Проект «Школа делового общения» как способ организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Школа делового общения» как способ организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска».


Глушенкова А.В., заместитель директора по МР,

учитель истории и обществознания,

руководитель проекта «Школа делового общения»


Общение с «трудными», детьми группы «риска» требует от педагогов особых знаний и умений. Эти дети внутренне почти всегда находятся в состоянии «недоверия к миру», у многих из них доминирующим защитным механизмом являются агрессия и хронические заболевания. Неуверенность в себе, отсутствие заботы и должного контроля со стороны семьи не позволяют им самореализоваться в жизни.

В условиях реорганизации (объединении) МОУ «СОШ № 85» и МОУ «СОШ № 90» количество подростков, состоящих на различных видах учета (ОДН, КДН и ЗП, ВШУ), к сентябрю 2011-2012 учебного года возросло с 13 до 32 человек

Трудность состояла в том, что 1/3 часть детей и подростков «группы риска» была направлена по решению Городской ПМПК в классы специальные коррекционные классы. Таким образом к детям с ограниченными возможностями в здоровье добавились подростки асоциального поведения. Данный факт и определил наше участие в 2011г. в региональной программе «Право ребенка на семью».

Школа выиграла конкурс-грант и успешно апробировала проект реабилитационного досуга «Школа делового общения».

Согласно условий конкурса-гранта была сформирована целевая группа закрытого типа в составе 13 чел. - подростки группы «риска» и 13 волонтеров 14-16 летнего возраста.

Подростки группы «риска»: состоящие на учете ОДН, КДН и ЗП - 12 чел., ребенок -инвалид - 1 чел. Их семьи: неполные составляли - 10, многодетные - 1, алкоголизированных - 2, лишены родительских прав -1, опекуны - 2, родители инвалиды -1.

Особенности подростков целевой «группы риска имеют» (результаты исследования ценностных ориентаций по методике М. Рокича):

  • испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими людьми, не умеют общаться со сверстниками, провоцируют конфликты со сверстниками, родителями и учителями;

  • они убеждены в своей ненужности невозможности добиться в жизни чего-то своими руками, своим умом и талантом, занять достойное положение среди сверстников, добиться материального благополучия, большинство из них не задумываются о реальных путях достижения таких « ценностей»;

- стремятся легкой жизни, удовольствиям, к приятному, необременительному времяпровождению, уклоняются от обязанностей;

- у них отсутствуют конструктивные жизненные цели, они предоставлены сами себе.

  • повышенный уровень тревожности и агрессивности;

  • искажение направленности интересов - свободное времяпрепровождения в подъезде, на улице.

Таким образом, у подростков «группы риска» были выявлены психологические, социальные, педагогические проблемы. Данные проблемы требовали комплексного решения.

Из числа педагогов-инноваторов была создана проектная команда. Это опытные педагоги школы, которые обладают не только высокой профессиональной компетентностью, но и имеют практические навыки работы с учащими, входящими в целевую группу, знают теоретические и методические основы психологической грамотности, грамотно и активно применяют коммуникативные техники и приемы.

Цель программы «Школа делового общения» - создание в школе системы адресного психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Основные задачи:

  • изучить особенности личности ребенка и окружающего его социума;

  • внедрить эффективные механизмы обучения и воспитания, воздействия на социализацию личности;

  • совершенствовать формы работы с семьей;

  • организовать творческую, профессионально-ориентированную деятельность;

  • оказать помощь в самостоятельном решении своих проблем, выборе конструктивного пути самореализации, в профессиональном самоопределении.

Программа - комплекс «Школа делового общения» включала несколько проектов профессиональных мастерских:

  • «Школа выживания»;

  • «Школа бесконфликтного поведения»;

  • «Школа правовой грамотности»;

  • «Сотвори добро своими руками»;

  • «Формула моего успеха».

Основные формы занятий: игра, тренинг, консультации, социальные и профессиональные пробы, проектная деятельность, спортивные и творческие состязания, походы, экскурсии.

Срок реализации гранта - 6 месяцев (май - декабрь 2011г.г.). Сумма гранта по стандарту составила 180 тыс. рублей.

Специфика «Школы делового общения» состоит в том, что в ее деятельность вовлекаются не только дети, но и их родители. Средства гранта позволили существенно стимулировать активность и успехи участников целевой группы, так как в ходе занятий дети имели возможность получить вознаграждение в виде сладких подарков и призов. А к началу нового учебного года каждый из них получил комплект школьных принадлежностей (ручки, тетради, пеналы, альбомы, краски, флешки, калькуляторы, мешки для второй обуви, спортивная форма и т.д.).

Одним из показателей эффективности проекта являются наметившиеся положительные сдвиги в сотрудничестве педагогов с родителями детей «группы риска». Для них был организован семинар - тренинг «Родительская эффективность и сотрудничество с подростком в семье». Однако посещаемость таких занятий была нестабильной.

Привлекая дополнительные внебюджетные источники за счет поддержки депутатов, участия педагогов в инновационной, грантовой деятельности школе удалось продолжить реализацию проекта в течение всего 2012г. и добиться более существенных результатов.

