Статья Формирование универсальных учебных действий на уроках обществознания

В условиях современного динамичного и меняющегося общества особенно востребованными личностными качествами человека являются инициативность, самостоятельность, умение вести самостоятельный поиск и нахождение ответов на различные правовые вопросы, предлагаемые к решению самой жизнью, требующие решения самим человеком через правовое сознание и знание. В системе правового образования на первый план выходит обучение способам деятельности, обеспечивающим способность активно, самостоятельно выстраиват...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Академия социального управления

Кафедра социальных дисциплин, истории и культурного наследия










Практико-ориентированная работа


Формирование универсальных учебных действий на уроках обществознания






Петрова Валентина Петровна,

учитель истории и обществознания

МБОУ Лицей, г.о. Железнодорожный









Москва, 2014

Содержание:

Введение

  1. Пути формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания.

  2. Роль правового образования в формировании личностных УУД

  3. Формирование УУД через организацию работы с документами при изучении раздела «Право»

Заключение






















Введение

Изменения, происходящие в мире и в нашей стране, и современная социокультурная ситу­ация активно воздействуют на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на современные требования общества, ставят его перед необ­ходимостью пересмотра традиционных целей и ориентиров. Приоритетная задача образования - создание таких ус­ловий развития обучающегося, которые обеспечат в будущем его готовность жить и успешно действовать в мире гуманитарных ценностей. Результат образования - совокупность современных ключевых компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной и информационной сферах.

Одно из основных положений ФГОС - формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Развитие гуманитарных способностей обеспечивается образованием в сфере соци­ально-гуманитарных наук, образованием, организованным в единстве теории и практики. Именно гуманитарное образование создает условия для самоопределения личности, освоения общепринятых в обществе ценностей, для формирования собствен­ной позиции и обретения умения жить и действовать в изменяющемся мире. В данном контексте, разделу «Право» в предмете «Обществознание» принадлежит особое место: изучение права предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет дать детям не только правовые знания, но и развить у них особые способности и практические навыки действия в социальной сфере. Уникальность права как специфической формы общественного сознания и общественной практи­ки обусловливает значительный воспитательный потенциал предмета «Обществознание».

Пути формирования универсальных учебных действий на уроках обществознания

УУД - совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. УУД - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках, и обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, и достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. В составе основных видов УУД выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование

изучаемого содержания.

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Уроки обществознания дают возможность для формирования УУД через различные методы: проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ, которые позволяют приобрести главное - способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач. При этом должна учитываться взаимосвязь уровня сформированности УУД с факторами, влияющими на их формирование: состояние здоровья детей, успеваемость по основным предметам, уровень развития речи, умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы, стремление принимать и решать учебную задачу, навыки общения со сверстниками, умение контролировать свои действия на уроке.

В целях формирования указанных УУД на уроках обществознания следует провести отбор содержания материала по темам, разнообразить формы, методы достижения универсальных способов действий: работать с источниками, составлять планы, характеристики явлений.

Универсальные учебные действия включают в себя умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую, извлекать информацию из источника, описать сущность объекта по схеме, подобрать способы достижения оптимального результата. Учитывая сказанное, к урокам готовится раздаточный материал: отрывок из документа, схема (в презентации) тест и т.п. Каждый урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Вопросы, которые возникают у учащихся, решаются с помощью следующих приёмов: работа со схемой, анализ источника и обобщение фактов из него и т.д. Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Развить умение найти ответ на проблемные вопросы и задания, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы: составление вопросов к тексту, ответы на них, комментированное чтение текста, составление простого или сложного плана, составление сравнительных таблиц, кластеров или схем, подбор фактов и примеров из общественной жизни, подтверждающих или опровергающих гипотезу, составление логической цепочки. При выполнении заданий источником информации могут быть как текст параграфа или дополнительный материал к нему, так и документальные источники. Инструментами проверки являются требования к письменному и устному ответу (речевое оформлении, произношение, логичность изложения) или модельный ответ. Использование контрольных обучающих заданий также служит мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации и метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.


















Роль правового образования в формировании личностных УУД

Одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования в российских школах является модернизация и развитие правового образования. Правовая система России претерпела значительные изменения: в рамках правовой реформы на принципах верховенства права и закона произошло демократическое обновление законодательства, гражданские права и свободы утверждаются как высшая ценность в обществе, усиливается роль суда как независимого гаранта соблюдения прав человека. В обществе пробуждается практический интерес к праву, укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации интересов граждан в современном мире, право приобретает конкретные черты и значение для каждого.

