- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка урока на тему: Государство. Функции государства
Разработка урока на тему: Государство. Функции государства
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бейсембина А.Б. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
№ 13, 14 сабактын жоспары
План урока № 13, 14
Сабактын такырыбы:
Тема урока: Государство. Функции государства.
«Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует
каждому гражданину не только сохранение жизни,
но и его собственность, безопасность, честь и свободу»
Спиноза.
Сабактын типы:
Тип урока: комбинированный.
Сабактын максаттары: Бiлiмдiк
Цели урока: Образовательная - знакомство с понятием «государство», рассмотрение признаков, функций, форм государства.
Дамытушылык
Развивающая - развитие интеллектуальной, информационной, исследовательской, политической культуры.
Тэрбиелiк
Воспитывающая - воспитание конструктивного отношения к действительности.
Окудын эдiсi:
Методы обучения: словесный (рассказ - беседа), наглядный (презентация, схемы)
Сабактын материалдык - техникалык жарактандыруы:
Материально-техническое оснащение урока: учебник «Человек и общество» 11кл/А.Нысанбаев, раздаточный материал (схемы, таблицы), презентация.
Сабактын мазмуны мен журуi
Содержание и ход урока
-
Организационная часть (3 минуты)
-
Проверка д/з.
-
Изучение нового материала
-
Понятие государства.
-
Признаки и функции государства.
-
Формы государства.
-
Закрепление материала (графический диктант (да-; нет^), фронтальный опрос)
-
Домашнее задание
II.Проверка д/з.
III.Изучение нового материала.
1.Понятие государства.
С первых и до последних дней своей жизни человек в большей или меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от человека соблюдения многочисленных норм, правил. Еще в античности возникло это противоречие между стремящейся к свободе человеческой личностью и жесткими ограничениями, налагаемыми на нее государством.
На протяжении веков менялись представления людей о государстве, о его роли и функциях.
Государство - это особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения и управления. (слайд3)
Учитель напоминает школьникам, что государство в его современном виде сложилось в ходе длительного исторического развития. Предшествовали государственным образованиям догосударственные формы. На этом этапе общественная жизнь регулировалась традициями, обычаями.(слайд4)
Первые государства появились 5 тыс.л.н. в долинах крупных рек Нил, Евфрат, Тигр, Ганг, Инд, Янцзы (Египет, Двуречье, Индия, Китай).
2.Признаки и функции государства.
Государство имеет свои признаки.
Задание: учащиеся, самостоятельно работая с учебником, выделяют и записывают главные признаки государства:
1) наличие особой публичной власти; (слайд6)
2) административно-территориальное деление; (слайд5)
3) суверенитет, независимость государственной власти от любой другой внутри страны и вне ее, право государств решать свои внутренние и внешние вопросы; (слайд8)
4) налоговая система (сбор и взимание налогов в принудительном порядке); (слайд9)
5) издание законов, имеющих общеобязательную силу на всей территории данного государства; (слайд7)
6) наличие символов государства (слайд10).
Далее заслушиваются сообщения учащихся о символах Республики Казахстан.
Для рассмотрения внутренних и внешних функций государства на доску вывешивается заранее подготовленная таблица с указанием основных функций, В основе классификации лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует.
Функции государства: (слайд 11)
А) Внутренние
1) политическая - охрана границ и правопорядка;
2)экономическая - разработка экономической политики.
3)идеологическая - пропаганда определенных ценностей и идей государством;
4)социальная - система социальной защиты населения;
5)экологическая - охрана и восстановление природных условий.
Б) Внешние
1) международная деятельность
2) оборона страны.
3.Формы государства.
В современном мире насчитывается более 200 государств и все они различны. Каждому типу присущи свои формы государственного устройства и формы правления.(Слайд12)
Что же такое форма правления и форма государственного устройства?
Формы государства
Форма госустройства
Форма правления
Как объединено население на территории
Кто и как правит
Скажите, пожалуйста:
-
Кто является главой нашего государства сейчас?
-
А как называли главу нашего государства, например в XVI веке?
-
Скажите мне, пожалуйста, а чем отличаются эти два понятия, ведь оба человека возглавляют государство?
