываются понимание человеческого достоинства, уважения к другим людям, стремление к правовому сотрудничеству.
Увеличение числа лекций и бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и определение содержания и средств антикоррупционного воспитания. Методические рекомендации - это попытка предложить определенную систему педагогических действий по решению задач антикоррупционного обучения и воспитания.
Цель курса: развивать и воспитывать ценностные установки и способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
Основные задачи:
-
сформировать комплекс знаний об исторических формах коррупции, особенностях ее проявления и вредных последствиях в различных сферах жизнедеятельности;
-
выявлять и при необходимости корректировать отношение обучающихся к проблемам коррупции;
-
продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
-
стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам;
-
Внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах.
На основе вышеизложенного и была создана программа практико - ориентированного курса «Коррупция глазами школьников», которая предназначена для учащихся 9 класса и рассчитана на 12 часов.
К нему разработан подробный тематический план. Занятия рекомендуется проводить по одному часу. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ и защита творческих работ учащихся.
Интерес к вопросам обучения антикорупционной деятельности обусловлен знаниями и умениями, приобретенные, при изучении данного курса могут быть использованы учащимися в сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии. Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.
Методы обучения:
В данном элективном курсе используются методы проблемно-развивающегося обучения и технология проблемного контекстного обучения, коллективного способа обучения.
При оценивании достижений учащихся важно использовать взаимодополняющие методы. Наряду с традиционными формами контроля, тестированием, проверка качества выполнения практических заданий полезно использовать методы социологического исследования: интервьюирование, наблюдение за поведением учеников в учебной ситуации и в реальной жизни.
Ожидаемые результаты:
- формирование личности, наделённой знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять,
- самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать её,
- проводить социологически опрос, представлять его результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм, интерпретировать результаты полученных сведений,
- выявлять проблемы, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы,
- создавать и защищать свой проект,
- анализировать юридические казусы (случаи, дела, ситуации) с точки зрения правовых норм,
- повысить правовую культуру учащихся.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате элективного курса учащиеся должны:
Знать
- Об исторических корнях взяточничества и казнокрадства в России.
- Виды коррупции.
- О негативных последствиях коррупции в различных сферах жизнедеятельности общества (социальной, политической, экономической, а также в повседневной жизни человека).
- Об опыте международной борьбы с коррупцией.
- Уголовный кодекс РФ о взяточничестве (ст. 290, ст. 291).
- Законодательные акты, регулирующие сферу противодействия коррупции и повышающие прозрачность деятельности органов государственной власти РФ
Уметь
- Анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии.
- Задумываться над своими нравственными ценностями.
- Искать нужную информацию с помощью справочной литературы, энциклопедической литературы и интернета.
- Составлять проекты.
Учебно-методический план
№
Тема
Форма работы
Кол-во часов
1
Что такое коррупция?
Теор.
1
2
Исторические корни взяточничества и казнокрадства
Теор.
1
3
Происхождение коррупции. Чем оно вызвано.
Теор.
1
4
Формы коррупции. Аргументы «за» и «против» коррупции
Теор./прак.
1
5
Виды коррупции
Теор./прак.
1
6
Предупреждение коррупции
Прак.
1
7
Коррупция как социальное явление
Теор./прак.
1
8
Явление коррупции в мировой истории
Теор./прак.
1
9
Последствия коррупции в России
Теор./прак.
1
10
Способы борьбы с причинами и предпосылками коррупции
Теор./прак.
1
11
Антикоррупционная политика в современной России
Теор./прак.
1
12
Антикоррупционные законодательства
Теор./прак.
1
Содержание элективного курса:
-
Что такое коррупция?
Тип урока - урок изучения нового материала;
вид урока - беседа, самостоятельная работа.
Цель - дать характеристику понятий «коррупция, коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции и ее причинами.
Основные понятия - коррупция, коррупционное правонарушение, антикоррупционное поведение.
Содержание - понятие коррупции. Политическое определение. Правовое определение. Социальное определение. Экономическое определение.
-
Исторические корни взяточничества и казнокрадства.
Тип урока - комбинированный;
вид урока - беседа-диспут, работа с историческими источниками.
Цель - ознакомление учащихся с историческими изменениями взглядов на коррупцию.
Основные понятия - коррупция, мздоимство, взятка, местничество.
Содержание - коррупция как фактор, угрожающий национальной безопасности, актуальность проблемы противодействия коррупции. Древние восточные и античные авторы о коррупции.
-
Происхождение коррупции. Чем они вызваны.
Тип урока - комбинированный;
вид урока - деловая игра с элементами лекции.
