Рабочая программа по экономике, 5 класс, ФГОС

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Филиал Муниципального бюджетного образовательного учреждения

Базинской основной общеобразовательной школы «Социокультурный центр» - Большебакалдская основная общеобразовательная школа






РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей-предметников

Протокол

от «__» __________ 20__г. №__

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________ О.А.Самарова

«___»___________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

Зав.филиалом __________Н.И.Глазков

«___»___________ 20__ г.







Рабочая программа по предмету

«Экономика»

образовательной области «Обществознание»

5 класс

на 2015-2016 учебный год










Составил:

учитель истории

1 квалификационной категории

Молева Лариса Васильевна








с. Большие Бакалды

2015 год

Пояснительная записка


Программа разработана в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании РФ», требованиями Государственного Федерального Стандарта основного общего образования, на основе основной образовательной программы школы и авторской программы «Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций», Нижний Новгород, НИРО, 2015 год. Авторы-составители: Гребенева Г.И. старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике, Плетенева О.В. кандидат социологических наук доцент кафедры теории и методики обучения технологии и экономике, Симонов И.А. старший преподаватель кафедры теории и методики обучения технологии и экономике, Политова Л.В. учитель экономики высшей категории МБОУ Лицей №7 г.Кстово.

Единственным возможным способом достижения основных целей долгосрочного социально-экономического развития России - обеспечение высокого уровня благосостояния населения и закрепление геополитической роли страны как одного из глобальных лидеров - является переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития1.

В этих условиях каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений, «инновационным человеком».

Несмотря на то, что ядро экономического образования образует формирование знаний и компетенций, которые позволяют понимать экономические взаимосвязи, экономическое образование также ставит перед собой цель развивать личность и, прежде всего, способствовать достижению тех компетенций обучающихся, которые соответствуют требованиям инновационной экономики, а именно:

  • способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде;

  • способность к критическому мышлению;

  • способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому.

Кроме того, вопросы, связанные с введением в школьную программу экономических знаний еще очень важны и тем, что позволяют школьникам подготовится к жизнедеятельности в высококонкурентной экономической среде. Лежащее в основе данной учебной программы «Экономика» понимание экономики делает акцент на близких к реальности, проблемно-ориентированных и дидактически хорошо проработанных знаниях, которые соответствуют трем принципам: устойчивое развитие, системность и ориентированность на предпринимательство. Занятие, построенное в соответствии с этими тремя принципами, делает акцент на ответственность экономических субъектов / граждан за благосостояние общества, а также на значение основных гуманистических и демократических ценностей.

Цель программы - формирование системы начальных экономических знаний, а также предметных и метапредметных умений, личностных результатов, необходимых для успешной экономической деятельности в условиях инновационной рыночной экономики.

Задачи:

  • содействовать, посредством ознакомления учащихся с экономическими категориями и понятиями, целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;

  • способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;

  • формировать первоначальный минимум знаний, умений и навыков по экономике, необходимых ученику в жизни;

  • развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием, анализировать возникающие в повседневной жизни экономические коллизии.

Общая характеристика учебного предмета

Учебная программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций «Экономика» основана на системно-деятельностном подходе, что определяет необходимость организации совместной (или индивидуальной) учебно-познавательной и/или учебно-практической деятельности учащихся, направленной на достижение определенного результата.

Требования к предметным результатам определяют «ядро содержания», то есть накопительное системное знание, получаемое в ходе обучения. Требования к метапредметным результатам определяют - «ядро деятельности» ученика - проектные и исследовательские действия, которыми он должен овладеть за период обучения.

Использование принципов уровневой дифференциации в формулировке ожидаемых результатов определяет наличие как базового обязательного уровня знаний и сформированности проектных действий у каждого обучающегося, так и повышенного уровня знаний и проектной компетентности у мотивированных к обучению учеников.

