Рабочая программа по обществознанию для 6 - 9 классов

Сведения о программе.Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 6 – 9 классов разработана  на основе  федерального компонента государственного образовательного   стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), примерной программы основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), авторской  программы под редакцией  Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.  В соответствии с учебным планом школы и годовым календа...
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Российская Федерация Ивановская область Кинешемский район

Управление образования Кинешемского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШИЛЕКШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

155828, Ивановская область, Кинешемский район,

c. Шилекша, ул. Центральная, д.55

Тел. 8-(49331)-904-02 shileksha @mail.ru




Рассмотрено на методическом объединении учителей гуманитарного цикла

(Протокол № 1

от 23 августа 2013 г.)

Руководитель МО

_________________

(О.Н.Офилова)


Принято на педагогическом совете школы

(Протокол № 1

от 27 августа 2013 г.)

И.о.зам.директора по УР

__________

(И.В.Ремизова)




Утверждено

Директор школы:

________________

(Н.А. Семенова)

Приказ № 63 - а

от 5 сентября 2013




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

6 -9 классы



Составитель программы:

учитель истории и обществознания

Шаронова Ирина Вячеславовна

















ШИЛЕКША

2013 г.

Пояснительная записка.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Первый этап (6 кл.) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Второй этап (7-9 кл.) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими

учебными дисциплинами.

Цели:

Изучение обществознания (включая экономику и право) на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


Нормативные правовые документы.

1.Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. N 273-ФЗв действующей редакции;

2. Приказ от 5 марта 2004 г. N 1089«Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 N 164,от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39,от 31.01.2012 N 69);

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312«Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994);

4. Примерная программа основного общего образования по обществознанию;

5. Использованные авторские программы по предмету;

6. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.01.2013 N 26755);

7. Школьное Положение о разработке и порядке утверждения рабочих программ по учебному курсу, предмету, дисциплине (модулю)

Сведения о программе.

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) для 6 - 9 классов разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право), примерной программы основного общего образования по обществознанию

( включая экономику и право), авторской программы под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

Информация о используемых учебниках.

  • Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2009.

  • Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2009.

  • Обществознание. 8 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И. Матвеев.- М.: Просвещение, 2012.

  • Обществознание. 9класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И..Матвеев.- М.: Просвещение, 2012

Учебники, созданные авторским коллективом, соответствуют государственным образовательным стандартом основного общего образования по обществознанию, включая экономику и право.

Место предмета в учебном плане.

В соответствии с учебным планом школы и годовым календарным графиком рабочая программа по обществознанию рассчитана на 135 часов. в том числе в VI, VII, VIII по 34 часа, в IX классе - 33 часа, из расчета 1 час в неделю

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: описывать, сравнивать, объяснять, приводить примеры, оценивать, решать познавательные и практические задачи, осуществлять самостоятельный поиск социальной информации и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения

Формы организации образовательного процесса: классно -урочная, лекции, семинары, диспуты, практикумы

Виды и формы контроля: текущий( тестирование, устный опрос); промежуточный (тестирование по теме, словарный диктант); итоговый ( контрольная работа, тест).


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (135 час)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (34 час)

Вводный урок. Что изучает обществознание? (1 час)

Человек и общество (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Духовная культура (4 час)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час


Экономика (4 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час


Социальная сфера (6 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час


Политика и право (6 час)

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия - федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Обобщение и систематизация изученного материала - 2 часа

Итоговая контрольная работа - 1 час

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (101 час)

7 класс (34 ч)

Вводный урок. Что изучает обществознание? (1 час)

Тема 1. Человек и другие люди (6 ч)

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её

основные формы. Мышление и речь. Познание мира.

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема 2. Человек и закон (10 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема 3. Человек и экономика (8 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества Натурально и товарное хозяйство. Основные участники экономики - потребители и производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек - часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу - значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Обобщение и систематизация изученного материала - 1 часа

Итоговая контрольная работа - 1 час

8 класс (34 ч)

Вводный урок. Что такое общество? (1 ч)

Тема 1. Личность и общество (3 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.

Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.

Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения.

Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.

Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема З. Экономика (12 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора)

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.

Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение Рыночное равновесие.

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, гражданами.

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.

Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема 4. Социальная сфера (6 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.

Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь

Обобщение и систематизация изученного материала - 1 часа

Итоговая контрольная работа - 1 час

9 класс (33 часа)

Тема 1. Политика и социальное управление ( 10 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государ­ственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в вы­борах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Тема 2. Право (18 часа)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция - основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаи­моотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека - идеал права. Воздействие между­народных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заклю­чения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административ­ное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Контрольная работа ( Тест) - 1 час

Обобщение и систематизация изученного материала - 2 часа

Итоговая контрольная работа - 1 час

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Компьютер

2. Мультмедио установка

3. Интернет - ресурсы

4. DVD - Большая энциклопедия

5. Презентации к урокам.

