- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Рабочая программа по обществознанию 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Евдокимова И.В. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Каринская средняя общеобразовательная школа
-
«Рассмотрено»
На ШМО учителей социально-гуманитарного цикла
__________ / И.В. Дроздова
Протокол №_____
от «____»__________2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УВР
_______/ Г.И.Варламова /
«____»____________2014г.
«Утверждаю»
Директор школы
_______/ Ю.Н.Мальцева /
Приказ №____ от «____»_________2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного предмета
Евдокимовой Ирины Валерьевны, первая категория
по Обществознанию, 9 класс (общеобразовательный)
Рабочая программа к УМК А.И.Кравченко, Е.А.Певцова «Обществознание», 9 класс, Москва, «Русское слово». 2012 г
2014- 2015 учебный год
с. Каринское
Пояснительная записка
9 класс
обществознание
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы А.И. Кравченко.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Рассчитана на 66учебных часа из расчета 2 часа в неделю. (33 рабочие недели)
Рабочая программа ориентирована на использование учебного методического комплекса:
1.Учебник. А.И.Кравченко Обществознание 9 класс», М,»Русское слово»2012г.2.Книга для учителя Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Москва, «Русское слово», 2012г.
3.Поурочные планы по учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». Волгоград, Учитель, 2012 составитель: Абдулгафуров В. Р.
4.Кравченко А.И. Обществознание: программа курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ А.И. Кравченко.-М.: ООО « ТИД « Русское слово-РС»,2012.
Его содержание обеспечивает преемственность между основной и средней школами. Целый ряд теоретических положений изучаются в нем на пропедевтическом уровне, без введения строгих научных формулировок, которые нередко заменяются описаниями признаков рассматриваемых явлений и процессов.
Для основной школы конструируется обществоведческое содержание, учитывающее социальный статус, дееспособность, возможности и интересы подростка, вступающего в возраст выбора перспективы в области профессиональной деятельности.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Цель изучения курса в 9 классе.
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих задач:
· развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
· воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
· освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Место и роль учебного курса
Обществознание имеет интегративный характер. В центре-гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Поэтому последовательность тем в программе построена логически четко, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 9 классов.
Изучение курса обществознания дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматриваются некоторые житейские проблемы, касающиеся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве. Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Результаты изучения учебного предмета
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
· сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
· выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по обществознанию.
В результате изучения обществознания ученик должен:
знать / понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности и т.п.); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты, прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения
Содержание рабочей программы
Раздел 1 Политическая сфера.
Сущность и происхождение государства ,виды и формы политической власти, формы правления в обществе, политические режимы, гражданское общество и правовое государство, устройство и борьба политических партий составляют содержание политической жизни общества.
Основные понятия: влияние, сила ,власть, авторитет ,государство ,политическая система, суверенитет, сепаратизм ,формы правления, республика, монархия, законодательная, исполнительная, судебная власть, гражданское общество, правовое государство, парламент, выборы, электорат, партия.
Раздел 2 Человек и его права.
Цель: познакомить учащихся с правами и обязанностями людей ,их ответственности перед законом, причины нарушения закона и последствия, к которым это ведет. Закон и право это такие виды социальных норм, которые организуют повседневную жизнь граждан и касаются каждого из нас.
Основные понятия: конституция, закон, право, преступление, ответственность, санкции, правосознание, правовая культура, отрасли права, суд, юридическое и физическое лицо, правоспособность, презумпция невиновности.
Раздел 3 Духовная сфера.
Цель: Познакомить с понятиями культура, религия, искусство, образование. Показать процесс создания духовных ценностей и культурных традиций.
Основные понятия: культура, искусство, образование, наука, религия, фетишизм, тотемизм, анимизм, миф, вера, культурное наследие, обычаи, традиции, ритуал, элитарная, народная, массовая культура, субкультура, ислам, христианство, буддизм, творчество.
Преобладающие формы и виды контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
-
определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);
-
установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
-
осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты , тестирование и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся.
Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний.
3. Итоговая аттестация обучающихся.
