Рабочая программа по обществознанию 10-11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Рассмотрено

на заседании ШМО

Председатель

_____________________


«__»_______2015г.


Согласовано

Заместитель директора

ГБОУ Школа № 717

Селянина Ж.А.

_____________________


«__»_______2015г.


Утверждаю

Директор

ГБОУ Школа № 717

Леонтьева Н.В.


_____________________


«__»_______2015г.



Рабочая программа

по курсу «обществознание»

10 - 11 класс

Рабочая программа составлена на основе программы федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой (профильный уровень) по курсу «Обществознание» 10-11

Автор курса Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова



Учебная литература Реализует программу: Венидиктова Л.В.

«Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой (профильный уровень). Учебник для 10-11 класса общеобразовательных учреждений, - М.: «Просвещение», 2009

2015-2016 учебный год



РАБОЧАЯ программа по обществознанию

базовый уровень

10-11 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию 10-11 класса составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. ( Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);

  • Примерной программы основного общего образования по истории для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;

  • Закона РФ « Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12. 2007 № 313-ФЗ;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой (базовый уровень) по курсу «Обществознание» 10-11 классов к учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева (базовый уровень). Программа рассчитана на 34 часа (1часа в неделю).

Уровень и направленность рабочей программы:

Средняя полная общеобразовательная программа, базовый уровень

Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.

Статус документа

Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.

Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.


Цели

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Человек как творец и творение культуры (14 час)

Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.

Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.

Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.

Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.

Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

Общество как сложная динамическая система (10 час)

Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.

Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Экономика (30 час)

Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.

Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.

Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.

Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.

Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.

Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.

Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Социальные отношения (14 час)

Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.

Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.

Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства

Политика как общественное явление (16 час)

Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.

Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.

Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.

Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.

Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.

Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.

Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.

Человек в системе общественных отношений (14 час)

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.

Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.

Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.

Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.

Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.

Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

Правовое регулирование общественных отношений (30 час)

Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.

Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.

Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.

Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.

Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.

Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.

Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.

Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.

Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.

Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Резерв учебного времени 18 часов.

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • написание творческих работ по социальным дисциплинам.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:


  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);


  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  9. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

  • пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками обучающихся.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Обществознание 10 класс

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Философия об обществе. Наука и философия. Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях. История мировой и отечественной философской мысли. Лао-цзы. Конфуций. Платон. Аристотель. Прокопович. Кантимир. Радищев. Чаадаев. Западники и славянофилы. Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор Общественные потребности и мир профессий. Особенности профессий социально-гуманитарной направленности.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать- основные философские понятия общества, развитие теорий об обществе в разные периоды развития, идеи философских мыслителей о развитии человека и общества;

Уметь- объяснить теории философов -просветителей, найти отличительные черты русских мыслителей от мировых философов;

Использовать в практической деятельности- сравнить философские взгляды учёных разных эпох, выделить главное и общее - указать различия.

Раздел 2 . Общество и человек

Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии. Общество и общественные отношения. Уровни социально-философского анализа Общество и природа. Общество как развивающаяся система. Сферы общественной жизни. Типология обществ. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Историческое развитие человечества. Теории локальных цивилизаций и общественно-экономических формаций. Исторический процесс и его участники. Общественный прогресс и свобода в деятельности человека. Прогресс и регресс. Свобода как познанная необходимость. Свободное общество.

Требования к обучению учащихся:

Знать - основные понятия: человечество, антропогенез, уровни социально-философского анализа, сущность и отличительные черты основных типов обществ, положения теорий локальных цивилизаций и общественно-экономических формаций, общественное развитие;

Уметь- охарактеризовать науки, изучающие человека, уметь выделить характерные черты цивилизаций, объяснить понятия - аксиология, секуляризация, знак, символ;

Использовать в практической деятельности- соотнести общественные институты и сферы общественной жизни, обосновать свою позицию о будущем человеческого общества.

Раздел 3 . Деятельность как способ существования людей

Содержание и формы деятельности людей. Потребности и интересы. Духовная сфера жизни общества. Духовная деятельность. Трудовая и политическая деятельность. Труд как вид человеческой деятельности. Цели и средства политической деятельности.

