Конфликты и способы их решений

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

6 класс - обществознание урок 2 по теме "Конфликты в межличностных отношениях"

(Технология игрового обучения)

Цели: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников и ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах. 2. Содействовать развитию культуры отношений в группе. Задачи урока 1. Научить учащихся понимать причины конфликтов и умение использовать способы выхода из конфликтной ситуаций. 2. Помочь учащимся осознать способы преодоления обиды как результата неэффективного взаимодействия со сверстниками. Оборудование уроков Выставка рисунков учащихся на тему "Конфликт глазами моих одноклассников"; презентация «Конфликты в нашей жизни и способы их решения» Для проведения тренинга: плакаты "Очень плохо", "Плохо", "Ни хорошо ни плохо", "Хорошо", "Хорошо" "Очень хорошо". Карточки с заданиями к отдельным упражнениям, бумага для записей для участников занятий.

Ход урока

Проблемное задание: причины и последствия конфликтов. Кто выигрывает в конфликтных ситуациях? 1. Презентация «Конфликты». Конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности), которое выражается в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. (задание: прокомментировать выражение)

2. Ответы на вопросы к слайдам презентации.

3. Упражнения - тренинги по конфликтным ситуация: а) Разминка Учитель встаёт со своего стула, временно убирает его в сторону и обращается к классу: "Сейчас у нас будет возможность занять в круге то место, которое предназначено нам судьбой. Главное, быть внимательными и чётко выполнять мои команды. Присядьте все, у кого есть братья или сёстры (часть ребят меняются местами). Тот, кто останется в круге, должен предложить другой критерий для перемены мест". После трёх-четырёх смен ведущие разминку можно остановить. Некоторая скованность, существовавшая в начале занятия, после разминки уйдёт, настроение участников улучшится. Теперь можно вернуть недостающий стул в круг и начать занятие. Напоминаются учащимся правила работы на занятии с элементами тренинга ( опережающее задание ученикам), которые могут быть дополнены следующими:

  1. Никто никого ни к чему не принуждает. Все упражнения выполняются по желанию.

  2. Никто ничего не выносит за рамки круга, всё, то что происходит на занятии, остаётся в этой комнате навсегда, а занятия и опыт становятся достоянием каждого.

  3. Каждый выигрывает, когда он активно участвует в упражнениях.

  4. Никто не говорит о другом, все высказывания в круге начинаются с местоимения "я", "мне".

  5. Все помогают друг другу, чтобы занятие стало полезным для каждого.

Упражнение 1. "Шкала мнений" Учитель предлагает учащимся занять место под одним из прикреплённых плакатов, отражающих предпочтения учащихся по следующему вопросу: Конфликт - это: 1) очень плохо; 2) плохо; 3) ни хорошо ни плохо; 4) хорошо; 5)очень хорошо. После того как учащиеся займут места под определёнными плакатами представители каждой группы комментируют причину выбранного места Учитель подводит итог того, как разделись мнения участников тренинга в начале его поведения. После этого учащиеся вновь занимают свои места в круге Упражнение 2. "Выявление причины конфликта. Мальвина и Буратино" Для выполнения этого упражнения нужна пара исполнителей. Они разыграют небольшую сценку, а остальные будут наблюдателями и комментаторами. Наблюдатели должны по словам и действиям исполнителей понять, чем вызван конфликт. Каждый желающий может продолжить своё объяснение того, что произойдёт. Задание исполнителям сценки сообщается так, чтобы остальные участники о нём не знали, оно может быть написано на отдельной карточки для каждого участника. Задание для Буратино Ты - Буратино. Тебе не хочется учиться писать чернилами, но ты боишься обидеть Мальвину своим отказом. Тем более что у Мальвины есть карта болота, где живёт черепаха Тортилла. Тебе надо выведать у Мальвины, где находится болота, но только так, чтобы сама Мальвина ни о чём не догадалась, а то не даст карту из вредности. Все девчонки - вредны. Задание для Мальвины Дорогая Мальвина, тебе достался ленивый и противный ученик. Тебе необходимо во что бы то ни стало уговорить его учиться писать чернилами. Тем более что только он один знает, какая польза от карты, которую дал тебе на хранение продавец пиявок Дуремар. Постарайся поладить с противным мальчишкой, но ни в коем случае не говори ему ничего про карту болота. Комментарий для учителя Задания на карточках для участников составлены заведомо конфликтно. В них содержатся прямые указания на конфликтование, приводятся мнения, содержащие типичные стереотипы. Такой материал позволит участникам (исполнителям) точнее выполнить условия игры - вступить в контакт, чтобы добиться своей цели. Участники сценки разыгрывают ситуацию, все остальные - наблюдатели. Их задача потом оценить действия участников ситуации, но сначала попытаться воссоздать ситуацию, которая известна участникам, но скрыта от наблюдателей. После разыгрывания ситуации проводится обсуждение по вопросам:

  1. Как вы считаете, что произошло?