Показатели адаптации подростков целевой «группы риска» в социум:

  • снизился уровень тревожности и агрессивности (69%);

  • произошли положительные изменения в отношениях детей с родителями (54%);

  • выстраиваются устойчивые отношения в классном коллективе (62%);

  • появились новые полезные увлечения (спорт, туризм, ИКТ, прикладное творчество) (84%);

  • наметились деловые отношения в рамках совместной деятельности (38%);

  • отказ от вредных привычек (бросил курить - 15%, бросаю - 38%);

  • установка на общественно полезный труд, профессиональную самореализацию (62%);

  • желание в будущем создать семью (84%);

  • желание продолжить свое участие в мероприятиях проекта (92%);

  • сняты с учета КДН и ЗП- 15 % (2 чел.), ВШУ- 38% (4 чел.);

  • абсолютная успеваемость на конец учебного года (100%)

В ходе реализации проекта реабилитационного досуга расширилось социальное партнерство школы с органами местного самоуправления, Методический центром при департаменте по вопросам семьи и детей Томской области, Городским музеем, кинотеатром «Мир», ОГУ Центр занятости населения ЗАТО Северск, МБОУ ДОД СДЮСШОР "Лидер", депутатами Думы ЗАТО Северск, общественными организациями.

Подростки «группы риска» - участники проекта в 2013 г. успешно окончили школу. Трое из них поступили в ВУЗ, 6 чел.- в техникум и колледж, а 2 продолжают учиться в школе.

Основные проблемы реализации программы «Школа делового общения»:

  • Отсутствие специалистов (сокращение ставок воспитателей, психологов, социальных педагогов, вожатых).

  • Неэффективность законодательства по привлечению родителей к ответственности за не исполнение своих прямых родительских обязательств.

  • Сжатые сроки реализации гранта при недостаточном объеме финансирования.

После окончания срока реализации гранта организация реабилитационного досуга для детей и подростков «группу риска» с 2012/2013уч.г. стала одним из актуальных направлений деятельности МБОУ «СОШ № 90»» как общественно-активной школы.

Нам удалось сохранить 2 наиболее востребованных проекта программы: «Школа выживания» и «Сотвори добро своими руками» и создать группы открытого типа.

Несколько слов о них.

Проект «Школа выживания» туристско-спортивного направления, ориентированный на создание единой образовательной среды для становления и развития социально активной личности, обладающей культурой поведения в обществе, природе и.рядом специальных знаниями, умениями автономного существования при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Проект включает в себя несколько блоков (теоретические, практические занятия, профессиональный пробы):

  1. Туризм как средство познания окружающего мира.

  2. Знания о природных факторах и ресурсах.

  3. Медицинская, психологическая и физическая подготовка.

  4. Система знаний, необходимых для выживания в различных условиях в природе и в антропогенных ландшафтах.

Подростки, большую часть которых составляют дети «группы риска», с огромным удовольствием принимают участие в тематических встречах с ветеранами спорта, специалистами МЧС, ГО и ЧС, в работе мастер - классов по спортивному ориентированию, оказанию первой медицинской помощи, в военно-спортивных состязаниях «Экстрим - парк», «Один день в армии», в походах на р.Томь, Басандайка, экскурсиях по Северску, Томску и Новосибирску, в благотворительных операция и экологических операциях «День волонтера», «Чистый берег», «Школьный дворик», конкурсах «Я выбираю жизнь».

«Школа выживания» стала составной частью социально-образовательного проекта образовательного округа № 2 ЗАТО Северск - «Спортландия» (спартакиада жителей микрорайона), который в 2013 г. стал призером регионального конкурса социально-значимых проектов и победителем всероссийского конкурса - гранта Государственной корпорации по атомной энергетике «РОСАТОМ», а в 2014г. - победителем всероссийского конкурса Министерства по спорту «Займись спортом!».

Не менее значимой для детей и подростков, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, стала работа кружков профессионального мастерства проекта «Сотвори добро своими руками» - «Рукодельница» и «Домашний интерьер». Здесь ребята учатся создавать красоту и тепло домашнего уюта своими руками. В 2014г. - участники данного проекта достойно представили свои достижения в рамках регионального семинара по организации учебно-воспитательной работы с детьми ОВЗ.

Организация реабилитационного досуга детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, это лишь составная часть системы профилактическая работы школы. Сегодня далеко не все проблемы с детьми «группы риска» и их семьями решены. Однако педагогический коллектив школы благодаря своей ежедневной кропотливой работе может по праву гордиться достигнутыми положительными результатами.. Так в 2013 - 2014 уч.г по сравнению с 2011 - 2012 уч.г количество правонарушений с признаками преступлений сократилось в 6 раз.; правонарушений - в 2 раза, пропусков уроков без уважительных причин в 1,7 раза.

В 2013г. - школа стала победителем всероссийского инновационного конкурса Национального Проекта «Элита российского образования» (Золотая медаль); призером всероссийского конкурса «Воспитание в школе и классе».

В 2014г. - призером всероссийского конкурса «100 лучших школ России»; призером всероссийского конкурса «Директор - 2014».



Руководители и инициаторы проекта

Проект «Школа делового общения» как способ организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска».

Проект «Школа делового общения» как способ организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска».Проект «Школа делового общения» как способ организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска».

Проект «Школа делового общения» как способ организации реабилитационного досуга детей и подростков «группы риска».

© 2010-2022