Требования к обучению учащихся:

Знать- сущность, структуру и виды деятельности, основные понятия: труд партнёрство, политика, политическая власть,

Уметь- объяснить мотивы деятельности, условия , дисциплина, культура труда;

Использовать в практической деятельности- проиллюстрировать соотношение деятельности и поведения на примере своих товарищей.

Раздел 4. Сознание и познание

Познаваемость мира. Бытиё и познание. Чувственное и рациональное познание. Истина и её критерии. Пути познания мира. Миф и познание мира. Научное познание и его уровни. Социальное познание. Знание и сознание. Научное познание природы и его принципы. Общественное сознание. Самопознание и развитие личности.

Требования к обучению учащихся:

Знать- основные понятия: знание, познавательная деятельность, гносеология, ощущение, восприятие, эмпиризм, рационализм, сенсуализм;

Уметь- привести примеры чувственного и рационального познания, культурный контекст, идеальный тип, массовое сознание;

Использовать в практической деятельности- выявить факторы, влияющие на самопознание личности

Раздел 5 Личность и межличностные отношения

Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Становление и направленность личности. Периодизация развития личности, структура её направленности. Общение и его виды. Коммуникация и средства общения. Общение как взаимодействие. Формы общения. Малые группы, их классификация. Межличностные отношения в группе. Конформность. Групповая дифференциация и лидерство. Семья как малая группа. Молодежные группы. Асоциальные группы. Неформальные молодёжные группы . Молодёжная субкультура.

Требования к обучению учащихся:

Знать- основные понятия: индивид, личность, общение и его виды, малая группа и её классификация, семья как малая группа;

Уметь- различать виды общения, межличностное взаимодействие, межличностная совместимость, конформность;

Использовать в практической деятельности- рассказать об особенностях своей личности, формах юношеского общения, о видах молодёжных формальных и неформальных групп.

Раздел 6. Экономика. Микроэкономика

Экономика и экономическая наука. Основы хозяйственной жизни человечества. Ограниченность ресурсов. Главные вопросы экономики. Труд. Торговля. Кривая производственных возможностей. Экономические системы, их квалификация. Традиционная, рыночная, командная системы. Смешанная экономика, её элементы. Собственность, её виды. Микроэкономика. Закон спроса. Величина, кривая, эластичность спроса. Закон предложения. Кривая предложения. Рыночное равновесие. Понятие рынка. Причины и следствия нарушения рыночного равновесия. Фирма в экономической теории. Признаки фирмы и её прибыль. Виды фирм, их деятельность. Влияние конкуренции на деятельность фирм. Типы конкуренции.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать - основные понятия экономики: макроэкономика, микроэкономика, основные законы экономики, экономические системы и их особенности, понятие рынка, роль фирм в экономической сфере;

Уметь - объяснить составляющие экономики, определения основных измерителей экономики, найти отличия экономических систем, строить графики кривых основных законов экономики;

Использовать в практической деятельности - выполнить роли менеджера, руководителя фирмы, выявить отличия расходов от затрат в повседневной практике, провести анализ современного развития экономики нашей

Раздел 7. Право

Происхождение права и государства. Возникновение и развитие теории права и государства. Сущность права. Государство как публичная власть. Формы государства. Функции государства. Гражданское общество и государство. Элементы гражданского общества. Право в системе социальных регуляторов. Нормы права. Право и мораль. Источники права. Виды нормативно-правовых актов. Правовые системы. Структура системы права. Романо-германская, Англосаксонская и мусульманская правовые системы. Правотворчество. Принципы и виды правотворческой деятельности. Реализация и толкование права. Правовые отношения и его субъекты. Правоспособность и дееспособность. Юридический факт. Законность и её принципы. Правовой порядок и правовое регулирование. Понятие и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Понятие преступления и его виды. Правоохранительные органы страны. Понятие и сущность прав человека. Структура прав человека. Конституционное право РФ. Предмет и методы регулирования конституционного права. Основы конституционного строя России. Экономическая, политическая, социальная системы общества. Федеративное устройство России. Понятие и признаки системы органов государственной власти РФ. Конституционный статус личности. Конституционные права и свободы. Гражданство и его специфика. Институт гражданства в Российской Федерации. Избирательное право. Избирательный процесс.