В условиях современного динамичного и меняющегося общества особенно востребованными личностными качествами человека являются инициативность, самостоятельность, умение вести самостоятельный поиск и нахождение ответов на различные правовые вопросы, предлагаемые к решению самой жизнью, требующие решения самим человеком через правовое сознание и знание. В системе правового образования на первый план выходит обучение способам деятельности, обеспечивающим способность активно, самостоятельно выстраивать свою гражданскую позицию.

Одним из универсальных способов познавательной деятельности, способствующей развитию и бытию личности в современном, динамично меняющемся мире является исследовательская деятельность. Становится все более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска необходимы каждому человеку. Развитие навыков исследования, умение самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи, признано в настоящее время одним из приоритетных направлений современного образования.

При изучении раздела «Право» многое значит анализ ситуаций, в обществе возникающих. Их оценка определяется позицией обучающегося: от его целей, ценностных установок и личных пристрастий зависит выбор того или иного спосо­ба действия. Знакомство в рамках образовательного процесса с правовыми ситуа­циями, как ситуациями выбора, анализ позиции и действий человека, являющегося их субъектом, создает условия для личностного самоопределения - для поиска ответа на вопросы «Кто я?» и «Чего я хочу?».

Правовое регулирование охватывает все сферы общественной жизни. Действую­щий в обществе человек оказывается субъектом многих типов правовых отноше­ний - гражданских, административных, трудовых, семейных и т.п. Использование в обучении соответствующего правового материала способствует формированию сложного представления о себе. Необходимость действовать с учетом правовых норм и позиций других людей становится условием для развития «Я» учащегося относительно «Я» других людей.

Кроме того, работа с правовым содержанием создает условия для формирования ряда способностей, связанных с развитием мышления и речи.

Способность проецировать норму на конкретную ситуацию и видеть конкретное через призму нормы - уникальная способность, возникающая именно в сфере права и базирующаяся на особом типе мышления (мышле­ния критического). Такой тип мышления обеспечивает анализ ситуаций открытого типа: в них нет эталонного решения, они связаны не только с традиционными мыслительными операциями, но и с ценностным выбором. В процессе изучения основ права мышление формируется в процессе выработки способа практических действий исходя из оценки той или иной ситуации, то есть

формируется как составляющая деятельного правосознания.

При изучении правовых вопросов на уроках обществознания необходимо определить эффективные методические способы формирования исследовательских умений учащихся. Например, для анализа документального источника используется соответствующая памятка или алгоритм действий. В зависимости от способностей школьники анализируют источник по памятке или либо без опоры на неё.

На уроке по теме «Права человека» я задаю учащимся вопросы, которые требуют от них не только выбора, но и объяснения своей позиции: «Какие качества человека в наибольшей степени обеспечивают уважение к правам человека - точность, справедливость, свободолюбие, смелость, доброта, демократизм, гордость, обязательность, любовь к людям, ум, независимость, честность?»

На итоговых уроках по отраслям права я предлагаю учащимся проанализировать и найти решение конкретных практической проблемы в той или иной обстановке, руководствуясь полученными знаниями:

  • Административное право. «Житель города А.М. был задержан пьяным за рулем собственной машины. К какой отрасли права относите этот случай? Почему? Каким может быть наказание А.М.?»

  • Гражданское право. «О. Клейменов - пенсионер, страдающий хроническим заболева­нием легких, обменял свою квартиру на квартиру в микрорайоне с обильными зеле­ными насаждениями, в которой проживал Белов. Квартиру Белова Клейменов осмат­ривал летом при ярком солнечном освещении. Пока обмен был оформлен, наступила осень. Квартира оказалась сырой, плохо освещенной, почти лишенной солнца. Проживание в ней легочного больного было категорически противопоказано. Клейменов предъявил иск о признании договора недействительным. Белов возражал, ссылаясь на то, что Клейменов не раз осматривал квартиру и мог принять обдуманное решение. Клейменов ссылался на то, что для осмотра квартиры Белов назначал такие часы, когда солнце заглядывало в квартиру ненадолго, пятна от сырости на стене были скрыты обоями. Должен ли договор быть признан недействительным?» или «Гражданка Филиппова обратилась к администрации по месту работы мужа с письмен­ным заявлением, в котором просила не выдавать супругу заработную плату, т.к. он тратит ее на приобретение охотничьих принадлежностей, что отрицательно отражается на материальном положении семьи. Может ли администрация удовлетворить просьбу Филипповой?»

