ПРОГРАММА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

гАПОУ СО КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ




Программа

Практических работ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

специальности

15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

11.02.01 РАДИОАППАРАТОСТРОЕНИЕ

09.02.05 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ















Каменск-Уральский

2015

Пояснительная записка

Программа практических работ студента составлена на основе рабочей программы по дисциплине «ОУД.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ», Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования специальностям

15.02.08 ТЕХНОЛОГИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ

11.02.01 РАДИОАППАРАТОСТРОЕНИЕ

09.02.05 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

13.02.11 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО И ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Самостоятельная работа проводится с целью:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

  • углубления и расширения теоретических знаний;

  • формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

  • развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;

  • формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;

  • формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;

  • развитию исследовательских умений.

Задания практикума рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний, полученных на уроках обществознания. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяюшую кругозор студентов. Практикум включает в себя различные типы заданий. Задания на установление соответствия между понятием и определением. В этих заданиях определения не совпадают с понятиями. Необходимо каждое из приведенных понятий соотнести с данным ему определением и, обнаружив ошибку, найти в ряду определений то единственное, которое раскрывает конкретное понятие. Задания на восполнение недостающих признаков понятий. В этих заданиях из логического ряда исключены некоторые признаки, какого либо понятия. Следует дописать их, опираясь на те признаки, понятия, которые приведены в задании. Задания на исправление ошибок в определениях. В них приводятся неверные утверждения. Задания на заполнение различных таблиц. Задания на осмысление высказываний мыслителей, ученых, писателей. Внимательно прочитав приведенные цитаты, нужно ответить на вопросы, сформулированные в задании. Задания на составление схем общественных явлений на основе предложенных понятий.

Критерии оценки: 1 блок- «3»; 1,2 блоки-«4»;1,2,3 блоки-«5»


Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

учебная нагрузка

Самостоятельная работа

обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)


1

2

3

4

5

6

7

8

1 курс 1 семестр

61

21

40

18

-

22

-

1 курс 2 семестр

101

33

68

36

-

32

-

























Всего:

162

54

108

54

-

54

-























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1

Тема: Деятельность как способ существования общества. Развитие общества. Культура и цивилизация

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Деятельность как способ существования общества. Развитие общества. Культура и цивилизация».

Задание к 1 блоку:

1.Прочитайте суждение одного из ведущих американских социологов - Р. миллса.

2. Какой смысл автор вкладывает в понятия «общество», «институт»?

3.Какие общественные институты выделяет Р. Миллс? Приведите примеры функционирования этих институтов.

Текст

«Под институтом Я понимаю общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Институты классифицируются по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образуют институциональный порядок. Комбинация институциональных порядков образует социальную структуру.Общество - это конфигурация институтов, которые при своем функционировании ограничивают свободу действий людей.В современном обществе насчитываются пять институциональных порядков: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти;3) семейный институты, регулирующие половые отношения,рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов».

Задание ко 2 блоку:


1.Прочитайте высказывание.

2.Какие проблемы отношения человека к природе поднимает автор?

3.Что вы знаете о правилах пожарной безопасности в лесах?

Текст

В.Журавлев-ПечерскиЙ: «Видали вы мертвую тайгу? Нет? Тяжело смотреть на нее. Среди безбрежного зеленого моря вдруг предстанут перед тобой обугленные деревья, черные, поедаемые короедами стволы, лежащие на земле. Тишина. Не та тишина, что бывает над рекой вечера, а мертвая, давящая тебя. Это страшно. И не только потому, что погибли деревья, а еще и оттого, что здесь долгое время ничего не будет расти и каблуки твоих сапог будут тонуть в серой золе. А откуда берется пал? Вон тот, например, что лежит за знакомой нам деревней, где одинокая рябинка все еще качается на ветру. Она зеленеет, но уже не так, как раньше, и гроздья осенью не те, и ветки стали слабее, реже. Откуда взялся он? От случайно брошенной спички. Огонь охватил лес сверху донизу; дымила земля под корневищами, пламя перескакивало с вершины на вершину и перебрасывалось ветром далеко вперед, охватывая все новые и новые участки. Теперь там мертво. Только обугленные стволы торчат да работяга дятел простукивает их, еще надеясь на что-то. Здесь вырастет лес, но когда? Он будет не хуже другого, но через долгие годы. И это уже будет не тот, не наш лес, где мы любили бродить вечерами. Другие люди придут туда, другое увидят они. И спросят, а где мы были, когда шумел пал? Мы уже не ответим на это, но вина не снимется с нас: не заметили небрежно брошенной кем-то спички, спешили по своим делам. Пал - это страшно. Хочется, чтобы не было их, чтоб не горели наши леса, но подходит лето - и снова поднимается в синее небо черный дым. Не вы ли бросили на сухой мох спичку? Кто же тогда? Кто?'».

Задание к 3 блоку. Охарактеризуйте любую сферу жизни


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2

Тема: Цель и смысл жизни человека.

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Цель и смысл жизни человека»

Задание 1. Прочитайте приведеиные ниже высказывания. Как в них раскрывается роблема смысла жизни? Что общего во взглядах авторов?

Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держитпуть, для него ни один ветер не будет попутным».

Л. Н. Толстой: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека - участвовать в этом движении, подчиняясь и содействуя ему»; «Из всех знаний самое нужное знание того, как жить хорошо, т. е. жить

так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра».

М. Горький: «Как человек, как личность писатель русский стоял освещенный ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни - литературе, к усталому в труде народу,грустной своей земле. Это был честный боец, великому-ченик правды

ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою,прозрачной, как слеза. и яркой, как звезда бледных небес России».

Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: «Надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь ... чтобы 'на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе'.

О. Уайлд: «Смысл жизни - самовыражение, проявить во всей полноте свою сушность - вот для чего мы живем».

А. Стендаль: «Чтобы хорошо ЖИЛОСЬ среди людей, не надо жить для себя».

Марк Аврелий: «Живи так, как будто ты сейчас должен проститься с жизнью, как будто время, оставленное тебе, есть неожиданный подарок».

Ф. Брукс: «Суть жизни - стремление к счастью, и оптимизм лишь неотъемлемое ДЛЯ разумного человека условие такого стремления».

А. Шопенгауэр: «Нет лучшего утешения в старости, чем сознание того, что удалось всю силу молодости воплотить в творения,которые не стареют».

Августин Блаженный: «Нет великой заслуги в том, чтобы жить долго, ни даже в том, чтобы жить вечно; но велика заслуга того,кто живет добродетельно».

Д. Руми: «Не ищите после смерти могилу нашу в земле - ишите ее в сердцах просвешенных людей».

Д. Мадзини: «Жизнь имеет смысл как задача или долг».

Задание 2. Прочитайте текст. В чем автор видит смысл жизни?Что такое иерархия целей? В чем, по мнению автора, заключается основная цель жизни? Как бы вы объяснили понятие «полнота жизни»?

