• Преподавателю
  • Обществознание
  • Технологическая карта урока обществознания 5 класс по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Труд-основа жизни человека и общества» (урок обобщения и систематизации знаний)

Технологическая карта урока обществознания 5 класс по учебнику под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Труд-основа жизни человека и общества» (урок обобщения и систематизации знаний)

Эта технологическая карта урока  для работающих по ФГОС в 5 классах по обществознанию поможет  в интересной и очень продуктивной форме подвести итоги в изучении очень важной темы "ТРУД". Я стремилась не только повторить изученное, но также ставила цель научить детей работать в группах, создавать проекты и видеть то, о чем говорим на уроках в нашей жизни. Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский, самостоятельной работы Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в п...
Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока обществознания 5 класс по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой « Труд-основа жизни человека и общества» (урок обобщения и систематизации знаний)Технологическая карта урока обществознания 5 класс по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой « Труд-основа жизни человека и общества» (урок обобщения и систематизации знаний)



Технологическая карта урока обществознания

5 класс

по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой



« Труд-основа жизни человека и общества»

(урок обобщения и систематизации знаний)



Учитель Ярощук Е.Ю.







Урок обобщения и систематизации знаний по теме « Труд» (Глава IV)

Ф.И.О. педагога - Ярощук Е.Ю.

Предмет - обществознание

Класс - 5 а,б

Тип урока - обобщения и систематизации знаний

Цель урока - создать условия для систематизации и закрепления знаний учащихся о труде и

творчестве.

Планируемые результаты: в результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке ученики научатся

  1. выделять в реальных жизненных ситуациях сущностные характеристики трудовой деятельности, творчества

  2. на основе полученных знаний давать нравственные оценки собственной деятельности (деятельности ученика) и деятельности людей труда из ближайшего окружения учащихся

  3. практическому овладению способами коммуникативной деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества

  4. осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных носителей, анализировать её и делать на её основе определенные выводы

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский, самостоятельной работы

Формы обучения: фронтальная, групповая, работа в парах.

Основные понятия: труд, характер труда, творчество

Организационная структура урока

п/п

Этап урока

деятельность

УУД

учителя

учащихся

1.

Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Настраивает учащихся на плодотворную совместную работу, создает определенный психологический настрой.

Приветствуют учителя

Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах, межличностных отношениях - умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам.

Коммуникативные: умение включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми

2.

Мотивация и актуализация субъектного опыта учащихся

Концентрирует внимание учащихся, обеспечивающее осознанный переход к следующему этапу урока, создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

! Работа со стихотворением В.Я.Брюсова «Труд»:

  • Какое слово надо вставить в стихотворение?

  • Как догадались, что это слово «труд»?

  • Какие признаки трудовой деятельности присутствуют в стихотворении?

  • В чем разница между активностью животных и деятельностью человека?

Выполняют предложенные учителем задания (Листок заданий - задание №1), отвечают на вопросы, осознавая объем знаний, имеющихся по изученной теме.



Личностные: действие смыслообразования - понимание необходимости учиться, эффективно работать на уроке

Регулятивные: умение самостоятельно организовать выполнение задания.

Познавательные:

- общеучебные- выделение и извлечение необходимой информации из текста, умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, осуществление знаково-символических действий;

- универсальные логические действия - анализ текста с целью выделения признаков (существенных/несущественных), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

3.

Формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Организует формулировку темы урока и постановку цели урока учащимися

! 1. Обобщим беседу, подведем её итог: составьте всего лишь одно предложение, которое говорило бы о роли труда в жизни человека и общества.

Введение темы урока « Труд-основа жизни человека и общества»

2.В системе уроков по теме «Труд» наступил черед урока обобщения и систематизации полученных ранее знаний. Вспомните, какие задачи мы с вами решаем на подобных занятиях?

На основании предыдущего этапа урока пытаются, с помощью направляющих вопросов учителя, формулировать тему урока, а также цели урока.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи

Познавательные:

- общеучебные-самостоятельное формулирование познавательной задачи, выделение необходимой информации, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- универсальные логические действия - анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение

Коммуникативные: умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

4.

Постановка проблемы. Планирование совместной деятельности.

Активизирует деятельность учащихся, создает проблемную ситуацию, организует формулировку учебной задачи (проблемы) и поиск выхода из проблемной ситуации.

! Учебная задача: на основании материала, изученного на прошлых уроках, а также представленных сегодня исследованиях и наблюдениях выявить, какой характер труда преобладает среди людей вашего ближайшего окружения?

План действий:

  1. Труд в наших семьях (группа «Социологи»

  2. Какие они, люди труда? (группа «Фотографы»)

  3. Труд современного ученика (группа «Экскурсоводы»)

С помощью учителя пытаются формулировать проблему урока, предлагают варианты её решения, определяют план действий.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование

Познавательные:

- общеучебные- самостоятельное формулирование познавательной задачи, умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- универсальные логические действия - установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотезы

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

5.

Поиск решения проблемы. Обобщение и систематизация знаний.

















1) Труд в наших семьях (группа «Социологи»)







Первичное закрепление -

Физкультминутка











2) Какие они, люди труда? (группа «Фотографы»)









3)Труд современного ученика













Организует работу учащихся по исследованию проблемной ситуации

! 1. Какие имеющиеся у вас знания помогут вам в решении учебной задачи?

