- Преподавателю
- Обществознание
- Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. Создание предметно-развивающей среды
Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. Создание предметно-развивающей среды
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сакирская О.В. |
Дата | 05.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Автономное муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Родничок»
Описание опыта по теме:
«Моделирование образовательного процесса в условиях ФГОС»
Выполнила:
Фоченкова Ольга Владимировна
Воспитатель АМДОУ
«Детский сад №2 «Родничок»
п.Крестцы, Новгородская область.
2014 год
Описание опыта «Моделирование образовательного процесса в условиях ФГОС. Создание предметно - развивающей среды»
Для системы дошкольного образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в настоящее время, становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
«Нет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребенка конкретного мира…»
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.
Интегративным результатом реализации требований, указанных в ФГОС является создание развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
- комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Созданию предметно-развивающей среды я уделяю большое внимание. Я стремлюсь использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.
Что же такое предметно - развивающая среда?
Предметно-развивающая среда «Это организованное жизненное пространство, которое способно обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить его потребность актуального и ближайшего творческого развития.»
Что же нам даёт предметно - развивающая среда?
Так как предметно - развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Она:
-
Раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность.
-
Утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности.
-
Обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка,
Развивающая среда в моей группе, с точки зрения психолого-педагогических требований, отвечает заботе об эмоциональном благополучии детей, создает условия для их развития, обязательно строится с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.).
Наполняемость предметно-развивающей я планирую на целый год (это отражено в годовом и календарном планировании. Все это пишется в электронном виде), от этого она меняется в зависимости от изучаемой темы, поэтому предметно - развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.
Создавая развивающую среду я ставлю перед собой следующие задачи:
-
Обеспечить условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
-
Поддерживать познавательную активность, обеспечение ее дальнейшего рост
-
Создать условия для реализации усвоенных во время образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.
-
Создать условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.
В процессе создания развивающей среды я держусь следующих принципов:
информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;
полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
Мною создана модель развивающей среды и она такова: Пространство группы условно разделено на 3 сектора.
Активный, рабочий, спокойный!
Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:
-
центр игры
-
центр двигательной деятельности
-
центр конструирования
-
центр музыкально театрализованной деятельности
Это сектор способствует:
1. Развитию этических ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.
2. Обеспечению активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
3. Развитию представлений о поступках, людей (великих, известных) как пример возможностей человека.
4. Формированию представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.
5. Развитию и обучению детей средствами игровой предметности.
6.Стимулированию и развитию познавательной активности ребенка.
7.Формированию трудовых и безопасных навыков.
Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. )
1.Центр познавательной и исследовательской деятельности
2. Центр продуктивной и творческой деятельности
3. Центр правильной речи и моторики.
Этот сектор способствует:
1Стимулированию и развитию познавательной активности ребенка.
2.Развитию системы элементарных математических, коммуникативных, навыков.
3.Формированию у детей представлений о сенсорных эталонах.
4.Формированию стремления к освоению нового.
5.Развитию и обучению детей средствами игровой предметности.
6.Стимулированию и развитию речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка.
7.Ознакомлению с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения (сказка, миф, легенда, рассказ).
Спокойный сектор:
-
Центр книги
-
Центр отдыха
-
Центр природы
Это сектор способствует:
1 .Развитию представлений о нравственных качествах: об уме, храбрости, хитрости, глупости, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности; определяющие нормы поведения детей
2.Развитию эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений.
3.Формированию потребности рассматривать, беседовать по поводу ее содержания.
4. Формированию познавательного развития ребенка.
5.Формированию эколого-эстетического развития.
6.Формированию нравственных качеств;
7.Формированию экологически грамотного поведения;
8.Экологизации различных видов деятельности.
В группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью мною используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, стулья, маленькие табуретки.
Созданная мной развивающая среда отвечает следующим критериям:
Критерий дистанции, позиции при взаимодействии
Первоочередным условием модели является установление контакта.
Задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Для этого используется разновысокая мебель.
Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом я помню, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». В связи с этим планировка группы такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
Критерий активности
Ребёнок и я в детском саду становимся творцами своего предметного окружения.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в группе интенсивно развивающая, провоцирующая возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Критерий стабильности динамичности развивающей среды
В интерьере выделяются определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.
Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), реализуется с помощью разворачивающихся поролоновых матов и т. п.
Критерий комплексирования и гибкого зонирования
Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности - динамичности».
Жизненное пространство в группе дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу - физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.
Критерий открытости - закрытости
Представлен в нескольких аспектах.
Это открытость природе. Создан уголок природы в группе.
Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.
Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использую зеркала, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении группы в семейном уголке развешены самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику.
Критерий учёта половых различий детей.
Среда построена с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.
Результатом такой развивающей среды становится следующее:
Воспитанники активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.
При организации предметно-пространственной среды в группе я провожу сложную, многоплановую и высокотворческую деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Я в свободное время рисуют, шьют, вяжу, придумываю интересные игры, нестандартное оборудование для групп.
Я считаю, что созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.
Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность мне приблизиться к позиции ребенка. С этой целью у меня свой девиз «Не над, не рядом, а только вместе с ребенком!»
Я считаю, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в моей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.