Е. Трубецкой: «Вся жизнь наша есть стремление к цели. От начала и до конца она представляется в виде иерархии целей, из которых одни подчинены другим в качестве средств. Есть цели, желательные не сами по себе, а ради чего-нибудь другого: например,

нужно работать, чтобы сс гь и пить. Но есть и такая цель,которая желательна сама по себе. У каждого из нас есть что-то бесконечно дорогое, ради чего он живет. Всякий сознательно или бессознательно предполагае гакую цель или ценность, ради которой безусловно стоит жить.Эта цель, ИЛИ, что то же, жизненный сrvfьrсл, сеть предположение неустранимое, необходимо связанное с жизнью, как таковой;и вот почему никакие неудачи не могут остановить человечество в искании этого смысла. Полное разочарование выразилось бы даже не в самоубийстве, а в смерти, в полной остановке жизни:

ибо самоубийство есть все-таки акт волевой энергии, направленный

к цели и, стало быть, предполагающий цель. Акак этот свидетельствует не о прекращении стремления к смыслу, а, наоборот,о силе этого стремления и об отчаянии, проистекающем

из неудачи в его достижении.Надеждой на смысл сознательно или бессознательно приводится в движение все человеческое - и воля, и чувство, и мысль.А потому всякий неуспех на этом пути является лишь новым толчком к самопознанию и вместе с тем - к сознанию того смысла,которого мы ищем и которым мы, сами того не ведая, живем.Волей-неволей вся жизнь строится в расчете на какую-то безусловную цель; а свидетельство совести говорит нам о том, что этцель, ради которой стоит жить, есть не которая объективная правда,безусловная и всеобщая, которая бесконечно возвышается над всяким субъективным желанием и мнением. В чем же заключается эта цель, ради которой стоит жить, и эта объективная правда жизни, которая должна в ней осуществляться? - В чем заключается искомое нами содержание смысла жизни?В этом вопросе выражается основной мотив религиозного искания всех веков. Различные религиозные и философские учения дают на него различные ответы; но есть и общее, что сближает между собою искателей правды всех веков. Это - самый предмет их исканий. Чтобы разобраться в особенностях отдельных решений,необходимо прежде всего внимательно всмотреться в это общее, что сближает всех.Уже давно замечено, что искание истины было бы невозможно без не которого предварительного о ней знания, ибо отыскать что-либо можно только по тем или другим признакам искомого,которые должны быть заранее известны искателю. Это верно и относительно искомого нами смысла жизни. В предыдущем изложении мы уже выяснили те заранее известные его признаки, которые

предполагаются всяким его исканием. Это - признаки полноты и всеединства. Полнота жизни как единая цель для всего живущего - таков предмет искания всякого жи зненного стремления; единая истина для всех - таково предположение всякого сознания вообще, и,

наконец, единая правда для всех - таково предположение нравственного сознания. Тоска по всеединству - вот что лежит в основе всего нашего страдания о суете и бессмыслице жизни; и поскольку мы возвышаемея сознанием над этой суетой, этот мысленный подъем уже представляет собою некоторый предварительный выход из того порочного круга, в котором мы томимся».

Задание 3. Проблема смысла жизни занимала людей с глубокой древности. Прочитайте выдержку из произведения «Эпос О Гильгамеше». Какой смысл жизни провозглашается в этом произведении?Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свое мнение.

Гильгамеш! Куда ты стремишься?

Жизни, что ищешь, не найдешь ты!

Боги, когда создавали человека,

Смерть они определили человеку,

Жизнь в своих руках удержали.

Ты же, Гильгамеш, насыщай желудок,

Днем и ночью да будешь ты весел,

Праздник справляй ежедневно.

Днем и ночью играй и пляши ты!

Светлы да будут твои одежды, Волосы чисты, водой омывайся,

ГЛЯДИ, как дитя твою руку держит,

Своими объятьями радуй подругу

Только в этом дело человека!

Задание 4. Порассуждайте над вопросами и дайте развернутый ответ

1.Как связана цель и смысл жизни каждой личности?

2.Какой встает вопрос перед человеком ……….(продолжите)

3.Как философия рассматривает поиск смысла жизни?

4.В чем заключается смысл жизни отдельной личности?

5.Что такое эгоизм? Привидите примеры из жизни.

6.Дети - это……..


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Тема: Труд и игра

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Труд и игра»

Задание1 : Порассуждайте над вопросами и дайте развернутый ответ

1.Труд- это

2.Трудовая деятельность бывает…(перечислите) Привидите примеры из жизни.

3.Объект труда-

4.Технология труда-

5.Технологический процесс-

6.В чем состоит различия производительного и непроизводительного труда?

7.Объясните понятия профессии, специальности, квалификации. Привидите примеры из жизни.

8.В чем состоят различия труда и игры?

Задание ко 2 блоку:

9.Что такое ролевая функция? Привидите примеры из жизни.






























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4

Тема: Общение.

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Общение»

Задание к 1 блоку

1.Что такое культура общения?

2.Какого человека можно назвать культурным?

3.Какую роль во взаимоотношениях между людьми играет этикет?

4.Какие функции выполняет общение?

Задание ко 2 блоку:

1.Прочитайте высказывания. Сделайте вывод о том, какую роль играет вежливость в процессе общения.

Э. Роттердамский: «Вежливость порождает и вызывает вежливость».

Д. Локк: «Истинная вежливость есть не что иное, как старание не высказывать при общении с людьми ни пренебрежения, ни презрения по отношению к кому бы то ни было».

Н.А Бердяев: «Вежливость - это желание всегда встречать теплое' обращение и слыть обходительным человеком».

Задание к 3 блоку:

1.Напишите как вы понимаете данные слова (не менее 6 предложений)

Н. В. Щелгунов: «Истинная вежливость основана на искренности. Она должна быть полна добродушия и должна проявляться в готовности способствовать счастью ближнего».






















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5

Тема: Духовный мир человека. Проблема смерти в духовном опыте человечества.

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Духовный мир человека. Проблема смерти в духовном опыте человечества»

Задание к 1 блоку:

1.Какого человека можно назвать духовным, акакого нет?

2.В чем состоят духовные ценности?

3.Какие факторы влияют на формирование мировозрения?

Задание ко 2 блоку:

1.Объясните взгляды авторов на проблему - смерти. Что в них сходного и отличного? С кем из авторов вы больше согласны? Почему?

Марк Аврелий Антонии: «Все, что видишь, скоро погибнет, и всякий, кто видит, как оно гибнет, скоро и сам погибнет. По смерти и долгожитель, и кто безвременно умер станут равны».

Н.А.Добролюбов: «Говорят, что мой путь смелой правды приведет меня когда-нибудь к погибели. Это очень может быть; но я сумею погибнуть не даром».

Г: Гейне: «В сущности, все равно, за что умираешь; но если умираешь за что-нибудь любимое, то такая теплая, преданная смерть лучше, чем холодная, неверная жизнь».

И. Гёте: «Смерти можно бояться или не бояться - придет она неизбежно».

Задание к 3 блоку:

Составьте схему, используя следующие понятия.

«Мировоззрение», «субъекты мировоззрения», «факторы, влияющие на формирование мировоззрения», «основные вопросымировозэрения», «типы мировоззрения», «человск». «группа», «общество», «общность родины», «язык>,«культура», «история», «имущественное положение», «образование», «отношение человека к миру», «место человека в мире», «познание мира», «обыденное мировоззрение».















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Тема: Истина

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Истина»

Задание к 1 блоку

1.Что такое истина? 2.Что такое ложь? 3.Что такое заблуждение? 4.Что такое знание? 5.Истина бывает?

Задание ко 2 блоку:

Составьте схему, используя приведенные ниже понятия

«Истина», «объективная истина», «относительная истина», «абсолютная истина», критерий истины», «практика», «философская теория познания-», «тезисы философской теnрии познания», «противоположность истины», «заблуждение», «источники заблуждения », «ошибки», «ложь».