Содержание программы предмета «Экономика» направлено на формирование у школьников следующих компетенций:

1. Специфических умений:

- расчет различных экономических показателей;

- анализ учебной ситуации с экономическим содержанием;

- выработка модели поведения;

- оценка экономических событий (аргументированное мнение);

- классификация

- описание и высказывание суждений об экономическом событии

2. Знаний ключевых понятий микро- и макроэкономики и теории государственного регулирования экономики и соответствующих типах и видах экономических отношений;

3. Основных видов деятельности:

- моделирование;

- проектирование;

- исследовательская;

- коммуникативная;

4. Основ учебно-исследовательской, проектной и информационно-познавательной деятельности;

5. Социальной активности, т.е. способности к осуществлению преобразовательной деятельности на основе соблюдения законов и осознания ответственности перед семьей, обществом, государством, человечеством; основ гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Образовательный процесс в границах предмета и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся позицию законопослушного социально активного гражданина России через:

  • педагогическое согласование системы базовых гражданских и экономических ценностей;

  • включение в программу модулей, нацеленных на осуществление учебно-исследовательской или проектной деятельности, в основе которой должно лежать решение научных или практических социально-значимых экономических проблем:

1. Учебная деятельность учащихся при реализации проектного модуля соответствует логике проектной деятельности и включает следующие действия:

- оценка имеющихся предметных знаний и способов деятельности, ценностей и смыслов;

- определение личностно-значимой учебной проблемы в данной теме;

- определение учебно-познавательной задачи модуля в целом (урока в отдельности) на основании выделенной учебной проблемы;

- перевод учебно-познавательной задачи в учебно-практическую - создание представления об ожидаемом учебном (проектном) продукте как результате решения учебной проблемы;

- решение конкретно-практической задачи и создание учебного (проектного) продукта;

- презентация полученного учебного продукта - демонстрация индивидуального продвижения в предметном и метапредметном содержании;

- оценка качества полученного продукта и рефлексия освоенного действия.

2. Содержание обучения представляется как в информационных, так и в деятельностных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленными предметной, метапредметной и личностной целями. Дидактическая цель формулируется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения.

3. Меняется роль учителя в образовательном процессе - он выступает в роли тьютора, консультанта, эксперта.

4. Учащиеся работают максимум времени самостоятельно, учатся самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность каждому осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

5. Каждый ученик получает от учителя советы в письменной и/или устной форме, как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Наличие раздаточных материалов с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками.

Для определения проблем в содержании курса, в рамках, решения которых будет реализован проектный модуль, можно использовать следующие критерии:

- целесообразность использования проектной деятельности для решения этой проблемы;

- возможность использования данного содержания для формирования основ проектной и исследовательской деятельности, а именно наличие в содержании противоречивых фактов, явлений и т.п., позволяющих сформулировать проблему проекта; наличие временного ресурса для реализации проекта и т.п.;

- наличие связей данной проблемной темы с другими предметными областями, общее в предметном содержании смежных дисциплин.

  • систему связей устанавливаемых как между модулями учебного курса, так и с другими учебными предметами.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Экономика» вводится в учебный план в случае, если обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, учредителя образовательной организации, и изучается в рамках части базисного учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса в объеме 1 час в неделю (35 часов в год).

Программа учебного предмета «Экономика» для 5-9 классов формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных:

- с переходом от способности младших школьников только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью в форме учебного исследования или проекта на ступени основной школы,

- с переходом младших школьников к новой внутренней позиции обучающегося - направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Построение образовательного процесса и выбора условий и методик обучения обусловлены учётом особенностей подросткового возраста.

Количество времени, необходимое для проведения промежуточной и итоговой аттестации.

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика»

Планируемые результаты освоения программы учебного предмета «Экономика» представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу данной программы.

Фактически предметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные задачи, направленные на освоение систематических знаний экономической теории, а также на самостоятельное приобретение, перенос и интеграцию знаний.

Метапредметные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-познавательные и учебно-практические задачи направленные:

на разрешение проблем/проблемных ситуаций, требующих принятия решения в ситуации неопределённости, (например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения и т. п.);

  • на организацию сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;

  • на организацию выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;

  • на самостоятельную оценку или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и т.п.

В основе предложенных метапредметных результатов освоения данной программы лежит перечень ожидаемых результатов, предложенных авторами Примерной основной образовательной программы основной школы.

Личностные планируемые результаты устанавливают и описывают учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по экономическим проблемам на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки.

Содержание учебного курса


5 класс

Модуль 1. Что изучает экономика

Потребности: духовные, социальные, физиологические; их многообразие и неограниченность. Блага как средство удовлетворения потребностей. Экономические и неэкономические блага . Основные виды экономических ресурсов, их ограниченность. Выбор как основная экономическая проблема, его необходимость и всеобщность.