(монарх (хан) - единоличный глава государства, получающий власть, как правило, в порядке наследования;
президент - выборный глава государства)
Итак, мы уже можем сказать, что: существует две основные формы государственного правления: республика и монархия. (Слайд 13)
Монархия - (от гр. Monos -«один», arhi - «власть») форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху (король, царь, хан, эмир и т.д.) и передается по наследству. (слайд14)
Виды монархии: (слайд15)
1)абсолютная - монархия, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена (Саудовская Аравия, Оман).
2) ограниченная - монархия, при которой власть монарха ограничена парламентом и правительством (Англия, Япония, Швеция, Норвегия, Испания).
3) нетипичные.
А) В Малайзии король избирается на 5 лет из потомственных султанов из 9 штатов. Б) коллективная монархия в Объединенных Арабских Эмиратах верховная власть у совета эмиров. В) теократия - монархия, при которой власть в руках духовенства, глава церкви одновременно глава государства (Ватикан).
-Что же такое республика?
Республика - (res publica - «общественное дело», «государство») форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит на определенный срок органам власти. (слайд 16, 17)
Республика
президентская
парламентская
смешанная
(слайд18)
Учитель просит учеников сделать предположение, почему республиканские формы правления так названы. Какой орган власти преобладает в этих республиках?
Учитель предлагает ученикам изучить список лидеров стран «Большой восьмёрки» («G8»). (слайд 19)
Учитель даёт краткую информацию о «Большой восьмерке», о её составе.
Ученики отмечают, что некоторые государства представляют Президенты, а некоторые главы Правительств.
Вопрос: Все ли государства "G8" являются республиками? Учащиеся вспоминают, на основе материала прошлого урока, какие из перечисленных государств являются монархиями. (Великобритания, Канада, Япония)
Учитель поясняет, что только в парламентской республике глава Правительства может представлять страну на таком форуме, как «Большая восьмёрка».
На экране появляются портреты Президента и Председателя Совета Министров Италии (слайд21), по мере рассказа учителя, когда становится понятно, что главную роль в стране играет Председатель Совета Министров, то его портрет увеличивается.
В результате, ученики должны назвать:
1. Президент Республики избирается Парламентом
2. Президент выполняет представительские функции.
3. Совет Министров возглавляет лидер партии победившей на выборах в Парламент
4. Основные направления внутренней и внешней политики определяет Правительство
Парламентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер), а правительство формируется парламентом и отчитывается ему за свою деятельность (Италия, Индия, Германия).
На экране появляется портрет Президента США (слайд 24).
Президентская республика - форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и являющийся главой правительства.
Учитель начинает рассматривать смешанные республики, на примере Франции.
Учащиеся, отвечая на поставленные ранее вопросы, должны установить что:
1. Президент избирается населением.
2. Правительство возглавляет лидер большинства в Парламенте.
3. Президент определяет внешнюю и оборонную политику.
4. Правительство определяет внутреннюю политику. (слайд28)
Учитель обращает внимание, что Республика Казахстан является президентской республикой (слайд 29, на котором помещён портрет Президента Казахстана и изображение герба и флага Казахстана).
IV.Закрепление материала (графический диктант (да-; нет^), фронтальный опрос).
-
Графический диктант (да-; нет^).
-
государство - это особая организация власти и управления, которая располагает специальным аппаратом принуждения и управления;
-
форма правления подразумевает в чьих руках сосредоточена верховная власть в государстве;
-
существуют две основные формы государственного правления:абсолютная монархия и ограниченная монархия;
-
монархия - это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках главы государства - президента, который избирается народом;
-
виды республик - абсолютная, ограниченная.
2)Фронтальный опрос:
-Что такое государство?
-Перечислите признаки государства?
-Назовите функции государства.
-Какие формы государственного устройства вы можете назвать?
-Перечислите формы правления?
-Форма правления, при которой власть монарха никем и ничем не ограничена?
-Форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит на определенный срок органам власти?
V.Домашнее задание.
Признаки государства.
Государству как политическому институту присущи специфические признаки, к главным из которых принадлежат следующие: во-первых, наличие административно-территориального деления. Во-вторых, наличие публичной власти. Власть осуществляет особая группа людей, наделенная специальными полномочиями. В - третьих, государство организует жизнь на правовой основе и, следовательно, должны действовать специализированные органы (суды, администрации). В-четвертых, государству присущ суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. В-пятых, должна быть система налогов и других обязательных платежей.