6. Фонды школьной библиотеки ( Энциклопедии, справочники, словари,)

7. Рабочие тетради к учебникам

8.ЛИТЕРАТУРА
Учебно-методический комплекс по всему курсу «Обществознание»
Боголюбов Л. Н., Брандт М. Ю. и др.

Тесты и задания по обществознанию: 8 кл.- М., 2007.
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 6,7,8,9 кл.- М., 2009.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.- М., 1998.

Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- 2-е изд.- М., 2009.

Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М., 2009.

Обществознание: учебн. для 8-9 кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.- 13-е изд.- М., 2008.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.- М., 2002.
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.- М., 2000.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.- М., 2002.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.- М., 2000.
К разделу «Человек. Природа. Общество»
Литература для учащихся
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.- М., 2002.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.- М., 1995.

Кравченко А. И. Обществознание: 8 ил.- М., 1999.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.- М., 1999.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.- Ч. 1.- М., 2002.
Обществознание: 8-9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.- М., 2001.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7-8 кл.- М., 2000.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов

с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и

Л. Ф. Ивановой.- М., 1997.
Литература для учителя
Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.- М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.- М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.- М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.- М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.- М., 1999.
К разделу Гражданин. Мораль. Право»
Литература для учащихся
Гуревич П. С. Обществознанне: 9 кл.- М., 2000.
Гуревич П. С. Человек: Обществоведческий курс: 9 кл. - М., 1998.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 тот. для доп. образования.- М., 1998.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.- М., 1998.
Кравченко А. И. Обществознание: М., 1999.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8-9 кл.- М., 1997.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.- Ч. 2.- М., 2000.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8-9 кл.- М., 1997.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.- М., 1998.

Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»:
9 кл.- М., 1998.

Литература для учителя
Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия.- М., 1999.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.- М., 1998.
Зеленкова И. Л. Основы этики.- Минск, 1998.
Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.- Ростов н/д, 1999.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. - М., 2001.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.- М., 2000.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.- М., 2001.
Нерсесянц В. С. Философия права.- М., 1997.
Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.- СП6., 1998.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.- М., 1999.
Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.- М., 2001.
Теория государства и права.- М., 1997.
Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.- М., 1998.
Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.- М., 1999.
Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.- М., 2002.

Настольная книга учителя обществознания. Справочно - методическое пособие.М. «Астрель» 2003г

« Граждановедение» 5-9кл. Я.В. Соколов. Ростов - на -Дону.1992г

Справочник по обществознанию. М. Астрель»2005г

Дидактические материалы по курсу « Введение в обществознание»




Тематическое планирование.

6 класс

Наименование раздела

Количество часов

контрольные

работы

1

Введение. Что изучает обществознание?

1

2

Человек и общество

6

1

3

Духовная культура

4

1

4

Экономика

4

1

5

Социальная сфера

6

1

6

Политика и право

6

7

Обобщение и систематизация изученного материала

2

8

Итоговая контрольная работа


1

Итого

34: 29

5








7 класс

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Введение. Что изучает обществознание?

1

2

Человек среди людей

6

1

3

Человек и закон

10

1

4

Человек и экономика

8

1

5

Человек и природа

4

6

Обобщение и систематизация изученного материала

1

7

Итоговая контрольная работа

1

Итого

34: 30

4

8 класс

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Вводный урок. Что такое общество?

1

2

Личность и общество.

3

1

3

Сфера духовной культуры

7

1

4

Экономика

12

1

5

Социальная сфера.

6

6

Обобщение и систематизация изученного материала

1

7

Итоговая контрольная работа

1

Итого

34: 30

4




9 класс

Наименование раздела

Количество часов

Контрольные работы

1

Политика и социальное управление

10

1

2

Право

18

1

3

Обобщение и систематизация изученного материала

2

Итоговый тест

1


Итого

33: 30

3Календарно-тематическое - планирование.

2013-14гг

Предмет - обществознание

Класс - 6

Учитель - Шаронова И.В.

1 час в неделю, 34 часа в год

Тема урока

Дата

план

Дата

факт

1

Что изучает обществознание?



Раздел 1. « Человек и общество»



2

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер.



3

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение



4

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество



5

. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение



6

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа.



7

Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения



8


Контрольная работа ( Тест)



Раздел 2. « Духовная культура»



9

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.



10

Образование, его значение в жизни людей..

. Право на образование



11

Образование и образованность. Необходимость

самообразования



12

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.



13

Контрольная работа ( Тест)



Раздел 3. «Экономика»



14

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов.



15

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике



16

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата.


17

Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.



18

Контрольная работа ( Тест)



Раздел 4. « Социальная сфера»



19

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе.


20

Мораль. Религия. Право.


21

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.


22

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность.


23

Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.


24

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.


25

Контрольная работа ( Тест)


Раздел 5 « Политика и право»



26

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная

символика.


27

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право.


28

Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.


29

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей.


30

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил.


31

Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.


32

Обобщение и систематизация изученного материала


33-

Итоговая контрольная работа


34

Работа над ошибками



Календарно-тематическое - планирование.

