Рабочая программа по обществознанию 5 класс фгос

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО Заместитель директора Директор школы

учителей предметов по учебно-воспитательной _____/В.Г.Толкнова

гуманитарного цикла работе Приказ № 86

Протокол №1 __________/Т.А. Гогова/ «28» августа 2015 от «26» августа 2015г « 27» августа 2015 г

Руководитель ШМО

__________ /С.С.Макарова/

Рабочая программа

по обществознанию

на 2015-2016 учебный год

5 класс

Учитель истории: Косова С.И.

Год составления: 2015 год.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа по (обществознанию 5-9 классы) составлена на основании следующих документов:

- Федерального закона (от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст.2, п.8, п.9;

- Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08.2015 ;

- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08. 2015 г.

- Примерной программы 5-9 класс основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.

- Положения о рабочей программе, приказ № 77 от 24.08.2015.

- Основной образовательной программы основного общего образования (ФГОС ООО) МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год, приказ № 78 от 24.08.2015 ;

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Общая характеристика учебного предмета обществознание

Структура курса и последовательность предъявления материала

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема - «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.

В 7 классе школьники проходят важный рубеж своего социального взросления: им исполняется 14 лет, они получают паспорт гражданина Российской Федерации, расширяются их права в экономических отношениях, наступает уголовная ответственность за некоторые виды преступлений. Соответственно курс даёт им две необходимые на этом рубеже социализации темы. Первая из них - «Регулирование поведения людей в обществе» - представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определённой мере упорядоченных знаний о роли социальных норм в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и, отдельно, о правах ребёнка. Специальный урок посвящён необходимости подготовки учащегося к выполнению воинского долга. Вторая тема - «Человек в экономических отношениях» - даёт представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики - производству, в процессе которого реализуется её важнейшая роль в обществе - создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики - потребителей и производителей. Кроме того, программа предполагает раскрытие основной проблематики нравственных и правовых отношений человека и природы (тема «Человек и природа»). На втором этапе курса для старших подростков (8-9 классы) все его содержательные компоненты (социально-психологические, морально-этические, социологические, экономические, правовые и т. д.) раскрываются более обстоятельно, систематично, целостно.

В 8 классе предложены четыре темы. Первая - «Личность и общество» - вводит в круг проблем современного общества и общественных отношений. Следующая тема - «Сфера духовной жизни» - вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии, с информационными процессами в обществе. Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия относительно высокой степени обобщённости, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики - экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, производители, фирмы). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам, включая роль государства в экономике, безработицу, международную торговлю. Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальная роль, социальный статус, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика» даёт обобщённое представление о власти и отношениях по поводу власти, раскрывает роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества. Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объём учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Часть уроков отводится вопросам теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся предъявляются в определённой мере систематизированные знания о праве.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.


Описание места учебного предмета в учебном плане


Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 174 часа. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени, 5 класс - 35 часов, 6 класс - 35 часов, 7 класс - 35 часов, 8 класс - 35 часов, 9 класс - 34 часа.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5-9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г.

Лисностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса обществознание


Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;

  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Основное содержание предмета, курса обществознание

СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)

I. Человек в социальном измерении (18 ч)

Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.

Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.

Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».

Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.

Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.

Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.

Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.

Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.

II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.

Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)

III. Общество - большой «дом» человечества (12 ч)

Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.

Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.

Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.

Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.

IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)

Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.

Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.

Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.

Российское общество в начале XXI в.

Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?

Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.

Место России среди других государств мира.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)

V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)

Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.

Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.

Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

Конституция Российской Федерации - Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.

Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.

Как защищаются права человека в России.

Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества - долг и обязанность.

VI. Основы российского законодательства (9 ч)

Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры.

Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.

Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.

Административные правоотношения. Административное правонарушение.

Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Правоохранительные органы. Судебная система.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)

VII. Мир экономики (12 ч)

Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.

Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.

Типы экономических систем. Собственность и её формы.

Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.

Деньги и их функции. Карманные деньги: за и против. Инфляция. Роль банков в экономике.

Роль государства в рыночной экономике. Бюджет государства и семьи. Государственный бюджет РФ. Банковская система России. Пенсионные программы. Налоги.

Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости.

Особенности экономического развития России.

VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч)

Основные участники экономики - производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.

Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.

Предприниматель. Этика предпринимательства.

Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.

Права потребителя.

IX. Мир социальных отношений (9 ч)

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.

Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.

Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.

Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)

X. Политическая жизнь общества (16 ч)

Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.

Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.

Политический режим. Демократия. Парламентаризм.

Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.

Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.

Межгосударственные отношения. Международные политические организации.

Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Глобализация и её противоречия.

Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.

XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)

Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.

Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.

Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.

Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.

XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)

Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учителя:

  1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  3. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  4. Боголюбов Л.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Е.И. Жильцова, А.Т. Кинкулькин и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  5. Иванова Л.Ф. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Ф. Иванова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  6. Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы / Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др.

  7. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов].

  8. Примерная программа по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект.

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Для учащихся:

  1. Иванова Л.Ф., Хотенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.

  2. Иванова Л.Ф., Хотенкова Я.В. Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.

  3. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 7 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.

  4. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.

  5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобр. организаций.

  6. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  7. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  8. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

  9. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая и др. ] / Под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон носителе / [Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, А. И. Матвеев и др.] / Под ред. Л. Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение».

Литература дополнительная

Для учителя:

  1. Нормативные и программные документы. Закон «Об образовании РФ».

  2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 - 9 классы. Стандарты второго поколения.