Человек и общество: Учеб для 11кл./А.Нысанбаев и др.
-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 230-231 с.
Признаки государства.
Государству как политическому институту присущи специфические признаки, к главным из которых принадлежат следующие: во-первых, наличие административно-территориального деления. Во-вторых, наличие публичной власти. Власть осуществляет особая группа людей, наделенная специальными полномочиями. В - третьих, государство организует жизнь на правовой основе и, следовательно, должны действовать специализированные органы (суды, администрации). В-четвертых, государству присущ суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. В-пятых, должна быть система налогов и других обязательных платежей.
Человек и общество: Учеб для 11кл./А.Нысанбаев и др.
-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 230-231 с.
Признаки государства.
Государству как политическому институту присущи специфические признаки, к главным из которых принадлежат следующие: во-первых, наличие административно-территориального деления. Во-вторых, наличие публичной власти. Власть осуществляет особая группа людей, наделенная специальными полномочиями. В - третьих, государство организует жизнь на правовой основе и, следовательно, должны действовать специализированные органы (суды, администрации). В-четвертых, государству присущ суверенитет - верховенство и независимость государственной власти. В-пятых, должна быть система налогов и других обязательных платежей.
Человек и общество: Учеб для 11кл./А.Нысанбаев и др.
-Алматы: Изд-во «Мектеп», 2007. - 230-231 с.
Формы административно-территориального устройства
По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т.д. Большинство государств современного мира унитарные. Примерами их могут служить Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств: Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия и т.д. Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США - с историко-географически-ми особенностями.
Конфедерация - форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Встречается крайне редко. В настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления - Швейцарская Конфедерация.
Формы административно-территориального устройства
По этому признаку все страны подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство имеет такую форму административно-территориального управления, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть. Такое государство не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. Оно подразделяется на административно-территориальные единицы: департаменты, области, районы и т.д. Большинство государств современного мира унитарные. Примерами их могут служить Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия.
Федеративное государство имеет такую форму административно-территориального устройства, при которой наряду с едиными (федеративными) законами и органами власти существуют также отдельные территориальные единицы (республики, провинции, земли, штаты и т.д.), имеющие собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти. Важнейшие вопросы государственной жизни (оборона, внешняя политика, финансовая деятельность и др.) находятся в ведении федерации. На состояние 1993 г. в мире насчитывалось 21 федеративное государство. В ряде случаев такое устройство находит отражение в самих названиях этих государств: Федеративная Республика Германия, Федеративная Республика Нигерия, Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Бразилия и т.д. Федеративное устройство может быть обусловлено многими причинами. Например, в России, Бельгии, Индии, Нигерии оно связано, в первую очередь, с национально-этническими принципами деления, а в ФРГ, Австралии, США - с историко-географически-ми особенностями.
Конфедерация - форма объединения независимых государств для достижения ограниченных (военных, внешних, экономических и др.) целей. Встречается крайне редко. В настоящее время в названии лишь одного государства закреплена эта форма правления - Швейцарская Конфедерация.
Карточка-1
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)).
2. Форма государственного устройства.
Германия - государство в Центральной Европе. Площадь: 356,9 тыс. км2. Население: 82,4 млн. чел (2003). Столица - Берлин.
Государственное устройство. Глава государства -президент, избираемый специально созываемым федеральным собранием сроком на 5 лет. Высший законодательный орган - двухпалатный (Бундестаг и Бундесрат) парламент. Высшая исполнительная власть - федеральное правительство во главе с федеральным канцлером. Каждая земля имеет собственную конституцию, парламент и правительство.
Административное деление. 16 федеральных земель.
Население. Немцы составляют 95% населения. В Германии проживают также итальянцы, поляки, греки, чехи, хорваты, словаки; турки составляют 2,3%. Государственный язык - немецкий. Около половины населения является католиками, остальные - лютеране, остальные - мусульмане, баптисты, иудеи.
Карточка-2
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)).
2. Форма государственного устройства.
ИРАН, Исламская республика Иран (до 1935 Персия), государство в Юго-Западной Азии. Площадь 1,65 млн км2. Численность населения 68,28 млн чел. (2003). Столица Тегеран.
