Урок - КВН по обществознанию «Знатоки права» 9 класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Итоговый урок - КВН « Знатоки права» по обществознанию для 9 класса.

Тип урока: Урок повторения и систематизирования знаний

Форма проведения: Урок - КВН

Цель: Воспитание правовой грамотности у учащихся.

Задачи урока:

- Повторить в игровой форме, ранее изученный материал;

- Закрепить знания учащихся по обществознанию;

- Развивать у учащихся интерес к обществознанию, приобщение к правовой культуре;

- Создать условия для проявления творческих возможностей учащихся и умения работать в коллективе;

- Развивать у учащихся умение кратко и чётко отвечать на поставленные вопросы.

- Учить учащихся определять то что « можно», а чего « нельзя»

-Формировать коммуникативные умения школьников.

Оформление:

- Столы для команд - участников, стулья для зрителей, стол для жюри; медали для помощников;

- Выставка творческих работ по теме: « Человек и его права»

-Плакаты с высказываниями по данной теме: « Знание права определяет добросовестное выполнение обязанностей» ( Б. Франклин).

«Для меня не важно на чьей стороне сила, важно то, на чьей стороне право». ( В. Гюго)

Структура урока: (урок представлен по турам)

  1. Орг. момент.

  2. Определение команд.

  3. Первый тур: « Ищут пожарные, ищет полиция…»

  4. Второй тур: « Кто быстрее?»

  5. Третий тур « Блицтурнир»

  6. Четвёртый тур: « Сказочный»

  7. Физкультминутка. Гимнастика для глаз

  8. Пятый тур: « Литературный»

  9. Шестой тур « Задачный»

  10. Сценки по знанию права

  11. Подведение итогов урока: награждение грамотами и активных участников медалями

  12. Чтение стихотворения Расула Гамзатова: «Каждый выбирает для себя»

  13. Работа с памятками поведения.

Класс поделён на участников урока - КВНа, жюри, болельщиков. Педагог выступает в роле ведущего.

Ход урока:

Учащийся:

Наш класс полон талантов,

Спортсменов, чтецов, музыкантов

Голосистых певцов и душевных чтецов.

Хитрых, умных и находчивых.

И вы, уважаемые болельщики

Чего приуныли, призадумались

Или у вас нет настроения?

Улыбнитесь, встрепенитесь

Урок - КВН начинается.

Вед: Ребята, сегодня мы с вами проводим урок - КВН: « Знатоки права». Прошу подойти ко мне заранее выбранных вами дух капитанов. ( У учителя за спиной готовые эмблемы, ученик указывает на руку: либо правую или левую, определяется название команды, каждая команда состоит из 6 человек, включая капитана). Аналогично определяются участники команд по способу жеребьёвки.

( Название команд: «Правосудие и Фемида»)

Представляю наше жюри: (из учащихся класса)

Вед: Объявляю первый тур. « Ищут пожарные, ищет полиция…»

На каждую команду по 2 конверта, ручка, лист бумаги (всего четыре конверта). Шифровки заранее прячутся у агентов.

А сейчас внимание, даю сложное задание: Разыскиваются опасные агенты № 001 и № 002- ( одновременно учитель выдаёт конверты участникам . В конвертах описание их внешности, задача команды: найти « преступника» и выполнить данное задание. )

В первом конверте: алфавит (все буквы пронумерованы от одного до тридцати трёх)

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Э

Ю

Я

31

32

33

Во втором конверте команды описание внешности «преступника», команды читают ориентировки и ищут его. Когда преступник найден, ищут шифровку, находят шифровку в виде цифр и с помощью алфавита собирают данное предложение.

Шифровка для команды « Фемида»

17, 16, 13, 10, 20, 10, 25, 6, 19, 12, 1, 33

19, 22, 6, 18, 1.

Команда выполняет задание и собирает предложение:

« Политическая сфера».

Шифровка для команды « Правосудие»

25, 6, 13, 16, 3, 6, 12 10

6, 4, 16 17, 18, 1, 3,1.

Команда выполняет задание и собирает предложение:

« Человек и его права».

Вед: Задание по заявленным темам:

Задание по теме: « Политическая сфера» для команды « Фемида»

слова написаны на листе:

1.Три ветви власти.