  • Семейное право. «При расторжении брака между супругами Захаровыми возник спор о разделе имущества. В пользовании супругов находились мебельный гарнитур, холодильник, телевизор, пианино и другое имущество. Захаров полагал, что по закону все оно должно быть разделено поровну. Жена делить имущество отказывалась, ссылаясь на то, что Захаров переехал в ее квартиру три года назад, после заключения брака, а имущество, на которое он теперь претендует, было приобретено ею вместе с родителями до заключения брака. За время совместной жизни они с Захаровым ничего, кроме личных вещей, не приобретали. Разрешите спор».

  • Уголовное право. «Жители села Полевое Лысенко и Веремей услышали выстрелы и поспешили к месту происшествия. Оказалось, что пьяный М. стрелял из охотничьего ружья в двух женщин, которые на одном из судебных процессов выступали свидетелями по делу его отца. При задержании преступника Лысенко и Веремей были серьезно ранены, но им удалось его схватить и обезвредить. Определите вид преступления. Какие отягчающие обстоятельства есть в данном деле?»

Работа учащихся с правовым материалом становится условием развития особых языковых средств выражения собственных мыслей, так как в сфере права требуется развернутая аргументация своих мнений, использование особых речевых средств для усиления воздействия на слушателя, для оформления сложных логических заключений. Так, домашним заданием по теме «Права человека» может быть следующее - выбрать из предложенных толкований понятия «свобода» такие, которые соответствуют духу прав человека, написать на тему, обозначенную одним из определений, эссе. Определения: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами», «Свобода есть возможность делать все, что мне хочется», «Свобода есть независимость от норм, установленных людьми», «Свобода одного человека

ограничена пределами свободы других».

Учебная деятельность, по определению ФГОС, - самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознаёт. Учебная задача (чему? зачем?) - цель, которую перед собой ставит ученик. Учебное действие (как?) - система существенных признаков понятия или алгоритм. Самоконтроль (правильно?) - определение правильности выполненного действия.
Самооценка (хорошо? можно лучше?) - определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия.

Формирование УУД во многом зависит не только от учебно-методического комплекта, но и от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности.






















Формирование УУД через организацию работы с документами при изучении раздела «Право»

Для активных занятий по праву необходимо взаимодействие не только между учителями и учащимися, но и между самими учащимися. Важно и то, как учащи­еся умеют работать и как используют различные правовые документы - Конституцию РФ, Декларацию прав человека, Декларацию прав ребенка, Конвенцию о правах ребенка и тексты законов. Работа с нормативными документами - существенный компонент учеб­ного процесса в изучении права. Учитель стремится, чтобы ученики умели читать, понимать, анализировать и использовать разнообразные правовые документы на уроках и в повседневной жизни.

В процессе организации работы с документами реализуется принцип

исследования в обучении, когда ученики знакомятся с их внешним видом, содержанием, структурой и т.п. Документ делает обучение живым и ярким, а выводы более убедительными. Значимость документа также в том, что он содействует конкретизации материала, созданию ярких образов и картин жизнедеятельности общества. При работе с документами у учеников активизируется процесс мышления и воображения, что способствует более плодотворному усвоению знаний и формированию сознания, вырабатываются умения самостоятельной работы: читать документы, анализировать и извлекать из них информацию, рассуждать, оценивать значение документов. Это развивает гражданское правосознание учащихся, способствует формированию правовой культуры и, следовательно, помогает социализации учащих­ся.

Важнейшими принципами работы с документами в условиях образовательного учреждения являются доступность и воз­растной подход. Под доступностью в данном случае имеется в виду целесообразная адаптация основных идей, положений правовых документов к специфике восприятия учащимися общественно-политических фактов и явлений на различных возрастных этапах. Под возрастным подходом подразумевается учет актуальности, значимости тех или иных сведений для растущей личности. По материалам перечисленных уже документов можно учить детей самой жизни, а канвой, поводом для разговора о нормах человеческого бытия служат конкретные положения документов. Основ­ными требованиями к учителю при работе с документами на уроках права являют­ся простота изложения, интересный, эмоционально насыщенный материал, актуаль­ность содержания, максимальная приближенность к жизни, создающая условия для использования учащимися своего опыта и его обогащения, научность, учет ло­гики познания, связь изучаемых проблем и явлений с жизнью школьного коллек­тива.

Правовые документы или их части анализируются сходным образом. Если затро­нуты Декларации, Конституция, кодекс или закон, учащийся должен проанализи­ровать и зафиксировать информацию об истории возникновения документа или одной из его частей (разделов), их значение, сферу использования и результат применения документа или какой-либо его части. Анализ истории возникновения документа предполагает ответы на такие вопросы:

  • Когда и где он был разработан, и в какой политической обстановке это происходило?

