Моделирование образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. Создание предметно-развивающей среды

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в настоящее время, становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.  Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольн...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автономное муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Родничок»








Описание опыта по теме:

«Моделирование образовательного процесса в условиях ФГОС»















Выполнила:

Фоченкова Ольга Владимировна

Воспитатель АМДОУ

«Детский сад №2 «Родничок»

п.Крестцы, Новгородская область.















2014 год

Описание опыта «Моделирование образовательного процесса в условиях ФГОС. Создание предметно - развивающей среды»

Для системы дошкольного образования установлен Федеральный государственный образовательный стандарт.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), в настоящее время, становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

«Нет такой стороны воспитания, на которую

обстановка не оказывала бы влияния,

нет способности, которая не находилась бы

в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…»

Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование.

Интегративным результатом реализации требований, указанных в ФГОС является создание развивающей образовательной среды:

- обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

- высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;

- гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

- комфортной по отношению к воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Созданию предметно-развивающей среды я уделяю большое внимание. Я стремлюсь использовать инновационные подходы и принципы построения предметно-игрового пространства, т.к. группа детского сада для многих детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня. В детском саду малыши играют, рисуют, лепят, принимают пищу, спят, общаются со сверстниками и взрослыми. Доказано, что от того, насколько комфортно организована предметно-развивающая среда в группе, во многом зависят показатели интеллектуального и личностного развития ребенка, уровень его воспитанности, готовности к школе, эмоциональное состояние.

Что же такое предметно - развивающая среда?

Предметно-развивающая среда «Это организованное жизненное пространство, которое способно обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить его потребность актуального и ближайшего творческого развития.»

Что же нам даёт предметно - развивающая среда?

Так как предметно - развивающая среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта. Она:

  1. Раскрывает индивидуальные возможности ребенка, формирует познавательную активность.

  2. Утверждает уверенность в себе, даёт возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности.

  3. Обеспечивает творческую деятельность каждого ребенка,

Развивающая среда в моей группе, с точки зрения психолого-педагогических требований, отвечает заботе об эмоциональном благополучии детей, создает условия для их развития, обязательно строится с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.).

Наполняемость предметно-развивающей я планирую на целый год (это отражено в годовом и календарном планировании. Все это пишется в электронном виде), от этого она меняется в зависимости от изучаемой темы, поэтому предметно - развивающая среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям.

Создавая развивающую среду я ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Обеспечить условия для развития познавательных и творческих способностей детей.

  2. Поддерживать познавательную активность, обеспечение ее дальнейшего рост

  3. Создать условия для реализации усвоенных во время образовательной деятельности способов деятельности, приобретенных знаний.

  4. Создать условий для эмоционального проживания ребенком различных ситуаций с целью осмысления воспринятых содержаний.

В процессе создания развивающей среды я держусь следующих принципов:

информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

Мною создана модель развивающей среды и она такова: Пространство группы условно разделено на 3 сектора.

Активный, рабочий, спокойный!

Активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включающий в себя:

  1. центр игры

  2. центр двигательной деятельности

  3. центр конструирования

  4. центр музыкально театрализованной деятельности

Это сектор способствует:

1. Развитию этических ценных форм, способов поведения и отношений с людьми: коммуникативных навыков, умения устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтов.
2. Обеспечению активизации всего чувственного аппарата ребенка для познания окружающего мира и успешной социализации в нем, через игровые виды деятельности.
3. Развитию представлений о поступках, людей (великих, известных) как пример возможностей человека.
4. Формированию представлений о важности безопасного поведения, соблюдения необходимых норм и правил в общественных местах, на улице и в транспорте, при действиях с травмоопасными предметами.
5. Развитию и обучению детей средствами игровой предметности.
6.Стимулированию и развитию познавательной активности ребенка.
7.Формированию трудовых и безопасных навыков.

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним. )

1.Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики.

Этот сектор способствует:
1Стимулированию и развитию познавательной активности ребенка.
2.Развитию системы элементарных математических, коммуникативных, навыков.
3.Формированию у детей представлений о сенсорных эталонах.
4.Формированию стремления к освоению нового.
5.Развитию и обучению детей средствами игровой предметности.
6.Стимулированию и развитию речевой активности и всех компонентов речевой системы ребенка.
7.Ознакомлению с грамматическими конструкциями связной речи через восприятие народного произведения (сказка, миф, легенда, рассказ).

Спокойный сектор:

  1. Центр книги

  2. Центр отдыха

  3. Центр природы

Это сектор способствует:

1 .Развитию представлений о нравственных качествах: об уме, храбрости, хитрости, глупости, о добре и зле, о героизме и трусости, о щедрости и жадности; определяющие нормы поведения детей
2.Развитию эмоционально-чувственной сферы, нравственно-этических отношений.
3.Формированию потребности рассматривать, беседовать по поводу ее содержания.

4. Формированию познавательного развития ребенка.
5.Формированию эколого-эстетического развития.
6.Формированию нравственных качеств;
7.Формированию экологически грамотного поведения;
8.Экологизации различных видов деятельности.

В группах мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью мною используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, стулья, маленькие табуретки.

Созданная мной развивающая среда отвечает следующим критериям:

Критерий дистанции, позиции при взаимодействии

Первоочередным условием модели является установление контакта.

Задушевное общение ребёнка и взрослого, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Для этого используется разновысокая мебель.

Кроме того, важно установить верную психологическую дистанцию и с каждым ребёнком, и с группой в целом. Но при этом я помню, что одни дети лучше чувствуют себя на более близкой, «короткой» дистанции, другие на более «длиной». В связи с этим планировка группы такова, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.

Критерий активности

Ребёнок и я в детском саду становимся творцами своего предметного окружения.

По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в группе интенсивно развивающая, провоцирующая возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.

Критерий стабильности динамичности развивающей среды

В интерьере выделяются определённые многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности.

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), реализуется с помощью разворачивающихся поролоновых матов и т. п.

Критерий комплексирования и гибкого зонирования

Вплотную примыкает к предыдущему «принципу стабильности - динамичности».

Жизненное пространство в группе дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии с интересами и желаниями свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу - физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, рассматриванием иллюстраций, играми и т. д.

Критерий открытости - закрытости

Представлен в нескольких аспектах.

Это открытость природе. Создан уголок природы в группе.

Это открытость обществу. Особым правом участия в жизни дошкольного учреждении пользуются родители.

Это открытость своего «Я» собственного мира. Здесь использую зеркала, которые помогают ребёнку сформировать образ своего «Я». В помещении группы в семейном уголке развешены самые разные фотопортреты детей и взрослых в различных сочетаниях, отражающих возрастную динамику.

Критерий учёта половых различий детей.

Среда построена с учётом половых различий предполагает представление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонность в соответствии с принятыми в обществе мужественности и женственности.

Результатом такой развивающей среды становится следующее:

Воспитанники активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и когнитивное развитие; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

При организации предметно-пространственной среды в группе я провожу сложную, многоплановую и высокотворческую деятельность. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Я в свободное время рисуют, шьют, вяжу, придумываю интересные игры, нестандартное оборудование для групп.

Я считаю, что созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей.

Такая организация пространства является одним из условий среды, которое дает возможность мне приблизиться к позиции ребенка. С этой целью у меня свой девиз «Не над, не рядом, а только вместе с ребенком!»

Я считаю, что целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в моей группе играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.


© 2010-2022