Урок по обществознанию «Нации и межнациональные отношения»

Тема урока относится к социальной сфере общественной жизни. На фоне межнациональных конфликтов, нестабильности в стране и в мире эта тема является очень актуальной как для учителей так и для учащихся. Дети знакомятся с понятиями этнос, национаьность, национальное самосознание. Параллельно происходит обращение к истории нашего государства. Главной задачей я вляется воспитание чувства толерантности.Социальная сфера обществаЦель урока: характеризовать национальное сознание с опорой на исторические ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная сфера общества

Тема: Нации и межнациональные отношения

Цель урока: познакомить учащихся с понятием этнос, народность; характеризовать национальное сознание с опорой на исторические факты; способствовать выработке у учащихся необходимого в наше время толерантного сознания и поведения в отношениях между нациями.

План урока:

  1. Этнические общности.

  2. Национальное самосознание.

Основные понятия: этнос, национальность, национальное самосознание, толерантность.

Тип урока: комбинированный.

КМО: доска, учебник, карточки, презентация.

Ход урока

Проверка домашнего задания

  1. Тесты на карточках

1.К социальным относятся потребности человека в:

1. отдыхе;

2. пище;

3. воде;

4. общении.

2.К социальным группам относятся:

1. сословия;

2. партии;

3. общественные движения;

4. все вышеперечисленное.

3.Ниже перечислены четыре социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

1. дети;

2. партии;

3. мужчины;

4. молодежь.

4.Замужество, изменение гражданства, смена профессиональной деятельности - это проявления:

1. социальной стратификации;

2. социального неравенства;

3. общественной нестабильности;

4. социальной мобильности.

5.Социальная дифференциация проявляется в:

1.утрате обществом стабильности;

2.разделении общества на группы, занимающие разное социальное положение;

3.отсутствии льгот и привилегий для отдельных социальных групп;

4.укреплении позиций финансовой олигархи.

6.Деление общества на группы, определяемые на основании различных признаков, составляет суть понятия социальная:

1.мобильность;

2.стратификация

3.адаптация;

4.стабильность.

7.Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия социальная:

1.мобильность;

2.стратификация;

3.адаптация;

4.стабильность.

8.Маргинальными группами принято называть:

1.людей, опустивших "на дно" общества;

2.группы, занимающие промежуточное положение в обществе;

3.людей, занятых в непрестижных профессиях;

4.людей, играющих на бирже.

Ответы:1-4; 2-1; 3-2; 4-4; 5-2; 6-2; 7-1; 8-2.

  1. Работа у доски. Ученик записывает определения и объясняет.

Социальная мобильность-

Виды социальной мобильности

Социальные лифты-

  1. Устный опрос.

- Кого мы относим к социальным группам?

- Чем они отличаются? (по каким признакам?).

- Какие виды групп выделяют? (классификация).

Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное положение. - А как называются такие группы? - Кого туда можно отнести? Примеры.

- Что такое социальное неравенство? - Что такое социальная дифференциация? - Как вы думаете, понятие «социальное неравенство» является синонимом понятия «социальная несправедливость»? Почему?

Изучение нового материала

Проговариваю тему и цель урока. Записывают в тетрадях. Слайд 1, 2, 3, 4.

Наша сегодняшняя тема интересная и актуальная в настоящее время. Посмотрите, что нас отличает друг от друга? К чему мы должны стремиться? ( ГОВОРЮ ПРО ЛИЦЕЙ И ГРУППУ).

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество, а государств на земле около двухсот. Следовательно, почти все они многонациональные. Слайд 5, 6. Из курсов истории вы уже знаете об исторически сложившихся общностях людей - родах, племенах. Народностях, нациях. Развитие этих общностей связано с ростом производительных сил, расширением хозяйственных связей, особенностью формирования культуры народов. Род и племя характерны для первобытного общества, народность складывается с усложнением социальной структуры общества и возникновением государства. Капитализм активизирует экономические и культурные связи, сплачивает различные живущие в нем народы в единое национальное целое. Возникает НАЦИЯ. Слайд 7, 8,9.

В науке утвердилось понятие ЭТНОС. Запись в тетрадях: ЭТНОС (греч.- Народ)- исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, осознанием своего единства. В начале XX века главными признаками нации считалась общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Один из ученых признаками нации считал территорию и язык, общность экономической жизни и традиций. Он не абсолютизировал эти признаки, полагая, что при отсутствии одного или нескольких из них нация продолжает существовать. Но был и другой взгляд, утверждавший, что только при наличии всех указанных признаков можно говорить о нации. - А как думаете вы, можно ли считать нацией этнос, обладающий общностью происхождения , духовных ценностей, исторической судьбы, но не имеющий в данное время территориального и экономического единства?

Нация еще рассматривается как политическая, гражданская общность, сообщество граждан данного государства. Следующий термин: Национальность. Запись в тетрадях: НАЦИОНАЛЬНОСТЬ- принадлежность человека к той или иной нации, либо его государственная принадлежность. Слайд 10, 11.

В ряде стран мира определение национальной принадлежности- личное дело каждого, неотъемлемое право личности, одно из условий ее свободы. Это право имеют граждане России? Национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно.

Дополнительно: социологические опросы начала XXI века показали, что своей национальностью гордятся 85% россиян. Исследование, проведенное в московских школах, свидетельствует, что 68-77% учащихся 7, 9, 11 классов испытывают гордость за свою национальность.

Надо помнить об уроках прошлого, чтить предков, оберегать национальные ценности, чувствовать ответственность перед поколениями - это важные функции исторической памяти.

Один из наиболее осязаемых результатов исторического пути - национальная культура, сохраняющая сказки, легенды, песни, танцы, музыку, архитектуру, творчество писателей, где находят свое отражение традиции, обычаи, верования нации.

2) Национальное самосознание. Слайд 12.

Работа с учебником. Стр. 187 читаем пример.- В чем состоит смысл и значение обращения в годы Отечественной войны к образам наших предков?

Напоминаю слова Пушкина о том, что любовь к прошлому- это «животворящая святыня». - Как вы понимаете это слово? (дающий жизнь, ободряющий).

Одна из примет второй половины XX века - этническое возрождение, стремление народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность психологического склада и бытовой культуры. Миллионы людей стремились глубже осознать свою принадлежность этносу, возросло значение национального самосознания. Слайд 13.

Две стороны национальных интересов (вместе).

Вывод.

Закрепление: 1. Что такое этнос? 2. Что такое народность? 3. Что значит национальное самосознание и что оно в себя включает? 4. Какие из названных групп относятся к этническим группам? 1) подростки и юноши2)пенсионеры3) народности4) скауты.

Задания 1 и 2, стр. 195 в учебнике.

© 2010-2022