  • Были ли у этого документа «предшественники», и как он соотносится с другими документами, относящимися к той же области права?

  • Кто участвовал в создании документа?

  • Каковы были намерения его созда­телей, и во имя каких целей он был создан?

При изучении современного документа могут появиться следующие вопросы:

  • Как применялся этот документ до сегодняшнего дня?

  • Возникали ли при этом проблемы, и какие?

  • Изменялся ли этот документ, и как?

  • Какие проблемы возникают сегодня при его применении?

  • Какие поправки были предложены и кем? По каким причинам они были предложены?

  • Каково мнение учащихся о до­кументе и его применении?

При изучении современного применения документа можно привлекать другие материалы: политические выступления, газетные статьи. Так же можно поступить при изучении истории возникновения и применения документа при условии, что эти материалы ученикам доступны. Можно организовать работу учащихся в более крупном проекте. Для изучения дается ряд разделов документа по определенному вопросу или разным вопросам. При этом одному ученику или группе учащихся поручается изучение определенного раздела. Затем производится объединение результатов работы различных групп.

Особого подхода в соответствии с принципами доступности и возрастом школьников требуют, на мой взгляд, статьи Конституции, Конвенции о правах ребенка, затрагивающие политические и личные права человека, ребенка: свобода мысли, совести и религии, слова, свобода искать, получать и передавать информацию, свобода и право на ассоциации и мирные собрания. Работая с этими статьями, необходимо вырабатывать у детей чувство меры, ощущение дистанции, границы, позиции.

На уроках я стараюсь связывать нормы правовых докумен­тов с документами, регулирующими жизнь школы (например, с уставом школы), в которых фиксируются права и обязанности уча­щихся, отражен механизм их реализации: к кому и когда можно обратиться, какие санкции предусмотрены в случае нарушения прав учащихся или невыполнения ими своих обязаннос­тей. Работа в таком направлении способствует воспитанию нравственной и право­вой культуры учащихся.







Заключение

К.Д.Ушинский писал: «Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее; на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг». Поэтому основная педагогическая задача: организация условий, инициирующих детское действие - чему учить? ради чего учить? как учить? Рассмотренные в работе методы и приемы, думаю, способствуют формированию личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД. Основная цель образования - формирование самостоятельности обучающегося в широком смысле слова - характера, мышления, побуждения, самостоятельности человека в целом. Овладение учащимися УУД - главная предпосылка продуктивного мышления, ведущего к развитию творческих способностей, к самостоятельному получению знаний, творческому мышлению, поисковой творческой работе и исследовательской деятельности. Важную роль в становлении гражданского самосознания личности играют правовые знания. Умение анализировать правовые документы и умение применять полученные исследовательским путем из них знания на практике - цель раздела «Право» предмета «Обществознание». И я полностью согласна с мнением педагога В. Ф. Шаталова, который считает, что «Пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».





Список использованной литературы

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013. - 159 с.

  2. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2011. - 42 с.

  3. http: //testolog.narod/ru/Competence.html - «Что такое ключевые компетентности». - Интернет-статья, автор Хуторской А.В.

  4. Архипова, Л. Р. Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания //edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5605&hry=./53497/127925/127927








Приложение 1.

Урок на тему: «Правовое государство» (фрагменты урока)

Цели урока:

образовательная - разъяснить учащимся, что представляет собой правовое государство, познакомить с историей возникновения идеи право­вого государства;

развивающая - развивать аналитическое мышление, продолжить формирование навыков работы с правовыми документами (Конституцией РФ);

воспитательная - воспитывать толерантность, гражданскую зрелость, чувство патриотизма, формировать правовую поли­тическую культуру.

ПЛАН УРОКА

1. История развития идеи правового государства (слово учителя).

2. Основные признаки правового государства (практическая работа - работа с документом, анализ проблемных ситуаций, знакомство с точками зрения на право и государство историков и политиков, их изречения).

3. Обсуждение темы «Российская Федерация - правовое государство. Декларация или реальность?».

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: тексты Конституции РФ, тексты проблемных ситуаций, изречения известных политических деятелей и ученых.

ХОД УРОКА

1. В первой части урока необходимо обратить внимание на следу­ющие моменты: идея «правового государства» вызревала, крепла, совершен­ствовалась на протяжении десятков веков, воплотив все то лучшее, что могло быть обеспечено правом. Истоки этой идеи уходят в античный мир. Еще в Древней Греции были разработаны представления, входящие в поня­тие «правовое государство»: о власти закона как сочетании силы и права, о равенстве людей по естественному праву, о праве как мериле справедли­вости, о государстве как «деле народа».