2.Признаки государства.

3.Формы национально- государственного устройства

Ответы:

1.Законодательная, исполнительная, судебная

2.Единая территория, единая система управления, единая система законов, монополия на легальное применение силы, право на взимание налогов, суверенитет, гражданство, представительство от имени в обществе.

3. Унитарная форма ( имеют одинаковый статус) , федеративная республика, содружество, конфедеративная республика( объединение государств на договорной основе)

Задание по теме: « Человек и его права» для команды « Правосудие»

1.Назовите отрасли права.

2. Права и обязанности граждан.

3.Гарант Конституции страны.

Ответы:

  1. Уголовное, административное, гражданско - процессуальное, трудовое право, семейное право, гражданское право

  2. Соблюдать законы государства, гражданин обязан платить налоги, сохранять природу, беречь памятники архитектуры. Имеет право на жизнь, вероисповедание, свободу совести, труд, отдых, образование….

  3. Президент страны

Вед: Объявляю второй тур: « Кто быстрее?»

Работа с таблицей: (необходимо вписать права человека в таблицу: личные, политические, экономические, социальные, культурные)

Права человека:

Личные

Политические

Экономичес-кие

Социальные

Культур-ные

Право на жизнь;

Право на охрану личности; Право на неприкосно-венность личности; Свобода слова и мысли.

Право на участие в управлении государством (избирать и быть избранным);

Право на митинги и демонстрации.

Предпринимательская деятельность;

Право на частную собственность; Право частной собственности на землю.

Право на труд;

Право на материнство; Право на детство;

Право на жильё;

Право на образование.

Свобода творчест-ва.

Вед: Третий тур « Блицтурнир»

Вызываются по одному человеку из команды. Необходимо закончить предложение.

  1. Буратино, схватив крысу Шушуру за хвост, нарушил право на …..

( личную неприкосновенность)

2.Полицейский из сказки А. Толстого « Золотой ключик»силой ворвавшись в коморку папы Карло, нарушил его право…

(неприкосновенность жилища)

3.Балда из сказки А. Пушкина « Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на … ( труд)

4.В сказке « Иван царевич и серый волк, братья убили Ивана, нарушив его право на … ( жизнь)

Вед: А теперь четвёртый тур, он сказочный.

Какие права и свободы нарушены?

( командам даётся по два задания в формате иллюстрации)

«Снежная королева» (Неприкосновенность личности)

«Золушка « (Принуждение к непосильному труду, лишена возможности отдыхать)

«Золотой ключик» (Использование труда несовершеннолетних)

«Три поросёнка» (Право на неприкосновенное жильё)

Вед: Проводим физкультминутку

Вед: Пятый тур: « Литературный»

Соотнести пословицы с названием правил:

  1. Правда суда не боится (защита своих интересов и свобод)

  2. Грамоте учится - всегда пригодится (право на образование)

  3. Делу - время, а потехе - час (право на отдых и досуг)

  4. Дело мастера боится ( право на отдых)

  5. При солнышке тепло - при матери - добро (защита материнства и детства)

  6. Тот герой, кто за Родину Горой.(право на гражданство0

  7. Один в поле не воин ( право на свободу мирных собраний)

  8. Любишь кататься - люби и саночки возить. (право на труд)

Вед: Представляю шестой тур: « Бой капитанов»

Клубок ниток, внутри клубка задание.

Задание капитану команды « Фемида»- собрать слово «Правоспособность» и объяснить его смысл.

Задание капитану команды: « Правосудие»- собрать слово« Дееспособность» и объяснить его смысл.

Вед: Следующий тур « Задачный»

( Каждая команда решает по три задачи)

Задачи для команды « Фемида»

1.Кротов завещал имущество жене и сыну без указания долей. Как должно быть разделено наследственное имущество?

2.Бездомная 10 лет жила в бесхозном доме. После её смерти в этом доме поселился её единственный наследник Виктор. Сколько лет он должен прожить в этом доме, чтобы приобрести права собственности на дом?