2.Заполните таблицу, расположенную в листке заданий под №2, используя известные вам характеристики трудовой деятельности (работа в парах)

Простой-сложный,

Умственный-физический,

Оплачиваемый-безвозмездный,

Ручной -автоматический,

Творческий-традиционный.

Профессии

Характеристика труда

Учитель

Домохозяйка

Художник

постижер

Какие возникли затруднения?

Комментирует выполнение задания, предлагает учащимся поучаствовать в проверке правильности выполнения задания

Настраивает класс на восприятие исследования группы «Социологов» :

! Внимательно следите за представлением работы группы «Социологов», чтобы по её итогам вы смогли выполнить задание. Оно у вас в листке заданий под №3: расшифровать название той профессии, которую имеет большинство родителей вашего класса

! Закрепим полученные знания о тех профессиях, которыми владеют ваши родители. Если вы были внимательны, то с легкостью справитесь с этим заданием. Для начала встаньте со стульев. Если я называю профессию, которую имеют ваши родители, вы стоите и держите руки на поясе. Если я называю профессию, название которой не звучало в работе группы Социологов - вы садитесь с вытянутыми вперед руками.

Юрист - стоим, руки на поясе,

Дворник - садимся с вытянутыми руками,

Инженер - встаем,

Домохозяйка - стоим,

Космонавт - садимся,

Постижер - сидим,

Военный - встаем и садимся на стул.

Представляет проектную группу, настраивает класс на работу.





Представляет новое знание, расширяющее прежние представления учащихся о мире профессий - видео сюжет о редких профессиях



! Настраивает на работу группы «Фотографы», задает вопросы, уточняет ответы учащихся:

  • Как вы считаете, достойна ли вы, ученики российской школы, носить гордое звание Человек труда?

  • Можно ли назвать деятельность ученика трудовой? Почему? Вспомните признаки трудовой деятельности.

  • Какие уже известные вам характеристики трудовой деятельности можно использовать к учебной деятельности?

Представляет группу «Фотографы», по итогам её работы предлагает оценить успешность работы группы.



Отвечают на вопросы

Работая в парах, выполняют задание №2 в Листке заданий











Представляют результат работы по заданию №2.

Самооценка.



Проектно-исследовательская группа «Социологи» представляет результат своей групповой работы по изучению ближайшего окружения, оценивает свою групповую работу



Учащиеся класса выполняют предложенное задание, закрепляя полученные знания











Проектно-исследовательская группа «Фотографы» представляет результат своей групповой работы по изучению ближайшего окружения, оценивают свою групповую работу.

Смотрят видео, расширяя свои знания о мире профессий.



Отвечают на вопросы учителя.

Выслушивают ответы друг друга, обсуждают.







Проектно-исследовательская группа «Фотографы» представляет результат своей групповой работы по изучению ближайшего окружения, ученики оценивают работу группы.

Личностные: развитие морального самосознания и ориентировка в этических нормах, межличностных отношениях - умение соблюдать дисциплину, уважительно относится к учителю и одноклассникам, людям ближайшего окружения, определение социальных и личностных ценностей, (осознание ценности труда, прежде всего)

Регулятивные: принимать решение в проблемной ситуации, адекватно оценивать правильность своих действий и вносить необходимые коррективы - самооценка

Познавательные:

Общеучебные - выделение необходимой информации , необходимой для решения проблемы, умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, определение основной и второстепенной информации, понимание СМИ;

универсальные логические действия - анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение

Коммуникативные: , умение включаться в совместную деятельность группы сверстников, сотрудничать со сверстниками, аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, в случае необходимости умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

6.







































































Решение проблемы. Применение нового знания.

Благодарит проектно-исследовательские группы за работу. Обращает внимание на учебную задачу, обозначенную в начале урока, и предлагает учащимся её решить, обобщив представленную группами информацию; корректирует ответы учащихся.

Возвращает учащихся к листку заданий, к заданию № 1

Предлагают варианты решения проблемы

Регулятивные: умение выделять и осознавать то, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

общеучебные- поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, эффективно выбирать способы решения задачи в соответствии с конкретными условиями, точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

универсальные логические действия - анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

7.

Инструктаж д/з

Ориентируя учащихся на изучение со следующего урока новой темы о России, подобрать пословицы и поговорки о любви к Родине. Для желающих получить дополнительную оценку-выучить стихотворение о России, о Родине, о любви к ней.

Записывают д/з

8.

Рефлексия







Логическое завершение урока, выставление отметок

! Поразмышляем об уроке …

1.Чем был интересен для вас сегодняшний урок?

2.Что нового узнали на уроке? Чему научились?

3.Что удивило?

4.Пригодятся и в жизни те знания, которые вы приобрели?



Зачитывает стихотворение «Подумайте, что было бы, когда б сказал портной …»

Отвечают на вопросы

Личностные: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, действие смыслообразования -установление связи между учебной деятельностью и её мотивом (ради чего она осуществляется), осознание ценности труда и образования в своей жизни и общества;

Регулятивные: осознание уровня и качества усвоения

Познавательные:

общеучебные- умение структурировать знание, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса деятельности;

универсальные логические действия анализ, синтез, сравнение, выведение следствий, обобщение, формулирование и аргументация своего мнения

Коммуникативные: учет позиции других людей, умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка


© 2010-2022