Требования к обучению учащихся:

Знать- условия возникновения права, происхождения государства, типологию государств, понятие гражданского общества, основные виды нормативно-правовых норм, систему институтов права, основные его отрасли;

Уметь- составить таблицу «Классификация функций государства», назвать отличия в понятиях мораль и право, раскрыть суть признаков социальных норм, объяснить прядок принятия законов в Российской Федерации;

Использовать в практической деятельности- подобрать материал СМИ, Интернета по вопросам реализации внешнеполитической деятельности России, используя положения Конституции РФ составить перечень прав и свобод граждан нашей страны, посетить избирательный участок во время выборов.















Учебно-тематический план для 10 класса

п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

Виды контроля

1

Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

Проверка таблиц, схем; творческое сочинение-эссе, работа по индивидуальным карточкам, обсуждение докладов, самостоятельная работа.

2

Общество и человек

Понятийный диктант, тестирование, практикумы, самостоятельная работа.

3

Деятельность как способ существования людей

Устный опрос, заполнение таблицы.

4

Сознание и познание

Тестирование, обсуждение докладов.

5

Личность и межличностные отношения

Защита презентаций, работа по индивидуальным карточкам.

6

Экономика

Решение задач, устный опрос, тестирование, самостоятельная работа.

7

Право

Решение задач, творческое сочинение-эссе, обсуждение докладов, самостоятельная работа.

Всего

70

4 самостоятельные работы.



Обществознание 11 класс.

(68 часов, 2 часа в неделю)

Раздел 1. Социальное развитие современного общества

Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация. Социальная мобильность и социальные лифты. Cоциальные институты. Социальная инфраструктура. Социальные статусы и роли. Социальная адаптация. Социальные ценности и нормы. Отклоняющееся поведение и социальный контроль. Преступность. Социальные интересы и формы социального взаимодействия. Социальный конфликт. Этнос и нация. Этническое многообразие современного мира. Межэтнические отношения и национальная политика. Демография. Институт семьи и брака. Молодёжь в современном обществе. Молодёжная субкультура. Социальная структура Российского общества.

Требования к обучению учащихся:

Знать - структуру современного общества, критерии социальной стратификации, назначение социальных институтов, суть процесса социализации личности, определения различных этнических образований, направления молодёжной политики государства.

Уметь - составить структуру современного общества, объяснить теорию П.Сорокина, привести примеры современных молодёжных субкультур, составить эссе на тему межэтнических современных отношений

Использовать в практической деятельности - формировать в себе правовую личность с учетом современности.

Раздел 2. Политическая жизнь современного общества

Политическая система и политический режим. Принципы и ценности демократии. Парламентаризм. Государство в политической системе. Внутренняя и внешняя политика. Государственная служба. Правовое государство и гражданское общество. Роль СМИ в политической жизни. Политическое сознание и политическое поведение. Политическая идеология. Политические партии и движения. Лидеры и элиты в политической жизни. Избирательная система. Человек в политической жизни. Политический конфликт. Политический процесс.

Требования к обучению учащихся:

Знать- сущность политической системы, основные принципы и ценности демократии, роль государства в политике, систему политических партий и их программы, формы и виды избирательных кампаний.

Уметь- выделить основные направления политики современной России.

Использовать в практической деятельности- принять участие в политических акциях избирательных кампаниях в качестве наблюдателя.

Раздел 3. Духовная культура и современное общество

Духовное развитие общества. Материальная и духовная культура. Диалог культур. Толерантность. Духовный мир личности. Менталитет. Мораль и нравственность. Наука и её функции. Образование. Тенденции развития образования в современном мире. Религия и её роль в жизни общества. Мировые религии. Место искусства в духовной культуре. Современное искусство. Массовая культура. Многообразие современного мира. Современный этап в развитии традиционных обществ. Индустриальное и постиндустриальное общество. Глобализация и её последствия. Сетевые структуры в современной мировой политике. Глобальные проблемы современности.