Задание к 3 блоку:

Прочитайте приведенные ниже высказывания. Объясните взгляды авторов на вопрос о том, что такое истина и каков ее критерий.

Сократ: «Платон мне друг, но истина дороже».

Аристотель: «Искать истину - И легко и трудно, ибо очевидно, что никто не может ни пеликом ее постигнуть, ни полностью ее заметить, но каждый добавляет понемногу к нашему познанию природы, и из совокупности всех этих фактов склалывается величественная картина».

М.Арнольд: «Истина застываст на губах умирающих».

У. Блейк: «Истину нельзя рассказать так, чтобы ее поняли; надо,чтобы в нее поверили».

Г. Бокль: «Истинное знание состоит не в знакомстве с факта ми, которые делают человека лишь педантом, а в использовании фактов, которое делает его философом».

У. Грове: «Истинная наука нс знает ни симпатий, ни антипатий;единственная цель ее - истина».

Г. Гегель: «Самая серьезная потребность есть потребность познания истины».

И. Гёте: «Гораздо легче найти ошибку, нежели истину».










ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7

Тема: Научное познание.

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Научное познание»

Задание к 1 блоку

Что это?

Методология, Метод, Гипотезы, Научное познание, Теории, Обыденное познание, Антинаучное познание, Мифология,Лженаучное познание,дедукция ,Индукция,Анализ,

Синтез, Метод моделирования, Аксиома, Метод обобщения,Абстрагирование.

Задание ко 2 блоку:

Исправьте ошибки в приведенных ниже предложениях.

• По мере развития научных знаний язык науки не изменяется.

• Специфика научных знаний состоит в том, что их достоверность всегда может быть проверена опытным путем и применена на практике.

• Занятия наукой не требуют специальной подготовки, наличия базовых знаний и навыков владения специальными средствами исследования, специального образования.

• Научное познание персонифицировано, по его результатам можно охарактеризовать личность исследователя.

Задание к 3 блоку:

Прочитайте высказывания. Почему Т. Гоббс считает, что философское мышление дано каждому человеку? На основе слов Г. Гегеля определите роль философии в системе научного познания.

Г. Гегель: «Философия - это эпоха, схваченная в мысли»; «Постичь то, что есть, - вот в чем задача философии».

















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8

Тема: Культура.

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Культура»

Задание к 1 блоку:

Исправьте ошибки в предложениях.

• Разделение культуры на материальную и духовную не соответствует двум основным видам производства: материальному и духовному.

• Массовая культура развивается как коллективное творчество народа на основе преемственности и традиции. Она представляет собой одновременно синтез материальных и духовных ценностей. Народная культура рассчитана на ее восприятие ограниченным

кругом людей, которые обладают особой художественной восприимчивостью.

• Элитарная культура сознательно ориентирует распространяемые ею ценности на усредненный уровень развития потребителей ее произведений; средствами ее распространения являются книги, пресса, кино, телевидение, радио, видео- и звукозаписи, т. е. те объекты, которые могут многократно тиражироваться с помощью современных технических средств.

Задание ко 2 блоку:

Составьте схему, используя следующие понятия.

«Культура», «элементы культуры», «функции культуры», «формы культуры», атериальная культура», «духовная культура», «язык», «ценности», «нормы», «регулятивная функция», «образовательная функция», «воспитательная функция», «интегративная функция», «ретранслирующая функцию>, «народная культура », «элитарная культура», «массовая культура».

Задание к 3 блоку:

Прочитайте высказывания. Объясните взгляды авторов на понятие «культура». Как вы считаете, почему у этого понятия нет однозначного определения?

Э. Эррио: «Культура - это то, что остается, когда все остальное

забыто».

Ф. Ницше: «Культура.- это лишь тоненькая яблочная кожура

над раскаленным хаосом».

М.Арнольд: «Если я во что и верю, так только в культуру. Культура,если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура - это познание совершенства.

Люди культуры - истинные апостолы равенства»; «Культура это стремление к лагозвучию и свету, главное же - к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали».



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9

Тема: Мораль как регулятор социального поведения

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Мораль как

регулятор социального поведения»

Задание к 1 блоку

Задание 1. Подберите под определения соответствующие понятия .

… - это правила, основанные на представлениях людей о предпринимательской деятельности .

... - это правила, установленные общественными организациями

... - это правила взаимоотношений в политической сфере.

- это правила, которые, передаваясь из поколения в поколение,

….вошли в привычку и стали необходимой жизненной потребностью людей.

'" - это правила взаимоотношений между членами семьи.

... - это правила, основанные на представлениях людей о добре и зле, чести, долге, справедливости

Задание ко 2 блоку:

Ниже приведены высказывания о различных моральных качествах. Охарактеризуйте позицию каждого автора. Можно ли обойтись без указанных качеств? Как они влияют на отношения между людьми?

Платон: «Порядочность - искренность нрава, соединенная с правильным образом мыслей».

Д.Локк: «Благовоспитанность есть внешнее выражение внутренней деликатности души, заключающейся в общей благожелательности и внимании ко всем людям».

П. Буаст: «Учтивость - это благосклонность в мелочах и постоянное внимание к потребностям тех, с кем мы общаемся».

Ж. Лабрюйер: «Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой».

Ж. Сталь: «Учтивость - это узы, связывающие людей, чуждых друг другу».

Задание к 3 блоку:

Синонимом морали является понятие «нравственность». Какое значение имеет нравственность в жизни общества, отдельного человека по каждому из выдающихся людей?

Л. Фейербах: «Хорошо и нравственно - это одно и то же. Но хорош только тот, кто хорош для других».

И. Гёте: «Главное условие нравственности - желание стать нравственным».

Г. Флобер: «Все, что прекрасно, - нравственно».

Конфуций: «Когда ясно, В чем заключается истинная нравственность,то и все остальное будет ясно».

Г. Гегель: «Истинная собственная польза достигается лишь нравственным поведением».







ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Тема: Наука

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Наука»

Задание к 1 блоку. Заполните таблицу.

Наука

Предмет изучения


Социология


Психология


Философия


Антропология


Педагогика


Экономика


Психоанализ


Политология


Юриспруденция


Культурология


История


Физика


Обществознание


Задание ко 2 блоку:

Что такое наука? Почему она является наиболее важным из всех видов знания? В чем состоит значение науки?

Г. Спенсер: «Наука - это организованное знание».

Э. Булвер-Литтон: «Наука - океан, открытый как для ладьи, так и для фрегата. Один пере возит по нему слитки золота, другой удит в нем сельдей».

М. Фарадей: «Наука выигрывает, когда ее крылья раскованы фантазией».

К. Берне: «Иной ученый похож на кассира какого-нибудь банка: у него ключи от больших богатств, но богатства эти ему не принадлежат» .

К. Вебер: «Любил ли когда-нибудь хоть один деспот науку? Разве может вор любить ночные фонари?.

Задание к 3 блоку:

. Исправьте ошибки в предложениях.

• Наука возникла исторически раньше других видов человеческой деятельности.

• В хх в. замедлился процесс дифференциации наук. Чем дальше развивается наука, тем меньше отраслевых наук выделяется из ранее единых научных дисциплин.

• Наука не связана с практической деятельностью, поэтому маловажными являются отношения науки в целом и ученого в частности с обшеством .

• Вопрос о социальной ответственности ученого не играет сушественной роли ни в одной из областей науки.









ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 11

Тема: Образование

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Образование»

Задание к 1 блоку:

Заполните таблицу.

Права учеников

Обязанности учеников

Задание ко 2 блоку:

Задание 4. Составьте схему, используя следующие понятия.

«Образование», «принципы образования в РФ», «образовательные уровни», «право на образование», «бесплатное дошкольное и среднее образование», «бесплатное высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях», «основное общееобразование», «среднее (полное) общее образование», «начальное профессиональное образование», «среднее профессиональное образование», «высшее профессиональное образование», «послевузовское профессиональное образование», «университеты», «академию>,«институты», «традиционная система обучению>, «дистанционная система обучения».

Задание к 3 блоку:

Прочитайте высказывания. В чем состоит значение образования для общества, для человека?

В.А Сухомлинский: «Человек должен учиться потому, что он человек».

Д. Рёскин: «Чтение и письмо отнюдь не составляют образования,если они не помогают людям быть добрее ко всем тварям».

А С. Пушкин: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная».

И. Гёте: «Научиться можно лишь тому, что любишь».

А Шопенгауэр: «Люди в тысячу раз больше хлопочут о наживании себе богатства, нежели об образовании своего ума и сердца;хотя для нашего счастья то, что есть в человеке, несомненно важнее того, что есть у человека»;






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №12

Тема: Собственность

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Собственность»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Пользование - это форма присвоения экономических ресурсов и предметов потребления, а также отношения в этой сфере между субъектами экономической деятельности.

Объект собственности - это конкретный человек, объединение людей, государство, в собственности которого находится объект собственности.

Собственность - это какая-либо вещь.

Субъект собственности - это возможность присвоения и отчуждения средств производства и результатов производственной деятельности.

Форма собственности - это экономическое отношение между субъектами, при котором нельзя воздействовать на объект, не вступая в отношение с собственником.

Присвоение - это экономическое отношение, в результате которого субъект лишается права воздействия на объект.

Распоряжение - это обладание вещью, проявляющееся в ее фактическом присвоении либо юридическом закреплении прав на нее.

Владение - это эксплуатация вещи, способность воздействовать на нее и извлекать пользу.

Отчуждение - это право определять юридическую судьбу вещи,возможность ее отчуждения, передачи другому владельцу или уничтожения.

Экономическое содержание собственности - это принадлежность вещи, чаще всего средств производства, определенному виду владельцев.

Приватизация - это переход собственности из частных рук к государству.

Национализация - это процесс перехода собственности от государства в частные руки.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• В административно-команлной экономической системе экономика была многоукладной и отличалась многообразием форм собственности - собственность общины, частная собственность отдельных крестьянских хозяйств и ремесленников, храмовая и государственная собственность, которая представляла собой сочетание собственности государства как организации с личной собственностью монарха.

• В рыночной экономической системе важнейшие производственные ресурсы были в собственности государства и функционировавших в сельском хозяйстве колхозов; частная собственность,связанная с возможностью ишлечения прибыли, отсутствовала;допускалось существование личной собственности граждан, к которой

относилось имущество, необходимое для поддержания нормальногоуровня жизни.

• В традиционной экономике преобладает частная собственность,которая делится на индивидуальную и корпоративную.

• Законодательство ограничивает количество и стоимость имущества,нахоляшегося в частной собственности.

• О производных способах приобретения права собственностиговорят в тех случаях, когда возникновение права собственности не связано с правом другого лица, при первоначальных способах права на имушество нового собственника


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 13

Тема: Производство

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Производство»

Задание к 1 блоку: Исправьте ошибки в предложениях.

• Экономическая деятельность не связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потребностей людей.

• С развитием общества и научно-технического прогресса круг потребностей сужается.

• Закон повышения потребностей означает, что потребности растут медленнее производства благ.

• С увеличением размера дохода сумма денег, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, увеличивается, а сумма расходов на менее необходимые товары уменьшается.

• В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса все большее значение приобретают природные ресурсы.

Задание ко 2 блоку: Составьте схему, используя следующие понятия.

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал,реальный капитал.

Задание к 3 блоку:

Самостоятельно составьте 10 вопросов по теме «Производство»























ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 14

Тема: Рынок

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Рынок»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Прибыль - это все, что используется в процессе производства товаров и услуг.

Экономическая эффективность - это долговременные вложения капитала в какие-либо отрасли экономики как внутри страны,так и за границей.

Чистые инвестиции - это инвестиционные расходы, которые направляются на ремонт и замену износившихся машин и оборудования,зданий и сооружений.

Инвестирование - это ресурсы, выделяемые для строительства
новых предприятий, создания нового оборудования, новых транспортных средств и др.

Экономические ресурсы - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов.

Амортизация - это сопоставление стоимости произведенной продукции со стоимостью всех использованных ресурсов.

Специализация - это разделение производства продукции на этапы, которые выполняются отдельными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны и странами.

Рентабельность - это. изготовление отдельных продуктов, основанное на разделении труда.

Производственные отношения - это группы предприятий (фирм), производящих однородную продукцию.

Разделение труда - это самостоятельная хозяйственная деятельность отдельных людей и их объединений, направленная на получение прибыли.

Себестоимость - это разница между суммой денег, полученных от реализации продукции, и затратами на ее производство, транспортировку и реализацию.

Производительные силы - это совокупная сумма затрат на единицу продукции.

Отрасли - это совокупность всех факторов производства: рабочей силы, орудий труда, технологий.

Предпринимательство - это отношения в сфере производства и распределения материальных благ.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Экономическая деятельность не связана с удовлетворением многообразных, в первую очередь материальных, потребностей людей.

• С развитием общества и научно-технического прогресса круг потребностей сужается.

• Закон повышения потребностей означает, что потребности растут медленнее производства благ.

• С увеличением размера дохода сумма денег, расходуемая на товары и услуги первой необходимости, увеличивается, а сумма расходов на менее необходимые товары уменьшается.

• В настоящее время в связи с развитием научно-технического прогресса все большее значение приобретают природные ресурсы.

Производственные отношения являются более динамичными, развиваются быстрее производительных сил, поэтому противоречия, вызванные несоответствием производственных отношений производительным силам, влекут за собой изменение последних.

Задание 3. Составьте схему, используя следующие понятия.

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал,реальный капитал.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №15

Тема: Государство и экономика

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Государство и экономика»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Профицит бюджета - это воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

Государственное регулирование экономики - это средства, связaнныe с формированием и использованием государственного бюджета.

Налог - это ежегодный финансовый план доходов и расходов государства.

Дефицит бюджета - это ситуация, когда расходы бюджета равны доходам.

Сбалансированный бюджет - это превышение доходной части бюджета над расходной.

Налоговая система - это превышение расходной части бюджета над доходной.

Обслуживание долга - это сокращение расходов в процессе исполнения бюджета.

Бюджет ---.: это выплата процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы.

Государственные финансы - это обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Секвестр - это совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Государственный бюджет не имеет силы закона и принимается правительством которое осуществляет контроль над его расходованием; исполнение бюджета (расходование бюджетных средств) осуществляется парламентом.

• Прямые налоги частично или полностью включаются в стоимость товара и услуги, покупатель, приобретая товар, часто не догадывается о том, что уплачивает налог.