  2. Кто виноват в конфликте?

  3. Чья позиция представляется вам правильной? На чьей стороне вы?

Далее необходимо задавать вопросы исполнителям роли Мальвины и Буратино:

  1. Как оцениваешь позицию своего партнёра?

  2. Как ты думаешь, какую инструкцию получил твой напарник?

  3. Как ты чувствовал себя во время исполнения своей роли ?

После этого обсуждения результатов этого упражнения учитель может подвести предварительный итог и уточнить для учащихся, какими могут быть типичные причины возникновения конфликтных ситуаций. Упражнение 3. "Острый конфликт" В игре принимают участие четыре пары исполнителей. Ситуация является общей для всех пар исполнителей, а стратегия поведения каждой пары описывается на карточке, выбираемой вслепую. Все остальные учащиеся - наблюдатели и эксперты. Их задача - определить , какую стратегию поведения в ситуации острого конфликта разыгрывает каждая пара. Инструкция на карточке для участников Завтра зачёт по обществознанию. Вопросы к зачёту учитель передал через одного из исполнителей (участники в процессе подготовки сами договариваются, кто из них получил вопросы от учителя). Тот, кто получил вопросы, передал их другому участнику ситуации, а тот, не зная, что за листок ему передали, выбросил бумажку. В результате класс к зачёту не готов. Учитель решил наказать виновных, предложив им самим решить, кто же виноват в большей степени. На карточках, которые выберет каждая пара, написано: 1) подчинение сильному; 2) компромисс (взаимные уступки); 3) прерывания конфликта (оба виноваты); 4) интеграция (совместные условия для преодоления конфликтов). После небольшой подготовки (3 мин.) каждая группа по очереди представляет классу свой вариант обсуждения возникшего конфликта. Рефлексию итогов упражнения следует провести в виде беседы, в процессе которой учитель должен выяснить у учащихся, какие стратегии поведения в конфликте показала первая пара, вторая, третья, четвёртая, по каким признакам они догадались об этом. Необходимо также обсудить выполнение упражнения и самими участниками, задав им вопросы о том, что они чувствовали при выполнении задания, какая стратегия им кажется наилучшей и почему. Трудно заранее предположить, каким будет результат данного упражнения. Здесь многое зависит от дарований исполнителей, их авторитета в класс, от сложившегося стиля отношений. Важно в любом случае обсудить с учениками все альтернативы разрешения такого рода ситуаций, чтобы показать сильные и слабые стороны той или иной стратегии поведения в конфликте. Упражнение 4. "Как победить обиду" Участниками следующего упражнения являются все ученики класса. Учащимся предлагается определённая ситуация. Каждый подросток должен предложить свой вариант разрешения конфликта. Ситуация Твой друг не пришёл на стадион, из-за этого команда проиграла ответственный матч. Что ты скажешь другу, на которого ты обиделся? Как избежать ссоры из-за этой обиды? Высказываются все участники занятия по кругу. После проведения упражнения учитель организует его обсуждение, в ходе которого желательно, чтобы высказалось как можно больше учащихся, причём педагог оглашает своё мнение последним. Выслушав всех, необходимо подвести итог тому, какие варианты решения проблемы предлагались чаще других. Какой вариант разрешения ситуации оказался самым неожиданным? Целесообразно, чтобы заключительным стало упражнение "Шкала мнений", проведённое в начале урока. Рефлексия. Итогом изучения данной темы должны стать понимание учащимися причин конфликтов и умение использовать способы выхода из конфликтной ситуаций. Можно предложить каждому ученику одним словом оценить свои впечатления от урока.

Домашнее задание. Изучить параграф 9, ответить на вопросы рубрики "Проверим себя", выполнить задание рубрики "В классе и дома"..



© 2010-2022