Требования к обучению учащихся:

Знать- сущность культуры, её формы, виды, функции, понятие менталитета, роль науки и образования в современном обществе, искусство как феномен культуры, современные религии; различия и типологию современных обществ, причины и последствия современной глобализации.

Уметь - выделить характерные черты массовой и элитарной культуры, объяснить основные каноны мировых религий; дать развёрнутое толкование формулы «Единство в многообразии», оценку процесса глобализации на современном этапе.

Использовать в практической деятельности составить развёрнутый план ответа на вопрос «Роль духовной культуры в жизни общества», дать развёрнутое толкование формулы «Единство в многообразии», оценку процесса глобализации на современном этапе.

Раздел 5. Экономика. Макроэкономика и международная экономика

Причины возникновения и формы денег. Функции денег и денежная масса. Эмиссия денег. Наличные и безналичные денежные средства. Бартер. Активы и ликвидность. Инфляция и её последствия. Банки и их виды. Принципы кредитования. Депозиты и кредитный договор. Банковская система. Фондовая биржа. Центральный банк и кредитно-денежная система страны. Закон денежного обращения. Уравнение обмена Фишера. Рынок труда. Заработная плата. Трудовой контракт. Причины и виды безработицы. Государственная политика поддержки занятости. Семейная экономика. Социальный трансферт. Макроэкономические процессы в экономике страны.

Экономические измерители- ВВП, ВНП, НД. Макроэкономическое равновесие. Налоговая политика. Налоги, их функции и виды. Принципы налогообложения. Кривая Лаффера. Налоговая система России. Государственный бюджет. Фискальная политика государства. Экономические циклы и их фазы. Виды кризисов. Экономический рост. Мировая экономика. Международные экономические отношения. МВФ. Международная торговля. ВТО.

Требования к обучению учащихся:

Знать- сущность денег, их роль в экономическом обращении, причины возникновения инфляций,

виды банков, принципы кредитования, виды и формы заработной платы, составляющие семейной экономики, экономические измерители, кредитно-денежную структуру государства, виды и формы налогов, порядок формирования государственного бюджета, экономические циклы и экономический рост.

Уметь. - различать виды банков, дать определения понятий: бартер, ликвиды, построить график экономического роста страны за определённый период, объяснить суть фискальной политики государства.

Использовать в практической деятельности - сделать экономический анализ государственного и местного бюджетов на текущий год, проанализировать составляющие семейного бюджета в своей семье.

Раздел 6. Право. Отрасли права

Гражданское право: предмет, метод, функции, цели, законодательство. Гражданско-правовые отношения. Субъекты гражданского права. Физические и юридические лица. Предпринимательская деятельность и её виды. Сделки в гражданском праве: виды, формы. Гражданско-правовой договор. Наследование и его правовая регламентация. Защита имущественных прав и ответственность в гражданском праве.

Семейное право. Семейное право как отрасль. Юридические понятия семьи и брака. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Права, обязанности и ответственность членов семьи.

Трудовое право. Трудовые правоотношения. Работник и работодатель. Трудоустройство и занятость. Трудовой договор. Заработная плата. Дисциплина труда. Защита трудовых прав работников. Трудовые споры и порядок их решения. Правовые основы социальной защиты и обеспечения. Пенсии и пособия.

Административное право. Административные правоотношения. Органы исполнительной власти. Государственная служба. Административно-правовой статус гражданина. Административные правонарушения, их виды.

Уголовное право. Уголовный закон и принципы его применения. Действие закона в пространстве и во времени. Преступление: состав, вина, стадии. Наказание: цели, виды, обстоятельства, ответственность.

Экологическое право. Характеристика экологического права. Право человека на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Международное право. Понятие и особенности. Субъекты международного права. Источники.

Структура. Международное гуманитарное право: понятие, история возникновения, источники, принципы, нормы, нарушения, Международное гуманитарное право в условиях военных конфликтов.

Процессуальное право. Гражданский процесс: принципы, участники. Прохождение дела в суде.

Арбитражный процесс: понятие, правила, исполнение судебных решений. Уголовный процесс:

принципы, участники, меры принуждения и пресечения. Судебное производство. Конституционное судопроизводство: понятие, принципы, стадии.