• Косвенные налоги взымааются с конкретного плательщика (человека и организации), при этом объект налогообложения вполне осязаем - это имущество и доходы; уплачивая прямой налог, субъект точно знает, за что его взимают и в каком объеме.

Задание 3. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Государственное регулирование экономики», «средства регулирования экономики», «правовые средства», «административные средства», «финансовые средства», «бюджет», «структура бюджета », «доходы», «расходы», «способы покрытия дефицита бюджета», «секвестр», «эмиссия», «дополнительные источники доходов», «государственный долг».

Задание 4. Прочитайте выдержки из Конституции Российской

Федерации. Определите роль государства в регулировании экономики.

Конституция Российской Федерации

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Ста т ья 34

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

Статья 71

в ведении Российской Федерации находятся:

<... >

е) установление основ федеральной политики; федеральные

программы в области государственного, экономическоо, экологического,

социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федералъныс банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; феде-

ральные фонды регионального развития;<... >

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации.

Статья 74

1. На территории Российской Федерации не допускается установление

Таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Статья 75

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

<... >

3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, дснежной эмиссии <... >

Статья 114

1. Правитсльство Российской Федерации:

а) разрабuтывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджст и обеспечинuет его исполнение; представляет Государственной думе отчет об исполнениифедерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовои, кредитной и денежной политики <... >











ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №16

Тема: Экономика потребителя

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Экономика потребителя»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Безработный - это человек, который при обретает товары и услуги для удовлетворения личных потребностей, а не для получения прибыли.

Занятость - это сумма денежных средств и материальных благ,полученных за определенный промежуток времени.

Заработная плата - это общая сумма денежных и натуральных доходов по всем источникам их поступления с учеетом стоимости бесплатных или льготных услуг, оказываемых за счет социальных фондов.

Совокупные доходы - это средства, используемые населением для потребления и сбережения.

Премиалыюя форма заработной платы - это сумма денег, полученная работником за определенный промежуток времени (неделю,месяц и т.д.).

Номинальные доходы - это номинальная заработная плата, рассчитанная с учетом изменения розничных цен.

Реальная зарплата - это дополнительная оплата к повременному или сдельному заработку за добросовестное выполнение своих трудовых обязанностей или за перевыполнение плана.

Служба занятости - это деятельность людей, приносящая им трудовой доход.

Прожиточный минимум - это ситуация, когда часть трудоспособного населения (рабочей силы) не занята в общественном производстве.

Потребитель - это те трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, обращаются в службу занятости и иные организации в целях поиска работы и готовы приступить к ней.

Безработица - это специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Если товар вам просто не подошел, то в течение 24 дней вы можете вернуть его продавцу при условии, что внешний вид товара не испорчен и имеется чек на него.

• Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения не зависит от уровня доходов.

• При сдельной оплате заработная плата работника зависит от отработанного им времени и его оклaда, а повременная форма предполагает оплату труда работников по количеству произведенной ПРОДУКЦИЙ требуемого качества.

• Фрикционная безработица возникает из-за несоответствия спроса и предложения на рынке труда, циклическая безработица связана с добровольным переходом трудящегося с одной работы на другую в целях поиска лучших условий труда, структурная безработица

возникает в определенное время года, сезонная безработица является следствием низкого спроса на рабочую силу во всех отраслях экономики в период экономического спада.

• Государство заинтересовано в увеличении числа безработных, поэтому оно уделяет мало внимания регулированию рынка труда.

Задание 3. Составьте схему, ИСПОЛЬЗУЯ следуюшие понятия.

«Безработица», «причины безработицы», «виды безработицы»,«служба занятости», «структурная», «фрикционная», «циклическая », «частичная», «скрытая», «застойная», «технологическаябезработица », «направления деятельности службы занятости».

Задание 4. Прочитайте выдержки из закона «О зашите прав потребителей». Охарактеризуйте права потребителей. Сталкивались ли вы с нарушением этих прав?

С т а т ь я 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).

1. Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе,продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах,услугах).

2. Указанная в пункте 1 насгояшей статьи информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных

сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца),на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

С т а т ь я 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (юридический адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную

информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

2. Если вид (виды) деятельности, осушествляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии,сроке ее действия, а также информация об органе, выдавшем ,эту лицензию.

3. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя).

С т а т ь я 10. Информация о товарах (работах, услугах).

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

-обозначения стандартов, обязательным требованиям которых
должны соответствовать товары (работы, услуги);

- сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ,услуг), а в отнощении продуктов питания - сведения о составе (в том числе перечень использованных в процессе их изготовления иных продуктов питания и пищевых добавок), о весе и об объеме, о калорийности продуктов питания, о содержании в них вредных для здоровья веществ в сравнении с обязательными требованиями стандартов, а также противопоказаниядля применения при общельных видах заболеваний. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, утверждается Правительством Российской Федерации;

- цену и условия приобретения товаров (работ, услуг);

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

- срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий,если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

с т а т ь я 18. Последствия продажи товара ненадлежащего качества.

1. Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества,если оно не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула)

с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- расторжения договора купли-продажи.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим законом, для удовлетворения соответствующих требований потребителя.В отношении технически сложных и дорогостоящих товаров требования потребителя, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта, подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков товаров <,..>

2. Требования, указанные в пункте 1 настоящей статьи, предъявляются потребителем продавцу или организации, выполняющей функции продавца на основании договора с ним.










ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №17

Тема: Экономика России

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Экономика России»

1.Задание : Напишите эссе как сегодня развивается экономика России.

НАПИСАНИЕ ЭССЕ

Эссе - относительно новая форма студенческой письменной работы. Она отличается от старых - рефератов и курсовых, тем, что и по своей форме, и по содержанию гораздо более свободна и дает автору возможность анализа и выражения собственной точки зрения. Эссе - это аналитическая форма работы, поэтому является наиболее подходящей формой для проблемных, полемичных областей знания.

Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.

Написание эссе позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно-следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.

Требования к эссе

  • правильность постановки проблемы;

  • характер привлекаемой литературы;

  • логичность и последовательность изложения;

  • оригинальность и самостоятельность в изложении материала;

  • степень решения поставленных в эссе целей и задач;

  • формулировка четких и конкретных выводов;

  • качественное оформление работы

  • Минимальный объем эссе- не менее 2 страниц формата А4

  • Разрешено эссе печатать на ПК и рукописный вариант.




ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18

Тема: Мировое хозяйство

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Мировое хозяйство»

Задание к 1 блоку:

Установите соответствие между понятием и определением.

Закрытая экономика - это специализация отдельных стран напроизводстве определенных товаров и услуг, которыми они обмениваются между собой.

Регионализацuя - это усилсние участия страны в мировом хозяйстве.

Международная экономическая интеграция - это хозяйственные структуры, которые включают «родительские» «<материнские ») компании и их зарубежные филиалы.

Международное разделение труда - это такая ситуация, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы.

Интернационализация - это срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых экономических связей между их компаниями.

Транснациональные корпорации - это уменьщение государственного регулирования экономики.

Либерализация экономической деятельности - это такое национальное хозяйство, где иностранным хозяйствующим субъектам открыт доступ на большинство рынков и в больщинство отраслей и сфер экономики.

Открытая экономика - это такое национальное хозяйство, в котором большинство рынков и отраслей недоступно иностранным хозяйствующим субъектам

Задание ко 2 блоку:

Составьте схему, используя следующие понятия.