Модуль 2. Труд

Труд как экономический ресурс. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Профессия и квалификация. Заработная плата.

Модуль 3. Товары и услуги

Товары и услуги. Коммунальные и жилищные услуги.

Модуль 4. Обмен

Обмен, его экономическая сущность. Необходимость и взаимовыгодность добровольного обмена. Торговля как наиболее эффективная форма обмена.

Модуль 5. Рынок и конкуренция

Потребитель и его экономические интересы. Производитель и его экономические интересы. Рынок и условия его существования. Конкуренция и конкуренты. Ценовая и неценовая конкуренция продавцов. Влияние конкуренции на цены. Рынок продавца и рынок покупателя.

Модуль 6. Экономика семьи. Семейный бюджет

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке. Семья как потребитель услуг ЖКХ. Права потребителя и защита прав потребителя. Источники доходов семьи. Основные расходы семьи. Постоянные и переменные расходы. Планирование доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Дефицитный, сбалансированный, избыточный бюджет. Сбережения. Рациональное ведение домашнего хозяйства

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся

Актуализация и проблематизация. Концептуализация и целеполагание. Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов. Презентация полученного проектного продукта. Оценка и рефлексия проектных действий.

Тематическое планирование учебного материала


№ п/п

Тема

Количество часов

1

Модуль 1. Что изучает экономика

4

2

Модуль 2. Труд

4

3

Модуль 3. Товары и услуги

3

4

Модуль 4. Обмен

6

5

Модуль 5. Рынок и конкуренция

5

6

Модуль 6. Экономика семьи. Семейный бюджет

7

7

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся

5


Итого:

34




ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Что изучает экономика, труд, товары и услуги, обмен

1

2.

Рынок и конкуренция, экономика семьи

1

Итого:

2

Проектная деятельность учащихся

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Занимательная экономика (книжка - малышка)

5


Материально - техническое обеспечение учебного процесса


Учебно-методический комплект курса


  1. Рабочая тетрадь: Экономика: рабочая тетрадь. 5 класс. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. - 183 с.

Авторы: Е.Н. Гордеева, Р.С. Лукьянова, Л.Н. Корнева.

Список литературы для учителя


  1. Рыночное хозяйство. Пособие для учителя. / В.В.Бондин, И.М.Котюсова, Р.С.Лукьянова, Л.В.Новокшонова, И.Б.Хмелев - Нижний Новгород: НИРО, 2005

  2. Экономика 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя / М.Я. Замек - Нижний Новгород: НГЦ, 2000

  3. Система дидактически игр и творческих учебных заданий: учебное пособие.

/ Р.С. Лукьянова - Нижний Новгород: НГЦ, 2007

  1. Деловые игры по экономике / Ю.Н. Корюгова, М.Л. Ларионов - Москва: Вита - Пресс, 2008

  2. Экономика: Интеллектуальные игры для школьников / Е.Г.Фирсов - Ярославль: Академия развития,2000

Список литературы для учащихся

1.Краткий экономический словарь школьника /Б.В.Лашов, О.В.Соколов - Москва: Просвещение, 2000

2. Сказка о царице Экономике, злодейке инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях / Москва, 2000

3. Удивительные приключения в стране Экономика / И.В.Липсиц - Москва, 2003

4.Экономика: моя семья / Н.В.Новожилова - Москва: Вита - Пресс, 2008

5. Экономика в сказках и играх / И.М. Котюсова, Р.С. Лукьянова - Нижний Новгород, 2000

6. Экономика детям / О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова - Москва, 2000

Технические средства обучения.

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.

Интернет - ресурсы.

school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

eor.edu.ru/ - официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.

prezentacii.com/po_ekonomike/

ppt4web.ru/ehkonomika

pwpt.ru/presentation/ekonomika/

uchportal.ru/

presentaci.ru/prezentacii-po-jekonomika/

Медиаресурсы: презентации по темам


Требования к результатам освоения 1 концентра программы учебного предмета «Экономика»

Требования к предметным результатам (по модулям) 5 класс


Модуль 1 «Что изучает экономика?»

Учащиеся научатся:

  1. Определять и различать потребности и блага их удовлетворяющие.

