Разработка урока на тему: Государство. Функции государства

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

№ 13, 14 сабактын жоспары

План урока № 13, 14

Сабактын такырыбы:

Тема урока: Государство. Функции государства.

«Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует

каждому гражданину не только сохранение жизни,

но и его собственность, безопасность, честь и свободу»

Спиноза.

Сабактын типы:

Тип урока: комбинированный.

Сабактын максаттары: Бiлiмдiк

Цели урока: Образовательная - знакомство с понятием «государство», рассмотрение признаков, функций, форм государства.

Дамытушылык

Развивающая - развитие интеллектуальной, информационной, исследовательской, политической культуры.

Тэрбиелiк

Воспитывающая - воспитание конструктивного отношения к действительности.

Окудын эдiсi:

Методы обучения: словесный (рассказ - беседа), наглядный (презентация, схемы)

Сабактын материалдык - техникалык жарактандыруы:

Материально-техническое оснащение урока: учебник «Человек и общество» 11кл/А.Нысанбаев, раздаточный материал (схемы, таблицы), презентация.

Сабактын мазмуны мен журуi

Содержание и ход урока

  1. Организационная часть (3 минуты)

  2. Проверка д/з.

  3. Изучение нового материала

  1. Понятие государства.

  2. Признаки и функции государства.

  3. Формы государства.

  1. Закрепление материала (графический диктант (да-; нет^), фронтальный опрос)

  2. Домашнее задание

II.Проверка д/з.

III.Изучение нового материала.

1.Понятие государства.

С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством.

На протяжении веков менялись представления людей о государстве, о его роли и функциях.

Государство - это особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения и управления. (слайд3)

Учитель напоминает школьникам, что государство в его современном виде сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшествовали государственным образованиям догосударственные формы. На этом этапе общественная жизнь регулировалась традициями, обычаями.(слайд4)

Первые государства появились 5 тыс.л.н. в долинах крупных рек Нил, Евфрат, Тигр, Ганг, Инд, Янцзы (Египет, Двуречье, Индия, Китай).

2.Признаки и функции государства.

Государство имеет свои признаки.

Задание: учащиеся, самостоятельно работая с учебником, выделяют и записывают главные признаки государства:

1) наличие особой публичной власти; (слайд6)

2) административно-территориальное деление; (слайд5)

3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право государств решать свои внутренние и внешние вопросы; (слайд8)

4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке); (слайд9)

5) издание законов, имеющих общеобязательную силу на всей территории данного государства; (слайд7)

6) наличие символов государства (слайд10).

Далее заслушиваются сообщения учащихся о символах Республики Казахстан.

Для рассмотрения внутренних и внешних функций государства на доску вывешивается заранее подготовленная таблица с указанием основных функций, В основе классификации лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует.

Функции государства: (слайд 11)

А) Внутренние

1) политическая - охрана границ и правопорядка;

2)экономическая - разработка экономической политики.

3)идеологическая - пропаганда определенных ценностей и идей государством;

4)социальная - система социальной защиты населения;

5)экологическая - охрана и восстановление природных условий.

Б) Внешние

1) международная деятельность

2) оборона страны.

3.Формы государства.

В современном мире насчитывается более 200 государств и все они различны. Каждому типу присущи свои формы государственного устройства и формы правления.(Слайд12)

Что же такое форма правления и форма государственного устройства?

Формы государства

Разработка урока на тему: Государство. Функции государстваРазработка урока на тему: Государство. Функции государства

Форма госустройства

Форма правления

Разработка урока на тему: Государство. Функции государстваРазработка урока на тему: Государство. Функции государства

Как объединено население на территории

Кто и как правит

Скажите, пожалуйста:

  • Кто является главой нашего государства сейчас?

  • А как называли главу нашего государства, например в XVI веке?

  • Скажите мне, пожалуйста, а чем отличаются эти два понятия, ведь оба человека возглавляют государство?

(монарх (хан) - единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования;

президент - выборный глава государства)

Итак, мы уже можем сказать, что: существует две основные формы государственного правления: республика и монархия. (Слайд 13)

Монархия - (от гр. Monos -«один», arhi - «власть») форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху (король, царь, хан, эмир и т.д.) и передается по наследству. (слайд14)

Виды монархии: (слайд15)

1)абсолютная - монархия, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Оман).

2) ограниченная - монархия, при которой власть монарха ограничена парламентом и правительством (Англия, Япония, Швеция, Норвегия, Испания).

3) нетипичные.

А) В Малайзии король избирается на 5 лет из потомственных султанов из 9 штатов. Б) коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах верховная власть у совета эмиров. В) теократия - монархия, при которой власть в руках духовенства, глава церкви одновременно глава государства (Ватикан).

-Что же такое республика?

Республика - (res publica - «общественное дело», «государство») форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит на определенный срок органам власти. (слайд 16, 17)

РРазработка урока на тему: Государство. Функции государстваРазработка урока на тему: Государство. Функции государстваеспублика

Разработка урока на тему: Государство. Функции государства

президентская

парламентская

смешанная

(слайд18)

Учитель просит учеников сделать предположение, почему республиканские формы правления так названы. Какой орган власти преобладает в этих республиках?