Мыслители эпохи перехода от феодализма к капитализму рассматривали

государство через идею гуманизма и выводили его естественные законы из

разума и опыта. Здесь уместно привести слова английского философа Дж. Локка, которые очень точно очерчивают важные стороны правового государства: «Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека». В основе современных взглядов на правовое государство лежат идеи немец­кого философа И. Канта, французского просветителя и правоведа Ш. Мон­тескье и других европейских просветителей XVII и XIX веков - таких, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Дж. Локк, Д. Дидро, Ж-Ж. Руссо. Эти ученые пола­гали, что на смену бюрократическому государству эпохи абсолютизма долж­но прийти правовое государство, в основе которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимо­отношения личности и власти в правовом государстве принципиально иные, нежели в абсолютистском государстве, т.к. для правового государства характерно ограничение власти, связанность ее правом и законом.

В настоящее время идея правового государства остается актуальной, поскольку, говоря о правах человека, мы, прежде всего, обращаемся к взаимоотношениям государства и личности.

2. Изучение новой темы начинается с выполнения задания - прочитать статьи 1, 3, 5 Конституции РФ и обсудить их содержание (работать в паре).

В ходе обсуждения статей оформляется таблица следующего вида:

Основные характеристики современного Российского государства

Демократическое государство

Федеративное государство

Правовое государство

Республиканская форма правления

Власть народа и для народа

89 субъектов Федерации

Власть принадлежит выбранным на определенный срок органам

Третья колонка таблицы, куда вписывается перечень основных признаков правового государства, заполняется после изучения этого вопроса в классе.

Уяснению первого принципа правового государства поможет выполнение следую­щих заданий:

1. Автомобиль, в котором ехал крупный начальник, сбил пешехода. На следствии водитель сказал, что руководитель опаздывал на важное совещание и попросил «прибавить газу». Должна ли в этом случае наступить правовая ответственность? Если да, то кто ее должен понести?

2. На угольной шахте в течение 6 месяцев рабочим не выплачивали заработную плату. Требуя погашения долгов, рабочие объявили забастовку. Руководители шахты, найдя повод, уволили инициаторов забастовки. Правомерны ли действия руководителей шахты?

3. Прочитайте изречения, характеризующие отношение к закону в России в XVIII-XIX веках:

«Закон что дышло - куда повернул, туда и вышло» (народная пословица). «Всякий закон есть неволя». (Н. Карамзин).

«Русский народ вообще порядка не любит; закон и почтительность претят его натуре». (П. Вяземский).

«Законы пишут для подчиненных, а не для начальников». (А. Бенкендорф).

Чем объясняется подобное пренебрежительное отношение к закону с вашей точки зрения?

Сохранили ли актуальность данные изречения для характеристики правовой культуры граждан современной России?

После обобщения ответов учащихся формулируется первый принцип правово­го государства - верховенство правового закона.

Знакомство со вторым принципом правового государства начинается с

чте­ния и комментирования статьи 2 Конституции РФ. Затем учащимся

предлагается выполнить задания:

1. Ознакомьтесь с текстом «О свободе и счастье писателя», ответьте на постав­ленные вопросы.

«Все Горбачева ругают. А я готов ему в ноги кланяться. Именно он помог мне ощутить себя счастливым и свободным человеком. Что я писал до Горбачева? Все, что заказывали. И всегда делал это с оглядкой на строго­го дядю-цензора, которому большие деньги платили за «предварительный просмотр рукописей». А редактор старательно вырезал все «сомнительное». Я был рад каждой напечатанной статье. Но счастлив не был никогда. Когда не стало цензуры, первые же статьи, написанные от души, пошли нарасхват. Еле успевал выполнять заказы. Начал печатать книги. Вот когда я почувствовал, что счастлив. Свобода - это счастье. А счастье - это когда можешь воспользоваться свободой». (по П. Кудлаеву).

Вопросы к тексту:

Об ущемлении какого права в Советском государстве пишет автор? Подтвердите статьей Конституции, что в настоящее время закон гарантирует свободу слова, мысли, печати.

  1. В Российской Империи действовал закон, который запрещал православным переходить в другое вероисповедание. Переход же в православие разрешался всем. Нарушал ли этот закон чьи-либо права? Что по поводу прав в этой области записано в действующей Конституции РФ?

  2. Во многих странах мира частную собственность считают священной и неприкосновенной. Почему? Опираясь на действующую Конституцию РФ, подтвер­дите тезис о том, что государство гарантирует и защищает права и интересы собственника.