Государственное устройство. Законодательная, исполнительная и судебная власти находятся под контролем религиозного лидера - аятоллы. Аятолла избирается священнослужителями. Во главе исполнительной власти находится президент, он является председателем кабинета министров. Президент избирается всеобщим прямым голосованием. Высший законодательный орган - Собрание исламского совета (меджлис) - представляет собой однопалатный парламент.
Административно-территориальное деление. 27 останов(провинций).
Население.В Иране проживает более 60 народов, этнических групп и племен. Основная этническая общность - персы. Вторая по величине этническая общность - тюркская, это азербайджанцы. Арабы живут на островах Персидского залива и в провинции Хузестан. Требования арабов о предоставлении им автономии послужили одним из поводов к началу Ирано-иракской войны. Борьбу за автономию ведут и курды. Официальный язык фарси (персидский). Государственная религия - ислам шиитского толка.
Карточка-3
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)).
2. Форма государственного устройства.
ЯПОНИЯ - государство в Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку, арх. Рюкю и др., всего ок. 4 тыс.), омываемых Тихим ок., Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями.
Площадь 372 тыс. км2. Население 127 млн. человек (2000); японцев 99%. Городское население 77,6% (1995). Официальный язык - японский. Большинство верующих - буддисты и синтоисты.
Административно-территориальное деление:
9 областей, объединяющих 44 префектуры; столичный округ и 2 городские префектуры. Столица - Токио.
Глава государства в Японии- император. Законодательный орган - двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей).
Карточка-4
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)).
2. Форма государственного устройства.
УКРАИНА - государство на юге Восточной Европы. На юге омывается Черным и Азовским морями. Площадь 603,7 тыс. км2. Население 48,9 млн. человек (2002). Официальный язык - украинский.Столица - Киев.
Административно-территориальное деление.
В составе Украины 24 области, 2 города республиканского подчинения (Киев и Севастополь) и территориальная автономия - Автономная Республика Крым. Глава государства - президент. Законодательный орган - Верховный Совет (Верховная Рада). Входит в Содружество независимых государств (СНГ).
Население
Основное население - украинцы (73%), русские (22%), евреи (1%), белорусы, молдаване, поляки, румыны, крымские татары и др.
Основные религии - православное христианство (преимущественно), католическое христианство.
Карточка-5
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)).
2. Форма государственного устройства.
БРАЗИЛИЯ, Федеративная Республика Бразилии - самое большое государство в Южной Америке. Площадь 8,5 млн. км2. Численность населения 182,03 млн чел. (2003, 5-е место в мире). Столица Бразилия.
Государственное устройство.
Глава государства и правительства - президент. Законодательный орган - двухпалатный Национальный конгресс. Состоит из сената и палаты депутатов.
Административно-территориальное деление. 26 штатов и столичный округ.
Население. Свыше 95% населения - бразильцы, нация, сформировавшаяся в результате смешения португальских и других европейских переселенцев с аборигенами - индейцами и с вывезенными в 16-19 вв. из Африки неграми-невольниками. По этническому составу белые 54%, мулаты 38,5% и негры 6%.
Официальный язык - португальский. Большинство верующих - католики (св. 72%), остальные - протестанты (22,5%), сохраняются и африканские культы.
Свыше половины населения страны - молодежь в возрасте до 20 лет. Люди старше 50 лет составляют всего 10%.
Карточка-6
Воспользуйтесь приведённой ниже информацией и сделайте характеристику предложенного государства по следующему плану:
1.Форма правления (какая(ие)).
2. Форма государственного устройства.
ИНДИЯ - Республика Индия, государство в Южной Азии. Площадь 3,3 млн. км2 (7-е место в мире). По численности населения занимает 2-е место в мире (после Китая) - 1 млрд 49,7 млн чел. (2003). Столица Дели (Нью-Дели).
Государственное устройство. Глава государства - президент. Избирается коллегией избирателей, состоящей из обеих палат парламента и законодательных органов штатов на 5-летний срок. Законодательный орган - двухпалатный парламент. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром, который назначается президентом.
Административно-территориальное деление. 28 штатов и 7 союзных территорий центрального подчинения.
Население. Крупнейшие народы: хиндустанцы, телугу, маратхи, бенгальцы, тамилы, гуджаратцы, каннара, панджабцы и др. Индуисты составляют 80% населения, мусульмане 4%,христиане 2,4%, сикхи 2%, буддисты 0,7%. Общегосударственными являются языки хинди и английский, в штатах есть официальные национальные языки.