Интеллектуально-правовая игра Правовой всеобуч

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интеллектуально-правовая игра «Я - омбудсмен »

Цели:

  1. Закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина.

  2. Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы.

  3. Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой культуры.

Задачи:

  1. Организация интеллектуального соревнования между командами учащихся.

  2. Использование разных методов организации деятельности учащихся.

  3. Формирование правовой компетенции учащихся.

  4. Социализация личности учащихся.

  5. Изучение приобретаемых прав человека по мере взросления.

Ход занятия

Работа в группах

Конкурс 1. «Хочу все знать» (знание основных международных правовых документов, источников права РФ, терминов)

Из первых букв правильно угаданных терминов получится слово, которому надо дать определение.

1. Лицо, избранное избирателями в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Совокупность основополагающих принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зависящих от социальных условий, государства и действующих в нем правовых норм.

3. Бескорыстный покровитель, выделяющий материальную помощь из личных средств на развитие науки и искусства.

4.В теории права основной структурный элемент системы права, обособленная группа правовых норм и институтов, объединенных общностью регулируемых ими однородных общественных отношений.

5. Писанный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина; определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти.

6.Лицо, не достигшее возраста 18 лет.

7.В уголовно-процессуальном праве мера пресечения, которая заключается в ограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемого, а также в запрете: общаться с определенными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи. Назначается по решению суда (ст. 107 УПК РФ).

8.Соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные Трудовым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

9. Материальные ценности, вещи, находящиеся во владении юридических и физических лиц.

10. Добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении, сделанное им во время личного прибытия в орган, в компетенции которого находится разрешение вопроса о возбуждении уголовного дела.

Ответы: депутат, естественное право, меценат, отрасль права, конституция, ребенок, арест, трудовой договор, имущество, явка с повинной.

Ключевое слово-демократия (от греч. demos - народ, kratos - власть; власть народа) - политический режим, характеризующийся следующими признаками: 1) гарантиями прав и свобод человека; 2) наличием всеобщего избирательного права и свободных выборов; 3) уважением прав меньшинства; 4) политическим плюрализмом; 5) публичностью власти; 6) разделением властей; 7) политической конкуренцией.

Конкурс 2. «Мои права»

Нарисовать и рассказать о правах детей, обязательно указать о правах в 14-15 летнем возрасте. Оценивается правильность, оригинальность представления. Правильный ответ может содержать:

  • Право на жизнь. Право на имя.

  • Право на гражданство.

  • Отсутствие дискриминации.

  • Право на свободу совести и религиозных убеждений.

  • Право на жизнь с родителями.

  • Право на труд.

  • Право на отдых.

  • Право на защиту жизни и здоровья.

  • Право на образование.

  • Право на отсутствие рабства.

  • Право на жилище.

  • Право на свободу слова.

  • Право на получение информации.

  • Право пользоваться достижениями культуры.

  • Право создавать семью.

  • Право участвовать в научно-техническом, художественном творчестве.

С шести лет ребенок имеет право:

  • посещать школу;

  • в праве самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки.

С десяти лет ребенок имеет право:

  • дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

  • дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей;

  • выражает свое мнение о том, с кем из его родителей, после расторжения брака, он хотел бы проживать;

  • в праве быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

  • может вступать в детские общественные объединения.

С четырнадцати лет ребенок имеет право:

  • дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;

  • может выбирать место жительства (с согласия родителей);

  • в праве с согласия родителей вступать в любые сделки;

  • в праве самостоятельно распоряжаться своим доходом, зарплатой, стипендией;

  • осуществлять свои авторские права, как результат своей интеллектуальной деятельности;

  • вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

  • имеет право на получение паспорта;

  • может быть разрешено вступать в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность);

  • допускается поступление на работу с согласия родителей (на легкий труд не более 4 часов в день);

  • имеет право требовать отмены усыновления;

  • может обучаться вождению мотоцикла;

  • имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;

  • подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления;

  • подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причиненный имущественный вред;

  • может быть исключен из школы за нарушения.

Пятнадцатилетний ребенок имеет право поступить на работу (24 часовая рабочая неделя).

Конкурс 3. «Домашнее задание»

Каждая группа заранее готовила выступление по теме: Salus populi suprema lex - благо народа - высший закон (Цицерон) Капитан каждой команды представляет выступление(регламент-1 минута). Критерии оценки: оригинальность, содержательность, завершенность, использование времени.