После выполнения заданий выводится второй принцип правового государства - неотъемлемость прав и свобод человека. Свобода человека определяется его правами. Чем больше гарантированных прав, тем свободнее личность.

Прежде чем ввести третий принцип правового государства - единство прав и обязанностей личности, - необходимо подчеркнуть, что всю полноту конституци­онных прав личности не удастся реализовать, если каждый человек не будет выполнять определенного круга обязанностей. Обсуждается тезис «Наши права - это чьи-то обязанности». Учащиеся приводят примеры из жизни.

Следующий принцип правового государства - принцип разделения властей - учащимся уже знаком. Поэтому уместно поставить вопросы: «В чем выражается принцип разделения властей?», «Идеи каких мыслителей лежат в его основе?». Для углубления понимания этого вопроса можно обсудить две точки зрения:

  1. Некоторые люди считают, что власть, разделенная на три ветви, ослабляет себя, подрывая единство. Между ветвями власти происходят распри, а это будоражит общество, нарушает порядок и т.д.

  2. Разделение властей не позволит укрепиться тоталитаризму, установить диктатуру одного человека. Власти взаимодополняют и контролируют друг друга.

В ходе обсуждения этих точек зрения обращается внимание на закрепленную в Конституции систему «сдержек и противовесов» (ст. 10, 11). Подобным образом обсуждаются и выводятся другие принципы правового государства.

По итогам работы по второму вопросу плана урока учащиеся вместе с учителем отвечают на вопрос, в чем заключается отличие правового государ­ства от государства как такового. Государство как таковое характеризуется его всевластием, не связанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государст­венных органов и должностных лиц.

В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верхо­венства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед

гражданами, обеспечи­вает социальную и правовую защищенность граждан.

3. Работу над третьим вопросом можно проводить разными методами. В частности, в форме дискуссии, когда учащиеся под руководством учителя, опираясь на информации СМИ и собственный жизненный опыт, доказывают, что у нас в стране соблюдаются не все принципы правового государства, идет процесс становления правового государства.

В сильном классе по этой теме можно провести дебаты или занятия с элементами дебатов. Команда утверждения отстаивает тезис «РФ - правовое государство», команда отрицания утверждает, что РФ не является правовым государством. Группа экспертов оценивает убедительность и аргументированность доказа­тельств той и другой стороны.

Домашнее задание - выбрать одно из предложенных высказываний и изложить свою точку зрения по проблеме (в эссе):

  1. Никакая власть не может быть выше закона.

  2. Что пользы в законах там, где нет морали?

  3. Благо народа - высший закон.









Приложение 2.

Урок на тему: «Конвенция о правах ребенка»

Цели урока:

образовательная - дать учащимся представление о правах и обязаннос­тях ребенка, познакомить их с одним из основных документов о правах ребенка - «Конвенцией о правах ребенка»;

развивающая - продолжить формирование навыков самостоятельной

работы с правовыми документами, их анализа, сравнения;

воспитательная - способствовать формированию способности учащих­ся строить собственное поведение в рамках имею­щихся у них свобод, прав и обязанностей, воспитывать детей в духе признания прав других людей, способствовать формированию правовой культуры.

Обеспечение урока: текст «Конвенция о правах ребенка», тестовые задания, фотомонтаж или видеоряд о нарушении прав ребенка в разные периоды истории, о жестоком обращении с детьми, видеомагнитофон.

План урока: 1. Обобщение знаний о правах человека и знаний о правах ребенка (работа с определениями, тесты).

  1. Блиц-опрос.

  1. История создания «Конвенции о правах ребенка» (опережающее задание).

  1. Практическая работа (работа с документом).

  2. Разрешение проблемной ситуации.

  3. Объяснение домашнего задания.

ХОД УРОКА

1. Задание: соотнесите понятие с его определением.

ОПРЕДЕЛЕНИЯ:

  1. Документ однородного содержания; подпи­савшие его государства не обязаны исполнять его предписаний, документ носит рекоменда­тельный характер.

  2. Документ однородного содержания; государства, его подписавшие, обязаны

его исполнять.

  1. Документ неоднородного содержания; государства, подписавшие его,

обязаны его исполнять.

  1. Соглашение, заключенное между двумя или более государствами и придающее полную силу и эффективность всем его составным частям.

  2. Краткое дополнение к предшествующему соглашению или договору.

ПОНЯТИЯ:

а) конвенция

б) протокол

в) пакт

г) декларация

д) договор

ОТВЕТЫ: 1 - г; 2 - а; З - в; 4 - д; 5 - 6.

