Рабочая программа по обществознанию 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новохарьковская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского муниципального района

Воронежской области


«Рассмотрено»

руководитель МО

гуманитарного цикла

______/Е.В.Романченко/


Протокол № ___ от


«____»__________2015 г.


«Согласовано»

заместитель директора школы по УВР


________/В.И.Фоменко /


«____»_________2015 г.


«Утверждаю»

директор МКОУ

Новохарьковская СОШ


__________/Н.Н.Мартыненко /


Приказ № ___


от «___»____2015 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Обществознание (включая экономику и право)»

8 класс

Базовый уровень


Составитель: Е.Е.Мартыненко

учитель первой КК













2015 - 2016 учебный год

Рабочая программа по обществознанию (включая экономику и право) (8 класс)

Пояснительная записка.

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 часов, из расчета 1 час в неделю.

Используемый учебно-методический комплект:

Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.); под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой; Рос. акад. наук, Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2-12. - 223с. - (Академический школьный учебник).

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этнические, социально-психологические знания в целостную систему, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания себя, общества, процессов, происходящих в окружающем и природном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения. Важными компонентами знаний также являются социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения и опыт познавательной и практической деятельности, решение задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Второй этап (7-9 классы) ориентировании на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей, изменение социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.

Реализация рабочей программы способствует:

-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления. Социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

-воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности ,правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции

РФ;

-освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности, об обществе;

-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

-формированию опыта полученных знаний.

Содержание учебного предмета, курса.

№п/п

наименование раздела

Количество часов

характеристика основных содержательных линий

1

Введение.

1

Знакомство с проблемами и основными понятиями курса «Обществознание».8 класс.

2

Личность и общество



4

Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Качества человека: прирожденные и приобретаемые.Понятие общества и его основные признаки. Основные сферы общественной жизни. Общественные отношения Мировое сообщество. Основные закономерности развития человеческого общества Социальный прогресс. Реформы и революции. Глобализация

3

Сфера духовной культуры











8

Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло - главные понятия этики. Критерии морального поведения. Долг и совесть. Совесть - внутренний самоконтроль человека. Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков. Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

4

Экономика

















13

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора). Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности. Рынок, его формы, виды, эволюция. Спрос и предложение Рыночное равновесие. Основные функции цены. Рынок, конкуренция, монополия. Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация Товар и его свойства. Содержание и функции предпринимательства. Предприниматель: экономический статус, поведение, функции. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малый бизнес и его роль в экономике. Фермерское хозяйство. Способы воздействия государства на экономику. Налоги, их виды, значение налогов. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит. Труд: сущность, виды труда, значение труда. Рабочая сила и рынок труда. Безработица, ее причины и последствия

Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

5

Социальная сфера





5

Строение общества. Социальная мобильность. Социальный конфликт, пути его разрешения. Конфликт и его составляющие. Классификация конфликтов. Социальная роль и социальный статус Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизнь.

6

Итоговое повторение.

4

Основные положения курса «Обществознание» 8 класс.

Планируемые результаты учебной деятельности к каждому разделу учебной программы.

Предметными результатами учащихся, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются
• знание ряда ключевых понятий базовых по изучаемым темам

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями);
• знание основных экономических и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
коммуникативной
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие

черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений;

ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носите-

лей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения граждан-

обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

• сознательного неприятия антиобщественного поведения.






Календарно-тематическое планирование.


№п/п

Дата

Тема урока

Целеполагание

Основные понятия темы

Домашнее задание

План

Факт

Раздел 1 «Введение» (1 час)

1

Введение. Как работать с учебником.

Знакомство с учебником.

Раздел 2 «Личность и общество» (4 часа)

2

Быть личностью.

Определить, какие признаки человека характеризуют его как индивидуаль-

ность, а какие - как личность.

Индивид, личность,

мировоззрение.

П.1, вопросы,

словарь урока.

3

Общество как форма жизнедеятельности людей.

Определить каково значение научного поня-

тия «общество», что представ-

ляют собой общественные отношения.

Общественные отношения, социальные нормы.

П.2, вопросы, словарь урока.

4

Развитие общества

Определить в чём выражается эволюционный характер развития общества, к каким последствиям ведёт процесс глобализации.

Глобализация, глобальные проблемы.

П.3, вопросы, словарь урока.

5

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Личность и общество».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.27-28, вопросы, понятия.

Раздел 3 «Сфера духовной жизни» (8 часов)

6

Сфера духовной жизни.

Определить, что включает в себя понятие культуры как достижения человека в преобразовании мира.

Духовная сфера жизни общества.

П.4, вопросы, словарь урока.

7

Мораль.

Определить, зачем людям нужна мораль, по какому признаку мы её узнаём.

Мораль.

П.5, вопросы, словарь урока.