Итоговая аттестация обучающихся 9-х классов проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля и в форме ГИА (тестирования).Сроки итоговой аттестации устанавливаются в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Перечень оборудования для реализации программы.
Карты, картины, таблицы, раздаточный материал; звуковые пособия ( лазерные диски); видеозаписи, компьютерные программы. Книжный фонд, содержащий учебники, хрестоматии, книги для чтения, сборники вопросов и заданий по отдельным курсам истории и обществознания. Литературу справочного характера - словари, энциклопедии.
Классная доска, комплект инструментов для работы у доски. Компьютер, сканер, принтер, проектор, экран. Мультимедиа пособия.
Список литературы:
Основной
Кравченко А.И. «Обществознание. 9 класс» М., «Русское слово», 2012 г.
Певцов Е.А. Поурочные методические разработки по обществознанию для 9 класса, Москва,«Русское слово», 2010
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию. 8-9 класс.
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию. 8-9 класс. Учебное пособие. М., «Русское слово», 2012
Дидактический материал : - тесты по теме «Что такое человек», "Человек и природа", "Человек среди людей", "Человек в обществе"
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.- М., 2012г.
Конституция Российской Федерации
Дополнительный
Аминов А.М. Деловая игра «Права ребенка» //Преподавание истории и обществознания школе. 2001. - № 9. С. 31-34.
Аминов А.М. Деловая игра «Гражданином быть обязан» //Преподавание истории и оществознания в школе. 2003. - № 8. С. 40-44.
Баранов П.А., Воронцов А.В. Проблемные, познавательные и тестовые задания по праву //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 4. С. 17-24.
Бенку И.В. Учебно-методический комплекс издательства «Русское слово» по
Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 3. С. 40-48.
Козин С.В. Информационные технологии в преподавании обществознания //Преподавание истории и обществознания в школе. 2003. - № 3. С. 26-32.
Козленко С.И. Региональный компонент обществознания: вопросы теории и методики преподавания. М., 2000.
Костина Л.М. Урок «Российская государственная символика. История и современность» Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 70-72.
Култыгин В.П. Как зарождались знания об обществе. Материалы к урокам //Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. - № 7. С. 3-7.
Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание. Вопросы теории и методики. М., 2002.
Максимова Е.Г. Интеллектуальная игра «Государственные символы в судьбе» //Преподавание истории и обществознания в школе. 2005. - № 1. С. 67-70.
Настольная книга учителя обществознания / Сост. Т.И. Тюляева. М., 2003.
Учебно - тематический план
№ п./п
Наименование раздела
Количество часов
1
Политическая сфера
25
2
Человек и его права
24
3
Духовная сфера
17
Всего
66
Календарно-тематическое планирование
№
П/П
Наименование разделов и тем
Количество
часов
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки
(и/или коррекция)
1.Политическая
сфера
25
1,2
Власть
2
3,4
Государство
2
5,6,7
Национально-государственное устройство
3
8,9,10
Формы правления
3
11,12,13
Политические режимы
3
14,15,16
Гражданское общество и правовое государство
3
17,18,19
Голосование, выборы, референдум.
3
20,21,22
Политические партии.
3
23
Контрольно-обобщающее занятие по разделу
1. Политическая сфера
1
24,25
Политическая жизнь в нашем крае.
2
2.Человек и его права
24
26,27
Право, его сущность и особенности
2
28,29,30
Закон и власть
3
31,32,33
Конституция
3
34,35,36
Право и имущественные отношения
3
37,38,39
Потребитель и его права
3
40,41,42
Кодекс законов о труде
« Пенсионные программы»
3
43,44,45
Правовые основы брака и семьи.
3
46,47,48
Преступление и наказание
(3)-2
49
Контрольно-обобщающее занятие по разделу 2 Человек и его права
1
3.Духовная сфера.
17
50,51,52
Сущность и строение человеческой культуры
3
53,54
Культурные нормы
2
55,56,57
Формы культуры
(3)-2
58,59
Религия
2
60,61,62
Искусство
(3)-2
63,64,65
Образование и наука
(3)-1
66
Контрольно-обобщающее занятие по разделу 3 Духовная сфера
1