«Мировая экономика», «мировая экономика в широком смысле», «совокупность всех

национальных экономик мира», «совокупность только тех частей национальных экономик, которые взаимодействуют с внешним экономическим миром».

Задание к 3 блоку:

Исправьте ошибки в предложениях.

• В XIX в. одновременно с товарами усиливается движение и факторов производства, которые сначала направлялись из менее развитых стран и колоний в более развитые, а затем этот процесс принял обратное направление.

• На территории каждой страны в полном объеме находятся все ресурсы, необходимые для эффективного развития национальной экономики, поэтому экономика конкретной страны специализируется на производстве неограниченного круга продукции.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №19

Тема: Этнические общности

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Этнические общности»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Эmнос - это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического процесса. Род - это исторически возникший вид устойчивой социальной общности людей, представленный племенем, народностью,нацией.

Племя - это основанное на кровном родстве объединение людей,ведущих общую хозяйственную деятельность, говорящих на одном языке и соблюдающих общие социальные нормы.

Нация - это объединение людей, которое занимает большую в отличие от племени территорию, имеющую государственную принадлежность.

Национальность - это социальная общность, которая историческискладывается на определенной территории, на основе общности культуры, языка, экономических связей, государственности,развитого национального самосознания.

Народность - это термин, обозначающий принадлежность человека к той или иной нации.

Дискриминация - это поглощение одного народа другим.

Геноцид - это усвоение элементов культуры другого народа при сохранении своего этнического своеобразия.

Аккультурация - это угнетение одного народа другим.

Ассимиляция - это политика уничтожения национальных меньшинств.

Фашизм - это политика, ставящая целью отделение от государства и создание своего нашюна.пьного государственного образования.

Патриотизм - уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.

Сепаратизм - идеология и практика, направленные на разжигание межнациональной розни и вражды.

Национализм - это любовь к малой и большой Родине, к семье,школе, родителям, близким и далеким предкам, со'щагнuим своим трудом материальные ценности и отстоявшим в ратном деле родной язык и родную землю, признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом, глубокое сопереживание внутренней и внешней политике государства.

Этноцентризм - идеология и политика, которая не только провозглашает превосходство одной нации над другой, но и призывает к уничтожению «неполноценных» наций.

Задание 2. Прочитайте выдержку из книги А. А. Бычкова,

А. Ю. Низовского, П. Ю. Черносвитова «Загадки Древней Руси».

Какие проблемы существуют в определении понятия <относ»? Как вы думаете, чем отличаются история сложения этноса и история его появления на исторической арене? Что должно объединять людей, входящих в один этнос?

«Еще раз подчеркнем: история сложения этноса - это одно,история его появления на исторической арене, возможно, совсем другое. Похоже, что к славянам это относится в большей степени, чем ко многим другим народам Европы, и в этом состоит главная сложность их изучения.Но прежде чем начать разговор о славянах, как таковых, мы вынуждены сделать еще одно отступление на тему: что такое этнос? С сожалением приходится констатировать, что точного опpeдeлeния этого термина в научной среде до сих пор нет, хотя применяют его очень давно и широко. Всем понятно, что при этом подразумевается некое сообщество людей, объединенных какой-то совокупностью общих признаков, позволяющих отличить его от другого человеческого сообщества. Но что должно входить в эту совокупность? В результате каких исторических процессов эта совокупность могла сложиться? Сколько времени необходимо,чтобы она сложилась? Вот тут мнения ученых расходятся,и мы рискуем завязнуть в этом вопросе надолго, если начнем перечислять все точки зрения. Так что лучше остановимся на том, с чем согласны почти все специалисты. Большинство специалистов считают, что у людей, входящих в единый этнос, должна быть еще и обшая "картина мира". То есть в этническое сознание

должно входить понимание общности своего происхожления хотя бы чисто мифологическое, например от одного легендарного предка или даже тотема; общность в конструкциях жилищ».

Задание 3. Прочитайте высказывания. Какие проблемы национальных отношений в них выделены? Почему необходимо воспитывать чувство патриотизма?

Герцль: «Нация - это историческая группа людей, сознательно спаянных друг с другом и сплачиваемых существованием общего врага».

Ш. Петефи: «Нация, которая боролась за человечество, погибнуть не может!»

К. Маркс: «Всякая нация может и должна учиться у других»;«Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжямается, готовясь к прыжку»; «Народ, порабощающий другой народ, кует собственные

цепю>.

Т. Маколей: «Правители должны не обвинять людей в отсутствии патриотизма, а сделать все от себя зависящее, чтобы они стали патриотами».

Ш. Монтескье: «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

М. Робеспьер: «Для отечества сделано недостаточно, если не сделано все».

Петр 1: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей, пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы».





















ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №20

Тема: Семья

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Семья»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Фиктивный брак - это группа связанных отношениями брака и родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие общественно значимые потребности человека.

Брак - период от возникновения до прекращения функционирования семьи.

Жизненный цикл семьи - отрасль права, регулирующая брачносемейные отношения.

Семья - это равноправный, добровольный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, предусмотренных законом, имеющий цель создание семьи и порождающий для супругов взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Семейное право - это вступление в брак без намерения создать семью.

Задание 2. Прочитайте высказывания о браке и семье. В чем состоит значение семьи в обществе? Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?

А. Шопенгауэр: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Задание 3. Вопросы семейных отношений волновали людей во все времена. Прочитайте отрывок из древнешумерского произведения.Какие положительные и отрицательные стороны семьи в нем выделены? С чем вы согласны, а с чем нет? Существует ли подобное отношение к семье в настоящее время?

«Раб, повинуйся мне!» - «Да, господин мой, да!,)

«Создам-ка я семью, заведу детишек!,)

«Заведи, господин мой, заведи, создай семью,

Кто завел детей - обеспечил себе заупокойные жертвы».

«Нет, раб, не создам я семью, не заведу детишек!,)

«Не создавай, господин мой, не заводи.

Семья - что сломанная дверь, петля ей имя,

Из детей лишь треть здоровых, две трети - убогих!,)

«Так создавать мне семью?,) - «Не создавай семьи!

Создавший свою семью отчий дом расточает».


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 21

Тема: Молодежь

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Молодежь»

Задание к 1 блоку: Составьте схему, используя приведенные ниже понятия.

«Молодежный экстремизм», «причины молодежного экстремизма», «стихийность », «бескомпромиссность», «отсутствие опыта», «решительность », «условия жизни», «усиление миграционных процессов», «невнимание государства к проблемам молодежи», «массовая культура».

Задание ко 2 блоку: Прочитайте высказывания. Какие проблемы молодежи выделяют авторы?

Б.Дизраэли: «Молодость - заблуждение, зрелый возраст борьба,старость - сожаление».

Г. Гейне: «Юность бескорыстна в помыслах и чувствах, поэтому она наиболее глубоко понимает и чувствует правду».

И. Гёте: «Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала».

И. Кант: «Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настояшего друга, а еще реже - свободу ».

Задание к 3 блоку:Одной из проблем современного общества является подростковый алкоголизм. Прочитайте высказывания. Докажите пагубность этой вредной привычки. Приведите примеры негативного влияния пьянства на человека.

У.Аль-Маали: «Друзей чарки за друзей не считай, ибо они друзья твоей чарки, а не твои друзья».

Д. Чосер: «Кто пьет, тот стал на путь разврата».

Леонардо да Винчи: «Вино мстит пьянице».