Цель - ознакомление учащихся с историей борьбы с коррупцией в российском законодательстве.
Основные понятия - коррупция, легализация, бюрократия.
Содержание - причины возникновения взяточничества, изменение взглядов на коррупцию с течением времени.
-
5. Виды и формы коррупции. Аргументы «за» и «против» коррупции.
Тип урока - урок изучения нового материала;
вид урока - лекция с элементами беседы.
Цель урока - выделить основные признаки коррупционных действий и формы коррупции, формировать негативные отношения к коррупции.
Основные понятия - «белая» ( общепринятая), «серая» (отчасти осуждаемая) и «черная» (осуждаемая законом и обществом)
Содержание - использование должностного положения, статуса, получение определенных выгод, преимуществ обеими сторонами, наличие корыстной или иной личной заинтересованности.
-
Коррупция как социальное негативное явление.
Тип урока - комбинированный;
вид урока - семинар.
Цель урока- формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся.
Основные понятия - взятка, юридическая ответственность, уголовная, административная, дисциплинарная, трудовая
Содержание - многообразие определений коррупции. Правовые, морально-эстетические, бытовые подходы к определению коррупции.
-
Явление коррупции в мировой истории.
Тип урока - комбинированный;
вид урока - дискуссия.
Цель урока - выяснить насколько эффективно считают испытуемые проводимые государством антикоррупционную политику, и какие действия считаются коррупционными.
Основные понятия - Римское право, мировое сообщество.
Содержание - отношение государства и общества к коррупции. Способы борьбы с коррупцией, их эффективность в цивилизациях Древнего мира и Средневековья, странах доколониального Востока.
-
Злоупотребление должностными полномочиями.
Тип урока - совершенствование знаний, умений, навыков;
вид урока - практическая работа.
Цель урока - показать как проявляется в современном обществе злоупотребление должностными полномочиями.
Основные понятия - попустительство, публичный аппарат, отмывание денег, управленческая деятельность.
Содержание - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
-
Исторический опыт противодействия коррупции в Российском государстве.
Тип урока - комбинированный;
вид урока - семинар.
Цель урока - сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
Основные понятия - коррупция, злоупотребление служебным положением, коррупциогенная ситуация, антикоррупционная деятельность
Содержание - усиление борьбы с коррупцией в высших эшелонах власти. 8 марта 2006 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. 1 февраля 2007 г. Россия официально вступила в «Группу государств против коррупции»
-
11. Антикоррупционная политика в современной России.
Тип урока - комбинированный;
вид урока - деловая игра с элементами лекции.
Цель урока - формирование уважительного отношения к праву, законопослушного поведения.
Основные понятия - закон, право, мораль.
Содержание - Федеральный закон «О противодействии». Закон Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан». Европейское законодательство.
12. Обобщение пройденного материала.
Тип урока - обобщение систематизации знаний, умений,
навыков.
вид урока - тестовое задание, контрольная работа.
Цель урока - привести в систему знания, умения, навыки по
программе элективного курса к правовому блоку
«Обществознание».
Основные понятия - коррупция, коррупционные правонарушения,
антикоррупционное законодательство.
Содержание - история развития коррупции. Причины
возникновения коррупции. Коррупция как социально-негативное
явление. Виды и формы коррупции. Последствия коррупции в России
Методические рекомендации:
При изучении содержания по антикоррупционной тематике рекомендуется широко использовать индивидуальные и групповые проектные формы работы, лабораторно-практические занятия, дискуссии, деловые игры и т.п., что поможет показать на конкретных примерах, к каким последствиям может приводить коррупция при попустительстве со стороны государства и общества, раскрыть «невыгодность» коррупционного поведения для каждого члена общества; выявить наиболее эффективные пути противодействия различным формам проявления коррупции в повседневной жизни. Стратегия действий учителя должна опираться на объективные данные, исторический опыт, которые опровергают стереотипы, традиционные заблуждения части населения в том, что коррупция характерна для российской ментальности, малоопасная, неистребима, а ее дальнейшая «судьба» не зависит от каждого члена общества.
Список литературы использованной при подготовке программы:
1. Богданов И.Я., Калинин А.П. Коррупция в России. - М., 2001.
2. Гладких В.И. Коррупция в России: генезис, детерминанты и пути преодоления // Российский следователь. - 2001. - № 3.
3. Дема Е.Г. Искоренить казнокрадство пытался еще Петр I // Военно-исторический журнал. - 2000. - № 2.
4. Жидков А.В. Что ты знаешь о коррупции? - Самара, 2003.
Список литературы рекомендуемой для учащихся:
-
Официальный сайт Президента РФ. URL: kremlin.ru/articles/corrupt.shtml