2013-14гг

Предмет - обществознание

Класс - 7

Учитель - Шаронова И.В.

1 час в неделю, 34 часа в год


Тема урока

Дата

план

Дата

факт

1

Вводный урок. Что изучает обществознание?



2

Тема 1. Человек и другие люди (6 ч)

Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и её

основные формы. Мышление и речь..



3

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.



4

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.



5

Общение - форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения.



6

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.



7

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта.



8

Контрольная работа ( Тест)



9

Тема 2. Человек и закон (10 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.



10

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.



11

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.



12

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.



13

Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов.



14

Защита Отечества. Международно-правовая защита жертв войны.



15

Дисциплина - необходимое условие существования общества и человека.



16

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение



17

Преступления и проступки Ответственность несовершеннолетних.



18

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.



19

Контрольная работа ( Тест)



20

Тема 3. Человек и экономика (8 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики - потребители и производители.



21

Мастерство работника. Слагаемые профессионального успеха.



22

Производство, производительность труда. Факторы влияющие на производительность труда. Роль разделения и развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.



23

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха



24

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.



25

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.



26

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство.



27

Семейный бюджет. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.



28

Контрольная работа ( Тест)



29

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек - часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.



30

Охранять природу - значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе.



31

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.



32

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.



33

Итоговая контрольная работа



34

Обобщение и систематизация изученного материала




Календарно-тематическое - планирование.

2013-14гг

Предмет - обществознание

Класс - 8

Учитель - Шаронова И.В.

1 час в неделю, 34 часа в год


Тема урока

план

факт

1

Вводный урок. Что такое общество?



2

Тема 1. Личность и общество (3 ч)

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.



3

Общество как форма жизнедеятельности людей Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.



4

Социальные изменения и их формы. Человечество в ХХI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы.



5

Контрольная работа ( Тест)



6

Тема 2. Сфера духовной культуры (7 ч)

Сфера духовной культуры и её особенности.



7

Мораль. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность.



8

Долг и совесть.



9

Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.



10

Моральный выбор. Свобода и ответственность.



11

Значимость образования в условиях информационного общества. Система образования в Российской Федерации.



12

Наука, ее значение в жизни современного общества.



13

Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.



14

Контрольная работа ( Тест)



15

Тема З. Экономика (13 ч)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор.



16

Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Экономические системы.



17


Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.

Рынок Рыночный механизм регулирования экономики.



18

Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.



19

Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.



20

Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства.



21

Государственный бюджет. Налоги, гражданами.



22

Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.



23

Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.



24

Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам.



25

Безработица: причины, последствия. Роль государства в обеспечении занятости.



26

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика



27

Контрольная работа ( Тест)




28

Тема 4. Социальная сфера (6 ч)

Социальная структура общества. Социальная мобильность.



29

Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности.



30

Этнические группы. Межнациональные отношения.



31

Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества



32

Социальная значимость здорового образа жизнь



33

Обобщение и систематизация изученного материала. Итоговая контрольная работа



34

Работа над ошибками



Календарно-тематическое - планирование.

2013-14гг

Предмет - обществознание

Класс - 9

Учитель - Шаронова И.В.

1 час в неделю, 33 часа в год


Тема урока

Дата план

Дата факт

1

Тема 1. Политика и социальное управление ( 10 часов)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

2

Государство, его отличительные признаки. Формы государства


3

Политический режим. Демократия и тоталитаризм.


4

Демократические ценности. Развитие демократии в совре­менном мире.


5

Правовое государство. Разделение властей.


6

Гражданское общество. Местное самоуправление.


7

Участие граждан в политической жизни. Референдум. Выборы в РФ. Опасность полити­ческого экстремизма.


8

Политические партии и движения, их роль в общест­венной жизни


9

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

10

Влияние СМИ на по­литическую жизнь общества.


11

Контрольная работа ( Тест)


12

Тема 2. Право (18 часа)

Право, его роль в жизни человека, общества и госу­дарства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт.


13

Понятие правоотношения. Виды. Субъекты права. Особенности правового статуса несовер­шеннолетних.


14

Понятие правонарушения. Признаки и виды правона­рушений.


15

Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.


16

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.


17

Конституция - основной закон РФ.


18

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ.


19

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декла­рация прав человека - идеал права.


20

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их га­рантии. Конституционные обязанности гражданина. Пра­ва ребенка и их защита. Механизмы реализации и защи­ты прав человека и гражданина в РФ.


21

Гражданские правоотношения. Право собственности.Права потребителей.


22

Трудовые правоотношения. Право на труд.Трудоустройство несовершеннолетних.


23

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей.

24

Административные правоотношения, правонарушение, наказания.


25

Основные понятия и институты уголовного права. По­нятие преступления.


26

Уголовная ответственность несовершеннолетних.


27

Социальные права. Жилищные правоотношения


28

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.


29

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


30

Контрольная работа


31

Обобщение и систематизация изученного материала


32

Итоговая контрольная работа


33

Работа над ошибками




© 2010-2022