8

Долг и совесть.

Определить, что такое долг, кто контролирует и оценивает исполнение долга.

Совесть.

П.6, вопросы, словарь урока.

9

Моральный выбор - это ответственность.

Определить в чём выражается свобода выбора, что такое моральный выбор.

Моральный выбор, свобода, свобода совести.

П.7, вопросы, словарь урока.

10

Образование.

Определить, что такое образование, в чём заключается приоритет образования.

Образование.

П.8, вопросы, словарь урока.

11

Наука в современном обществе.

Определить роль науки в современном обществе.

Наука.

П.9, вопросы, словарь урока.

12

Религия как одна из форм культуры.

Определить, каково значение религии в обществе.

Религия, свобода совести.

П.10, вопросы, словарь урока.

13

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Сфера духовной культуры».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.82-83, вопросы, понятия.

Раздел 4 «Экономика» (13часов)

14

Экономика и ее роль в жизни общества.

Определить каким образом экономика зависит от объёма и направленности наших потребностей.

Потребности, ограниченность ресурсов, экономические блага, альтернативная стоимость.

П.11, вопросы, словарь урока.

15

Главные вопросы экономики.

Определить, как решить противоречие между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей.

Экономическая система, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика.

П.12, вопросы, словарь урока.

16

Собственность.

Определить, что означает собственность, право собственности, какие формы собственности существуют в РФ.

Имущественные отношения, собственность, частная собственность, общественная собственность, коллективная собственность.

П.13, вопросы, словарь урока.

17

Рыночная экономика.

Определить, каковы условия функционирования рынка, что влияет на спрос и предложение на рынке.

Конкуренция, спрос, предложение,

рыночное равновесие.

П.14, вопросы, словарь урока.

18

Производство - основа экономики.

Определить в чём заключается роль производства в экономике.

Производство, товар, услуги, отрасль экономики, факторы производства, производитель-

ность, разделение труда, специализация.

П.15, вопросы, словарь урока.

19

Предпринимательская деятельность.

Определить, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования.

Предпринимательство, экономическая свобода, фирма, индивидуальное частное предприятие, товарищество, акционерное общество, малое предприятие.

П.16, вопросы, словарь урока.

20

Роль государства в экономике.

Определить, какие способы воздействия на экономику может использовать государство.

Налог, государственный бюджет.

П.17, вопросы, словарь урока.

21

Распределение доходов.

Определить каковы источники доходов населения, в чём причины неравенства людей в получаемых ими доходах.

Прожиточный минимум.

П.18, вопросы, словарь урока.

22

Потребление.

Определить, что влияет на объём и структуру потребительских расходов.

Потребление, социальное страхование.

П.19, вопросы, словарь урока.

23

Инфляция и семейная экономика.

Определить, почему цены в рыночной экономике постоянно растут, какое влияние оказывает инфляция на доходы граждан.

Инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент, банковский кредит, потребительский кредит.

П.20, вопросы, словарь урока.

24

Безработица, её причины и последствия.

Определить, почему безработица сопутствует рыночной экономике, кто относится к категориям занятых и безработных.

Безработица, занятость.

П.21, вопросы, словарь урока.

25

Мировое хозяйство и международная торговля.

Определить, что такое мировое хозяйство, какие выгоды получают страны от участия в международном разделении труда.

Мировое хозяйство, международное разделение труда, валютный курс.

П.22, вопросы, словарь урока.

26

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Экономика».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С. 178-180, вопросы, понятия.

Раздел 5 «Социальная сфера» (5 часов)

27

Социальная структура общества.

Определить по каким признакам выделяют в обществе различные страты.

Социальная мобильность.

П.23, вопросы, словарь урока.

28

Социальные статусы и роли.

Определить, что определяет статус человека, что входит в понятие «социальная роль».

Социальный статус.

П.24, вопросы, словарь урока.

29

Национальные и межнациональные отношения.

Определить, что такое нация, каково соотношение понятий «нация», и «этнос».

Этническая группа.

П.25, вопросы, словарь урока.

30

Отклоняющееся поведение.

Определить, какова связь между понятиями «социальные нормы» и «отклоняющееся поведение».

Отклоняющееся поведение.

П.26, вопросы, словарь урока.

31

Повторительно-обобщающий урок по разделу «Социальная сфера».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.214-215, вопросы, понятия.

Раздел 6 «Итоговое повторение» (4 часа)

32

Повторение «Личность и общество».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.27, выводы к главе. Словарь.

33

Повторение «Сфера духовной культуры».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.82, выводы к главе. Словарь.

34

Повторение «Экономика».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.178, выводы к главе. Словарь.

35

Повторение «Социальная сфера».

Обобщить знания по изученной главе.

Смотри выше.

С.214, выводы к главе. Словарь.


© 2010-2022