Учитель предлагает ученикам изучить список лидеров стран «Большой восьмёрки» («G8»). (слайд 19)

Учитель даёт краткую информацию о «Большой восьмерке», о её составе.

Ученики отмечают, что некоторые государства представляют Президенты, а некоторые главы Правительств.

Вопрос: Все ли государства "G8" являются республиками? Учащиеся вспоминают, на основе материала прошлого урока, какие из перечисленных государств являются монархиями. (Великобритания, Канада, Япония)

Учитель поясняет, что только в парламентской республике глава Правительства может представлять страну на таком форуме, как «Большая восьмёрка».

На экране появляются портреты Президента и Председателя Совета Министров Италии (слайд21), по мере рассказа учителя, когда становится понятно, что главную роль в стране играет Председатель Совета Министров, то его портрет увеличивается.

В результате, ученики должны назвать:

1. Президент Республики избирается Парламентом

2. Президент выполняет представительские функции.

3. Совет Министров возглавляет лидер партии победившей на выборах в Парламент

4. Основные направления внутренней и внешней политики определяет Правительство

Парламентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), а правительство формируется парламентом и отчитывается ему за свою деятельность (Италия, Индия, Германия).

На экране появляется портрет Президента США (слайд 24).

Президентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и являющийся главой правительства.

Учитель начинает рассматривать смешанные республики, на примере Франции.

Учащиеся, отвечая на поставленные ранее вопросы, должны установить что:

1. Президент избирается населением.

2. Правительство возглавляет лидер большинства в Парламенте.

3. Президент определяет внешнюю и оборонную политику.

4. Правительство определяет внутреннюю политику. (слайд28)

Учитель обращает внимание, что Республика Казахстан является президентской республикой (слайд 29, на котором помещён портрет Президента Казахстана и изображение герба и флага Казахстана).

IV.Закрепление материала (графический диктант (да-; нет^), фронтальный опрос).

  1. Графический диктант (да-; нет^).

  1. государство - это особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения и управления;

  2. форма правления подразумевает в чьих руках сосредоточена верховная власть в государстве;

  3. существуют две основные формы государственного правления:абсолютная монархия и ограниченная монархия;

  4. монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - президента, который избирается народом;

  5. виды республик - абсолютная, ограниченная.

2)Фронтальный опрос:

-Что такое государство?

-Перечислите признаки государства?

-Назовите функции государства.

-Какие формы государственного устройства вы можете назвать?

-Перечислите формы правления?

-Форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена?

-Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит на определенный срок органам власти?

V.Домашнее задание.

Признаки государства.

Государству как политическому институту присущи специфические признаки, к главным из которых принадлежат следующие: во-первых, наличие административно-территориального деления. Во-вторых, наличие публичной власти. Власть осуществляет особая группа людей, наделенная специальными полномочиями. В - третьих, государство организует жизнь на правовой основе и, следовательно, должны действовать специализированные органы (суды, администрации). В-четвертых, государству присущ суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. В-пятых, должна быть система налогов и других обязательных платежей.

Человек и общество: Учеб для 11кл./А.Нысанбаев и др.

-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 230-231 с.

Признаки государства.

Государству как политическому институту присущи специфические признаки, к главным из которых принадлежат следующие: во-первых, наличие административно-территориального деления. Во-вторых, наличие публичной власти. Власть осуществляет особая группа людей, наделенная специальными полномочиями. В - третьих, государство организует жизнь на правовой основе и, следовательно, должны действовать специализированные органы (суды, администрации). В-четвертых, государству присущ суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. В-пятых, должна быть система налогов и других обязательных платежей.

Человек и общество: Учеб для 11кл./А.Нысанбаев и др.

-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 230-231 с.

Признаки государства.

Государству как политическому институту присущи специфические признаки, к главным из которых принадлежат следующие: во-первых, наличие административно-территориального деления. Во-вторых, наличие публичной власти. Власть осуществляет особая группа людей, наделенная специальными полномочиями. В - третьих, государство организует жизнь на правовой основе и, следовательно, должны действовать специализированные органы (суды, администрации). В-четвертых, государству присущ суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. В-пятых, должна быть система налогов и других обязательных платежей.

Человек и общество: Учеб для 11кл./А.Нысанбаев и др.

-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 230-231 с.



Формы административно-территориального устройства

По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т.д. Большинство государств современного мира унитарные. Примерами их могут служить Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств: Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия и т.д. Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США - с историко-географически-ми особенностями.

Конфедерация - форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Встречается крайне редко. В настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления - Швейцарская Конфедерация.

Формы административно-территориального устройства

По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т.д. Большинство государств современного мира унитарные. Примерами их могут служить Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.

Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств: Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия и т.д. Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США - с историко-географически-ми особенностями.

Конфедерация - форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Встречается крайне редко. В настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления - Швейцарская Конфедерация.





Карточка-1

Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:

1.Форма правления (какая(ие)).