ТЕСТ

1. Название документа, утвержденного и провозглашенного Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года:

а) Декларация всеобщих прав и свобод человека

б) Всеобщая декларация прав человека

в) Конвенция по правам человека

г) Декларация о правах

2. Когда была создана Организация Объединенных Наций (ООН):

а) после Первой мировой войны

б) во время Второй мировой войны

в) после Второй мировой войны

3. В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила «Декларацию
прав ребенка»?

а) в 1948 г.

б) в 1959 г.

в) в 1966 г.

4. Какая международная организация играет решающую роль в защите прав

человека на международном уровне?

а) ПЕН-клуб

б) ООН

в) ЮНЕСКО

5. В каком году была создана Комиссия по правам человека ООН?

а) в 1946 г.

б) в 1952 г.

в) в 1976 г.

6. Как называется должностное лицо, избранное Государственной Думой для
сбора информации о нарушении прав человека и содействия тем, чьи права ущемлены?

а) магистр

б) председатель Союза правозащитников

в) уполномоченный по правам человека

7. Какое понятие соответствует понятию «права человека»?

а) это законы, по которым живет человек

б) это те нормы, которые человек придумал для себя сам

в) это охраняемая, обеспеченная госу­дарством естественная возможность что-то делать, осуществлять

8. Какое из нижеприведенных положений не относится к правам человека?

а) право на свободу мысли, слова, совести

б) право собственности

в) право на свободу убеждений

г) право иметь друзей

9. Какое из нижеприведенных действий свидетельствует о нарушении прав
человека?

а) Александр не пригласил друзей на день рождения.

б) Анна заказала в ателье на выпускной вечер слишком дорогое платье.

в) Сергей купил продукты в магазине без очереди.

г) Раиса обсуждала с соседями подслушанные ею телефонные разговоры.

10. Какое положение не характеризуют права человека?

а) право на свободу мысли, совести, религии

б) право на труд

в) право на жизнь

г) право действовать, не считаясь с другими людьми

БЛИЦ - ОПРОС

1.Что такое право?

2. Какие права у тебя есть?

3. Достаточно ли прав у детей?

4. Можешь ли ты добиться уважения к своим правам?

5. Как защищаются права детей в нашей стране?

6. Какие организации защищают права детей?

7. Какие права ты считаешь для человека главными?

8. Есть ли особые права у детей? Какие, по твоему мнению?

9. Кто у нас больше всего нуждается в защите своих прав?

10. Как ты думаешь, в каком возрасте можно говорить о правах ребенка?

11. Какие нормативные документы закрепляют за ребенком целый перечень прав и свобод?

12. Кто в Российской Федерации является гарантом прав детей?

13. Имеются ли нарушения прав ребенка в нашей стране?

3. Подведение итогов блиц-опроса. Переход к истории создания «Конвенции о правах ребенка» (опережающее задание).

Год 1913. Союз спасения детей вместе с Лигой женщин разрабатывают и предлагают к рассмотрению Ассамблеи Лиги Наций Декларацию прав ребен­ка, которая состоит из пяти пунктов. В 1924 году Декларация была принята и получила название Женевской.

В Женевской декларации говорилось о принятии мер в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Женевская декларация до сего времени имеет большое политическое значение. Особо надо выделить два момента этой декларации:

  • именно в Женевской декларации была подчеркнута необходимость особой заботы о детях «ввиду их физической и умственной незрелости».

  • в связи с этой декларацией был принят первый закон о детях в Германии. Он действовал на протяжении нескольких лет до прихода к власти фашистов.

Во время Второй мировой войны и после нее человечество было свидетелем жестокого обращения с детьми и нарушения их прав (обращение к фотомонтажу или к видеоряду). Поэтому с момента создания ООН (1945г.) дети и их благо­получие были в центре внимания мировой общественности. Одним из первых актов Генеральной Ассамблеи ООН было образование Детско­го фонда (ЮНИСЕФ), который в настоящее время обеспечивает механизмы международной помощи детям.

1959 год. ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной тезис этой Декла­рации - «Человечество обязано давать детям лучшее, что имеет». Декларация - это изложение 10 принципов, касающихся защиты, благополучия детей на национальном и международном уровнях. Декларация призывает правительства признавать эти принципы и стремиться им следовать. Международные пакты 1966 года - «О гражданских и политических правах», «Об экономических, соци­альных и культурных правах» - признают необходимость особой защиты прав ребенка.

Многим казалось, что на этом можно поставить точку и начать претворять принципы Декларации в жизнь. Наверное, поэтому инициатива польской делегации в 1978 году о создании Конвенции первоначально в ООН не была поддержана.