  2. Определять проблему выбора ограниченностью ресурсов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять ограниченность ресурсов

  2. Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой

Модуль 2 «Труд»

Учащиеся научатся:

  1. Ориентироваться в мире профессий.

  2. Производить простейшие расчёты производительности труда.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять, от чего зависит квалификация работника

  2. Объяснять, от чего зависит заработная плата работника

Модуль 3 «Товары и услуги»

Учащиеся научатся:

  1. Различать товары и услуги и приводить конкретные примеры.

  2. Различать коммунальные и жилищные услуги.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг

  2. Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг

Модуль 4 «Обмен»

Учащиеся научатся:

  1. Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена

Модуль 5 «Рынок и конкуренция»

Учащиеся научатся:

  1. Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг, а так же ценовой и неценовой конкуренции

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов

  2. Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции

Модуль 6 «Экономика семьи»

Учащиеся научатся:

  1. Перечислять основные права и обязанности потребителя

  2. Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи с учётом расходов на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. Составлять семейный бюджет

  2. Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета

  3. Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи


Требования к метапредметным результатам

Ученик научится:

• совместно с другими учениками или при помощи учителя формулировать цели;

• совместно с другими учениками или при помощи учителя анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

• совместно с другими учениками или при помощи учителя планировать пути достижения целей;

• самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

• организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; совместно планировать общие способы работы;

• работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

• обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, при помощи учителя выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Ученик получит возможность научиться:

• устанавливать целевые приоритеты;

• принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

• аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

•строить монологическое контекстное высказывание на экономическую тему;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Требования к личностным результатам

У ученика будут сформированы:

•образ социально-экономического устройства России; гражданский патриотизм, чувство гордости за свою страну;

• признание системы моральных норм и ценностей и их иерархизация; готовность следовать моральным нормам.

• экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях.

• готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

• понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ

Ученик получит возможность для формирования:

• основ социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными, политическими и экономическими событиями;

•потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

• потребности в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

• умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

• готовности к выбору профильного образования.









Календарно-тематическое планирование учебного предмета


Тема урока

Кол.

час.

Дата проведения

Планируемые результаты

Дом.

задание

план

факт

Предметные УУД


метапредметные

личностные

Модуль 1.Что изучает экономика? (4 часа)

1

Потребности, их неограниченность

1

05.09


Выделять духовные,

социальные, физиологические

потребности и осознавать их безграничность

Познавательные: формирование умений конструировать определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения.

Коммуникативные: развитие речевой деятельности

Регулятивные: способность ставить учебные цели

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

2

Блага экономические и неэкономические

1

12.09


Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности.

Познавательные: формирование умений конструировать определения, преобразование информации

Коммуникативные: развитие речевой деятельности, налаживание диалога

Регулятивные: оценивают

свою работу на уроке; анализируют эмоциональное

состояние, полученное

от успешной (неуспешной)

деятельности на уроке

готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим

3

Экономические ресурсы,

их ограниченность

1

19.09


Классифицировать ресурсы,

Осознавать их ограниченность

Познавательные: формирование умений конструировать определения

Коммуникативные: умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументированно выражать общее решение, брать на себя лидерские качества

Регулятивные: осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

4

Выбор как основная экономическая проблема

1

26.09


Осознавать необходимость бережного отношения к ресурсам, т.к. потребности безграничны, а ресурсы ограничены.

Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой.

Познавательные: формирование умений логических операций сравнения, анализа, обобщения, оценки

Коммуникативные: умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение

Регулятивные: формирование умений оценивать свои действия по результату

готовность к равноправному сотрудничеству; доброжелательное отношение к окружающим

Модуль 2. Труд (4 часа)

5

Труд. Разделение

труда и специализация

1

03.10


Различать разделение труда и специализацию. Приводить примеры

Познавательные: формирование умений конструировать определения, навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения

Коммуникативные: развитие речевой деятельности

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

6

Производительность труда

1

10.10


Решать типовые задачи на расчёт производительности труда.

Познавательные: формирование умений устанавливать причинно-следственные связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях

Коммуникативные: умение находить общий язык со сверстниками, находить общее решение, аргументировано выражать общее решение, брать на себя лидерские качества

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить коррективы в их выполнение

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

7

Профессия. Квалификация

1

17.10


Приводить примеры различных профессий.