  3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 - 9 классы»

  4. Безбородов А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин.

  5. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова.

  6. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик.

  7. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова.

  8. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков.

  9. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студентов средних проф. учеб. заведений / А. И. Кравченко.

  10. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова.

  11. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной.

  12. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов.

  13. Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М. Андреева.

  14. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс.

  15. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб. пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская.

  16. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб. пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача.

  17. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб. пособие / Б. А. Исаев.

  18. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб. заведений / А. И. Кравченко.

  19. Латышева В. В. Основы социологии: учеб. для ссузов / B. В. Латышева.

  20. Миголатьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева.

  21. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова.

  22. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов [и др.].

  23. Липсиц И. В. Экономика: учеб. для вузов.

  24. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб. для ссузов / А. Н. Михайлушкин.

  25. Носова С. С. Основы экономики: учеб. для студентов образовав учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова.

  26. Экономика для колледжей: базовый курс.

Для учащихся

  1. Баранов П.А Обществознание: полный справочник.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / И. Кравченко.

  4. Обществознание: ГИА: Учебно-справочные материалы для 9 класса.

  5. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева.

  6. Старооскольские учителя на защите Отечества. Вып. 1. / Сост. Н.В. Самойлова; ред. Н.И. Черепанова; Управление образования администрации Старооскольского городского округа.

Перечень ЦОРов и ЭОРов

  1. rsnet.ru/ - Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

  2. president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации.

  3. rsnet.ru/ - Судебная власть Российской Федерации.

  4. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 5 класс. (CD)

  5. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 6 класс. (CD)

  6. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 7 класс. (CD)

  7. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 8 класс. (CD)

  8. Электронное приложение к учебнику. Обществознание. 9 класс. (CD)

Планируемые результаты изучения учебного предмета обществознание

Личностные результаты:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

1) на использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов

Требования к уровню подготовки

В результате изучения обществознания ученик должен

знать /понимать:

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации.


Тематическое планирование по обществознанию 5 класс

( 35 часов в год УМК Боголюбов)


№ урока

№ темы

Наименование разделов и тем

Основные виды деятельности

Примечание

Глава I. Человек (4 часа)

1-2.

1.

Загадка человека (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): коллективная работа с текстом учебника для изучения содержания его структуры, работа со схемой, анализ проблемных ситуаций. Работа над проектом «Кто на кого похож».

3-4.

2.

Отрочество - особая пора жизни (комбинированный).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): составление плана, коллективная работа с текстом учебника с последующей проверкой, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания.

Глава II. Семья (7 часов)

5-6.

3.

Семья и семейные отношения (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): составление плана, индивидуальная работа с текстом учебника с последующей проверкой, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания.

7-8.

4.

Семейное хозяйство (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): составление семейного бюджета, работа в парах с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания.

9-10.

5.

Свободное время (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): мини- дискуссия о роли с пользой проведённого времени, работа в парах с последующей проверкой выполнения задания, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания.

11.

6.

ПОУ по теме «Семья» (обобщение и систематизация знаний).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

Глава III. Школа (7 часов)

12-13.

7.

Образование в жизни человека (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): мини- дискуссия о роли с пользой проведённого времени, работа в группах с последующей проверкой выполнения задания, исследовательская деятельность, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом «Наш класс».

14-15.

8.

Образование и самообразование (комбинированный).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): составление схемы, мини-дискуссия о роли самообразования, работа в группах с последующей проверкой, выполнение задания, фронтальная беседа анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания.

16-17.

9.

Одноклассники, сверстники, друзья (комбинированный.)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): исследовательская деятельность, групповая работа с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ иллюстративного материала, проектирование выполнения домашнего задания. Работа над проектом «О нас и нашем классе».

18.

10.

ПОУ по теме «Школа» (обобщение и систематизация знаний)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

Глава IV. Труд (5 часов)

19-20.

11.

Труд - основа жизни (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): групповая работа с текстом с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, анализ проблемных ситуаций, проектирование выполнения домашнего задания.

21-22.

12.

Труд и творчество (комбинированный)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): групповая работа с проектом с последующей проверкой выполнения задания, фронтальная беседа, мини-дискуссия, анализ проблемных ситуаций, проектирование выполнения домашнего задания.

23.

13.

ПОУ по теме «Труд» (обобщение и систематизация знаний)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

Глава V. Родина (9 часов)

24-25.

14.

Наша Родина - Россия (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): индивидуальная работа с проектом с последующей проверкой выполнения задания, мини-дискуссия, анализ проблемных ситуаций, проектирование выполнения домашнего задания.

26-27.

15.

Государственные символы России (ознакомление с новым материалом)

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): составление плана, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

28-29.

16.

Гражданин России (ознакомление с новым материалом).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): составление плана, разработки проекта, поэтапное исследование проблемы, обсуждение проблемных вопросов, проектирование выполнения домашнего задания.

30-31.

17.

Мы - многонациональный народ (комбинированный).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): написание сочинения, фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

32.

18.

ПОУ по теме «Родина» (обобщение и систематизация знаний).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

Повторение (1 час)

33.

19.

ПОУ по теме «Человек и общество» (применение знаний и умений (защита проектов)).

Формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний ( понятий, способов действий): фронтальная беседа, комплексное повторение, проектирование выполнения домашнего задания.

34-35.

Резерв ( 2 часа )


© 2010-2022