3.Дорохина, проживающая в г. Туле в квартире на праве частной собственности, приехала в гости к дочери Власовой в Москву. Вскоре Дорохина навестила сына, проживающего в г. Волгограде. Сын настаивал, чтобы мать осталась жить у него. И даже купил квартиру на её имя в Волгограде. Затем они на машине сына отправились в г. Тулу, чтобы организовать переезд. В дороге произошла авария, в результате которой оба погибли. Определите место открытия наследства Дорохиной и круг наследников.

Задачи для команды: « Правосудие»

1.Ладонежский завещал всё своё имущество своей знакомой Пархоменко, отказав в наследстве жене и 13- летнему сыну. В суде, куда обратилась жена Ладожского после его смерти, выяснилось, что она нетрудоспособна, так как является инвалидом первой группы, а их сын не достиг совершеннолетия. Других наследников семье нет. Как решить дело?

2.Вечером Волгин обнаружил на скамейке автобусной остановки забытый кем-то фотоаппарат. Он забрал фотоаппарат с собой и заявил о находке в полицию. Через три месяца после находки Волгин подарил фотоаппарат своему племяннику. Вправе ли был Волгин распоряжаться найденной вещью? Ответ обоснуйте.

3.В 2011 году Павлов решил подарить продать деревянный дом, в котором проживал с 1987 года. Однако выяснилось, что право собственности не зарегистрировано: отец Павлова, умерший 4 года назад, самовольно занял в 1985 году пустовавший дом. Может ли Павлов приобрести право собственности на дом и распорядиться им? Ответ обоснуйте.

Вед: Теперь мы вам предлагаем посмотреть сценки, но вам необходимо будет их прокомментировать. Итак, начинаем….

Идёт парень, навстречу ему двое. Один из них обращается к парню:

Первый ученик: Слушай, друг, дай закурить!

Второй ученик: Ребята, я не курю.

Третий ученик: Что же так плохо.

Первый ученик: Тогда ты нам скажешь, который час ( с угрозой)

Второй ученик: 11 часов вечера, уже почти пять минут двенадцатого.

Третий ученик : Ну-ка дай мне свой будильник, я сам посмотрю.

Отбирают часы, угрожая ножом.

Вед: Что можете сказать, ждёт какое-то наказание ребят совершивших разбойное наказание?

( наказание: от 3 до 8 лет с конфискацией имущества)

Вед: Посмотрите сценку « Чужие письма»

Первая ученица: Ты пойдёшь на физкультуру?

Вторая ученица: Нет, я освобождена. ( Все уходят, девочка рисует)

- Ой, резинки нет. У кого взять? ( Роется в чужом портфеле, находит дневник, рассматривает его, затем находит письмо, читает)

В это время входит хозяйка портфеля:

Третья ученица: Ты почему открыла мой портфель? А почему читаешь моё письмо?

Вторая ученица: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Вед: На первый взгляд, кажется, что ничего необычного: ну подумаешь, полистала дневник. Прочитала чужое письмо. А каково ваше мнение?

( право на невмишательства в личную жизнь)

Вед: И ещё одна сценка.

Идут приятели, у одного в руках две баночки пива.

Первый ученик: Ты знаешь, у меня радостное событие, я поступил в политех.

Второй ученик: О, поздравляю, отмечать будем?

Первый ученик: Конечно, только где?

Второй ученик: Пошли ко мне.

Первый ученик: Нет, ты далеко живёшь. Да и погода хорошая.

Второй ученик: Давай на лавочке посидим.

Первый ученик: Давай. За всё хорошее.

Вед: Что можете сказать по этому поводу?

( Административно- правовое нарушение. Ст. 162)

Вед: Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге, надо, чтобы человек их сам их защищать. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: сегодня ты нарушаешь права других людей, завтра найдётся тот, кто нарушит твои права. Теперь давайте подведём итоги нашего урока - КВНа. ( Награждение победителей грамотами).

И в заключение нашей встречи послушайте стихотворение Расула Гамзатова « Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу,

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе.

Слово для любви и для молитвы,

Шпагу для дуэли, меч для битвы.

Каждый выбирает по себе

Каждый выбирает по себе

Щит и латы. Посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты-

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею-

Каждый выбирает для себя.

Ведущий раздаёт памятки учащимся «Правила поведения в школе». Учащиеся обсуждают.









© 2010-2022