Познавательные: навыки работы с информацией и развитие смыслового чтения

Коммуникативные: развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные: способность ставить учебные цели и задачи

умения строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий

8

Заработная плата

1

24.10


Выделять причины различий в оплате труда.

Объяснять от чего зависит заработная плата работника.

Познавательные: формирование навыков работы с информацией

Коммуникативные: развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные: учитывают

ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала

готовность к равноправному сотрудничеству

Модуль 3. Товары и услуги (3 часа)

9

Сущность товаров и услуг

1

31.10


Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

Познавательные: формирование навыков работы с информацией

Коммуникативные: развитие речевой деятельности, организация учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Регулятивные: оценивают

свою работу на уроке; анализируют эмоциональное

состояние, полученное

от успешной (неуспешной)

деятельности на уроке

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия

10

Роль товаров и услуг

1

14.11


Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг.

Понимать различие платных и бесплатных услуг и товаров.

Понимать важность каждого экономического ресурса для получения в результате товаров и услуг.

Познавательные: навыки работы с информацией, анализировать информацию содержащуюся в готовых информационных объектах.

Коммуникативные: вступают в речевое общение,

участвуют в диалоге

Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Оценивают собственную учебную

деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

и чувства окружающих, строят

свои взаимоотношения с их учетом

11

Коммунальные услуги. Жилищные услуги

1

21.11


Различать коммунальные и жилищные услуги

Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.

Познавательные: выявляют особенности и признаки коммунальных и жилищных услуг.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный

контроль своей деятельности

понимание важности точно в срок и в полном объеме платежей за услуги ЖКХ

Модуль 4. Обмен (6 часов)

12

Экономическая сущность обмена

1

28.11


Объяснять предпосылки возникновения обмена.

Познавательные: выявляют

особенности возникновения обмена, приводят примеры

в качестве доказательства.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи,

выстраивают алгоритм действий

Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят

свои взаимоотношения с их учетом

13

Необходимость и добровольность взаимовыгодного

обмена

1

05.12


Аргументировать утверждение о том, что обмен расширяет возможности удовлетворения потребностей

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный

контроль своей деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному

материалу; выражают положительное отношение

к процессу познания

14

Торговля как форма обмена

1

12.12


Различать бартер и обмен при помощи денег.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; удерживают цель деятельности до получения ее результата

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;

проявляют интерес

к новому учебному

материалу; применяют правила делового сотрудничества

15

Торговля как форма обмена

19.12


Различать бартер и обмен при помощи денег.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются млениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают

собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение

к процессу познания

16

Урок - практикум по теме «Обмен»

1

26.12


Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена.

Познавательные; самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации.

Коммуникативные:

сотрудничают с товарищами

при выполнении заданий в паре; устанавливают и соблюдают очередность действий, сравнивают полученные результаты, выслушивают партнера, корректно сообщают товарищу об ошибках.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Оценивают собственную учебную деятельность,

выражают положительное отношение к процессу познания; характеризуют эмоциональное состояние

и чувства окружающих

17

Контрольно -обобщающий урок по темам: «Что изучает экономика, труд, товары и услуги, обмен»

1

16.01


Знать теоретические основы и владеть практическими навыками - умениями объяснять экономические понятия

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают

цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Проявляют заинтересованность

не только в личном

успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса. Умение работать самостоятельно

Модуль 5. Рынок и конкуренция (5 часов)

18

Потребитель и его экономические интересы

1

23.01


Объяснять мотивы деятельности потребителя.

Познавательные: выявляют

Характерные черты потребителей, приводят примеры в качестве

доказательства.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия;

обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: удерживают

цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес

к новому учебному

материалу; выражают положительное отношение

к процессу познания

19

Производитель и его экономические интересы

1

30.01


Объяснять мотивы деятельности производителя.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемные ситуации.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; принимают другое мнение и позицию.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания; анализируют

эмоциональное состояние и чувства окружающих,

строят свои взаимоотношения с их учетом

20

Рынок и условия его существования

1

06.02


Различать рынок как результат взаимодействия экономических интересов продавцов и покупателей.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: составляют план последовательности

действий; осуществляют пошаговый контроль; оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное

состояние, полученное

от успешной (неуспешной)