Дискуссия длилась около года. Позиция поляков основывалась на идеях извест­ного польского гуманиста, педагога и писателя Януша Корчака. Тогда же на заседаниях ООН были сделаны доклады о серьезном нарушении прав детей. В то же время было признано, что интересы родителей и детей не всегда совпа­дают. Стали известны факты жестокого обращения с детьми (обращение к фото­монтажу или видеоряду).

Цифры. Около 100 миллионов детей в мире существуют лишь за счет изнури­тельной работы, воровства, нищенства и проституции. Более 50 миллионов ребят работают в опасных или вредных для здоровья условиях. 120 миллионов детей от 6 до 11 лет не могут учиться, а 3,5 миллиона умирают каждый год от тех болезней, которые поддаются профилактике и лечению. В развивающихся странах около 105 миллионов малышей в возрасте до 5 лет живут в условиях абсолютной бедности, в то же время миллионы детей, включая ребят из внешне благополучного общества, подвергаются плохому обращению, сексуальной эксплу­атации, становятся жертвами употребления наркотиков.

По результатам этих сообщений была создана комиссия по подготовке Конвенции о правах ребенка. Комиссия работала с 1979 года по 1989 год. 10 лет рабо­ту комиссии возглавлял выдающийся юрист, польский профессор Адам Лопатка.

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Конвенция о правах ребенка - это наиболее полное осознание прав ребенка, при­нимаемое международным сообществом. Права детей, согласно этой Конвенции, приобретают силу норм международного права.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Учащиеся получают тексты «Конвенции о правах ребенка».

Задание: работая с Конвенцией, сгруппируйте права ребенка по схеме: ПРАВО НА ВЫЖИВАНИЕ --- ПРАВО НА РАЗВИТИЕ --- ПРАВО НА ЗАЩИТУ.

В результате практической работы должна быть составлена таблица.

Право на выживание: право на жизнь, право на восстановление здоровья, право на социальное обеспечение, на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального

развития, право на отдых, досуг и другие.

Право на развитие: право свободно выражать свои взгляды и мнения, право искать, получать и передавать информацию, свобода мысли, совести и религии, свобода ассоциаций и мирных собраний, право на личную и семейную жизнь, право на образование, право участвовать в играх, развлекательных мероприятиях, культурной жизни.

Право на защиту: право знать своих родителей не разлучаться с ними, право на заботу родителей, право на защиту от физического, психоло­гического, сексуального насилия, пыток, оскорблений, право на защиту от экономической эксплуатации, от наркомании и токсикомании, на защиту от похищений и торговли в любой форме.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ В ПРЕДЛОЖЕННОЙ СИТУАЦИИ

ИСТОРИЯ ОДНОЙ ДЕВОЧКИ

Крики младенца привлекли дворника, убирающего улицу. Двухдневная девочка лежала в картонной коробке рядом с мусорным контейнером. В коробке была записка: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне». Дворник вызвал милицию. Милиция обошла жильцов дома, пытаясь получить ответ на вопросы, не знают ли те, кто может быть матерью девочки, не было ли в их доме в последнее время беременной женщи­ны? После этого работники милиции вызвали «скорую помощь».

Вопросы:

1. Какие права имеет новорожденная девочка, о которой шла речь?

  1. Правильны ли действия милиции?

  2. Что должны сделать взрослые, чтобы девочка не осталась сиротой?

6. После обсуждения учащиеся получают домашнее задание с комментариями учителя: каждому члену общества необходимо твердо уяснить себе, что обладание определенными правами предполагают выполнение соответствующих обязанностей.

Дома каждую группу прав учащиеся должны дополнить перечнем

соответствующих обязанностей, а также попы­таться составить кодекс прав и обязанностей класса и следовать ему в пов­седневной школьной жизни

Приложение 3.

Перечень документов, необходимых при изучении раздела «Право»

1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

2. Декларация прав ребенка (1959 г.).

3. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.).

4. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей (1990 г.).

5. Пекинские правила - международный правовой документ (минимальные
стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, 1984 г.).

6. Международное гуманитарное право, его основные документы:

а) Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных в
действующих армиях от 12 августа 1949 года.

б) Женевская Конвенция об улучшении участи раненых и больных и
лиц из состава вооруженных сил, потерпевших кораблекрушение (12 августа 1949 года).

в) Женевская Конвенция об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 года.

г) Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года.

д) Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных конфликтов (Протокол от 8 июня 1977 года).

е) Дополнительный протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) от 8 июня 1977 года.

7. Конституция Российской Федерации (1993 г.)



© 2010-2022