Ф. Честерфилд: «Если кто уверяет, что выпил шесть или восемь бутылок вина за один присест, то из одного только милосердия я буду считать его лжецом, не то мне придется думать,что он - скотина».

Ж.ж. Руссо: «Пьянство унижает человека, отнимает у него разум,по крайней мере на время, и в конце концов превращает его в животное».








ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №22

Тема: Механизм государства

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Механизм осударства»

Задание к 1 блоку:Прочитайте высказывания. О каких положительных и отрицательных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответственностью? Аргументируйте свой ответ.

Сенека: «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой».

О. Бальзак: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия».

Д. Йейтс: «Бюрократия приобрела законодательные функции,поскольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. При этом она сохраняет и свои исполнительские функции».

Г. Моргентау: «Когда мы говорим О власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей».

Л. Берне: «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить».

Ф. Бэкон: «Властвуя над другими, человек утрачивает свою собственную свободу».

Б. Шоу: «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки,когда они у власти, портят власть».

Задание ко 2 блоку: Заполните таблицу.

Теории сущности государства Содержание теории

1.Теория элит

2.Технократическая теория

3.Теории демократического государства

4.Марксистско-ленинская теория

Задание к 3 блоку: Прочитайте высказывание. В чем состоит смысл сопоставления государства и нравственной идеи? Соответствует ли позиция автора сущности современного государства?

Г. Гегель: «Государство есть действительность нравственной идеи - нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредетвенное существования.





ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №23

Тема: Гражданское общество и правовое государство

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Гражданское общество и правовое государство»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Правовое государство - это совокупность нравственных, религиозных,национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Основы nравового государства - это внутреннее строение гражданского общества, отражающее многообразие и взаимодейетвие во всех его составных частей.

Гражданское общество - это такая организация государственной власти, которая наиболее полно обеспечивает права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Структура гражданского общества - это предпосылки формирования правовоro государства.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов,располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни: в политической сфере каждый индивид является собственником, в духовной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, в социальной сфере ИНДИВИД независит от государства, в экономической сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

• Гражданское общество развивается в зависимости от государства,поэтому оно не способно ограничивать влияние государственной власти.

• Гражданское общество развивается вместе с государством,поэтому гражданское общество можно считать результатом развития правового государства.

• Доминирование государства над обществом является основанием развития гражданского общества.

• Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднены рядом объективных причин: гражданское общество построено как вертикальная система органов, а государство - на горизонтальных связях его субъектов, деятельность гражданского общества построена на основе права, тогда как жизнь государства выходит за рамки правовых норм.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 24

Тема: Политическая идеология. Личность и политика

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Политическая идеология. Личность и политика»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Либертаризм - это система философских, политических, нравственных,правовых, эстетичесских и религиозных взглядов и идей.

Политическое сознание - это совокупность идей, выражающихсоциальные интересы людей.

Идеология - это совокупность осознанных представлений человека о мире политики.

Консерватизм - это идейно-политическое течение, где на первом месте находится идея свободы, понимаемая прежде всего как свобода частного предпринимательства, свобода личности, зашита прав и свободы человека, недопущение вмешательства государствав экономику, право утнетенных на восстание против своих угнетателей. ориентирующееся на защиту национальных и религиозных традиций,проверенных опытом поколений, устоев жизни и отрицающее революционные изменения в обществе.

Неоконсерваmuзм- это идеология, которая провозглашает приверженность идеалам сильного государства, религиозным и национальным традициям, крепким семейным устоям, индивидуализму,частной собственности.

Традиционализм - это идеологическое течение, которое основывается на ценностях крайнего индивидуализма и отрицании политического вмешательства государства в предпринимательскую деятельность.

Либерализм - это идеологическое течение, которое выступает за ограниченное вмешательство государства в экономику, сильную государственную политику в отношении других государств,поддержание национальных и религиозных традиций, неприятие революций, но в то же время IIризнает ограниченные реформы.

Задание 2. Исправьте ошибки в предложениях.

• Идеология пронизывает все сферы жизни обшества, но не влияет на сознание индивида.

• Доминируюшая идеология не связана с идеологическими принципами IШИ платформами доминируюших в обществе партий и религий.

• Деидеологизация общества возможна: можно запретить ту или иную идеологию и оставить общество без идеологии.

• Идсологическос обеспечсние политики не предполагает обоснование деятельностной государственной власти, Формиирование соответствующего общественного мнения.

• Религиозные идеологии нс играют никакой роли в политической жизни стран мира.

• Политическое сознание и политическое поведение формируются под влиянием духовной сферы общества.

• Иностранцы и лица без гражданства обладают всем объемом прав, свобод и обязанностей в отличие от граждан.

• Человек является гражданином государства в силу проживания на его территории, а не вследствие юридического оформления гражданства.

• Граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство,могут на этом основании быть ограничены в правах, но и могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей.

• Статья 61 гласит, что гражданин РФ может быть выслан за пределы России или вьщан другому государству, кроме того, Российская Федерация не гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.


ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 25

Тема: Правосознание. Правоотношение. Правонорушение и юридическая ответственность

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Правосознание. Правоотношение. Правонорушение и юридическая ответственность»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Научное nравосознанuе - это вид правосознания, который выражает массовые представления людей оправе, складывающиеся на основе жизненного опыта, общей информации, которая поступает из газет, радио и телевидения.

Обыденное nравосознанuе - это вид правосознания, который складывается у профессиональных юристов, способных грамотно толковать, применять нормы права который выражается в концепциях, понятиях, складывающихся на основе исследования правовых явлений в теории и практике.

Правовой нигилизм - это различного рода искривления сформированного профессионалы правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.

Правовой релятивизм - это недостатки право во го сознания,которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Дефекты правосознания - это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.

Деформация правосознания - это дефект правосознания, выражающийся в убеждении, что право есть нечто относительное.

Правовой идеализм - это слабое знание права и отношение кнему как явлению якобы постороннему, далекому и не повседневному.

События - это общественное отношение, которое урегулировано нормами права.

Содержание правоотношения - это жизненные обстоятельства,которые приводят к возникновению, изменению или прекращению нравоотношений.

Юридические факты - это юридические факты, которые связаны с волей и сознанием людей.

Действия - это юридические факты, которые не с,впязаны с волей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая тем не менее правовые последствин.

Дееспособность - это способность быть участником правоотношений.

Правоспособность - это способность распоряжатьсн правами и нести обязанности.

Правоотношение - это совокупность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты права.

Задание 2. Составьте схему, используя ПОНЯТИЯ.

«Правоотношение», «субъект правоотношения», «объект правоотношения», «содержание правоотношения», «виды субъектов правоотношеий», «физические лица», «организаыции», «социальные обшности», «государство», «правосубъектность», «правоспособность», «дееспособность», «материальные блага», «нематериальные блага», «продукты творчества», «субъективное право», «юридическая обязанность».

Задание 3. Проанализируйте ситуации, найдите пути их решения.

• Одна из газет провела социологический опрос читателей. На вопрос «Верите ли вы В торжество закона?» читатели ответили так: да - 16 % опрошенных~ только в определенных ситуациях 23%; нет - 61 %. При этом из 16 %ответивших утвердительно

6 %безоговорочно верят в торжество законов, 1О % верят только втом случае, если государство предпринимает правоохранительные меры. Те, кто отрицательно ответил на заданный вопрос, разделились следуюшим образом: 29 % не верят в торжество законов

в силу слабого знания права и негативного жизненного опытаостал:ьные 32 % категорически отрицают торжество закона. Определите,можно ли по результатам данного опроса выявить дефекты правосознания.