Оценивают собственную учебную деятельность, свои

достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние

и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

21

Конкуренция

1

13.02


Приводить примеры конкуренции среди продавцов и среди покупателей

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; понимают позицию партнера, согласовывают с ним свои действия.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности

действий

Выражают положительное отношение к процессу

познания; оценивают собственную учебную деятельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; характеризуют

эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом

22

Рынок продавца и рынок покупателя

1

20.02


Объяснять, кто и почему выигрывает на рынке

продавца и на рынке покупателя.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются млениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель;

составляют план последовательности действий

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают

собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение

к процессу познания

Модуль 6. Экономика семьи (7 часов)

23

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

1

27.02


Осознавать что семьи -это основной экономический агента, потребляющий товары и услуги.

Познавательные; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных

коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

Проявляют заинтересованность

не только в личном

успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания

24

Семья как потребитель услуг ЖКХ

1

05.03


Приводить примеры услуг ЖКХ используемых семьёй

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют

речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют

решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий

Выражают свою

позицию на уровне

положительного

отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный

интерес к новому

материалу и способам решения новой задачи

25

Расходы семьи на услуги ЖКХ

1

12.03


Различать расходы на оплату коммунальных нужд и жилищных услуг.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, применяют полученные знания на практике.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают

цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

Проявляют заинтересованность

не только в личном

успехе, но и в развитии успешной

деятельности своего класса

26

Семейный бюджет

1

19.03


Оценивать доходы семьи

Оценивать расходы семьи

Уметь различать виды расходов семьи. Уметь оценить бюджет семьи и понимать источники формирования сбережений.

Познавательные: выявляют

особенности и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства

выдвигаемых положений, применяют полученные знания на практике.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Применяют правила

делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают

собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение

к процессу познания

27

Рациональное ведение домашнего хозяйства

1

26.03


Оценивать доходы семьи. Видеть пути увеличения

доходов и экономии расходов.

Познавательные: выявляют

особенности и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства

выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес

к новому учебному

материалу; выражают положительное отношение

к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной

деятельности

28

Потребитель. Защита

прав потребителя

1

09.04


Перечислять основные права потребителей

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют решение учебной задачи,

выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей

Выражают свою

позицию на уровне

положительного

отношения к учебному процессу;

проявляют учебно-познавательный

интерес к новому

материалу и способам решения новой задачи

29

Контрольно-обобщающий урок по темам «Рынок и конкуренция, экономика семьи»

1

16.04


Знать теоретические основы и базовые понятия и владеть практическими навыками - уметь решать типовые задачи.

Познавательные: выявляют

особенности и признаки объектов; приводят примеры

в качестве доказательства

выдвигаемых положений.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес

к новому учебному

материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (неуспешности) учебной

деятельности

Модуль 7. Проектная деятельность учащихся (5 часа)

30

Актуализация и проблематизация

1

23.04


Закрепление, углубление знаний основных экономических понятий

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: планирование и прогнозирование.

Формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

31

Концептуализация и целеполагание

1

30.04


Закрепление, углубление знаний основных экономических понятий

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: целеполагание.

формируется внутренняя позиция, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

32

Решение конкретно - практических задач и создание образовательных продуктов

1

07.05


Закрепление, углубление знаний основных экономических понятий

Познавательные: структурирование знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: саморегуляция и оценка, контроль и коррекция.

Формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственности, развитие познавательных интересов, чувства взаимопомощи.

33

Презентация полученного проектного продукта

1

14.05


Закрепление, углубление знаний основных экономических понятий

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные: определение последовательности высказываний с учетом конечного результата.

Самоопределение, действия нравственно-этического характера.

34

Оценка и рефлексия проектных действий

1

21.05


Закрепление, углубление знаний основных экономических понятий

Познавательные:

умение делать выводы, работать с информацией.

Коммуникативные:

высказывать свое мнение и убеждать собеседников, договариваться и проявлять деловое лидерство.

Регулятивные:

адекватная самооценка и самоконтроль

способность проявлять толерантность по отношению к сверстникам, формирование личностной рефлексии, умение прислушиваться к аргументам других участников.

1 Развернутое определение целей и задач долгосрочного развития, стратегию их достижения см. в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.

© 2010-2022