2. Форма государственного устройства.

Германия - государство в Центральной Европе. Площадь: 356,9 тыс. км2. Население: 82,4 млн. чел (2003). Столица - Берлин.

Государственное устройство. Глава государства -президент, избираемый специально созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет. Высший законодательный орган - двухпалатный (Бундестаг и Бундесрат) парламент. Высшая исполнительная власть - федеральное правительство во главе с федеральным канцлером. Каждая земля имеет собственную конституцию, парламент и правительство.

Административное деление. 16 федеральных земель.

Население. Немцы составляют 95% населения. В Германии проживают также итальянцы, поляки, греки, чехи, хорваты, словаки; турки составляют 2,3%. Государственный язык - немецкий. Около половины населения является католиками, остальные - лютеране, остальные - мусульмане, баптисты, иудеи.

Карточка-2

Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:

1.Форма правления (какая(ие)).

2. Форма государственного устройства.

ИРАН, Исламская республика Иран (до 1935 Персия), государство в Юго-Западной Азии. Площадь 1,65 млн км2. Численность населения 68,28 млн чел. (2003). Столица Тегеран.

Государственное устройство. Законодательная, исполнительная и судебная власти находятся под контролем религиозного лидера - аятоллы. Аятолла избирается священнослужителями. Во главе исполнительной власти находится президент, он является председателем кабинета министров. Президент избирается всеобщим прямым голосованием. Высший законодательный орган - Собрание исламского совета (меджлис) - представляет собой однопалатный парламент.

Административно-территориальное деление. 27 останов(провинций).

Население.В Иране проживает более 60 народов, этнических групп и племен. Основная этническая общность - персы. Вторая по величине этническая общность - тюркская, это азербайджанцы. Арабы живут на островах Персидского залива и в провинции Хузестан. Требования арабов о предоставлении им автономии послужили одним из поводов к началу Ирано-иракской войны. Борьбу за автономию ведут и курды. Официальный язык фарси (персидский). Государственная религия - ислам шиитского толка.

Карточка-3

Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:

1.Форма правления (какая(ие)).

2. Форма государственного устройства.

ЯПОНИЯ - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, арх. Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых Тихим ок., Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями.

Площадь 372 тыс. км2. Население 127 млн. человек (2000); японцев 99%. Городское население 77,6% (1995). Официальный язык - японский. Большинство верующих - буддисты и синтоисты.

Административно-территориальное деление:

9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица - Токио.

Глава государства в Японии- император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей).

Карточка-4

Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:

1.Форма правления (какая(ие)).

2. Форма государственного устройства.

УКРАИНА - государство на юге Восточной Европы. На юге омывается Черным и Азовским морями. Площадь 603,7 тыс. км2. Население 48,9 млн. человек (2002). Официальный язык - украинский.Столица - Киев.

Административно-территориальное деление.

В составе Украины 24 области, 2 города республиканского подчинения (Киев и Севастополь) и территориальная автономия - Автономная Республика Крым. Глава государства - президент. Законодательный орган - Верховный Совет (Верховная Рада). Входит в Содружество независимых государств (СНГ).

Население

Основное население - украинцы (73%), русские (22%), евреи (1%), белорусы, молдаване, поляки, румыны, крымские татары и др.

Основные религии - православное христианство (преимущественно), католическое христианство.

Карточка-5

Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:

1.Форма правления (какая(ие)).

2. Форма государственного устройства.

БРАЗИЛИЯ, Федеративная Республика Бразилии - самое большое государство в Южной Америке. Площадь 8,5 млн. км2. Численность населения 182,03 млн чел. (2003, 5-е место в мире). Столица Бразилия.

Государственное устройство.

Глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - двухпалатный Национальный конгресс. Состоит из сената и палаты депутатов.

Административно-территориальное деление. 26 штатов и столичный округ.

Население. Свыше 95% населения - бразильцы, нация, сформировавшаяся в результате смешения португальских и других европейских переселенцев с аборигенами - индейцами и с вывезенными в 16-19 вв. из Африки неграми-невольниками. По этническому составу белые 54%, мулаты 38,5% и негры 6%.

Официальный язык - португальский. Большинство верующих - католики (св. 72%), остальные - протестанты (22,5%), сохраняются и африканские культы.

Свыше половины населения страны - молодежь в возрасте до 20 лет. Люди старше 50 лет составляют всего 10%.



Карточка-6

Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:

1.Форма правления (какая(ие)).

2. Форма государственного устройства.

ИНДИЯ - Республика Индия, государство в Южной Азии. Площадь 3,3 млн. км2 (7-е место в мире). По численности населения занимает 2-е место в мире (после Китая) - 1 млрд 49,7 млн чел. (2003). Столица Дели (Нью-Дели).

Государственное устройство. Глава государства - президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который назначается президентом.

Административно-территориальное деление. 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.

Население. Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, панджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане 4%,христиане 2,4%, сикхи 2%, буддисты 0,7%. Общегосударственными являются языки хинди и английский, в штатах есть официальные национальные языки.



© 2010-2022