• В государстве Н. существует отрицательное отношение граждан к праву, законы попираются не только рядовыми гражданами,но и органами государственной власти. Органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, противоречащие

Конституции государства и федеральным законам. Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства Н.

• К оперуполномоченному уголовного розыска УВД города К.Иванову обратился один из членов организованной преступной группы и предложил ему сотрудничать за определенную сумму денег.Иванов согласился и обещалl по первому требованию предоставлять преступникам интересующую их информацию, но часть денег потребовал

сразу. Определите тип деформации правосознания.

• Гражданин Петров, собираясь на охоту, достал двуствольное ружье, хранившееся в разобранном виде, собрал его, взял несколько пачек патронов и уложил все это в салон своего автомобиля.Его дочь, недавно закончившая юридический институт, сказала Петрову, что Кодекс об административных правонарушениях запрещает перевозить ружье к месту охоты в собранном виде.Петров ответил, что постоянно использует такой способ перевозки ружья без негативных последствий. Определите уровень правосознания

Петрова и его дочери 110 глубине осмысления права.

• При устройстве на работу на нефтеперерабатывающий завод гражданин Сидоров заключил трудовое соглашение с указанным предприятием. Назовите субъектов правоотношений и какой отраслью права регулируются данные отношения.

• 16-летний Петров продал велосипед 18-летнему Сидорову. Определите объем дееспособности Петрова и Сидорова.

• Правоохранительными органами был задержан за совершение краж личного имущества граждан П. Во время проведения следственных действий было установлено, что П. состоит на учете в психоневрологическом диспансере и страдает душевной болезнью.

Определите, совпадает ли правоспособность п. с его дееспособностью.

• Гражданин Б. проник в квартиру соседа и похитил деньги и ювелирные изделия. Охарактеризуйте юридический факт по волевому критерию.

• Гражданин Петров заключил договор об издании своей книги с издательством «Глобус». Определите, что является в даннойситуации объектом правоотношения и какой отраслью права регулируются такие отношения .

• Иванова и Федорова связывали дружеские отношения на протяжении многих лет. я вляясь соседом по садовому участку, Федоров помогал Иванову в строительстве дачного дома. Иванов с целью отблагодарить друга преподнес Федорову в подарок автомагнитолу.

Определите, вступали ли Федоров и Иванов в правоотношения.






ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №26

Тема: Права и свободы человека и гражданина. Государственное право

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Права и свободы человека и гражданина. Государственное право»

Задание 1. Известно, что дли формирования правовоro государства важно учитывать следующие ПРИНЦИПЫ: основные права и свободы личности являются естественными, а не дарованными государством и принадлежат каждому от рождения; права человека регулируются только законом, никакой подзаконный акт не может их ограничить; перед законом все равны; основные права и свободы должны быть едины на всей территории страны; коллективные права граждан не должны противоречить правам личности;

права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, в том числе во время войны или чрезвычайного положения. Проанализируйте каждый принцип и поясните механизм его действия на конкретных примерах. Можно ли говорить о существовании правового государства в России!

Задание 2. Ознакомтись, со статьями 45 - 55 Конституции РФ. Охарактеризуйте гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Задание 3. За последние 3400 лет на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира. В наполеоновских войнах число убитых составило около 1 млн человек. Первая мировая война повлекла за собой 10 млн смертей в пропорции: 20 участников военных действий на

одно гражданское лицо, не считая 21 млн погибших от эпидемий. Во Второй мировой войне было убито от 40 до 62 млн человек,приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне, по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть таким: 1О гражданских лиц на одного военнослужащего. Представьте эти данные в графическом изображении и сделайте соответствующие выводы.

Задание 4. 'Установите соответствие между понятием и определением.

Конституционный строи -- это отрасль права, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционированияорганов государственной власти,правовое положение граждан.

Местное самоуправление- это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический,правовой характер и в нем человек, его права исвободы являются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - обязанностью государства.

Государственное право - это самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения определенной территории по решению вопросов местного значения.

Задание 5. Исправьте ошибки в предложениях.

• Основным источником госуларственного права является Государственный кодекс РФ.

• Правительство Российской Федерации явлиетея главой государства,гарантом Конституции, нрав и свобод человека и гражданина.

• Законодательную власть в Российской Федерации осуществляет Федеральное Собрание Ilарламент Российской Федерации,оно состоит из двух палат - ГосударственнойДумы (верхняя палата) и Совета Федерании (нижняя палата).

• Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Президент РФ.

• Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом и на основе закона, но в случаях, предусмотренных законом,допускается создание 'черезвычайных судов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №27

Тема: Трудовое право. Уголовное право

Цель работы: закрепление знаний, полученных в теории по теме «Трудовое право. Уголовное право»

Задание 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Трудовой договор - это отрасль права, регулирующая отнощения в процесс е трудовой деятельности.

Работник - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее найм работника и вступающее с ним в трудовые отношения.

Работодатель - это физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Трудовое право - это соглашение между работодателем и работником,в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу определенной специальности, квалификации или должности, обеспечить условия труда, предусмотренные законами, иными нормативно-правовыми актами,коллективным договором, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично и добросовестно выполнять определяемые этим соглашением трудовые функции и соблюдать лействующие в данной организации правила внутреннего трудовою распорядка.

Время отдыха - это время, в течение которого работник в соответствии с законом, коллективным и трудовым договором,правилами внутреннего трудового распорядка организации должен ВЫПОЛНЯТЬ порученную ему работу в установленном месте.

Рабочее время - это период, в течение которого работники освобождаются от выполнения своих трудовых обязанностей.

Нормальное рабочее время - это непрерывный отдых в течение нескольких дней подряд с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Забастовка - это разногласия по поводу применения трудового законодательства.

Индивидуальный трудовой спор - это разногласия между коллективом работников и администрацией предприятия.

Задание 2. Составьте схему, используя понятия.

«Время в трудовом праве», «рабочее время», «время отдыха»,

«виды рабочего времени», «виды времени отдыха», «, «неполное рабочее время», «перерывы в течение рабочего дня», «междудневные перерывы », «выходные дню>, «праздничные дню>, «ежегодные отпуска».

Задание 3. Прочитайте выдержки из Трудового кодекса РФ.С какого возраста гражданин может заключать трудовой договор?Какие документы необходимы для заключения трудового договора?

С та т ь я 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения основного общего образования либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица,достигшие возраста пятнадцати лет.С согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учашимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушаюwего процесса обучения.В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнаднати лет, для участия в создании и (или) исполнении

произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию.

Прочитайте выдержки из Уголовного кодекса РФ.В чем состоят особенности УI'ОЛОВНОГО права? Каковы его задачи?Что такое преступление? С какого возраста наступает уголовная ответственность? В чем состоят особенности уголовной ответственности

несовсршеннолетних?

С т а т ь я 1. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий кодекс.

С та т ь я 14. Понятие преступления.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

С т а т ь я 19. Общие условия уголовной ответственности. Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим кодексом.

С т а т ь я 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста <...>

С т а т ь Я 88. Виды наказаний, назначаемых нессовершеннолетним.

Видами наказаний, назначаемых, нессовершеннолетним являются::

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенные должности;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок

38


© 2010-2022