Конкурс 4. «Фемида» (умение определять правонарушения и ответственность).

1.Коля, 14 лет, вымогал деньги у младших школьников. (уголовная ответственность )
2.Пассажир автобуса не оплатил проезд. (административная ответственность)

3.Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего. (уголовная ответственность)

4. Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
(уголовная ответственность)

5. Андрей, 16 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
(административная ответственность)

6. 14-летние ребята бросали камни в проходящие поезда.
(административная ответственность)

7.Сергей,14лет, угнал автомобиль соседа.
(уголовная ответственность)

8. 15-летние подростки в парке разожгли костер.
( административная ответственность)

9.Петр и Алексей сорвали цветы с клумбы.(административная ответственность)

Конкурс 5. «Юридическая консультация».

Ребята получают в конвертах задания (правовые задачи). Основываясь на определенный Источник права (глава, статья), представляют решение задачи

А) Решите задачу.

Празднование дня рождения 17-летнего Виктора П. ребята решили продолжить ночью во дворе на детской площадке. Выпив спиртные напитки, они включили магнитофон на всю громкость, кричали, нецензурно выражались. Разгулявшаяся не на шутку компания начала бить ногами по колесам припаркованных во дворе машин, чтобы срабатывала сигнализация. На просьбы жителей домов не мешать отдыху и сну пьяные не реагировали. Напишите, чем являются действия молодых людей: правонарушением или преступлением. Квалифицируйте их действия. (Для ответа на вопрос найдите ст. 20.1 КоАП и ст. 213 УК РФ.)

Б) Решите задачу.

Медсестра поздно вечером возвращалась с дежурства. Неожиданно из-за дерева вышел мужчина. В руке у него был нож. Ни звука, и будешь жить! Кольца, серьги, деньги - быстро сюда! - с угрозой в голосе скомандовал он. Девушка вспомнила, что у нее в сумочке есть хирургические ножницы. Быстро открыв сумочку, она зажала их в руке и, сказав: "Вот деньги, а вот еще..", нанесла ему два удара в живот. Преступник взревел и попытался схватить девушку, но, получив удар ножницами уже в лицо, бросился бежать. Его задержали: девушка сообщила о происшедшем в милицию. Можно ли медсестру привлечь к уголовной ответственности? Проанализируйте ст.37 УК РФ.

В) Решите задачу.

После окончания школы Валерий Тарасов долго искал работу и был очень рад, когда его приняли на бензоколонку в качестве заправщика автомашин. Но радость была недолго: владельцу бензоколонки было указано на нарушение законодательства о труде. Законно ли увольнение В.Тарасова? Если да, то в чем можно усмотреть нарушение трудового законодательства? Проанализируйте ст.265 ТК РФ

Г) Решите задачу.

Семья Петровых, долгое время копившая деньги на приобретение автомашины, наконец ее купила. Машина была зарегистрирована на имя супруга. Через несколько лет супруги решили расторгнуть брак. Не сумев поделить имущество, они обратились в суд с иском о разделе имущества. Муж настаивал на том, чтобы машина не включалась в массу общего имущества, мотивируя это тем, что машина записана на его имя и поэтому считается его собственностью. Помимо этого, он обратил внимание суда на то, что его жена не умеет водить автомобиль. Как разрешить данную ситуацию? Проанализируйте ст.34 СК РФ

Д) Решите задачу.

16-летний Киселев развел рядом с дачей Филиппова костер, от которого загорелись деревянный забор и все хозяйственные постройки на этом участке. Кто будет нести ответственность за данное правонарушение? Анализ ст.1074ГК РФ и ст.168 УК РФ

Е) Решите задачу.

Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги. Правомерны ли действия администратора гостиницы? Ответ на основе ст. 1 СК РФ

Итоги. Члены команды - победительницы и лучшие представители других команд получают звание - Старший Омбудсмен.

Литература:

1. Методическое пособие по курсу « Право». Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин; Москва 2011г.

2. Граждановедение. А.Ф.Никитин, 8класс,Москва 1999г.

3. Право и политика. А.Ф. Никитин 9 класс. Москва 1997г.

4. Методическое пособие по курсу «Основы права». Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин; Москва 2005г.

5. «Основы правовых знаний». С.И. Володина ,А.М.Полиевктова, рабочая тетрадь, Москва 2010г.

6. Конституция РФ

7. Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ



© 2010-2022