Требования к обучению учащихся:

Знать- сущность права, основные отрасли и их особенности. Характерные черты гражданского, семейного, трудового, административного, уголовного, экологического, международного, процессуального права, знать права человека и степень ответственности за их неисполнение.

Уметь - объяснить принципы, стадии, порядок применения основных положений отраслевого права.

Использовать в практической деятельности - составлять различные виды правовых договоров, обращаться в соответствующие органы надзора по различным своим личным проблемам

Учебно-тематический план для 11 класса


п/п


Разделы, темы

Кол-во

часов


Виды контроля


1

Социальное развитие современного общества


20

Проверка таблиц, схем; работа по индивидуальным карточкам, обсуждение докладов, самостоятельная работа.

2

Политическая жизнь современного общества

20

Понятийный диктант, тестирование, практикумы, самостоятельная работа, задание С8 формата ЕГЭ.

3

Духовная культура и современный мир

13

Устный опрос, задания С5, С8 формата ЕГЭ, самостоятельная работа.


4

Экономика. Макроэкономика и мировая экономика

5

Тестирование, решение заданий А8 - работа с графиками, самостоятельная работа.


5

Право. Отрасли права.

5


Защита презентаций, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельная работа.


6

Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

5


Решение типовых вариантов ЕГЭ.

Всего

68

5 самостоятельных работ.



Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);

  • критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

  • анализ современных общественных явлений и событий;

  • освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

  • защита исследовательских работ и презентаций.

  • присутствие на судебных процессах

Требования к уроню подготовки обучающихся и выпускников:

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

  • особенности социально-гуманитарного познания.

  • виды деятельности людей, пути познания мира, виды и формы общения:

  • сущность экономической теории, виды и типы экономических систем, микроэкономику, основные законы экономики:

  • роль права в жизни общества, теорию государства и права, правовые системы, Конституционное право.

Уметь:

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


  1. успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

  2. совершенствования собственной познавательной деятельности;

  3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

  4. решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  5. ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

  6. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  7. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  8. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей, осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.


Литература и средства обучения

Обществознание Учебник для 10 класса. Профильный уровень./ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М., Просвещение 2011

Обществознание Учебник для 11 класса. Профильный уровень./ под ред. Л.Н. Боголюбова.- М., Просвещение 2012

Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 кл. - М., Вита-Пресс, 2010

Право. Учебник для учащихся 10 кл. профильный уровень. / под ред. Л.Н. Боголюбова - М., Просвещение, 2010

Право. Учебник для учащихся 11 кл. профильный уровень. / под ред. Л.Н. Боголюбова - М., Просвещение, 2011

Сборник нормативных документов. Право - М., Дрофа, 2008

Сборник нормативных документов. Экономика. - М., Дрофа, 2008

Обществознание в таблицах. Школьная программа М., 2009

Справочник школьника. Обществознание, М., 2008

Конституция РФ. М., 2009

Экономика. 10-11 кл.: контрольные задания, тесты- авт.-сост. О.И. Медведев -Волгоград, 2009

Баранов П.А. Обществознание 500 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ. М., Астрель, 2013.

Баранов П.А. Обществознание: экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» М., Астрель. 2013

В процессе реализации рабочей программы предусмотрены различные виды занятий и формы контроля, определяемые учебно-тематическими и календарно-тематическими планами.

Интернет-ресурсы. Защита презентаций. Ролевые игры. Участие в избирательных и судебных процессах в качестве наблюдателя. Решение задач по экономике и составление графиков и расчётов. Контрольное тестирование в форме ЕГЭ.




ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Планирование курса обществознание 10 класс

2015-2016 учебный год

Базовый уровень

35 часов


№ урока

Тема

Домашнее

задание


Тема I. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность



1

Вводное занятие

Записи в тетради

2

Наука и философия

пар.1

3

Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

2

4

Философия и общественные науки в Новое время и Новейшее время

3

5

Из истории русской философской мысли

4

6

Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор

5-6


Тема II. Общество и человек



7

Происхождение человека и становление общества

7

8

Сущность человека как проблема философии

8

9

Общество и общественные отношения

9

10

Общество как развивающаяся система

10

11

Типология обществ

11-12

12

Историческое развитие человечества

13

13

Исторический процесс

14

14

Проблема общественного прогресса

15

15

Свобода в деятельности человека

16


Тема III. Деятельность как способ существования людей



16

Деятельность людей и её многообразие

17

17

Содержание и формы духовной деятельности

18

18

Трудовая деятельность

19

19

Политическая деятельность

20


Тема IV. Сознание и познание



20

Проблема познаваемости мира

21

21

Истина и её критерии

22

22

Многообразие путей познания мира

23

23

Научное познание

24

24

Социальное познание

25

25

Знание и сознание

26

26

Самопознание и развитие личности

27


Тема V. Личность.

Межличностные отношения

27

Индивид. Индивидуальность. Личность

28

28

Возраст и становление личности. Направленность личности.

29-30

29

Общение как обмен информацией, как взаимодействие и понимание.

31-33

30

Малые группы

34

31

Групповая сплоченность и конформное поведение. Групповая дифференциация и лидерство.Конфликты.

35-36

32

Семья как малая группа

37

33

Антисоциальные и криминальные молодежные группы

38

34-35

Итоговые уроки












ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Планирование курса обществознание

11 класс

68 часов ( 2 часа в неделю)


№ урока

Тема

Домашнее задание


Тема I. Социальное развитие современного общества


1-2

Социальная структура и социальные отношения

§ 1

3

Социальные институты

§ 2

4

Роль экономики в жизни общества

§ 3

5-6

Социальные статусы и роли

§ 4

7-8

Социальные ценности и нормы

§ 5

9

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

§ 6

10

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

§ 7

11

Этнос и нация

§ 8

12-13

Межэтнические отношения и национальная политика

§ 9

14

Демография современной России

§ 10

15-16

Институт семьи и брака

§ 11

17

Быт и бытовые отношения

§ 12

18

Молодежь в современном обществе

§ 13

19-20

Социальная структура российского общества

§ 14


Тема II. Политическая жизнь современного общества


21

Политическая система. Форма государства

§15

22

Политические режимы. Авторитарный политический режим

§15, записи в тетради

23

Политические режимы. Тоталитарный политический режим

§ 15, записи в тетради

24

Политические режимы. Демократия

§ 15, записи в тетради

25

Государство в политической системе

§ 16

26

Формы правления. Монархия, ее виды

записи в тетради

27

Республика, ее виды

записи в тетради

28

Административно-территориальное устройство государства

записи в тетради

29-30

Правовое государство и гражданское общество

§ 18

31

Роль СМИ в политической жизни

§ 19

32

Политическое сознание

§ 20

33

Политическое поведение

§ 21

34-35

Политические партии и движения

§ 22

36

Лидеры и элиты в политической жизни

§ 23

37

Выборы в демократическом обществе

§ 24

38

Человек в политической жизни

§ 25

39

Политический конфликт

§ 26

40

Политический процесс

§ 27


Тема III. Духовная культура


41

Духовное развитие общества

§ 28

42

Духовный мир личности

§ 29

43

Мораль и нравственность

§ 30

44

Наука

§ 31

45

Образование

§ 32

46

Роль и функции религии в обществе

§ 33

47

Ранние формы религии

записи в тетради

48

Мировые религии. Буддизм

записи в тетради

49

Мировые религии. Христианство

записи в тетради

50

Мировые религии. Ислам

записи в тетради

51

Место искусства в духовной культуре

§ 34

52-53

Народная культура. Массовая культура. Элитарная культура

§ 35


Тема IV. Современный этап мирового развития


54-55

Многообразие современного мира

§ 36

56-57

Глобализация и ее последствия

§ 37

58-59

Сетевые структуры в современной мировой политике

§ 38

60-61

Целостность и противоречивость современного мира

§39

62

Урок-практикум по теме «Современный этап мирового развития»


63

Повторительно-обобщающий урок по теме «Современное общество»


64-68

Предэкзаменационное повторение










© 2010-2022